11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шишкин иван иванович краткая биография для детей. Биография Шишкина

Биография и картины Ивана Ивановича Шишкина

  • Год рождения: 25 января 1832
  • Дата смерти: 20 марта 1898
  • Страна: Россия

Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге (Вятская губерния, ныне – Татарстан). Его отцом был купец второй гильдии – Иван Васильевич Шишкин.

Даже в детстве Шишкин был личностью незаурядной. Его честность всегда была неподкупной, благодаря чему он относительно молодым стал городским головой в Елабуге и пробыл на этой должности целых 8 лет. Он немало потрудился на благо родного города: до сих пор частично действует построенный им водопровод.

Однако купечество оказалось слишком тесным для Шишкина обществом. Он увлекался механикой, историей, археологией, естественными науками. Сочинил собственное жизнеописание, выпустил “Историю города Елабуги”, активно участвовал в раскопках.

Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. Наставником молодого художника стал А.Мокрицкий – очень чуткий и внимательный педагог. Он и помог Шишкину найти себя в искусстве.

В 1856 году юноша поступает в петербургскую Академию художеств к С.Воробьеву. Однако, с предыдущим учителем он не перестает общаться.

В Академии молодой художник буквально расцвел. Его успехи активно отмечали медалями и наградами. Он даже получил право на заграничную стажировку, однако, отказался от нее и уехал в 1861 году в родную Елабугу, где неустанно работал.

За границей все же Шишкин жил – в Швейцарии и Германии. Также посетил и другие европейские страны. Он подружился со многими представителями мирового искусства. О “богатыре” Шишкине писал и Репин в своих записках. Кстати, этот богатырский глас прозвучал от Шишкина-бунтаря. В 1870 году, благодаря Шишкину, появилось Товарищество передвижных художественных выставок, которое ознаменовало начало новой художественной эпохи.

Трагически складывалась личная жизнь Шишкина. Обе его супруги умерли довольно рано. За ними – и оба его сына. Смерти на этом не прекратились – вслед за дорогими сердцу людьми скончался, пожалуй, самый близкий человек – отец. Шишкин с головой погрузился в работу, которая осталась единственной его отрадой.

За работой Шишкин и умер. Это произошло 20 марта по новому стилю в 1898 году. Умер художник внезапно. Утром писал в мастерской, затем навестил родных и снова вернулся в мастерскую. В какой-то момент мастер просто упал со стула. Это сразу же заметил помощник, но, подбежав, увидел, что он уже не дышит.

Иван Шишкин: жизнь и творческий путь

Вехи биографии

Зарождение Мастерства

Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуга в купеческой семье. Уже с детских лет юный Иван проявлял себя как творческий любознательный человек. Увлекался историей, археологией и естественными науками.

Отец, заметив интересы сына, после обучения мальчика в казанской гимназии отдаёт его учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852 — 1856). Наставником молодого человека становится А.Мокрицкий, российский художник, портретист, академик Императорской Академии художеств.

Окончив обучение в училище, Шишкин поступает в петербургскую Императорскую Академию художеств к М.Н. Воробьёву — значительному русскому живописцу и наставнику целого поколения отечественных пейзажистов. Кроме учёбы в Академии Шишкин начинает посещать и другие живописные места Петербурга.

В 1860 году художник получает престижную академическую награду — золотую медаль.

Заграница и новый вид искусства

Решив не останавливаться на достигнутом, Шишкин уезжает перенимать мастерство у зарубежных художников в Мюнхен, затем в Цюрих. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» приносит ему звание академика (1865).

За рубежом Иван Шишкин активно увлекается рисованием пером. Для иностранцев такие работы были удивительны и некоторые из рисунков даже оказались в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками известных художников Европы. К слову, Академия была в восторге от творчества Шишкина, по его словам, работы «произвели страшный фурор, и Совет Академии торжественно объявил, что таких рисунков Академия еще не видела».

Выставки, кружки и новое звание

Вернувшись в Петербург в 1866 году, Шишкин начинает выставлять свои картины на различных экспозициях и вернисажах. В конце XIX века (и до 1923 года) образовалось объединение российских художников, называющих себя Передвижниками, или Товариществом передвижных художественных выставок. Передвижники ставили во главу угла идеи народничества и противопоставляли себя художникам-академистам. После учреждения Товарищества Шишкин начинает выставлять свои работы, в частности рисунки пером.

Читать еще:  Вот выпадут зубы я жевать не буду. Михаил александрович шолохов нахаленок

В 1870 году Иван Шишкин интересуется петербургским кружком аквафортистов, становится членом кружка. Пробуя выполнять гравирование «царской водкой» (смесь концентрированных азотной и соляной кислот, способная растворять золото), Шишкин вошёл во вкус и уже не бросал этот вид творчества, уделяя равное внимание гравированию и живописи.

Неустанное совершенствование, мастерство и разносторонность усиливали за Иваном Шишкиным славу одного из лучших русских живописцев и талантливого аквафортиста.

В 1873 году Шишкин получает от Академии Художеств профессорское звание за картину «Лесная глушь». Через 19 лет художника приглашают руководить пейзажной мастерской (обособленные творческие группы в высших учебных заведениях, руководителями которых становились ведущие художники и педагоги).

Умер Шишкин 8 (20) марта 1898 за делом всей своей жизни — за работой над новой картиной.

Раннее творчество

Среди мастеров русского пейзажа Иван Иванович Шишкин занимает, пожалуй, признанное лидирующее место. Ему удавалось воплощать растительные формы с удивительной точностью, чувством — передавать не только внешнее сходство, но будто чувствовать «душу» любого деревца, кустика и травинки. Каждая ель в сосновом лесу, каждый дубок в чаще — всё передавало истинный вид природы. Если на картине была изображена непролазная чащоба, то любой зритель будто бы переносился прямо туда, в лес, настолько реалистичны были полотна художника. Переплетённые корни, спутавшиеся ветки, валежники, камни, песок, сухие листья и влажные после дождя стволы деревьев, молодая поросль и усохший бурьян — всё это принимало вид совершенной действительности.

Ранним работам Шишкина («Пейзаж с охотником. Остров Валаам», 1867 г.; «Летний пейзаж», 1867 г., «Рубка леса», 1867; «Лес вечером», 1866-1869 гг.) присуще романтическое «кулисное» построение картины. Несмотря на чётко оформленные планы, нет ещё полного, общего образа. Но уже в 1869 году, например, в картине «Полдень. В окрестностях Москвы», единство образа уже воплощается в действительности, в частности благодаря тонкой чувственности неба, облаков и удивительно натурально изображённой почве.

Творческая зрелость

Картины «Перелесок», «Скамейка в аллее» (1872); «Рожь» (1878); «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880 г.); «Пасека», «На окраине дубового леса» (1882 г.) ярко свидетельствуют о зрелости в творчестве художника, о становлении Мастера. Это не только образы природы, но образы в конкретный промежуток времени — будь то полуденные лучи солнца или озаряющий лес розоватый закатный свет («Лес вечером», 1869 г.). Потрясающее внимание к деталям проявляется не только в описании предметов, но и в подаче освещения их солнечными лучами, прописывании контуров тени.

Чаще всего художники любят изображать яркие контрастные природные явления — рассветы, закаты, бури. А писать «пограничные состояния» может не каждый. Шишкина называют художником полудня, в честь его мастерских работ по изображению полуденного света: солнце в зените, природа как бы сливается, нет ярких очертаний и теней. Создавать такие чудесные образы, писать натурально и свежо — вот одно из призваний Шишкина, сравниться с мастерством которого оказалось практически невозможно.

Реализм всё сильнее проступает на полотнах художника. Каждый кусочек природы прописан с удивительной точностью и кропотливостью. Считается, что одним из людей, оказавшим сильное влияние на творчество Шишкина,был елабужанин Капитон Иванович Невостроев — священник, занимающийся описанием рукописей в московской синодальной библиотеке. Он говорил: «Красота, нас окружающая, — это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника — как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». И действительно, Иван Шишкин скрупулезно передавал все детали природы, поэтому и все пейзажи, написанные рукой мастера, пронизаны духовностью и связью с Родиной.

Шишкин признан настоящим «певцом» земли и дерева. Для мастера не может быть просто «почва» или просто «лес», это всегда конкретный подробный предмет картины. Знание природы у Шишкина было потрясающее. Рассказывают, что однажды, во время визита в мастерскую Репина, Иван Иванович заметил на полотне художника изображённый сплав плотов по реке. Шишкин спросил у своего коллеги, из какого дерева изготовлены эти плоты, на что Репин недоумённо ответил, что разницы нет, ведь это рисунок, а не настоящий плот. На такое замечание Шишкин подробно отвечал, что разница в изображениях плотов из различных пород дерева велика. Ведь только из некоторых пород деревьев может получиться настоящий плот, тогда как из прочих выйдут либо набухшие брёвна, либо и вовсе плота не получится — вся конструкция пойдёт на дно.

Читать еще:  Откуда мы знаем о прошлом. Что мы знаем о нашем прошлом или версии краеведа

Природа у Шишкина не сама по себе и не только лишь часть земной жизни. Русская природа — это часть России, образ Родины: «Рожь», «Среди долины ровныя. » (1883 г.); «Лес зимой» (1884 г.). Лесные «герои» прописаны с потрясающей точностью как с близкого расстояния — «Дубы. Вечер» (1887 г.), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888 г.), «Кора на сухом стволе» (1889 — 1890 гг.), так и на «общем» плане — «Сестрорецкий бор» (1886 г.); «Поляна в лесу», «Скалистый пейзаж» (1889 г.); «Дорога» (1890 г.).

Отдельную ценность представляют рисунки и офорты (гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотой). Шишкин был неутомимым рисовальщиком, художник оставил после себя десятки тысяч рисунков. Природа, изображённая не так красочно, как в живописи, ничуть не потеряла своё очарование и детальность — «Вырубленный лес», «Сестрорецк», «Сосны», «Часть ствола сосны».

Неизвестный «известный Шишкин»

Утро и медведи

Главным и, пожалуй, любопытнейшим в истории написания известного полотна И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» является тот факт, что создание картины принадлежит не только Ивану Ивановичу. За «флору» на картине отвечал Шишкин, а вот за «фауну» — известный анималист Константин Савицкий.

Шишкин прекрасно изобразил на картине сосновый лес, написание же мишек «досталось» талантливому Савицкому. Когда картина была закончена, было решено поставить подписи обоих художников на полотне. Так, картина с двумя подписями и отправилась к известному российскому коллекционеру и меценату Павлу Третьякову, который выкупил её ещё на стадии написания.

Заметив две подписи на полотне, предприниматель воспротивился — ведь он купил картину одного Шишкина, а не нескольких художников. Таким образом, Ивану Ивановичу пришлось согласиться с Третьяковым и удалить подпись Савицкого. И по сей день «Утро в сосновом лесу» выставляется под именем одного художника — И.И. Шишкина.

Не такой, как все

И.И. Шишкин выходил за принятые рамки не только своим творчеством, но и стилем жизни. Многие художники умирали так и не став известными при жизни, а Шишкин прославился ещё в молодости. Он был известен не только на Родине, но и в других странах.

Большинство собратьев по творчеству Шишкина испытывали стеснение в средствах или имели неудачи на семейном поприще. Шишкин же был дважды женат и не испытывал материальных затруднений.

Современники, знавшие художника близко, описывали Шишкина как человека душевного, шутливого, хотя незнакомым людям он казался весьма замкнутым, за что и получил прозвища «монах» и «семинарист».

Живописная география

Рассматривая картины И.И. Шишкина, невольно вспоминаешь родные поля, лес, в котором гулял в детстве, дорожки. Кажется, что художник описал именно родные зрителю места. Непременно хочется узнать, где же именно был художник, когда писал ту или иную картину.

А «география» пейзажей Шишкина поистине обширна. Учась в Москве, Иван Иванович изображал московскую природу — для этого он отправлялся в Троице-Сергиеву Лавру, Лосиноостровский лес, Сокольники. Находясь в Петербурге, Шишкин писал пейзажи Валаама, Сестрорецка. Изображал белорусскую природу Беловежской пущи и, конечно же, писал родные мотивы Елабуги. Известная картина «Рожь» писалась как раз неподалёку от родного дома художника.

Иван Иванович Шишкин — потрясающий художник русской природы. В январе 2019 года будет знаменательная дата — 186 лет с даты рождения любимого народного пейзажиста.

Читать еще:  Проблема доверия аргументы из литературы. ⁠аргументы к сочинению

Иван Иванович Шишкин

Иван Иванович Шишкин один из самых знаменитых и великих русских художников. Писал картины в различных жанрах. Он был одинаково хорошим пейзажистом, живописцем и гравер–аквафортистом. Вот такой вот, разносторонний художник.

Родился Иван Иванович в купеческой семье Ивана Васильевича Шишкина. Произошло это знаменательное для русского и мирового искусства событие 25 января 1832 года. Семья жила в городе Елабуге, Вятской губернии Российской Империи.

Когда Ивану исполнилось 12 лет, он поступил в первую казанскую гимназию. Отучившись в ней до пятого класса, поступил в московское училище живописи.

После окончания курса наук в Московском художественном училище, он продолжает обучение в Петербуржской академии художеств. Иван Иванович был не очень доволен учебным процессом, проходившим в стенах художественной академии.

В свободное от занятий время Шишкин с большим усердием трудился над совершенствованием своего мастерства, и рисует картины – пейзажи. Пейзажи Шишкин писал с Петербуржских красот, благо красивых мест, вселяющих в художника вдохновение, в городе было предостаточно.

За свой первый год учебы в академии, он добился больших успехов, был награжден двумя малыми медалями из серебра.

В 1858 году художник впервые получает большую серебряную медаль. Этой чести он удостоился за картину, описывающую красоты Валаама. Годом позже удостоился золотой медали за Петербуржские пейзажи.

Шишкин благодаря усердной учебе и своему потрясающему творчеству, добился право от академии на поездку за границу. Поездка, естественно была бесплатной. В 1861 году он поехал в Мюнхен, где посетил мастерские, таких художников – мастеров, как Бено Адамова и его брата Франца.

Дальше путь его лежал в Швейцарию, в Цюрих. В Швейцарии он работал под началом профессора Коллера, который доводил до совершенства мастерство Шишкина. Побывав потом в Женеве, он выполнил картину, отобразив в ней вид Женевской окрестности. Картина была выполнена очень профессионально и, благодаря этому шедевру, Иван Иванович получил звание академика.

В поездке по Европе он не только занимался живописью, но и практиковал рисование пером. Рисунок Шишкина, выполненный в этом жанре, приводил иностранцев в шоковое состояние. Многие его работы были размещены в дюссельдорфском музее, причем рядом с рисунками больших мастеров.

В 1866 году Иван Иванович возвращается на Родину. Теперь он путешествует только по просторам своего Отечества, причем совершает это постоянно. Художник искал вдохновения в красотах русской земли, и естественно его находил, отображая на холсте красоты России. Работы его постоянно выставлялись на различных выставках, в том числе и на передвижных.

У Ивана Ивановича было большое увлечение – аквафортистика. В 1870 году в Петербурге образовался кружок аквафортистов, членом которого он и стал. В 1873 году за картину «Лесная глушь», Иван Шишкин стал профессором Академии художеств.

Шишкин является самым знаменитым и самым сильным русским пейзажистом. В нашей истории не было мастера, способного составить ему должную конкуренцию. Творчество художника поражает удивительными познаниями растительных форм. Каждый компонент его картин был индивидуален, имел собственную «физиономию».

Все, что рисовал Шишкин, имело очень правдивые и реалистичные формы. Секрет этого феномена русского художника прост, он рисовал то, что видел, не приукрашивая, и не приуменьшая. Специалисты отмечают, что во многих его произведениях точность форм пейзажа, шла в ущерб колориту картин. Так же отмечается, что картины с множеством цветов, выходили у яркого мастера русского пейзажа хуже, нежели те картины, где цветовая палитра была скуднее.

Иван Иванович Шишкин – настоящий мастер пейзажа. Автор множества потрясающих картин, многие из которых хранятся в коллекции Третьяковской галереи. Творчество его – уникальное наследие, которым посчастливилось владеть нашему народу, и которое навсегда останется в сердцах и памяти. Умер Иван Иванович 8(20).03.1898г за работой над очередной картины.

Источники:

https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/814-biografiya-ivana-shishkina.html
https://rosuchebnik.ru/material/ivan-shishkin-zhizn-i-tvorchestvo/
https://ote4estvo.ru/russkie-xudozhniki/276-ivan-ivanovich-shishkin.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]