5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ф.М.Достоевский в русской литературе. Федор достоевский, реалист в высшем смысле

Федор Достоевский, реалист в высшем смысле

На вопрос «Чему вас научил Достоевский?» я отвечаю: личной ответственности. Ему было чуждо распространенное оправдание «среда заела». Сваливая свои драмы и неудачи на плохой мир, мы добровольно отказываемся от главного дара, который у нас есть, – свободы.

Удивительно, что Достоевский, будучи, пожалуй, самым национальным среди наших классиков, в то же время лучше всех других русских писателей известен в мире. Почему так? «Я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой», – писал он о себе. А что волнует каждого человека, способного заглянуть в такие глубины? Зачем я явился в этот мир и по каким законам он устроен; в чем смысл человеческого бытия; что ждет меня после смерти? Вот об этом и пишет Достоевский. У него был опыт, недоступный почти никому из нас, – переживание близости неминуемой смерти. Участников революционного кружка, возглавляемого Михаилом Петрашевским, среди которых был и Достоевский, приговорили к смертной казни. Осужденных привезли на плац, первую тройку привязали к столбам и надвинули на головы им капюшоны, прозвучала команда «На прицел!» – и лишь после этого был прочитан окончательный приговор: разные сроки каторжных работ. Казнь оказалась всего лишь инсценировкой. Вечером того же дня, перед отправкой на каторгу, Достоевский писал брату: «Быть человеком между людьми, не уныть и не пасть – вот в чем жизнь, в чем задача ее (. ) On voit le soleil! (видно солнце! – фр.)».

Главным в его романах является диалог – диалог человека со своим вторым «Я», диалог персонажей друг с другом, утверждал философ Михаил Бахтин. А главный вопрос всякого диалога – вопрос об устройстве мира, где даже такой «положительно прекрасный» человек, как князь Мышкин, не может спасти всех: спасая одного, он неизбежно бросает на произвол судьбы другого…

Одно из открытий Достоевского заключается в том, что мы совсем не всегда действуем по законам рассудка и истины, даже прекрасно зная их: «И с чего это взяли все эти мудрецы, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотенья? Человеку надо – одного только самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела». Значит, попытки рационально устроить общество обречены? «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из нее самой…» Непрочным будет общество, где человек не мог бы делать зла, – он всегда найдет для этого и повод, и возможность. Нужно, чтобы человек мог, но сам не хотел делать зла. А для этого надо найти и увидеть человека – и в самом себе, и в ближнем. Увидеть в нем брата по человечеству.

Его даты

  • 11 ноября 1821 Родился в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы.
  • 1846 Выходит в свет первое произведение – роман «Бедные люди».
  • 1849 За участие в кружке Петрашевского сослан на каторжные работы в Омский острог.
  • 1854 В возрасте 33 лет выходит на свободу и служит солдатом, а потом офицером в Семипалатинске.
  • 1859 Ему разрешено вернуться в Центральную Россию.
  • 1864 Умирают первая жена Марья Дмитриевна и брат Михаил, выходят в свет «Записки из подполья».
  • 1866 Первый роман великого пятикнижия – «Преступление и наказание».
  • 1867 Женитьба на Анне Григорьевне Сниткиной, отъезд на несколько лет за границу.
  • 1880 «Братья Карамазовы»; речь на Пушкинском празднике в Москве.
  • 9 февраля 1881 Скончался в своей квартире в Санкт-Петербурге.

Карен Степанян, доктор филологических наук, вице-президент российского Общества Достоевского, автор монографии «Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского» (Крига, 2010).

Его взгляд на мир

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать (. ); я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Эта мысль 17-летнего Достоевского прозвучит потом и в речи о Пушкине, который унес с собою в гроб «. великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Нравственность – нечто большее, чем честное поведение. Того, кто сжигает еретиков, нельзя признать нравственным, пусть даже он действует в соответствии со своими убеждениями: «это лишь честность (русский язык богат), но не нравственность».

Ответ на вопрос «Какая красота спасет мир?» есть в черновиках к роману «Бесы»: «Мир спасет красота Христова». Почему он остался в черновиках? Потому что Достоевский никому ничего не навязывал, полагая, что каждый должен прийти к истине сам.

Читать еще:  В каком рисе больше крахмала. Тема исследования: «Крахмал в продуктах питания

«Быть одному – это потребность нормальная»

«Я скажу Вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить (. ) И, однако же, бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной. Но об этом лучше перестать говорить. Впрочем, не знаю, почему некоторые предметы разговора совершенно изгнаны из употребления в обществе, а если и заговорят как-нибудь, то других как будто коробит? Но мимо об этом. (. ) Вот уже очень скоро пять лет, как я под конвоем или в толпе людей, и ни одного часу не был один. Быть одному – это потребность нормальная, как пить и есть, иначе в насильственном этом коммунизме сделаешься человеконенавистником. Общество людей сделается ядом и заразой, и вот от этого-то нестерпимого мучения я терпел более всего в эти четыре года. Были и у меня такие минуты, когда я ненавидел всякого встречного, правого и виноватого, и смотрел на них, как на воров, которые крали у меня мою жизнь безнаказанно. Самое несносное несчастье – это когда делаешься сам несправедлив, зол, гадок, сознаешь все это, упрекаешь себя даже – и не можешь себя пересилить. Я это испытал».

Письмо Н. Д. Фонвизиной. 1854 год. Полное собрание сочинений в 30 т. ( Наука, 1972–1990).

Достоевский в русской литературе

Фёдор Михайлович Достоевский – русский писатель и публицист, мыслитель и философ, чьи бессмертные произведения известны по всему миру. Фигура Достоевского является очень значительной для русской литературы; именно он был новатором, создававшим традиции веке русского реализма.

Усилия Достоевского по работе над развитием реализма не были оценены его современниками, однако от того не стали менее значительными.

Ф.М. Достоевский был признан классиком русской литературы, романистом мирового значения, первым представителем персонализма в литературном пространстве России. Его творчество оказало значительное влияние на мировую литературу и на такие направления философии и психологии, как экзистенциализм и фрейдизм.

Персонализм – направление в философии, считающее человеческую личность высшей ценностью. «Личность всегда живёт в мире, населённом другими личностями».

Достоевский творил в Золотой век русской литературы. Писатель родился в 1821 году и прожил почти шестьдесят лет. Его произведения стали одной из причин, по которым литературоведы столь высоко оценивают литературу 19-го столетия.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ранние годы жизни

С самого детства юный Фёдор Достоевским был человеком любознательным и наделённым недюжинным воображением. Он рано научился читать, изучил историю России и познакомился с творчеством таких авторов, как Карамзин, Державин, Жуковский и Пушкин. Поступив на обучение в пансион, Достоевский предпочитал чтение книг и разговоры со старшими воспитанниками различным играм.

Большое влияние на творчество Достоевского, по словам самого писателя, оказали произведения Вальтера Скотта.

Несмотря на то, что Достоевский хотел заниматься писательством, его отец настоял на его поступлении в инженерное училище. Учёба была писателю в тягость. В те годы он прочитал множество произведений авторов-классиков XVII – XVIII веков. По словам одного из своих современников, Достоевский был образованнее многих русских литераторов своего времени.

Ещё во время учёбы в училище Достоевский работал над драмами, тексты которых не сохранились, и переводил иностранные романы. Первым самостоятельным произведением, вышедшим из-под пера писателя, стал реалистический социальный роман в письмах «Бедные люди». В дальнейшем автор трижды дорабатывал произведение, прислушиваясь к прозвучавшей критике. Критика эта, впрочем, не была разрушительной. Виссарион Белинский, известный литературный критик Российской империи, высоко оценил дебютное произведение молодого автора, чем открыл ему двери в большой литературный мир.

Читать еще:  Совместимы ли скорочтение и художественная литература. Выбор книги для чтения

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Как и в самом первом, во всех своих последующих произведениях Достоевский исследует человеческую душу, углубляясь в детали характера каждого героя, анализируя его и подавая для анализа читателю. Однако написанные сразу после громко заявивших о себе «Бедных людей» произведения уже не вызвали восторгов критиков, а, напротив, оказались непонятны.

Ссылка и каторга

Возросшая известность открыла Достоевскому дорогу к новым знакомствам. В том числе познакомился писатель и с общественным деятелем М.В. Петрашевским, организовывавшим встречи, участники которых, петрашевцы, обсуждали вопросы свободы книгопечатания и отмены крепостного права. Приходя на встречи петрашевцев, Достоевский вскоре стал частью более малочисленного общества, планировавшего заниматься нелегальным книгопечатанием и организовать в России переворот.

Как и многие другие петрашевцы, Достоевский был арестован в 1849 году и несколько месяцев провёл в заключении, после чего, хоть и отрицал все предъявленные ему обвинения в «вольнодумстве», был осуждён на восемь лет каторги. Изначальным приговором Ф.М. Достоевского была смертная казнь, однако позже она была заменена на каторгу из-за несоответствия вины писателя его наказанию.

Находясь в заключении, Достоевский обратился к религии, прямо как герой написанного после каторги романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Впечатления от ожидания казни писатель выразил словами героя «Идиота» князя Мышкина.

Впечатления от заключения нашли отражение в романе Достоевского «Записки из Мёртвого дома». Ещё до попадания в острог писатель успел написать множество произведений самых разных жанров, в том числе повесть «Белые ночи».

После освобождения писатель отправился на военную службу, в ходе которой был повышен до прапорщика. В день коронации императора Александра II Достоевский, как и другие петрашевцы, был помилован, однако с 1856 года и до самой своей смерти он находился под тайным надзором полиции, хоть и получил возможность вновь печататься.

Расцвет творчества

В начале 1860-ых Ф.М. Достоевский помогал своему брату издавать литературно-политические журналы, из-за чего и сам приобщился к публицистике. На страницах этих журналов были впервые опубликованы многие произведения писателя.

В период с 1866 по 1880 годы были написаны самые значительные произведения Достоевского, его «великое пятикнижие»:

  1. «Преступление и наказание»;
  2. «Идиот»;
  3. «Бесы»;
  4. «Подросток»;
  5. «Братья Карамазовы».

Князь Мышкин, герой романа «Идиот», является любимым героем Ф.М. Достоевского.

Во всех своих произведениях Достоевский поднимал острые социальные темы. Рассуждая ли о том, до чего может довести человека бедность, или полемизируя на тему революционных настроений, зреющих в России, писатель всегда оставался предельно внимательным к личностям своих героев и к их социальному фону.

Последним произведением Достоевского стал его «Дневник писателя» за 1881 год – ежемесячно им выпускаемая литературно-художественная публицистика, в которой автор говорил об общественной жизни своей страны, пропуская её через призму писательского восприятия.

Все произведения писателя были сосредоточены на общественно-политической жизни его эпохи. Достоевский исследовал возможность превращения человечества в справедливое братство, анализировал проявления русского национального самосознания в поступках своих современников и своих героев, рассуждал о нравственности.

Психолог и психоаналитик Зигмунд Фрейд так оценивал творчество Достоевского: «. место его в одном ряду с Шекспиром. “Братья Карамазовы” – величайший роман из всех, когда-либо написанных».

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881)

Само название первой повести Достоевского “Бедные люди” свидетельствует о том, что Достоевский “вышел из “Шинели” Гоголя”. Достоевский с самого начала стремился как можно глубже выявить внутренний мир человека. Он хотел “при полном реализме найти в человеке человека. Это – русская черта по преимуществу. Меня зовут психологом, – неправда, я лишь реалист в высшем смысле слова, т.е. я изображаю все глубины души человеческой”. Критический реализм перешел у Достоевского в реализм психологический, который, по его словам, “исконный, настоящий реализм! Это-то и есть реализм, только глубже. плавает”. Потому и настоящий, что исследует психологические глубины человека. Данный переход закономерен. Параллель ему мы видим в XX в. в переходе от неореализма послевоенного итальянского кинематографа к углубленному психологизму Антониони и Феллини.

Достоевский погрузился в такие глубины русской жизни, что его произведениями обосновывали свои концепции крупнейшие мыслители: Ницше, Сартр, Камю. Достоевский ставил те же вопросы, что и эти философы, но в иной форме. То, что западные писатели называли у Достоевского небрежностью стиля, было непонятой ими широтой. Сам Достоевский писал о русском человеке: “Это прежде всего забвение всякой мерки во всем. Это потребность хватить через край”.

Читать еще:  Какой мифологический царь разгадал загадку сфинкса. Сфинкс: древнейшая загадка

Достоевский писал о вихре, круговороте судорожного и моментального самоотрицания и саморазрушения, попав в который русский человек отрицает свой самый полный идеал, все народные святыни. Он относился к этому как к объективному факту русского бытия. По-человечески ужасаясь, он тем не менее писал: “Отрицание необходимо, иначе человек так бы и заключался на земле, как клоп. Отрицание земли нужно, чтобы быть бесконечным”. В “Записках из подполья” Достоевский демонстрирует отрицание: “А не взять ли нам все это благополучие и не выбросить ли его”. Такая мысль отпугнет западного читателя, но она звучит очень по-русски. Достоевский испытывал своих героев до конца. Он показал, от чего человек готов отказаться. Изображение всех этих кажущихся фантастическими фактов Достоевский и называл “исконным, настоящим реализмом!”.

Идею ломки традиционного образа жизни Достоевский анализирует в своих основных произведениях. В “Преступлении и наказании” он показывает состояние мира, в котором совершается злодейское преступление – убийство. Родион Раскольников успешно доказывает себе, что убийство оправданно, а после раскаивается в нем. Это роман о том, как убийство становится идеей (в XIX и XX вв. это же обосновывалось идеологически). В “Преступлении и наказании” Достоевский продолжает тему ранних произведений. Раскольников убивает не столько для самого себя, сколько для всех и за всех “униженных и оскорбленных”. Считается, что в этом произведении автор обличил нигилизм. Но Достоевский понимал нигилизм не только как одно из революционных течений 1860-х гг., а как свойственные русскому духу “недоконченность” и “шатость” воззрений (“все мы нигилисты”), противоречивость, идущую от широты. “Преступление и наказание” – роман про то, как человек оказался в конце концов лучше бесчеловечной теории об “убийстве во спасение”. Эти же темы продолжаются в романе “Идиот”.

Как и Гоголь, Достоевский хотел создать образ положительно прекрасного человека и одновременно показать отношение к нему в обществе. Вообще, все романы Достоевского, начиная с “Бедных людей” и кончая “Подростком”, можно представить как разработку темы униженных и оскорбленных, причем сначала прорабатывается их непосредственная реакция на унижение и оскорбление, а потом опосредованная, т.е. их адекватный ответ. Раскольников находит его в индивидуальном терроре, Настасья Филипповна – в сумасбродстве, князь Мышкин – в самопожертвовании, герои “Бесов” – в подготовке революции, “подросток” Аркаша Долгоруков – в обогащении. В последнем своем романс “Братья Карамазовы” Достоевский даст панораму русской жизни и различные типы людей: чувствительного Дмитрия, рационального Ивана и целостного Алеши, с их вторыми “Я”, т.е. соответственно с Федором Карамазовым, Смердяковым и старцем Зосимой.

“До Достоевского освоивший “обыденную жизнь” роман при всех его достижениях – не мог быть сопоставлен с шекспировским творчеством по глубине и размаху художественного смысла. Величие Достоевского выразилось, в частности, именно в том, что он поднял искусство романа до высшего уровня, создал такие образцы жанра, которые встали в один ряд с шекспировскими трагедиями. Это был настоящий переворот в истории литературного творчества”, – полагает В. В. Кожинов.

Герои Достоевского живут в постоянной соотнесенности с целым миром. Та всечеловечность, на которую указывал Достоевский в “Пушкинской речи” по отношению к героям А. С. Пушкина, относится и к его собственным произведениям. Персонажи Достоевского ставят “последние”, “конечные” вопросы бытия, решают их и решаются жить по данному ответу.

Сострадание к “униженным и оскорбленным” – характерная черта интеллигенции, поэтому Достоевский, как и его революционные оппоненты, предстает типичным интеллигентом. Π. Н. Милюков подмечает, что Достоевский “говорит с читателем из другого далека, не из заграничного, как Тургенев, не из деревенского, как Толстой, а из сибирско-каторжного”, наложившего на его творчество неизгладимую печать. Об этом у Достоевского: “Любите народ, не возвышая его до себя, а сами, принизившись перед ним”.

XIX столетие – эпоха художественного реализма, который в XX в. задним числом назвали критическим реализмом. Великая русская литература философична в своем стремлении к целостности, которая в наиболее яркой форме проявилась у Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Там, где разные жанры удавалось соединить (как в романсе музыку, слово и театр), там получались значительные произведения, которые в России любят за целостность, соответствующую русскому духу. К плеяде выдающихся русских писателей-реалистов относится И. С. Тургенев.

Источники:

https://www.psychologies.ru/articles/fedor-dostoevskiy-realist-v-vyisshem-smyisle/
https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/dostoevskiy_v_russkoy_literature/
https://m.studme.org/1886030925213/kulturologiya/fedor_mihaylovich_dostoevskiy_1821-1881

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]