Фамусов в произведении горе от ума. Фамусов и жизненная философия отцов в комедии А
Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»
Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».
Взгляды Фамусова на образование и воспитание
Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.
Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.
В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.
Зависимость героя от общественного мнения
Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться». Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.
Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
Отношение Фамусова к людям
Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».
Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку. »
Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».
Значение образа Фамусова
Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.
30 Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
В комедии «Горе от ума», отражена острая политическая борьба происходившая в 20-е годы XIX века между реакционерами-крепостниками и тогда еще малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством, из среды которого впоследствии вышли декабристы. Защитники крепостного строя стремились сохранить существовавшие порядки, видя в этом основу своего благополучия.
Поколение «отцов» разнообразно по составу: тут графы и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики, пустые болтуны типа Репетилова, «лгунишки, картежники и воры», подобные Загорецкому, сплетники и пустые «прожигатели жизни». Перед нами толпа праздных, бездушных и жестоких людей. Чацкий с возмущением говорит о помещике, который:
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей,
Заставил всю Москву дивиться их красе.
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке.
Крепостническая идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха они ищут по количеству крепостных:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
Крепостное право было для фамусовского общества нормальным явлением, вполне соответствовало интересам дворянства, являлось источником богатства и наживы. Представители московского барства думают только о чинах, богатстве и высоких связях. К службе они относятся как к источнику обогащения и продвижения. «Мне только бы досталось в генералы», — говорит полковник Скалозуб, аракчеевский служака, человек ограниченный и грубый. Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов и медалей любыми способами:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.
И Фамусов не скрывает своего отношения к службе:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертвовал затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». У Молчалина нет даже собственного мнения:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Чацкий с возмущением говорит о представителях московской знати:
Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение и наука. Причины вольнодумия Фамусов объясняет так:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений.
Его окончательное слово о просвещении и образовании в России — «забрать все книги бы, да сжечь».
Фамусовское общество чуждо национальной культуре, русским обычаям, преклонение перед иностранным стало модой. Оно механически перенимает культуру и обычаи французов, не сознавая, как это нелепо . Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смешенье языков: французского с нижегородским». Именитые москвичи оказывают радостную встречу любому иностранцу. По словам французика из Бордо, он
Приехал и нашел, что ласкам нет конца,
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил.
На примере представителей московского дворянства Грибоедов привлек внимание читателя и зрителя к проблеме, волновавшей передовых людей того времени – отношению к крепостному праву. «Отцы» – яростные защитники крепостничества – убедительно показаны как пустые и ограниченные люди, враги просвещения и всего нового. Но хотя сильно еще фамусовское общество, новые идеалы находят все больше сторонников.
Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия Грибоедова — не комедия нравов, а разве обычаев…
Фамусов и жизненная философия «отцов». Павел Афанасьевич Фамусов — одно из главных действующих лиц комедии «Горе от ума». Фамусов — дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте. Он известный человек в кругу московского барства.
Его дядя, Максим Петрович, играл при дворе Екатерины II огромную роль. Его «домашние друзья» — князья Тугоуховские, «не нынче-завтра генерал» Скалозуб.
Фамусов — вдовец, который воспитывает взрослую дочь и считает, что для ее воспитания сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, то есть богатого и с «чинами». Павел Афансьевич хочет выдать ее за богатого Скалозуба. Фамусов гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян, известен гостеприимством, жизнью на широкую ногу.
Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II. Фамусов, как и другие представители высшего света, — сторонник крепостных порядков. Обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по-своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим достоинством. Ругает их, не стесняясь в выражениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птицами ходить».
Служба для Фамусова только средство получения наград, чинов и денег. Дела по службе он передоверил Молчалину — секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («…и будь не я, коптел бы в Твери…»). Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается: «А у меня, что дело, что не дело, / Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой».
На службе Фамусов, как и многие люди его круга, окружил себя родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а потому как «деловой»:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Самая важная задача для Фамусова-чиновника — это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом для него в этом отношении является его дядя Максим Петрович — подхалим екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, «не на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то вечно цугом», «когда же надо выслужиться, и он сгибался вперегиб». «Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и пенсии давал. Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем, который был камергером «с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на богатой был женат». Таким людям Фамусов стремится подражать. Их способ получения чинов и денег считает самым верным. Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В разни тии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь Чацкий унаследовал от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фамусов считает учение, науку. О книгах он отзывается с неприязнью:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
Нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!
Фамусов посмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с францу- зами-гувернерами. Он ворчит:
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда мода к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Однако сам следует этой моде: «Мать умерла: умел я принанять / В мадам Розье вторую мать». Учителей, которых нанимали для обучения детей «числом поболее, ценою подешевле», Фамусов называет «побродягами» . Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя», — поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца».
Фамусов самый настоящий ретроград, он ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. Чацкого он называет «карбонарием», «опасным человеком». Причины его возмущения ясны: Чацкий высказывается против того строя, тех порядков, которые являются для Фамусова основой всего его благополучия.
Типичные для 20-х гг. XIX в. нравы и взгляды детализированы в образе Фамусова, яркого представителя высшего общества.
Источники:
https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/obraz-famusova-v-komedii.html
https://sochinenie4.narod.ru/Stishie30.htm
https://prepodka.net/famusov-i-zhiznennaya-filosofiya-otcov-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/