Фантастика как жанр литературы. Фантастика – это жанр в литературе
Классификация фантастики
Классификация фантастики — устойчивое название для разделения фантастической литературы на виды. Представляет собой проблему, которая изучается в рамках литературоведения (фантастиковедения). Существует два подхода к определению и классификации фантастики. Первый подход заключается в том, что фантастику определяют жанром литературы и искусства. Второй подход называет фантастику методом в литературе и искусстве.
Содержание
[править] Общие классификации
Современная фантастическая литература выделяют приключенческое, философское и иронически-пародийное направления, проблемную, утопическую и социальную фантастику, к которой затем присоединяется фантастика философская и психологическая.
Вильям Годшок делит всю фантастику на четыре группы: 1) “чистая” фантастика (pure fantasy), где фантастика является сама по себе целью и где какие-либо идеи играют минимальную роль; 2) философская фантастика, где фантастические образы и ситуации оказываются средством демонстрации и развития каких-то философских идей и концепций; 3) социально-критическая фантастика (critical fantasy); в произведениях этого рода фантастические образы тоже служат средством, но уже не философических исканий и рассуждений; они являются формой авторского суда над реальной действительностью; по мнению Годшока, эта разновидность фантастического уже непосредственно приближает нас к научной фантастике; и наконец, 4) реалистическая фантастика, которая и является научной фантастикой. Она основывается на экстраполяции и попытках автора предугадать будущее.
В. Ирвин выделяет в фэнтези пять групп произведений: первая группа – произведения, основанные на невозможных превращениях, персональных метаморфозах; вторая группа – изображающие несуществующих и неправдоподобных обществ; третья группа – произведения, в которых автор смотрит на мир глазами наивного существа ребенка, животного, Дон Кихота; Четвертая группа – произведения, в которых использованы литературная пародия или представлено намеренное “нарушение установленного исторического факта”; пятая группа – произведения, повествующие о сверхъестественных силах в реальном или воображаемом мире.
Дональд Уоллхейм выделяет в научной фантастике следующие четыре группы: 1) воображаемые путешествия; 2) предвидение будущего; 3) необыкновенные изобретения; 4) социальная сатира.
[править] Фантастика — жанр в литературе и искусстве
Внутреннию классификацию фантастики как жанра приводит К. Мзареулов в книге «фантастика: общий курс» глава 3 «многообразие жанра» [1] .
[править] Научная фантастика
В узком смысле слова жанр, раскрывающий влияние на жизнь людей различных научно-технических изобретений. Типичные сюжеты научной фантастики: полеты на другие планеты, робототехника и т. д.
К жанру научной фантастики также могут относить альтернативную историю и социальную фантастику.
[править] Альтернативная история
В основе жанра альтернативной истории лежит некое допущение, что какое-то из исторических событий не случилось (случилось не то, что произошло в реальности) и в результате история в целом пошла иным путем.
[править] Социальная фантастика
Главная цель — раскрыть законы развития общества, попавшего в новые и непривычные для человечества условия.
[править] Космическая опера
[править] Фэнтези
Жанр, описывающий вымышленные миры, обычно средневековые, построенные по мотивам мифов и легенд. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, сказочных существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. Произведения фэнтези близки к древнему эпосу, часто напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.
Фэнтези основано на использовании мифологии [4] . По мифологической основе часто различают: скандинавское фэнтези (Елизавета Дворецкая Корабль во фьорде), кельтское фэнтези (произведения про Святой Грааль), славянское фэнтези [5] , русское фэнтези [6] . Есть отдельные примеры фэнтези, основанных на восточной мифологии [7] , на японской [8] , на африканской («По мыслящим королевствам» Алана Фостера, «На странных берегах» Тима Пауэрса, «Дети Ананси» Нила Геймана), на индейской (Андре Нортон), на мифологии австралийских аборигенов (Патрисия Райтсон) [9] , на мифологии Океании (Майкл Скотт Роэн), на эскимосской мифологии (Ларри Нивен Стивен Барнс Проект Барсум) и другие [10] [11] . Также существуют фэнтези, использующие персонажей из разных мифологий («Американские боги» Нила Геймана), авторские мифологии (серия о Средиземье Джона Р. Р. Толкина, Кэтрин Курц Дерини, Урсула ле Гуин Земноморье) и фэнтези с технологической мифологией («Нам здесь жить» Цикл «Бездна голодных глаз», Генри Лайон Олди).
[править] Ужасы (хоррор)
Ужасы (хоррор) — жанр, в котором сверхъестественные существа и явления вводятся в «наш» земной мир с целью «напугать» читателя.
[править] Эротическая фантастика
Эротическая фантастика в том или ином роде содержит в себе эротику.
Имеет несколько подтипов:
- Обычная фантастика с элементами эротики (например эротичные героини и т. д.),
- «Фантастическая эротика» — то есть элементы сексуального характера, не существующие в реальности,
- Эротические миры.
[править] Условная фантастика
Жанр фантастики, в котором необычные события или существа могут принадлежать к реальности, но по тем или иным причинам относятся к фантастике.
[править] Синтез жанровых течений
Герард Генет в своей книге «Введение в архитекст» предлагает изучать литературу не на понятии жанра, а на идее взаимодействия.
Различия между научной фантастикой и фэнтези не являются принципиальными, поэтому возможно создание пограничных произведений с самостоятельной художественной значимостью, которые имеют признаки обоих жанров. Соединение научной фантастики и фэнтези бывает двух видов: сосуществование мотивов обеих жанров в одном произведении («Понедельник начинается в субботу» Братьев Стругацких) или взаимопроникновение/трансформация признаков НФ и фэнтези друг в друга («Космическая трилогия» Льюиса).
Синтез научной фантастики и фэнтези привел к появлению таких гибридных направлений, как научное фэнтези (волшебство имеет научное объяснение) и технофэнтези (соединение техники и магии).
[править] Фантастика — прием в литературе и искусстве
Ольга Чигиринская в докладе «фантастика: выбор жанра, выбор хронотопа» признает, что фантастика переступает границы не только жанров и родов литературы, но и родов искусства. Поэтому распространено мнение, что фантастика — это метод, а не жанр и не направление в литературе и искусстве [12] . Данный метод заключается в применении особого приема — фантастического допущения [12] .
[править] Мегажанр фантастика в литературе [13]
Иногда фантастику рассматривают как мегажанр, в котором существуют все жанры и все направления с дополнительным элементом иновариантности [14] . По мнению таких авторов, как Громов и Ладыженский (Олди) «фантастика — это литература плюс фантастическое допущение» [15] . По мнению Бориса Стругацкого, введения в произведение элемента необычайного делает фантастику фантастикой [16] . Проблемы типологии фантастического мегажанра были рассмотрены на Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество» [17] .
[править] Фантастика в искусстве
Фантастика вышла за пределы литературы и проникла в другие области искусства. В искусстве фантастика многолика [7] . Существует фантастическая музыка [18] [19] [20] , кинофантастика, фантастическая живопись [21] [22] [23] .
[править] Другие подходы к классификации
[править] Классификация по Г. Гуревичу
- Фантастика — тема
- Фантастика чистой мечты
- Фантастика научных идей
- Лабораторная
- Производственная
- Фантастика предостережения
- Утопия
- Фантастика — прием
- Познавательная
- Приключенческая
- Психологическая
- Сатирическая
- Политическая сатира
[править] Классификация по Т . Чернышевой [7]
- Роль фантастических образов:
- Содержательная фантастика. Литературные произведения, где фантастические элементы составляют основу сюжета и их описание является целью автора. Другое название — «чистая» фантастика.
- Вторичная художественная условность. Литературные произведения, где фантастические элементы играют вспомогательную техническую роль и не оказывают существенного влияния на сюжет и идею.
- Тип повествования:
- Повествование сказочного типа. Произведения, где фантастические элементы носят заведомо вымышленный, неправдоподобный характер. Основаны на использовании мифологии и фольклора. Рациональное объяснение фантастических элементов отсутствует. Иными словами, это жанры фэнтези и ужасов (хоррора).
- Повествование об удивительном и необычном. Произведения, имеющие своей целью удовлетворить любопытство человека и его потребность в познании мира. Основаны на достижениях науки и научных мифах. Фантастические элементы получают рациональное объяснение и выглядят правдоподобно. Иными словами, речь идет о жанре научной фантастики.
[править] Класификация по О. Чигиринской
Ольга Чигиринская называет фантастику хронотопом, основанным на методах утопии (невозможное место), ухронии (невозможное время) и ускевии (невозможная вещь в подчеркнуто реальном хронотопе). То или иное использование этих приемов порождает поджанры фантастики.
Фантастика – это жанр в литературе. Известные писатели-фантасты
Фантастика – это один из жанров современной литературы, который «вырос» из романтизма. Предтечами этого направления называют Гофмана, Свифта и даже Гоголя. Об этом удивительном и волшебном виде литературы мы поговорим в этой статье. А также рассмотрим самых известных писателей направления и их произведения.
Определение жанра
Фантастика – это термин, который имеет древнегреческое происхождение и дословно переводится как «искусство воображать». В литературе им принято называть направление, основывающееся на фантастическом допущении в описании художественного мира и героев. Этот жанр рассказывает о вселенных и созданиях, которые в реальности не существуют. Часто эти образы заимствуются из фольклора и мифологии.
Фантастика – это не только литературный жанр. Это целое отдельное направление в искусстве, главным отличием которого является нереальное допущение, лежащее в основе сюжета. Обычно изображается другой мир, который существует в не нашем времени, живет по законам физики, отличным от земных.
Подвиды
Книги жанра фантастика, стоящие сегодня на книжных полках, могут запутать любого читателя разнообразием тем и сюжетов. Поэтому их давно стали делить на виды. Классификаций существует немало, но попробуем отразить здесь самую полную.
Книги этого жанра можно разделить по особенностям сюжета:
- Научная фантастика, более подробно о ней поговорим ниже.
- Антиутопическая – сюда можно отнести «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «Корпорация бессмертия» Р. Шекли, «Град Обреченный» Стругацких.
- Альтернативная: «Трансатлантический туннель» Г. Гаррисона, «Да не опустится тьма» Л.С. де Кампа, «Остров Крым» В. Аксенова.
- Фэнтези – самый многочисленный подвид. Писатели, работающие в жанре: Дж. Р.Р. Толкин, А. Белянин, А. Пехов, О. Громыко, Р. Сальваторе и пр.
- Триллер и ужасы: Г. Лавкрафт, С. Кинг, Э. Райс.
- Стимпанк, паропанк и киберпанк: «Война миров» Г. Уэллса, «Золотой компас» Ф. Пулмана, «Пересмешник» А. Пехова, «Стимпанк» П.Д. Филиппо.
Часто происходит смешение жанров и появляются новые разновидности произведений. Например, любовное фэнтези, детективное, приключенческое и пр. Отметим, что фантастика, как один из популярнейших видов литературы, продолжает развиваться, с каждым годом появляется все больше ее направлений, и как-то систематизировать их практически невозможно.
Зарубежные книги жанра фантастика
Самая популярная и известная серия этого подвида литературы – «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкина. Произведение было написано в середине прошлого века, но до сих пор пользуется большим спросом у поклонников жанра. История рассказывает о Великой войне со злом, которая длилась столетия, пока темный властелин Саурон не был повержен. Прошли века спокойной жизни, и миру вновь грозит опасность. Спасти Средиземье от новой войны может только хоббит Фродо, которому предстоит уничтожить Кольцо Всевластья.
Еще один прекрасный образец фантастики – «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина. На сегодняшний день цикл включает 5 частей, но считается неоконченным. Действие романов происходит в Семи Королевствах, где долгое лето сменяется такой же зимой. Несколько семей ведут борьбу за власть в государстве, пытаясь захватить трон. Серия далека от привычных волшебных миров, где добро всегда побеждает зло, а рыцари благородны и справедливы. Здесь царят интриги, предательства и смерть.
Цикл «Голодные игры» С. Коллинз также достоин упоминания. Эти книги, быстро ставшие бестселлерами, относятся к подростковой фантастике. Сюжет рассказывает о борьбе за свободу и той цене, которую приходится платить героям, чтобы ее получить.
Фантастика – это (в литературе) отдельный мир, который живет по своим законам. И появился он не в конце 20 века, как думают многие, а гораздо раньше. Просто в те годы подобные произведения относили к другим жанрам. Например, это книги Э. Гофмана («Песочный человек»), Жюля Верна («20 000 лье под водой», «Вокруг Луны» и пр.), Г. Уэллса и пр.
Российские писатели
Немало книг за последние годы написали и отечественные авторы фантастики. Российские писатели немногим уступают зарубежным коллегам. Перечислим здесь самых известных из них:
- Сергей Лукьяненко. Очень популярный цикл – «Дозоры». Сейчас по миру этой серии пишет не только ее создатель, но и многие другие. Также является автором следующих прекрасных книг и циклов: «Мальчик и Тьма», «Не время для драконов», «Работа над ошибками», «Диптаун», «Искатели неба» и пр.
- Братья Стругацкие. У них есть романы различных видов фантастики: «Гадкие лебеди», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Трудно быть богом» и пр.
- Алексей Пехов, книги которого сегодня пользуются популярностью не только на родине, но и в Европе. Перечислим основные циклы: «Хроники Сиалы», «Искра и ветер», «Киндрэт», «Страж».
- Павел Корнев: «Приграничье», «Всеблагое электричество», «Город Осень», «Сиятельный».
Зарубежные писатели
Известные писатели-фантасты зарубежья:
- Айзек Азимов – известный американский автор, написавший более 500 книг.
- Рэй Брэдбери – признанный классик не только фантастики, но и мировой литературы.
- Станислав Лем – очень известный в нашей стране польский писатель.
- Клиффорд Саймак – его считают основателем американской фантастики.
- Роберт Хайнлайн – автор книг для подростков.
Что такое научная фантастика?
Научная фантастика – это направление в фантастической литературе, которое берет за основу сюжета рациональное допущение, согласно которому необычные вещи происходят благодаря невероятному развитию технической и научной мысли. Один из самых популярных жанров сегодня. Но часто его бывает сложно отделить от смежных, так как авторы могут сочетать несколько направлений.
Научная фантастика – это (в литературе) прекрасная возможность предположить, что было бы с нашей цивилизацией, если бы технический прогресс ускорился или наука выбрала другой путь развития. Обычно в таких произведениях не нарушаются общепринятые законы природы и физики.
Первые книги этого жанра начинают возникать еще в 18 веке, когда происходило становление современной науки. Но как самостоятельное литературное направление научная фантастика выделилась только в 20 веке. Одним из первых писателей, работавших в этом жанре, считается Ж. Верн.
Научная фантастика: книги
Перечислим самые известные произведения этого направления:
- «Пыточных дел мастер» (Дж. Вульф);
- «Восстаньте из праха» (Ф. Х. Фармер);
- «Игра Эндера» (О. С. Кард);
- «Автостопом по галактике» (Д. Адамс);
- «Дюна» (Ф. Герберт);
- «Сирены Титана» (К. Воннегут).
Довольно разнообразна научная фантастика. Книги, представленные здесь, – это только самые известные и популярные ее образцы. Перечислить же всех писателей этого вида литературы практически невозможно, так как их за последние десятилетия появилось несколько сотен.
Фантастика как жанр художественной литературы
Фантастика как жанр художественной литературы
Фантастика как жанр в художественной литературе существует не так давно. Она возникла в конце девятнадцатого века, а свою особую популярность набрала в конце двадцатого-середине двадцать первого века.
Фантастика – это жанр художественной литературы, в котором сочетаются нереальные, неосуществимые на данный момент события с нашей действительностью. Фантастика отличается от фэнтэзи тем, что в ней присутствуют в качестве нереальных явления не мистические, а научные (то есть далекое будущее людей, новые технологии, новый общественный порядок и так далее).
Фантастика набрала свою популярность в тот момент, когда первый человек полетел в космос, а также начала развиваться астрофизика. Все эти события дали почву писателям-фантастам, простор для размышлений над тем, есть ли в этой Вселенной другие цивилизации.
Фантастика, как известно, может смешиваться и с другими жанрами – например рассказом, утопией или антиутопией. Здесь отличным примером может послужить роман Замятина «Мы», в котором утопичный мир представлен как результат технического прогресса. Однако, идейным замыслом все же является представление существующего государственного строя в непривычном свете, поэтому роман можно отнести к антиутопиям. Аналогичным примером также может послужить роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
К характерным чертам фантастических произведений можно отнести следующее:
- Ирреальность происходящих событий. Сюжет может развиваться где угодно: от морских глубин до космоса. Важно отметить, что в фантастическом сюжете обязательно будет взаимодействие главных героев с внеземными формами жизни. Эти формы жизни будут характеризоваться непохожими на людей, то есть у них могут быть две головы, несколько ног, иной цвет кожи и тому подобное. Все это и характеризует фантастическое произведение.
- Главный герой – простой человек. Именно с каким-то обычным человеком, ничем, казалось бы, непримечательным, происходят фантастические события. То есть, главной задачей автора в выборе героя являлась его «обыкновенность» и посредственность. Примером тому может служить почти каждое фантастическое произведение.
- Присутствие нескольких параллельно развивающихся сюжетных линий. Это может быть романтическая линия, боевая линия, историческая линия и тому подобное. Сам сюжет содержит интригу – то есть держит читателя в напряжении до последнего момента. Такой подвид фантастической художественной литературы можно назвать фантастическим детективом.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Таким образом, мы рассмотрели некоторые отличительные черты фантастики как жанра в художественной литературе. Однако, наличие всех этих черт одновременно вовсе необязательно.
В русской художественной литературе фантастика возникла относительно недавно. Этот жанр, столь непохожий на другие, вызвал интерес и любопытство, особенно у школьников. Многие книги были экранизированы, а фильмы становились по-настоящему культовыми. Примером тому может служить знаменитый советский фильм «Электроник», снятый по одноименному роману. Также на экраны выходит в это время фильм «Гостья из будущего» про девочку Алису, ставшую героиней целого цикла книг Кира Булычева.
Современные книги во многом являются продолжением моды на фантастику, поэтому смело можно утверждать, что фантастика как жанр в художественной литературе актуальна и по сей день.
Известные фантастические произведения
Фантастика в равной мере интересовала читателей как за рубежом, так и в России. Наиболее известными произведениями, ставшими почти что культовыми являются следующие книги:
- Кир Булычев «Гостья из будущего». Этот роман о девочке-шестикласснице Алисе Селезневой покорил сердца многих читателей. Позднее, он был экранизирован. Эта история о смелой девочке, космических пиратах, удивительном инструменте мелафоне, способном читать чужие мысли, а также о смелых ребятах из двадцатого века. Это произведение отражает советский дух, историю нашей страны и в то же время является веселым и захватывающим фантастическим романом.
- Евгений Велтистов «Приключения Электроника». Это рассказ о мальчике-роботе, который хотел стать человеком. В этом ему помогали ребята из обычной средней школы, а также его двойник – Сыроежкин. Веселая история о приключениях подростков в советской Москве покорила сердца миллионов телезрителей.
- Дуглас Адамс «Автостопом по галактике». Этот роман включает в себя несколько повестей. Сначала он может показаться бредовым, однако, впоследствии идея становится ясной. Роман «Автостопом по галактике» был экранизирован в две тысячи пятом году и запомнился зрителям надолго.
- Райчел Мид «Клятва истинной валькирии». Это пример современной фантастики, смешанной с фэнтэзи. Такое смешение ново и достаточно уникально в современной художественной литературе. Однако, эта книга может служить хорошим примером фантастической литературы.
- Наталья Щерба «Часодеи». Современная русская фантастика не перестает удивлять читателей. Цикл книг «Часодеи» известной русской писательницы покорил сердца миллионов читателей. В этой книге главной ценностью выступает время, а часы – это самый мощный инструмент. Так, эта книга – одно из лучших произведений русской фантастической художественной литературы.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу о том, что фантастика как жанр ввиду своей популярности имеет очень большое значение в современной художественной литературе. Этот жанр характеризует целую эпоху, эпоху прогресса и технического роста. Возможно, все, что написано в фантастических книгах, когда-нибудь станет реальностью. Однако, пока что фантастика – это лишь часть художественной литературы.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Источники:
https://cyclowiki.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8
https://www.syl.ru/article/297965/fantastika—eto-janr-v-literature-izvestnyie-pisateli-fantastyi
https://spravochnick.ru/literatura/hudozhestvennaya_literatura/fantastika_kak_zhanr_hudozhestvennoy_literatury/