2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финно угорские племена место расселения. Финно-угорская традиционная кухня в России

Финно-угорские народы: история и культура. Финно-угорские языки

Среди проживающих сегодня на планете есть немало уникальных, самобытных и даже немного загадочных народов и народностей. К таким, несомненно, можно отнести и финно-угорские народы, которые считаются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. В нее входит 24 народа. 17 из них проживают на территории РФ.

Состав этноса

Все многочисленные финно-угорские народы делятся исследователями на несколько погрупп:

  • Прибалтийско-финская, костяк которой составляют довольно многочисленные финны и эстонцы, образовавшие собственные государства. Сюда же относятся сету, ингерманландцы, квены, выру, карелы, ижорцы, вепсы, водь и ливы.
  • Саамская (лопарская), в которую входят жители Скандинавии и Кольского полуострова.
  • Волжско-финская, включающая в себя марийцев и мордву. Последние, в свою очередь, делятся на мокшу и эрзю.
  • Пермская, в состав которой входят коми, коми-пермяки, коми-зыряне, коми-ижемцы, коми-язьвинцы, бесермяне и удмурты.
  • Угорская. К ней относятся разделенные между собой сотнями километров венгры, ханты и манси.

Исчезнувшие племена

Среди современных финно-угров есть и многочисленные народы, и совсем маленькие группы – менее 100 человек. Есть и такие, память о которых сохранилась только в древних летописных источниках. К исчезнувшим, например, относятся меря, чудь и мурома.

Меряне строили свои поселения между Волгой и Окой еще за несколько сотен лет до н.э. По предположению некоторых историков впоследствии этот народ ассимилировался с восточнославянскими племенами и стал прародителем марийской народности.

Еще более древним народом являлся мурома, проживавший в бассейне Оки.

Что касается чуди, то эта народность обитала вдоль Онеги и Северной Двины. Существует предположение, что это были древнефинские племена, от которых произошли современные эстонцы.

Регионы расселения

Финно-угорская группа народов сегодня сосредоточена в на северо-западе Европы: от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, Западносибирской равнины в нижнем и среднем течении Тобола.

Единственный народ, который образовал свое государство на значительном удалении от собратьев – венгры, проживающие в бассейне Дуная в районе Карпатских гор.

Наиболее многочисленный финно-угорский народ в России – карелы. Помимо Республики Карелия, многие из них живут в Мурманской, Архангельской, Тверской и Ленинградской областях страны.

Большая часть мордвы проживают в Республике Мордва, но немало их расселилось и в соседних республиках и областях страны.

В этих же регионах, а также в Удмуртии, Нижегородской, Пермской и других областях тоже можно встретить финно-угорские народы, особенно немало здесь марийцев. Хотя основной их костяк проживает в Республике Марий Эл.

Республика Коми, а также близлежащие области и автономные округа – место постоянного жительства народности коми, а в Коми-Пермяцком АО и Пермской области проживают из ближайшие «родственники» — коми-пермяки.

Более трети населения Удмуртской Республики составляют этнические удмурты. Кроме этого, небольшие сообщества во многих ближайших регионах.

Что касается хантов и манси, то их основная часть проживает в Ханты-Мансийском АО. Кроме того, большие общины хантов живут в Ямало-Ненецком АО и Томской области.

Тип внешности

Среди предков финно-угров были как древнеевропейские, так и древнеазиатские племенные сообщества, поэтому во внешности современных представителей можно наблюдать черты, присущие и монголоидной, и европеоидной расам.

Общими чертами к отличительным признакам представителей данного этноса относят средний рост, очень светлые волосы, широкоскулое лицо со вздернутым кверху носом.

При этом в каждой народности возможны свои «вариации». Например, мордвины-эрзя имеют рост гораздо выше среднего, но при этом являются ярко выраженными голубоглазыми блондинами. А вот мордвины-мокша, наоборот, низкорослые, и цвет волос у них более темный.

Удмурты и марийцы – обладатели «монгольского типа» глаз, что роднит их с монголоидной расой. Но при этом подавляющее большинство представителей народности – светловолосые и светлоглазые. Схожие черты лица встречаются также у многих ижорцев, карелов, води, эстонцев.

А вот коми могут быть как темноволосыми обладателями раскосых глаз, так и светловолосыми с ярко выраженными европеоидными чертами.

Количественный состав

Всего в мире проживает около 25 миллионов человек, относящихся к финно-уграм. Наиболее многочисленные из них – венгры, которых насчитывается более 15 млн. Финнов – почти в три раза меньше – около 6 млн., а численность эстонцев – немногим больше миллиона.

Численность остальных народностей не превышает миллиона: мордва – 843 тыс.; удмурты – 637 тыс.; марийцы – 614 тыс.; ингерманландцы – чуть более 30 тыс.; квены – около 60 тыс.; выру – 74 тыс.; сету – порядка 10 тыс. и т.д.

Самыми малочисленными народностями являются ливы, численность которых не превышает 400 человек, и водь, община которых состоит из 100 представителей.

Экскурс в историю финно-угров

О происхождении и древней истории народов, относящихся к финно-угорским, существует несколько версий. Наиболее популярной из них является та, что предполагает наличие группы людей, говоривших на так называемом финно-угорском праязыке, и примерно до III тыс. до рождества Христова сохранявшей единство. Эта финно-угорская группа народов проживала в районе Урала и западного Приуралья. В те времена предки финно-угров поддерживали связь с индо-иранцами, о чем свидетельствуют всевозможные мифы и языки.

Позднее единое сообщество распалось на угорское и финно-пермское. Из второй впоследствии выделились прибалтийско-финская, волжско-финская и пермская языковые подгруппы. Разделение и обособление продолжалось вплоть до первых веков нашей эры.

Родиной предков финно-угров ученые считают регион, находящийся на границе Европы с Азией в междуречье Волги и Камы, Приуралье. При этом поселения находились на значительном удалении друг от друга, что, возможно, и явилось причиной того, что они не создали своего единого государства.

Основными занятиями племен были земледелие, охота и рыболовство. Наиболее ранние упоминания о них встречаются в документах времен Хазарского каганата.

Читать еще:  Пруст под сенью девушек в цвету читать. Под сенью девушек в цвету

На протяжении многих лет финно-угорские племена выплачивали дань булгарским ханам, входили в состав Казанского ханства и Руси.

В XVI-XVIII века на территория финно-угорских племен начала заселяться тысячами переселенцев с различных регионов Руси. Хозяева зачастую сопротивлялись такому нашествию и не желали признавать власть русских правителей. Особенно яростно сопротивлялись марийцы.

Однако, несмотря на сопротивление, постепенно традиции, обычаи и язык «пришельцев» стали вытеснять местную речь и верования. Ассимиляция усилилась в ходе последующей миграции, когда финно-угры стали переезжать в различные регионы России.

Финно-угорские языки

Изначально существовал единый финно-угорский язык. По мере того, как группа делилась и различные племена расселялись все дальше друг от друга, он видоизменялся, распадался на отдельные наречия и самостоятельные языки.

До настоящего времени финно-угорские языки удалось сохранить как крупным народам (финны, венгры, эстонцы), так и небольшим этническим группам (ханты, манси, удмурты и т.д.). Так, в начальных классах ряда российских школ, где обучаются представители финно-угорских народов, изучают саамский, хантыйский и мансийский языки.

Коми, марийцы, удмурты, мордва также могут изучать языки своих предков, начиная со средних классов.

Другие народы, говорящие на финно-угорских языках, могут также разговаривать на диалектах, схожих с основными языками группы, в которую входят. Например, бессермяне общаются на одном из наречий удмуртского языка, ингерманландцы – на восточном диалекте финского, квены говорят на финском, норвежском или саамском языках.

В настоящее время общих слов во всех языках народов, относящихся к финно-уграм, едва наберется около тысячи. Так, «родственную» связь различных народов можно проследить в слове «дом», которое у финнов звучит, как koti, у эстонцев – kodu. Схожее звучание у «куду» (морд.) и «кудо» (марийск.).

Живя рядом с другими племенами и народами, финно-угры перенимали от них культуру и язык, но и щедро делились своими. Например, в «богатый и могучий» вошли такие финно-угорские слова, как «тундра», «килька», «салака» и даже «пельмени».

Финно-угорская культура

Памятники культуры финно-угорских народов в виде поселений, захоронений, предметов быта и украшений археологи находят на всей территории обитания этноса. Большая часть памятников относится к началу нашей эры и раннему средневековью. Многие народы сумели сохранить свои культуру, традиции и обычаи вплоть до сегодняшнего дня.

Чаще всего они проявляются в различных обрядах (свадьбы, народные праздники и т.д.), танцах, одежде и обустройстве быта.

Литература

Финно-угорская литература историками и исследователями условно разделяется на три группы:

  • Западная, в которую входят произведения венгерских, финских, эстонских писателей и поэтов. Эта литература, на которую оказывали влияние литературы европейских народов, имеет самую богатую историю.
  • Российская, становление которой начинается с XVIII века. К ней относятся произведения авторов коми, марийцев, мордвы, удмуртов.
  • Северная. Самая молодая группа, получившая развитие лишь около века назад. К ней относятся произведения мансийских, ненецких, хантыйских авторов.

При этом у всех представителей этноса богатое наследие имеет устное народное творчество. У каждой народности есть многочисленные былины и легенды о героях прошлого. Одним из наиболее знаменитых произведений народного эпоса является «Калевала», повествующая о жизни, верованиях и обычаях предков.

Религиозные предпочтения

Большинство народов, относящихся к финно-уграм, исповедуют православие. Финны, эстонцы и западные саамы придерживаются лютеранской веры, а венгры – католической. При этом в обрядах, большей частью свадебных, сохранены древнии традиции.

А вот удмурты и марийцы в некоторых местах до сих пор сохраняют свою древнюю религию, также, как и самодийские и некоторые народы Сибири поклоняются своим богам и исповедуют шаманизм.

Особенности национальной кухни

В древности главным продуктом питания финно-угорских племен была рыба, которую жарили, варили, вялили и даже употребляли в пищу сырой. При этом для каждого вида рыбы был свой собственный способ приготовления.

Использовали в пищу и мясо лесных птиц и мелких зверьков, пойманных в силки. Наиболее популярными овощами были репа и редька. Пищу обильно приправляли пряностями, такими, как хрен, лук, борщевик и т.д.

Из ячменя и пшеницы финно-угорские народы готовили каши, кисели. Их же использовали и для наполнения домашних колбас.

Современная кухня финно-угров, испытавшая сильное влияние соседних народов, почти не имеет особенных традиционных черт. Но почти у каждого народа есть хотя бы одно традиционное или ритуальное блюдо, рецепт которого был донесен до наших дней практически в неизменном виде.

Отличительной особенностью кулинарии финно-угорских народов является то, что в пищеприготовлении предпочтение отдается продуктам, выращиваемым в месте проживания народности. А вот привозные ингредиенты используются лишь в самом минимальном количестве.

Сохранять и приумножать

С целью сохранения культурного наследия финно-угорских народов и передачи традиций и обычаев предков будущим поколениям повсеместно создаются всевозможные центры и организации.

Большое внимание этому уделяется и в РФ. Одной из таких организаций является некоммерческая ассоциация Поволжский центр финно-угорских народов, созданный 11 лет назад (28 апреля 2006 года).

В рамках своей работы центр не только помогает большим и малым финно-угорским народностям не утратить свою историю, но и знакомит с ней другие народы России, способствуя укреплению взаимопонимания и дружбы между ними.

Известные представители

Как и в каждом народе, есть у финно-угров и свои герои. Известный представитель финно-угорского народа — няня великого русского поэта – Арина Родионовна, которая была родом из ингерманландской деревни Лампово.

Также финно-уграми являются такие исторические и современные личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум (оба были мордвинами), физиолог В. М. Бехтерев (удмурт), композитор А. Я. Эшпай (мариец), спортсменка Р. Сметанина (коми) и многие другие.

Почему исчезают финно-угорские этносы в России?

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Однако, на территории между Уралом и Балтийским морем, где были распространены ответвления этого этноса, есть и более старые захоронения, их возраст – 10-12 тысяч лет. Но определить, имели ли они генетическое родство с финно-угорскими племенами, к сожалению, невозможно.
Этнос имел огромный ареал расселения – часть племен ушла в Карпатский регион, образовав основу современного населения Венгрии. Часть расселилась в северо-западном направлении (современная Эстония и Финляндия, Карелия и Ленобласть). Значительные группы отправились на север, смешались с местным населением, благодаря чему народы приобрели еще более выраженные монголоидные черты.

Читать еще:  Образ Евгения Онегина — «лишнего человека. Характеристика евгения онегина с цитатами

Финно-угорские племена: расцвет и падение северного ханства

На территории РФ проживают представители всех ветвей финно-угорской группы – угорская, пермская, волжская, прибалтийская группа, а также представители саамской народности.
Одни из самых известных этнических групп – коми, практически сразу перешли под крыло Новгородского княжества.

Они оказались меж двух огней, с одной стороны на них нападали другие, хоть и родственные племена манси, а с другой – постепенно подминали под себя более сильные русичи. Выбрав жизнь под властью инородцев, они смогли избежать уничтожения и стали ударной силой в многовековой войне против манси и хантов. Но при этом утратили часть собственной идентичности – миссионеры во главе со Стефаном Пермским активно внедряли христианство, создали для коми алфавит на основе кириллических и греческих букв.

Народы Сибири не были такими, как их представляют современники, слабыми, безвольными, имеющими неразвитую культуру. Напротив, эти племена имели четкую иерархию, строили укрепления из бревен, целые города, в которых часть жителей имела социальные роли. Существовали и элитные военные отряды, наводившие ужас на новогородцев, а чуть позже и на московских князей.

Воины двигались абсолютно бесшумно, шили обувь из меха, которая помогала передвигаться по лесу мягко, словно дикий зверь. В качестве основного оружия использовались боевые луки и ножи с длинным, узким лезвием. Отличительной особенностью воинов были длинные волосы, заплетенные в две косы, в которых, согласно верованиям, хранилась душа мужчины. Они предпочитали умереть, но не дать их обрезать, поэтому дрались отчаянно.

Стычки между Московским княжеством с союзниками и северными народами продолжались более 400 лет. Точку поставила битва на реке Туре – ханты и манси рассредоточили свои силы, не смогли собрать достаточное количество воинов. А союзники северян, подкупленные казаками, прямо на поле боя оставили их, и перешли на сторону врага. Убитых было так много, что их тела заполнили собой озеро – оно и до сих пор называется «Поганое», а вода непригодна для питья.

Физическое уничтожение боеспособной части населения стало причиной утраты культурного наследия – расселяясь, завоеватели обращали покоренные племена в свою веру, внедряли привычные традиции. Шаманизм заменило христианство, а отсутствие жестких этно-культурных основ и подчиненное положение привело к тому, что когда-то гордый и сильный народ начал искать отдушину в пьянстве. Культура была забыта, проведение ритуалов порицалось и стало уделом единиц.

Человек советский: одна страна, один народ

Финно-угорские племена населяли территорию современной Ленинградской области, а также Карелии. Их покорение было быстрым, напоминало скорее колонизацию, чем военный захват. Культура сохранилась в деревнях, в крупных городах местное население смешалось с приезжими. И отличить коренного жителя от потомков смешанных браков стало практически невозможно.

Сыграла свою роль и советская пропаганда – престиж человека советского, части огромной страны, подчеркивался. В то время, как стремление подчеркнуть свое происхождение, отличие, порицалось. Частью борьбы с проявлением национализма стало переселение представителей отдельных этносов в другие регионы, где они быстро утрачивали свои этнические корни и ассимилировались.

Похожая ситуация была и в северных регионах – Сибирь и другие северные регионы получили «пополнение» украинцами, русскими, немцами и евреями. Насыщенный этнический состав постоянно разбавлялся представителями другой национальности.

Потомки коми, мордвы, ханты и славян называли себя русскими. Отдельные группы постепенно растворялись, словно горсть соли, брошенная в воду. Можно ли назвать это исчезновением финно-угорских народов? Возможно, да. Но часть генотипа этого этноса сохранилась во множестве потомков, и возможно, именно в вас есть что-то от легендарных косатых отыров или мистической чуди белоглазой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

purgine

PURGINE

Толерантность – это когда тебя выживают из твоего дома, а ты не сопротивляешься.

Cм. Кузеев Р.Г. Народы Среднего и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., Наука, 1992, С. 22-24

Основный событием этапа, который датируется IV-III тысячелетиями до э., является распад древнеуральского единства, который связывается с ухудшением климата в Западной Сибири, что послужило «одним из главных толчков миграции части древних финно-угров в западном направлении. » (1). Имеются предположения. согласно которым уральская общность распадается на две части еще в середине IV тысячелетия до н.э., когда пришельцы с юга, видимо, неолитические пленена кельтеминарской культуры разделяют уральцев на их прародине надвое: восточные группы — предполагаемые предки самодийцев — отходят к Енисею, западные группы, оставаясь на прежних местах обитания и отодвигаясь в III тысячелетии до н.э. к западу, смешиваются с пришельцами и образуют поэдненеолитическую финно-угорскую общность на территориях Волго-Камья, Урала и Зауралья (2).

Неолитическая культура гребенчатой керамики в лесной полосе Восточной Европы в III тысячелетии до н.э. не была однородной; в восточной части ее выделялись волго-окская и урало-камская культурные области. Уже в это время, (как полагают некоторые археологи, даже несколько раньше — с конца IV тысячелетия до н.э.) отдельные группы финно-угров могли, оторвавшись от урало-камского массива, мигрировать далеко на север, к берегам Белого моря. Однако массовое продвижение финно-угров на запад и север относится к более позднему периоду. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. в результате главным образом увеличения численности населения лесных районов наблюдается значительный сдвиг финно-угорского населения из Прикамья и Приуралья в бассейн Оки. Отсюда распространение финно-угров на запад и север длительное время шло как по Волге, так и по северным рекам до Белого моря.

В Зауралье в ту же эпоху продолжался процесс дифференциации уральской общности: здесь формировалась угорская ветвь финно-угорской общности, которая окончательно сложилась в начале II тысячелетия до н. э. Это означало распад древнейшей финно-угорской общности на угорскую и финно-пермскую ветви (3). Продвигаясь на Каму и Среднюю Волгу, предки финно-пермских народов образовали здесь неолитическую общность, которая идентифицируется с носителями урало-камской культуры гребенчатой керамики.

Среди множества взглядов и гипотез о распаде уральской общности и расселении древних финно-угров большинство исследователей в настоящее время наиболее аргументированной считают изложенную концепцию образования финно-пермской общности, в разработке которой большая заслуга принадлежит отечественной археологической науке (4). Согласно .этой концепции, переселившиеся на Каму и среднее течение Волги племена надолго сохраняют тесные связи с западносибирской частью финно-угорской прародины. По мнению ряда исследователей, в эпоху позднего неолита, в середине III тысячелетия до н.э., финно-угорские племена лесной полосы Волго-Камья, Урала и Зауралья «входили в культурную общность, именуемую Камско-Уральской или Волго-Камско-Уральской (4а). Для населения этой обширной территории были характерны общие черты в культуре: прямоугольные жилища’, керамика с гребенчатым штампом и ямочным рядом по горлу.

Читать еще:  Иллюстрации для детей известные авторы. Художники-иллюстраторы детской книги

Поэдненеолитические племена лесной полосы Восточной Европы, продолжавшие культурные традиции неолитического населения Камско-Уральской области, известны как носители волосовской культуры. Волосовские племена в начале II тысячелетия до н.э. не только расселяются в бассейне Оки, но продвигаются дальше на запад, в Верхнее Поволжье и достигают Прибалтики. По мере продвижения на запад прафинны впитывали в себя «палеоевропейские» аборигенные группы, сыгравшие впоследствии заметную роль в формировании западных прибалтийских финнов. Волосовская культура, развиваясь на основе камско-уральской, в процессе распространения на новые территории усложняется и обогащается: появляются плоскодонные сосуды, более сложные формы гребенчатого орнамента на керамике, изображения птиц на глиняных сосудах, становится известным литье меди, встречаются первые изделия из металла. Одновременно формируются различия между восточными и западными областями волосовской культуры, которые в конечном итоге выливаются в образование самостоятельных, хотя и родственных в силу единой основы, культур — поздняковской и приказанской.

Поздняковское население во II — I тысячелетиях до н.э. концентрируется на Оке, Клязьме, Костроме и Верхней Волге. Позднее на основе поздняковской культуры с участием мигрантов с востока и юга формируются финно-угорские в этническом отношении дьяковская и городецкая культуры раннего железного века, «прямыми преемниками которых являются волжские финно-угры исторического времени (марийцы, мордва, мурома, меря (5).

Из упомянутых территорий поздняковские племена продолжали широкую экспансию на запад, в районы Прибалтики. Приказанская культура заняла на рубеже II-I тысячелетий до н.э. районы среднего Поволжья, бассейн Камы, распространившись постепенно на юг, в бассейн р. Белой. Приказанская культура явилась основой формирования (через ряд промежуточных культурных образований) пермских народов (коми и удмуртов>, о чем ниже будет сказано подробнее. Здесь важно подчеркнуть, что волосовцы и их исторические потомки — поздняковские, приказанские пленена, в которых О.Н.Бадер и А.Х.Халиков видят ранних финнов (6), продвигаясь от Урала и Волги на новые земли на западе и севере, к рубежу II — I тысячелетий до н.э. изменили, точнее, расширили очертания прежних этнических границ и пределы историко-культурных регионов. Финно-угорские племена образовали одну обширную историко-культурную провинцию, включившую территорию между Уралом и Балтийским морем. В результате экспансий финно-угров, подтверждает эту мысль П. Хайду, «путем слияния местных культур с культурой продвигавшихся на запад пришельцев, создалось этническое родство населения лесной полосы между Восточной Прибалтикой и Уралом — то есть той территории, которая была занята финно-угорскими народами и позднее (7). Волго-Камско-Уральская область была составной частью этой провинции. На нынешнем уровне наших знаний невозможно аргументировать ее обособленность в самостоятельную историка-этнографическую область. К востоку от Урала на огромной территории Западной Сибири продолжали расселяться угорские и угро-самодийские племена — восточная ветвь уральцев. В этом смысле население северной лесной и частью лесостепной полосы Евразии — от Западной Сибири до Прибалтики — представляло собой этнолингвистическое единство, которое, однако, уже тогда переживало медленный процесс культурной дифференциации.

В эпоху неолита в результате взаимодействия монголоидных и европеоидных групп населения формируется характерный для восточных финнов субуральскнй антропологический тип (8). Эта ставшая традиционной точка зрения в последнее время разрабатывается в новой направлении. В. П.Алексеев выделяет на территории Евразии очаги расообразования, «в пределах которых расообраэовательные процессы отличаются определенной интенсивностью и направлением (9). В указанных очагах, кроме фактора нетисации, существенная роль в процессах расообразования принадлежала природно-географическим, хозяйственно-культурным и социальным факторам. Очаги расообразования в эпоху древности были относительно разобщены, что создавало «труднопреодолимые генетические барьеры между отдельными группами человечества (10). Очаг расообразования субуральского типа В.П.Алексеев располагает в зоне уральской прародины, в основ-нон на Среднем Урале и обширной территории Западного Приуралья (11). Об особенностях формирования субуральского антропологического типа в определенной нере можно сулить по разработанной В.П.Алексеевым таксономической схеме, в которой субуральская группа популяций находится на относительно близком расстоянии с сублапоноидныни и лапоноидными группани популяций, а также с восточнобалтийскини и центрально-восточно-европейскини группами популяций (12). Это означает, что на обширной территории — от Урала до Балтики — в процессе расселения финно-угорских племен образовались различные расово-антропологические группы, которые, с одной стороны, по определенный признакам входили в некую общность, с другой — распадались на довольно различающиеся между собой компоненты. Главный признак выделения этих компонентов финно-угорской общности — ослабление монголоидности с востока на запад. Естественно, что наиболее дифференцированными в этом отношении оказались крайние восточные (волго-уральские) и крайние западные (балтийские) группы, однако в районе Среднего Поволжья и Прикамья в расовой характеристике финно-угорского населения наблюдаются как прибалтийско-финские, так и европеоидные черты южного происхождения. Впоследствии это нашло отражение в особенностях антропологической характеристики удмуртов, марийцев и мордвы.

Примечание:
1. Вереш П. К вопросу о финно-угорской прарородине и этногенеэе венгров в свете новейших палинологических данных// Studia Hungarica; VI МКФУ. Сыктывкар. 1935. С.13.
2. Халиков АХ. Древняя история Среднего Поволжья М, 1969. С.376-390; Он же. Преемственность в развитии археологических культур Волго-Камья//Этнические процессы на Урале и в Сибири в первобытную эпоху. Ижевск. 1983. С,15-18;
3. Хайду П. Уральские языки и народы. С. 161-163, 172.
4. Обзор истории разработки проблемы и литературу см.: Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978. С. 9-16; Хайду П.Уральские языки и народы С. 143-164; Халиков А.Х. Среднее Поволжье в эпоху камня и бронзы. Казань, 1966. С. 11
4а. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Л., 1968. Т. 1. С.117-118.
5. Хайду П. Уральские языки и народы. С. 163
6. Древняя история Среднего Поволжья. С.379.
7. Хайду П. Уральские языки и народи С. 163-164.
8. Алексеев В.П. Происхождение народов восточной Европы Краниологическое исследование. М., 1969. С. 153-158.
9. Алексеев В.П. Человек. Эволюция и таксономия. М., !985. С.136.
10. Там же С. 139.
11. Там же, Рис. 21.
12. Там же С. 155-156.

Источники:

http://www.syl.ru/article/307636/finno-ugorskie-narodyi-istoriya-i-kultura-finno-ugorskie-yazyiki
http://kulturologia.ru/blogs/250617/35014/
http://purgine.livejournal.com/58897.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×