Формирование фантастического реализма в творчестве Ф.М. Достоевского
Творчество Ф.М. Достоевского. Особенности мировоззрения. Особенности реализма
Говоря о Федоре Михайловиче Достоевском, необходимо сразу сказать о двойственности, противоречивости писателя. С одной стороны — протест против социальной несправедливости, которую автор видел повсюду, против угнетения человека человеком, против власти денег; с другой — проповедь смирения, вера в примирение всех противоречий с помощью христианской религии.
Эту двойственность можно обнаружить во всех произведениях Федора Михайловича, но особенно ярко она проявилась в романе «Униженные и оскорбленные», написанном в 1861 году. К этому времени Достоевский глубоко познал социальную несправедливость, царящую в обществе, изучил быт и нравы среднего класса — мелкого чиновничества и мещанства, особенно же представлял себе жизнь социальных низов — городской бедноты. Это отразилось в мировоззрении и творчестве писателя.
А. В. Луначарский отмечал, что социальное положение Достоевского, загнавшее его в общественные низы, давшее ему отведать горечь существования униженных и оскорбленных, вместе с его необыкновенной чуткостью, способностью страдать и сострадать не могли не толкнуть его в молодости на путь достаточно яркого протеста, на путь мечтаний о «радикальной реформе всего общественного уклада». Роман «Униженные и оскорбленные», отнесенный критиками к «натуральной школе», отражает боль писателя о человеке, который признает себя не в силах или даже не вправе быть человеком, настоящим, самостоятельным, уверенным в себе.
Именно униженные обществом, оскорбленные самыми близкими и, казалось, родными, герои Достоевского страдают и мучаются, плачут и переживают, пытаются найти выход из заколдованного круга, а его и нет. Действие романа происходит в величественном и прекрасном городе — Санкт-Петербурге. Но мы видим лишь грязные подворотни, квартиры, подобные «сундукам», крутые темные лестницы. Невежество и страх царят в этих темных углах. Невозможно себе представить, что здесь может родиться творчество.
Начинающий литератор Иван Петрович ради денег наскоро «портит» свои повети, отказываясь от неторопливого писания, он сломлен физически и морально. Вообще на страницах произведений Достоевского нет здоровых людей. Все страдают какими-то недугами, постоянно больны. И это вполне закономерно, если учесть условия их жизни. Подавленные морально, они и физически не выдерживают условий жизни. Гибнут в нищете и горе старик Смит, Нелли, ее мать, Иван Петрович. Достоевский полностью на стороне этих несчастных, уставших от жизни, ждущих смерти как избавления. Писатель-гуманист уверен, что земные страдания вознаградятся им в будущем, в ином мире. Но он не может смотреть равнодушно на муки людей. И помимо воли писателя выступает его протест на несовершенство общества, живущего не по Божеским законам.
Продолжая традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Достоевский своим творчеством боролся против зла, нищеты, духовного и физического вырождения человека. В романе «Униженные и оскорбленные» писатель дал точнейшие психологические характеристики русских типажей несчастных и обездоленных людей. Это и разоренный собственной дочерью старик Смит, умерший одиноким, под забором, гордо отвергнув раскаявшуюся дочь. И Наташа Ихменева, доходящая в самоотверженной любви до исступления; и Иван Петрович, все понимающий и всех прощающий ради любимой. Достоевский здесь страстно проповедует покорность, доводя ее до абсурда.
Писателю не хочется отказываться от своей любимой идеи, но временами он увлекается реалиями жизни и изображает страстных «борцов», бунтующих против несправедливости, царящей в мире. И это страшный бунт, так как исходит от самых слабых, обездоленных. Они гибнут в своем неприятии несправедливости общественного уклада, но их вызов, брошенный в толпу, зовет за собой остальных. Так, помимо своей воли писатель-гуманист Ф. М. Достоевский зовет к протесту, неприятию тех законов, по которым живет буржуазное общество.
Особенности реализма Достоевского:
· Диалогизм повествования. Всегда присутствует спор и защита своей позиции (Иван и Алеша Карамазовы в «Братьях Карамазовых», Шатов и Верховенский в «Бесах», Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании», князь Лев Николаевич Мышкин и остальное общество в «Идиоте»)
· Соединение философской основы с детективом. Везде есть убийство (старухи-процентщицы в «Преступлении и наказании», Настасьи Филипповны в «Идиоте», Шатова в «Бесах», Федора Павловича Карамазова в «Братьях Карамазовых»). За это критики все время упрекали писателя.
· По поводу реализма Достоевского говорили, что у него «фантастический реализм». Д. считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Все эти невероятные факты – это факты из действительности, из газетных хроник, с каторги, где Достоевский провел в общей сложности 9 лет (1850-1859, с 1854-59 служил рядовым в Семипалатинске) и куда его сослали за участие в кружке Петрашевского. (Сюжет «Братьев Карамазовых» построен на реальных событиях, связанных с судебным разбирательством над мнимым «отцеубийцей» омского острога поручика Ильинского)
· В «Дневнике писателя» Достоевский сам определил свой метод как «реализм в высшей степени». Д. изображает все глубины души человека. Самое интересное – это найти человека в человеке при полном реализме. Чтобы показать истинную природу человека надо изобразить его в пограничных ситуациях, на краю бездны. Перед нами предстает пошатнувшееся сознание, заблудшие души (Шатов в «Бесах», Раскольников в «Преступлении и наказании»). В пограничных ситуациях раскрываются все глубины человеческого «я». Человек находится во враждебном ему мире, но без него он не может жить.
· Энгельгардт предложил назвать роман Достоевского идеологическим романом, т.к. в его романах присутствует конфликт идей. Сам Д. называл этот конфликт «pro et contra», имеется в виду «за» или «против» веры. В художественном пространстве романов Д. обычно присутствует конфликт 2-х идей: Раскольников – Соня Мармеладова; старец Зосима – Иван Карамазов.
· Вячеслав Иванов, определяя новую жанровое своеобразие романа Достоевского, назвал его произведения романом – трагедией, т.к. в его романах показана трагедия личности, одиночество, отчуждение. Перед героем всегда стоит проблема выбора, и ему самому надо решать, по какому пути он пойдет.
· Михаил Михайлович Бахтин, определяя структурную особенность романов Достоевского, говорит о полифонии (многоголосье). Полифонический роман Д. теперь противостоит ранее господствовавшему в русской литературе монологическому роману, где преобладал голос автора. А у Достоевского голоса автора не слышно, он находится наравне со своими персонажами. Звучат лишь голоса персонажей, им автор дает высказаться до конца. Позиция самого автора просматривается через высказывания его любимых героев (Алёша Карамазов, князь Мышкин). Никаких авторских отступлений, как у Льва Николаевича Толстого мы здесь не встретим.
· Д. изображает не просто человека, а его самосознание, герой его интересует как одна из точек зрения на мир и на самого себя. У Д. герой сам все говорит о себе.
· По словам Бахтина, герои Достоевского внутренне не завершены. В человеке есть что-то такое, что только сам он может открыть в свободном акте самопознания. Заметим, что излюбленной формой Достоевского была форма исповеди.
· Оскар Уайльд говорил, что «главная заслуга Достоевского в том, что он никогда не объясняет своих персонажей полностью, и герои Достоевского всегда поражают тем, что они творят или делают, и таят в себе до конца вечную тайну бытия». Это как раз соотносится с тем, что Д. называл «реализмом в высшей степени».
Касаясь философских взглядов писателя, следует отметить, что Достоевский видел два пути совершенствования человека:
1.кровавый революционный (Раскольников, Иван Карамазов, Пётр Верховенский). Это путь бездны, атеизма, Достоевский его отвергает. Каждый из этих героев – человекобог, он присваивает себе функцию Бога, они возомнили себя Наполеонами (как Великий инквизитор в «Братьях Карамазовых»). Это разрушительный путь.
2.путь любви. Для изменения мира нужно отказаться изменить мир. Нужно изменять не общество, а человека. Люди должны стать братьями. В мир нельзя вторгаться мечом и кровью, человек должен сам прийти к необходимости любви, но это непростой путь. Люди должны преклониться перед Богом, стать Богочеловеком (а не человекобогом) через смирение и терпение.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Фантастический реализм в литературе
Автор: Guru · 20.04.2018
Данная статья посвящена одному из самых востребованных направлений в русской литературе, за которым закрепилось данное ему Ф.М. Достоевским название «фантастический реализм».
История создания
Принято считать Федора Михайловича Достоевского основателем фантастического реализма в России. Однако, по мнению исследователя В. Н. Захарова, в 1869 Фридрих Ницше впервые употребил этот термин по отношению к Шекспиру. В 20-е годы ХХ века это выражение использует Евгений Вахтангов; позже оно утвердилось в русском театроведении как определение творческого метода Е. Вахтангова.
В 1948 году возникла носившая мистико-религиозный характер «Венская школа фантастического реализма», ярчайшими представителями которой были Эрнст Фукс и Рудольф Хауснер. Художники исследовали глубоко спрятанные уголки человеческой души, поднимали вневременные и вечные темы, ориентируясь на традиции немецкого Возрождения. Уже в начале 60-х годов ХХ века Арик Брауэр, Вольфганг Хуттер и Антон Лемден создают новый стиль и новую школу «фантастического реализма». В дальнейшем течение получило продолжение в стиле виженари арт (англ. Visionary art — художественный стиль, в основе которого лежит изображение увиденного в состоянии измененного сознании, медитативного созерцания или «флешбеков»(англ. flash «вспышка, озарение» + back «назад»), возникающих после трипов (психотропные путешествия).
Определение и основные черты
Фантастический реализм — направление, в рамках которого через фантастические образы автор раскрывает действительность, пытаясь её понять и объяснить.
- Основная черта фантастического реализма заключается в несоответствии объективной достоверности, то есть характер человека не обусловлен связями с миром. В фантастике происходит соприкосновение человека с иными мирами, сущность становится явлением.
- Также важной чертой является двоякое восприятие действительности. Писатели создавали фантастические или условные миры, куда помещали своих вполне «человеческих» или чуть-чуть демонических героев.
Представители
Достоевский
Суть фантастического реализма Достоевского в отображении истинной природы человека в пограничных ситуациях, а также в изображении заблудших душ, мучимых наваждением (Раскольников в «Преступлении и наказании», Шатов в «Бесах»). Чтобы определить своеобразие творчества писателя, исследователи также вводили такие термины, как “идеал — реализм”, “экспериментальный” или “опытный реализм”. Для автора фантазия реальна, утопия достижима. Фантастичная проповедь его творчества демонстрирует стремление к идеалу по заповеди Христа.
Взгляд Достоевского на действительность часто подвергался критике, его называли жестоким, фантастическим и исключительным. Писатель не соглашался:
Мой идеализм — реальнее ихнего. Господи! Пересказать толково то, что мы все, русские, пережили в последние 10 лет в нашем духовном развитии, — да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм!
Он утверждал, что все его истории не выдуманы, а взяты из газетных хроник, из знакомств и бесед девятилетней каторги и т.д. Например, сюжет «Братьев Карамазовых» построен на реальных событиях, связанных с судебным разбирательством над мнимым «отцеубийцей» омского острога поручика Ильинского. Писатель считал, что фантастическое должно соприкасаться с действительностью до такой степени, чтобы читатель почти поверил в реальность написанного.
Гоголь
Николай Васильевич Гоголь – совершенно уникальная и загадочная фигура, мастер слова, внесший в развитие русской литературы особый реализм, в котором переплетается фантастика и реальность, гротеск и детализация, союз трагического и комического. Автор «Мертвых душ» был преемником А. С. Пушкина, продолжил начатую в «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике» тему «маленького» человека. Фантастический реализм Гоголя — это отражение реальности через необъяснимые события. Особое место в творчестве Гоголя занимают народные, сказочные мотивы. Ими, если разобраться, пронизано большинство произведений автора. Например, в примечании к «Вию» автор указывает, что «вся эта повесть есть народное придание».
Ярчайшим примером фантастического реализма Гоголя является цикл «Петербургские повести». Например, в произведении «Нос» часть лица отделилась от хозяина и начала путешествовать по городу, устраивая свою личную и служебную жизнь. Через эту метаморфозу автор передал агрессивный характер столицы и ее социальной среды для людей, которые мельчают, опошляются и в буквальном смысле разрушаются на ее фоне. Подробный анализ этого примера вы найдете по ссылке.
Н. В. Гоголь был основателем и ключевой фигурой «натуральной школы»(1840-е годы), в которую входили также И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров и другие. Писатель оказывал своими произведениями большое воздействие на молодые таланты, направляя их идейные и художественные интересы. Натуральная школа внесла в литературу творческий реализм, верность действительности, идейное отрицание изображаемой жизни. Авторы «натуральной школы» закрепили тенденции фантастического реализма, и Николай Васильевич занимал в этом ведущую роль.
Пушкин
У Александра Сергеевича Пушкина основной этап развития фантастического реализма заключен в «Пиковой даме», «Графе Нулине» и цикле «Маленькие трагедии». Писатель впервые вводит в литературу объективное изображение жизни, «ничтожных героев», фантастические повороты сюжета, отклоняясь от классического романтизма.
А.С. Пушкин представляет фантастические образы в виде аллегорий, психологических и философско-исторических обобщений. В «Полтаве», несмотря на стилизацию в духе украинских исторических дум, поставлены и решаются важные политические проблемы. В «Пиковой даме» мистическая составляющая служит для раскрытия метаморфозы игры: Германн сходит с ума, погружаясь в азарт. Можно сделать вывод, что все зрелое творчество Пушкина подчинено реалистической задаче, такой, какая она есть в ее существенных чертах.
Примеры
- Николай Васильевич Гоголь «Нос», 1836. Произведение состоит из трех частей, в которых рассказывается об невероятных происшествиях в жизни коллежского асессора Ковалева, который неожиданно просыпается утром без носа. Читателю предстоит узнать, почему эта часть тела постоянно ускользает от хозяина. Подробнее…
- Фёдор Михайлович Достоевский «Бесы»,1871-1872. Знаменитый пророческий роман-предупреждение Ф.М. Достоевского и сейчас интересен современному поколению читателей. В основе сюжета лежит реальное событие — «дело Нечаева». Революционеры, члены небольшого законспирированного кружка, убили своего товарища, решившего «отойти от дел». Ф.М. Достоевский раскрывает особенности русской души, в которой поселились «бесы». Подробнее…
- Харуки Мураками. «1Q84, 2009-2010». Действие книги происходит в мире, где некоторые видят на небе две луны, где ключом к вечной любви служит Симфониетта Яначека, где полицейских после всколыхнувшей всю страну перестрелки с сектантами перевооружили автоматическими пистолетами взамен револьверов, где LittlePeople — Маленький Народец — выходят изо рта мертвой козы и плетут Воздушный Кокон.
- Братья Стругацкие «Пикник на обочине», 1972.“Пикник на обочине”- одно из самых удивительных произведений Братьев Стругацких, имеющее множество экранизаций. Авторы рассказывают о Зоне. Это место, которое видит человека насквозь и является своеобразным тестом-контролем человеческой души. Именно эта книга стала основой идеи S.T.A.L.K.E.R’а.
Критика
Профессор филологических наук В.Г. Одиноков определяет фантастический реализм как соединение двух миров: духовного и материального. Он считал, что Ф.М. Достоевский создает новое эстетическое «качество», которое в плане художественного метода можно назвать «реализмом в высшем смысле» и создающем третью «ненаблюдаемую действительность». Русский критик К.В. Мочульский отмечает:
Нельзя отрицать, что вся великая русская литература из-под «Шинели» Гоголя. В «мистическом реализме» Гоголя — основа его мировоззрения.
Таким образом, мы рассмотрели истоки фантастического реализма, его ярчайших представителей и освещение данной темы в литературной критике.
Формирование фантастического реализма в творчестве Ф.М. Достоевского
1. Почему реализм Достоевского называют «фантастическим»?
Реализм Достоевского называют «фантастическим», потому что в его романах сочетаются несоединимые явления: реальность и вымысел, черты детектива и философские теории, евангельские мотивы и анекдоты, бытовой натурализм и мистика, комическое и трагическое.
Сюжетное время в романах Достоевского не выверено «по календарю», как у Пушкина. Оно ускоряется или замедляется произвольно.
Фантастична и действительность, которую изображает автор. Реальность часто сближается со сновидениями.
Сам Достоевский отмечал: «У меня свой особенный взгляд на действительность, и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным^ для меня иногда составляет саму сущность действительности».
2. Составьте «вещную» характеристику Родиона Раскольникова. Покажите значимость художественных деталей-предметов в создании этого образа.
Описание вещного, предметного мира, который окружает героя, играет в романе большую роль («ка-морка-гроб», «каморка-шкаф», «дворы-колодцы»).
Так же важны и детали его одежды. Так, увидев Раскольникова, один пьяный «крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!» — и заорал во все горло, указывая на него рукой. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся. в дырах и в пятнах. ».
Некоторые исследователи считают, что немецкая шляпа отвечает индивидуалистическим идеям героя (в духе немецкой философии), по мнению других, что она похожа на терновый венец и символизирует мученический путь Раскольникова.
Разумихин в шутку называет шляпу Раскольникова пальмерстоном. Генри Джон Темпл Пальмер-стон (1784—1865) — английский государственный деятель, глава партии тори, в 1855—1865 годах — премьер-министр. Называя его именем шляпу Раскольникова, Разумихин намекает на ее ветхость и устарелость.
Старое пальто Раскольникова — тоже важная деталь. Из-под пальто Раскольников выхватывает топор.
Ложный заклад, который он приносит старухе-процентщице, описывается очень подробно. Конечно, не случайно. Ответы на вопросы скачаны с сайта resheba.ru. Заклад Раскольникова — это «. просто деревянная, гладко обструганная дощечка, величиной и толщиной не более, как могла бы быть серебряная па-пиросочница. Эту дощечку он случайно нашел, в одну из своих прогулок, на одном дворе, где, во флигеле, помещалась какая-то мастерская. Потом уже он прибавил к дощечке гладкую и тоненькую железную полоску, — вероятно, от чего-нибудь отломок, — которую тоже нашел на улице тогда же. Сложив обе дощечки, из коих железная была меньше деревянной, он связал их вместе накрепко, крест-накрест, ниткой; потом аккуратно и щеголевато увертел их в чистую бумагу и обвязал тоненькою тесемочкой, тоже накрест, а узелок приладил так, чтобы помудренее было развязать. Это для того, чтобы на время отвлечь внимание старухи, когда она начнет возиться с узелком, и улучить таким образом минуту. Железная же пластинка прибавлена была для весу, чтобы старуха хоть в первую минуту не догадалась, что «вещь» деревянная».
Много и других необычных предметов окружают Раскольникова. Колокольчик в квартире старухи медный, но звук издает особенный, как будто сделан не из меди, а из жести. Когда Раскольников возвращается на место преступления, он вспоминает этот звук.
Камень на Вознесенском проспекте, под которым Раскольников спрятал украденное, имеет символическое значение. Под ним словно похоронено преступление. Или, возможно, так символически Достоевский отрицает социальную причину преступления своего героя: преступление совершено не из-за денег и не из-за бедности.
Даже орудие убийства имеет в романе непростую историю. Топор Раскольников взял не тот, что собирался взять изначально. Не на кухне, а в дворницкой.
3. Составьте «словарь» слов и выражений, характерных для Семена Мармеладова, Лужина, Сони Мармела-довой, Лебезятникова. В чем специфика речевой характеристики героев Достоевского?
Мармеладов говорит солидно, с достоинством. Он, пропащий, горький пьяница, философствует: «В бедности, — говорит он Раскольникову, — вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!» Выделенные курсивом слова относятся к высокому стилю речи. Инверсия («из компании человеческой») — признак церковнославянского стиля речи. При речевой характеристике Мармеладова Достоевский использует прием контраста: «Позвольте, молодой человек, — обращается Мармеладов к своему собеседнику, — можете ли вы. Но нет, изъяснить сильнее и изобразительнее: не можете ли вы, а осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?» Здесь предельная, даже излишняя вежливость оборотов соседствует с грубой и уничижительной самохарактеристикой. Кроме того, его речь выдает в нем чиновника. Он употребляет клише — устоявшиеся обороты.
Речь Лужина нарочито вежливая, высокомерная, подчеркивающая более высокое положение. Высокопарная речь Лужина, содержащая модные фразы, в сочетании с его снисходительным обращением к окружающим, выдает его высокомерие и честолюбие. Он поучает: «Наука же говорит: возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, но и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется дел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем. ».
Продираясь сквозь рассерженную толпу, изобличенный в подлости, Лужин говорит: «Позвольте, господа, позвольте, не теснитесь, дайте пройти! И сделайте одолжение, не угрожайте, уверяю вас, что ничего не будет, ничего не сделаете, не робкого десятка-с, а напротив, вы же, господа, ответите, что насилием прикрыли уголовное дело. В суде не так слепы и. не поверят двум отъявленным безбожникам. обвиняющим меня. » Он злоупотребляет вежливыми формулами.
Соня Мармеладова — необразованная, простая девушка. Ее речь проста, сбивчива, она не знает «уче-
ных» слов. Читает только Евангелие. Соня очень робкая, в ее речи много пауз: Я. я. зашла на одну минуту, простите, что вас обеспокоила, — заговорила она, запинаясь. — Я от Катерины Ивановны, а ей послать было некого. А Катерина Ивановна приказала вас очень просить быть завтра на отпевании, утром. за обедней. на Митрофаниевском, а потом у нас. у ней. откушать. Честь ей сделать. Она велела просить». «Откушать», «честь сделать», «простите, что обеспокоила», — обилие таких слов означает, что Соня — несчастное «бессловесное» существо. Часто она упоминает Бога в разговорных оборотах: «Бог этого не попустит!», «Господи!», охает или ахает, восклицает: «Ох, нет, нет, нет!», «Ох, уж не знаю!», «Ах, что вы, что вы!».
Характеристику речи Андрея Семеновича Лебе-зятникова дает сам автор. Лебезятников «был худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми очень гордился. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно. Андрей Семенович был глуповат. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат». Ответы на вопросы скачаны с сайта resheba.ru. Его речи сумбурные, неясные, догматические. Он придерживается принципа «сегодня полезнее всего отрицать», лебезит перед всем, что носит имя «прогресса»:. «Я первый, я готов вычистить какие хотите помойные ямы! Тут просто работа, благородная, полезная обществу деятельность, которая стоит всякой другой и уж гораздо выше, например, деятельности какого-нибудь Рафаэля или Пушкина, потому что полезнее! Все, что полезно обществу, то и благородно! Я понимаю только одно слово: полезное!». Лебезятников не только глуп, но и наивен: он отказывает Мармеладову в материальной помощи не потому, что скареден, а по «науке», согласно требованиям политической экономии, советует Соне прочесть «Физиологию» Льюиса. Подглядев, как Лужин сунул незаметно в карман Сони деньги, истолковал этот поступок как проявление благородства: «Вы желали избегнуть благодарности, я видел! . да, мне это нравится!». Лебезятников приветствует стремление одного человека поддержать в трудную минуту другого, развивая на этом основании свою теорию «разумной нигилистической нравственности». В Лебе-зятникове Достоевский довел до предела абстрактное теоретизирование. Его слова: «Если убедить человека логически, что, в сущности, ему не о чем плакать, то он и перестанет плакать».
4. Составьте хронологическую таблицу (схему) романа, указав, в какой день, время и какие события происходят. В чем состоит главная особенность течения времени в романе?
Главная особенность описания времени в романе состоит в его неравномерном течении. Иногда события считаются по полдня, по нескольку часов, иногда — по секундам. Самые напряженные и подробные эпизоды — убийство, где время рассчитано по мгновениям, и разговор Раскольникова с Порфирием. Несколько дней вообще выпадают из повествования: это дни с пятого по седьмой, когда Раскольников находился в беспамятстве, и с одиннадцатого по двенадцатый, когда он теряет ощущение времени.
5. Раскройте суть понятия «полифонический роман». Вспомните эпизоды, диалоги, сцены из романа, в которых наиболее ярко проявляется «многоголосие».
Понятие «полифонического романа» ввел М. Бахтин. Он утверждал, что каждый герой Достоевского имеет свою точку зрения, не зависящую от точки зрения автора. Даже поступки героев часто оказываются неожиданными для автора и для них самих. Каждый герой противоречив и имеет «двойника», который как бы материализует вторую сторону героя. Диалоги в романах Достоевского отражают несколько точек зрения. Например, когда в романе «Преступление и наказание» Раскольников разъясняет свою теорию, его слова сопровождаются репликами Заметова, Разумихина, Порфи-рия Петровича, каждый из которых высказывает свою точку зрения, свое понимание « права на преступление». В сцене покаяния Раскольникова, когда он становится на колени и целует землю, со всех сторон раздаются голоса людей, обсуждающих это происшествие:
«— Ишь нахлестался! — заметил подле него один парень.
— Это он в Иерусалим идет, братцы, с детьми, с родиной прощается, всему миру поклоняется, столичный город Санкт-Петербург и его грунт лобызает, — прибавил какой-то пьяненький из мещан.
— Парнишка еще молодой! — ввернул третий.
— Из благородных! — заметил кто-то солидным голосом.
— Ноне не разберешь, кто благородный, кто нет».
Источники:
https://cyberpedia.su/5x8acc.html
https://literaguru.ru/fantasticheskij-realizm-v-literature/
https://resheba.net/load/reshebnik_po_russkoj_literature_10_klass/fjodor_mikhajlovich_dostoevskij/fantasticheskij_realizm_f_dostoevskogo_polifonicheskij_roman/14-1-0-51