Фрида кало. Картины фриды кало Жизнь Фриды Кало в дневнике художницы
Фрида Кало
Биография
Гениальную мексиканскую художницу Фриду Кало нередко называли женским альтер-эго Сальвадора Дали. Критики причисляли автора работы «Раненый олень» к сюрреалистам, но она на протяжении всей жизни открещивалась от этого «клейма», заявляя, что основой ее творчества являются не эфемерные аллюзии и парадоксальное сочетание форм, а пропущенная через призму личного мировосприятия боль от утраты, разочарования и предательства.
Детство и юность
Родилась Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон за три года до мексиканской революции, 6 июля 1907 года, в поселении Койоакан (пригород Мехико). Мать художницы Матильда Кальдерон была безработной фанатичной католичкой, державшей мужа и детей в строгости, а отец Гильермо Кало, боготворивший творчество Бетховена и Шопенгауэра, работал фотографом.
Портрет Фриды Кало
В 6 лет Фрида переболела полиомиелитом, в результате которого ее правая нога стала тоньше левой на несколько сантиметров. Постоянные издевки сверстников (в детские годы у нее было прозвище «деревянная нога») только закалили характер Магдалены. Назло всем не привыкшая унывать девочка, превозмогая боль, играла с парнями в футбол, ходила на плаванье и занятия по боксу. Также Кало умела грамотно маскировать свой изъян. В этом ей помогали длинные юбки, мужские костюмы и надетые поверх друг друга чулки.
Родители Фриды Кало
Примечательно, что в детские годы Фрида грезила не карьерой художницы, а профессией врача. В 15 лет она даже поступила в Национальную подготовительную школу «Препараторию», в которой юное дарование на протяжении пары лет изучало медицину. Хромоногая Фрида была одной из 35 девушек, которые получали образование наравне с тысячами юношей.
Фрида Кало в детстве
В сентябре 1925 года произошло событие перевернувшее жизнь Магдалены с ног на голову: автобус, на котором 17-летняя Кало возвращалась домой, столкнулся с трамваем. Металлические перила вонзились девушке в живот, проткнули матку и вышли в паховой области, позвоночник сломался в трех местах, а ногу, искалеченную детской болезнью, не спасли даже три чулка (конечность поломалась в одиннадцати местах).
Фрида Кало (справа) с сестрами
Три недели барышня пролежала в больнице без сознания. Несмотря на заявления врачей о том, что полученные травмы не совместимы с жизнью, отец, в отличие от супруги, которая ни разу не пришла в госпиталь, не отходил от дочери ни на шаг. Глядя на обвитое гипсовым корсетом неподвижное тело Фриды, мужчина считал победой каждый ее вдох и выдох.
Фрида Кало в молодости
Вопреки прогнозам светил медицины, Кало очнулась. После возвращения с того света Магдалена почувствовала невероятную тягу к написанию картин. Отец сделал для горячо любимого чада специальный подрамник, позволявший творить лежа, а также прикрепил под балдахином кровати большое зеркало, чтобы дочь во время создания произведений могла видеть себя и окружающее ее пространство.
Фрида Кало в молодости
Уже через год Фрида сделала свой первый карандашный набросок «Авария», в котором бегло зарисовала катастрофу, искалечившую ее физически и душевно. Твердо встав на ноги, Кало в 1929 году поступила в Национальный институт Мексики, а в 1928 году стала членом коммунистической партии. В то время ее любовь к искусству достигла своего апогея: Магдалена днем сидела за мольбертом в художественной студии, а вечерами, облачаясь в экзотический наряд, скрывавший ее увечья, отправлялась на вечеринки.
Художница Фрида Кало
Изящная, утонченная Фрида непременно держала в руках бокал вина и сигару. Непристойные остроты экстравагантной женщины заставляли гостей светских раутов хохотать без остановки. Поразителен контраст между образом импульсивной, жизнерадостной особы и проникнутыми ощущением безысходности картинами того периода. По заявлениям самой Фриды, за шиком красивых одеяний и лоском вычурных фраз скрывалась ее покалеченная душа, которую она являла миру только на холсте.
Живопись
Фрида Кало прославилась за счет своих колоритных автопортретов (всего написано 70 полотен), отличительной особенностью которых являлась сросшаяся бровь и отсутствие улыбки на лице. Свою фигуру художница часто обрамляла национальной символикой («Автопортрет на границе между Мексикой и США», «Автопортрет в образе Техуаны»), в которой превосходно разбиралась.
Картина Фриды Кало «Без надежды»
В работах художница не боялась обнажать как свои («Без надежды», «My birth», «Всего-то несколько царапин!»), так и чужие страдания. В 1939-м поклонница творчества Кало попросила ее отдать дань памяти их общей приятельнице – актрисе Дороти Хейл (девушка покончила с собой, выбросившись из окна). Фрида написала картину «Самоубийство Дороти Хейл». Заказчик пришел в ужас: вместо красивого портрета, утешения для родных, Магдалена изобразила сцену падения и безжизненное тело, истекающее кровью.
Картина Фриды Кало «My birth»
Достойно внимания и произведение под названием «Две Фриды», которое художница написала после краткосрочного разрыва с Диего. Внутреннее «я» Кало представлено на картине в двух ипостасях: Фриды мексиканской, которую безумно любил Ривера, и Фриды европейской, которую отверг возлюбленный. Боль потери выражена сквозь образ кровоточащей артерии, соединяющей сердца двух дам.
Картина Фриды Кало «Две Фриды»
Мировая известность пришла к Кало, когда в 1938 году в Нью-Йорке состоялась первая выставка ее работ. Однако быстро ухудшающееся здоровье художницы сказалось и на ее творчестве. Чем чаще Фрида ложилась на операционный стол, тем мрачнее становились ее картины («Думая о смерти», «Маска смерти»). В послеоперационные периоды были созданы полотна, пестрящие отголосками библейских историй, – «Сломанная колонна» и «Моисей, или Ядро творения».
Картина Фриды Кало «Сломанная колонна»
К открытию выставки ее работ в Мексике в 1953 году Кало уже не могла самостоятельно передвигаться. За день до презентации были перевешаны все картины, и красиво оформленная кровать, куда легла Магдалена, стала полноценной частью экспозиции. За неделю до смерти художница написала натюрморт «Да здравствует жизнь», отражавший ее отношение к смерти.
Картина Фриды Кало «Раненый олень»
Картины Кало оказали огромное влияние на современную живопись. Одна из выставок в музее современного искусства в Чикаго была посвящена влиянию Магдалены на мир искусства и включала работы современных художников, для которых Фрида стала источником вдохновения и примером для подражания. Выставка проходила под названием «Свободные: современное искусство после Фриды Кало».
Личная жизнь
Еще в годы учебы Кало познакомилась со своим будущим мужем – мексиканским художником Диего Риверой. В 1929 году их пути снова пересеклись. На следующий год 22-летняя девушка стала законной супругой 43-летнего живописца. Брак Диего и Фриды современники в шутку называли союзом слона и голубки (знаменитый художник был намного выше и толще супруги). Мужчину дразнили «принцем-жабой», однако ни одна женщина не могла устоять перед его обаянием.
Фрида Кало и Диего Ривера
Магдалена знала о неверности мужа. У самой художницы в 1937 году разгорелся роман со Львом Троцким, которого она ласково называла «козликом» из-за седых волос и бороды. Дело в том, что супруги были рьяными коммунистами и по доброте душевной приютили у себя бежавшего из России революционера. Закончилось все громким скандалом, после которого Троцкий спешно покинул их дом. Также Кало приписывали роман с известным поэтом Владимиром Маяковским.
Все без исключения амурные истории Фриды окутаны тайной. Среди предполагаемых любовников художницы числилась и певица Чавела Варгас. Поводом для сплетен послужили откровенные фотографии девушек, на которых Фрида, облаченная в мужской костюм, утопала в объятиях артистки. Впрочем, Диего, открыто изменявший жене, на ее увлечения представительницами слабой половины человечества не обращал внимания. Такие связи представлялись ему несерьезными.
Фрида Кало и Владимир Маяковский
Несмотря на то, что супружеская жизнь двух звезд изобразительного искусства не была образцовой, Кало не переставала мечтать о детях. Правда, из-за травм женщине так и не удалось испытать счастье материнства. Фрида пробовала вновь и вновь, но все три беременности закончились выкидышем. После очередной потери ребенка она взялась за кисть и начала рисовать детей («Больница Генри Форда»), в основном, умерших – так художница пыталась примириться со своей трагедией.
Смерть
Кало скончалась через неделю после празднования своего 47-ого дня рождения (13 июля 1954 года). Причиной смерти художницы стало воспаление легких. На похоронах Фриды, которые прошли со всей помпезностью во Дворце изящных искусств, помимо Диего Риверы, присутствовали живописцы, писатели и даже бывший президент Мексики Ласаро Карденас. Тело автора картины «Что мне дала вода» было кремировано, а урна с прахом по сей день находится в доме-музее Фриды Кало. Последними словами в ее дневнике были:
«Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь».
В 2002 году голливудский режиссер Джулия Тэймор представила на суд любителей кинематографа автобиографический фильм «Фрида», в основе сюжета которого лежала история жизни и смерти великой художницы. В роли Кало снялась лауреат премии «Оскар», актриса театра и кино Сальма Хайек.
Сальма Хайек в роли Фриды Кало
Также литераторы Хейден Эррера, Жан-Мари Гюстав Ле Клезио и Андреа Кеттенманн написали о звезде изобразительного искусства книги.
Фрида кало. Картины фриды кало Жизнь Фриды Кало в дневнике художницы
Изначально, мы хотели лишь составить подборку интересных фактов о жизни и творчестве Фриды, но быстро поняли, что в рамках одного поста – это практически невозможно. Потому что вся ее жизнь – один большой «интересный факт», состоящий из взлетов и сокрушительных падений.
Судьбу драматичнее сложно себе представить. Красота и талант, тяжелая болезнь в детстве, страшная авария в юности, постоянная боль, огромное количество перенесенных операций, страстная любовь, измены мужа, потеря ребенка, предательство, признание, дружба с революционерами – это все о Фриде. Сегодня, в день рождения художницы, предлагаем погрузиться в ее творчество и поближе познакомиться с несколькими известными картинами.
Лютер Бербанк был талантливым селекционером-самоучкой. Он создал около 800 новых сортов ягод, фруктов и овощей. Картофель сорта «Рассет Бербанк» до сих пор один из самых распространенных в США. Фрида и Диего Ривера никогда не встречались с ним лично, но очень интересовались его работой, восхищались им. Ривера даже поместил Бербанка на фреску «Аллегория Калифорнии» в башне Фондовой биржи в Сан-Франциско.
Когда Фрида писала этот портрет, селекционера уже не было в живых. Он покоился в саду собственного поместья, Кало и Ривера посещали однажды его могилу. На картине ученый изображен проросшим из земли гибридом человеком и дерева, обретшим бессмертие в своих делах. Дерево с гигантскими плодами справа символизирует результаты работы Бербанка. А слева мы видим обычное дерево с обычными плодами.
Но самая, пожалуй, интересная деталь на этой картине – растение, которое держит в руках Бербанк. Это куст филодендрона. Фрида отлично разбиралась в ботанике и знала многое о растениях, их свойствах и символике. Филодендрон в ацтекской культуре ассоциировался с плодородием. Но в то же время некоторые представители этого семейства ядовиты и могут вызывать галлюцинации.
Как же это связано с Бербанком? Дело в том, что ученый верил в евгенику. Он считал, что раз культивация так хорошо работает с растениями, можно применить этот подход и к человечеству. Фрида не разделяла этих взглядов и считала их очень опасными. И поэтому на картине изобразила Бербанка именно с филодендроном – потенциально опасным растением, являющимся при этом символом плодородия.
Фрида кало. Картины фриды кало Жизнь Фриды Кало в дневнике художницы
«Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний». Под таким названием с 21 декабря по 12 марта 2019 в Москве проходит уникальная ретроспектива двух величайших мексиканских художников Фриды Кало и Диего Риверы в Москве. На выставке представлено более 90 картин Фриды и Диего, а также рисунки, фотографии и документы о знаменитых художниках.
Наш московский колумнист Алена Лиас так сильно впечатлилась выставкой, что по горячим следам решила поделиться эмоциями с читателями PRETAPORTAL
«Они думали, что я сюрреалист, но это было не так. Я никогда не рисовала сны. Я рисовала собственную действительность».
Фрида Кало, мексиканская художница с яркой внешностью и узнаваемыми автопортретами, прожила непростую жизнь. Проблемы со здоровьем преследовали её уже с детства. В возрасте шести лет Фрида заболела полиомиелитом, а в юности попала в аварию, после которой перенесла множество операций, повлиявших на всю её последующую жизнь.
Свой мир, порой полный страданий и боли, Фрида переносила на холст. Её творчество вовлекает, вызывает сочувствие, заставляя переосмыслить ценности своей жизни. Её картины полны глубокого смысла и тайных знаков, в них любовь и трагедия её существования, ими она рассказывает нам свою жизнь.
1. Автобус (1929)
17 сентября 1925 года Фрида возвращалась со школы на автобусе вместе с близким другом Александро Гомес Ариас. Именно этот день перевернул жизнь девушки – день аварии.
Художница избегала изображать саму аварию, есть лишь карандашный набросок. Эта картина, возможно, то, что Фрида увидела в последний момент перед аварией. От изображения исходит ощущения спокойствия, словно «затишье перед бурей».
Есть также версия, что художница изобразила пассажиров, похожими на своих близких — отец, сестра, кормилица.
2. Фрида и Диего Ривера (1931)
Фрида говорила, что в её жизни было две аварии: одна с автобусом, а вторая – это её любовь к Диего. Они поженились, когда Фриде было 22, а Диего 42. Их союз не был безоблачным. Диего никогда не был верен Фриде, у него были многочисленные романы на стороне. Фрида, будучи натурой творческой, также позволяла себе увлечения не только с мужчинами, но и с женщинами. Самые яркие романы ей приписывают с танцовщицей Жозефин Бейкер, Львом Троцким и даже с Владимиром Маяковским. Однако все это не помешало продлиться любви Фриды и Диего до самой её смерти.
Этот портрет был написан во время пребывания художницы в Сан-Франциско для мецената и сторонника музея Альберта Бендера.
В контексте времени Фрида Кало гораздо более значимая фигура в мире искусства. Диего Ривера многим известен именно в связи с Фридой. Но в момент создания картины, Диего – состоявшийся художник, а Фрида его жена, еще не достигшая такого уровня славы. Именно так Фрида и изобразила себя, как спутницу иконы американского модернизма.
3. Больница Генри Фонда (1932)
Фрида и Диего провели в США около 4 лет. Диего выполнял там заказы. А Фрида в это время перенесла несколько неудавшихся беременностей.
Работа «Больница Генри Фонда» была написана после второго выкидыша. При создании картины, художница обращается к идее ретабло. В Латинской Америке так называют иллюстрации, показывающие, как людям помогли святые. Однако, художница исключила главный элемент – самих святых. Тем самым она показала, насколько одинокой и покинутой ощущала себя в этот момент.
Фрида изобразила себя на больничной кровати в луже крови. Вокруг себя на артериях, соединенных с её животом, она изобразила объекты, отражающие её боль: ребенок, потерянный при выкидыше; улитка, как символ неудавшейся беременности; часть туловища и кости таза, оказавшиеся слишком слабыми, чтобы выносить ребенка; розовая орхидея – цветок, который ей подарил Диего.
Предметы расположены хаотично, для Фриды тут важнее показать свои эмоции, свою боль и потерянность в этом мире.
4. Моя кормилица и я (1937)
По мнению самой художницы, это одно из лучших её произведений. Как и большинство работ Фриды, эта картина автобиографичная. После рождения дочери мать художницы заболела, поэтому её кормила индейская няня. Фрида Кало гордится этим фактом, для неё очень важна связь с Мексикой, с предками, со своими корнями. Кормилица изображена мощной женщиной, она словно символизирует собой опору. Себя художница изображает ребенком с взрослым лицом, словно показывая, что и во взрослой жизни она ощущает эту опору.
На картине также есть персональные символы Фриды. Фон из зеленых листьев символизирует защиту. А в левом углу картины насекомое палочник, которое маскируется под веточки растений. Интересно, что это насекомое рождается уже взрослым. Возможно, художница провела параллель между ним и ребенком с лицом взрослой Фриды.
5. Две Фриды (1939)
Картина считается одной из самых заметных работ художницы. По одной из интерпретаций Фрида изобразила свою воображаемую подругу детства. Художница часто убегала от реальности в мир фантазий из-за насмешек одноклассников и соседских мальчишек. Они смеялись над ней из-за обезображенной полиомиелитом ноги.
Однако позже художница призналась, что это работа связана с кризисом в отношениях с Диего Ривера. Картина изображает две сущности Фриды. Одна в традиционном мексиканском костюме, которую так любил Диего. И другая, в свадебном платье в викторианском стиле, которую он отверг. И обе из них несчастны и одиноки. Израненное сердце, одно на двоих кровоточит и теряет свои жизненные силы…
6. Сломанная колона (1944)
В 1944 году здоровье Фриды резко ухудшилось. Художница испытывает сильные боли в позвоночнике и вынуждена носить стальной корсет. Она страдает и физически и духовно, но, тем не менее, продолжает писать. «Сломанная колона» как нельзя лучше отражает ее состояние в этот период. Боль во всем теле так сильна, словно сотни маленьких иголок вонзились в её плоть. Она ощущает себя сломанной, словно колона внутри ее держится вертикально только благодаря корсету. Белая ткань вокруг бедер, похожа на плащаницу Христа, словно символ её страданий.
По щекам льются слезы, и лишь в отражении зрачков можно разглядеть белого голубя надежды…
7. Без надежды (1945)
«Для меня не остается ни малейшей надежды… Все движется во времени в соответствии с тем, что диктует живот…»
Именно эту фразу художница оставила на обороте картины. В это время Фрида сильно похудела и врачи назначили ей диетические режимы, чтобы она набрала вес. Это сильно удручало Фриду, ей ничего не хотелось. Она лишь продолжала писать, словно оставляя на холсте всю свою боль.
8. Автопортрет с обезьянкой. (1945)
Фрида часто рисовала свои автопортреты с животными. В этой работе художница соединила несколько образов: обезьяна, скульптура доколумбовой эпохи, собака и гвоздь.
Обезьяна для Фриды символизирует верного друга, который заменяет ей ребенка, которого она не смогла иметь. Гвоздь – это обман. Собака – священное для ацтеков животное. Этой картиной Фрида говорит, что перестала верить мужу и видит поддержку совсем в другом.
9. Цыпленок (1945)
Милое название картины может поначалу ввезти в заблуждение. Однако горделивый цыпленок — это не кто иной, как Диего Риверо. Себя художница изобразила в виде букета, окутанного паутиной боли и сомнений. Как известно, Диего часто изменял Фриде, она так и не смогла к этому привыкнуть и каждый раз сильно переживала. Этой картиной она хотела показать, что Диего похож на надутого, важного цыпленка. Она же, во власти его влияния, запуталась в паутине своих чувств. Любовь ей приносит больше боли, чем счастья.
10. Маска (1945)
В этом автопортрете Фрида впервые прячет свое настоящее лицо под маской Малинче, атрибутом мексиканских народных представлений. Малинче была переводчицей, наложницей и осведомительницей завоевателя Мексики Кортеса Эрнана. Этот образ символизирует одновременно соблазн и страшное кровопролитие, которое повлекла за собой легендарная Малинче.
Художница прячется под маской соблазнительной предательницы. По маске текут слёзы. Это боль на грани безумия.
11. Портрет Фриды Кало (1955) Диего Ривера
Это работа принадлежит руке Диего Ривера, но она имеет непосредственное отношение к жизни художницы, а точнее, к её смерти: это её посмертный портрет.
Фрида скончалась в 1954 году. Диего изобразил её в виде сердца, из которого фонтанами хлещет кровь. Эти портретом он говорит, что Фрида — любовь всей его жизни. Однако это не помешало Диего жениться еще раз, в этом он весь. К жизни Диего относится гораздо легче, чем Фрида, и это ощущается в его работах в полной мере.
Источники:
https://24smi.org/celebrity/5137-frida-kalo.html
https://www.hudozhnik.online/blog/frida
https://pret-a-portal.by/zhizn-fridy-kalo-v-11-kartinah/