1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Футуризм как течение. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Значение слова футуризм

футуризм в словаре кроссвордиста

футуризм

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

футуризма, мн. нет, м. (от латин. futurus — будущий). Направление в искусстве, стремившееся создать новый динамический стиль, разрушающий все традиции, каноны и приемы старого искусства (возникло в начале 20 века в Италии как художественная идеология воинствующей империалистической буржуазии; в России получило развитие, главным образом, среди мелкобуржуазной, анархически настроенной интеллигенции как протест против существующего строя и общественных отношений).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-а, м. Формалистическое направление в искусстве и литературе начала 20 в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, к-рый должен был бы разрушить все традиции и приемы старого искусства.

прил. футуристический, -ая, -ое. Футуристические стихи.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. Одно из авангардистских направлений в европейском искусстве начала XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, противопоставлявшее необычную форму своих произведений канонам и традициям классического искусства.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее) авангардистское направление в европейском искусстве 1910-20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф. Т. Маринетти, российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

Большая Советская Энциклопедия

(от латинского futurum ≈ будущее), авангардистские художественные движения 10-х ≈ начала 20-х гг. 20 в. в Италии и России. Будучи разной, подчас противоположной идейной ориентации, они сближались некоторыми эстетическими декларациями и отчасти кругом мотивов; рядом черт обнаруживали общность с авангардистскими течениями в Германии, Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии. В России термин «Ф.» вскоре стал также обозначением всего фронта «левого» искусства, синонимом авангардизма вообще.

В Италии рождение Ф. отмечено «Манифестом футуризма», опубликован в 1909 в парижской газете «Фигаро»; автор ≈ Ф. Т. Маринетти ≈ вождь и теоретик движения. Развитию Ф. содействовал журнал «Лачерба»(«Lacerba», Флоренция, 1913≈15, издатель. Дж. Папини). Установки Ф. разделяли поэты Дж. П. Лучини, П. Буцци, А. Палаццески, К. Говони, композитор Б. Прателла, живописцы У. Боччони, К. Карра, Дж. Балла, Дж. Северини, Л. Руссоло, архитекторы А. Сант-Элиа и М. Кьяттоне.

Подобно др. течениям авангардизма , Ф. явился субъективно-анархической реакцией на кризис буржуазной культуры (в т. ч. и на декадентство ), крах либерально этических иллюзий 19 в. и выразил стихийно-эмоциональное предощущение социального и культурного разлома, наступления новой исторической эпохи с сё лавинным научно-техническим прогрессом, нарастающим утилитаризмом мышления, «омассовлением» культуры. В отличие от течений, испытывавших ужас перед «молохом» цивилизации, футуристы принимали будущее безоговорочно, с экзальтированным оптимизмом, с верой в технику как первопричину современного общественно-культурного сдвига, с провозглашением художественной ценности внешних, веществ. признаков наступающей индустриальной эры. С апологией техники и урбанизма в Ф. сочетались культ героя-сверхчеловека, вторгающегося в мир и расшатывающего «одряхлевшие» эстетические и нравственные устои, культ насилия, упоение социальными катаклизмами (войной как «гигиеной мира» и «бунтом» вообще). Отвергая культурное и художественное наследие, футуристы выдвигали в искусстве принципы эксцентричности, издёвки над традиционными вкусами и шокирующей антиэстетичности. Интимные чувства, идеалы любви, добра, счастья объявлялись человеческими «слабостями»; эмоции и ощущения оценивались по мерке физических (машинных) качеств ≈ силы, энергии, движения, скорости. Современное бытие, которое футуристы призывали моделировать наиболее полно и концентрированно (отсюда проповедь единого, синтетического искусства), мыслилось ими лишь как «жизнь материи» ≈ динамичный комплекс небывалых психических и физиологических вибраций, разнонаправленных сил и движений, звуковых и оптических эффектов. Абстрагированная от духовных ценностей хаотическая регистрация теснящих друг друга впечатлений, механическое совмещение разнохарактерных аспектов, произвол в области формы вели к иррациональности и распаду образного строя.

Поэтические принципы Ф.: передача ощущений в виде цепи бесконтрольных ассоциаций и аналогий («беспроволочное воображение»), акцентирование звуковой и графической «оболочек» текста в ущерб словесному значению (обилие звукоподражаний, аллитераций ; фигурные стихи, обращение к рисункам, коллажам , комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математических знаков). В живописи (близкой в некоторых приёмах французскому кубизму , но принципиально отличной от него сюжетностью, литературной подосновой) динамику мира призваны были выразить «вызванные движением» совмещение разных точек зрения, многократное умножение очертаний фигур, их деформация, разложение по пересекающимся «силовым» линиям и плоскостям, резкие контрасты цвета, введение словесных фрагментов (коллажи), как бы выхваченных из потока жизни. В скульптуре (Боччони) иллюзию движения должны были вызвать нагромождения и единонаправленный сдвиг «обтекаемых» или угловатых объёмов. Ряд фантастических проектов «городов будущего» оставили архитекторы-футуристы.

Жёсткий механицизм эстетики Ф., политический «активизм» группы Маринетти (в т. ч. милитаристская и шовинистическая пропаганда) привели в 1913≈15 к расколу движения. В 20-е гг. некоторые его участники пришли к апологии фашистского режима, видя в нём воплощение мечты о великом будущем Италии; другие же вообще отказались от принципов Ф.

В России движение Ф. отчётливо проявилось в литературе и представляло собой сложное взаимодействие различных группировок: самой характерной и радикальной ≈ петербургской «Гилей» (Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, Елена Гуро, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, Б. К. Лившиц; первые издания ≈ сборники «Садок судей», 1910, «Пощёчина общественному вкусу», 1913), петербургской «Ассоциации эгофутуристов» (И. Северянин, К. К. Олимпов и др.; первое издание ≈ «Пролог эгофутуризма» Северянина, 1911), промежуточных московских объединений «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев, Б. А. Лавренев) и «Центрифуга» (С. П. Бобров, И. А. Аксенов, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев), а также футуристических групп в Одессе, Харькове, Киеве (в т. ч. творчество М. В. Семенко), Тбилиси. Литература Ф. была связана с «левыми» течениями в изобразительном искусстве (особенно тесными были контакты «Гилей» с группой М, Ф. Ларионова «Ослиный хвост» и петербургским «Союзом молодёжи» ). Сходство идейных и эстетических взглядов поэтов и живописцев новой формации, переплетение их творческих интересов (при этом показательно обращение поэтов к живописи, а живописцев к поэзии), их частые совместные выступления закрепляли название «Ф.» за «левыми» течениями в живописи. Однако несмотря на устройство под знаком Ф. целого ряда выставок («Мишень», 1913, «╧ 4», 1914, «Трамвай Б», «0, 10», 1915, и др.), Ф. не выразился в русской живописи ни в итальянском варианте (исключение ≈ отдельные работы К. С. Малевича, Ларионова, Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой, П. Н. Филонова, А. В. Лентулова), ни какой-либо другой целостной системой, захватывая как общее понятие широкий круг явлений: «постсезаннизм» «Бубнового валета» , декоративный национальный вариант кубизма, поиски, созвучные немецкому экспрессионизму и французскому фовизму или же близкие примитивизму , «беспредметничеству», дадаизму .

Читать еще:  Случайное семейство» в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»

Развиваясь в период между двумя революциями, в атмосфере роста демократических настроений и в то же время духовного разброда в среде интеллигенции, русский Ф. противоречиво сочетал в себе как стихийное неприятие буржуазной действительности, протест против подавления личности современных механистических цивилизацией, так и анархический бунт ради бунта, нигилистическое отрицание всех культурных и нравственных ценностей «старого мира». В Ф. соединялись как требование демократизации искусства, презрение к искусству «элиты», так и крайний индивидуализм, провозглашение абсолютной автономности творчества. Столь же противоречивой была и практика русского Ф. Наряду с программным освоением новейших сфер человеческого опыта, урбанистическими видениями, глобальными масштабами поэтических предчувствий, наряду с воинствующим антиэстетизмом и эпатажем, демонстративным разрушением художественных традиций русские футуристы отдавали дань историко-культурным реминисценциям, фольклорности и архаике, интимизму и чисто лирической эмоциональности. Приняв своё «видовое имя» от итальянского Ф., русские футуристы, называвшие себя также «будетлянами» (круг «Гилеи»), остро ощущали противоположность своих устремлений одноимённому движению в Италии. Русские футуристы, особенно «гилейцы», настойчиво утверждали самобытность генезиса русских Ф. («Нам незачем было прививаться извне ≈ мы бросились в будущее от 1905 года» ≈ Хлебников) и его независимость (показательна обструкция, устроенная частью русских футуристов Маринетти во время его приезда в Россию в 1914).

Поэты «Гилей», ведущей группы русских Ф., отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физической данности, материал, способный к любой трансформации, к взаимодействию с любой знаковой системой, любой естественной или искусственной структурой. Т. о., поэтическое слово мыслилось ими универсальным «материальным» средством постижения основ бытия и переустройства реальности. Полагая основным критерием стихотворного текста «затруднённость» его восприятия, «гилейцы» следовали в создании поэтической конструкции логике пространственных искусств (прежде всего новейших течений в живописи ≈ кубизма и др.; отсюда их название ≈ «кубофутуристы»), стремились к семантической «уплотнённости», к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластические характеристики ≈ «плоскость», «фактуру», «сдвиг» и т.п. Это вело к поискам «самовитого слова», т. е. к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать качества зримого мира одной лишь фоникой , к обилию поэтических неологизмов и пренебрежению грамматическими законами, в конечном итоге ≈ к зауми . В контекст поэтических значений втягивалась зримая форма словесного знака (фигурные стихи, графико-словесные композиции, литографированное издание). Отождествление слова с фактом, программная ориентация на современность и антиэстетическая реальность вводили в поэтическую ткань материал, прежде чуждый поэзии, ≈ вульгарную лексику, прозаизмы городского быта, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши, приёмы цирка и кинематографа. Погружаясь в стихию фактов и материальных знаков времени, отрицая суверенный характер идеального, накопленного культурной традицией смысла словесного знака, подчиняя постижение явлений формальной перестройке поэзии, «кубофутуризм» смог только фиксировать, хотя и чутко, внешние приметы надвигающегося исторического перелома, оставаясь лишь отзвуком общественных потрясений эпохи.

Наряду с общей разнородностью ответвлений Ф. в 10-е гг. происходило расслоение и внутри отдельных группировок. Так, внутри «Гилей» контрастировали социальный пафос Маяковского (не случайно особо отмеченного М. Горьким) и замкнутое в абстракциях словотворчество Кручёных; эгофутуризм со временем оказался представленным творчеством одного Северянина, варьировавшего жеманно-экзотические мотивы ранних «поэз».

Политическая позиция русских Ф., обозначившаяся в годы 1-й мировой войны в антивоенных выступлениях Маяковского, Хлебникова, Асеева, ясно проявилась после Октября.

Приняв установление Советской власти, большинство футуристов активно участвовало в её политико-агитационных начинаниях; исключительная роль принадлежит здесь Маяковскому. Однако претензии некоторых футуристов на «государственное искусство», усилившееся в революционный период нигилистическое отношение к культуре прошлого были осуждены в письме ЦК РКП (б) «О пролеткультах» (1920) и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому по поводу издания поэмы «150 000 000» Маяковского. Многие поэты, ранее входившие в футуристические группы, объединились в ЛЕФ . В 20-е гг. отдельные тенденции Ф. были восприняты имажинистами и обэриутами. Некоторые крупные поэты, начинавшие как футуристы, на протяжении 20-х гг. отошли от Ф. (Маяковский, Асеев и особенно Пастернак).

Лит.: Тастевен Г., футуризм, М., 1914; Луначарский А. В., Футуристы. Собр. соч., т. 5, М., 1965: Петрочук О., Футуризм, в сборнике: Модернизм, М., 1973; Clough R. Т., Futurism, N. Y.,1961; Poeti futuristi. A cura di G. Ravegnani, Mil., 1963; Baumgarth Chr., Geschichte des Futurismus, Reinbek i Hamb., 1966; llfuturismo, в кн.: L’arte moderna, v. 13≈14, Mil., 1967; Rye J., Futurism, L.,1972; Lucini G. P., Marinetti. Futurismo. Futuristi, Bologna, [1975].

Ф. в России: Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, М., 1964, т. 7, М., 1967; Горький М., О футуризме, «Журнал журналов», 1915, ╧ 1; Чуковский К., Футуристы, П., 1922; Горлов Н., Футуризм и революция. М., 1924; Кручёных А., 15 лет русского футуризма, М., 1928; Литературные манифесты. 2 изд., М., 1929; Манифесты и программы русских футуристов, hrsg. von V. Markov, Münch., 1967; Тимофеева В. В., Поэтические течения в русской поэзии 1910-х гг., в кн.: История русской поэзии, т. 2, Л., 1969; Bowra С. М,, The creative experiment, L., 1949; Tschižewskij D., Anfänge des russischen Futurismus, Wiesbaden. 1963; Baumgarth С h., Geschichte des Futurismus, Bd 2, Hamb., 1966; Markov V., Russian futurism: a history, [L., 1969].

Е. Ю. Сапрыкина (Ф. в итал. литературе), В. А. Марков.

Википедия

Футури́зм — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов , прежде всего в Италии и России . Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.

ФУТУРИЗМ

футуризм м. Одно из авангардистских направлений в европейском искусстве начала XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, противопоставлявшее необычную форму своих произведений канонам и традициям классического искусства.

Смотреть что такое ФУТУРИЗМ в других словарях:

ФУТУРИЗМ

футур||измм ὁ φουτουρισμός.

ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ

— (от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление вевропейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России.Стремясь создать

Читать еще:  Что значит ф в табеле. Обозначения в табеле учета рабочего времени

ФУТУРИЗМ

(от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление в европейском и русском искусстве 10—20-х гг. ХХ в. Футуристов объединяло стихийное ощущение

ФУТУРИЗМ

(futurisme, от латинск. futurum — будущее) Одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. XX в. Наиболее полно был реализован в визуальных и сл

ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ

(лат. futurum – будущее; букв. «будетлянство» – термин В. Хлебникова), художественное течение в европейском искусстве (поэзии и живописи) начала 20 в.

ФУТУРИЗМ

м иск.Futurismus m тк. sg, неизм.Синонимы: направление

ФУТУРИЗМ

Ударение в слове: футур`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: футур`изм

ФУТУРИЗМ

корень — ФУТУР; суффикс — ИЗМ; нулевое окончание;Основа слова: ФУТУРИЗМВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — ФУТУР; ∧ — ИЗМ; ⏰Слово Фу

ФУТУРИЗМ

футур’изм, -аСинонимы: направление

ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ, -а, м. Формалистическое направление в искусстве и литературе начала 20 в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который долж

ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ, -а, м. Формалистическое направление в искусстве и литературеначала 20 в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, к-рыйдолж

ФУТУРИЗМ

авангардний напрямок у літературі та мистецтві поч. ХХ ст., поширений гол. чином в Італії (основоположник Ф.Т. Марінетті) та Росії (брати Бурлюки, В. Х

ФУТУРИЗМ

лат. — будущее) — авангардистское направление в искусстве 10 — 20-х годов ХХ века. Футуризм появился в результате стремления деятелей художественной к

ФУТУРИЗМ

М мн. нет futurizm (20-ci əsrin əvvəlində incəsənət və ədəbiyyatda: realizmi inkar edən və köhnə incəsənət ən’ənə və üsullarını dağıtmalı olan yeni bir

ФУТУРИЗМ

м. futurismo Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: направление

ФУТУРИЗМ

(лат.-будущее): одно из художественных течений авангардистского искусства первой четверти 20 в. Наиболее ярко футуризм проявился в поэзии и изобразител

ФУТУРИЗМ

(лат. futurum — будущее) — авангар-дистское направление в европейскоском искусстве 1910-1920-х гг., преимущественно в Италии и России. Основоположником

ФУТУРИЗМ

будущее — авангардистское направление в европейском искусстве 10—20-х гг. XX в. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традицион

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11-м классе по теме «Словотворчество поэтов-футуристов»

Цель урока: проанализировать словотворчество поэтов-футуристов

Задачи:

а) определить особенности процесса словотворчества поэтов-футуристов;
б) выяснить, с какой целью создавались новые слова поэтами футуристического объединения;
в) проследить судьбу футуристических неологизмов в языке;
г) повторить и обобщить материал по теме «Серебряный век как эпоха творческого эксперимента».

а) закрепить навык словообразовательного разбора;
б) развить навык трактовки лексического значения слов-неологизмов;
в) закрепить навыки анализа стихотворного текста.

воспитывать у учащихся внимательное отношение к художественному слову, интерес к предмету, к родному языку.

Оборудование:

  • автопортрет В.Хлебникова,
  • фотографии группы футуристов, обложек их книг,
  • копии «Железобетонных поэм» В. Каменского, например, «Солнце» и «Тифлисъ»,
  • записи песен на стихи В.Маяковского в исполнении Е. Камбуровой

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Как появляются слова в языке

— Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые тайны и загадки, свою историю.

Слова, как и люди, имеют свою судьбу. У многих слов богатая родословная. На большинство можно завести паспорта, где будут указаны время и место рождения, национальность, прописка и сфера деятельности. Нам известны их родители, их происхождение.

Во всех языках мира есть слова-туземцы (в русском языке, например: земля, огонь, вода, деревья), а есть и пришельцы: школа (греч.), чай (кит.), портфель (фр.), карандаш (тюркск.), класс (лат.). У одних слов завидное долголетие. Другие слова — младенцы, родившиеся на наших глазах; некоторые, словно бабочки-однодневки, едва появившись на свет, исчезают.

Русский язык — великий, необъятный, «живой, как жизнь», — продолжает развиваться: выходят из языка слова устаревшие, рождаются новые слова, их поток всё нарастает, чтобы успеть назвать предметы, явления безудержного взлёта научной мысли и технических достижений. Обогащение словаря идёт двумя путями. Новые слова образуются: 1) путём заимствования (результат международных контактов); 2) средствами самого языка — переосмысление старых слов, создание новых слов из старых морфем.

Писатели и поэты — творцы новых слов

Часто творцами новых слов становятся отдельные люди. Особое место в словотворчестве занимают писатели и поэты. Общеизвестно, что впервые употребил слово промышленность Н.М.Карамзин в «Письмах русского путешественника». Данный факт отмечен во всех этимологических словарях.

(Учитель читает словарную статью из «Школьного этимологического словаря русского языка» Н.М.Шанского и Бобровой Т.А.)

— Какие этимологические словари вам известны?

— Что изучает этимология?

( Этимология — это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.)

Позже учёные выяснили, что Карамзин является создателем большого количества слов, вошедших в наш язык: достопримечательность, утончённость, подозрительность, первоклассный и др.

И.Ильф и Е. Петров в повести «Тоня», рассказывая о первых холодильниках, писали: «В рефрижераторе у неё лежали три грейпфрута, яйца, бутылки с молоком, масло». В другом контексте писатели вместо иностранного слова использовали словосочетание холодильный шкаф и, возможно, сделали первый шаг к возникновению слова холодильник.

В областных диалектах подслушал И.С.Тургенев слово шуршать и ввёл его в широкий обиход.

— У вас было задание, используя словари и литературу по словообразованию, найти слова, авторами которых считаются литераторы. Расскажите о некоторых из них.

Чаще всего школьники находят материал о появлении слова робот. Известный чешский писатель К.Чапек впервые использовал данное слово в своём произведении «Р.У.Р.» (Россумские универсальные роботы). Чапек долго размышлял, как назвать механические человекоподобные машины, которые он придумал для своей фантастической пьесы. Как вспоминал сам писатель, сначала он хотел назвать их лаборжи, но по совету своего родного брата остановился на слове робот (от чешского слова робота — «каторжный труд»).

За четыре года до смерти Ф.М.Достоевский написал статью об истории создания слова стушеваться, где подробно рассказал, как слово-жаргонизм, использовавшееся одноклассниками известного писателя, вошло в литературный язык и получило дополнительные значения.

Активно занимался словотворчеством М.Е.Салтыков-Щедрин, ему принадлежат неологизмы: злопыхательство, мягкотелый, пенкосниматель.

III. Серебряный век как эпоха творческого эксперимента (повторение и обобщение материала).

— Обилием талантов, многообразием художественных поисков и художественных находок, в том числе и в области словотворчества, поражает культура Серебряного века. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова и др., сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой появляются новые эстетические направления, течения, школы: символизм, акмеизм, адамизм, футуризм, эго-футуризм, экспрессионизм, супернатурализм, имажинизм и др.

Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры, делали ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам. Уже в самом названии направления заключено стремление к будущему.

— Проведём небольшой блиц-опрос по теме «Футуризм».

1. Дайте определение футуризма.

2. Какой год считается временем рождения футуризма, почему?

3. Как называлась первая декларация футуристов. Тезисно перескажите её содержание.

Читать еще:  Перверзные нарциссисты, психопаты. Cочинение «Характеристика образа Долохова Федора

4. Какие поэты вошли в группу футуристов?

5. Каково художественное значение футуризма?

Футуристы претендовали на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.

Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только обновили значения многих слов, но и активно занимались словотворчеством. Футуристы не церемонились со словом, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые композиции из этих раздробленных, разрушенных слов.

Мы живы острым и мгновенным, —
Наш избалованный каприз:
Быть ледяным, но вдохновенным,
И что ни слово-то сюрприз.
И.Северянин

— Давайте посмотрим, как работали словотворцы. Найдём неологизмы в данных отрывках, у некоторых слов выполним словообразовательный разбор и, самое главное, попробуем определить, с какой целью созданы слова.

(Школьники работают со словами, предложенными на карточках)

Леса лысы.
Леса обезлосили.
Леса обезлисили.
В.Хлебников

— Как образовались слова обезлосили, обезлисили? По какой словообразовательной модели?

    Обезлосить

Я, гений Игорь Северянин
Своей победой упоён,
Я повсеградно оэкранен,
Я повсесердно утверждён!

От Баязета к Порт-Артуру
Черту упорную провёл.
Я покорил литературу!
Взорлил, гремящий, на престол!
И.Северянин

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево:
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена —
Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.
И.Северянин

— В.Хлебников писал: «Чары слова, даже непонятного остаются чарами и не утрачивают своего могущества:не следует отвергать творчество, если оно непонятно:» Подумаем, как образовались глаголы-неологизмы в первом отрывке из стихотворения И.Северянина, по какой словообразовательной модели?

Поэт чувствовал себя в сфере непрерывного движения, лирической взволнованности и потому из всех частей речи отдавал явное предпочтение глаголу: пристулить, офиалчен, окалошить, осупружиться.

— Найдите во втором отрывке глагольные формы, созданные Северяниным.

3) Прослушаем стихотворение В.В.Маяковского «Необычайное приключение:», найдём неологизмы, подумаем, какую роль они выполняют в произведении.

Новшества вызваны к жизни потребностью передать тот или иной оттенок образного мышления там, где не находится привычного слова.

— Нарушаются ли футуристами законы словообразования?

(Нет, слова создаются по тем словообразовательным моделям, которые существуют в языке.)

— Давайте послушаем, что говорил о словотворчестве глава футуристического объединения В.Хлебников.

(Прослушивается доклад ученика)

Доклад должен быть приготовлен по статье Хлебникова «Наша основа», в котором поэт говорит о том, что словотворчество не нарушает законов языка, новое слово не только должно быть названо, но и быть направленным к называемой вещи; приводит интересные примеры.

— Ещё раз отметим (и это видно из слов В.Хлебникова), что футуристы пытались не нарушать законы словообразования, хотя, как известно, тот же самый Хлебников работал над созданием «заумного» языка. Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению речетворцев, обладает определённым смыслом.

Звуки на А широки и просторны,
Звуки на И высоки и проворны,
Звуки на У, как пустая труба,
Звуки на О, как округлость горба,
Звуки на Е, как приплюснутость тел,
Гласных семейство смеясь просмотрел.
Д.Бурлюк 1915

— Вспомним известное «заумное» стихотворение В.Хлебникова «Бобэоби пелись губы».

Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык символизировал связь между народами и континентами. Это язык будущего, способный служить объединению людей, способный восстановить утраченную миром гармонию.

Не избегали футуристы звукописи, звукоподражания. Очень удачны, на мой взгляд, строки из стихотворений В.Каменского.

В шелестинных грустинах
Зовы песни звончей.
В перепевных тростинах
Чурлюжурлит журчей.
Чурлю-журль,
Чурлю-журль.
«Поэмия о соловье»

Закружилась карусель.
Быстры круги.
Искры дуги.
Задружилась развесель.
Хабба-абба, хабба-абба.
Ннай — ннай — ннай.
Эй, рраскаччивай!
Й — ювь.
«Солнцень-ярцень», 1916

— Не много слов, созданных футуристами, вошло в наш язык. Словам, созданным «на пустом месте», не имевшим ни роду, ни племени в неоглядном мире слов, вроде диковинного слова «еуы», сочинённого Кручёных, не пришлось рассчитывать на долгую жизнь. Языковедам известен всего один случай, когда искусственно созданное слово было принято в себя языком и даже не одним. Таким словом стало слово «лилипут», придуманное Д.Свифтом для своей книги «Путешествия Лемюэля Гулливера» (1726г.)

Но и слова, которые формировались из существующих в русском языке элементов, создавались по принятым словообразовательным моделям, не прошли проверку временем. Исключением стало слово «бездарь», придуманное И.Северяниным, хотя по данной словообразовательной модели (сложение основ) поэтом был создан целый ряд слов: цветочье, светозарь, гениалец, лесофея, озёрзамок, ветропросвист, крылолёт и др. Слова отличаются чрезмерной «красивостью», но, по мнению автора, они были «эстетны», привлекали внимание к творчеству поэта как к чему-то совершенно необычному.

Футуристические неологизмы, «созданья лёгкие искусства и ума» остались в стихотворных строчках и по сей день вызывают самые противоречивые чувства: что было модно, современно, неожиданно в ?? веке, сейчас воспринимается порой с недоумением, но всегда с интересом. Они живут на страницах книг, выполняют возложенную на них авторами роль и звучат, звучат удивительно красиво.

— Послушайте отрывок из первой части поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».

(Исполнение отрывка учителем)

— Многие стихи футуристов удивительно лиричны, они ложатся на музыку, их поют.

(Дети слушают запись песни в исполнении Е.Камбуровой)

IV. Выводы.

Мы проследили с вами, как работали поэты-футуристы, с какой целью создавали новые слова, какие мысли и чувства пытались передать поэты при помощи неологизмов. Вы увидели, как много знаний, внимательности и рассудительности требуется при чтении футуристических произведений. Будьте внимательными читателями, будьте думающими читателями. Читайте не торопясь.

Список использованной литературы.

1. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1987. — 319с.

2. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1991. — 576с.

3. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2001. — 400с.

Методическая и специальная литература

4. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. Пособие для студентов и учителей. — М.: Просвещение, 1973. — 224с.

5. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. — М.: Просвещение, 1982. — 223с.

6. Виды разбора на уроках русского языка. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1985. — 160с.

6. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. — СПб: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. — 303с.

7. Иванова В.А. и др. Тайны родного языка. — Волгоград: Н.-Волж. кн. изд., 1969. — 304с.

8. Максимов В.И. К тайнам словообразования: Кн. для внеклассного чтения.- М.: Просвещение, 1980. — 160с.

9. Наша основа // В. Хлебников. Творения. — М.: Сов. писатель, 1987. — С. 624 — 632.

10. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1976. — 128с.

11. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. — М.: Просвещение,1985. — 160с.

12. Поззия русского футуризма. — СПб, Академический проект, 1999. — 752с.

Источники:

http://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/wd/%D1%84%D1%83%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC
http://efremova.slovaronline.com/116184-FUTURIZM
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/520933/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector