Где появилась первая скрипка. Скрипка, история происхождения, ноты
LiveInternetLiveInternet
–Цитатник
Джон Кейдж. “4’33” -Сегодня День памяти композитора-авангардиста. 4 минуты,33 се.
Вселенная Малер: часть 12 Густав и Альма. Письма на фоне музыки Тангейзер: Предла.
Крупнейшие оперные театры мира тыц тыц Большой театр в Москве .
Клод Дебюсси с замечательным видеорядом. )
Новогодний концерт Венского филармонического оркестра-2018 .
–Музыка
–Рубрики
- Композиторы 20 века (1235)
- Немецко-австрийская музыка (744)
- Другое измерение (516)
- Balet (423)
- Золотые голоса – сопрано (395)
- Nostalgia (311)
- Итальянская музыка (307)
- Мастера балета (273)
- Французская музыка (264)
- Романс (227)
- Музыканты рассказывают (201)
- Золотые голоса – теноры (168)
- История музыки (155)
- Американская музыка (132)
- Молодые исполнители (125)
- Английская музыка (122)
- Золотые голоса – баритоны (112)
- Хореографы (94)
- Художественные фильмы (78)
- Конкурсы (73)
- Мировые симфонические оркестры (65)
- Струнные квартеты (57)
- Музыка памяти (56)
- Эмиль Гилельс (39)
- Золотые голоса – бас (34)
- Искусство музыки(словарь) (28)
- Испанская музыка (26)
- Собрание увертюр (25)
- Песни моих родителей (23)
- Вселенная Малер (19)
- Музыка народов мира (16)
- Оперетта (14)
- Музыкальные формы и жанры (10)
- Духовые оркестры (5)
- Моцарт Симфонии (3)
- Евгений Кисин (2)
- Инструментальная музыка (1)
- Современные танцы (1)
- Блогеру в помощь (0)
- Symphonic orchestras of the world (2)
- Антон Брукнер (34)
- Великие арии (381)
- Великие балеты (86)
- Великие дирижёры (461)
- Великие оперы (214)
- Великие русские композиторы (701)
- Видеоматериалы (423)
- Виртуозы скрипки (299)
- Г.Ф.Гендель (42)
- Густав Малер (82)
- Духовная музыка (241)
- Европейские композиторы 16-17 веков (57)
- Европейские композиторы 18 века (437)
- Европейские композиторы второй половины 19-ого век (599)
- Европейские композиторы первой половины 19-века (430)
- И.С.Бах (182)
- Импрессионизм (64)
- Искусство музыки (245)
- Искусство музыки:инструменты (113)
- Камерная музыка (106)
- Классика авангарда (155)
- Л.В.Бетховен (102)
- Любите ли вы Брамса (72)
- Музыка (33)
- Музыка барокко (112)
- Музыкальные театры мира (130)
- Неформат (355)
- Пианисты на все времена (490)
- Рихард Вагнер (136)
- Рихард Штраус (67)
- Сlassical music(unsystematic) (4)
- Симфонии – вторая половина 19 века (218)
- Симфонии – первая половина 19-ого века (57)
- Симфонии 20-21 века (344)
- Скрипичная музыка (366)
- Токката жизни(С.С.Прокофьев) (49)
- Фортепианная музыка (636)
- Шостакович Д.Д. (75)
–Всегда под рукой
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Друзья
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Статистика
Скрипка:Происхождение,история скрипки. музыка.
Основные сведения
Скрипкам принадлежит ведущее место среди струнных смычковых — важнейшей части современного симфонического оркестра. Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности.
В оркестре скрипка выполняет разнообразные и многосторонние функции. Очень часто скрипки благодаря их исключительной певучести используются для мелодического «пения», для ведения основной музыкальной мысли. Великолепные мелодические возможности скрипок были издавна обнаружены композиторами, и прочно утвердились в этой роли уже у классиков XVIII века.
Названия скрипки на других языках:
- violino (итальянский);
- violon (французский);
- violine или geige (немецкий);
- violin или fiddle (английский).
К самым знаментым скрипичным мастерам относятся такие личности как
Антонио Страдивари,
Никколо Амати
Джузеппе Гварнери.
Происхождение, история скрипки
Скрипка имеет народное происхождение. Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фидель, германская рота, слияние которых и образовало виолу.
Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.
Скрипка является сольным инструментом с XVII века. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620 год) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693-1764 гг), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.
Современный вид скрипка приобрела в XVI веке, широко распространилась в XVII веке.
Устройство скрипки
Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d,a,e (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы).
Диапазон скрипки от g (соль малой октавы) до a (ля четвёртой октавы) и выше.
Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.
Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах.
Верхняя и нижняя деки корпуса соединены друг с другом обечайками. Нижнюю деку делают из клена, а верхнюю из Тирольской ели. Они обе имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а так же их толщина в той или иной степени определяют силу и тембр звука.
Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки — высота обечаек.
В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).
В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой жильной струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке. Подставка тоже влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге вниз — звук глуше, вверх — более пронзителен).
Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый штифт из резонансной ели — душка (от слова «душа»). Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.
Гриф скрипки — длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке. Также, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака.
Техника игры на скрипке, приёмы
Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.
От прижима пальцем к грифу струна укорачивается, тем самым повышая высоту звучания струны. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются нулём.
Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.
Диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны.
От полуприжима струны в определенных местах получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.
Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой.
Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер, силу, тембр звука, да и вообще на фразировку.
На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при пустых струнах и труднее без них и используются как правило в сольных произведениях.
Весьма распространен оркестровый прием тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.
Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.
Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки — пиццикато (pizzicato).
Для ослабления или приглушения звука пользуются сурдиной — металлической, резиновой, каучуковой, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки.
На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей, а так же из арпеджио натуральных тональностей.
Скрипачом трудно стать в зрелом возрасте (но возможно!), так как для этих музыкантов очень важна чувствительность пальцев и мышечная память. Чувствительность пальцев взрослого человека на много меньше, чем у молодого, а мышечная память требует большего времени для становления.
Учиться играть на скрипке лучше всего с пяти-шести-cеми лет, возможно даже с более раннего возраста.
История скрипки
Прообраз инструмента
Скрипку, как наиболее распространенный струнный смычковый инструмент, недаром называют «королевой оркестра». И не только тот факт, что в большом оркестре более ста музыкантов и одна треть из них – скрипачи, подтверждает это. Выразительность, теплота и нежность ее тембра, певучесть звучания, а также огромные исполнительские возможности по праву дают ей ведущее положение, как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике.
Безусловно, все мы представляем современный внешний облик скрипки, который ей придали знаменитые итальянские мастера, но до сих пор остается неясным ее происхождение.
Вокруг этого вопроса и по настоящее время ведутся споры. Существует множество версий истории возникновения этого инструмента. По некоторым данным, родиной смычковых инструментов считается Индия. Кто-то предполагает, что Китай и Персия. Множество версий основаны на так называемых «голых фактах» из литературы, живописи, скульптуры, или на ранних документах, подтверждающих происхождение скрипки в таком-то году, в таком-то городе. Из других же источников следует, что за много веков до появления скрипки как таковой, почти у каждого культурного этноса уже существовали подобные смычковые инструменты и поэтому искать корни происхождения скрипки в отдельных частях света нецелесообразно.
Неким прообразом скрипки многие исследователи считают синтез таких инструментов, как ребек, гитарообразный фидель и смычковая лира, возникших в Европе примерно в XIII – XV веках.
Ребек – трехструнный смычковый инструмент, с грушеподобным корпусом, плавно переходящим в шейку. Имеет деку с резонаторными отверстиями в виде скобок и квинтовый строй.
Гитарообразный фидель имеет так же, как и ребек, грушевидную форму, но без шейки, с одной-пятью струнами.
Смычковая лира наиболее близка по внешнему строению к скрипке, да и по времени возникновения они совпадают (примерно XVI век). История Скрипки Лира имеет скрипичный по форме корпус, на котором со временем появляются углы. Позднее формируется выпуклое дно и резонаторные отверстия в виде эфов (f). Но лира, в отличие от скрипки, была многострунной.
Рассматривается так же вопрос и об истории происхождения скрипки в славянских странах – России, Украине и Польше. Об этом свидетельствуют иконописи, археологические раскопки. Так, к польским смычковым инструментам относят трехструнные геньсле и мазанки, к русским – смыки. К XV веку в Польше появляется инструмент, близкий к нынешней скрипке – скрипица, в России с похожим названием – скрипель.
По своему происхождению скрипка была все же народным инструментом. Во многих странах скрипка до сих пор находит себе широкое применение в народной инструментальной музыке. Это можно видеть на картинах художников Д. Тенирса («Фламандский праздник»), Х.В.Э. Дитриха («Бродячие музыканты») и многих других. На скрипке любили играть и бродячие музыканты, которые шли из города в город, участвовали в праздниках, народных гуляньях, выступали в кабаках и трактирах.
Долгое время скрипка оставалась на втором плане, знатные люди к ней относились с пренебрежением, считая ее простонародным инструментом.
Начало истории современной скрипки
В XVI веке явно выделились два основных вида смычковых инструментов: виола и скрипка.
Несомненно, все мы знаем, что скрипка приобрела свой современный облик в руках итальянских мастеров, а скрипичное дело начало активно развиваться в Италии примерно в XVI веке. Это время и можно считать началом истории развития современной скрипки.
Самыми первыми итальянскими мастерами скрипичного дела были Гаспаро Бертолотти (или “да Сало” (1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (1580-1632), оба из Брешии, что на севере Италии. Но очень скоро мировым центром скрипичного производства стала Кремона. И, конечно же, самыми выдающимися и непревзойденными мастерами скрипичного дела считаются члены семейства Амати (Андреа Амати – основатель кремонской школы) и Антонио Страдивари (ученик Николо Амати, который усовершенствовал вид и звучание скрипки). А семья Гварнери (Джузеппе дель Джезу – самый знаменитый из семейства; лучшие его скрипки превосходят инструменты Страдивари своей теплотой и звучностью тона) завершает этот великий триумвират.
Долгое время скрипка считалась аккомпанирующим инструментом (например, во Франции она подходила только для танцев). Лишь в 18 веке, когда музыка зазвучала в концертных залах, скрипка, с ее непревзойденным звучанием, стала солирующим инструментом.
Для скрипки написано много музыкальных произведений разных жанров — от пьес и этюдов до монументальных концертов. Широкой известностью пользуются произведения для скрипки И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, И. Брамса, К. Дебюсси, А. Вивальди (цикл «Времена года»), Й. Гайдна, Ф. Мендельсона, С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, Д.Д. Шостаковича, И.Ф. Стравинского, А.И. Хачатуряна и др. История скрипичного исполнительства выдвинула плеяду блестящих виртуозов. Это гениальный Н. Паганини, А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини, замечательные скрипачи и педагоги А. Вьетан, Г. Венявский, Й. Иоахим, Э. Изаи, Ф. Крейслер, Ж. Тибо, Б. Губерман, Я. Хейфец, З. Франческатти, М.Б.Полякин, Д.Ф. Ойстрах, Л.Б. Коган, М.И. Вайман, Б.Л. Гутников. Широчайшей известностью пользуется искусство И. Стерна, И. Менухина, И. Перельмана, Ш. Минца, П. Цукермана, В.А. Климова, И.Д. Ойстраха, В.В. Третьякова, В.Т. Спивакова и др. В 30-е годы появились первые скрипачи-джазмены мирового значения, такие как Стефан Граппелли, Джо Венути, Стафф Смит.
В настоящее время скрипку в джазе представляет один из самых популярных джазистов – Жан-Люк Понти. Звучание скрипки и ее образ можно встретить и в кино: А. Тарковский («Каток и скрипка»), Л. Менакер («Никколо Паганини»), Ф. Феллини («Репетиция оркестра»), и в литературе: В. Маяковский («Скрипка и немножко нервно»), Н. Гумилев («Волшебная скрипка»), А. Чехов («Скрипка Ротшильда»), и в живописи: М. Шагал («Одиночество», «Синий скрипач»), и даже в мультфильмах: как Микки-Маус играл «Венгерский танец» Брамса или «Грезы» Шумана).
Где появилась первая скрипка. Скрипка, история происхождения, ноты
Музыкальный инструмент: Скрипка
Скрипка — один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром очень похожим на человеческий голос, но в то же время весьма выразительный и виртуозный. Неслучайно именно скрипке отдана роль «королевы оркестра».
Голос скрипки похож на человеческий, к ней часто применяют глаголы «поёт», «плачет». Она способна вызвать слёзы радости и грусти. Скрипач играет на струнах души своих слушателей, действуя через струны своей могущественной помощницы. Существует поверье, что звуки скрипки останавливают время и уносят в другое измерение.
Историю скрипки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Выразительное пение скрипки может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент.
Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно, звонко. Музыкальный инструмент и исполнитель обладают возможностью видоизменять эти звучания, вносить разнообразие и дополнительную палитру.
Фото:
Интересные факты
- Атхира Кришна из Индии в 2003 году в течение 32 часов беспрерывно играл на скрипке в рамках фестиваля города Тривандрам, в результате чего попал в книгу рекордов Гиннеса.
- Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
- Изобретатель роликовых коньков, Жозеф Мерлин, бельгийский фабрикант музыкальных инструментов. Для представления новинки, коньков с колесиками из металла, он в 1760 году въехал на костюмированный бал в Лондоне, одновременно играя на скрипке. Публика восторженно встретила грациозное скольжение по паркету под аккомпанемент прекрасного инструмента. Окрыленный успехом 25-летний изобретатель стал кружиться быстрее, и на полном ходу врезался в дорогое зеркало, разбив вдребезги его, скрипку и серьезно пострадал сам. Тормозов на его коньках тогда еще не было.
- В январе 2007 года в США решили провести эксперимент, в котором принял участие один из ярчайших исполнителей скрипичной музыки Джошуа Белл. Виртуоз спустился в метро и как обычный уличный музыкант в течение 45 минут играл на скрипке Страдивари. К сожалению, пришлось констатировать, что прохожих не особо заинтересовала гениальная игра скрипача, всех подгоняла суета большого города. Лишь семеро из тысячи, прошедших за это время, обратили внимание на известного музыканта и еще 20 бросили деньги. Всего за это время было заработано 32 $. Обычно концерты Джошуа Белла собирают аншлаги при средней цене билета в 100 долларов.
- Самый большой ансамбль юных скрипачей собирался на стадионе города Чжанхуа (Тайвань) в 2011 году и состоял и 4645 учащихся школ в возрасте от 7 до 15 лет.
- До 1750 года струны для скрипок делали из овечьих кишок. Метод впервые был предложен итальянцами.
- Первое произведение для скрипки создал в конце 1620 года композитор Марини. Оно носило название «Romanesca per violino solo е basso».
- Скрипачи и скрипичные мастера часто стараются создать крохотные инструменты. Так, на юге Китая в городе Гуанджоу была изготовлена мини-скрипка, длиной всего в 1 см. У мастера ушло на это творение 7 лет. Шотландец Дэвид Эдвардс, игравший в национальном оркестре, сделал скрипку в 1,5 см. Эрик Майснер в 1973 году создал инструмент с мелодичным звучанием длиной 4,1 см.
- В мире существуют мастера, изготавливающие скрипки из камня, которые не уступают деревянным аналогам по звучанию. В Швеции скульптору Ларсу Виденфалку во время отделки фасада здания диабазовыми блоками пришла идея сделать из этого камня скрипку, поскольку из-под стамески и молотка вылетали удивительно мелодичные звуки. Он назвал свою каменную скрипку «Чёрный дрозд». Изделие оказалось на удивление ювелирным – толщина стенок резонаторного ящика не превышает 2,5 мм, вес скрипки 2 кг. В Чехии Ян Рерих изготавливает инструменты из мрамора.
- При написании знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи приглашал музыкантов, играющих на струнных, в том числе звучала и скрипка. При этом музыка была разной по характеру и тембру. Многие считают неоднозначность улыбки Джоконды («улыбка то ли ангела, то ли дьявола») следствием разнообразия музыкального сопровождения.
- Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. Даже знаменитый Шерлок Холмс (сборный образ) всегда использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.
- Одними из самых сложных для исполнения произведений считаются “Каприсы” Николо Паганини и другие его сочинения, концерты Брамса, Чайковского, Сибелиуса. А также самое мистическое произведение – « Соната дьявола» (1713 год) Дж. Тартини, который сам был виртуозным скрипачом,
- Наиболее ценными в денежном эквиваленте считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери “Вьетан” в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается “Леди Блант”, и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году.
- В Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её длина 4,2 метра, ширина 1,4 метра, длина смычка 5,2 метра. На ней играют три человека. Такое уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда. Этот музыкальный инструмент является масштабной копией скрипки Иоганна Георга II Шонфельдера, которая была изготовлена в конце восемнадцатого века.
- На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
- Цена некоторых смычков достигает на аукционах десятков тысяч долларов. Самым дорогим считается смычок работы мастера Франсуа Ксавье Турта, который оценивается примерно в 200000 долларов.
- Ванесса Мэй признана самой молодой скрипачкой, записавшей скрипичные концерты Чайковского и Бетховена в возрасте 13 лет. Ванесса-Мэй дебютировала с Лондонским филармоническим оркестром в возрасте 10 лет в 1989 году В возрасте 11 лет она стала самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже.
- Эпизод из оперы « Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова «Полёт шмеля» технически сложен в исполнении и проигрывается на большой скорости. Скрипачи всего мира устраивают соревнования на скорость исполнения этого произведения. Так в 2007 году Д. Гаррет попал в книгу рекордов Гиннеса, исполнив его за 1 минуту и 6,56 секунд. С тех пор многие исполнители стараются обогнать его и получить звание «самого быстрого скрипача в мире». Некоторым удавалось исполнять это произведение быстрее, однако при этом оно сильно теряло в качестве исполнения. Например телеканал “Discovery” считает британца Бен Ли, который исполнил «Полёт шмеля» за 58.51 секунд, самым быстрым не только скрипачом, но и человеком в мире.
Источники:
https://www.liveinternet.ru/users/4617174/post281081160/
https://dynatone.ru/istoriya-skripki
https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/putevoditel-po-instrumentam/skripka