Главная мысль сказки по щучьему веленью. Исследование сказки «По щучьему велению»
Смысл сказки «По щучьему велению». Уроки в сказке про Емелю
Откуда пошла сказка
Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.
Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).
Русская сказка впервые опубликована в сборнике П. Тимофеева «Сказки русские» в 1787 году, а в дальнейшем распространялась в виде лубков и переиздавалась многими собирателями сказок: А. Афанасьевым, В. Далем, И. Буниным, А. Толстым.
Почему дурак?
Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.
Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать тут), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского.
Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.
Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:
Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень . Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное.
Емеля-простак
Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина.
Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости.
Был ли Емеля ленив?
На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:
— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.
Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.
Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.
Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном. Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.
Воля Емели
Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:
Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:
— По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!
Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой.
Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.
По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду.
Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста». Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)
Выводы
Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.
Главная мысль сказки по щучьему веленью. Исследование сказки «По щучьему велению»
Сказка “По щучьему веленью” в двух словах
Дурачок Емеля вытаскивает из проруби щуку, которая исполняет все его желания. По щучьему велению в него влюбляется царская дочка. Царь сажает ее и неугодного зятя в бочку и бросает в море. При помощи щуки Емеля освобождается, становится красавцем, строит дворец.
Что это значит
Часто мы, в отличие от Емели, дремлющего на печи, не позволяем себе предаваться праздности и мечтаниям, ведь надо работать. Но однажды устаем, утрачиваем контроль, и тайная сила выходит на волю. Зима в сказке – состояние, когда внешняя активность падает, и есть время прислушаться к себе. Вот и Емеля вступает в контакт с водой – областью чувств. В волшебной формуле “По щучьему велению, по моему хотению” соединяются желания с глубинными внутренними силами. Емеля доставляет в дом воду, рубит и привозит дрова: так человек отогревается, в нем пробуждается внутренний огонь.
Силы могут приносить вред: много людей подавил Емеля самоходными санями. И здесь мы видим пробуждающуюся энергию, вкус жизни. Герой соединяется с силой Рода щуки, становится заметным, но окружающим это мешает. И в нашу жизнь иногда врывается то, что путает планы, лишает покоя – бурные чувства, творческие порывы. “Образумить” неконтролируемую силу пытается царь – разум, сознание. Лишь наградами да посулами уговаривают Емелю приехать к нему. Кто из нас не вознаграждал себя вкусной едой и красивой одеждой за “послушание” – подавление чувств, желаний. Печь – один из символов матери: согревающая, дающая пищу, защиту, поддержку, когда нам особенно трудно. Емеля выходит за пределы привычного мира, оставаясь в безопасности – на печи. Царевна – необходимая женская часть, душа, способная превратить его импульс в созидательную энергию. Для царя Емеля – соперник, угрожающий разрушить старый закон, стабильность и порядок. Бочка сродни материнской утробе, в которой происходит донашивание, дозревание. Именно там царевна вдохновляет Емелю на освобождение, возведение дворца и превращение в красавца. Помогает сила щуки. Так наши устремления, принятые душой, воплощаются в жизнь, принося в нее новые яркие краски.
Если это любимая сказка
У мужчины: он Емеля, который начинает действовать, чтобы получить одобрение и занять предназначенное ему место в социуме. Но внезапно обнаруживает, что его способности и возможности гораздо шире, и задача – удержать и направить эти ресурсы на развитие собственной личности. У женщины: она Марья-царевна. Точно знает, чего хочет, и готова этого добиваться – не слезами, так уговорами. Силой своего убеждения она кого угодно вдохновит на подвиги. Ради любимого она может пожертвовать многим, но при этом заботится и о своем благополучии.
Статья написана для журнала PSYCHOLOGIES.
Сказка “По щучьему веленью”: кто главные герои, какова главная мысль?
В сказке “По щучьему велению” главный герой один, и это: простачок Емеля, лентяй и лодырь. Правда, парень был добрым, а потому щуку отпустил, а она за это сказала ему заветные слова, которые изменили его жизнь.
Емеля сумел распорядиться необычным даром и даже невесту заполучил царских кровей. Не раз его выручала щука и в конце сказки Емеля стал зажиточным человеком, причем красавцем. Да и дураком его вряд ли теперь можно было назвать.
Кроме Емели, в сказке мы встречаем щуку-волшебницу, Марью-царевну, её отца-царя, а также вельможу и офицера.
Главная мысль сказки заключается в том что счастье человека зависит от самого человека. Поймать удачу может каждый, причем без применения волшебных предметов и волшебных слов. Сказка учит нас, что главное – знать, к чему стремиться и приложить все силы для исполнения мечты. Нужно проявлять находчивость и смекалку, и тогда вам обязательно повезет в жизни.
Эта сказка пришла к нам из глубины веков и является образцом устного народного творчества. Она относится к волшебным сказкам, так как все приключения начинаются после того как главный герой знакомится с волшебной щукой. В сказке фигурируют такие личности: лентяй и чудак Емеля, царь – адепт вульгарного материализма, его дочь Царевна – романтическая натура, волшебная Щука. Второстепенными персонажами являются крестьяне – односельчане Емели, царская свита и гвардия.
Мораль сказки в том, что при определенной доле везения и лежебока может выбиться в люди, а его странные и на первый взгляд оторванные от реальности фантазии, воплощаясь в реальность, могут стать неплохими идеями и инновациями. К сожалению, многие, кто знает сказку, отрицают тот факт, что Емеля под влиянием обстоятельств серьезно меняет свои взгляды на жизнь. Если бы он оставался таким же лентяем, то попросил бы у щуки пряник несъедаемый и завершилась бы история тем, что так он 100 лет на печи лежал и выпечку глодал.
Источники:
https://multigood.ru/istorija-russkoj-literatury/osmyslenie/pochemu-emelja-ne-durak/
https://vlabirinteskazok.ru/blog/po-shchuchemu-velenyu
https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2643889-skazka-po-schuchemu-velenju-kto-glavnye-geroi-kakova-glavnaja-mysl.html