Гоголь мертвые души манилов описание усадьбы. Описание усадьбы манилова
Описание поместья Манилова
Гоголь даёт описание поместья Манилова в начале второй главы, предварительно рассказав о том, как Чичиков блуждает в поисках Маниловки. Само название имения – Маниловка, которое автор чередует с Заманиловкой, намекает на то, что попав в гости к помещику, он будет разочарован, обманут.
- Усадьба глазами гостя
- Дом и обстановка
- Рабочий кабинет
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Усадьба глазами гостя
Как оказалось, хозяин немного приукрасил рассказ о местоположении своего имения, оно находилось намного дальше, чем было сказано. На подъезде к деревне Чичиков замечает большой каменный дом, который расположен на возвышении, клумбы с сиренью на английский манер. “Украшают” картину две бабы, которые бродят по воде и вылавливают сетью из господского пруда рыбу и раков, при этом ругаясь и сквернословя. Гостя удивляет то, что в деревне практически нет никакой растительности (ни деревца, ни кустика), а только деревянные избы. До безумия гостеприимный хозяин встречает гостя прямо у крыльца со сладкой улыбкой и такими же речами.
Дом и обстановка
Ещё до того момента, как Чичиков попал в дом к Манилову он замечает объект, который ярко характеризует натуру хозяина – это зелёная беседка с надписью “Храм уединённого размышления”. “Храм” зарос, немного обветшал, но является гордостью хозяина, подчёркивая, как он думает, его тонкий душевный склад. Пруд – тоже деталь, характеризующая хозяина – он завёл его по веянию моды, в нём нет практической пользы. Такие пруды, по замечанию автора, не редкость в имениях того времени. Всё, как у всех – это скрытый девиз Манилова.
Единственным отличием от общепринятого порядка у семейства Маниловых было то, что они утопая в мечтах и забавах, не умели оформить свой быт надлежащим образом. Необходимая мебель не была закуплена, рассуждения о том, что пора заказать её продолжались годами. Мебель в гостиной была красива, но несколько кресел обтянутых рогожей, годами ждали, когда про них вспомнят и доделают начатую работу. Незаконченность была заметна во всём интерьере. Обстановка говорила о том, что хозяева имеют очень хороший доход, но совершенно не приспособлены к жизни, не практичны, и, скорее всего, ленивы. Красивые дорогие предметы в доме соседствовали с дешёвыми неприглядными (автор приводит в пример восхитительный “античный подсвечник” и “медный засаленный инвалид” – они оба украшали стол за трапезой, и это не смущало хозяев).
Рабочий кабинет
Достаточно иронично описывает автор кабинет Манилова. Следует упомянуть тот факт, что помещик не занимался управлением имением (всё шло как-то само собой), не писал, не имел бумаг и документов. По сути, наличие кабинета – дань тому же девизу “всё как у всех”. Как и всё в доме, интерьер кабинета был “не лишён приятности”. Стены были покрашены каким-то голубым цветом, напоминающим серенький, были четыре стула и кресло. Именно в него хозяин заставил присесть гостя. Возможно, это единственный случай, когда помещику понадобился кабинет для рабочих моментов. В остальное время он просиживал там в раздумьях, практически непрерывно куря трубку. Об этом говорило то, что табак был разложен по разным местам комнаты, а на окнах причудливым узором выложены горки пепла из курительной трубки. Это подчёркивало, что хозяин проводит здесь много времени в приятных размышлениях.
Описание поместья Манилова – усадьба в “Мертвых душах”
Гоголь даёт описание поместья Манилова в начале второй главы, предварительно рассказав о том, как Чичиков блуждает в поисках Маниловки. Само название имения – Маниловка, которое автор чередует с Заманиловкой, намекает на то, что попав в гости к помещику, он будет разочарован, обманут.
Усадьба глазами гостя
Как оказалось, хозяин немного приукрасил рассказ о местоположении своего имения, оно находилось намного дальше, чем было сказано. На подъезде к деревне Чичиков замечает большой каменный дом, который расположен на возвышении, клумбы с сиренью на английский манер. “Украшают” картину две бабы, которые бродят по воде и вылавливают сетью из господского пруда рыбу и раков, при этом ругаясь и сквернословя. Гостя удивляет то, что в деревне практически нет никакой растительности (ни деревца, ни кустика), а только деревянные избы. До безумия гостеприимный хозяин встречает гостя прямо у крыльца со сладкой улыбкой и такими же речами.
Дом и обстановка
Ещё до того момента, как Чичиков попал в дом к Манилову он замечает объект, который ярко характеризует натуру хозяина – это зелёная беседка с надписью “Храм уединённого размышления”.
“Храм” зарос, немного обветшал, но является гордостью хозяина, подчёркивая, как он думает, его тонкий душевный склад. Пруд – тоже деталь, характеризующая хозяина – он завёл его по веянию моды, в нём нет практической пользы. Такие пруды, по замечанию автора, не редкость в имениях того времени. Всё, как у всех – это скрытый девиз Манилова.
Единственным отличием от общепринятого порядка у семейства Маниловых было то, что они утопая в мечтах и забавах, не умели оформить свой быт надлежащим образом. Необходимая мебель не была закуплена, рассуждения о том, что пора заказать её продолжались годами. Мебель в гостиной была красива, но несколько кресел обтянутых рогожей, годами ждали, когда про них вспомнят и доделают начатую работу. Незаконченность была заметна во всём интерьере. Обстановка говорила о том, что хозяева имеют очень хороший доход, но совершенно не приспособлены к жизни, не практичны, и, скорее всего, ленивы. Красивые дорогие предметы в доме соседствовали с дешёвыми неприглядными (автор приводит в пример восхитительный “античный подсвечник” и “медный засаленный инвалид” – они оба украшали стол за трапезой, и это не смущало хозяев). Такой подход говорит не о высоком вкусе, а о том, что Маниловы слишком тонки и возвышенны, чтобы обращать внимание на бытовые мелочи.
Рабочий кабинет
Достаточно иронично описывает автор кабинет Манилова. Следует упомянуть тот факт, что помещик не занимался управлением имением (всё шло как-то само собой), не писал, не имел бумаг и документов. По сути, наличие кабинета – дань тому же девизу “всё как у всех”. Как и всё в доме, интерьер кабинета был “не лишён приятности”. Стены были покрашены каким-то голубым цветом, напоминающим серенький, были четыре стула и кресло. Именно в него хозяин заставил присесть гостя. Возможно, это единственный случай, когда помещику понадобился кабинет для рабочих моментов. В остальное время он просиживал там в раздумьях, практически непрерывно куря трубку. Об этом говорило то, что табак был разложен по разным местам комнаты, а на окнах причудливым узором выложены горки пепла из курительной трубки. Это подчёркивало, что хозяин проводит здесь много времени в приятных размышлениях.
Описание усадьбы Манилова в “Мёртвых душах” раскрывает образ самого помещика и ярко характеризует жизненный уклад людей такого же сорта – пустых, бездеятельных, мечтательных и ленивых.
Описание деревни Манилова в поэме “Мертвые души”
К работе над своим главным произведением – поэмой «Мертвые души» – Н.В. Гоголь приступил в 1835 году и не прекращал ее до самой смерти. Он ставил перед собой задачу – показать отсталую поместно-крепостническую Россию со всеми ее пороками и недостками. Большую роль в этом играли мастерски созданные автором образы представителей дворянства, составлявшего основной социальный класс в стране. Описание деревни Манилова, Коробочки, Собакевича, Ноздрева, Плюшкина позволяет понять, насколько различны, но в то же время типичны, бедны духовно были люди, являвшиеся главной опорой власти. Это при том, что каждый из представленных помещиков считал себя лучшим среди остальных.
Роль интерьера
Пять глав первого тома, посвященных помещикам, Гоголь строит по одному принципу. Он характеризует каждого хозяина через описание его внешности, манеру вести себя с гостем – Чичиковым – и родными. Автор рассказывает о том, как была устроена жизнь в поместье, что проявляется через отношение к крестьянам, всему имению и собственному дому. В результате возникает обобщенная картина того, как жили «лучшие» представители крепостной России в первой половине XIX века.
Первым дается описание деревни Манилова – весьма милого и доброжелательного, на первый взгляд, помещика.
Долгая дорога
Не очень приятное впечатление оставляет уже путь в имение. При встрече в городе помещик, пригласивший Чичикова в гости, отмечал, что он живет верстах в пятнадцати отсюда. Однако проехали уже все шестнадцать и даже больше, а дороге, казалось, не будет конца. Два встретившихся мужика указали, что через версту будет поворот, а там и Маниловка. Но и это мало походило на истину, и Чичиков сделал для себя вывод, что хозяин, как это часто водилось, в разговоре сократил расстояние вдвое. Возможно, для того, чтобы заманить – вспомним фамилию помещика.
Наконец, впереди все же показалось имение.
Необычное расположение
Первым бросился в глаза двухэтажный господский дом, который был построен на возвышении – «на юру», как указывает автор. Именно с него стоит начать описание деревни Манилова в поэме «Мертвые души».
Казалось, что одиноко стоявший дом со всех сторон обдувают ветра, какие только случались в этих местах. Склон холма, на котором стояло здание, покрывал подстриженный дерн.
Нелепое расположение дома дополняли клумбы с кустами желтой акации и сирени, разбитые в английском стиле. Рядом росли чахлые березы – не больше пяти или шести – и стояла беседка со смешным для этих мест названием «Храм уединенного размышления». Малоприглядную картину довершал небольшой пруд, который, впрочем, не был редкостью в имениях помещиков, увлекавшихся английским стилем.
Нелепость и непрактичность – таково первое впечатление от увиденного хозяйства помещика.
Описание деревни Манилова
«Мертвые души» продолжает рассказ о череде убогих, серых крестьянских изб – Чичиков насчитал их не меньше двухсот. Они располагались вдоль и поперек у подножия холма и состояли из одних бревен. Между избами гость не увидел ни деревца, ни прочей зелени, что делало деревушку и вовсе не привлекательной. Вдалеке как-то скучно темнел сосновый лес. Таково описание деревни Манилова.
«Мертвые души» содержат субъективную оценку увиденного Чичиковым. У Манилова ему все показалось каким-то серым и непонятным, даже «день был не то ясный, не то мрачный». Лишь две ругавшиеся бабы, тянувшие по пруду бредень с раками и плотвой, да петух с ободранными крыльями, кричавший во все горло, несколько оживляли представшую картину.
Встреча с хозяином
Описание деревни Манилова из «Мертвых душ» будет неполным без знакомства с самим хозяином. Он стоял на крыльце и, узнав гостя, тут же расплылся в самой веселой улыбке. Еще при первой встрече в городе Манилов поразил Чичикова тем, что в его внешности, казалось, было много сахара. Теперь же первое впечатление только усилилось.
В действительности помещик сначала представал человеком очень добрым и приятным, однако спустя минуту это впечатление совершенно менялось, и вот уже возникала мысль: «Черт знает что такое!». Дальнейшее поведение Манилова, чрезмерно заискивающее и построенное на желании угодить, это полностью подтверждает. Хозяин расцеловался с гостем, словно они были приятелями целый век. Затем пригласил в дом, всячески пытаясь выказать уважение к нему тем, что никак не хотел входить в дверь раньше Чичикова.
Внутренняя обстановка
Описание деревни Манилова из поэмы «Мертвые души» вызывает ощущение нелепости во всем, включая убранство господского дома. Начнем с того, что рядом с дорогой и даже изящной мебелью, стоявшей в гостиной, располагались пара кресел, на обшивку которых в свое время не хватило ткани. И вот уже несколько лет хозяин всякий раз предупреждал гостя, что они еще не готовы. В иной комнате мебели не было вовсе вот уже восьмой год – с момента женитьбы Манилова. Точно так же за ужином на стол могли поставить рядом роскошный бронзовый подсвечник, выполненный в античном стиле, и какого-нибудь «инвалида» из меди, всего в сале. Но никто из домашних на это не обращал внимания.
Так же смешно выглядел и кабинет хозяина. Он был, опять-таки, непонятного серо-голубого цвета – что-то подобное тому, что автор уже упоминал, давая общее описание деревни Манилова в начале главы. На столе года два лежала книга с закладкой на одной и той же странице – ее никто никогда не читал. Зато по всей комнате был разложен табак, а на подоконниках предстали ряды горок, выложенных из золы, остававшейся в трубке. Вообще, мечтать и курить – это были главные и притом любимые занятия помещика, совершенно не интересовавшегося своими владениями.
Знакомство с семьей
Жена Манилова подобна ему самому. Восемь лет совместной жизни мало изменили отношения между супругами: они все также угощали друг друга кусочком яблока или прерывали занятия, чтобы запечатлеть поцелуй. Манилова получила хорошее воспитание, научившее всему, что было необходимо для счастливой семейной жизни: говорить по-французски, играть на фортепьяно и вышивать бисером какой-нибудь необычный чехольчик, чтобы сделать сюрприз мужу. И все равно, что на кухне готовили плохо, в кладовых не было запаса, ключница много воровала, а слуги все больше спали. Гордостью супругов были их сыновья, названные странными греческими именами и обещавшие в будущем показать большие способности.
Описание деревни Манилова: положение крестьян
Из всего сказанного выше уже напрашивается один вывод: все в имении шло как-то так, своим чередом и без какого бы то ни было вмешательства хозяина. Эта мысль подтверждается, когда Чичиков заводит разговор о крестьянах. Оказывается, Манилов даже не представляет, сколько душ у него умерло за последнее время. Не может дать ответ и его приказчик. Он лишь отмечает, что очень много, с чем помещик тут же соглашается. Впрочем, слово «много» не удивляет читателя: описание деревни Манилова и те условия, в каких жили его крепостные, дают понять, что для имения, в котором помещик совсем не заботится о крестьянах, это обычное дело.
В результате вырисовывается малопривлекательный образ главного героя главы. Бесхозяйственному мечтателю не приходило в голову выехать на поля, узнать, в чем нуждаются зависящие от него люди, или хотя бы попросту пересчитать, сколько их у него. Причем автор добавляет, что мужик запросто мог обмануть Манилова. Он отпрашивался якобы подработать, но сам спокойно шел пьянствовать, и до этого никому не было дела. К тому же все слуги, включая приказчика и ключницу, были нечисты на руку, что вовсе не беспокоило ни Манилова, ни его супругу.
Выводы
Довершают описание деревни Манилова цитаты: «есть род людей … ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан… к ним следует примкнуть и Манилова». Таким образом, это помещик, от которого, на первый взгляд нет никому вреда. Он всех любит – даже самый отпетый мошенник у него превосходнейший человек. Иногда мечтает о том, как бы устроить лавки для крестьян, но эти «прожекты» очень далеки от реальности и никогда не будут воплощены на деле. Отсюда общее понимание «маниловщины» как социального явления – склонность к псевдофилософии, отсутствие всякой пользы от существования. А с этого и начинается деградация, а затем и крах человеческой личности, на что обращает внимание Гоголь, давая описание деревни Манилова.
«Мертвые души», таким образом, становятся приговором обществу, в котором лучшие представители поместного дворянства подобны Манилову. Ведь остальные окажутся еще хуже.
Источники:
https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/opisanie-pomestya-manilova.html
https://sprint-olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20672-opisanie-pomestia-manilova-ysadba-v-mertvyh-dyshah.html
https://fb.ru/article/177639/opisanie-derevni-manilova-v-poeme-mertvyie-dushi