Христианская символика в орнаменте русской вышивки. Рог изобилия
Славянская вышивка: значение символов, цветов и орнаментов
По славянским народным костюмам можно прочесть историю народа. Если девушка носила одну косу и кокошник, значит, она не замужем. По полосам на подоле сарафана взрослой женщины можно было понять, в какой местности она живет, чем зарабатывает на жизнь ее семья. Вышитый рисунок обычно являлся данью уважения языческим богам.
Национальные орнаменты были пронесены через века и теперь украшают и русские рубахи, и украинские вышиванки. И сейчас вышивка имеет определенное значение.
Содержание:
Традиционные цвета
В славянской вышивке обычно использовалось шесть основных цветов.
Семантика знаков в славянской вышивке
Казалось бы, ну что сложного: круги, треугольники, ромбы, прямые и волнистые линии, спирали – неужели они могут рассказать о чем-то? Могут, и порой достовернее, чем какие-нибудь былины и предания.
Крест – знак света, солнца, которые противостоят злым силам мрака и тьмы.
Сварга и коловорот – крест с загнутыми концами. Повернутый в правильном направлении коловорот – колесо жизни, катящееся к счастью. В случае неправильного поворота концов креста (как на свастике) символ обретает противоположное значение. Коловорот символизирует Небо – отца солнца. Этот знак считается очень сильным оберегом.
Круг – знак солярной (солнечной) стихии.
Ружа (звезда с восемью лучами) – символ солнца и символ жизни.
Квадрат, ромб – символ земли, плодородия.
Волнистые линии и знак бесконечности – символ воды, дарующий жизненную энергию всему что растет и дышит.
Громовник (крест с шестью концами, вписанный в круг или шестигранник) – знак грома и языческого бога Перуна. Этот знак наносили на дома и на одежду, чтобы защитить строение и человека от удара молнии.
Рог изобилия – знак богатства, материального благополучия.
Дерево (как правило, ель) – символ взаимосвязи всего сущего, символ долголетия.
Спирали – символ мудрости. Если спираль вышивалась синим или фиолетовым цветом, то она означала сакральную мудрость. Красные, белые и желтые спирали считались оберегами от злых сущностей.
Треугольник означал человека.
Значение, символика вышивки.
Искусство вышивание имеет многовековую историю. С тех пор как появились ремесла, люди стали украшать свой дом, одежду, утварь. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий, особенностей быта, обычаев и природы создавал свои приёмы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение.
Большое место в славянской вышивке занимает геометрический орнамент, построенный на четком ритме, так же еще геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, а так же барса с поднятой лапой.
Каждый элемент орнамента является символом. У наших предков система символов в дохристианский период складывалась в результате поклонения явлениям и силам природы: солнцу, огню, воде, ветру. Они отождествлялись с божествами. Как правило, все элементы орнаментов носили обережный смысл: с их помощью люди стремились защитить себя и свою семью от сглаза, порчи, злых духов, болезней. На протяжении истории символическое содержание постепенно стиралось, орнаментальные формы дошли до наших дней трансформированными, более абстрактными, но условная символика сохранилась. А поскольку все большее количество народа начинает интересоваться истоками народного творчества, думаю будет не лишним рассказать о значении хотя бы некоторых изобразительных элементов, используемыми нашими предками.
По мотивам орнамента они делятся на три группы:
1. геометрические (абстрактные)
- Поделиться
- Поделиться
Прошу прощения, что возможны не точности с предложенными картинками, но я не специалист в области этнографии, но кое-какое представление имею. Брала данные из книг и своих записей, которые нам давали на курсах славянской вышивки.
Итак, продолжим наше путешествие в славянскую мифологию. Геометрические (абстрактные) присуще всей славянской мифологии, они очень просты. Это кружочки, треугольнички, ромбики, волнистые линии, прямые линии и т. д. Трудно судить какое содержание вкладывали в эти символы ранее, так как в разных областях было все неоднозначно. Главным божеством у древних людей было солнце. Знак “солнца” представлялся обычно виде “ромба” или “круга”, круга с расходящимися лучами, несколькими концентрическими кругами завихряющейся розетки, “ладьи с конскими или птичьими головами”. Круг разделенный на 4 сектора вышитый в одном цвете – символ любви.
Ломанная линия – “бесконечник” – долгая жизнь. Волнистая линия – водный символ со всеми «вытекающими» последствиями, тут вам начало и конец жизненного пути, тут вам способность человека преодолевать любые препятствия, способность подстраиваться под сложившиеся обстоятельства. Часто волнистые линии можно встретить на вещах, которые вышивали для покойников, ритуальных рушниках, облегчающих переход умершего по реке жизни в царство мертвых.
Широко распространены узоры – звездочки, розетки, представляющие собой переход от геометрического к растительному орнаменту. В основе растительного орнамента лежало стремление перенести в вышивку красоты природы. Растительные орнаменты в вышивках были призваны обеспечить достаток в доме, изобилие на столе и богатые урожаи в поле.
В таких вышивках использовались мотивы: виноград, хмель, дуб, клиновые листья, колосья и другие. До наших дней и дошел древний символ “древо жизни”, его можно встретить и в современной вышивке. Это изображение стилизованно в форме листье или веток – знак, несущий счастье и защиту от негативных воздействий колдовства.
- Поделиться
Колос – прямая аналогия с плодородием, оберег от колдунов и ворожей. Часто встречается в вышивках детской одежды, постельного белья и рушников, поскольку считается сильным домашним оберегом.
Виноградная лоза – светлый символ долгой счастливой жизни.
- Поделиться
Цветок – символ очарования, мудрости, искренности, созерцания. Красный цветок подразумевал любовь, эротичность, страсть. Цветочный венок — знак любви, чистоты и невинности девушки. Наиболее распространен этот знак в свадебных рушниках.
А цветы примулы, согласно древней легенде, расцветали в тех местах, где упали с неба ключи от рая. еще один оберег – трава полынь. Ею обрабатывали жилища от нечистой силы. Считалось, что она привлекала к дому человека сто радостей. Из полыни выплетали фигурки людей, женщины вышивали ее на полотенцах и рубашках на счастье и здоровье. В изображениях достаточно часто можно встретить васильки – символ надежды, ландыши – символ нежности и частоты. А на египетских пирамидах изображен цветок ириса. Он приносит удачу, радость, счастье. Цветки незабудки и фиалки символизируют любовь и согласие, лилия – власть. На многих старинных работах вышит цветок чертополох. Древние верили в его огромную силу, которая направленна против злых духов. Они посвятили его грозному богу Перуну, дав цветку второе название – перунов цвет.
Зооморфные орнаменты изображали различных животных, птиц, насекомых. Птица в традиционных узорах славянской вышивки является посредником между землей и небом, посланником светила, призванным охранять здоровье женщины и ее потомства. Поэтому птицы являются неизменным атрибутом обрядовых полотенец, в особенности свадебных.
Петух – священный мужской знак. Петух издревле почитался как священная птица Солнца. В качестве символа мужского начала он частый элемент в охранных узорах на свадебных рушниках, но только в том случае, если он вышит красными или светлыми нитями. Черный петух вышивался на других обрядовых полотенцах как знак смерти и потустороннего мира, символизирующий воскрешение из мертвых и вечный круговорот в природе.
- Поделиться
Ворон – вечный перунов спутник, помогающий приобрести мудрость и знания. В защитной вышивке этот знак помогает избежать физического, негативного воздействия, ведь «умный в гору не пойдет…».
Но, пожалуй, самое любимое и почитаемое животное – конь. В народе верили, что солнце утром по небу проносится на колеснице их огненных коней. Белый (сивый) конь символизирует утро, красный (каурый) – день, а черный (бурый) – ночь. Изображались кони и на фоне ночного звездного неба. Конь – оберег для путников, защита от зависти и злословия. Поэтому часто встречается в орнаментах вышивки бытовых полотенец.
Северные народы украшают свои изделия орнаментами, в центре которых вышиваются олени и оленьи рога – символы плодородия и животворящего начала. На казахских узорах, с тем же значением, встречаются изображения бараньих рогов.
Пожалуй стоит упомянуть еще о бабочке. Бабочка почти у всех народов ассоциируется с душой человека. Еще древние греки изображали олицетворение души, Психею, в образе бабочки или прелестной девушки с крыльями этого насекомого за спиной.
И последний символ о котором я хочу рассказать, он, девочки, как раз для нас – рукодельниц ))) Макошь или Мокошь – богиня плодородия и судьбы. Она старшая из богинь прях судьбы, а так же является покровительницей женских рукоделий на Земле. Попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Вот несколько ее изображений.
Как видите символов много, я не успела обо всех них рассказать. Так что вышивая, рисуя, творя можно руководствоваться славянскими символами, а можно взять за основу и китайское учение, науку (да, простите те, кто об этом больше знает) Фэн-Шуй. Как-нибудь найду еще время и напишу о правилах, которыми руководствовались наши предки при выполнении, вышивании оберегов.
Это мой первый опыт в написании на данном сайте, поэтому пожалуйста сильно не ругайтесь, укажите мне на ошибки и я всё исправлю. Спасибо за понимание и внимание.
О славянских вышиваных оберегах
Так мало информации дошло до наших дней в отношении вышивки и значений орнаментов, используемых нашими пращурами. Она имела не только эстетическую роль в виде украшения, но и служила оберегом от негативных влияний со стороны.
Вышивали именно те части одежды через которые, по мнению наших предков, злые силы могли добраться до тела и души человека.
Охранным узором вышивался ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань являлась непроницаемой для злых духов. Вышивка производилась в основном нитками красного цвета. Этот цвет усиливает энергию.
Оказывается, маленькая иголка обладает способностью притягивать и пропускать через себя энергию пространства. Ушко же ее порождает вихревые потоки, которые вращаются вокруг наподобие американских торнадо и создают сильное биополе. Оно-то и изливается потом на все предметы, касаемые острием иглы. Здесь и начинается настоящее волшебство. Не верите? И зря, ведь именно там, на кончике иглы, скрыты все ее целебные свойства. Хотя с помощью этого изящного и простенького предмета человека можно не только вылечить. Недаром черные маги Вуду использовали иглу в качестве инструмента, несущего болезнь и гибель. Да и небезызвестный Кощей Бессмертный скрывал свою смерть не где-нибудь, а на кончике иглы…
Итак, некоторые советы по изготовлению вышивки-оберега:
- Делайте вышивку без узелков. Закрепляйте нить без узлов, так как они негативно воздействуют на оберег.
- Для защиты от измен и предательства сделайте вышивку в оранжево-красных тонах.
- Если вы готовите оберег для ребенка, вышейте какое-нибудь животное красными или черными нитками.
- Для того, чтобы изготовить оберег, который будет защищать школьника от агрессии,
вышейте что-нибудь синими или фиолетовыми нитками. - Для улучшения финансового благополучия или защиты предпринимательства от рисков, сделайте вышивку зелеными нитками.
- Вышивка нитками черного цвета поможет забеременеть и защитит от бесплодия.
- Для оберега на здоровье вышейте дерево, а ещё лучше зеленую ель.
Дерево всегда считалось символом долголетия, вот почему говорят о родовом древе и дереве желаний. - Для защиты своей любви вышивайте цветы, лучше всего ярко-красные.
- Для того чтобы благополучно родить второго или третьего ребенка, обратите внимание на вышивку крестиком.
Пусть это будет медвежонок или какой-нибудь мультяшный герой. - Постарайтесь мелкие предметы вышивать одним цветом ниток.
Пусть это будет маленький незаметный узор в уголке носового платка или орнамент на полотенце.
Обережная вышивка детской одежды славян
Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребёнка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережёт ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.
Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) понёву, мальчику полагались первые штаны-порты.
Так как для детей до трёх лет одежда была переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Её менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции ещё и связь поколений, родство и преемственность. Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нём защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же.
А вот обережная вышивка для собственной одежды ребёнка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.
На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.
Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремёсел.
Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел.
До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги.
Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определёнными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.
В вышивке уже появлялись изображения Богов (для детей они были попросту чересчур сильны, не позволяя ребёнку вырабатывать свой “иммунитет”), уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется, ни девочке, ни мальчику они были не нужны.
Значения цвета в вышивке
1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зелёный – Растительность, Жизнь (помогает успешному ведению дел в любой сфере)
4) Чёрный – Земля.
5) Золотой – Солнце.
6) Синий – Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке, в украинских гораздо чаще использовался для того, что бы человеку легче давалась учеба.
Значения узоров
БОГИ
Женщина с поднятыми ладонями: Макошь
С опущенными : Лада.
Чеще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше звались Лосиными.
ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
1) Бык – знак Велеса.
2) Волк – знак Ярилы.
3) Ворон – знак мудрости и смерти, Велеса.
12) Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что «трезуб» (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полёте.
13) Кукушка – знак жизни, Живы.
14) Козёл – знак плодородия, плодовитости.
15) Свинья – знак плодородия, изобилия.
ЗНАКИ
1) Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» – горизонтальными.
2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
3) Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.
5) Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр.
6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня – Агуни).
7) Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески «лунницы».
8) Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.
10) Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак тёмного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землёй, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться. Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
11) Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
12) Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира – если цвет красный, белый или же черный.
13) Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
На свадебных рушниках так же обязательно было вышито дерево рода. Для Дерева рода нужна такая информация:
невеста:
1) Есть ли братья и сёстры, они старше или младше невесты?
2)Есть ли у невесты тёти и дяди по материнской и отцовской линии, они старше или младше отца и матери?
3)Бабушки и дедушки невесты живы или умерли?
4)Та же информация со стороны жениха.
Вот пример Дерева рода:
Читаем рисунок:
это дерево рода невесты (петелька);
мама у нее сирота (бабушка и дедушка умерли – ветки справа вниз), родители отца – живы;
у отца нет ни братьев, ни сестер, у мамы же есть старшая сестра (то есть у невесты одна тетя);
отец и мать живы;
у невесты есть старший брат.
Еще 100 лет назад, изучая вышивку, В. Стасов отметил: « у народов старого света орнамент никогда не вмещал в себя ни одной лишней линии, каждая полосочка имела здесь свое определенное значение… Это сложный язык, последовательная мелодия, которая имела свою основную причину и предназначена не только для глаз, но и для ума и чувств» Это бесценный оберег, который передавался из рода в род.
Источники:
https://hm-info.ru/slavyanskaya-vyshivka-znachenie-simvolov-i-ornamentov/
https://www.stranamam.ru/post/10689083/
https://www.perunica.ru/vsako/6789-o-slavyanskih-vyshivanyh-oberegah.html