Художественная литература как словесное искусство. Так рождается искусство
1.1. Художественная литература как искусство слова.
Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.
Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.
Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.
1.2. Устное народное творчество и литература. Жанры унт.
сказочный (установка на вымысел): сказка волшебная, о животных, бытовая
малые фольклорные формы (жанры):
колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки, песни (в том числе обрядовые, колядки), заклички, приговорки, дразнилки, страшилки, словесные игры, скороговорки, небылицы-перевёртыши, загадки, игры, считалки, пословицы поговорки
несказочный (установка на истинность): историческое предание, легенда, бывальщина, быличка
1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.
Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.
Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.
Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.
Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.
В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла. Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.
Художественная литература как искусство слова
Религиозные догмы гласят: «Вначале было слово». И сейчас бессмысленно спорить о том, действительно ли это так. Слова – это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого человека. Благодаря им мы имеем возможность получать или передавать важную информацию, узнавать что-то новое. Слова воспринимаются чем-то обычным, но только в умелых умах они могут стать настоящим произведением искусства, которое все привыкли называть литературой.
Из глубин истории
Литература как искусство слова возникла еще в давние времена. Тогда наука и искусства переплетались, а ученые были как философами, так и писателями. Если обратиться к мифологии Древней Греции, то в ней можно отчетливо увидеть единство искусства и науки. Мифы о музах, дочерях Зевса, рассказывают о том, что эти богини покровительствовали поэзии, науке и искусству.
Если человек не владеет знаниями по литературе, ему будет трудно изучать другие науки. Ведь только тот, кто владеет словом, может познать бесчисленную информацию, которую человечество копило на протяжении веков.
Что такое искусство?
Прежде чем отвечать на вопрос о том, почему литературу называют искусством слова, необходимо понять, что такое искусство.
В широком смысле под искусством подразумевают мастерство, исходящий продукт которого вызывает эстетическое удовольствие у потребителей. Искусство – это образное отображение действительности, способ показать мир в художественном контексте таким образом, чтобы он интересовал не только своего создателя, но и потребителей. Так же как и наука, искусство является одним из способов познать мир во всех его аспектах.
Искусство имеет много понятий, но основное его предназначение – удовлетворять эстетические запросы индивида и прививать любовь к миру прекрасного.
Исходя из этого, можно с уверенностью заявить, что литература – это искусство. И художественная литература, как искусство слова, имеет полное право на создание собственной ниши среди всех разновидностей искусств.
Литература как вид искусства
Слово в литературе – это основной материал для создания шедевра. С помощью кружевных хитросплетений словесных оборотов, автор увлекает читателя в свой мир. Заставляет его переживать, соболезновать, радоваться и грустить. Написанный текст становится похожим на виртуальную реальность. Воображение рисует другой мир, который создается посредством словесных образов, и человек переносится в иное измерение, из которого можно выйти, лишь перевернув последнюю страницу книги.
Литература как искусство слова берет свое начало с истоков устного народного творчества, отголоски которого можно встретить во многих художественных произведениях. Сегодня литература является основой для развития многих культурных сфер человеческой деятельности.
Исток
Художественная литература как искусство слова стала первоосновой для создания театра. Ведь на основе произведений великих писателей разыгрывались многие театральные представления. Благодаря литературе было создано и оперное искусство.
Сегодня на основе текстовых сценариев снимают фильмы. Некоторые киноленты экранизируют известные художественные произведения. Особо популярные из них «Мастер и Маргарита», «Анна Каренина», «Война и мир», «Эрагон» и другие.
Часть общества и лидер искусства
Литература – это неотъемлемая часть общества. Именно в ней сосредоточен общественный, исторический и личный опыт в освоении мира. Благодаря литературе человек поддерживает связь с предыдущими поколениями, имеет возможность перенимать их ценности и лучше понимает структуру мироздания.
Литературу по праву можно назвать лидером среди других видов искусства, ведь она имеет огромное влияние не только на развитие отдельного индивида, но и на человечество в целом. Исходя из всего выше сказанного, литература, как искусство слова, стала объектом изучения на уроках в 9-м классе. Подобного рода уроки должны иметь определенную структуру. Ученики не только должны легко освоить информацию, но и быть заинтересованными весь урок.
Литература – искусство слова
Цель такого занятия: дать ученику понять, что литература – это своеобразный вид искусства, основным инструментом которого является слово. Соответственно, тема: «Литература как искусство слова».
Один из оптимальных учебных планов урока может иметь следующую структуру:
- Эпиграф. Можно выбрать среди цитат известных людей об искусстве или прекрасном.
- Постановка проблемы. Как вариант, можно навести примеры из современной жизни, где много внимания уделяют политике, технике и науке, забывая при этом об обычных людских потребностях и искусстве в целом.
- Введение. Логично будет продолжить развивать проблематику. Стоит упомянуть о том, что художественная литература уже не занимает так много места в школьной жизни, как это было ранее. На смену ей пришли компьютеры, телевизоры, Интернет и телефоны. Чтобы заинтересовать учеников, можно пересказать краткое содержание книги Рея Бредбери «451° по Фаренгейту». В этой антиутопии рассказывается о городе, где чтение находится под строгим запретом. Людей, которые хранят книги, приговаривают к смертной казни, а их дома сжигают. И что, казалось бы, интересного в этих книгах? Но раз люди готовы за них умирать, значит, там действительно что-то есть.
- Опрос. На основе изложенного материала можно составить экспресс-анкету, в которой бы ученики написали, как бы они вели себя в городе Рея Бредбери.
- Литература – это искусство. Немного теории о том, что такое искусство и как возникла литература, не помешают.
- Художественна литература как пособие жизни. Можно привести несколько отрывков из книг классиков, где фигурируют книги. Например, рассказ А. П. Чехова «Дома».
- Разговор с учениками. Определить, что означает литература как искусство слова и ее роль в жизни человека. В конкретном случае следует разобрать, почему сказка превратилась в лучшего воспитателя, чем логические доводы и убеждения.
- Выводы. Ученики должны ответить на вопрос: «Как вы понимаете литература – это искусство слова?»
- Эпилог.
Секрет
После проведения урока «Литература как искусство слова» 9 класс часто задается вопросом о том, неужели писать так сложно, ведь слова доступны каждому. Возможно, все из-за подросткового максимализма, но суть не в этом.
Если говорить о сложности написания художественных произведений, то можно провести аналогию с рисованием. Допустим, есть два человека: один любит рисовать, другой предпочитает петь. Ни у одного из них нет специального художественного образования, никто не прославился как художник и не посещал специальных курсов. В целях эксперимента им выдают лист бумаги, простой карандаш и просят изобразить то, что вызовет эстетическое удовольствие.
Как и в случае со словами, они имеют одинаковые ресурсы, но результат у каждого разный. Лучший рисунок получился у человека, который любит рисовать. Возможно, у него и нет особого таланта, но окружающий мир он олицетворяет с рисунками.
Также и с литературой, секрет не в том, что слова доступным всем, а в том, чтобы уметь правильно ими пользоваться.
Простой пример
Литература как искусство слова появляется из простых, повседневных слов. Кто-то определенно скажет, что все это бессмыслица. Из ничего нельзя создать шедевр. Вот только из этого «ничего» можно создать эмоции, открыть дверь в новую Вселенную и показать, что окружающий мир не имеет границ.
Искусство слова рождается глубоко в душе писателя или поэта. Он стремится не только рассказать историю, но заставить читателя пережить определенные эмоции. Завлечь его в свой мир и поговорить о чем-то важном. Простой человек напишет: «За окном шел дождь». Писатель скажет следующее: «Капли осеннего дождя, словно погребальные слезы, стекали по стеклу».
Так рождается искусство
В первом случае читатель узнает, что на улице просто испортилась погода. Захочется ли ему читать дальше? Вряд ли. Он ведь не знает, о чем будет читать. А вдруг это будет статья о метеорологических исследованиях в быту? Информация, конечно, полезная, но интереса не вызывает.
Второй случай обладает более обширной информацией. Читатель узнает, что события происходят осенью и вероятно, что главному герою очень грустно, ведь кого-то пришлось похоронить. Сразу возникают вопросы. Кто умер? Как это произошло? Что чувствует главный герой? И продолжает читать дальше.
По сути, два этих предложения говорят о том, что на улице просто идет дождь. Но стоит «одеть» предложение в дополнительные существительные, прилагательные и определения, как оно превращается в искусство. И это искусство цепляет, завораживает и заставляет погружаться все глубже и глубже в пучины слов. А выныривая из них, каждый читатель держит в руках бесценные сокровища и незабываемые воспоминания о разговоре с писателем, которого давно нет.
Художественная литература как искусство слова
В Библии говорится: «В начале было Слово». Слова – неотъемлемая, но обыденная часть жизни, однако, только в творческих умах они становятся истинным произведением искусства, которое называется литературой.
Из глубин истории
Устное народное творчество возникло задолго до появления письменности. Фольклор возник как массовое творчество, выражая представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности. Литература зародилась, когда наука и искусство были тесно переплетены. Это единство прослеживается еще в мифологии древней Греции. Если у человека нет литературных знаний, ему будет трудно изучать другие науки. Ведь только тот, кто владеет словом, может знать неисчислимую информацию, которую человечество хранило на протяжении веков.
Литература как искусство
В широком смысле искусство доставляет потребителям эстетическое удовольствие. Искусство – это образное представление реальности, способ представления мира в художественном контексте. Как и наука, это один из способов познать мир во всех его аспектах. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что литература – это искусство. И она имеет безоговорочное право занимать одно из первых мест, наряду с музыкой и живописью.
Литература – дверь в другой мир
Слово в литературе – основной материал для создания произведений. С помощью сложных и удивительных словесных конструкций автор втягивает читателя в свой мир. Беспокойный, яростный, счастливый или грустный, текст произведения становится похожим на виртуальную реальность. Воображение рисует другой мир, созданный словесными образами. Человек попадает в другое измерение, из которого можно вырваться, только перевернув последнюю страницу книги.
Литература – родоначальник искусств
Помимо собственно эпического и лирического родов, художественная литература стала источником создания театра, благодаря ей была создана и опера. На основе текстовых сценариев (оригинальных и по мотивам художественных произведений) снимают кино.
Литература является важнейшей частью общества. Именно здесь сосредоточены социальный, исторический и личный опыт освоения мира. Благодаря литературе человек поддерживает связь с предыдущими поколениями, обладает способностью принимать их ценности. Она влияет не только на развитие отдельной личности, но и на человечество в целом.
Источники:
https://studfile.net/preview/5825612/
https://fb.ru/article/299164/hudojestvennaya-literatura-kak-iskusstvo-slova
https://bingoschool.ru/manual/29/