Художественный прием уменьшения. Антитеза как художественный прием
УРОК 9. АНТИТЕЗА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ.
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ АНТИТЕЗЫ
Цель: выявление способов выражения антитезы (лексические и синтаксические средства).
1. Обогащение словаря учащихся (анализ подготовленных дома словарных статей о поэтах, писателях). Индивидуальные задания.
2. Совершенствование умения понимать и интерпретировать содержание текста. Речеведческий разбор текста (коды 2.2, 8.1).
3. Практическая работа — совершенствование умений анализировать используемые средства выразительности (код 10.5).
4. Домашнее задание.
Ход урока:
I . Обогащение словаря учащихся (анализ подготовленных дома словарных статей о поэтах (писателях). Анализ выполнения домашнего задания. Индивидуальные задания.
Задание 1
Продолжите ряд градации.
1. Я не хотел здесь оставаться ни дня, ни ____.
2. Любите свою страну, ____, ____.
3. Туман окутал молочной пеленой деревья, ____, ____.
4. Ветер поднимал листья с крыльца, ____, крыши сарая.
5. Поднимается шар воздушный выше домов, выше _______, выше _______.
6. Реформы касались каждого человека, каждой ____, всего ______.
7. Следует бережно относиться к водным запасам Земли: к ручейку, _____, ______.
8. Каждый звук, каждое _____, каждая воспринимались по-новому.
Задание 2
Перед вами перифразы, многие из которых стали устойчивыми сочетаниями. Замените их словами с прямым значением.
Старый Свет — Северная Венеция —
Улыбка Фортуны — Предел мечтаний —
Водная артерия — Сердце России —
Мастер пера — Макушка Земли —
Ночное светило — Королева цветов —
Туманный Альбион— Последний шаг —
Закат жизни — Второе дыхание
Гвоздь программы — Лебединая песня —
II. Совершенствование умения понимать и интерпретировать содержание текста. Анализ текста, в основе построения которого — антитеза.
Работаем с текстом стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Два богача» с опорой на план речеведческого анализа.
На предтекстовом этапе спрашиваем, о чем может быть текст.
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить.
— А мы ее . и не соленую, ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Анализ текста.
1) Лексическая организация.
Даем толкование слов превозносят, призрение, умиляюсь; объясняем их правописание, подбираем синонимы.
— Как же название текста отражает его содержание (Это миниатюра о двух богачах.)
Как выстраиваются образы богачей? Выписываем ключевые слова и словосочетания.
богач — убогое крестьяне кое семейство
громадные доходы разоренный домишко
целые тысячи — последние гроши
для детей, больных, старых сирота-племянница
2) Синтаксическая организация.
Композиционно образ Ротшильда противопоставлен образу мужика — 2-й абзац начинается с предложения с противительным союзом но. Рассказ о Ротшильде — первое сложноподчиненное предложение, выделенное в абзац; цепная связь со вторым предложением-абзацем реализуется при помощи лексического повтора.
Последнее предложение-абзац — выражение авторской позиции.
Делаем вывод о том, что все в описании Ротшильда противопоставлено описанию жизни мужика и его жены; в основе построения образов лежит антитеза.
И если в названии герои объединены, то последнее предложение показывает пропасть между ними. Значит, богатство второго не в деньгах, а в умении понять, воспринять как свою боль другого, помочь, разделить с ним все, что есть.
III. Практическая работа.
Спишите текст, определив его тип. Какой прием лежит в основе построения? Какова идея текста?
. в этот год умерли Сервантес и Шекспир. Но никто в этот год не родился.
Можно считать, что в тексте-повествовании три предложения. Первое «Одна тысяча шестьсот шестнадцатый» (домысливаем «год») — обозначение времени действия. Второе, начинающееся с многоточия, связано с первым цепной связью, не выраженной эксплицитно (т. е. языковыми средствами) — в этот год. Третье предложение, начинающееся с противительного союза но, вступает в антонимические отношения со вторым. Акцент сделан на двух лексических антонимах — умерли/не родился. Но антитеза не только в этом: во втором предложении сообщение о личностях Сервантеса и Шекспира (грамматически эти слова являются подлежащими в предложении), в третьем предложении в роли подлежащего выступает отрицательное местоимение никто. Мы понимаем, что речь идет не об отсутствии новорожденных вообще, а о личностях, равных Сервантесу, Шекспиру.
IV . Домашнее задание:
1) Составить сочетания, используя данные слова (синонимы и антонимы):
Истинный — бесспорный, спорный; талантливый одаренный, бездарный; нечаянный — случайный, продуманный; расчетливый практичный, непрактичный; бесчестный — подлый, справедливый.
2) Подобрать к данным словам антонимы, составить с ними предложения:
Бе_счетный, бе_человечный, бе_перспективный, бе_молвный, бе_тактный, бе_культурный, бе_вкусный.
3) Упражнение 54.
4) Индивидуальные задания: подготовить сообщения по темам: «Происхождение фразеологизмов», «Источники русских фразеологизмов», используя материал упражнений 78*, 87, 88.
УРОК 10. РУССКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ
Цель: систематизация знаний по фразеологии, совершенствование умений конспектирования.
1. Актуализация знаний учащихся о фразеологизмах (код 2.3).
2. Углубление знаний учащихся по теме, совершенствование умений конспектирования (код 11).
3. Повторение орфографии. Правописание приставок (коды 6.6, 6.11, 6.13).
4. Домашнее задание.
Ход урока:
I . Актуализация знаний учащихся о фразеологизмах. История неразрывно связала некоторые имена и понятия: геростратова слава, пиррова победа. Что объединяет следующие имена и понятия? Какие понятия не связаны ни с одним из имен?
Ахиллес, Геркулес, Дамокл, Прокруст, Сизиф, Эзоп.
Труд, язык, каша, кинжал, ложе, столбы, пята, меч.
«Аукцион фразеологизмов. Кто приведет больше примеров фразеологизмов со словом ум? (Браться за ум, без ума от чего-либо, в своем уме, задним умом крепок, себе на уме, не выходит из ума, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу, ум за разум заходит. )
II. Углубление знаний учащихся по теме, совершенствование умений конспектирования.
Озвучивание подготовленных учащимися сообщений по темам: «Происхождение фразеологизмов», «Источники русских фразеологизмов». Учащимся предлагается делать записи по ходу выступлений.
II I. Повторение орфографии. Правописание приставок.
Прочитать текст, дать оценку лексическим совпадениям. На каких словах можно сделать логический акцент?
Чтению текста предшествует подбор определений к словосочетанию российские пространства. Какие определения преобладают: со знаком «+» или «—»? Необходимо обратить внимание на использование определений с приставками пре-, без-(бес-).
Беспечны, безучастны, беспризорны,
российские безмерные пространства,
бескрайно и безвыходно просторны,
безмолвны, безнадежны и бесстрастны.
Анализ текста.
1) Лексический строй текста. Можно организовать самостоятельную работу учащихся со словарем: либо значения слов выясняются в ходе беседы, либо учащиеся заранее получают карточки с выписками из толкового словаря.
1. Одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом.
2. Протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами.
3. Промежуток между чем-н., место, где что-н. помещается.
Беспечный беззаботный, легкомысленный.
Безучастный — не проявляющий или не выражающий участия к кому-чему-н.
1. Лишенный присмотра.
2. Бездомный, живущий на улице.
Бесстрастный — не подверженный страстям, холодный и спокойный.
1. полн. форма. О пребывании где-н.: безотлучный, постоянный.
2. Такой, при котором нет выхода, исхода.
1. То же, что молчаливый.
2. перен. Не нарушаемый звуками, тихий.
1. Не дающий надежд на улучшение, выражающий отсутствие надежды.
2. перен., полн. форма. Неисправимый, полнейший.
2) Морфологический строй текста — «безглагольность». Это обусловлено, возможно, стремлением подчеркнуть неподвижность, неизменяемость, отсутствие действия.
3) Синтаксическая особенность построения четверостишия одно предложение с однородными сказуемыми, выраженными краткими прилагательными.
4) Определение идеи произведения.
IV . Домашнее задание:
1) Подобрать 30—40 слов по теме «Правописание приставок» (пре-/при-, без-/бес-, не-).
2) Упражнение 87.
Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 215 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Что такое антитеза? Определение и применение антитезы
То, что называется образностью (красочность описаний, живость изображения, его наглядность) по большому счету представляет собой неотъемлемый признак любого искусства. А поскольку литература является одним из его видов, то активное применение выразительных средств проявляется в ней наиболее полно. Этой цели служит и использование различных крылатых выражений, а также целого арсенала стилистических приемов.
Стилистические приемы
В русском языке существует целый ряд подобных выразительных средств, помогающих автору повысить образность повествования. Прежде чем рассказать, что такое антитеза, рассмотрим самые распространенные из них.
- Аллегория. Этот прием позволяет с помощью иносказания раскрыть какой-то сложный образ. Наиболее часто употребляется в баснях, где благодаря ему через конкретных персонажей рисуется определенная черта характера (заяц = трусость, лиса = хитрость).
Существуют также анафора и эпифора, метонимия и синекдоха, сравнение и эпитет.
Антитеза как стилистический прием. Ее определение
В языке художественной литературы или ораторской речи нередко используется резкое противопоставление, построенное на контрасте. Оно используется и в отношении понятий и образов, положений и состояний, которые связаны друг с другом общим построением или внутренним смыслом.
Определим, что такое антитеза. Это стилистическая фигура, соединяющая контрастные понятия. Само слово восходит к греческому antithesis – противопоставление. Это понятие настолько распространено, что нередко даже не замечается. Антитезу широко используют поэты и прозаики. Множество литературных произведений содержат этот прием даже в своих названиях: «Война и мир», «Принц и нищий», «Красавица и чудовище», «Преступление и наказание».
На антитезе построено много пословиц. Например, «мал золотник, да дорог».
Антитеза в литературе
Данный стилистический прием нередко служит для построения не только фраз, но и отдельных частей и даже целого художественного произведения – стихов или пьесы. К примеру, у Петрарки есть сонет, который представляет собой замечательный образец того, что такое антитеза, т.е. построен сугубо на этом приеме. Вот только одна строфа из этого произведения:
«Я зряч – без глаз, нем – вопли испускаю;
И жажду гибели – спасти молю;
Себе постыл – и всех других люблю;
Страданьем – жив; со смехом я – рыдаю…»
Очень часто этот прием применял А.С. Пушкин. Всем известная характеристика дружбы Онегина и Ленского: «волна и камень», «стихи и проза», «лед и пламень», – не что иное, как антитеза. Это в литературе один из ярких примеров рассматриваемого стилистического приема.
Антитеза в СМИ
Обращаясь к языку газет и журналов, нельзя не увидеть, насколько и в них популярна данная стилистическая фигура. Журналисты особенно часто применяют ее в заголовках, может быть, даже не подозревая, что такое антитеза как риторический прием. Так, например, весьма красноречиво и ярко звучат такие титулы статей: «Хвост всему голова», «Блеск и нищета нашего футбола», «Богатый дворник и нищий педагог».
В языке прессы антитеза тоже довольно часто используется не только в границах фразы, а в рамках всей смысловой части текста. Здесь она выступает как композиционный прием его построения. Антитеза – это в литературе и СМИ настолько освоенный прием, что нередко даже не вспоминается его, так сказать, ораторское происхождение. А ведь в древние времена он применялся именно для усиления выразительности речи.
Заключение
Благодаря своей резкости, броскости антитеза в произведениях обладает способностью создавать заметный контраст. Из-за этого к данному приему по-разному относятся разные литераторы. Одни выказывают категорически отрицательную точку зрения, другие, наоборот, нещадно его эксплуатируют.
Именно из-за предельной ясности прием антитезы весьма популярен не только в художественном и художественно-публицистическом литературном стиле, но и в декларативно-политическом с агитационной тенденцией. Широко используется эта стилистическая форма в жанрах с социальным уклоном, когда надо особенно четко разграничить или сопоставить, скажем, жизнь разных слоев общества, различных классов.
Основные художественные приемы. Художественные приемы в стихотворении
Для чего нужны художественные приемы? Прежде всего для того, чтобы произведение соответствовало некоторому стилю, подразумевающему определенную образность, выразительность и красоту. Кроме того, писатель – это мастер ассоциаций, художник слова и великий созерцатель. Художественные приемы в стихотворении и прозе делают текст глубже. Следовательно, как прозаику, так и поэту мало одного лишь языкового пласта, они не ограничиваются применением лишь поверхностного, основного значения слова. Для того чтобы суметь проникнуть в глубину мысли, в суть образа, требуется использовать различные художественные средства.
Кроме того, читателя нужно заманивать и привлекать. Для этого используются различные приемы, придающие особый интерес повествованию и некоторую тайну, которую требуется разгадать. Художественные средства называют по-другому тропами. Это не только неотъемлемые элементы общей картины мира, но и авторская оценка, фон и общий тон произведения, а также многое другое, о чем мы, читая очередное творение, порой даже не задумываемся.
Основные художественные приемы – это метафора, эпитет и сравнение. Хотя эпитет зачастую рассматривается как разновидность метафоры, но мы не будем вдаваться в дебри науки “литературоведение” и традиционно выделим его в качестве отдельного средства.
Эпитет
Эпитет – это король описания. Ни один пейзаж, портрет, интерьер не обходится без него. Порой единственный верно подобранный эпитет гораздо важнее целого абзаца, созданного специально для уточнения. Чаще всего, говоря о нем, имеются в виду причастия или прилагательные, наделяющие тот или иной художественный образ дополнительными свойствами и характеристиками. Не следует путать эпитет с простым определением.
Так, например, для описания глаз можно предложить следующие слова: живые, карие, бездонные, большие, накрашенные, лукавые. Попробуем разделить эти прилагательные на две группы, а именно: объективные (естественные) свойства и субъективная (дополнительная) характеристика. Мы увидим, что такие слова, как “большие”, “карие” и “накрашенные” передают своим значением лишь то, что способен увидеть любой, поскольку оно лежит на поверхности. Для того чтобы мы могли себе представить внешность того или иного героя, подобные определения очень важны. Однако о его внутренней сущности, характере лучше всего нам расскажут именно “бездонные”, “живые”, “лукавые” глаза. Мы начинаем догадываться, что перед нами находится необычный человек, склонный к различным выдумкам, имеющий живую, подвижную душу. Именно в этом и заключается основное свойство эпитетов: указывать на те черты, которые скрыты от нас при первичном осмотре.
Метафора
Перейдем к другому не менее важному тропу – метафоре. Это скрытое сравнение, выражающееся именем существительным. Авторская задача здесь – сравнить явления и объекты, но очень аккуратно и тактично, чтобы читатель не смог догадаться, что мы ему этот объект навязываем. Именно так, вкрадчиво и непринужденно, нужно использовать любые художественные приемы. Примеры метафоры: “слезы росы”, “пожар рассвета” и др. Здесь роса сравнивается со слезами, а рассвет – с пожаром.
Сравнение
Последний важнейший художественный прием – это сравнение, дающееся напрямую путем использования таких союзов, как “словно”, “как”, “будто”, “точно”, “как будто”. Примеры можно привести следующие: глаза, словно жизнь; роса, точно слезы; дерево, будто старик. Однако следует заметить, что употреблять эпитет, метафору или сравнение следует не только ради “красного словца”. В тексте должен отсутствовать хаос, ему следует тяготеть к изяществу и стройности, поэтому перед тем как использовать тот или иной троп, нужно четко осознать, для какой цели он употребляется, что мы хотим этим сказать.
Другие, более сложные и менее распространенные художественные приемы – это гипербола (преувеличение), антитеза (противопоставление), а также инверсия (обратный порядок слов).
Антитеза
Такой троп, как антитеза, имеет две разновидности: она может быть узкой (в пределах одного абзаца или предложения) и развернутой (помещенной на нескольких главах или страницах). Данный прием часто используется в произведениях русской классики в том случае, когда требуется сравнить двух героев. Например, Александр Сергеевич Пушкин в своей повести “Капитанская дочка” сравнивает Пугачева и Гринева, а чуть позже Николай Васильевич Гоголь создаст портреты знаменитых братьев, Андрия и Остапа, также основанные на антитезе. Художественные приемы в романе “Обломов” также включают и этот троп.
Гипербола
Гипербола – излюбленный прием таких литературных жанров, как былина, сказка и баллада. Но она встречается не только в них. Например, гипербола “он мог бы кабана съесть” может использоваться в любом романе, рассказе и другом произведении реалистической традиции.
Инверсия
Продолжим описывать художественные приемы в произведениях. Инверсия, как нетрудно догадаться, служит для придания произведению дополнительной эмоциональности. Ее чаще всего можно наблюдать в поэзии, однако нередко данный троп использует и проза. Можно сказать: “Эта девушка была красивее других”. А можно выкрикнуть: “Девушка эта красивее других была!” Сразу же возникает и задор, и экспрессия, и много другого, что можно заметить при сопоставлении двух высказываний.
Ирония
Следующий троп, ирония, по-другому – скрытая авторская насмешка, используется также довольно часто в художественной литературе. Конечно, серьезное произведение должно быть серьезным, но скрытый в иронии подтекст порой не только демонстрирует остроумие писателя, но и заставляет читателя перевести на время дух и подготовиться к следующей, более напряженной сцене. В юмористическом произведении ирония незаменима. Великие мастера этого средства художественной выразительности – Зощенко и Чехов, использующие данный троп в своих рассказах.
Сарказм
С этим приемом тесно связан и другой – сарказм. Это уже не просто добрый смех, он выявляет недостатки и пороки, порой сгущает краски, тогда как ирония обычно создает светлую атмосферу. Для того чтобы иметь более полное представление о данном тропе, можно прочесть несколько сказок Салтыкова-Щедрина.
Олицетворение
Следующий прием – олицетворение. Он позволяет продемонстрировать жизнь окружающего нас мира. Возникают такие образы, как ворчащая зима, танцующий снег, поющая вода. Другими словами, олицетворение – перенос на неодушевленные предметы свойств одушевленных. Так, все мы в курсе, что зевать может лишь человек и животное. Но в литературе нередко встречаются такие художественные образы, как зевающее небо или зевающая дверь. Первый из них может помочь создать определенное настроение у читателя, подготовить его восприятие. Второй – подчеркнуть сонную атмосферу в этом доме, возможно – одиночество и скуку.
Оксюморон
Оксюморон – еще один интересный прием, представляющий собой сочетание несочетаемого. Это и праведная ложь, и горячий лед, и православный черт. Подобные, подобранные совершенно неожиданно слова могут использоваться как фантастами, так и любителями философских трактатов. Порой лишь одного оксюморона бывает достаточно для того, чтобы построить целое произведение, имеющее и дуализм бытия, и неразрешимый конфликт, и тонкий ироничный подтекст.
Другие художественные приемы
Интересно, что использованные в предыдущем предложении “и, и, и” – это тоже одно из художественных средств, называемых многосоюзием. Для чего оно необходимо? Прежде всего, чтобы расширить повествовательный диапазон и показать, например, что у человека есть и красота, и ум, и смелость, и обаяние. А еще герой умеет и рыбачить, и плавать, и книжки писать, и дома строить.
Чаще всего данный троп используется вместе с другим, называемым “ряды однородных членов”. Это тот случай, когда сложно представить одно без другого.
Однако это еще не все художественные приемы и средства. Отметим и риторические вопросы. Они не требуют ответа, но при этом заставляют читателей задуматься. Пожалуй, всем известны самые знаменитые из них: “Кто виноват?” и “Что делать?”.
Это лишь основные художественные приемы. Кроме них, можно выделить парцелляцию (разделение предложения), синекдоху (когда единственное число используется вместо множественного), анафору (схожее начало предложений), эпифору (повтор их концовок), литоту(преуменьшение) и гиперболу (наоборот, преувеличение), перифраз (когда некоторое слово заменяется его кратким описанием. Все эти средства можно использовать как в поэзии, так и в прозе. Художественные приемы в стихотворении и, например, рассказе, ничем принципиально не отличаются.
Источники:
https://studopedia.net/8_19137_urok–antiteza-kak-hudozhestvenniy-priem.html
https://www.syl.ru/article/178800/new_chto-takoe-antiteza-opredelenie-i-primenenie-antitezyi
https://fb.ru/article/168544/osnovnyie-hudojestvennyie-priemyi-hudojestvennyie-priemyi-v-stihotvorenii