42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имре кальман музыкальные произведения. Оперетта «Осенние маневры»

Зажигательный и неповторимый Кальман

Оперетту я обожала с детства. Яркое, завораживающее зрелище приводило меня в восторг! И самым любимым композитором был Кальман. Не знаю, почему именно…

Мама рассказывала, что первой опереттой, которую я увидела и прослушала, была его «Сильва» – «Королева чардаша». Может быть именно те, наполовину не осознанные в силу возраста впечатления наложили отпечаток на все последующие восприятия. Так это или нет, что едва услышав бодрящие мотивы Кальмана, моё подсознание, как полковая лошадь, заслышав трубу, готово к подвигам…

Имре Кальман родился 24 октября 1882 в Австро-Венгерской империи в курортном местечке Шиофок на берегу озера Балатон. Ныне это Венгрия. В семье уже было две дочери. Его отец Карл Коппштейн занимался торговлей. Он организовал акционерное общество, которое позволяло семье, если и не шиковать, то жить безбедно. Коппштейны даже держали кухарку и прислугу.

По воспоминаниям самого Кальмана, с музыкой он познакомился в раннем детстве. В его «Мемуарах» написано: «С музыкой познакомился дома в самом раннем возрасте. Моя сестра Вильма была хорошей пианисткой, она много и прилежно занималась. Я часами просиживал под роялем. Так четырёхлетним ребенком я выучился петь с начала до конца Вторую рапсодию Листа». О карьере музыканта мальчик тогда не мечтал. Он мечтал стать портным.

Но в шестилетнем возрасте будущий гений передумал и вознамерился стать адвокатом. Он учился сразу в двух школах – в гимназии и в музыкальной школе. В свободные же часы Имре не предавался, как все обычные дети шумным играм, а садился к роялю разучивать сочинения Шумана и Шопена.

Музыка заменяла ему почти всё, она становилась смыслом его жизни, способом существования. Даже в летние каникулы родители буквально силой оттаскивали его от рояля.

Вероятно, Имре всё-таки переусердствовал, и у него так сильно разболелись руки, что каждый удар по клавишам вызывал невыносимую боль. Ему диагностировали артрит.

Но мальчик не отказался от музыки, просто переключился на композицию.

После окончания начальной школы в десятилетнем возрасте в 1892 году Имре отправили учиться в Будапештскую евангелическую гимназию.

Через 4 года отец Имре разорился, и в Будапешт перебралась вся семья. Коппштейны еле сводили концы с концами, балансируя на грани нищеты и Имре пришлось зарабатывать на жизнь репетиторством. А по вечерам мальчик помогал отцу переписывать письма и отправлять их на почту.

Позднее Кальман писал, что именно тогда в его душе поселилось «страшное чувство неуверенности за будущее никогда не покидало меня в течение всей жизни. Про меня рассказывали анекдоты, но никто не знал, насколько печальна была моя юность. Вот тут-то и охватила меня невероятная тяга к музыке. Музыка помогала забываться от повседневных забот. Я решил любой ценой учиться и сделаться музыкантом».

В 1898 году, когда юному музыканту было пятнадцать лет, он впервые выступил перед публикой с Фантазией Моцарта ре-минор. Имре был настолько маленьким и худеньким, что выглядел намного моложе своих лет, газеты после концерта с восторгом отозвались о несомненном даровании «двенадцатилетнего музыканта».

Втайне от родителей он отправился в Музыкальную академию им. Листа, и попросил маститого профессора Кесслера прослушать его. Профессор согласился, и после прослушивания посоветовал сдать вступительные экзамены.

Но совмещать первый курс высшего учебного заведения с последним классом гимназии, было запрещено, и Кальман прошёл курс гармонии частным образом.

Имре приходилось очень много заниматься, чтобы не обмануть ожиданий родителей, мечтающих о том, что он получит аттестат зрелости. Все экзамены сдал на отлично и весной 1900 года окончил гимназию с золотой медалью.

На следующий год Кальман получил премию Роберта Фолькмана, присужденную ему будапештской Академией музыки. После этого он сразу уехал в Берлин, где предложил свои музыкальные произведения немецким издательствам, но, увы, безуспешно.

После окончания гимназии родители настояли на его поступлении в университет, чтобы сын получил достойную профессию. Имре не стал возражать родителям, поступил в университет на юридический факультет.

Родители поощряли его занятия юриспруденцией, давали деньги на карманные расходы, но Имре проучился только восемь семестров, сдал экзамены. Адвокатская карьера не привлекала Имре, он говорил домашним, что уходит в адвокатскую контору, а на самом деле шёл в редакцию.

Юноша сотрудничал с редакцией газеты, где печатались его заметки, которые он подписывал «И. К.». Биографы говорят, что именно тогда появился его псевдоним Кальман, под которым его и знает весь мир. Позднее ему предложили должность музыкального критика в редакции «Пештского дневника» с жалованьем 70 крон в месяц.

Кальман продолжал сочинять композиции. Его романсы и симфонические произведения оставались почти незамеченными, но за цикл песен он получил Большую премию города Будапешта.

В октябре 1906 года Кальману предложили написать для Венгерского театра музыку к мелодраме «Прощание Микши». С чем он успешно справился, но по окончании работы ему пришлось стать ещё и концертмейстером и дирижером.

После премьеры мелодрамы «Прощание Микши» в ноябре 1906 году, Кальмана поздравляли с понравившейся зрителям музыкой и успешным дирижерским дебютом.

Его друг композитор Виктор Якоби автор оперетты «Ярмарка невест» посоветовал Кальману попробовать себя в оперетте. И уже первый опыт оказался удачным. Его оперетта «Татарское нашествие» в 1908 году была благосклонно встречена публикой в Будапеште, газеты разместили хвалебные рецензии, затем под названием «Осенние манёвры» оперетта была поставлена в Вене, где двадцатисемилетнему Кальману пришлось переработать всю партитуру, сделать новую инструментовку и дописать несколько номеров. В дальнейшем оперетту поставили в Нью-Йорке и Лондоне.

Национальный колорит и великолепная музыка не оставляли зрителей равнодушными.

В конце 1909 года Кальман познакомился с удивительной женщиной Паулой Дворжак, которая надолго вошла в его жизнь, взяв на себя все заботы о молодом композиторе. Она стала не только его женой, но и преданным другом, мудрым советчиком.

Один из биографов композитора Р. Эстеррейхер писал: «Все оперетты, написанные Имре Кальманом в эти годы, должны были бы иметь на титульных листах одинаковую надпись: «Пауле посвящается».

В 1910 году вскоре после возвращения Кальмана в Будапешт, в Театре комедии состоялась премьера его оперетты «Отставной солдат». До начала Первой мировой войны Кальман написал ещё оперетту «Маленький король», которая не вызвала восторгов у зрителей.

Читать еще:  Писатель кир булычев биография. Кир булычев - краткая биография

В начале войны Имре работал сразу над двумя произведениями: весёлой «Барышней Жужей» и над опереттой «Да здравствует любовь!» Премьера первой из них состоялась в Будапеште 23 февраля 1915 года и тоже была встречена холодно. Но после переименования её в «Мисс Весну» произвела впечатление на американцев.

Считается, что настоящий успех пришёл к Кальману после премьеры оперетты «Цыган-премьер», которая состоялась 11 октября 1912 года в «Иоганн Штраус театре». А начатая Кальманом в 1914 году оперетта, которую он назвал «Королевой чардаша», обессмертила его имя.

Несмотря на то, что премьера «Королевы чардаша» состоялась в Вене в разгар войны, это не помешало ей покорить Россию и Америку.

Антрепренер Сэведжа из Вашингтона предложил Кальману переехать за океан, но композитор не согласился.

Осенью 1918 года распалась Австро-Венгрия. Появились такие новые государства, как – Австрия, Венгрия, Чехословакия.

Кальман и его жена Паулина по их решению в 1918 году стали гражданами Венгерской республики, получив у австрийских властей паспорта иностранцев, проживающих в Вене.

Кальман приступил к работе над «Графиней Марицей». Параллельно с ней он начал писать партитуру оперетты «Баядера». Мелодия арии «О, Баядера. », быстро разошлась по всему миру.

Во время триумфа «Марицы» заболела туберкулезом Паула и оказалась прикованной к постели. Врачи сражались за её жизнь несколько месяцев, но, увы. Заболел диабетом отец Кальмана, и надежд на его выздоровление не было.

В это тяжелое время Кальман приступил к написанию оперетты «Принцесса цирка». Её премьера состоялась 26 марта 1926 года в театре «Ан дер Вин» и сразу покорила сердца зрителей многих стран.

3 февраля 1928 года не стало Паулы, её кончину композитор переживал очень тяжело. Уже ни с кем у Кальмана не будет такой душевной близости, как с Паулой. Была в его жизни связь с актрисой Агнессой Эстерхази, но к браку она не привела.

Однажды весной в кафе Кальман заметил красивую, но очень скромно одетую девушку. Она оказалась дочерью русского офицера царской армии, который погиб в Первую мировую войну, уроженкой Перми. Звали её Вера Макинская, и она была на 30 лет моложе Имре. После революции девушка вместе с матерью эмигрировала из России, и безуспешно пыталась стать киноактрисой. Актрисой Вера не стала, но стала женой великого Кальмана.

После женитьбы молодые переехали в «Виллу роз», где в 1929 году у них родился первенец Чарли. Кальман начал работу над опереттой «Фиалка Монмартра» и посвятил её жене. Позднее у пары родились две дочери – Лили и Ивонка.

Кальман был на пике славы. Вера устраивала роскошные приёмы, на которые собирались все знаменитые и влиятельные лица. Хотя сам Кальман был абсолютно равнодушен в роскоши и блеску. Всё, что он хотел – это писать музыку.

30 октября 1932 года было отпраздновано 50-летие Кальмана. Поздравительные телеграммы пришли из многих стран. Правительство Франции наградило его орденом Почётного легиона

Кальман приступил к написанию оперетты «Императрица Жозефина», премьера которой состоялась 18 января 1936 года в цюрихском городском театре.

Тем временем над Европой сгущались тучи, приближалась Вторая Мировая война. В 1938 году в Австрию вторглась немецкая армия, и почти сразу начались гонения на евреев. Правда, Кальману немецкие власти, ссылаясь на распоряжение Гитлера, пообещали присвоить звание «почётного арийца». Но композитор вежливо отказался и уехал вместе с семьёй сначала в Цюрих, затем в Париж и, наконец, в 1940 году в США – в Калифорнию.

В Голливуде он почувствовал себя неуютно, всё здесь казалось чужим и культура, и нравы, и быт.

В 1941 году Музыкальный колледж в Нью-Йорке присвоил Кальману степень почётного доктора. В 1942 году произошла размолвка в семье Кальмана, и он развёлся с Верой, но через несколько месяцев они снова сошлись.

В последние два десятилетия своей жизни Кальман сочинил всего две оперетты – «Маринку» в 1945 году и незадолго до смерти «Аризонскую леди». Они имели успех, но не такой ошеломительный, к которому привык композитор.

После разгрома нацизма, Кальман ездил в Европу, возложил венок на могилу Легара, и снова вернулся в США.

В 1949 году после инсульта его частично парализовало. Но как только самочувствие композитора немного улучшилось, он по настоянию Веры, переехал в 1951 году в Париж, где его окружили почётом, правительство Французской республики наградило Кальмана Офицерским Крестом, который почти никогда не вручается иностранцам. Кальман прожил ещё два года.

29 октября 1953 года он дописал оперетту «Аризонская леди» и на следующий день покинул этот мир.

Похоронен, Великий Имре Кальман, как он сам завещал, на Центральном кладбище в Вене. На его могиле установлена стела из чёрного мрамора, на фоне которой стоит плачущая муза.

В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана.

Музыка оперетт Кальмана – олицетворение торжества жизни, её праздничность, лёгкость и красота не оставляют слушателей равнодушными. В ней звучит дух венгерской народной песне.

Но венгерские мотивы, при всей их сочности и колорите не мешают музыке Кальмана быть близкой любому человеку, в каком бы уголке мира он ни жил.

Имре кальман музыкальные произведения. Оперетта «Осенние маневры»

Я знаю, что полстраницы партитуры Листа перевесит все мои оперетты — как уже написанные, так и будущие. Большие композиторы всегда будут иметь своих поклонников и восторженных почитателей. Но наряду с ними должны существовать и театральные композиторы, которые не пренебрегают легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой музыкальной комедией, классиком которой был Иоганн Штраус.
И. Кальман

Он родился в курортном местечке, расположенном на берегу озера Балатон. Самыми первыми и неизгладимыми музыкальными впечатлениями маленького Имре стали занятия на фортепиано его сестры Вильмы, игра на скрипке профессора Лильде, отдыхавшего в Шиофоке, оперетта И. Штрауса «Летучая мышь». Гимназия и музыкальная школа в Будапеште, класс композиции X. Кеслера в Академии имени Ф. Листа и одновременно изучение права на юридическом факультете университета — вот основные этапы образования будущего композитора. Сочинять музыку он начал уже в студенческие годы. Это были симфонические произведения, песни, фортепианные пьесы, куплеты для кабаре. Кальман испытал себя и на поприще музыкальной критики, работая 4 года (1904-08) в газете «Пешти Напло». Первым театральным произведением композитора стала оперетта «Наследство Переслени» (1906). Ее постигла несчастливая судьба: усмотрев в ряде эпизодов политическую крамолу, правительственные власти постарались, чтобы спектакль был быстро снят со сцены. Признание пришло к Кальману после премьеры оперетты «Осенние маневры». Поставленная сначала в Будапеште (1908), затем в Вене, она впоследствии обошла многие сцены в Европе, Южной Африке и Америке.

Читать еще:  Древнекитайские мифы о сотворении мира. Легенды и мифы древнего китая

Мировую славу композитору принесли его следующие музыкальные комедии: «Солдат в отпуске» (1910), «Цыган-премьер» (1912), «Королева чардаша» (1915, более известная как «Сильва»). Кальман стал одним из самых популярных авторов этого жанра. Критика отмечала, что его музыка стоит на прочном фундаменте народной песни и ярко выражает глубокие человеческие чувства, его мелодии просты, но вместе с тем оригинальны и поэтичны, а финалы оперетт по разработке, первоклассной технике и блестящей инструментовке — настоящие симфонические картины.

Наивысшего расцвета творчество Кальмана достигло в 20-х гг. В это время он жил в Вене, здесь и проходили премьеры его «Баядеры» (1921), «Графини Марицы» (1924), «Принцессы цирка» (1926), «Фиалки Монмартра» (1930). Мелодическая щедрость музыки этих произведений создавала у слушателей обманчивое представление о беспечности и легкости композиторского пера Кальмана. И хотя это была лишь иллюзия, Кальман, обладавший прекрасным чувством юмора, в письме к своей сестре советовал ей не разочаровывать интересующихся его творчеством и рассказывать о его работе так: «Мой брат и его либреттисты встречаются ежедневно. Они выпивают несколько литров черного кофе, выкуривают бесчисленное количество сигарет и папирос, рассказывают анекдоты. спорят, смеются, ссорятся, кричат. Это продолжается много месяцев. И вдруг в один прекрасный день оперетта готова».

В 30-х гг. композитор много работает в жанре киномузыки, пишет историческую оперетту «Дьявольский наездник» (1932), ее премьера стала для Кальмана последней в Вене. Над Европой нависла угроза фашизма. В 1938 г. после захвата Австрии гитлеровской Германией Кальман с семьей был вынужден эмигрировать. 2 года он провел в Швейцарии, в 1940 г. переехал в США, а после войны, в 1948 г., вновь вернулся в Европу и жил в Париже.

Кальман наряду с И. Штраусом и Ф. Легаром является представителем так называемой венской оперетты. Им написано 20 произведений в этом жанре. Огромная популярность его оперетт объясняется прежде всего достоинствами музыки — ярко мелодичной, эффектной, блестяще оркестрованной. Сам композитор признавался, что на его творчество огромное влияние оказала музыка П. Чайковского и особенно оркестровое искусство русского мастера.

Желание Кальмана, по его выражению, «помузицировать в своих произведениях от чистого сердца» позволило ему необычайно расширить лирическую сторону жанра и выйти из заколдованного для многих композиторов круга опереточных штампов. И хотя литературная основа его оперетт не всегда равноценна музыке, художественная сила творчества композитора превосходит этот недостаток. Лучшие сочинения Кальмана до сих пор украшают репертуар многих музыкальных театров мира.

Имре Кальман родился 24 октября 1882 года в небольшом венгерском городке Шиофок на берегу озера Балатон. Его музыкальная одаренность была разносторонней. В юности он мечтал о карьере пианиста-виртуоза, но, подобно кумиру сво­их юношеских лет Роберту Шуману, вынужден был расстаться с этой мечтой, «переиграв» руку. В течение нескольких лет он серьезно помышлял о профессии музыкального критика, буду­чи сотрудником одной из крупнейших венгерских газет «Пеш­ти напло». Его первые композиторские опыты удостоились публичного признания: в 1904 году в концерте выпускников будапештской Музыкальной академии была исполнена его дип­ломная работа – симфоническое скерцо «Сатурналия», за ка­мерно-вокальные произведения он был удостоен премии города Будапешта. В 1908 году в Будапеште состоялась премьера его первой оперетты – «Осенние маневры», которая вскоре обо­шла сцены всех европейских столиц и была поставлена за оке­аном (в Нью-Йорке). С 1909 года творческая биография Каль­мана на долгое время связана с Веной. В 1938 году композитор был вынужден эмигрировать. Он жил в Цюрихе, в Париже, с 1940 года – в Нью-Йорке. В Европу Кальман возвратился только в 1951 году. Он умер 30 октября 1953 года в Париже.

В творческой эволюции Кальмана можно выделить три пе­риода. Первый, охватывающий 1908—1915 годы, характеризуется становлением самостоятельного стиля. Из произведений этих лет («Солдат в отпуске», «Маленький король» и др.) вы­деляется «Цыган-премьер» (1912). И сюжет этой «венгерской» оперетты (конфликт «отцов и детей», любовная драма в соче­тании с творческой драмой артиста), и его музыкальное реше­ние говорят о том, что молодой композитор, идя по стопам Легара, не копирует его находки, а творчески их развивает, выстраивая самобытную версию жанра. В 1913 году, после на­писания «Цыгана-премьера», он следующим образом обосновывает свою позицию: «Я пробовал в моей новой оперетте несколько отойти от излюбленного танцевального жанра, пред­почитая помузицировать от чистого сердца. Кроме того, я намерен придать большую роль хору, который в последние годы привлекался только как вспомогательный элемент и для заполнения сцены. В качестве образца я использую нашу опе­реточную классику, в которой хор был не только необходим, чтобы спеть в финалах “ха-ха-ха” и “ах”, но и принимал боль­шое участие в действии». В «Цыгане-премьере» обратила на себя внимание и мастерская разработка венгеро-цыганского на­чала. Видный австрийский музыковед Рихард Шпехт (в целом не самый большой поклонник оперетты) выделяет в этой свя­зи Кальмана как «наиболее многообещающего» композитора, который «стоит на роскошной почве народной музыки».

Второй период творчества Кальмана открывается в 1915 го­ду «Королевой чардаша» («Сильвой»), а завершает его «Императрица Жозефина» (1936), поставленная уже не в Вене, а за пределами Австрии, в Цюрихе. В эти годы творческой зрелос­ти композитор создает свои лучшие оперетты: «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926), «Герцогиня из Чикаго» (1928), «Фиалка Монмартра» (1930).

Над последними своими произведениями «Маринкой» (1945) и «Аризонской леди» (завершенной сыном композитора и поставленной уже после его смерти) – Кальман работает в эмиграции, в США. В его творческом пути они представляют собой своеобразное послесловие и не вносят принципиальных изменений в трактовку жанра, сложившуюся на центральном этапе эволюции.

Читать еще:  Восточная пословица сильный. Восточная мудрость: цитаты, афоризмы, высказывания

Музыкально-сценическая концепция Кальмана индивидуаль­на. Ее характеризует, в первую очередь, такой уровень драма­тизма и конфликтности в развитии основной линии действия, какого прежде не знала оперетта. Тяготение к заостренным сценическим ситуациям сочетается с небывалой интенсив­ностью экспрессии: там, где у Легара завораживает лирика романтически окрашенного чувства, у Кальмана вибрирует неподдельная страсть. Резче выражены у автора «Баядеры» внутрижанровые контрасты, мелодраматическая патетика отте­няется у него блеском особенно виртуозно трактованных ко­медийных интермедий. Мелос, столь же богатый и разнообразный, что и легаровский, эмоционально насыщен и пропитан эротикой, в нем шире используются ритмы и интонации джаза.

Очень определенно проступают у Кальмана оперные про­образы жанра – и в трактовке сюжетов, и в музыкальной стилистике; неслучайно «Сильву» называют «опереточной парафразой “Травиаты”», а «Фиалку Монмартра» уподобляют пуччиниевской «Богеме» (с тем большим основанием, что сю­жетной основой обоих произведений послужил роман Мюрже). Оперная природа мышления Кальмана ярко обнаруживается и в области композиционно-драматургической. Ансамбли, и в особенности большие финалы актов, становятся у него опор­ными точками формы и узловыми моментами действия; в них велика роль хора и оркестра, они активно разрабатывают лей­тмотивный тематизм, насыщаются симфоническим развитием. Финалы координируют все становление музыкальной драма­тургии и придают ему логическую целенаправленность. Опе­ретты Легара не обладают такой драматургической цельно­стью, зато они демонстрируют некоторое разнообразие вариантов строения. У Кальмана же структура, в общих чертах намеченная в «Цыгане-премьере» и окончательно сложившаяся в «Королеве чардаша», с минимальными отклонениями вос­производится во всех последующих произведениях. Тенденция к унификации структуры, безусловно, создает опасность формирования некоего шаблона, однако в лучших творениях композитора эта опасность преодолевается убедительной реализацией испытанной схемы, яркостью музыкального языка, рельефно­стью образов.

Список основных оперетт:

(в скобках указаны даты премьер)

«Осенние маневры», либретто К. Бакони (1908)
«Солдат в отпуске», либретто К. Бакони (1910)
«Цыган-премьер», либретто Ю. Вильгельма и Ф. Грюнбаума (1912)
«Королева чардаша» («Сильва»), либретто Л. Штайна и Б. Йенбаха (1915)
«Голландочка», либретто Л. Штайна и Б. Йенбаха (1920)
«Баядера», либретто Ю. Браммера и А. Грюнвальда (1921)
«Графиня Марица», либретто Ю. Браммера и А. Грюнвальда (1924)
«Принцесса цирка» («Мистер Икс»), либретто Ю. Браммера и А. Грюн­вальда (1926)
«Герцогиня из Чикаго», либретто Ю. Браммера и А. Грюнвальда (1928)
«Фиалка Монмартра», либретто Ю. Браммера и А. Грюнвальда (1930)
«Дьявольский наездник», либретто Р. Шанцера и Э. Велиша (1932)
«Императрица Жозефина», либретто П. Кнеплера и Г. Херчела (1936)
«Маринка», либретто К. Фаркаша и Дж. Мариона (1945)
«Аризонская леди», либретто А. Грюнвальда и Г. Бера (1954, завершена Карлом Кальманом)

8 мелодий Имре Кальмана, которые должен услышать каждый

Сегодня исполняется 131 год со дня рождения венгерского композитора Имре Кальмана, которого называют королем оперетты. Мы подготовили подборку из 8 его самых известных мелодий.

Оперетта «Осенние маневры»

Оперетта «Осенние маневры» – первая оперетта Имре Кальмана. Она была поставленная в 1908 году в Будапеште, где имела успех у зрителей. Затем она была поставлена в Вене (Австрия) и впоследствии обошла многие сцены в Европе и Америке.

Оперетта «Цыган-премьер»

Прообразом главного героя послужил реально существовавший скрипач Пал Рац или Рач (1837—1886). Это третья оперетта Кальмана и первая, написанная им специально для венской публики. Бродвейская постановка этой оперетты под названием Sari в 1914 году выдержала 151 представление и, по существу, открыла имя Кальмана для американской публики.

Оперетта «Королева чардаша» («Сильва»)

«Королева чардаша» или «Сильва» написана в 1915 году. Премьера состоялась в «Иоганн-Штраус театре» в Вене.

Первая постановка оперетты в России состоялась в разгар войны с Германией (1916), поэтому как название оперетты, так и многие имена действующих лиц были переделаны. С тех пор в Советском Союзе и России большинство постановок шло и идет под названием «Сильва».

Оперетта «Баядера»

Оперетта «Баядера» имела большой успех и обошла многие музыкальные театры мира. В СССР она была в марте 1923 года под названием «Баядерка». Распространённый в наши дни русский вариант либретто написали Р. И. Тихомиров и С. Б. Фогельсон.

«Графиня Марица»

«Марицу» считают «самой венгерской» опереттой Кальмана. «Марицу» ставили на различных сценах мира. В России «Марица» в разных интерпретациях и с разными переводами ставится с неизменным успехом с начала 1920-х годов. В это же время оперетта была переведена на английский и шла в Нью-Йорке и Лондоне.

«Принцесса цирка»

Имре Кальман вспоминает, что после «Марицы» перед ним его либреттистами встал вопрос: что писать? «Однажды, гуляя, мы подошли к цирку, и я сказал: «Вот что: я написал оперетту, действие которой происходит около театра, — «Сильва», оперетту, действие которой происходит в театре, — «Баядера». Давайте напишем оперетту, действие которой происходит в цирке». И в 1926 году появилась оперетта «Принцесса цирка».

Самым известным баритоном, исполнявшим в советских постановках партию Мистера Х был Георг Отс.

«Фиалка Монмартра»

Имре Кальман был женат на русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой он посвятил оперетту «Фиалка Монмартра». Первая постановка в Вене (1930) выдержала 170 представлений. В том же году состоялись другие европейские премьеры, а также показ спектакля в США.

«Дьявольский наездник»

Последняя венская премьера Имре Кальмана, который после аншлюса в 1938 году был вынужден эмигрировать. Оперетта выдержала только 125 представлений, однако после войны с успехом шла в театрах Финляндии, Венгрии, Швеции, Германии.

За рубежом композитор написал лишь две оперетты – «Маринка» (1945) и, незадолго до смерти, «Аризонская леди». Помимо 20 оперетт, Кальман написал нескольких произведений для оркестра (симфонические поэмы «Сатурналии» (1904) и «Эндре и Иоганна» (1905) и другие), сочинения для фортепиано, вокальные произведения, музыку для театра и кино.

Источники:

https://www.myjane.ru/articles/text/?id=17717
https://www.belcanto.ru/kalman.html
https://www.infox.ru/news/194/120319-8-melodij-imre-kalmana-kotorye-dolzen-uslysat-kazdyj

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]