Иоганн Гете: как цвет влияет на наши эмоции. Цветовая символика
Цветопсихология
все о цвете
Учение о цвете Й.В. Гете
Все, что я сделал как поэт, отнюдь не наполняет меня особой гордостью. Прекрасные поэты жили одновременно со мной, еще лучшие жили до меня и, конечно, будут жить после меня. Но что я в мой век являюсь единственным, кому известна правда о трудной науке о цветах, — этому я не могу не придавать значения, это даёт мне сознание превосходства над многими.
Гете был не согласен с теорией цвета Ньютона и считал, что должен бороться с его «заблуждениями». Он искал принцип гармонизации цветов не в физических законах, а в закономерностях цветового зрения. Во многом он был прав; недаром его считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета.
Ньютон доказал, что белый цвет состоит из семи цветов радуги — красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Для этого он провел простой эксперимент. Он проделал в ширме дырку, через которую проникал лучик света, и пропустил его через призму. Свет разделился на семь цветов.
Гете решил повторить эксперимент Ньютона. Но увидел совершенно другое. Когда ученый смотрел через призму на освещенный участок стола, стол не становился разноцветным. Он оставался белым, и только по краям были видны цвета радуги. Оказалось, что цвета появляются лишь на границе или по краям чего-либо.
Над своим «Учением о цвете» Гете работал 20 лет (с 1790 по 1810 гг.). Основная ценность этого труда заключается в формулировании тонких психологических состояний, связанных с восприятием контрастных цветовых сочетаний. Гете выделял 2 вида воздействия цвета на человека:
— физиологическое (на организм человека),
— психологическое (на его духовный мир).
Согласно Р. Штейнеру, И.В. Гете первым предложил четкую систему, описывающую воздействие различных цветовых впечатлений на психику человека.
Концепция ученого была встречена современниками «в штыки». Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру.
Гете описывает в своей книге явления цветовой индукции — яркостной, хроматической, одновременной и последовательной — и доказывает, что цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны. Все эти цвета как бы заложены в нашем органе зрения.
Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т.е. навязанному глазу, так же как вдох чередуется с выдохом, а любое сжатие влечёт за собой расширение. В этом проявляется всеобщий закон цельности психологического бытия, единства противоположностей и единства в многообразии.
В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма — белый цвет — может быть разложена на все мыслимые цвета и как бы содержит их в потенции. Из этого следует важнейший закон деятельности органа зрения — закон необходимой смены впечатлений. «Когда глазу предлагается темное, то он требует светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и проявляет свою жизненность, своё право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту».
Опыты Гете с цветными тенями показывали, что диаметрально противоположные (комплементарные) цвета и являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя. Желтый цвет требует сине-фиолетового, оранжевый — голубого, а пурпурный — зеленого, и наоборот.
Гете тоже построил цветовой круг, но последовательность цветов в нем — это не замкнувшийся спектр, как у Ньютона, а хоровод из трех пар цветов. А пары эти — дополнительные, т.е. наполовину порожденные человеческим глазом и только наполовину независимые от человека.
Самые гармоничные цвета — это те, которые расположены напротив, на концах диаметров цветового круга, именно они вызывают друг друга и вместе образуют целостность и полноту, подобную полноте цветового круга. Гармония, по Гете, — это не объективная реальность, а продукт человеческого сознания.
Гете считал, что цвет оказывает воздействие на душевное состояние человека. Поэтому он поставил определенным цветам определенные психологические состояния человека.
Гете разделяет цвета на:
— положительные (желтый, оранжевый, красный), они создают живое и бодрое настроение;
— отрицательные (синий, красно-синий), они создают неспокойное и тоскливое настроение.
Зеленый Гете относил к «нейтральным» цветам.
Современный цветовой круг Гете
Психологические характеристики цветов по Гете.
Желтый
Это ближайший к свету цвет. Он всегда отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Желтый цвет производит исключительно теплое и приятное впечатление. Потому и в живописи он соответствует освещенной и действенной стороне картины.
Однако при его загрязнении, если желтый сдвигается в сторону холодных тонов (цвет серы), он приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл.
Красно-желтый (оранжевый)
Желтый, сгущаясь и темнея, может усилиться до красноватого оттенка. Энергия цвета растет, и он кажется в этом оттенке более мощным и красивым. Красно-желтый дает глазу чувство тепла и блаженства. Поэтому он приятен в обстановке и в радостен в одежде.
Желто-красный
Активная сторона достигает здесь своей наивысшей энергии, и не удивительно, что энергичные, здоровые, суровые люди особенно радуются этому цвету. Этот цвет вызывает чувство потрясения.
Синий
Синий всегда несет с собой что-то темное. Этот цвет оказывает на глаз странное и почти невыразимое воздействие. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя.
Синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас. Мы охотно смотрим на синее, потому, что оно влечет нас за собою.
Синее вызывает в нас чувство холода, так же как оно напоминает нам о тени.
Комнаты, отделанные в чисто синий цвет, кажутся до известной степени просторными, но, в сущности, пустыми и холодными.
Красно-синий (сиреневый)
Синий благодаря красному цвету приобретает что-то действенное, хотя он и находится на пассивной стороне. Но характер вызываемого им возбуждения совсем иной, чем красно-желтого, — он не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство.
С этим цветом хочется найти место, где можно было бы отдохнуть.
Сине-красный
Впечатление беспокойства возрастает. Длительное время выдержать этот цвет очень трудно.
Красный
Этот цвет производит впечатление серьезности и достоинства, как благоволения и прелести. Первое производит он в своем темном сгущенном виде, второе — в светлом разбавленном виде. Темно-красный символизирует старость, а светлый — юность.
Говоря о пурпуре, Гете указывает, что этот цвет — любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие.
Зеленый
Если желтый и синий смешиваются в равных пропорциях, то получается зеленый. Наш глаз находит в зеленом действительное удовлетворение, глаз и душа отдыхают. Поэтому для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета.
Таким образом, значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он придал воспринимаемому цвету статус символа самого человека, его чувств и мыслей. И этот символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание.
Ирина Базан
Литература:
Й.В. Гете «О цвете».
Б.А. Базыма «Цвет и психика»
Иоганн Гете: как цвет влияет на наши эмоции
«Краски вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете. Вспомните, как мы оживаем, когда в пасмурный день солнце вдруг осветит часть местности и краски станут ярче». Эти строки принадлежат великому Гете, который первым дал системное описание воздействия разных цветов на наши эмоции.
Сегодня мы понимаем, как сильно влияет цвет на наше восприятие мира. Но еще два столетия назад это не было очевидным. Одним из первых, кто всерьез занялся теорией цвета, был великий Гете. В 1810 году он опубликовал свое «Учение о цвете» – плод нескольких десятилетий упорного труда.
Как ни удивительно, эту работу он ставил выше своих поэтических произведений, полагая, что «хорошие поэты» были до него и будут после, и куда важней то, что он единственный в своем столетии, «кто в труднейшей науке учения о цвете знает правду».
Правда, физики отнеслись к его труду скептически, считая дилетантским. Зато «Учение о цвете» высоко ценили философы, от Артура Шопенгуэра до Людвига Витгенштейна. По сути, с этой работы берет начало психология цвета. Гете первый заговорил о том, что «отдельные цвета вызывают особые душевные состояния», проанализировав это воздействие и как естествоиспытатель, и как поэт.
И хотя за минувшие 200 лет психология и нейронауки далеко продвинулись вперед в изучении этой темы, открытия Гете по-прежнему остаются актуальными и широко используются практиками, например, в полиграфии, живописи, дизайне и арт-терапии.
Гете разделяет цвета на «положительные» – желтый, красно-желтый, желто-красный, и «отрицательные» – синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы, пишет он, создают бодрое, живое, деятельное настроение, второй – неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете считает нейтральным цветом.
Вот как великий поэт и мыслитель описывает цвета.
Желтый
В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью.
На этой ступени он приятен в качестве окружения, будь то в виде одежды, занавесей, обоев. Золото в совершенно чистом виде дает нам, особенно если еще присоединяется блеск, новое и высокое представление об этом цвете; также и яркий желтый оттенок, выступающий на блестящем шелке, например на атласе, производит великолепное и благородное впечатление.
Опыт показывает, что желтый цвет производит исключительно теплое и приятное впечатление. Потому и в живописи он соответствует освещенной и действенной стороне картины.
Это теплое впечатление можно живее всего почувствовать, если посмотреть на какую-нибудь местность сквозь желтое стекло, особенно в серые зимние дни. Глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее; кажется, что на нас непосредственно веет теплом.
Если этот цвет в своей чистоте и ясности приятен и радостен, в своей полной силе имеет что-то веселое и благородное, то, с другой стороны, он очень чувствителен и производит неприятное впечатление, если он загрязнен или до известной степени сдвинут в сторону холодных тонов. Так, цвет серы, отдающий зеленым, имеет что-то неприятное.
Красно-желтый
Так как ни один цвет нельзя рассматривать неизменным, то и желтый, сгущаясь и темнея, может усилиться до красноватого оттенка. Энергия цвета растет, и он кажется в этом оттенке более мощным и красивым. Все, что мы сказали о желтом, применимо и здесь, только в более высокой степени.
Красно-желтый, в сущности, дает глазу чувство тепла и блаженства, являясь представителем как цвета более сильного жара, так и более мягкого отблеска заходящего солнца. Поэтому он также приятен в обстановке и в той или иной мере радостен или великолепен в одежде.
Желто-красный
Как чистый желтый цвет легко переходит в красно-желтый, так же последний неудержимо повышается до желто-красного. Приятное веселое чувство, которое нам доставляет красно-желтый цвет, возрастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном.
Активная сторона достигает здесь своей наивысшей энергии, и не удивительно, что энергичные, здоровые, суровые люди особенно радуются на эту краску. Склонность к ней обнаружена повсюду у диких народов. И когда дети, предоставленные сами себе, начинают раскрашивать, они не жалеют киновари и сурика.
Достаточно пристально посмотреть на вполне желто-красную поверхность, чтобы показалось, что этот цвет действительно врезался в наш глаз. Он вызывает невероятное потрясение и сохраняет это действие до известной степени потемнения.
Показ желто-красного платка беспокоит и сердит животных. Я также знал образованных людей, которым в пасмурный день было невыносимо смотреть при встрече на человека в багряном плаще.
Синий
Как желтый цвет всегда несет с собой свет, так про синий можно сказать, что он всегда несет с собой что-то темное.
Этот цвет оказывает на глаз странное и почти невыразимое воздействие. Как цвет это – энергия; однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя.
Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас.
Подобно тому, как охотно мы преследуем приятный предмет, который от нас ускользает, так же охотно мы смотрим на синее, не потому, что оно устремляется в нас, а потому, что оно влечет нас за собою.
Синее вызывает в нас чувство холода, так же как оно напоминает нам о тени. Комнаты, отделанные в чисто-синий цвет, кажутся до известной степени просторными, но, в сущности, пустыми и холодными.
Нельзя назвать неприятным, когда к синему в известной мере добавлять положительные цвета. Зеленоватый цвет морской волны скорее приятная краска.
Красно-синий
Синий очень нежно потенцируется в красный и приобретает благодаря этому что-то действенное, хотя он и находится на пассивной стороне. Но характер вызываемого им возбуждения совсем иной, чем красно-желтого, – он не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство.
Как само нарастание цвета является неудержимым, так хотелось бы с этим цветом все время идти дальше, но не так, как с красно-желтым, всегда деятельно шагая вперед, а для того, чтобы найти место, где можно было бы отдохнуть.
В очень ослабленном виде мы знаем этот цвет под названием сиреневого; но и здесь он имеет что-то живое, однако лишенное радости.
Сине-красный
Указанное беспокойство возрастает при дальнейшем потенцировании, и можно, пожалуй, утверждать, что обои совершенно чистого насыщенного сине-красного цвета будут невыносимы. Вот почему, когда он встречается в одежде, на ленте или ином украшении, то применяется в очень ослабленном и светлом оттенке; но и в таком виде согласно своей природе оказывает совсем особое впечатление.
Красный
Действие этого цвета столь же единственно, как и его природа. Он в такой же мере производит впечатление серьезности и достоинства, как благоволения и прелести. Первое производит он в своем темном сгущенном виде, второе – в светлом разбавленном виде. И таким образом достоинство старости и любезность юности могут облекаться в один цвет.
Многое рассказывает нам история о пристрастии правителей к пурпуру. Этот цвет всегда создает впечатление серьезности и великолепия.
Пурпурное стекло показывает хорошо освещенный пейзаж в ужасающем свете. Такой тон должен был бы охватить землю и небо в день Страшного суда.
Зеленый
Если желтый и синий, которые мы считаем первыми и простейшими цветами, при первом их появлении на первой ступени их действия соединить вместе, то возникнет тот цвет, который мы называем зеленым.
Наш глаз находит в нем действительное удовлетворение. Когда оба материнских цвета находятся в смеси как раз в равновесии таким образом, что ни один из них не замечается, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на простом цвете. Не хочется и нельзя идти дальше. Поэтому для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета.
Подробней в книге: И.-В. Гете «Учение о цвете. Теория познания» (Либроком, 2011).
Наука о цвете: радужные перспективы
«Зеленые стены умиротворяют», «сахар лучше всего продается в упаковках», «красное белье вызывает сексуальное желание»… Что кроется за этими фразами?
Цвет спальни влияет на сон
Оказывается, цвет спальни влияет на то, как хорошо мы спим. Лучше всего способствуют здоровому сну приглушенные оттенки синего, желтого и зеленого.
7 способов сделать уютнее свой дом
Порой мы так устаем от дневного стресса, что, даже вернувшись с работы, не можем расслабиться. А может, попытаться оживить привычную обстановку, чтобы она помогала нам восстановить силы?
Какой вид спорта поможет справиться с эмоциями
Стало грустно? Поиграйте в волейбол или попробуйте зумбу! Раздражены? Поможет айкидо и стрельба из лука. Чтобы вернуть потерянное равновесие, сначала необходимо снизить эмоциональный накал.
Иоганн Вольфганг фон Гёте: о влиянии цвета на психику
«Учение о цвете» Гёте неправильно было бы рассматривать в отрыве от понимания природы психического состояния самого автора. Этот труд можно смело называть одним из первых построений собственного направления психотерапии. Над своей теорией он работал около 20 лет. И это ценное исследование на основе самоанализа досталось потомкам – изучать и сравнивать интересно, примеряя на себя выводы Гёте о влиянии того или иного цвета.
Физика и лирика
Существует лишь одна неприятность. Гёте в своём учении затрагивает те аспекты, в которых ничего не понимает. Это физика, теория цвета Ньютона. Получается не совсем корректная ситуация. Физики исследуют цвет и свет как явления материальной реальности, а Гёте говорит более о цветовых впечатлениях и воздействии цветов на психику. Физикам следует оставить Ньютона, лирики могут наслаждаться измышлениями великого поэта.
Гёте пишет о восприятии цвета и влиянии, которое он оказывает на сознание. С его точки зрения, существуют особые цвета, которые могут вызвать особые состояния или откорректировать имеющиеся. Он предлагает различные формы работы с цветом: просто на него смотреть, окружать себя предметами определённого цвета, использовать различные типы цветных стёкол.
Существует мнение о том, что современники восприняли учение Гёте скептически. Это далеко не так. Смотря какие. Особые люди, экзальтированные, увлекающиеся и неординарные достаточно быстро подхватили идею, в Европе даже возникла небольшая мода на цветные стёкла, которые сторонники идей Гёте старались всюду носить с собой.
Гёте не был обычным человеком, круг его интересов обширен, в соответствии с типом его личности – увлекающийся, интересующийся всем, пылкий. Он достаточно часто испытывал психологический дискомфорт. Вероятно, разработанная им цветотерапия помогала ему сохранять баланс, контролировать эмоциональный фон.
Цвета и их воздействие на сознание по Гёте
Вот некоторые выводы поэта и исследователя, которые он сделал по поводу различных цветов. Он разделил их на положительные и отрицательные.
Положительные: красный; оранжевый; жёлтый.
Отрицательные: синий; красно-синий.
Зелёный выпал не из-за невнимания автора исследования, а из-за своих свойств – потому что вызывает нейтральное состояние.
Жёлтый наполняет оптимизмом, радует, производит тёплое и лёгкое впечатление.
Красно-жёлтый – всё то же самое, но воздействие более сильное. Это и оранжевый, и смесь красного с жёлтым, где больше того или другого.
Синий – приносит противоречивое успокаивающее и возбуждающее состояние. Он влечёт к себе, но важна правильно подобранная его тональность.
Красно-синий – он возбуждает, но не так, как красно-жёлтый. Тот даёт витальные силы, а этот – общий подъём чувственной сферы.
Красный – цвет серьёзности, достоинства, внутренней уверенности в себе.
Зелёный – нейтральный, который сглаживает эффекты двух своих составляющих – жёлтого и синего. Они действую одновременно, поэтому возникает чувство успокоения.
Не следует воспринимать всё это буквально, научных доказательств нет. Однако созерцание цветов действительно пробуждает способность испытывать тонкие эмоции, сканировать свои чувства.
Следует отметить, что описываемое влияние может быть и другим, поскольку во многом связано с субъективным восприятием своих переживаний. Всё-таки исследовал воздействие цвета Гёте в первую очередь на себе лично. Но, кстати, можно иметь полную уверенность в том, что это помогало самому поэту.
В «Учении о цвете» Гёте выделяет цветовые пары, которые могут дополнить друг друга и создать условия для возникновения целостности. Эту задачу и решает вся психотерапия. К примеру, психологическое воздействие жёлтого цвета, по Гёте, требует красно-синего. Между такими цветовыми парами устанавливаются отношения. Если цвета разделяются в цветовой гамме ещё одним, то образуются «характерные» сочетания. Они усиливают какое-то состояние, но не ведут к установлению единства.
Работать с цветами можно любым удобным способом. К примеру, сделать цветовые витражи и смотреть через них на свет. Какой-то эффект это непременно принесёт, потому что во время практики созерцатель будет концентрировать своё внимание на тонких и едва уловимых переживаниях. Они будто бы «окрасятся». Это может быть нужным и полезным всем людям с каким-либо дефицитом – недостаточным пониманием себя, других людей и мира вокруг. Внутри не хватает красок, и это создаёт иллюзорную или явную стену отчуждения. Снять же её можно посредством применения методики личных компенсаций. Гёте интуитивно построил терапевтический гештальт, а в нём сумма явлений больше, чем математическая величина сложения. Мы складываем два цвета, а получаем устойчивость и равновесие психики!
Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Экcпозиция «Великие учителя человечества» расположена в выставочных залах апарт-отеля «Гималайский дом», а также на втором этаже Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.
Источники:
https://cvet-psy.ru/uchenie-o-tsvete-j-v-gete/
https://www.psychologies.ru/self-knowledge/individuality/chto-dlya-nas-znachit-tsvet/
https://ethnomir.ru/articles/iogann-volfgang-fon-gyete-o-vliyanii-tsveta-na-psikhiku/