19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все о пословицах и поговорках. Доклад на тему:”Пословицы и поговорки в речи”

Пословицы и поговорки в речи

Правомерно при изучении отношения древних славян к проявлениям дефектов речи обратиться к пословицам и поговоркам русского народа, руковод­ствуясь мнением, что пословицы и поговорки являют­ся одним из самых древних видов народного творче­ства. «Искусство слова родилось в глубокой древности из процессов труда людей. Причиной возникновения этого искусства служило стремление людей к орга­низации трудового опыта в словесных формах, кото­рые наиболее метко и прочно закреплялись в памя­ти — в формах двустиший, «пословиц», «поговорок», трудовых лозунгов древности». Посредством посло­виц и поговорок передавались из поколения в поко­ление наблюдения из мира природы и окружающей человека действительности. «Пословицы — это свод народной опытной премудрости и суемудрия, — пи­сал В.И. Даль. — Это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская на­родная правда, своего рода судебник, никем не суди­мый».

Нами были подвергнуты системному анализу все основные сборники русских пословиц и поговорок. Отобраны все пословицы, относящиеся к речи. При анализе большого количества отобранных пословиц мы обнаружили, что их условно можно объединить в пять больших трупп.

1. Основная масса пословиц и поговорок о речи
отражает народные взгляды на красоту речи:ее склад­ность, выразительность, приятный тон, содержатель­ность, краткость. Например:

Слово толковое стоит целкового.

Говорит, как по писаному.

Хорошая речь слаще меда.

Говорит, как река льется.

Сидит — как свеча горит, говорит — что рублем

2. Обращается внимание на силу слова,влияние
слова на окружающих. Например:

Пулей попадешь в одного, а метким словом в ты­сячу.

Пчела жалит жалом, а человек — словом.

Ветер горы разрушает — слово народы поднимает.

Язык без костей, а дробит кости людей.

Не ножа бойся, а языка.

Худого слова и бархатным медом не запьешь.

Яркое слово — пища душе, дурное слово — кол голове».

3. Большое количество пословиц и поговорок отра­жает взаимосвязь речи и ума человека.Например:

Умный рад изучать, а дурак — поучать.

Когда ешь — жуй; говоря — думай.

Каков разум, таковы и речи.

Умные речи и слушать приятно.

Язык повинен голове: пустой язык — пуста и го­лова.

Осла узнаешь по ушам, а дурака — по словам.

4. Не меньшее число пословиц и поговорок по­священо соотношению говоримого и делаемого чело­
веком, т. е. они отражают связь речи с поступками
человека.
Чаще подчеркивается несоответствие слов
и дел человека:

Речи, как снег, а дела, как сажа.

Большой говорун — плохой работун.

Сладко бает, да дела не знает.

Говорит много, а толку на грош, да и тот нехорош.

От слова до дела целая верста.

Речист, да на руку нечист.

Язык гладок, а душою гадок.

О необходимом единстве того, что человек говорит и что делает, в пословицах говорится нередко и в фор­ме назидания:

Суди по человеку, а не по его словам.

Города строят не языком, а рублем и топором.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Не спеши языком — торопись делом.

У молодца слово с делом сходится.

Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на

5. Среди пословиц мы находим (правда, в значи­тельно меньшей степени) такие, которые отражают оценку отдельных компонентов речи: голоса, артику­лирования, речевого слуха, темпа речи, фразы.

О разной высоте голоса:

У тебя голосок, что женский волосок (тонок и долог).

Говорит, как из бочки.

У него губа, как голенище у сапога.

Говори складно, коль язык подвешен ладно.

Велик язык у коровы, да говорить не дает,

Сказал бы и вол, но язык, как кол.

Прожуй слово, да вымолви.

Суконный язык (неповоротливый).

О слуховом восприятии:

Один про Ивана, а другой про болвана.

Ему про Тараса, а он: полтораста.

Глухому не шепнешь.

Глухому двух обедней не служат.

У нее хоть осиновым колом в ухе верти.

О темпе и плавности речи (торопливость, замед­ленность, запинки, заикание):

Говорить— не работать, торопиться не надо.

Говорит, ровно в стенку горох сыплет.

Говорит, как спит.

Говорит, как будто три дня хлеба не ел,

От его словца не дождешься конца.

Говорит, что родит (с потугами).

Читать еще:  Какой жанр произведения горе от ума. Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума

Слово за слово вперебой идет.

Что не слово, то гиря.

Лучше ногою запнуться, чем языком.

Стой, не шатайся, ходи, не спотыкайся, говори, не

Поторопишь заику, ничего не поймешь.

О фразовой речи (многословие, бессодержатель­ность, трудность):

Во многословии не без пустословия. Веревка хороша длинная, а речь короткая.

Ешь калачи, да поменьше лопочи. Слов много, да складу нет. Говорит, как на муках. Языком, что помелом возит. У него слово слову костыль подает. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. Говорит, как борона бороздит (тяжело, нескладно). Он говорит с присвистом, причмокивает да при­шепетывает.

Таким образом, в пословицах и поговорках русско­го народа мы не находим отражения той широкой палитры терминов-определений, характеризующих дефекты речи, о которых мы говорили выше и которые встречаются в словарях. Объясняется это, видимо, тем, что древние славяне относили дефекты речи к числу болезней, поражающих человека. Смеяться же над больным человеком считалось делом грешным, кощун­ственным.

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Пословицы и поговорки в современной речи

В наш век мы храним и передаем информацию разными способами: письменно, на аудио – и видеоносителях, наконец, в электронном варианте. А ведь когда-то, когда даже письменность была неизвестна, существовал простой и доступный всем способ передачи опыта – наш язык. До сих пор до нас доходят послания предков в форме песен, сказок, обрядов. Но самым кратким, информативным и, возможно, наиболее используемым посланием являются пословицы и поговорки. Именно они, помимо своей смысловой нагрузки, делают нашу речь яркой и выразительной пословицы народов мира имеют много общего, но наряду с этим существуют и специфические особенности, характеризующие колорит самобытной культуры определенного народа, его многовековую историю. В пословицах заключен глубинный смысл и народная мудрость, уходящая своими корнями в далекое прошлое. В них мы можем увидеть культуру, традиции и историю народа, познать, что такое добро и зло, почувствовать каким прекрасным средством для воспитания в человеке нравственности, культуры, духовности являются эти кладези мудрости. Каждый человек, независимо от того, где он живет, много ли учился, употребляет в своей речи на протяжении жизни 200-300 пословиц. Все это случается, наверное, потому, что ценность пословиц и поговорок заключается в их краткости изложения и емкости передаваемого смысла. Это обуславливает актуальность данного исследования.

Пословицы – это краткие, нередко ритмизованные изречения, представляющие собой, законченные предложения и выражающие определенные умозаключения. Они относятся к речевым жанрам фольклора, так как не исполняются специально, как, например, сказки и песни, а употребляются в разговорной речи.

По своему содержанию и функциям пословицы, близки к лирической поэзии. Их назначение в том, чтобы в кратких афористических формулах

выражать отношение народа к различным жизненным явлениям. Содержание пословиц и поговорок специфично. Все вместе взятые они отражают жизнь полнее, чем какой-либо другой жанр фольклора. Тематика произведений других жанров (сказок, былин, исторических песен) в той или иной степени ограничена, а тематика пословиц буквально безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды.

Одним из источников появления пословиц и поговорок является устное народное творчество – песни, сказки, былины, загадки. Так, пословица т радости кудри вьются, от печали секутся возникла из песни. Из народных сказок произошли такие пословицы: Сам на лавочку, а хвостик под лавочку, Лисий хвост, да волчий рот, Целовал ворон курочку до последнего перышка и другие.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Определение Даля: «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившийся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одёжи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.

Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

Читать еще:  «Двое в ванной» и «Холодильник с бородой». Нелепые памятники большевизма

«Голод не тётка, пирогом не накормит»

«Слово не воробей»

«Яйца курицу не учат»

«Назвался грумздем — полезай в короб»

«Ложка дёгтя в бочке мёда»

«Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт»

«Дорогам ложка к обеду»

«Да, кудри извилин не заменят!»

«Друзья познаются в беде»

«От сумым да от тюрьмы не зарекайся»

«Нашла коса на камень»

«Без Бога ни до порога»

«Целует — значит любит»

«Бьёт — значит любит»

Некоторые поговорки могут иметь схожее звучание, но разный смысл. Так, например, наравне с общеизвестной пословицей «Бьёт — значит любит» существует и пословица, отражающая народную мудрость «Гладит, значит любит».

Часть пословиц и поговорок вошла в народную речь из произведений классической литературы И.А. Крылова, многие выражения баснописца стали народными пословицами, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами. Всем знакомы, например, афоризмы Крылова: «А ларчик просто открывался», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага».

Конечно, постепенно переходя на современный язык люди, часто забывают первоначальный смысл пословицы или поговорки, так как породившее её явление уходит из жизни. Но, создавая новое, народ не выбрасывает все то лучшее, что накоплено за века нашими предками. Конечно, для сохранения такой, например пословицы: Деньга попа купит и бога обманет – у нас нет никаких условий. Но любовь к труду, умение и мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы, говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками. Не утратили своего значения пословицы, разящие острым словом: хвастовство, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда, например, будут справедливы слова: Ленивый – могилы не стоит. Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями.

Доклад на тему:”Пословицы и поговорки в речи”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Пословицы и поговорки в речи

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», – гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?

Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:

1) Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;

2) Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.

3) Дать совет, как поступить в той или иной ситуации,чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.

Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений (из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешьничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся; о том, что следует надеятся на лучшее: Час терпеть, а век жить ; об отношении к труду, людям, семье: Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец; Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.

Читать еще:  Хип-хоп и street dance: сходства и различия стилей уличных танцев.

Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.

Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Особенно часто им пользовался А. М. Горький, в отдельных статьях, художественных произведениях которого встречается от двух до десяти рядом стоящих пословиц и поговорок. Приведем для примера рассуждение Борцова из рассказа «Пастух» о том, кого называют хорошим человеком: «Ну ладно, давай согласимся: Нужен хороший человек. А- каков он, если хорош? Скажем так: людей-жителей не грабит, милостыню подает, хозяйствует усердно – вот это будет самый хороший. Он законы знает: чужого – не трогай, свое – береги; не все жри сам, дай кусок и псам ; потеплее оденься, тогда и на Бога надейся – вот он что знает».

Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица обещаниями сыт не будешь в газетных заголовках имеет такой вид: « Политикой сыт не будешь», «ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица голодный сытому не товарищ послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей под пленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодный ротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять у нее еду).

Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть».

Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорк, изречений, прибауток и загадок. Пословицы расположены по темам: Русь – родина, народ – мир, ученье – наука, былое – будущее и т. д., – всего более ста семидесяти тем. Вот некоторяе пословицы на тему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говори смело (стой смело); На великое дело – великое слово; Живым словом победить; хорошую речь хорошо и слушать; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.

Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысяч пословиц. Например, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боиться; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все на ружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало и др.

Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).

Источники:

https://studopedia.ru/3_150182_poslovitsi-i-pogovorki-v-rechi.html
https://studwood.ru/1421351/literatura/poslovitsy_pogovorki_sovremennoy_rechi
https://infourok.ru/doklad-na-temuposlovici-i-pogovorki-v-rechi-1650679.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]