Искусство часть духовной культуры человечества. Мораль как сфера духовной культуры
ОГЭ. ТЕОРИЯ.Сфера духовной культуры. 2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.
2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.
План.
- Сущность понятий «духовная культура» и «духовная сфера общества».
- Культурное наследие, духовные ценности.
- Особенности духовных ценностей.
- Культурный человек.
- Функции культуры.
- Формы и разновидности культуры.
- Диалог культур.
- Искусство и его направления.
- Особенности духовной жизни современной России.
Духовная культура.
Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.
Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.
Духовная культура (от лат. возделывание, обработка) – это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству , освоению и применению.
Культура в узком смысле — степень воспитанности человека.
Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).
Культурные ценности – это не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.
Особенности духовных ценностей.
- Долговечны (даже ели не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передаётся из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т. п.).
- Безграничны потребности людей в духовных ценностях.
- Запечатлевают особенности личности автора.
- Могут иметь автора, а могут быть анонимными.
- Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий (учителя, библиотекари, музейные работники, учёные в самых разных областях знания, писатели, художники, артисты, музыканты.)Для этого создаются многочисленные специализированные учреждения: библиотеки, архивы, школы и высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы.
- Для их создания существуют учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры (музыкальные и художественные школы и училища, консерватории, колледжи и институты культуры и др.)
- Участие в создании духовных ценностей не профессиональными работниками: занятия художественной самодеятельностью, создание в свободное от основной работы время произведения искусства и т.д.
Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).
Какого человека можно назвать культурным?
Культурный человек – это…
- Образованный, стремящийся получить знания и применять и в жизни.
- Не замыкающийся только в узких рамках специальных знаний, интересующийся не только тем, что практически полезно, то есть широкообразованный человек.
- Ценящий и понимающий красоту и богатство произведений культуры.
- Человечный, порядочный, не позволяющий унижать и оскорблять себя и других.
- Знающий правила поведения и следующий им.
Основные функции культуры.
- Познавательная — формирование представлений о народе, стране, эпохе
- Оценочная – определение системы ценностей
- Регулятивная – формирование системы норм и требований
- Информативная – передача опыта, ценностей
- Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей, их распространение
- Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению
Формы и разновидности культуры.
Типология культур:
- по связи с религией: религиозная и светская;
- по региональному признаку: культура Востока и Запада;
- по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
- по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
- по связи с территорией: сельская и городская культура;
- по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
- по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
- по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.
Элитарная, массовая и народная культуры
Элитарная
- создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами.
- её девиз: «Искусство для искусства».
- трудна для восприятия неподготовленного человека
- не имеет коммерческой выгоды
- стремится к новаторству, постоянному поиску нового, эстетической свободе
Массовая
- Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе
- Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков.
- Самая широкая аудитория.
- Утверждает простые и понятные представления.
- Редко или почти не поднимает вечных проблем
- Демократична, легко воспринимается, не требует специальной подготовки
- Цель — получить коммерческую выгоду.
- Сленговое название- кич, китч (в переводе с нем.)- дешёвка
- Занимательна.
- Серийная. Тиражируемая.
- Пассивное потребление.
Народная
- Культура конкретного народа, основанная на национальных традициях, обычаях, ценностях
- Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
- Может быть индивидуальной (изложение легенды), групповой (исполнение песни), массовой ( карнавал).
- Связана с религиозной субкультурой.
- Является частью мировой культуры.
- Существует преимущественно в устной форме. Может существовать в двух видах: популярная – отражает современный быт, обычаи, нравы, фольклорная – обращается к прошлому
Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.
Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.
Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.
Искусство.
Искусство – образное и наглядное отражение жизни людей в художественных образах, имеющее специальные средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.
Основные направления искусства.
- Танцы,
- Музыка,
- Живопись, скульптура,
- Архитектура,
- Литература и фольклор,
- Театр и кино,
- Спорт и игры.
- СМИ – это средства массовой информации: периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ.
Формы духовной культуры
- Мораль— совокупность правил поведения, представлений человека о добре и зле.
- Миф – сказания, предания, передающие первичное представление человека о мире, о происхождении всего сущего, о месте человека в мире.
- Религия — мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, существование Бога или богов.
- Искусство— отражение окружающего мира при помощи системы образов.
- Философия – «любовь к мудрости», наука о наиболее общих вопросах и проблемах бытия
- Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.
- Идеология – система взглядов, убеждений, установок, ценностей, цели и программа деятельности.
Духовный мир человека — это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.
Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.
Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.
Особенности духовной жизни современной России
- Широкое использование достижений мировой культуры
- Формирование новых духовных ценностей на базе старых
- Диалог религий
- Возрождение национальных культур
- Интеграция культурного наследия
- Приоритет западных культурных ценностей
Национальная культура— ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.
Национальное самосознание— совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.
Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные установки членов нации.
Тенденции развития национальных культур
- Интеграция — взаимообогащение культур разных национальностей
- Дифференциация — стремление обособиться, неприятие другой культуры
Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.
Культурная среда.
Культурная среда — среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:
- Культура труда – организация труда, позволяющая человеку максимально и эффективно проявить свои творческие способности, реализовать себя в профессиональной и трудовой деятельности.
- Культура быта— совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере быта.
- Культура общения – гуманное отношение человека к человеку, соблюдение норм вежливости, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.д.
- Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят своё внешнее проявление моральные и эстетические нормы.
- Культура языка и речи – уровень речевого развития человека, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение использовать большой словарный запас, убедительность, выразительность речи
- Культура питания – осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, необходимости здорового питания, умение организовать правильно своё питание
- Культура чувств — степень эмоциональной одухотворённости человека, его умение чувствовать, улавливать оттенки чувств других, тактичное отношение к людям
Культура мышления — способность к саморазвитию, умение выходить за рамки стереотипов мышления.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры
В процессе практической деятельности люди вовлекают предметы природы в сферу культуры для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. У этого процесса есть две значимые стороны. С одной стороны, культурная деятельность «очеловечивает» внешний мир. Предметы, взятые из естественной среды, становятся частью человеческой жизни, как бы элементами культуры. С другой стороны, культура не просто преобразует предметы природы, а, преобразуя самого человека, наделяет его способностью разумного, подлинно человеческого пользования материальными и духовными ценностями. В ценностях духовной культуры: нравственных, эстетических, религиозных, воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.
Специфика духовного производства определяется особенностями его продукта. Это не материальный предмет (или по крайней мере, не просто предмет), а произведение, символ, ценность. Особенности продукта духовного производства – неуничтожимость в процессе потребления (грубо говоря, картину можно уничтожить, но образ ее останется и ему будут подражать; то же самое с литературой, музыкой, религиозным учением и т.п.), способность свободно перемещаться в пространстве и историческом времени, невозможность стать объектом частного присвоения (по тем же причинам). В современных условиях важнейшие элементы духовной жизни общества, во-первых, основываются на конкретных формах общественного сознания; во-вторых, отражают специализированные виды (типы) духовной деятельности; в-третьих, функционируют как особые институты или подсистемы общества (такие, как «кино», «эстрада», «литературная общественность» и т.д.).
В качестве самостоятельных сфер жизни общества рассмотрим мораль (ей соответствует особая философская дисциплина – этика), искусство (ему соответствует эстетика) и религию (ей соответствует философия религии и религиоведение).
Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преимущество ценностного отношения к действительности. По другому определению, это система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.
В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности. Между ним существует внутренняя связь: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Вместе с тем, необходимо учитывать и определенное различие между ними.
Существуют следующие основные теории происхождения морали:
– естественно-историческая (зарождение морали – естественная, закономерная стадия социальной эволюции);
– религиозная (мораль – это, как минимум, продукт «религиозного чувства» людей, как максимум – «переживание» и осознание нравственного закона, заповеданного человеку Богом);
– априорно-ценностная (мораль – отражение изначально заложенных в природу человека, не подвергаемых сомнению нравственных ценностей).
Мораль – сложное системное образование. Основными структурными элементами морали являются:
– моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.);
– моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.);
– моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);
– морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).
К основным социальным функциям морали относятся:
– Оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);
– Императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);
– Воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);
– Коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);
– Гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);
– Познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).
Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общественных отношений людей, средством духовно-персонального самоопределения личности, атрибутивной характеристикой социального бытия. В уровне нравственного развития личности, ее моральном облике наиболее полно и рельефно выражены автономия и величие человеческого духа.
Философская дисциплина, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности называется этикой.
Относительно самостоятельным, «родовым» элементом в системе культуры является искусство – особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности (греч. aesteticos – чувствующий, чувственный). Эстетические переживания – атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире. В большинстве сфер жизни эстетический аспект хотя и присутствует, но является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т.д). И только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.
Искусство, в отличие от других форм духовной деятельности, ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Искусство не настолько жестко «привязано» к политико-экономической сфере общества, как идеология, право, СМИ и другие подобные общественным явлениям. В искусстве на первый план выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.
Искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства – эстетическая, искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.
Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 30-40 тыс. лет своей эволюции. В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства. Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые гипотезы, объясняющие его генезис.
Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская дисциплина – эстетика.
Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, Кантом и многими другими философами. Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля. Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилёв, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и др.
Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.
Мировая история не знает ни одного народа, который «обходился» бы без религиозного сознания и опыта. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об универсальном характере религиозного отношения человека к миру. Оно возникает на основе стремления человека «обрести непосредственную связь с Абсолютом», идентифицировать для себя высший смысл, высшую цель, высшие ценности всего мира, который окружает его и о котором он задумывается. Поэтому религия – универсальный феномен. Ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоционально-чувственной жизни человека.
В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению Иммануила Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Для Георга Гегеля религия – самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. Людвиг Фейербах рассматривал религию как превращенную форму отражения человеческого бытия. Фридрих Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Эмиля Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей. Зигмунд Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа.
Религия – системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.
Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня – религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т.д.
Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации предоставляют собой объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.
Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.
Как сложное духовное образование и общественно-историческое явление, религия имеет свои причины возникновения и существования – гносеологические, социальные, психологические. В обществе оно выполняет мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции.
Обществознание
Духовная сфера жизни общества
План урока:
Духовная сфера жизни общества – это пространство, в котором организована деятельность людей по созданию, сохранению и передаче духовных ценностей. Благодаря этому возможна духовная жизнь всего социума и отдельных индивидов в нем.
(Источник)
Что входит в духовную сферу общества
Духовная сфера включает в себя все, что необходимо для нравственного и интеллектуального развития личности: образование, науку, религию, искусство, культуру, нравственность, мораль. Все это элементы, способствующие формированию человеческого сознания.
Человеческое общество, даже с самым высоким уровнем развития экономики трудно назвать полноценным, без духовной составляющей. Страшно представить себе социум, лишенный духовных человеческих ценностей: любви, сострадания, нравственных идеалов, религиозных норм, культуры. Культура включает в себя традиции, язык, одежду, мировоззрение, повседневный быт народа. Без нее, народ потеряет идентичность, сольется с другими нациями, народностями.
К функциям духовной сферы общества относятся:
- Формирование мировоззрения (взглядов на мир и представлений о нем);
- Регулирование поведений людей в обществе (гармоничная жизнь возможна только благодаря нравственности, морали, представлениям о добре и зле);
- Развитие самосознания;
- Производство и передача научных знаний;
- Воспитание подрастающего поколения;
- Художественное освоение мира;
- Развитие эстетики (восприятия прекрасного).
Упрощенно основные элементы духовной сферы общества делят на 3 области:
- Научную сферу. Она позволяет людям познавать окружающее пространство, накапливать и передавать полученный опыт, информацию.
- Религиозную сферу. Она регулирует поведение людей в обществе на основе религиозных правил и предписаний, понятий добра, нравственности, справедливости.
- Сферу культуры. Произведения искусства, традиции, обычаи, язык передаются как особые ценности из поколения в поколение.
Главное отличие духовной сферы от других сфер общества – производство нематериальных благ. При этом их создание все же не обходиться без достижений экономики.
Пример. Мелодия, созданная композитором, является нематериальным благом. Но ее воспроизведение невозможно без музыкальных инструментов – продукта экономической деятельности человека. Художник, так же не напишет картину без холста, красок, кистей.
(Источник)
Таким образом, духовная сфера неразрывно связана с остальными сферами жизни человеческого общества.
Духовные ценности и культурное наследие
Культура вмещает в себя все материальные и духовные ценности созданные человеком. К материальным ценностям относят: сооружения, изобретения, технику, транспортные средства, жилые дома. Среди духовных ценностей выделяют: произведения искусства, ритуалы, сказки, литературные произведения, традиции, обряды. Все это, передается по наследству следующим поколениям, благодаря такой преемственности человечество может прогрессировать, развиваться.
Представим себе ситуацию, в которой общество существовало бы без культурной преемственности. В нем, появившись на свет, человек должен был бы снова изобретать первые орудия труда, создавать новую письменность, придумывать свою мораль и законы. В этом случае развитие человечества было бы невозможно, люди так и остались бы на уровне первобытно-общинного строя.
(Источник)
Насколько прогрессировал современный человек, можно понять, сравнив духовные ценности в древнем обществе и современном. Так на Киевской Руси жизнь человека оценивалась в денежных единицах-гривнах. За убийство свободного человека нужно было выплатить штраф князю, в размере 80 гривен. Жизнь сельского работника оценивалась в 12, холопа – в 5 гривен. Так же был распространен обычай кровной мести: можно было убить отца за отца, сына за сына или любого другого кровного родственника за место своего, убитого членами этой семьи. На сегодняшний день общество придерживается принципов человечности, гуманности, чего не скажешь о прошлом.
Для сохранения мирового культурного наследия еще в 1945 году была создана международная организация ЮНЕСКО. Сегодня она обеспечивает сотрудничество более 200 государств, входящих в ее состав, в сфере образования, культуры и науки. ЮНЕСКО занимается:
- Созданием охраняемых природных территорий, чтобы усилить взаимодействие человека с природой, сохранить природные заповедники;
- Охраной всемирного культурного наследия (памятников архитектуры, исторических ценностей, важных археологических находок);
- Охраной нематериального культурного наследия: языка, национальной музыки, ритуалов, устного народного творчества, ремесел;
- Сохранением исторических документов, архивов.
Только объединив усилия, люди могут сохранить культурное наследие своей страны и всего мира.
Нравственные основы жизни человека
Нравственность – это совесть, принципы и нормы, которыми человек руководствуется при принятии решений. Ежедневно, каждому приходится сталкиваться с выбором, который совершается в зависимости от представлений человека о добре и зле, хорошем и плохом.
Пример. Утром мама дала с собой Диме вкусную булочку и шоколадку, когда он собирался в школу. На уроках он заметил, что его сосед по парте Вася забыл свой обед. Перед Димой встал выбор: съесть все самому или поделиться с Васей. Дима был убежден, что с товарищами нужно делиться, и предложил Васе половинку булочки и пол плитки шоколада.
Это пример принятие простого решения, такой выбор приходится совершать каждому, ежедневно по несколько раз. Но иногда, от принятия человеком верного решения зависит судьба и даже жизнь окружающих людей.
Пример. В 2010 году на российском военном корабле эсминце «Быстрый» неожиданно вспыхнул пожар. В машинном отделении прорвало топливный трубопровод, нужно было срочно перекрыть вентиль, чтобы спасти корабль и его команду (348 человек) от гибели. На это решился 19-летний АлдарЦыденжапов, кинувшийся в самый эпицентр пожара. Мальчика не удалось спасти, практически все его тело было покрыто ожогами. Посмертно ему присвоили почетное звание Героя Российской Федерации, за спасение боевого корабля и всего экипажа.
Наука, как часть духовной сферы
Наука- специфическая сфера духовной деятельности, без нее трудно представить себе развитие человеческой цивилизации. Наука обеспечивает поиск, накопление и передачу знаний об окружающем мире, ищет способы применения этих знаний на практике.
Наука выполняет важные функции в человеческом обществе:
- Создание научной картины мира (благодаря развитию науки люди знают, что Земля имеет форму шара, инфекционные заболевания вызывают опасные бактерии, микробы, вирусы);
- Развитие научно-технического прогресса (с каждым годом благодаря научным достижениям появляются новые технологии, электроника, различные приборы и устройства);
- Подготовку научных кадров, будущих деятелей науки;
- Обучение подрастающего поколения.
Таким образом, образование и наука неразрывно связаны между собой.
(Источник)
Сбор объективных знаний об окружающем мире, наука производит методами:
- Анализа;
- Статистики;
- Эксперимента;
- Исследования (проверки теории на практике);
- Измерения;
- Наблюдения;
- Выдвижения гипотез (предположений).
Образование
Роль образования в жизни человека трудно переоценить, оно обеспечивает передачу полученных научными методами знаний, будущим поколениям. Кроме того, образование включает процесс воспитания – усвоения ребенком системы ценностей, норм и правил поведения в обществе.
Выделяют следующие основные ступени образования:
- Дошкольное;
- Школьное;
- Средне-специальное;
- Высшее профессиональное образование.
В современном обществе большую роль приобретает самообразование – самостоятельное обучение, поиск знаний. Благодаря самообразованию человек становится всесторонне развитым, осваивает большие объемы информации, которая находится за пределами школьной программы.
(Источник)
- Передача культуры новым поколениям;
- Формирование мировоззрения, жизненных принципов;
- Передача знаний и опыта;
- Подготовка к будущей профессиональной деятельности;
- Воспитание нравственной, духовно развитой личности.
Образование создает разницу между людьми, социальное неравенство. Более образованный, квалифицированный работник имеет гораздо больше возможностей для продвижения по карьерной лестнице, повышения доходов.
Религия
Религия – это вера в сверхъестественное, божественное происхождение мира. Первые религии зародились еще в древности. Люди поклонялись идолам, богам,олицетворяющим природные стихии в надежде получить хороший урожай, умилостивить силы природы, получить защиту от различных бедствий.
В прошлом люди поклонялись множеству богов, такая форма религии называется политеизмом (многобожием). В Древнем Риме, Греции, Египте боги представляли собой целые семьи, где каждый член семьи отвечал за отдельную сферу мироздания.
Это интересно! У Древних греков было 30 основных богов, и множество дополнительных. У греков существовал даже бог злословия, бог воров, покровитель тюленей, богини времен года, богиня мщения.
(Источник)
Религии в современном мирев основном основываются на вере в одного единого бога – это называется монотеизмом. Сегодня в мире насчитывается более 5000 различных религий. Но самыми распространенными среди них, у которых насчитывается большее количество последователей, являются:
Эти религии называют мировыми, так как они находят своих последователей по всему миру. Существуют так же другие виды религии: родоплеменные, народные, национальные. Их особенностью является то, что религию разделяют только представители одной нации, этноса, народа, племени.
Религия имеет большое значение в жизни любого общества. К функциям религии относят:
- Интеграцию (объединение людей между собой, достижение ими взаимопонимания);
- Формирование мировоззрения;
- Регулирование поведения людей на основе религиозных норм, ценностей;
- Успокоение и утешение людей.
Если в прошлом, принадлежность человека к той или иной религии определяло окружающее его общество, то сегодня, в большинстве стран, человек свободен выбирать любую веру, приходящуюся ему по душе.
Свобода совести
Свобода совести – это право человека самостоятельно выбирать, какую религию ему исповедовать, или отказаться от какой-либо веры и стать атеистом. Свобода совести гарантирована во всех демократических, светских государствах, где церковь отделена от государственной власти.
(Источник)
Так же гарантирована свобода совести в Конституции РФ (Российской Федерации). Согласно главному закону российского государства запрещено любое принуждение к выражению убеждений или отказу от них.
Источники:
https://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-2-1-%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2/
https://studopedia.ru/11_17876_kultura-i-duhovnaya-zhizn-obshchestva-moral-iskusstvo-religiya-kak-fenomeni-kulturi.html
https://100urokov.ru/predmety/duhovnaya-sfera-zhizni-obshhestva