16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Искусство венеции эпохи возрождения. Падение венецианской республики

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Возрождение в Венеции

Венецианское Возрождение представляет собой обособленную своеобразную часть общеитальянского Возрождения. Оно здесь началось позже, но продлилось гораздо дольше. Роль античных традиций в Венеции была наименьшей, а связь с последующим развитием европейской живописи — наиболее прямой. В Венеции господствовала живопись, которая характеризовалась яркими, насыщенными и радостными цветами.

Эпоха Высокого Возрождения ( на итальянском языке звучит как » Чинквеченто») в Венеции заняла почти весь XVI век. Многие выдающиеся художники писали в свободной и жизнерадостной манере Венецианского Возрождения.

Художник Джованни Беллини стал представителем переходного периода от Раннего Возрождения к Высокому. Его перу принадлежит известная картина » Озерная Мадонна» — прекрасное живописное произведение, воплощающее грезы о золотом веке или земном рае.

Ученик Джованни Беллини, художник Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Его полотно » Спящая Венера» — одно из самых поэтичных изображений обнаженного тела в мировом искусстве. Это произведение является еще одним воплощением мечты о простодушных, счастливых и невинных людях, которые живут в полной гармонии с природой.

В Государственном Музее Эрмитаже находится картина » Юдифь», которая тоже принадлежит кисти Джорджоне. Это произведение стало ярким примером достижения объемного изображения не только с помощью светотени, но и использованием приема градации света.

Джорджоне » Юдифь»

Самым типичным художником Венеции можно считать Паоло Веронезе. Его масштабные, многофигурные композиции посвящены изображению пышных обедов в венецианских палаццо с музыкантами, шутами и собаками. В них нет ничего религиозного. » Тайная вечеря» — это изображение красоты мира в бесхитростных земных проявлениях и восхищение совершенством прекрасной плоти.

Паоло Веронезе » Тайная вечеря»

Творчество Тициана

Эволюция венецианской живописи Чинквеченто отразилась в творчество Тициана, который сначала работал совместно с Джорджоне и был близок ему. Это отразилось в творческой манере живописца в произведениях » Любовь небесная и Любовь земная», » Флора». Женские образы Тициана — это сама природа, сияющая вечной красотой.

Тициан Вечеллио — король живописцев. Ему принадлежат многочисленные открытия в области живописи, среди которых можно назвать богатство колорита, цветную лепку, оригинальные формы и использование нюансов красок. Вклад Тициана в искусство Венецианского Возрождения огромен, он оказал большое влияние на мастерство живописцев последующего периода.

Поздний Тициан уже близок к художественному языку Веласкеса и Рембранта : соотношения тонов, пятна, динамичность мазка, фактура красочной поверхности. Венецианцы и Тициан заменили господство линии преимуществами цветового массива.

Тициан Вечеллио » Автопортрет» ( около 1567 года)

Живописная техника Тицина поражает и в наши дни, потому что представляет собой месиво из красок. В руках художника краски были своего рода глиной, из которой живописец лепил свои произведения. Известно, что к концу жизни Тициан писал свои полотна с помощью пальцев. так что данное сравнение является более чем уместным.

Тициан » Динарий кесаря» ( около 1516 года)

Картины Тициана Вечеллио

Среди живописных произведений Тициана можно назвать следующие:

  • » Вакх и Ариадна»
  • » Венера Урбинская»
  • » Портрет папы Павла III»

  • » Портрет Лавинии»
  • » Венера перед зеркалом»
  • » Кающаяся Магдалина»
  • » Святой Себастьян»

Живописность и чувство объемной формы у Тициана находятся в полном равновесии. Его фигуры полны ощущения жизни и движения. Новизна композиционного приема, необычный колорит, свободные мазки являются отличительной особенностью живописи Тициана. В его творчестве воплотились лучшие черты Венецианской школы эпохи Возрождения.

Характерные черты живописи Венецианского Возрождения

Последний корифей венецианского Чинквеченто — это художник Тинторетто. Известны его картины » Битва архангела Михаила с сатаной» и » Тайная вечеря». Изобразительное искусство воплотило Ренессансное представление об идеале, веру в могущество разума, мечту о прекрасном, сильном человеке, гармонично развитой личности.

Якопо Тинторетто » Битва архангела Михаила с сатаной» ( 1590 год)

Якопо Тинторетто » Распятие»

Художественные произведения создавались на традиционные религиозно — мифологические сюжеты. Благодаря этому современность возводилась в ранг вечности, таким образом утверждая богоподобность реального человека. Основными принципами изображения в этот период стали подражание природе и реальность персонажей. Картина — это своего рода окно в мир, потому что художник изображает на ней то, что видел в реальности.

Якопо Тинторетто » Тайная вечеря»

Искусство живописи опиралось на достижения различных наук. Живописцы успешно осваивали перспективное изображение. В этот период творчество стало персональным. Все большее развитие получают произведения станкового искусства.

Якопо Тинторетто » Рай»

В живописи складывается жанровая система, которая включает в себя следующие жанры:

  • религиозно — мифологический;
  • исторический;
  • бытовой пейзаж;
  • портрет.

В этот период также появляется гравюра, и важную роль играет рисунок. Произведения искусства ценятся сами по себе, как художественное явление. Одним из самых главных ощущений при их восприятии становится наслаждение. Качественные репродукции картин эпохи Венецианского Возрождения станут прекрасным дополнением интерьера в стиле барокко .

Читать еще:  Что такое классическая литература определение. Классическая литература (русская)

Венецианская Республика – рождение, расцвет, упадок.

Создавая цикл статей о нашем посещении Венеции, постоянно ловил себя на мысли, что все что я описываю прямым образом связано историей республики. И для полного понимания просто необходимо знать, хоть в общих чертах этапы становления, развития и упадка Венеции, понимать ее внутреннее устройство и особенности взаимоотношений. Отсюда эта статья с кратким обзором истории Венеции.

Рождение Венеции.

Название Венеция восходит к племени венетов, территория которых в III веке до н.э. вошла в состав Римской империи как регион Венетия и Истрия. В начале V века Рим пал и провинция была захвачена и разорена вестготами. Датой основания Венеции принято считать 25 марта 421 года (в день Благовещения Девы Марии), день когда на пустынных островах лагуны появились первые жители, бежавшие от варваров. Благодаря удачному расположению, к VIII веку Венеция становится местом интенсивной торговли между государствами Европы и Византией.

Первое документально подтверждённое избрание дожа Венеции произошло в 727 году, им стал Орсо (Орсеоло) Ипато. Но он считается третьим дожем Венеции, а всего их было 117 за более чем тысячелетнюю историю республики. Некоторые из первых венецианских дожей получали или пытались получить этот пост по наследству, но чаще все-таки жители Венеции решали кто ими будет править.

По Нисефорскому миру, заключенному в 814 году, Венеция, формально оставшаяся в составе Византии, фактически получила независимость. Сильным ходом к полной независимости Венеции стало обретение республикой святого покровителя. Выбрав на роль покровителя одного из евангелистов, Венеция заявила свои притязания на высокое положение в христианском мире, сравнимое с Римом.

Согласно легенде, Святой Марк и его ученик во время бури нашли убежище на острове лагуны, где впоследствии возникло поселение Риальто. В 828 году венецианские купцы похитили в Александрии мощи Святого Марка и привезли их в Венецию. В 832 году была построена первая базилика Святого Марка.

С 840 года Венеция получили право на полное самоуправление, венецианцы на путешествия по суше и по морю, где бы они того ни пожелали, а дож Венеции стал носить титул «славный герцог венецианский”.

Королева Средеземноморья.

Жизнь на островах и отсутствие пахотной земли стало причиной развития мореплавания и торговли. Венеция стала транзитным пунктом, через который в Европу попадали янтарь, шёлк, рис, кофе, пряности, ароматические вещества, а также сахар, изюмом и икра из Чёрного моря. В обратную сторону шли серебро, железо, тёплые шерстяные ткани, лес и зерно. Хорошо шла торговля рабами. Сама Венеция и её окрестности тоже производили ценные товары: соль, ткани, муранское стекло.

За успехи в борьбе с сарацинами, пиратами и нормандцами на море Венеция в XI веке постепенно добилась серьезных преференций в Европе. Например купцы франков не могли путешествовать по морю дальше Венеции, и были вынуждены передавать свои товары венецианцам в районе Риальто. И одновременно от Византии была получена «золотая булла» — привилегии в торговле в Эгейском и Средиземном море.

В 1004 году в Венеции был основан первый Арсенал. В 1094 году был освящена новая Базилика Сан-Марко, в то время считавшаяся самым роскошным западным собором и символом набожности и богатства венецианцев. На конец века пришелся Первый крестовый поход, для которого Венеция предоставляла корабли и финансы. За это Венеция получила в каждом захваченном крестоносцами городе торговую площадь и освобождение от налогов.

XII век ознаменовался чередой войн Венеции на суше и на море. С венграми за Далмацию, с Пизой и Генуей за право морской торговли. Флот Венеции помог латинским рыцарям разгромить египтян в сражении под Аскалоне, а на суше они участвовали в захвате Тира, за что были получены очередные преференции на торговлю в Иерусалимском королевстве.

В середине века Венеция приняла участие в Европейском конфликте между папой и императором Священной римской империи Фридрихом Барбароссой. Сначала примкнув к одной стороне, потом к другой, и завершив все взаимным примирением.

Венеция продолжала войну на стороне Византии против нормандцев и в тоже время воевала с Византией, заключая договора с мусульманами, для отстаивания своих прав и привилегии на торговлю в Средиземном море.

Сказочно обогатилась Венеция от участия в Четвёртом крестовом походе. Помимо обычного предоставления кораблей и финансов, в походе приняли участие добровольцы во главе с дожем Дандоло. Но действовали венецианцы настолько не по христиански, что Папа Иннокентий III произвел первое отлучение Венеции от церкви.

В результате действий Венеции целью Четвертого крестового похода оказался не поход за освобождением гроба Господнего, а захват в 1204 году Константинополя, столицы, хоть и соперничающего, но все же христианского государства. Новым императором и патриархом Византии стали ставленники Венеции.

Стоимость награбленного в Константинополе составила громадную сумму от которой Венеции досталось три части из восьми. Так же республика получила новые территории от Далмации до Чёрного моря, включая остров Крит и фактическую монополию на морскую торговлю в Средиземноморье. Однако в стратегической перспективе падение Константинополя, обогатившее Венецию, открыло дорогу к завоеванию Малой Азии, а затем и значительной части Европы турками – османам.

Читать еще:  Нравственные уроки литературы 18 века. Русская литература XVIII века

В 1230 году прописку в Венеции получают два монашеских ордена — францисканцы и доминиканцы. Благодаря им в городе были заложены два огромных собора — Санти Джованни э Паоло и Санта Мария Глориоза деи Фрари.

К 1261 году Венеция потеряла Константинополь, что привело к очередному ряду войн с Генуей, так же претендовавшей на первые роли в средиземноморской торговле. Войны шли с переменным успехом и сопровождались большими жертвами, людскими и финансовыми и в 1299 году между сторонами был заключён Миланский договор. В дальнейшем война между Венецией и Генуей продолжалась на протяжении полутора веков.

Кроме Генуи, Венеция постоянно конфликтовала с папой Римским. О первом отлучении от церкви уже упоминалось, а в мае 1509 года началась прямой военный конфликт. Папа Юлий II организовал для войны с Венецией целый союз государств – Камбрейскую лигу (Папские области, Франция, Испания, Священная римская империя, города Италии. ). По итогам конфликта Венеция была вынуждена подчинится власти папы. Но умелая дипломатия позволила не только ничего не потерять, но и заключить союз уже с папой против Франции.

В 1605 году требования папы Павел V вновь показались венецианцам чрезмерными и Ватикан наложил на Венецию очередной интердикт, который был улажен при посредничестве Франции.

Расцвет Венецианской республики.

Развитие торговли и мореплавания неизбежно вело к развитию банковской деятельности и страхового дела. Первый банк на Риальто появился в середине XII века. Налоги в Венеции были значительно ниже чем в Византии и в странах Европы, что способствовало притоку капитала. В городе стали появляться мощенные улицы и площади, первое масляное освещение.

В XII и XIII веках в Венеции на верфях Арсенала строятся галеры и галеасы, вместимостью до 200 тонн. С 1284 года Венеция начала чеканить собственную монету – венецианский золотой дукат, так же известный под названием цехина. Во время избрания дожа Лоренцо Тьеполо в 1268 году впервые была опробована многоступенчатая система голосования. Он же стал первым дожем приносящим клятву или присягу народу Венеции.

XIII век – время «Terra Ferma» освоения материковых территорий Венецианской республики. Территории Террафермы имели определённую самостоятельность, под общим контролем венецианского Сената и Совета Десяти. Провинции приносили доход Венеции, также между ними существовал культурный обмен, (например, родом из провинций были Тициан, Веронезе и Палладио).

Экспансия Венеции на побережье Италии привела к тому, что ряд богатых городов, таких как Падуя, Виченца, Верона, были вынуждены платить ей дань. Колонии и подконтрольные Венеции территории протянулись от греческих островов Эгейского моря до Фриули и Бергамо и от реки По до Альп.

С начала XIV века Венеция стала отправлять корабли за Гибралтар в Англию и Фландрию. Общий тоннаж венецианского флота в XIV веке достигал 40 тыс.тонн. К XV веку Венеция окончательно утвердилась в качестве главного морского торгового центра Запада, где купцы Италии, Германии, Австрии и Нидерландов приобретали товары, поступающие из Леванта.

В 1463 году была произведена коренная реформа венецианской финансовой системы. Оценка налога стала происходить при помощи специального кадастра, куда сводились все доходы налогоплательщика. А в 1494 году был опубликован трактат, в котором впервые была описана так называемая двойная бухгалтерская запись, тогда она называлась «ведение книг по венецианскому образцу», принятую до нашего времени. Развивалось книгопечатание, в XV веке в Венеция было напечатано в три раза больше книг, чем в Риме, Милане и Флоренции вместе взятых.

Турецкая угроза и закат Венеции.

В 1453 году турки завоевали Константинополь, начав угрожать Средиземноморскую торговлю Венеции. Последующие 250 лет прошли в непрерывных войнах с турками, истощая силы Венецианской республики.

Кроме турок угрозой торговли Венеции стал рост морских путешествий. В 1499 году Португалия проложила новый морской путь в Индию, вокруг мыса Доброй Надежды, разрушив монополию венецианцев на торговлю пряностями.

К середине XVI века ситуация со специями немного выправилась, но открытие Нового Света и проникновение голландцев в Индийский океан, окончательно дезавуировали значимость торгового пути через Ближний Восток. Проиграв в борьбе за пряности, венецианцы были вынуждены увеличить обороты в торговле шёлком, хлопком, коврами из Леванта, шерстяными тканями.

На турецком театре военных действий 7 октября 1571 года произошло самое значимое морское сражение. В Коринфском заливе, возле порта Лепанто объединенный флот христиан, в который вошли корабли Венеции, Испании и Папской области разгромили флот турок. Тем не менее в том же 1571 году был потерян Кипр.

Но несмотря на потери XVI век – время расцвета Венеции в искусстве и архитектуре. Это время живописи Тициана, Тинторетто, Веронезе и архитектуры Андреа Паладио.

Читать еще:  Год рождения репина. Илья репин - биография, фото, личная жизнь, картины художника

С начала XVII века венецианские корабли ходили в Средиземном море уже только в составе конвоя, венецианский флаг потерял статус уважаемого гаранта безопасности. Конец века был отмечен отдельными успехами сопутствующими Франческо Морозини, но в 1699 году окончательно был потерян Крит. И далее сил Венеции оставалось только для поддержания нейтралитета.

И снова, независимо от военных поражений в XVIII веке жизнь в самом городе Венеции била ключом. Венеция была единственным городом Европы, где были официально разрешены азартные игры, в городе действовали семь крупных театров, производились предметы роскоши, сюда стекались музыканты, певцы, любители удовольствий и искатели приключений со всей Италии и Европы.

XVIII век это время фресок Тьеполо, пейзажей Каналетто и Франческо Гварди, музыки Антонио Вивальди и Томмазо Альбинони, драматургии Карло Гольдони и Карло Гоцци. Однако праздники, великолепные фестивали и карнавалы подтачивали благополучие Венеции не хуже войн.

Республика прекратила существование 12 мая 1797 года, когда на Большом Совете дож Людовико Манин отрекся от престола и для Венеции началось время Наполеона. 15 мая 1797 года французские войска вошли в Венецию и за время недолгого пребывания хорошенько разграбили город.

На этом, после более чем тысячелетней истории существования, Венеция перестала быть независимым государством, превратившись сначала в провинцию Франции, затем Австрии, а затем новой объединенной Италии.

Венеция в эпоху Возрождения

Последним из итальянских городов, не раньше середины XV века, идеями Ренессанса прониклась Венеция. Непохожая на всю остальную Италию, она и прожила его по-своему. Процветающий, избегающий военных конфликтов город, центр морской торговли, Венеция была самодостаточна. Её мастера до такой степени держались особняком, что когда флорентиец Вазари в середине XVI века стал собирать материал для «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», он не сумел добыть подробности биографий людей, живших столетием раньше, и объединил всех в одной короткой главке.

Беллини. «Чудо у моста Св. Лаврентия». С точки зрения венецианских художников, все святые жили в Венеции и плавали на гондолах.

Мастера Венеции не стремились в Рим изучать античные руины. Им гораздо больше нравились Византия и Арабский Восток, с которыми Венецианская республика торговала. Кроме того, они не спешили отрекаться от средневекового искусства. И два самых знаменитых городских здания — собор Св. Марка и Дворец дожей — являют собой два прекрасных архитектурных «букета»: в первый попали мотивы византийского искусства, а во втором уживаются средневековые стрельчатая арка и арабский узор.

Леонардо да Винчи, великий флорентиец, порицал живописцев, слишком увлекавшихся красотой цвета, считая главным достоинством живописи рельефность. Венецианцы имели на этот счет свое мнение. Они даже научились создавать иллюзию объёма, почти не прибегая к помощи цвета и тени, а используя разные оттенки одного цвета. Так написана «Спящая Венера» Джорджоне.

Джорджоне. «Гроза». Сюжет картины остаётся загадкой. Но ясно, что художника больше всего интересовало настроение, состояние души персонажа в настоящий, в данном случае предгрозовой, момент.

Художники Раннего Возрождения писали картины и фрески темперой, изобретенной еще в древности. Масляные краски известны с античности, но живописцы прониклись к ним симпатией лишь к XV веку. Первыми технику масляной живописи усовершенствовали нидерландские мастера.

Поскольку Венеция построена на островах среди моря, фрески быстро разрушались из-за высокой влажности воздуха. Писать на досках, как написал свое «Поклонение волхвов» Боттичелли, мастера тоже не могли: вокруг было много воды, но мало леса. Они писали на холсте масляными красками, и в этом больше остальных ренессансных живописцев походили на современных.

К науке венецианские художники относились прохладно. Они не отличались и разносторонностью дарований, зная лишь одно дело — живопись. Зато они были удивительно жизнелюбивы и с удовольствием переносили на полотна всё, что радовало глаз: венецианскую архитектуру, каналы, мосты и лодки с гондольерами, грозовой пейзаж. Джованни Беллини, знаменитый в свое время в городе художник, увлекся, по словам Вазари, портретной живописью и так заразил этим сограждан, что всякий венецианец, достигший сколь-нибудь значительного положения, спешил заказать свой портрет. А его брат Джентиле будто бы потряс до глубины души турецкого султана тем, что написал его с натуры: увидев «второго себя», султан посчитал это чудом. Много портретов писал Тициан. Живые люди художникам Венеции были интереснее, чем идеальные герои.

То, что Венеция задержалась с нововведениями, оказалось кстати. Именно она сохранила, как сумела, достижения итальянского Ренессанса в годы, когда в остальных городах он успел угаснуть. Венецианская школа живописи стала мостиком между эпохой Возрождения и тем искусством, что пришло ей на смену.

Источники:

https://design-fly.ru/iskusstvo/vozrozhdenie-v-venecii.html
https://www.allyestate.com/ourtravels/report-italy/737-venice-history
https://pochemuha.ru/veneciya-v-epoxu-vozrozhdeniya

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]