1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование приема антитезы в романе Л. Толстого «Война и мир» и романе Ф

Сочинение Толстой Л.Н. — Война и мир

Тема: — Антитеза как художественное средство (На примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Антитеза (противопоставление) — один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или образов. Одним из наиболее ярких произведений, построенных на приеме противопоставления, является роман Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем антитеза является основным приемом, заложена в фундамент построения системы образов.

Всех персонажей романа-эпопеи можно довольно однозначно разделить на два лагеря, или два мира — «живой» и «мертвый». Действие в романе разворачивается в двух параллельных плоскостях — плоскость «мира» и плоскость «войны». Для каждой из плоскостей автор выбирает определенные дифференциации героев, определяется принадлежность к «мертвому» или «живому» началу.

При описании мира доминирующим критерием, на основе которого происходит противопоставление персонажей, является отношение к семье, к детям. В «мертвом» мире, где все подчинено единственной цели, состоящей в увеличении собственного состояния любыми способами, заключение брака выступает лишь как одно из возможных средств. Ни для кого из принадлежащих к данному лагерю не составляет трудностей перешагнуть через семью, равно как и через прочие моральные устои. В этом отношении наиболее ярким является образ Элен. Единственной целью, с которой она вступила в брак с Пьером Безуховым — наследником всего состояния графа Безухова, было получение части наследства. Разрыв с мужем и получение большей половины его богатства является логическим завершением построенной ею интриги.

В качестве примера абсолютной незначимости моральных устоев для представителей «мертвого» мира можно привести сцену «схватки» за мозаиковый портфель умирающего графа Безухова.«Сражение» разворачивается фактически перед глазами умирающего, но данное обстоятельство не имеет никакого значения ни для князя Василия, ни для княгини Друбецкой, в равной мере стремящихся выиграть «бой» любыми средствами.

Совершенно противоположное отношение к моральным ценностям царит в мире «живом». Для его представителей семья, дети являют собой высший идеал, становятся истинной целью человеческой жизни. Наиболее показательна в данном отношении семья Ростовых, атмосфера в которой — любовь и полное взаимопонимание — прямо противоположна интригам, зависти и злости в семье Курагиных. Дом Ростовых открыт для каждого, и любой пришедший к ним будет принят с должной добротой и радушием. Не случайно после возвращения с фронта Николай Ростов направляется именно в родительский дом. Характерно также различие между отношением к детям в семьях Курагиных и Ростовых. Единственное желание князя Василия — поскорее избавиться от «спокойного дурака» Ипполита и «беспокойного дурака» Анатоля, при этом еще и приумножив свое состояние. Напротив, для Ростовых дети представляют важную ценность и никакой ребенок не может быть нелюбимым.

Но кроме плоскости мира в романе существует плоскость войны, где герои предстают в совершенно иной ипостаси. Основным критерием в данной плоскости, по которому происходит разделение людей по «лагерям», Толстой выбирает отношение к Родине, проявление патриотизма.

Мир «живой» — это мир истинных патриотов, чувства которых по отношению к Родине совершенно искренны и неподдельны. Андрей Болконский не руководствуется никакими иными соображениями, кроме мыслей о защите Отечества, когда пытается противостоять всеобщей панике и отступлению под Аустерлицем. Князь Андрей не задумывается ни о повышении, ни о наградах, он подчиняется лишь собственному чувству долга. Полной противоположностью Андрею Болконскому является Борис Друбецкой. Основной своей задачей он видит не защиту Отечества, а продвижение по службе, причем не заслугами на поле боя, а лестью, лицемерием, подхалимством по отношению к начальству. Для него ничего не значит судьба людей, он готов ими пожертвовать ради собственного повышения и представления к награде.

Читать еще:  Буква ь в русском языке. История языка: кто придумал русский алфавит

В несколько иной форме проявляют патриотизм Ростовы. Николай не может убить человека вне зависимости от того, на чьей стороне он находится, но при отступлении из Москвы Ростовы жертвуют собственным имуществом ради спасения раненых. Совершенно по-иному ведет себя Берг. Пользуясь всеобщим бедствием и смятением, ему удается приобрести «шифоньерку» за ничтожно малую цену, причем эта «сделка» становится предметом его гордости.

Истинный патриотизм также демонстрируют герои, не принадлежащие ни к одному из миров и действующие только в плоскости войны, но также противопоставленные «мертвому» лагерю. Наиболее показателен в этом отношении подвиг капитана Тушина, и особенно его восприятие своего героизма. Тушин даже не задумывался о героической сути своего поступка — напротив, он пытается оправдаться и просит помощи у Андрея Болконского. По мысли Толстого, истинный патриот даже не замечает того факта, что он совершает подвиг, — для него это лишь долг перед Родиной, лишенный всякого героического флера. Под это определение подходит подвиг и батареи Тушина, и батареи Раевского, совершенный самыми обыкновенными, ничем не примечательными людьми.

Таким образом, прием антитезы является базовым для построения системы образов романа и характеристики основных персонажей.

Фактически антитеза, противопоставление двух миров — «мертвого» и «живого» — составляет основу произведения, определяет его структуру. И, строя роман по принципу антитезы, Л. Н. Толстой развенчивает «мертвый» мир, показывает его несостоятельность и утверждает человеческие и христианские идеалы, которыми руководствуется мир «живой».

Что такое антитеза. «Война и мир» и другие примеры из литературы

Антитеза — это художественное противопоставление. Стилистическая фигура, основанная на сопоставлении противоположных образов. Например: «Кто был никем, тот станет всем»; «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем».

Антитеза заостряет противоречие, подчеркивает контраст, усиливает выразительность.

Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Термин происходит от греческого ἀντίθεσις — противоположение, противопоставление. Ударение ставится на третий слог: антит е́ за.

В самом простом варианте антитеза — это противопоставление антонимов, слов с противоположным смыслом. Например, у Державина: « Я царь, — я раб, — я червь, — я бог! ».

Черное пятно на белом поле кажется еще чернее, а белое пятно на черном поле еще белее.

Герберт Спенсер. «Философия слога»

Антитеза нередко встречается в пословицах и поговорках: « Начал за здравие, а свел на упокой », « Ученье свет, а неученье тьма ». При этом могут противопоставляться не полные противоположности: « Редко, да метко », « Мал, да удал ».

Антитеза может быть украшена эпитетами или метафорой. У Лермонтова: « Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла ». У Пушкина эпиграф из оды Державина: « Где стол был яств, там гроб стоит ».

Антитеза может оттенять один образ за счет другого, показывать альтернативу, она способна добавить произведению глубины и парадоксальности.

Как вам представить, кто я? Сам не знаю.
Я ваша ложь, я выдумка пустая.
Я свет дневной, и я же тьма ночная.
Песчинка я и океан без края.
Витаю в небе, по земле блуждая.
Ищу свой рай, из рая убегая.

Читать еще:  Легкие рисунки на хэллоуин бумаге. Как нарисовать хэллоуин карандашом поэтапно

Автор может противопоставлять вроде бы не связанные явления — например, антитеза пейзажа и настроения героя.

Антитеза может играть важную роль в композиции литературного произведения. Бывают стихотворения, рассказы и даже романы, целиком построенные на антитезе — противопоставлении персонажей, событий, явлений.

Антитеза в рассказе Толстого «После бала»

На антитезе построен, например, рассказ Льва Толстого «После бала»: полковник танцует с красавицей-дочерью на балу, а после участвует в жестоком наказании солдата-дезертира шпицрутенами. Эффект зиждится на контрасте между образами нежного любящего отца и безжалостного мучителя — одного и того же человека.

При этом рассказ можно воспринимать и в метафорическом смысле. Рассказчик, после страшного зрелища разлюбивший дочь полковника Вареньку — это еще и человек, разочаровавшийся в вере. Как известно, сам Лев Толстой в определенный момент отпал от православия. Избиение солдата палками происходит в Прощеное воскресенье — это можно воспринять как символ религиозного лицемерия, критику официального христианства.

Роль антитезы в романе «Война и мир»

Уже самое заглавие романа Льва Толстого «Война и мир» содержит антитезу. Война как смерть и разрушение противопоставляется миру — гармонии, счастью. Толстой тут и там противопоставляет правду и ложь, коллективизм и индивидуализм, а в конечном счете — добро и зло.

Ярчайшая антитеза романа — фигуры Наполеона и Кутузова. Полководцы показаны антиподами: Бонапарт самодоволен и активен, Михаил Илларионович — неуклюж и неспешен. При этом в Кутузове скрыто противоречие между негероической внешностью дряхлого старика и силой духа, миссией спасителя Отечества. В Наполеоне, наоборот, — претензия на величие и внутренняя пустота.

Толстой сталкивает между собой и других героев. Семьи Ростовых и Болконских противопоставлены семье Куракиных Исторические личности и «рядовые» персонажи оттеняют друг друга: так, сразу после встречи Наполеона и Александра I описывается встреча Наташи и Андрея Болконского.

Эпическим сценам войны и наполеоновского вторжения противопоставлены камерные сцены семейной жизни. Величественная и гармоничная природа контрастирует с суетой и приземленностью людей: например, небо Аустерлица или старый дуб на пути князя Андрея.

Толстой с помощью антитезы ищет ответы на вопросы о добре и зле. С другой стороны — показывает, что в жизни они сплетены неразрывно. Не зря среди центральных героев романа — Пьер Безухов и Андрей Болконский, которые в поисках истины проходят через заблуждения и неудачи, а в итоге освобождаются от эгоизма, познают ценности любви, простоты, смирения.

Таким образом, антитеза в «Войне и мире» на уровне композиции и идей помогает разграничить добро и зло, наметить пути нравственного спасения героев, выразить моральные и философские воззрения автора.

Путешествие по Карелии

Популярное:

Соломенное. Оз. Логмозеро. Заозерье. Ялгуба. Островъ Суйсари.

Салаты из грибов оригинальные

Птицы Карелии — Снегирь Овсянка

Навигация по записям

Использование приема антитезы у Л.Н.Толстого (“Война и мир”) и Ф.М.Достоевского (“Преступление и наказание”).

Использование приема антитезы у Л.Н.Толстого («Война и мир») и
Ф.М.Достоевского («Преступление и наказание»).

Антитеза — основной идейно-композиционный принцип «Войны и мира» и «Преступления и наказания», заложенный уже в их заглавиях. Он проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до построения системы персонажей и приемов психологического изображения.
Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто демонстрируют разный метод. Истоки этого различия в их взглядах на человека.

В самих заглавиях произведений Толстого и Достоевского содержится проблема: заглавия не однозначны, полисемантичны. Слово «война» означает в «Войне и мире» не только военные действия, не только события, происходящие на поле сражения; война может происходить в повседневной жизни людей /вспомним такую войну из-за наследства графа Безухова/ и даже их душах. Еще более насыщенным в смысловом отношении является слово «мир»: миръ как антитеза войне и»мiръ» как общность людей. Заглавием окончательной редакции романа Л.Н.Толстого стало «Война и миръ», то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных черновиках и набросках Толстой варьирует написание этого слова, как бы колеб-
лясь. Само сочетание «война и мир» мы можем встретить у Пушкина в «Борисе Годунове»:

Читать еще:  Проблематика и художественное своеобразие прозы бунина до эмиграции. Рассказы Бунина

Описывай, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса.

Уже в пушкинском контексте сочетание «война и мир» становится ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир — это категория универсальная, это жизнь, это вселенная.

С другой стороны, совершенно ясно, что понятия преступление и наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле.

«Преступление и наказание» — это произведение, ставящее глубинные философские и нравственные проблемы.

Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе — добро и мир, объединяющие людей, на другом — зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона «непрерывного движения личности во времени». Герои, способные к душевному движению, к внутренним измене-
ниям, по мысли автора, несут в себе начала «живой жизни» и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем
романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей. Так, салон Анны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной.

Через весь роман проходит антитеза «правильность — неправильность», «внешняя красота — живое очарование». Для Толстого неправильные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем античная красота Элен: жизнерадостный, пусть и не к месту, смех Наташи в тысячу раз милее «неизменной» улыбки Элен. В поведении героев автор
также противопоставляет стихийное разумному, естественное театральному. Для Толстого «ошибки» Наташи гораздо естественнее и натуральнее, чем рассудочное поведение Сони.

Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон.
Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов. Он является истинным выразителем духа нации.

«Мысль семейная» противопоставляет семью Ростовых «клану» Курагиных.

Антитеза «ложное — истинное» используется Толстым и при изображении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удачного разрешения, а требует «скорее начинать» и усиленно заряжает свой пистолет.

В отличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда не изображаются однозначно: человек у Достоевского всегда противоречив, непознаваем до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом:
бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны и идеал Содомский. Содержание «Преступления и наказания» составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести.

Приемы, которые Достоевский использует в создании образной системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевский прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершения преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасных
глазах. Но преступление не только запятнало его душу, но и оставило трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы.
В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи.

Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказался очень продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов, для Толстого и Достоевского.

Стоит посмотреть следующий материал:

Источники:

http://bobych.ru/soch/tolstoy/vojna_i_mir_180.html
http://www.anews.com/p/108971636-chto-takoe-antiteza-vojna-i-mir-i-drugie-primery-iz-literatury/
http://kartravel.ru/antitezi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector