2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Справедливость и черная зависть. Роковое предвидение и дань искусству

Справедливости не существует! И я готов это доказать

«Справедливости не существует». Эта мысль настолько же простая, насколько тяжелая для переваривания.

Хрен с ней, с юридической справедливостью (которая тоже встречается редко), но как часто мы говорим о несправедливости в обычной жизни? Бессмысленные страдания близких или, наоборот, успехи тех, кто обманывает и манипулирует, – разве справедливость не должна восторжествовать?

Если вы думаете иначе, то вы уже испытали на себе это когнитивное искажение с причудливым названием вера в справедливый мир.

Вера в справедливый мир – это вера в то, что мир устроен справедливо, и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди вознаграждаются, а плохие — наказываются.

Не торопитесь, давайте разбираться на примерах.

Первый эксперимент по доказательству этого искажения провёл в 1966 году психолог Мелвин Лернер.

Всё началось с наблюдения, которое сделал Лернер в одной психиатрической больнице. Он заметил, что работники заведения намеренно оскорбляют пациентов, шутят и отпускают язвительные комментарии об их личности. Лернер выдвинул гипотезу, что такое поведение – защитная реакция мозга на то, чтобы не думать о бессмысленности страданий пациентов.

То есть работники унижали больных, чтобы создать (!) подтверждение мысли, что «они такие, потому что заслужили свои страдания».

Полноценный эксперимент по доказательству своей гипотезы Лернер провёл в 1966 году. Он пригласил 72 женщин, которые по очереди наблюдали через стекло за другой женщиной-ученицей, которая решала математические задачи. Когда ученица (конечно же актриса) ошибалась, она (якобы) получала лёгкий удар током.

Сначала наблюдатели сочувствовали ученице. Но когда удары тока стали учащаться, женщины начинали негативно отзываться о внешнем виде и характере женщины.

Лернер подтвердил, что внутренняя «логика» наблюдательницы была такой же, как у работников больницы. Они не могли уменьшить страдание тех, за кем наблюдают, и чтобы успокоить совесть, мозг создавал подтверждения типа «раз она такая тупая, значит, заслуживает, чтобы её били током».

Общий вывод Лернера следующий:

«Мы готовы лгать себе, лишь бы мир вокруг нас казался справедливым».

Думаете это не имеет отношения к нашей жизни? Ошибаетесь.

Популярные идеи вроде «бездомные ленивы» живёт за счёт веры в справедливый мир. Человек не может принять, что у кого-то нет близких, социальной поддержки, что чья-то жизнь полна боли и страданий. Мозгу проще сделать этого человека «плохим», чтобы оправдать его «никчемную жизнь».

Кто-то подумает: «Это не про меня». И снова попадёт в ловушку мышления (вспомните о слепом пятне). Понимать, что в мире полно несправедливости, некомфортно для мозга. Мы не хотим испытывать стыд за то, что ничего не можем изменить. И тогда мозг говорит, что «они этого заслужили» или «на это есть причина».

Хочется верить, что предательство будет наказываться, поддержка вознаграждаться, плохие люди страдать, а хорошие побеждать. Но мир несправедлив, и в нём хватает зла, с которым мы ничего не сделаем. Наш мозг сопротивляется этой мысли, но её стоит принять.

Хотите ослабить это искажение?

Для начала успокойтесь.

Страдания мира, конечно, ужасны, но лучше приглядеться к тому, что происходит рядом с вами. Приглядеться и выбрать сторону. Можно с помощью клеветы получить выгодный контракт или ложью расположить к себе человека. А можно честно работать, строить отношения на доверии (и поменьше материться). Тут, как писал Левитанский, «каждый выбирает по себе».

Так что выбирайте.

Только не обманывайте себя, что все остальные сделают такой же выбор или что есть «правильный» вариант, который убережёт вас от страданий. Это откровенно паршивая мысль, но мир одинаково равнодушен ко всем.

К кому проявить чуткость, и проявлять ли её вообще – остаётся только вашим решением.

Краткое содержание статьи моцарт и сальери. Роковое предвидение и дань искусству. Справедливость и черная зависть

Основные события из «маленькой трагедии» А. С. Пушкина многомудрый Летрекон воспроизведет для вас в сокращении, ибо питает слабость к пушкинской прозе. Сюжет книги прост: завистливый приятель убивает Моцарта за то, что тот является непревзойдённым музыкальным гением, которого Сальери не обойти без хитрости. Все подробности этого конфликта вы узнаете из краткого пересказа.

Первая сцена

Начинается «маленькая трагедия» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» с того, что Сальери предается размышлениям по поводу своего детства, сидя в комнате в одиночестве. Он вспоминает, как начался его творческий путь в мир музыки, говорит, что с малых лет восхищался церковным органом. Герой рано начал взрослеть и осознавать пристрастие к музыке, в результате чего отказался от «праздных забав» и равнодушно относился к ремеслам и наукам.

Таким образом, композитор постепенно овладел некоторым мастерством в своем деле. Тогда же он начал мечтать о творческом величии, но не задумывался о славе. Трудился музыкант усердно, днями напролет, «позабыв и сон и пищу», после чего сжигал неудачные произведения и наблюдал, как те «пылая, с легким дымом исчезали».

Слава все-таки пришла к Сальери. Музыкант искренне наслаждался не только своим успехом, но и успехом коллег. «Никогда я зависти не знал», — открыто говорит композитор. Но, по его словам, все изменилось, когда в его жизни появился гений Моцарт, а трудолюбие отошло на второй план. Именно тогда Сальери узнал, что такое «мучительно завидовать». Заканчивается исповедь тем, что музыкант выкрикивает имя Моцарта, и тот приходит на его зов.

Читать еще:  Сказки какие бывают по жанру. Классификация сказок и характерные черты каждого вида

Моцарт желает представить своему другу старого скрипача, который насмешил композитора своим исполнением арии из «Дон-Жуана». Гость относится к сомнительному мастерству скрипача с усмешкой, а Сальери негативно настроен на такого рода искусство и негодует по поводу реакции друга. Он прогоняет старика.

Однако у Моцарта есть еще новость для Сальери, и он решает показать ему несколько своих творений, которые создал от бессонницы. Музыкант был поражен композициями коллеги и называет его «богом». Автор же не видит в своих работах ничего «божественного» и отвлекается на желание перекусить.

Сальери зовет товарища пообедать в трактир Золотого Льва. Моцарт уходит, чтобы предупредить жену о своем отсутствии.

Оставшись в одиночестве, композитор снова начинает размышлять, но теперь уже о своем предназначении остановить коллегу, от которого он не ждет пользы для музыки. Герой думает, что не стоит Моцарту продолжать создавать музыкальные шедевры, которые никто не сможет перерасти, ведь из-за этого искусство погибнет, так как не сможет развиваться.

У Сальери есть яд, который оставила ему возлюбленная Изора. Композитор не смог отравить сам себя, хотя множество лет тянулся к колбе. Он продолжал надеяться, что однажды «мир принесет внезапные дары», и его «посетит восторг», или же он встретит «злейшего врага» и отравит его подарком Изоры. Сальери решает, что яд станет причиной гибели противника. На этом заканчивается первая сцена.

Вторая сцена

Вторая сцена начинается с того, что два композитора сидят в трактире за обедом. Моцарт жалуется на то, что имеет некоторые затруднения со своим «Requiem» и не может его закончить уже три недели. А все потому, что некий «черный человек» заказал у творца это произведение и с тех пор не появлялся, однако композитор переживает по поводу этого происшествия. Герою кажется, что «черный человек» всюду ходит за ним. Сальери не воспринимает всерьез опасения коллеги и рассказывает историю о Бомарше, его товарище, который советовал при любых переживаниях «откупоривать бутылку шампанского» или перечитывать «Женитьбу Фигаро».

Моцарт наслышан о Бомарше и даже знаком с историей про то, как этот композитор кого-то отравил. Однако творец уверен, что это просто слухи, ведь «гений и злодейство — две вещи несовместные». После этого Сальери подливает яд в стакан с вином приятелю, который незамедлительно говорит тост в знак дружбы и пьет один.

Сальери начинает плакать, но просит не обращать на него внимание. Моцарт чувствует слабость и отправляется домой, чтобы прилечь. Оставшись в одиночестве, герой думает о словах коллеги на тему того, что нельзя быть гением, совершая зло, но вспоминает о злодеяниях Бонаротти и создателя Ватикана, которых считает гениями.

В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребёнком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки. Презрев все, что было ей чуждо, он преодолел трудности первых шагов и ранние невзгоды. Он овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху». Умертвив звуки, он разъял музыку, «поверил алгеброй гармонию». Только тогда решился он творить, предаться творческой мечте, не помышляя о славе. Нередко уничтожал он плоды многодневных трудов, рождённые в слезах вдохновенья, найдя их несовершенными. Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюк открыл новые тайны искусства. И наконец, когда достиг он в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашёл в сердцах людей отклик на свои созвучья. И Сальери мирно наслаждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, он наслаждался «трудами и успехами друзей». Сальери считает, что никто не вправе был назвать его «завистником презренным». Ныне же душу Сальери угнетает сознание, что он завидует, мучительно, глубоко, Моцарту. Но горше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а «гуляке праздному», тяжелее зависти сознание, что дар этот дан не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а «озаряет голову безумца». Этого Сальери не в силах понять. В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот момент появляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери потому произнёс его имя, что заметил его приближение, а ему хотелось появиться внезапно, чтобы Сальери «нежданной шуткой угостить». Идя к Сальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшего известную мелодию, это показалось Моцарту занятным. Он привёл с собой этого скрипача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из «Дон-Жуана». Моцарт весело хохочет, но Сальери серьёзен и даже укоряет Моцарта. Ему непонятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется поруганием высокого искусства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт даёт ему денег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье.

Читать еще:  Культура древней греции кратко по периодам. Обычаи и традиции Греции

Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принёс ему. Моцарт отговаривается, считая своё новое сочинение безделицей. Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет. Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта Он говорит, что Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности. Смущённый Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось. Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире «Золотого Льва». Моцарт с радостью соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она не ждала его к обеду.

Оставшись один, Сальери говорит, что не в силах более противиться судьбе, которая избрала его своим орудием. Он считает, что призван остановить Моцарта, который своим поведением не поднимает искусство, что оно падёт опять, как только он исчезнет. Сальери считает, что живой Моцарт — угроза для искусства. Моцарт в глазах Сальери подобен райскому херувиму, залетевшему в дольний мир, чтобы возбудить в людях, чадах праха, бескрылое желанье, и поэтому будет разумнее, если Моцарт вновь улетит, и чем скорей, тем лучше. Сальери достаёт яд, завещанный ему его возлюбленной, Изорой, яд, который он хранил восемнадцать лет и ни разу не прибегнул к его помощи, хотя не раз жизнь казалась ему невыносимой. Ни разу не воспользовался он им и для расправы с врагом, всегда беря верх над искушением. Теперь же, считает Сальери, пора воспользоваться ядом, и дар любви должен перейти в чашу дружбы.

В отдельной комнате трактира, где есть фортепьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, что Моцарт пасмурен, что он чем-то расстроен. Моцарт признается, что его тревожит Requiem, который он сочиняет уже недели три по заказу какого-то таинственного незнакомца. Моцарту не даёт покоя мысль об этом человеке, который был в чёрном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчас сидит в этой комнате.

Сальери пытается успокоить Моцарта, говоря, что все это — ребячьи страхи. Он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от чёрных мыслей с помощью бутылки шампанского или чтения «Женитьбы Фигаро». Моцарт, зная, что Бомарше был другом Сальери, спрашивает, правда ли, что он кого-то отравил. Сальери отвечает, что Бомарше был слишком смешон «для ремесла такого», а Моцарт, возражая ему, говорит, что Бомарше был гений, как и они с Сальери, «а гений и злодейство две веши несовместные». Моцарт убеждён, что Сальери разделяет его мысли. И в это мгновение Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт поднимает тост за сыновей гармонии и за союз, их связующий. Сальери делает попытку остановить Моцарта, но поздно, тот уже выпил вино. Теперь Моцарт намерен сыграть для Сальери свой Requiem. Слушая музыку, Сальери плачет, но это не слезы раскаяния, это слезы от сознания исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир. Сальери, оставшись один, размышляет над словами Моцарта о несовместности гения и злодейства; как аргумент в свою пользу вспоминает он легенду о том, что Бонаротти принёс жизнь человека в жертву искусству. Но внезапно его пронзает мысль, что это всего лишь выдумка «тупой, бессмысленной толпы».

Кратко про «Моцарт и Сальери» : пожилой заурядный композитор Сальери не вынес зависти, которую испытывал к молодому гениальному композитору Моцарту, и отравил гения.

Комната. Сальери размышляет о творчестве и призвании. Он вспоминает детство: «…отверг я рано праздные забавы, науки, чуждые музыке, были постылы мне». И далее:

10 Безжалостных случаев торжества справедливости

Справедливость субъективна и иногда может быть слишком похожа на обычную месть. Ужасные случаи, собранные ниже, доказывают это.

10. Агенты, посылавшие письма с соболезнованиями семьям террористов, до того как они убивали террориста

Когда террористическая организация Чёрный Сентябрь убила 11 членов спортивной команды Израиля – они разбудили спящего дракона. Агентам Моссада было разрешено применять фактически всё, что угодно, но заставить террористов ответить за это.

И они выполнили свою задачу. Агенты Моссада преследовали террористов по всему миру, методично убивая всех, кого находили. Особым жестоким штрихом в этом было то, что за несколько часов до того, как террориста убивали, его семья получала цветы и открытку с соболезнованиями, в которой было написано: «Мы не прощаем и не забываем».

9. Евреи, охотившиеся на своих фашистских захватчиков

После того как Вторая Мировая Война закончилась, многие евреи остались без какого-либо способа выместить свою злобу за то, что им пришлось испытать. Некоторые посвящали свою жизнь убийству фашистов.

Сложно сказать скольких людей убили мстители (да, их называли Нокмим Nokmim), что в переводе означает мстители, так как много смертей они обставляли как несчастные случаи, из-за чего многие историки уже подумывали, что фашисты были очень нерасторопными.

8. Палач города Давао (Davao)

Когда мэром города Давао стал Родриго Дуерте (Rodrigo Duterte), уровень преступности резко пошёл вниз. Почему? Из-за того что мэр слишком сильно не любил преступность и во время его правления преступники начали вдруг умирать.

Читать еще:  Загадки пословицы поговорки с числом 4. Доом.числа в стихах, загадках, пословицах

Мэр предпочитает хранить в тайне то, как он управляет городом, но то, что город стал примером быстрого развития и зажиточности – факт.

Журнал Time однажды назвал Дутерте «Палачом», так что, без всякого сомнения, Дутерте является самым крутым мэром в мире.

7. Русские дружинники, которые учили уму-разуму наркодилеров

Когда героин стал получать популярность в России, несколько обеспокоенных граждан решили это прекратить.
Выбранная ими тактика сомнительна, но нельзя поспорить с тем, что снять с наркодилера штаны и вставить ему в мягкое место использованные шприцы, должно сработать.

6. Отряд полиции, раскрывающий 99% порученных ему дел

Отряд по борьбе с тяжкими преступлениями Куинса, Нью-Йорк, это единственные люди в этом списке, действующие по букве закона. Они попали в этот список не за свои тактики, а за свои результаты. Это люди, которым вы звоните, когда кто-то без сомнений должен сесть за решётку, они лучшие из лучших.

Ничто не может подтвердить этот факт лучше, чем процент раскрытых ими дел. Они раскрывают 99% дел, которые попадают к ним на стол, и делают это с безжалостной эффективностью. Может, они и не карают преступников, как другие люди в этом списке, но безжалостно эффективно, это всё равно безжалостно.

5. Банда, состоящая сугубо из женщин, избивает мужчин за домашнее насилие

Домашнее насилие это серьёзное дело — и в сельских районах Индии, где прав женщин практически не существует, оно принимает угрожающие размеры. Кто-то должен был встать на защиту женщин и банда Гулаби (Gulabi) сделала именно это. Одетые в свои отличительные розовые сари, члены банды Гулаби урезонивают мужчин, избивающих своих жён, угощая их палками.

На сегодняшний день, в рядах банды Гулаби насчитывается несколько тысяч женщин, и они защищают не только женщин, а всех кто подвергается угнетению.

4. Женщины, которые гурьбой убили мужчину, который их изнасиловал

Этот сюжет не так уж давно показывали в новостях. Серийный насильник стоял в суде, когда ни с того, ни с сего, из трущоб прибежали сотни женщин, которых он терроризировал. Они прибежали с одной целью, увидеть, сколько ножевых ранений вынесет его туловище. Во время нанесения ранений, одна из женщин, отрезала ему гениталии, а другая насыпала порошок чили ему на лицо и на раны. Через 15 минут неистового закалывания и избиения, мужчина был мертв. Прямо в суде, прямо перед всеми.

После этого, действуя в духе невероятной солидарности, каждая присутствовавшая там женщина призналась в убийстве, а полиция смотрела на всё это в полном недоумении.

3. Город, который расстрелял своего преступника

Это не такая уж редкость — и даже не последняя тенденция. Стоит только посмотреть на историю Кена Рекса МакЭлроя (Ken Rex McElroy), человека, который целый год безжалостно терроризировал весь город. Он крал, избивал людей и безнаказанно насиловал женщин, ни разу не подвергнувшись суду. Видимо никто не решался арестовать мужчину с таким мужественным именем.

А потом в один прекрасный день, его расстреляли. Хотя он был расстрелян перед 40 свидетелями и, по крайней мере, из двух различных оружий, никто ничего не видел. Десятилетия спустя, это убийство до сих пор остается нерешенным, — потому что все в сонном городке Скидмор (Skidmore) держат свой рот на замке.

Вы можете не уважать такой самосуд, но вы должны, по крайней мере, признать величие такой самоотверженности.

2. Отвратительный рассказ о теле Бенито Муссолини

Вот краткий вариант. Когда Бенито Муссолини (Benito Mussolini) был убит, сотни, если не тысячи людей, коллективно решили превратить его тело в кусок сырого мяса. После убийства диктатора, итальянские партизаны принесли его тело на то место, на котором были убиты 15 их людей и выставили его на обозрение, для общественной игры в мясную пиньяту.

Люди стреляли в него, плевали на него и кидали в него огромные камни. Что получилось в итоге? Просто представьте, что бы случилось, если бы кто-то переехал сосиску, а затем одел её в костюм …

1. Жертвы концентрационного лагеря, которые отомстили обидчикам

В то время как некоторые евреи посвятили свою жизнь убийству нацистов, некоторые из них смогли насладиться местью немного быстрее.

Когда концлагеря были освобождены, союзные силы были поражены тем, что они там увидели. Некоторым из бывших заключенных для развлечений были выданы эсэсовцы, а некоторым даже были выданы пистолеты, штыки и полная свобода делать все, что им вздумается, чтобы отомстить своим мучителям.

Во время и после освобождения, даже без непосредственной помощи вооруженных солдат, многие выжившие смогли найти способ отомстить. Как только союзные танки стали подходить, многие немецкие солдаты были захвачены заключенными во время попытки бегства. Одна история в подробностях рассказывает о том, как особо жестокого охранника поймали при попытке перелезть через подоконник. Заключенные вытащили его в переулок, и молча разорвали на части голыми руками.

Вы можете не соглашаться с этими действиями, но признайте, что, по крайней мере, вам было приятно прочитать о торжестве справедливости.

Источники:

http://pikabu.ru/story/spravedlivosti_ne_sushchestvuet_i_ya_gotov_yeto_dokazat_6636223
http://bestzagar.ru/komorowski/kratkoe-soderzhanie-stati-mocart-i-saleri-rokovoe-predvidenie-i/
http://bugaga.ru/interesting/1146736841-10-bezzhalostnyh-sluchaev-torzhestva-spravedlivosti.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector