6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исправьте данное определение идея произведения. Идеи произведения – это что такое

Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция

Привет, автор! Анализируя любое художественное произведение, критик/рецензент, да и просто внимательный читатель, отталкивается от четырёх базовых литературных понятий. Автор же опирается на них при создании своего художественного произведения, если он конечно не стандартный графоман, что просто пишет всё, что приходит на ум. Написать дрянь, шаблонную или более менее оригинальную можно и без понимания этих терминов. Но вот достойный внимания читателя текст – довольно затруднительно. А потому, давай пробежимся по каждому из них. Постараюсь не грузить.

В переводе с греческого тема – это то, что положено в основу. Иными словами, тема – это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя.

Тема любви, её возникновения и развития, а возможно и окончания.
Тема отцов и детей.
Тема противостояния добра и зла.
Тема предательства.
Тема дружбы.
Тема становления характера.
Тема покорения космоса.

И так далее и тому подобное.

Темы меняются в зависимости от эпохи,в которую живёт человек, но некоторые темы, которые из эпохи в эпоху волнуют человечество, остаются актуальными – называют “вечными темами”. Выше я перечислил 6 “вечных тем”, а вот последняя, седьмая – “тема покорения космоса” – стала актуальной для человечества не так давно. Однако, судя по всему, тоже станет “вечной темой”.

Поделим всех авторов на 4 условных категории.

1. Автор садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений.
2. Автор собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает.
3. Автор холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает.
4. Автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме.

В результате получатся 4 разных романа.

1. 95% (проценты примерны, они приведены для лучшего понимания и не более того) – это будет обычная графомань, шлак, бессмысленная цепочка событий, с логическими ошибками, клюквой, ляпами где кто-то на кого-то напал, хотя не было для того никаких причин, кто-то в кого-то влюбился, хотя читатель совершенно не понимает, что он/она в ней/в нём нашёл, кто-то с кем-то поссорился непонятно почему (На самом деле, конечно понятно – так было нужно автору, для того, чтобы дальше беспрепятственно ваять свою писанину))) ) и т.д. и т.п. Таких романов большинство, но печатают их редко, потому что мало кто может их осилить даже при небольшом объёме. Рунет завален такими романами, думаю, что вы не однажды их наблюдали.

2. Это так называемая “потоковая литература”, печатают её довольно часто. Прочитать и забыть. На один раз. С пивом потянет. Такие романы могут увлечь, если у автора хорошая фантазия, но они не трогают, не волнуют. Некий мужчина пошёл туда-то там нашёл что-то, потом стал могучим и т.п. Некая барышня влюбилась в красавца, с самого начала было понятно, что в главе в пятой-шестой будет секс, а в финале они поженятся. Некий “ботаник” стал избранным и пошёл раздавать направо и налево кнуты и пряники, всем тем, кто ему не нравился и нравился. И так далее. В общем, всякое. такое. Таких романах полно и в Сети и на книжных полках и, скорее всего, вы пока читали этот абзац вспомнили парочку-троечку, а может и с десяток или больше.

3. Это так называемые “поделки” высокого качества. Автор профи и умело ведёт читателя от главы к главе, а финал удивляет. Однако автор пишет не о том, что его искренне волнует, но он изучает настроения и вкусы читателей и пишет так, чтобы читателю было интересно. Такая литература встречается куда реже второй категории. Не буду тут называть авторов, но наверняка вы знакомы с годными поделками. Это и увлекательные детективы и захватывающее фэнтези и красивые любовные истории. После прочтения такого романа читатель часто доволен и хочет и дальше знакомиться с романами полюбившегося ему автора. Их редко перечитывают, потому что сюжет уже знаком и понятен. Но если герои полюбились – то перечитывание вполне возможно, а уж прочтение новых книг автора – более, чем вероятно (если у него они есть, конечно).

4. А эта категория – редкость. Романы, после прочтения которых люди ходят несколько минут, а то и часов, как пришибленные, под впечатлением, часто обдумывают написанное. Могут плакать. Могут смеяться. Это романы, которые потрясают воображение, которые помогают справиться с жизненными трудностями, переосмыслить то или иное. Практически вся классическая литература – именно такая. Это романы, которые люди ставят на книжную полку, чтобы через какое-то время перечитать и переосмыслить прочитанное. Романы, которые оказывают влияние на людей. Романы, которые запоминают. Это Литература с большой буквы.

Каждый автор сам выбирает, к чему ему стремиться, сам выбирает свои ориентиры.

Естественно, я не говорю о том, что выбора и проработки темы достаточно для того, чтобы написать сильный роман. Более того, скажу прямо – недостаточно. Но в любом случае, думаю понятно, насколько важна тема в литературном произведении.

Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.

Читать еще:  Все кантаты баха с романом насоновым. сезон первый «бах и лютер» концерт первый

Что же это такое – идея литературного произведения?

Идея – это основная мысль произведения. В неё отображается отношение автора к теме его произведения. Именно в этом отображении художественными средствами и кроется отличие идеи художественного произведения от научной идеи.

“Гюстав Флобер ярко выразил свой идеал писателя, заметив, что подобно Всевышнему, писатель в своей книге должен быть нигде и повсюду, невидим и вездесущ. Существует несколько важнейших произведений художественной литературы, в которых присутствие автора ненавязчиво в той мере, как этого хотелось Флоберу, хотя самому ему не удалось достичь своего идеала в “Госпоже Бовари”. Но даже в произведениях, где автор идеально ненавязчив, он тем не менее развеян по всей книге и его отсутствие оборачивается неким лучезарным присутствием. Как говорят французы, “il brille par son absence” (“блистает своим отсутствием”)” © Владимир Набоков, “Лекции по зарубежной литературе”.

Идейная оценка, которую даёт автор, описанным в его произведении явлениям и событиям, бывает двух видов и зависит, разумеется, от авторского мировосприятия.

Если автор принимает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным утверждением.
Если автор осуждает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным отрицанием.

Соотношение идейного утверждения и идейного отрицания в каждом произведении различно.

Читатель понимает отношение автора к тому или иному благодаря способу выражения мысли художественными средствами.

Тут важно не уйти в крайности, а это очень и очень непросто. Автор, что позабудет об идее в момент, акцента на художественности потеряет идею, а автор, что позабудет о художественности, поскольку всецело поглощён идеей, напишет публицистику. Это не хорошо и не плохо для читателя, ибо это дело читательского вкуса – выбирать, как к этому относиться, однако художественная литература, это именно что художественная и именно что литература.

Два разных автора описывают период НЭПа в своих романах. Однако, прочитав роман первого автора читатель проникается возмущением, осуждает описанные события и делает вывод о том, что этот период был ужасен. А прочитав роман второго автора, читатель был бы восхищён, и сделал бы выводы о том, что НЭП – замечательный период в истории и пожалеет о том, что он не живёт в этом периоде. Конечно в данном примере я утрирую, потому что топорное выражение идеи – есть признак слабого романа, плакатного, лубочного – что может вызвать отторжение у читателя, который сочтёт, что автор навязывает ему своё мнение. Но утрирую я в этом примере для лучшего понимания.

Два разных автора написали рассказы об адюльтере. Первый автор осуждает адюльтеры, второй разбирается в причинах их возникновения, а главную героиню, что будучи замужем полюбила другого мужчину – оправдывает. И читатель проникается либо идейным отрицанием автора, либо его идейным утверждением.

Без идеи литература – суть макулатура. Потому что описание событий и явлений ради описания событий и явлений – не только скучное чтиво, но и банально глупое. “Ну и что автор хотел этим сказать?” – спросит недовольный читатель и пожав плечами, выкинет книжку на свалку. Барахло, потому что.

Есть два основных способа подачи идеи в произведении.

Первый – художественными средствами, очень ненавязчиво, в виде послевкусия.
Второй – устами персонажа-резонёра либо прямым авторским текстом. В лоб. В таком случае идея называется тенденцией.

Выбирать вам, как подавать идею, но вдумчивый читатель наверняка поймёт тяготеет автор к тенденциозности или же художественности.

Сюжет – это совокупность событий и отношений между персонажами в произведении, разворачивающиеся во времени и пространстве. При этом события и взаимоотношения персонажей вовсе не обязательно подаются читателю в причинно-следственной или временной последовательности. Простой пример для лучшего понимания – флэшбэк.

Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету.

Нет конфликта – нет сюжета.

Это очень важно понимать. Множество “рассказов” и даже “романов” в Сети – сюжета не имеют, как таковые.

Если персонаж пошёл в булочную и купил там хлеб, потом пришёл домой и съел его с молоком, а после посмотрел телевизор – это бессюжетный текст. Проза не поэзия и без сюжета она читателем, как правило, не принимается.

А почему такой “рассказ” не рассказ вовсе?

А потому, уважаемый автор, что сюжет имеет ряд составляющих и все они объединены понятием конфликт.

И автору художественной литературы их обязательно нужно знать.

1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.

Автору вовсе не обязательно использовать все элементы сюжета, в современной литературе авторы нередко обходятся без экспозиции, например, однако главное правило художественной литературы – сюжет должен быть завершённым.

Подробнее о составляющих сюжет элементах и конфликте – в другом топике.

Не нужно путать сюжет с фабулой. Это разные термины с разным значением.
Фабула – это содержание событий в их последовательной связи. Причинно-следственной и временной.
Для лучшего понимания поясняю: автор замыслил историю, в его голове события выстроены по порядку, сначала произошло это событие, потом то, это вытекает отсюда, а это отсюда. Это фабула.
А сюжет – это то, как автор эту историю подал читателю – о чём-то умолчал, где-то события местами переставил и тд. и т.п.
Безусловно бывает, что фабула и сюжет совпадают, когда события в романе выстраиваются строго согласно фабуле, однако фабула и сюжет – не одно и то же.

Ох уж эта композиция! Слабое место многих авторов-романистов, а нередко и авторов рассказов.

Композиция – это построение всех элементов произведения в соответствии с его назначением, характером и содержанием и во многом определяющее его восприятие.

Читать еще:  Описание картины ивана шишкина перед грозой. Описание картины шишкина перед грозой

Композиция – это структура художественного произведения. Структура вашего рассказа или романа.
Это такой большой дом, состоящий из различных частей. (for men)
Это такой суп, в котором каких только продуктов нет! (for women)

Каждый кирпичик, каждая суповая составляющая – суть элемент композиции, выразительное средство.

Монолог персонажа, описание пейзажа, лирические отступления и вставные новеллы, повторы и точка зрения на изображаемое, эпиграфы, части, главы и многое другое.

Композиция подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя композиция (архитектоника) – это тома трилогии (например), части романа, его главы, абзацы.

Внутренняя композиция – это портреты персонажей, описания природы и интерьеров, точка зрения или смена точек зрения, акценты, ретроспекции и многое другое, а также внесюжетные составляющие – пролог, вставные новеллы, авторские отступления и эпилог.

Каждый автор стремится найти свою композицию, приблизиться к своей идеальной композиции для того или иного произведения, однако, как правило, в композиционном плане большинство текстов довольно слабы.
Отчего так?
Ну, во-первых, очень много составляющих, немало которых многим авторам просто неизвестны.
Во-вторых, банально из-за литературной безграмотности – бездумно расставленные акценты, перебарщивание с описаниями в ущерб динамике или диалогам, или наоборот – сплошное прыганье-беганье-скаканье каких-то картонных персов без портретов или сплошной диалог без атрибуции или с ней.
В-третьих, из-за неумения охватить объём произведения и вычленить суть. В ряде романов без ущерба (а нередко и на пользу) сюжету можно выкинуть целые главы. Или же в какой-нибудь главе добрую треть подаётся не играющая на сюжет и характеры персонажей информация – например автор увлекается описанием автомобиля вплоть до описания педалей и подробного рассказа о коробке передач. Читателю скучно, он пролистывает такие описания (“Послушайте, если мне понадобится ознакомиться с устройством данной модели автомобиля – я почитаю техническую литературу!”), а автор считает, что “Это же очень важно для понимания принципов езды машины Петра Никанорыча!” и тем самым делает унылым неплохой в общем-то текст. По аналогии с супом – стоит переборщить с солью, к примеру и суп станет пересоленным. Это одна из самых распространённых причин, по которой начписам предлагают сначала потренироваться на малой форме, прежде чем браться за романы. Однако практика показывает, что немало начписов всерьёз полагает, что начинать литературную деятельность следует именно с большой формы, потому как именно она и нужна издательствам. Уверяю вас, если вы думаете, что для написания читабельного романа вам нужно лишь желание его написать – вы сильно заблуждаетесь. Писать романы нужно учиться. А учиться проще и с большим КПД – на миниатюрах и рассказах. Несмотря на то, что рассказ это другой жанр – внутренней композиции вы прекрасно сможете научиться работая именно в этом жанре.

Композиция является способом воплощения авторской идеи, и слабое композиционно произведение – это авторское неумение донести идею до читателя. Иначе говоря, если композиция слаба – читатель просто не поймёт, что хотел сказать автор своим романом.

идея художественная

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Смотреть что такое “идея художественная” в других словарях:

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — содержательно смысловая целостность художественных произведений как продукта эмоционального переживания и освоения жизни автором. Адекватно не может быть воссоздана средствами других искусств и логическими формулировками; выражается всей… … Большой Энциклопедический словарь

идея художественная — содержательно смысловая целостность художественного произведения как продукта эмоционального переживания и освоения жизни автором. Адекватно не может быть воссоздана средствами других искусств и логическими формулировками; выражается всей… … Энциклопедический словарь

ИДЕЯ художественная — (от греч. idea представление) воплощенная в произв. иск ва эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека (Концепция художественная). И. составляет ценностно идеологический аспект худож. произв. и… … Эстетика: Словарь

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства.Предметом художественной мысли всегда бывают такие индивидуальные явления жизни, в которых наиболее отчетливо и активно проявляются ее… … Литературный энциклопедический словарь

идея художественная — (от греч. idea идея, понятие, первообраз, представление) главная мысль, лежащая в основе художественного произведения. И. х. реализуется через всю систему образов, раскрывается во всей художественной структуре произведения и таким образом дает… … Словарь литературоведческих терминов

форма художественная — ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ понятие, обозначающее конструктивное единство художественного произведения, его неповторимую целостность. Включает в себя понятия архитектурной, музыкальной и др. форм. Выделяются также пространственные и временные… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Детская художественная школа (Обнинск) — Детская художественная школа города Обнинска (МУ «Детская художественная школа») Основана 1964 Директор Надежда Петровна Сизова Адрес 249020, Калужская область, г. Обнинск, улица Гурьянова, дом 15 Телефон Work+7 48439 6 44 6 … Википедия

Национальная художественная галерея (Афины) — Координаты: 37°58′32″ с. ш. 23°44′57″ в. д. / 37.975556° с. ш. 23 … Википедия

КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — (от лат. conceptus мысль, представление) образная интерпретация жизни, ее проблем в произв. иск ва, конкретная идейно эстетическая направленность как отдельного произв., так и творчества художника в целом. Различаются К. х. как непосредственное и … Эстетика: Словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ — ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ, сложное сочетание качеств, определяющее принадлежность плодов творческого труда к области искусства. Для Х. существен признак завершенности и адекватной воплощенности творческого замысла, того «артистизма», который является… … Литературный энциклопедический словарь

Идеи – это. Определение понятия и примеры идей

Способность создавать и понимать смысл ментальных концептов – это важная и определяющая черта человека. Часто они возникают в рефлексивной, спонтанной манере, даже без мышления или серьезной мозговой деятельности, например, когда мы говорим об идее человека или места. Новая или оригинальная концепция может часто приводить к инновациям. Само слово происходит от греческого ἰδέα («форма, рисунок»), от корня ἰδεῖν («чтобы видеть»).

Читать еще:  Русские художники конца 19 века. Жанры в русской живописи XIX века

Определение понятия “идея”

Есть два условных определения того, что это такое. Каждое из них при этом восходит к древнегреческой философии. Первый подход к изучению природы идей – это понимание того, что существуют некоторые ментальные конструкты (называемые изначальными идеями), которые по сути своей не могут рассматриваться как результат нашего восприятия и мышления, поскольку были в каком-то смысле всегда присутствующими в нашем мире еще до появления человека. Такое представление восходит к идеализму Платона. Они отличаются от сиюминутных идей, являющихся в сущности лишь оценочными суждениями, и не более того.

Одно из популярных определений утверждает, что они возникают у нас в процессе познания мира. Пример этого неоднозначного определения – различные творческие идеи.

Древнегреческие философы

Под понятием “идея” Демокрит понимал мельчайшие частицы, из которых состоит все сущее. Его представления имели уклон в материальную структуру мира. Прославленный и великий Платон был одним из первых философов, заинтересовавшихся сущностью идей и процесса мышления (следует отметить, что в греческом языке Платона это понятие имеет совершенно иной смысл, отличный от современного понимания данного термина). Он воспринимал суть “идеи” как некий образ, создаваемый в процессе мышления о каком-либо объекте. Однако этот образ не всегда отражает суть объекта, то есть может искажаться из-за влияния жизненного опыта, культуры и т. д. Платон утверждал в диалогах, таких как «Федр», «Симпозиум», «Республика» и «Тимей», что есть область идей или форм (eidei), которые существуют независимо от того, кто может мыслить о них, и это свойство отличает простое мнение от знания. Знание – это понимание того, что есть на самом деле, что напрямую относится к теме статьи. В отличие от материальных вещей, которые являются временными и способными к противоположным свойствам, идеи – это нечто неизменное, они такие, какие есть.

Рене Декарт

Декарт часто писал о значении идеи как об изображении или представлении. Несмотря на то что Декарту обычно приписывают изобретение неплатонического использования этого термина, он поначалу придерживался общепринятого значения. Определение понятия идея по Декарту близко к тому, что мы понимаем под этим словом сейчас.

Джон Локк

В своем «Введении к эссе о человеческом понимании» Локк определяет идею как термин, который лучше всего объясняет понимание объекта в процессе мышления. Философ использовал понятие для выражения того, что подразумевал под фантазией.

Иммануил Кант

Иммануил Кант определяет идею, а не концепцию. «Регулятивные идеи» – это идеалы, к которым нужно стремиться, но они по определению не могут быть полностью реализованы. Свобода, по словам Канта, есть идея.

Чарльз Пирс

Философ-прагматик Чарльз Пирс опубликовал первое полное изложение прагматизма в своих важных работах «Как сделать наши идеи ясными» (1878) и «Фиксация веры» (1877). В первом из вышеупомянутых трудов он дал понять, что ясная идея (в исследовании он использует “концепцию” и “идею” как синонимичные понятия) определяется как единое целое, когда оно воспринимается так, как оно будет распознано везде, где оно встречается, и ничто другое не будет ошибочно принято за это.

Диффузионные исследования изучают распространение идей от одной культуры к другой. Некоторые антропологические теории утверждают, что все цивилизации заимствуют идеи из одной или нескольких оригинальных культур. Теория эволюционной диффузии полагает, что они влияют друг на друга, но подобные концепты могут развиваться и изолированно.

Идеи и авторское право

В некоторых случаях авторам может быть предоставлена ​​ограниченная юридическая монополия на их собственные работы. Она широко известна под понятием “авторское право”, хотя термин «интеллектуальная собственность» ошибочно используется вместо него. Закон об авторском праве, регулирующий вышеупомянутые монополии, как правило, не охватывает реальные мысленные концепты. Закон не дает правового статуса собственности на интересные идеи как таковые. Вместо этого он призван регулировать события, связанные с использованием, копированием, производством, продажей и другими формами эксплуатации фундаментального выражения произведений, которые могут содержать идеи. Закон об авторском праве принципиально отличается от патентного права в этом отношении. Уникальные и интересные идеи необязательно защищены авторским правом, но они почти всегда защищены патентом.

Авторское право предназначено для регулирования некоторых аспектов использования реальных плодов чьей-то работы, а не философского понятия идеи. Безусловно, продукту интеллектуальной деятельности предшествует идея. Однако это понятие не имеет четких “границ”, которые можно регулировать на юридическом уровне. Таким образом, авторские права лишь косвенно относятся к идеям как таковым.

Национальная идея

Под этим термином подразумевается некая особая миссия, возложенная на страну, которую нельзя выразить в рациональных терминах, но которая является как бы связующим звеном между ее культурой, политикой и населением. Таковые общенародные идеалы есть далеко не у каждого государства. Примеры национальной идеи: либеральная демократия в США, равенство и братство в СССР и Франции после революции, идеология колониализма в Британской империи XIX века.

Заключение

То, что мы называем идеями – это, в сущности, различные ментальные концепции, касающиеся того, что мы намереваемся сделать в будущем. Они могут быть абстрактными или конкретными, индивидуальными или глобальными, оригинальными или банальными. Именно из-за столь большого числа категорий под этим термином очень часто подразумеваются вещи, на первый взгляд, никак друг с другом не связанные. Объединяет их лишь одно: любая идея находится у нас в голове, и не более.

Источники:

https://www.proza.ru/2014/03/21/2306
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5024/%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%8F
https://www.syl.ru/article/436045/idei—eto-opredelenie-ponyatiya-i-primeryi-idey

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]