Русские художники конца 19 века. Жанры в русской живописи XIX века
МирТесен
Настоящее искусство всегда современно
Русский пейзаж. Художники XIX века
Лев Каменев (1833 – 1886) «Пейзаж с избушкой»
Пейзаж, как самостоятельный жанр живописи, утвердился в России примерно в середине XVIII века. А до этого периода пейзаж был фоном для изображения иконописных композиций или частью книжных иллюстраций.
Про русский пейзаж 19-го века написано очень много и писали такие, без преувеличения, большие специалисты в области живописи, что мне, по существу, добавить нечего.
Первопроходцами российской пейзажной живописи называют Семёна Щедрина, Фёдора Алексеева и Фёдора Матвеева. Все эти художники изучали живопись в Европе, что наложило определённый отпечаток на их дальнейшее творчество.
Щедрин (1749 – 1804) получил известность, как автор работ с изображением императорских загородных парков. Алексеева (1753 – 1824) прозвали русским Каналетто за пейзажи с изображением памятников архитектуры Петербурга, Гатчины и Павловска, Москвы. Матвеев (1758 – 1826) большую часть жизни работал в Италии и писал в духе своего учителя Гаккерта. Работам этого талантливого итальянского художника подражал и М.М. Иванов (1748 – 1828).
Специалисты отмечают в развитии русской пейзажной живописи 19-го века два этапа, которые органически не связаны друг с другом, но хорошо различимы. Эти два этапа:
Граница между этими направлениями чётко сформировалась к середине 20-х годов XIX века. К середине восемнадцатого века русская живопись начинает освобождаться от рационализма классической живописи XVIII века. И большое значение в этих переменах имеет русский романтизм, как отдельное явление в российской живописи.
Русский романтический пейзаж развивался по трём направлениям:
- городской пейзаж в основе которого лежали работы с натуры;
- изучение российской природы на основе «итальянской почвы»;
- русский национальный пейзаж.
А теперь я вас приглашаю в галерею работ русских художников XIX века, которые писали пейзажи. Я взял всего по одной работе от каждого художника – в противном случае эта галерея была просто бесконечной.
Если у вас возникнет желание, то о творчестве каждого художника можно прочитать (и, соответственно, вспомнить работы художника) на этом сайте.
Русские пейзажи 19-го века
Владимир Муравьёв (1861 – 1940), «Голубой лес»
Владимир Орловский (1842 – 1914), «Летний день»
Пётр Суходольский (1835 – 1903), «Троицын день»
Иван Шишкин (1832 – 1898), «Рожь»
Ефим Волков (1844 – 1920), «Лесное озеро»
Николай Астудин (1847 – 1925), «Горная дорога»
Николай Сергеев (1855 – 1919), «Летний пруд»
Константин Крыжицки1 (1858-1911), «Звенигород»
Алексей Писемский (1859 – 1913), «Лесная речка»
Иосиф Крачковский (1854 – 1914), «Глицинии»
Исаак Левитан (1860 – 1900), «Берёзовая роща»
Василий Поленов (1844-1927), «Старая мельница»
Михаил Клодт (1832 – 1902), «Дубовая роща»
Аполлинарий Васнецов (1856 – 1933), «Ахтырка. Вид усадьбы»
Жанры в русской живописи XIX века
Русскую живопись XIX века нельзя ограничить рамками какого-то одного стиля или жанра. Искусство развивалось во всех направлениях, охватывая основные аспекты жизни того времени.
Религиозный жанр
Будучи законодательницей мод в живописи, Петербургская академия поощряла написание полотен на библейские сюжеты и мифологические темы. Поэтому в творчестве многих живописцев есть свое видение этого жанра. У Верещагина, Боровиковского, Васнецова, Айвазовского, Брюллова, Семирадского есть немало образцов работ на эту тему.
Но именно в творчестве Н.Н. Ге красной линией проходит религиозная тема:
«Тайная вечеря», «Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя», «Выход с Тайной вечери», «Что есть истина?», «Иуда», «Распятие», «Голгофа».
«Явление Христа народу», худ. А.Иванов
Он понимал свой дар как назидание людям на их пути к Богу, к идеалам добра и нравственности.
Эти же цели ставил перед собой художник А. Иванов, когда в молодости начинал писать свое масштабное религиозное полотно «Явление Христа народу», ставшее впоследствии величайшим шедевром.
Античный жанр
Эту тематику вместе с религиозной очень поощряла Академия художеств.
«Фрина на празднике Посейдона», худ. Г.Семирадский
Вот и за полотно «Римская оргия блестящих времен цезаризма» художник Г. Семирадский, работавший в стиле позднего европейского академизма, получил довольно приличную сумму. Его в Академии признавали и присвоили все возможные звания.
Вершиной творчества в жанре античной тематики Семирадского стало полотно «Фрина на празднике Посейдона в Эливсине», еще при жизни автора признанное шедевром.
Также особо выделялись
«По примеру богов», «Танец среди мечей», «У храма (Идиллия)»,
сюжеты которых взяты из древнегреческой и древнеримской культуры.
Бытовой жанр
Решению общественных проблем была подчинена живопись бытового жанра. Внимание теперь уделялось не только элите общества, но и представителям из народа. Сочувствуя сложной и нелегкой судьбе простых людей, художники останавливали свой взгляд на детях из беднейших семей, крестьянах, городской бедноте. Они стали главными героями картин П. Федотова, Т. Шевченко, В. Перова, П. Шмелькова. Этой же теме посвящали свои работы и художники-«передвижники»: И. Репин, К. Савицкий, Г. Мясоедов, В. Максимов, В. Маковский.
«Бурлаки на Волге», худ. И.Репин
Важным этапом в развитии этого жанра стало известное полотно И. Репина «Бурлаки на Волге», вскрывшее такое возмутительное явление, как бурлачество. В рядах угнетенного народа, изображенного на картинах бытового жанра, постепенно появляются сильные личности, борцы за свободу и справедливость, символизирующие подъем в сознании передовой части общества. Художники пытались заявить, что у народа еще есть и силы, и желание изменить жизнь к лучшему.
Исторический жанр
На своих полотнах художники этого жанра изображали как прошлые исторические события, так и недавно произошедшие. Часто историческая тема переплеталась с другими жанрами:
«Последний день Помпеи» , худ. К.Брюллов
Противоречия в народной среде, важные исторические события, героические характеры в сочетании с национальными пейзажами и архитектурой находили свое воплощение на полотнах великих художников. А после войны 1812 года данный жанр приобрел особую актуальность. Прославлению героизма самоотверженных освободителей русского народа посвящено немало произведений.
Самые выдающиеся произведения исторического жанра в русской живописи 19 века:
- И.Репин («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван»);
- В. Васнецов («Богатыри»);
- В. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы»);
- В. Верещагин (Туркестанская серия );
- К. Брюллов («Последний день Помпеи»);
- Г. Семирадский («Похороны вождя руссов в Булгаре», «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году»).
Батальный жанр
Во многом для того, чтобы раскрыть античеловеческую суть войны и роль простого народа в ней, воспитать гражданина-патриота, использовался батальный жанр. Художники пытались реалистично передать картины войны и весь ужас положения в это время простого человека.
«Апофеоз войны», худ. В.Верещагин
Суровые военные будни особенно правдиво изобразил в своем цикле работ, посвященных 1812 году, В. Верещагин, который хотел привлечь внимание общества к бездушности завоевателей и к мужеству русского народа.
Батальный жанр, как и исторический, развивался в строго определенных Академий художеств традициях. Многие картины того времени можно было отнести одновременно и к историческим, и к батальным. Взаимодействовали также батальный и бытовой жанры.
Батальные сюжеты прослеживаются в творчестве:
- И. Прянишникова («В 1812 году»);
- И. Прянишникова и В. Маковского (серия картин «Севастопольская оборона»);
- Н. Дмитриева-Оренбургского;
- А. Кившенко («Военный совет в Филях в 1812 году»);
- В. Верещагина (цикл о войне 1812 года);
- Б. Виллевальде;
- А. Зауервейда;
- А. Коцебу;
- К. Филиппова.
О таких жанрах как портрет, пейзаж, натюрморт и графика в русской живописи 19 века — здесь
Живопись в России 19 века
Живопись в России 19 века богата и интересна.
19 век принято называть “золотым веком русской культуры”. Русская живопись переживала необыкновенный расцвет.
На небосклоне то и дело вспыхивала новая, яркая, самобытная звезда, образуя созвездия талантливых художников. Каждый из них имел свой индивидуальный почерк, который не возможно было не узнать или перепутать.
Художник из “медвежьей России”
Орест Адамович Кипренский (24 марта 1782 г. – 17 октября 1836 г.) Маститые итальянские профессора живописи поначалу не поверили, что портреты, выполненные в великолепной технике, передающие и характер, и настроение, и душевное состояние изображенной персоны, принадлежат никому не известному художнику Оресту Кипренскому из дикой России.
О.Кипренский портрет А.С.Пушкина фото
Мастерство полотен Кипренского, бывшего незаконнорожденным сыном помещика и крепостной крестьянки, ничуть не уступало таким мэтрам как Рубенс или Ван-Дейк. Этого живописца по праву считают лучшим портретистом 19 века. Жаль, что в своем собственном отечестве он не был оценен по заслугам. Портрет А.С.Пушкина работы Кипренского напечатан таким тиражом, какого нет, пожалуй, у другого художника.
Живописец народного быта
Венецианов Алексей Гаврилович (18 февраля 1780 г.-16 декабря 1847 г.) устав от двенадцатилетнего копирования в Эрмитаже академических полотен уезжает в деревеньку Сафонково Тверской губернии. Он начинает писать быт крестьян в своей собственной, только ему присущей, манере. Обилие солнечного света, потоки воздуха, необыкновенная легкость на полотнах родоначальника русской жанровой и пейзажной живописи.
Венецианов. картина На пашне. Весна фото
Русские просторы и покой на знаменитых картинах” На пашне. Весна” и “На жатве. Лето”. “Карл Великий” Так называли ученики и многие современники великого русского художника, представителя монументальной живописи Брюллова Карла Павловича (23 декабря 1799г. – 23 июня 1852 г.) Его картины называли ярким явлением в живописи 19 века. Его самое знаменитое полотно “Последний день Помпеи” стало триумфом русского искусства. А аристократичная “Всадница” или вся пронизанная солнечным светом деревенская девушка на картине “Итальянский полдень” волнуют и пробуждают романтические чувства.
“Римский затворник”
Александр Андреевич Иванов (28 июля 1806 г. – 15 июля 1858 г.) явление неоднозначное в русской живописи. Он писал в строго академической манере. Сюжеты его картин – библейские и античные мифы. Самая знаменитая из них «Явление Христа народу”. Это полотно, грандиозное по своим размерам, по-прежнему притягивает зрителя, не позволяет ему просто скользнуть взглядом и отойти.
А.Иванов картина Явление Христа народу фото
В этом и заключается гений этого живописца, который четверть века не покидал римской мастерской, боясь потерять свободу личности и независимость художника из-за возвращения на Родину. Умение мастерски передать не только внешнее, но и внутреннее содержание, он намного опередил не только современников, но и последующие поколения. От Иванова нити преемственности тянутся к Сурикову, Ге, Врубелю, Корину.
Как люди на свете живут…
Певец бытового жанра – так можно определить творчество художника Павла Андреевича Федотова (4 июля 1815 г. – 26 ноября 1852 г.), прожившего совсем короткую, но очень плодотворную жизнь. Сюжеты всех его немногочисленных картин – буквально какое-то одно событие, зачастую довольно короткое по времени. Но по ней можно написать целую повесть не только о настоящем, но и о прошлом, и о будущем.
П.Федотов картина Сватовство майора фото
И это при том, что картины Федотова никогда не были перегружены деталями. Загадка настоящего талантливого художника! И печальная, трагическая судьба, когда подлинное признание приходит только после смерти.
Время перемен
Перемены, происходящие в Российском обществе второй половины 19 века, вызвали к жизни не только новые политические движения, но и направления в искусстве. На смену академизму приходит реализм. Впитав в себя все лучшие традиции своих предшественников, новое поколение живописцев предпочитает работать в стиле реализма.
Бунтари
9 ноября 1863 года четырнадцать слушателей выпускного курса Академии художеств в знак протеста против отказа разрешить писать конкурсные работы на свободную тему, покинули Академию. Инициатором академического бунта стал Иван Николаевич Крамской (8 июня 1837 г. – 5 апреля 1887 г.) Прекрасный портретист и автор необычайного по глубине, философско-нравственного полотна «Христос в пустыне». Бунтари организовали собственное “Товарищество передвижных художественных выставок”.
Иван Крамской картина Христос в пустыни фото
Социальный состав “Передвижников” был очень разношерстым – разночинцы, сыновья крестьян и ремесленников, отставных солдат, сельских дьячков и мелких чиновников. Они стремились послужить своему народу силой своего таланта. Василий Григорьевич Перов (21 декабря 1833г. — 29 мая 1882г.) идеолог и духовный наставник “Передвижников”.
Его картины полны трагизма от тяжелой доли народа «Проводы покойника», и, одновременно он создает полотна, наполненные юмором и любовью к природе. («Охотники на привале») Алексей Кондратьевич Саврасов в 1871 написал небольшую по размеру картину «Грачи прилетели» и стал родоначальником русской пейзажной живописи. Знаменитое полотно висит в одном из залов Третьяковской галереи и его принято считать живописным символом России.
Новая эпоха русской живописи
Мир нужды, бесправия и гнета предстает перед зрителем на картинах великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (5 августа 1844 г. – 29 сентября 1930 г.) Его знаменитые “Бурлаки на Волге” – это не только изображение каторжно тяжелого труда, но и воспевание силы и мощи народа, его бунтарского характера. Исаак Ильич Левитан (30 августа 1860 г. – 4 августа 1900 г.) по-прежнему остается непревзойденным мастером русского пейзажа.
Илья Репин картина Бурлаки на Волге фото
Ученик Саврасова, он совершенно по-другому воспринимает и изображает природу. Обилие солнца, воздуха, бескрайних просторов в любое время года на полотнах Левитана создают настроение покоя, умиротворенности и тихого счастья. Душа отдыхает от этих милых российских речных излучин, заливных лугов, осеннего леса.
Летописцы
Исторические сюжеты привлекали живописцев своим драматизмом, накалом страстей, желанием изобразить известных исторических личностей. Николай Николаевич Ге (27 февраля 1831 г. – 13 июня 1894 г.), живописец своеобразный, предельно искренний, художник мыслитель и философ, сложный, противоречивый и очень эмоциональный.
Николай Ге картина Петр 1 допрашивает царевича Алексея фото
Он рассматривал живопись как высокую нравственную миссию, открывающую путь к познанию и истории. Он считал, что художник не обязан доставлять зрителю только наслаждение, а должен уметь заставить их рыдать. Какая сила, какой трагизм, какая мощь страстей на его самом знаменитом полотне, изображающим сцену допроса Петром I своего сына Алексея!
В.Суриков картина Переход Суворова через Альпы фото
Василий Иванович Суриков (24 января 1848 г. – 19 марта 1916 г.) потомственный казак, сибиряк. Учился в академии художеств на средства красноярского купца – мецената. Его великий талант живописца питался глубоким патриотизмом и высокой гражданственностью. Поэтому его полотна на историческую тему восхищают не только мастерством и высокой техникой, но и наполняют зрителя гордостью за мужество и отвагу русского народа.
В.Васнецов картина Витязь на распутье фото
Виктор Михайлович Васнецов (15 мая 1848 г. – 23 июля 1926 г.), знаменитый живописец, стремился в своих работах соединить сказочные, мифические сюжеты с национальными чертами русского народа. Он сам называл себя сказочником, былинником, живописным гусляром. Поэтому и “Аленушка”, и “Три богатыря” давно стали символами русского народа и России.
Интересный факт
Легендарная буденовка и длиннополая шинель бойцов Первой Конной армии Буденного была придумана художником Виктором Васнецовым. Головной убор напоминал шлем древнерусских дружинников, а шинель “с разговорами” (нашивные поперечные полосы на груди) была подобием стрелецкого кафтана.
Источники:
https://s30696534344.mirtesen.ru/blog/43813816669
https://velikayakultura.ru/russkaya-zhivopis/zhanryi-v-russkoy-zhivopisi-xix-veka
https://ote4estvo.ru/sobytiya-xviii-xix/16836-zhivopis-v-rossii-19-veka.html