История портрета моны лизы ее загадочная улыбка. Какие загадки скрывает «Мона Лиза
10 загадок «Мона Лизы» великого Леонардо, над которыми и сегодня бьются учёные
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Кто она?
Истинная личность изображенной на портрете женщины остается загадкой. Большинство ученых считают, что этой женщиной является 24-летняя Лиза Мария де Герардини (она же Лиза дель Джокондо), итальянская дворянка, родившаяся во Флоренции в 1479 году. Портрет был заказан мужем Лизы, Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо, торговцем шелком и тканью. Она родила пятерых детей: Пьеро, Андреа, Камиллу, Джокондо и Мариетту.
По другим гипотезам, на картине запечатлена Катерина Сфорца, графиня Форли, которая прославилась своим военным конфликтом с Чезаре Борджиа. Еще одна теория предполагает, что юная леди была любовницей Джулиано Медичи, правителя Флоренции, или Изабеллой д’Эсте, маркизой Мантуи. Есть версия, что женщина на портрете – мать да Винчи, а то и сам великий художник.
2. Улыбка Джоконды
Интригующая и таинственная улыбка Моны Лизы является, возможно, одним из самых загадочных элементов живописи да Винчи. В течение пяти веков спорили, улыбается ли вообще девушка на портрете, счастлива она или грустна. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета предполагает, что улыбка видна благодаря специфике написания картины только, когда зрители смотрят Моне Лизе в глаза.
После разработки компьютерных программ «распознавания эмоций» в 2005 году голландскими исследователями было обнаружено, что картина выражает счастье на 83 процента, отвращение на 9 процентов, страх на 6 процентов, злость на 2 процента, нейтральность на уровне менее 1 процента и удивление на 0 процентов. Однако многие утверждают, что улыбка Джоконды меняется в зависимости от того, куда смотреть на картину, под каким углом и с какого расстояния. При просмотре крупным планом мелкие детали создают впечатление, что лицо имеет скромное выражение. Но издалека кажется, что Джоконда весело улыбается.
3. Секретные коды
Итальянские специалисты из Национального комитета по культурному наследию Италии благодаря микроскопическому увеличению картины обнаружили наличие серии букв и цифр, нанесенных на многочисленные элементы холста картины. Историк искусства Сильвано Винчети утверждает, что в правом глазу Моны Лизы есть буквы «LV», которые теоретически обозначают собственное имя художника, Леонардо да Винчи. В левом глазу можно увидеть нечеткие очертания букв «СЕ» или, возможно, «В». На мосту на заднем плане удалось разглядеть число «72» или букву «L», за которыми следует «2», нарисованная на арке моста. Можно только догадываться, что имел в виду художник, когда он столь загадочным образом нарисовал эти буквы и цифры, причем невидимые невооруженным глазом.
4. Неизвестный мост
За очарование лица Моны Лизы часто не замечают загадочный вид на заднем плане. Сегодня многие задаются вопросом — что это за загадочный трехарочный мост на заднем плане, да и в общем — какое точное местонахождение туманного, таинственного ландшафта, на фоне которого написана Мона Лиза.
Итальянский историк Карла Глори предполагает, что мост за левым плечом женщины известен как Понте Гоббо или Понте Веккио («Старый мост»). Он расположен в Боббио, небольшой деревне в холмистой местности к югу от Пьяченцы на севере Италии. Теория Глори была основана на находке числа «72», тайно спрятанного в изображении каменного моста. Она предполагает, что это число относится к 1472 году. В 1472 году произошло катастрофическое наводнение. Река Треббия вышла из берегов и разрушила мост Боббио. В своей книге «Загадка Леонардо» Глори утверждает, что «Леонардо добавил число 72 под мостом, чтобы запечатлеть память о разрушительном наводнении реки Треббия».
5. Тревожный взгляд
Наверняка, некоторые задавались вопросом, как это возможно, что взгляд Джоконды будто простирается куда-то за пределы картины, но в то же время он направлен прямо на зрителя. Неважно, с какой стороны смотреть на картину, Джоконда продолжает «смотреть прямо на зрителя». Казалось бы, в нашем трехмерном мире тени и свет на поверхностях должны «смещаться» в зависимости от ракурса зрения, но это не относится с двумерным поверхностям. Подобное оптическое явление можно объяснить научной теорией, описанной специалистами из Университета Огайо, в которой доказано, что что изображение может выглядеть одинаково, независимо от угла, под которым оно рассматривается.
Мастерская манипуляция Леонардо да Винчи с красками на холсте создает чрезвычайно реалистичное ощущение глубины во взаимодействии тени и света. Именно это явление создает перспективу и придает Моне Лизе ее тревожный взгляд.
6. Скрытая картина за портретом
Используя технологии инфракрасной и лазерной визуализации на «Моне Лизе», канадские ученые в 2006 году обнаружили на холсте черновые наброски да Винчи, в том числе изменение положения указательного и среднего пальцев левой руки. Это были далеко не единственные открытия на картине – также нашлись кружево на платье Моны Лизы и покрывало на ее коленях.
В 2015 году французский инженер Паскаль Котт использовал похожие методы проецирования световых лучей с различными длинами волн на полотно, после чего измерял количество отраженного света. Любопытно, что его открытие позволило увидеть секретный портрет, закрашенный современной картиной. Котт обнаружил четыре изображения под современным изображением, в том числе портрет молодой женщины с миниатюрными чертами лица и без улыбки. Появились разные теории о реальной личности женщины на картине, но, возможно, ее истинная личность навсегда останется загадкой.
7. Беременная Мона Лиза
Некоторые художественные историки считают, что женщиной на картине является Лиза дель Джокондо, и она была беременной в то время, когда да Винчи писал ее портрет. Ее руки скрещены на округлом животе, а также есть исторические свидетельства того, что дель Джокондо была беременной во второй раз на момент написания картины, и что портрет был написан как раз в честь этого. Кроме того, инфракрасные снимки указывают на то, что на ее плечах лежит драпировка (вуаль) из льна, которую в то время обычно носили беременные женщины. Было высказано предположение, что эта вуаль могла быть просто шарфом или куском ткани, наброшенным на ее плечи.
Однако, руки Моны Лизы, скрещенные над ее животом, исторически точные сроки ее беременности и использование подобной вуали на портрете беременной Эсмеральды Брандини, написанном Сандро Боттичелли, позволяют предположить, что Мона Лиза таинственно улыбается, скрывая небольшой животик.
8. Почему ее считают красивой
На протяжении всей истории портрет Моны Лизы приводился в качестве примера вечной красоты. Было бы очень наивно предполагать, что красота и интрига Моны Лизы ограничены только ее взглядом и ее улыбкой, поскольку она, кажется, является олицетворением так называемого золотого сечения (определенное соотношение длины и ширины предположительно является наиболее эстетически привлекательной пропорцией для человеческого глаза). Присутствующее в естественных структурах, таких как спиральный центр подсолнуха, и искусственных, таких как колонны Парфенона, золотое сечение было названо «божественной пропорцией» самим Леонардо да Винчи.
Если вокруг лица Моны Лизы нарисовать прямоугольник в соответствии с этим соотношением, ее подбородок, макушка и нос получаются идеально выровнены. Преобладание этого золотого сечения в произведениях искусства, возможно, объясняет таинственную интригу, ощущаемую теми, кто видит портрет. Пропорции Джоконды считаются наиболее приятными для глаз, создавая ощущение естественного равновесия и красоты. Кто знал, что математика может объяснить это чувство очарования
9. Кража
«Мона Лиза» была украдена в 1911 году итальянским сотрудником Лувра по имени Винченцо Перуджа. Он считал, что картина была украдена в Флоренции Наполеоном Бонапартом, и хотел, чтобы полотно «вернулось в свой настоящий дом». В течение двух лет местоположение картины оставалось полной загадкой, а СМИ во всем мире размышляли о возможных причинах отсутствия картины в музее и ее местонахождении. В 1913 году Перуджа связался с итальянским арт-дилером Альфредо Джери и попросил денежное возмещение от итальянского правительства в обмен на транспортировку «Моны Лизы» обратно во Флоренцию.
Учитывая, что Перуджа запросил за возврат картины в Италию сущие гроши (при этом 2 года хранил ее под матрасом в своей квартире), люди заподозрили, что инцидент с украденной картиной был попросту уловкой, созданной для повышения интереса к картине и галерее. Когда выяснилось, что вор, который сотрудничал с Перуджей, был не кто иной, как известный фальсификатор искусства Эдуардо де Вальферно, появилась теория, что «Мона Лиза» была украдена, чтобы сделать копию картины и продавать поддельные копии неосведомленным коллекционерам за огромные деньги.
10. Здорова ли Мона Лиза?
Загадка таинственной Моны Лизы, возможно, была, наконец, раскрыта бостонским врачом. Доктор Мандип Р. Мехра диагностировал у Моны Лизы гормональные нарушения, когда он заметил странные детали ее внешности – бледный цвет лица, редеющие волосы и слегка перекошенную улыбку. Мехра работает директором сердечно-сосудистого центра в Женской больнице Бригхэма. Врач заявил, что ему трудно не обращать внимание на клинические диагнозы. Мехра заметил наличие небольшой мясистой выпуклости во внутреннем углу левого глаза, ее редкие волосы и залысины, отсутствие волос на бровях и выпуклость рядом с указательным пальцем. В сочетании с ее желтой кожей и выпуклостью на шее (т. е. увеличенной щитовидной железой) это заставило его предположить, что странная улыбка Джоконды может быть вызвана мышечной слабостью.
Таким образом, он пришел к выводу, что Мона Лиза страдала от состояния, называемого гипотиреозом. Мехра продолжил свое исследование исторических условий, связанных с рационом женщины, и обнаружил, что пища с дефицитом йода обычно была характерна для начала XVI века. Поскольку йод является важным питательным веществом, который играет важную роль в поддержании здоровья щитовидной железы, загадка любопытной улыбки Моны Лизы, наконец, может быть раскрыта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какие загадки скрывает «Мона Лиза»
«Мона Лиза» работы великого Леонардо да Винчи, известная также под названием «Джоконда» — одно из самых загадочных произведений в истории искусства. Вот уже несколько столетий не утихают споры о том, кто на самом деле изображен на портрете. По различным версиям, это жена флорентийского торговца, трансвестит в женской одежде, мать художника и наконец — сам художник, переодетый женщиной… Но это лишь часть тайн, связанных с картиной.
«Мона Лиза» — это не «Джоконда»?
Считается, что картина была написана около 1503—1505 года. Моделью для нее, по официальной версии, послужила современница великого живописца, в девичестве Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, портрет которой якобы заказал её супруг, флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо. Полное название полотна – «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Джоконда (la Gioconda) также означает «веселая, играющая». Так что, возможно, это прозвище, а не фамилия.
Впрочем, в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что знаменитая «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи и его же «Джоконда» — это две совершенно разные картины.
Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге «Жизнь художников» утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен.
Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику – мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение.
На портрете же, называемом «Мона Лиза», предположительно изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д’Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре.
В 1914 году один британский антиквар всего за несколько гиней приобрел на вещевом рынке города Бас изображение Моны Лизы, которое счел удачной копией творения Леонардо. Впоследствии этот портрет стал известен как «Айуорская Мона Лиза». Он выглядит незаконченным, на заднем плане – две греческие колонны, как в воспоминаниях Рафаэля.
Затем полотно попало в Лондон, где его в 1962 году выкупил синдикат швейцарских банкиров.
Неужели между двумя разными женщинами существует такое сходство, что их перепутали? Или картина все-таки одна, а вторая – лишь копия, выполненная неизвестным художником?
Скрытое изображение
Кстати, недавно французский эксперт Паскаль Котт объявил, что под слоем краски на картине скрывается еще одно изображение, настоящая Лиза Герардини. К такому выводу он пришел, потратив десять лет на изучение портрета с помощью разработанной им самим технологии, основанной на отражении световых лучей.
По словам ученого, удалось «распознать» под «Моной Лизой» второй портрет. На нем также изображена женщина, которая сидит в точно такой же позе, как Джоконда, однако, в отличие от последней, смотрит немного в бок и не улыбается.
Роковая улыбка
А знаменитая улыбка Моны Лизы? Каких только гипотез не выдвигали по поводу нее! Кому-то кажется, что Джоконда вовсе не улыбается, кому-то – что у нее нет зубов, а кому-то в ее улыбке чудится нечто зловещее…
Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил… Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок. Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо… Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека… Впрочем, это лишь предположение.
Очередную попытку разгадать тайну предприняли Ниц Зебе из Университета Амстердама и его американские коллеги из Университета Иллинойса. Они воспользовались специальной компьютерной программой, сверяющей изображение человеческого лица с базой данных человеческих эмоций. Компьютер выдал сенсационные результаты: оказывается, на лице Моны Лизы читаются крайне смешанные чувства, причем среди них лишь 83% счастья, 9% принадлежит отвращению, 6% — страху и 2% — гневу…
Между тем итальянские историки обнаружили, что, если разглядывать глаза Моны Лизы под микроскопом, то становятся видны какие-то буквы и цифры. Так, в правом глазу можно разглядеть буквы LV, которые могут, впрочем, представлять собой всего лишь инициалы имени Леонардо да Винчи. Символы в левом глазу распознать пока не удалось: не то это буквы CE, не то B…
В арке моста, расположенного на заднем плане картины, «красуется» число 72, хотя есть и другие версии, например, что это 2 или же буква L… Еще на полотне просматривается число 149 (четверка затерта). Это может обозначать год создания картины – 1490-й или позднее…
Но как бы то ни было, таинственная улыбка Джоконды навсегда останется образцом высочайшего искусства. Ведь божественный Леонардо смог создать нечто такое, что будет волновать потомков еще многие и многие века…
Что скрывает улыбка Джоконды?
«Мона Лиза» – это первое, на что бегут смотреть туристы, оказавшись в парижском Лувре. Веками картина манит искусствоведов, коллекционеров, историков и просто любопытных.
В чем загадка «Моны Лизы»?
Вовсе не художественная ценность картины Леонардо Да Винчи вызывает такой интерес. Вокруг Джоконды огромное количество вопросов и загадок. Кто изображен на полотне? Улыбается ли девушка? Скрыт ли в картине какой-то шифр? За много лет искусствоведы так и не нашли ответов на эти вопросы.
bild.de
Кто изображен на картине?
«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (полное название полотна) был написан Леонардо да Винчи в промежутке между 1503 и 1505 годами. Согласно официальной версии, на картине изображена супруга флорентийского торговца Франческо Джоконда, который и заказал портрет любимой. Впрочем, он его так и не получил: Леонардо не передал заказчику портрет, и не получил за него деньги. Согласно мнению современных исследователей, картина вообще не была написана во Флоренции. К тому же, по данным современников, в период, когда должна была быть создана «Мона Лиза», Леонардо был занят другим своим шедевром («Битвой при Ангиари»), причем занят настолько, что отказывал в заказах самым знатным особам. При этом, никто из друзей да Винчи при жизни не видел героиню изображения вживую, что породило множество теорий о личности прототипа «Джоконды».
Так, есть версия, что «Мона Лиза» является автопортретом самого автора, в котором он изобразил свое утонченное женское начало. Хотя на первый взгляд она кажется абсурдной, нельзя не отметить сходства Леонардо и женщины на картине. Даже современное компьютерное исследование показало, что основные черты лица художника и его творения совпадают.
nbcnews.com
Аналогичное предположение, выдвинутое основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом, гласит, что на картине нарисована мать итальянского живописца.
Еще одна версия гласит, что на полотне изображен Салаи, ученик и, по совместительству, возлюбленный Леонардо да Винчи, о гомосексуальной ориентации которого было известно еще при жизни художника. Учитывая сложную гамму чувств, которую испытывал да Винчи к своему подопечному, неудивительно, что ему пришла в голову странная мысль изобразить юношу в женском одеянии.
Третья теория предполагает, что прототипом для создания «Джоконды» стала герцогиня Констанца д’Авалос (1460-1541). Ей дали прозвище «Весёлая», а по-итальянски это означает «la gioconda», то есть «Джоконда». В период написания картины дама была вдовой. Что интересно, Констанца д’Авалос была воспета в поэме Энео Ирпино, который в своем произведении также упомянул портрет руки Леонардо. Историки предполагают, что картину художнику заказал тогдашний любовник вдовы Джулиано Медичи, который, удачно женившись, открестился как от порочной связи, так и от портрета, не забрав его у да Винчи.
Улыбка Моны Лизы
Улыбка Моны Лизы – это уже крылатое выражение, обозначающее обманчивое и загадочное выражение лица, некую тайну. Действительно, каждый турист, оказавшись в заветном зале центрального парижского художественного музея, подолгу рассматривает картину, пытаясь понять: так улыбается ли женщина? Мы можем ответить вам на этот вопрос. Нет, Джоконда не улыбается. Даже рентгеновские снимки, сделанные учеными для изучения всех слоев краски полотна, показали, что женщина, изображенная Леонардо, вполне серьезна. Тем не менее, картина «обманывает» периферийное зрение человека – если смотреть на нее под углом, кажется, что плотно сжатые губы Моны Лизы искривила улыбка. Не столь веселая, сколько таинственная.
Брови Джоконды
Человека, не знакомого с историей моды и культуры 16-го века, может удивить тот факт, что у изображенной на картине женщины полностью отсутствуют брови. На самом деле это вовсе не странно. Наоборот, в начале 16 века отсутствие бровей и волос на верхней части лба (так называемый «кватроченто») свидетельствовали о том, что женщина следит за модой и относится к высшему слою населения. Потому вплоть до 2013 года ученые были уверены и не удивлялись тому, что у женщины на портрете полностью сбриты брови. А вот в 2013-ом французский инженер Паскаль Котэ, проведя ряд исследований, определил, что брови у нее все-таки были – высокоточное сканирование показало следы кисти на месте, где должны быть волоски. Почему они исчезли? Некоторые считают, что от времени. Другие уверены: дело в чересчур трепетном отношении слуг королевского дворца, где десятилетиями висела картины. Желая сохранить ее красоту, они чистили и мыли «Джоконду», вот и счистили ее брови. Некоторые исследовали склонны считать, что все дело в неудачной реконструкции полотна, произведенной пару столетий назад.
scientificamerican.com
Немного мистики
Большое внимание портрету Леонардо да Винчи в своей книге «Код да Винчи» известный писатель Дэн Браун. Браун, большой поклонник мистики, причислил автора к числу иллюминатов, а его картину сделал носителем кода. Конечно, иллюминатом Леонардо не был. Но вот шифр в картине и правда есть. Его даже можно заметить без всякой аппаратуры, вглядевшись в глаза Моны Лизы. В одном глазу мелким шрифтом написано «LV», что скорее всего обозначает инициалы авторы. В другом глазу буквы тоже есть, только они расплылись от времени, и сложно понять, то ли это S, то ли B или вовсе CE. Символы можно увидеть и на арке моста, который находится за спиной у модели — комбинация L2 или 72. При детальном исследовании картины искусствоведы также обнаружили цифры на задней части полотна – 149. Значение этих шифров ученые пока не рассекретили.
Много PR
Сегодня «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» занимает главное место в ключевом художественном музее мира. И даже человек, очень далекий от искусства, знает о загадке личности Джоконды, о тайнах ее улыбки и о странностях, происходивших с ее бровями. Безусловно, Леонардо далеко отошел от своих тогдашних конкурентов в искусстве живописи, и детальность, мастерская игра теней в его полотне поражает. Но главное, что привлекает внимание к портрету – это, все же, атмосфера тайны, которая лишь усилилась после двух интересных случаев.
Первый произошел в 1911 году. Полотно, доселе не имеющее особой популярности среди посетителей Лувра, было украдено. Как выяснилось позже, одним из сотрудников музея. Винченцо Пруджиа мечтал вернуть картину в родную Италию. Но спустя год Пруджиа по глупости откликнулся на объявление о покупке «Джоконды» и был пойман. Картина вернулась уже на почетное место в галерее, а самого Винченцо на 2 года посадили в тюрьму (весьма мягкое наказание, власти отнеслись с уважением к патриотичному итальянцу).
После истории с похищением на картину Леонардо обратила пристальное внимание пресса. Стали всплывать удивительные истории о том, как Джоконда пленит и пугает людей. Один из посетителей Лувра пытался облить картину серной кислотой, другой кинул в нее камнем. Одна женщина, долго смотревшая на картину, пыталась облить ее краской. Трое поклонников шедевра итальянского живописца покончили с собой. Часть историй, которые все возникают и возникают вокруг Джоконды – безусловные мистификации, по мнению некоторых исследователей, созданных самим руководством Лувра для привлечения интереса к музею. Есть даже мнение, что сам директор и организовал кражу полотна.
scientificamerican.com
Увы, администрация Лувра после похищения портрета была уволена (из-за недостаточного внимания к вопросам охраны лучших шедевров мировой живописи). Но если кража и последующий скандал действительно были придуманы директором и его командой, то этот PR-ход был просто гениальным. Ведь плохой рекламы, как известно, не бывает. А с 1911 года «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» можно смело назвать одной из самых известных картин всех времен.
Наш материал показался вам интерсным? Тогда, уверены, вам понравится и другая статья, посвященную искусству, на сей раз современной скульптуре. Посмотрите на самые красивые и необычные произведения мастеров 21 века!
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/271218/41786/
https://suharewa.ru/kakie-zagadki-skryvaet-mona-liza/
https://e-w-e.ru/chto-skryvaet-ulybka-dzhokondy/