2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История развития культуры и искусства. История культуры и искусств: Конспект лекций

История развития культуры и искусства. История культуры и искусств: Конспект лекций

С. В. Константинова

История мировой и отечественной культуры. Конспект лекций

Введение в историю культуры

Прежде чем говорить об истории культуры, необходимо раскрыть содержание основного понятия темы. На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура». Слово «культура», кроме этого, имеет несколько смыслов в русском языке. Пожалуй, самой простой и в то же время всеобъемлющей является следующая дефиниция (определение): «Культура» – это все, созданное человеком, – ибо животные не имеют культуры. Культура – продукт исключительно человеческой деятельности».

Под термином «культура» мы будем понимать не только все материальные, но и духовные ценности, созданные человеком в конкретный период его существования и на определенной территории, а также дух эпохи, нации (то, что принято обозначать словом ментальность). Это даст нам право классифицировать мировую культуру по следующим принципам:

1. По временным характеристикам (античная, средневековая, культура Нового времени и т. д.)

2. По территориальному признаку (арабская, китайская культура и т. д.).

Цель настоящего пособия – познакомить читателя с историей всемирной культуры, некоторыми терминами, которые должен знать каждый образованный человек, а также дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, их значение и смысл.

К сожалению, мы не сможем рассмотреть мировую культуру полномасштабно в рамках настоящего пособия. За его пределами останутся такие интереснейшие ее страницы, как культура индейцев Америки, африканская культура и др. Однако мы надеемся, что данное пособие найдет применение в учебном процессе и станет стимулом для самостоятельного расширения своих знаний.

ЛЕКЦИЯ № 1. Культура Древней Руси

1. Культура языческого периода

История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.

Самые ранние сведения о ревнерусской культуре содержатся в «Повести временных лет» – первой значимой общерусской летописи. Там зафиксировано, что князь Владимир Святой хотел создать общерусский языческий Пантеон богов.

Главный бог руссов – Перун-громовержец. Считалось, что он обитал на возвышенных местах, изображался как всадник и имел атрибуты – гром и молнию, топор. «Скотий бог» Белес также занимал важное положение (скот в те времена отождествлялся с деньгами). Погодой управляли Стрибог (бог ветра) и Даждьбог (бог солнца). Немалое значение имело женское божество – Мокошь-прядильщица – богиня судьбы (нить – судьба). Самый веселый и разгульный бог – бог плодородия Ярило.

Постепенно складывался эпос. Его сюжеты сохранились в основном в былинах, записанных много веков спустя («Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула», о богатырях Добрыне Никитиче и Илье Муромце).

Важнейшим признаком культуры является, несомненно, искусство строительства, т. е. архитектура. Недаром говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие красоты зодчества, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.

Подобного перехода Западная Европа не знала, так как издревле строила и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурныи стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Языческая Русь знала живопись, скульптуру, музыку, – но в исключительно языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. Недаром дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж за французского короля в XI в., была удивлена провинциальностью французской столицы.

В Киеве сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича; удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота – символ побед русского оружия.

Дома украшались коврами, дорогими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь. Здесь располагались дружинники, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, здесь судили и рядили, сюда свозились дань и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текли заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им; большие чаши, рога с вином ходили по кругу.

Читать еще:  Почему умер гаршин. Интересные факты из жизни гаршина всеволода михайловича

Любимыми забавами богатых людей были соколиная и ястребиная охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась баня.

Внизу, на берегах Днепра, шумел веселый киевский торг, где продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад. У причалов Днепра теснились сотни больших и малых судов. Были здесь и огромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и бойкие, юркие лодочки.

Длинными зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин.

ЛЕКЦИЯ № 2. Христианская культура Руси

1. Достижения христианской культуры Руси

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства.

Не позднее конца IX – начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки – кириллица и глаголица. Созданные во второй половине IX столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и имевшие первоначальное распространение в западнославянском государстве Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь.

Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 г.

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны, и усложнение общественной жизни с развитием феодальных отношений, становлением государственной структуры – с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах (основная масса находок происходит из Новгорода).

М. Дорохова — История культуры: конспект лекций

Описание книги «История культуры: конспект лекций»

Описание и краткое содержание «История культуры: конспект лекций» читать бесплатно онлайн.

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «История культуры». Книга позволит быстро и качественно усвоить основные положения по данному предмету, а также успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется студентам педагогических вузов и колледжей.

История культуры: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия истории культуры

1. Что такое культура

Когда в средние века появился новый способ возделывания зерновых, более прогрессивный и усовершенствованный, названный латинским словом culture, никто еще не мог догадаться, насколько изменится и расширится понятие этого выражения. Если термин agriculture и в наше время означает возделывание зерновых, то уже в XVIII–XIX вв. само слово culture потеряет свое привычное значение. Культурным стали называть человека, обладающего изяществом манер, воспитанием, начитанностью. «Культурные» аристократы, таким образом, отделялись от «некультурного» простого народа. В Германии существовало похожее слово kultur, которое означало высокий уровень развития цивилизации. С точки зрения просветителей XVIII в. слово культура объяснялось как «разумность». Эта разумность относилась прежде всего к общественным порядкам и политическим институтам, главными критериями ее оценки служили достижения в области искусства и науки. Сделать людей счастливыми – вот главная цель культуры. Она совпадает с желаниями человеческого разума. Данное направление, считающее, что главная цель человека – достижение счастья, блаженства, радости, получило название эвдемонизм. Его сторонниками были французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689–1755), итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668–1744), французский философ Поль Анри Гольбах (1723–1789), французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712–1778), французский философ Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803).

Как научная категория культура начала восприниматься только во второй половине XIX в. Понятие культуры становится все более и более неразрывным с понятием цивилизации. Для некоторых философов этих границ и вовсе не существовало, например для немецкого философа Иммануила Канта (1724–1804), существование таких границ было неоспоримо, он указывал на них в своих трудах. Интересен тот факт, что уже в начале XX в. немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880–1936), наоборот, понятие «культура» противопоставил понятию «цивилизация». Он «оживил» понятие культуры, сравнив ее с некой совокупностью замкнутых «организмов», наделив их способностью жить и умирать. После смерти культура превращается в противоположную ей цивилизацию, в которой голый техницизм убивает все творческое.

Современное понятие культуры значительно расширилось, но сходства в современном ее осмыслении и в понимании ее в XVIII–XIX вв. остались. Оно, как и прежде, для большинства людей ассоциируется с различными видами искусства (театр, музыка, живопись, литература), хорошим воспитанием. В то же время современное определение культуры отбросило былую аристократичность. Наряду с этим смысл слова культура крайне широк, точного и устоявшегося определения культуры пока не существует. Современная научная литература дает огромное количество определений культуры. По одним данным, их насчитывается около 250–300, по другим – свыше тысячи. Вместе с тем все эти определения в свою очередь являются верными, ведь в широком смысле слово культура определяется как нечто общественное, искусственное, она идет в противоположность всему естественному, созданному природой.

Определением культуры занимались многие ученые и мыслители. Например, американский этнолог Альфред Луис Кребер (11 июня 1876 – 5 октября 1960), будучи одним из ведущих представителей школы культурной антропологии XX в., занимался исследованием понятия культуры, пытался сгруппировать основные черты культуры в одно четкое, ясное стержневое определение.

Читать еще:  Цветок для раскрашивания для самых маленьких.  Цветы из контурных линий

Представим основные трактовки термина «культура».

1. Культура (от лат. culture– «воспитание, возделывание») – обобщение искусственных объектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).

2. Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).

3. Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.

4. Согласно концепции Э. Тейлора культура – это совокупность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о приспособлении к природному и социальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т. д.).

5. С исторической точки зрения культура есть не что иное, как результат исторического развития человечества. То есть сюда входит все то, что было создано человеком и передается от поколения к поколению, включая различные взгляды, виды деятельности и верования.

6. Из теории обучения следует, что культура – это то поведение людей, которому они учатся, а не то, которое они получили как биологическое наследство.

7. По идеологической теории культура есть некий поток идей, эти идеи переходят от человека к человеку с помощью различных действий, средств общения (слова, повторение чужого опыта).

8. Согласно психологической науке культурой является приспособление человека к окружающему миру (природному и социальному) для решения различных проблем на его психологическом уровне. Понятие культуры как раз и складывается из всех этих приспособлений.

9. По символическому определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употребления всевозможных символов.

Все эти определения являются верными, но составить из них одно практически невозможно. Можно только сделать некое обобщение. Культура является результатом поведения людей, их деятельности, она исторична, т. е. передается из поколения в поколение вместе с идеями, верованиями, ценностями людей с помощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру биологическим путем, оно ее эмоционально воспринимает в течение своей жизни (например, с помощью символов), вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению.

Мы можем рассматривать историю человечества как целесообразную деятельность людей. То же самое и с историей культуры, которую никоим образом нельзя отделить от истории человечества. Значит, в изучении истории культуры нам может помочь именно этот деятельностный подход. Он заключается в том, что в понятие культуры входят не только материальные ценности, продукты человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. Поэтому целесообразно рассматривать культуру как совокупность всех видов преобразовательной деятельности людей и тех материальных и духовных ценностей, которые и являются продуктами этой деятельности. Лишь рассматривая культуру через призму деятельности человека, народов, можно понять ее сущность.

Рождаясь, человек не сразу становится частичкой социума, он вливается в него с помощью обучения и воспитания, т. е. овладевая культурой. Значит, именно это приобщение человека к обществу, к окружающему миру людей и есть культура. Постигая культуру, человек при этом сам может вносить свой вклад, обогащая культурный багаж человечества. Огромную роль в овладении этим багажом играют межличностные отношения (они появляются с самого рождения), а также самообразование. Не стоит забывать еще про один источник, который стал очень актуальным в нашем современном мире, – это средства массовой информации (телевидение, Интернет, радио, газеты, журналы и т. д.).

Но неправильно думать, что процесс овладения культурой влияет только на социализацию человека. Постигая культурные ценности, человек прежде всего накладывает отпечаток на свою личность, вносит изменения в свои индивидуальные качества (характер, склад ума, психологические характеристики). Поэтому в культуре всегда есть противоречия между социализацией и индивидуализацией личности.

Данное противоречие не единственное в развитии культуры, но зачастую такие противоречия это развитие не тормозят, а наоборот, подталкивают к нему.

Изучением культуры занимаются многие гуманитарные науки. Прежде всего стоит выделить культурологию.

Культурология – это гуманитарная наука, которая занимается исследованием различных явлений и законов культуры. Сформировалась эта наука в XX в.

Существует несколько версий данной науки.

1. Эволюционная, т. е. в процессе исторического развития. Ее сторонником был английский философ Э. Тейлор.

2. Неэволюционная, основанная на воспитании. Поддерживала эту версию английская писательница Айрис Мердок (1919–1999).

История мировой и отечественной культуры. Конспект лекций. Константинова С.В.

Данное издание представляет собой конспект лекций по предмету «История мировой и отечественной культуры». В книге изложены основные вопросы данного курса. Конспект лекций станет незаменимым помощником при подготовке к экзамену или зачету, предназначен для студентов высших и средних учебных заведений гуманитарных специальностей.

Формат: pdf + doc / zip

СОДЕРЖАНИЕ
Введение в историю культуры 3
ЛЕКЦИЯ № 1. Культура Древней Руси 4
1. Культура языческого периода 4
2. Быт Руси 5
ЛЕКЦИЯ № 2. Христианская культура Руси 7
1. Достижения христианской культуры Руси 7
2. Жанр летописи 8
3. Сооружение церквей 8
4. Церковное искусство 9
ЛЕКЦИЯ № 3. Русская культура эпохи раздробленности 10
1. Общие особенности культуры эпохи раздробленности 10
2. Культура Владимиро-Суздальской Руси 11
3. Культура Великого Новгорода 12
4. Создание особого стиля храмового строительства 12
5. Московское княжество 13
6. Живопись XIV—XV вв. . 14
ЛЕКЦИЯ № 4. Культура России в XVI в. . 15
1. Общая характеристика эпохи 15
2. Наука и грамотность 15
3. Быт и общественная мысль 16
4. Появление в России книгопечатания 17
5. Живопись 18
6. Архитектура 19
ЛЕКЦИЯ № 5. Русская культура XVII в. . 21
1. Общие тенденции русской культуры XVII в. . . . .21
2. Литература, образование, наука 21
3. Живопись XVII в. . 22
4. Портретный жанр 23
5. Русская архитектура XVII в. . 23
6. Подъем гражданской архитектуры 24
ЛЕКЦИЯ № 6. Культура эпохи Петра Великого 26
1. Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого 26
2. Образование, наука 26
3. Литература и театр 28
4. Быт русского народа 28
5. Живопись 1700—1725 гг. . 29
6. Зодчество 1700—1725 гг. . 30
ЛЕКЦИЯ № 7. Культура России 1725—1800 гг. . 32
1. Общая характеристика культуры эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления 32
2. Образование 32
3. Наука 33
4. Литература и общественная мысль. Театр 34
5. Живопись 35
6. Архитектура, скульптура 36
ЛЕКЦИЯ № 8. Золотой век русской культуры. 1-я половина 38
1. Общая характеристика культуры данного периода 38
2. Развитие образования, литературы и науки 38
3. Литература и общественная мысль 40
4. Театр 42
5. Живопись 43
6. Архитектура и скульптура 44
ЛЕКЦИЯ № 9. Культура второй половины золотого века 47
1. Общая характеристика эпохи 47
2. Образование 47
3. Наука 49
4. Литература и общественная мысль 50
5. Музеи. Театр. Музыка 51
6. Живопись 52
7. Архитектура и скульптура 54
ЛЕКЦИЯ № 10. Русская культура серебряного века 55
1. Общая характеристика культуры серебряного века 55
2. Образование и наука 55
3. Литература. Театр. Кинематограф 57
4. Живопись 58
5. Архитектура и скульптура 59
ЛЕКЦИЯ № 1 1 . Русская культура 20—30-х гг. XX в. . . . . 61
1. Общая характеристика эпохи 61
2. Образование и наука. Спорт 62
3. Литература. Общественная мысль. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр 63
4. Живопись 65
5. Архитектура и скульптура 67
ЛЕКЦИЯ № 12. Культура эпохи Великой Отечественной войны 69
1. Общая характеристика эпохи 69
2. Образование и наука 69
3. Литература. Музыка. Театр 71
4. Живопись и архитектура 72
ЛЕКЦИЯ № 13. Советская культура 1950—1980-х гг. . 75
1. Особенности культуры изучаемого периода 75
2. Образование и наука 75
3. Литература 78
4. Общественная мысль. Уровень жизни 79
5. Живопись 80
6. В кругах творческой интеллигенции 81
7. Архитектура и скульптура 82
ЛЕКЦИЯ № 14. Культура России 1991—2003 гг. . 83
1. Общая характеристика периода 83
2. Образование и наука 83
3. Литература, кино, театр. СМИ 84
4. Живопись, архитектура и скульптура 85
ЛЕКЦИЯ № 15. Культура первобытной эпохи 86
1. Общая характеристика периода 86
2. Материальная культура 86
3. Появление искусства. Мифология 87
4. Изобразительное искусство 88
5. Появление письменности 90
6. Дальнейшее развитие абстрактного мышления, накопление рациональных знаний 90
ЛЕКЦИЯ № 16. Культура Китая 92
1. Особенности китайской культуры 92
2. Образование и наука. Религия. Национальные праздники 92
3. Литература 93
4. Китайская беллетристика 1920—1930 гг. . 94
5. Театр. Музыка 95
6. Танец. Балет. Кинематограф 96
7. Живопись 96
8. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство 98
ЛЕКЦИЯ № 17. Культура Индии 99
1. Особенности индийской культуры 99
2. Литература. Наука. Религия 99
3. Музыка. Танец. Театр. Кино 100
4. Живопись 101
5. Архитектура 101
6. Скульптура 102
ЛЕКЦИЯ № 18. Культура Древнего Египта 104
1. Периодизация и общая характеристика культуры Древнего Египта 104
2. Религия 104
3. Образование и наука. Литература 105
4. Музыка, живопись 106
5. Архитектура 106
6. Скульптура 107
ЛЕКЦИЯ № 19. Культура античности (Древней Греции и Древнего Рима) 109
1. Особенности античной культуры 109
2. Религия 109
3. Театр. Музыка 110
4. Просвещение 111
5. Наука 112
6. Литература 113
7. Живопись 114
8. Архитектура 115
9. Скульптура. Вазопись 117
ЛЕКЦИЯ № 20. Культура Японии 119
1. Особенности японской культуры 119
2. Литература 119
3. Религия 120
4. Театр 122
5. Живопись 123
6. Архитектура, скульптура. Декоративно-прикладное искусство 124
ЛЕКЦИЯ № 21. Культура арабских стран 126
1. Особенности культуры арабских стран 126
2. Религия. Ислам 126
3. Быт и нравы мусульман. Шариат 127
4. Наука. Литература. Арабский язык 128
5. Изобразительное искусство и каллиграфия 129
6. Архитектура ислама 131
ЛЕКЦИЯ № 22. Культура Средневековья 132
1. Общая характеристика культуры 132
2. Образование и наука 132
3. Мировосприятие. Литература. Театр 133
4. Живопись Средневековья 134
5. Архитектура 135
6. Готическое искусство. Скульптура 137
ЛЕКЦИЯ № 23. Культура эпохи Возрождения 138
1. Особенности культуры Возрождения 138
2. Наука, литература и общественная мысль 138
3. Живопись 140
4. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения 141
5. Архитектура и скульптура 141
ЛЕКЦИЯ № 24. Культура эпохи Нового времени . . . . 143
1. Особенности культуры Нового времени 143
2. Наука и техника 143
3. Духовная жизнь человека 144
4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода 145
5. Живопись, архитектура и скульптура 146
ЛЕКЦИЯ № 25. Культура ХХ в. . 148
1. Общая характеристика культуры 148
2. Образование и наука 148
3. Музеи. Кино 149
4. Живопись 149
5. Архитектура 150
6. Скульптура 151

Читать еще:  Лучшие произведения гречанинова а т. Краткая биография композиторов

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=112172&p=1
http://www.libfox.ru/165756-m-dorohova-istoriya-kultury-konspekt-lektsiy.html
http://alleng.org/d/cult/cult028.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×