История русской снегурочки. История таинственной внучки деда мороза – снегурочки
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- женская тема (949)
- Кулинарные рецепты. Здоровое питание. (394)
- выпечка (211)
- десерты (197)
- рукоделие и домашнее хозяйство. (145)
- Красота и здоровье (69)
- домашние заготовки (63)
- косметика (21)
- Всё для дневника (362)
- Рамочки (157)
- Картинки для дневника (94)
- полезные уроки для блога (56)
- Вязание (304)
- психология и живые эмоции. (290)
- Познай себя (96)
- Исцели себя.Медитация. (63)
- Магия и гадания. (62)
- Гороскопы. Астралогия (47)
- Мир детства (255)
- Воспитываем, обучаем малыша. (143)
- Сказания старины глубокой. Мы- Славяне! (210)
- Фольклор.Народный календарь (50)
- Народные рецепты. (44)
- Старинные заговоры. Молитвы-обереги. (23)
- Мастер-класс-уроки. (147)
- Новогодние праздники (143)
- для фотошопа (115)
- Живая природа,времена года,пейзажи,животный мир. (93)
- сад и огород (26)
- Музыкальная.Плейкасты. (90)
- Умные рекомендации (78)
- Мудрые мысли.Притчи.Сказки для взрослых. (78)
- Очевидное-невероятное.Это интересно.Космос. (75)
- Искусство, творчество и живопись. (74)
- Видио фильмы (71)
- Известные личности (62)
- Маленько обо всем.Разное (60)
- Поэзия (59)
- Православие.Молитвы. (32)
- полезные ссылки (32)
- Флешь открытки (25)
- Электронная библиотека. Тексты. (24)
- Праздничная (20)
- Закладки и программы. (20)
- Архитектура.Красивые сооружения. (16)
- Восточная мудрость, Фэн-шуй. (15)
- Мое личное (9)
- Записи Тортодела с нуля (7)
- дом и дизайн (7)
- Шитье (1)
–Музыка
–Видео
–ТоррНАДО – торрент-трекер для блогов
–Всегда под рукой
–
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Статистика
история Снегурочки-внучки Деда Мороза
Снегурочка
Снегурочка — новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы.
Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым. В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы Римского-Корсакова.
Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В англо-американской новогодней и рождественской мифологии нет женских персонажей.
Происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз –языческий дух, персонаж народных поверий и сказок.
Современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа и в настоящее время два этих персонажа все больше похожи друг на друга. Но русский Дедушка Мороз все же сохранил большинство характерных черт. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру “Заморожу”, и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.
“Снегурочка” иллюстрация к русской народной сказке
Что так Снегурочку тянуло
К тому высокому огню?
Уж лучше б в речке утонула,
Попала под ноги коню.
Но голубым своим подолом
Вспорхнула – ноженьки видны –
И нет ее. Она подобна
Глотку оттаявшей воды.
Как чисто с воздухом смешалась,
И кончилась ее пора.
Играть с огнем – вот наша шалость
Вот наша древняя игра.
Нас цвет оранжевый так тянет,
Так нам проходу не дает.
Ему поддавшись, тело тает
И телом быть перестает.
Но пуще мы огонь раскурим
И вовлечем его в игру,
И снова мы собой рискуем
И доверяемся костру.
Вот наш удел еще невидим,
В дыму еще неразличим.
То ль из него живыми выйдем,
То ль навсегда сольемся с ним.
Снегурочка.
Вся в снежинках, лед искрится
На ее ресницах,
На санях по снегу мчится,
Кони — словно птицы!
В гости к нам она летит,
Эй, не стойте на пути!
В белой шубке, как принцесса,
В теплых рукавицах,
Мимо сказочного ’леса
К нам на елку мчится!
И красива, и стройна,
Так скажите — кто она?
Снегурочка.
Я в лесах Берендеева царства
Все ищу по весенним следам
От лихого озноба лекарства,
От застывшего сердца бальзам.
Но в дремучих чащобах валежник –
Словно горестный сумрак в душе.
Миражом возникает подснежник
В неприступном своем неглиже.
И аукаясь с лешим, напрасно
Принимаю призывы всерьез,
Не отпустит до зорьки до красной
На щеках белолицых берез.
Но лечу я голубкой до края,
Где пролиться слезам суждено,
Где быть может, исчезну, растаю,
Пригубив золотое вино.
Мотыльком, растворенным пожаром,
Сердце кинется в жажде любить!
…Мне от краешка солнца над яром
Нестерпимо так хочется жить.
© Татьяна Игнатьева, 2009
Снегурочки.
В девушках, родившихся зимой
Свежесть есть и жаркий летний зной,
С ними бесконечны счастья дни,
Знаете? Снегурочки они!
Нежные, как солнышко в мороз,
С дивным ароматом снежных роз
С трепетом снежинок озорных,
Хрупкостью подснежников лесных.
Светлые, как самый первый снег,
Любят если, то уже навек.
Вьюги и метели в них задор,
Взгляд их –это сказочный простор.
Встретить вам такую довелось?
Пусть вы и не Дедушка Мороз,
Стоит ту Снегурочку беречь,
И ценить прохладу нежных встреч.
Марина Борина Малхасян
Таинственная Снегурочка: чего вы не знали о внучке Деда Мороза
У Деда Мороза много коллег по всему миру, но такая помощница есть только у него. Наша Снегурочка – уникальная новогодняя героиня, и судьба у неё тоже неповторимая.
Облачный дух
Снегурочка пришла к нам из волшебной сказки, разные варианты которой были записаны в XIX веке. Бездетные старик со старухой слепили из снега куклу (в других вариантах снег положили на печь или толкли в ступе) и она ожила. На вид девочке было около 13 лет. Старики удочерили ее и назвали Снегурочкой (по другой версии – Снежевиночкой).
Девочка погибла во время летней забавы, прыжков через костёр на Ивана Купалу: превратилась в облако и улетела. На некоторых открытках Снегурочку так и изображали ребёнком.
Историк-фольклорист Александр Афанасьев полагал, что история Снегурочки связана с народным представлением о том, что облачные духи рождаются из тающих снегов («Поэтические воззрения славян на природу»).
Весенняя сказка: девочка-Снегурочка
Скорее всего, именно исследования фольклориста вдохновили Александра Островского, написавшего в 1873 году стихотворную пьесу «Снегурочка: весенняя сказка». Его Снегурочке 15 лет, она – дочь старика Мороза и Весны-Красны.
Снегурочка не могла испытывать любовь, ведь она холодна как снег. Когда девушка уходит жить среди людей, она просит у матери в дар способность любить. Как только жар этого чувства проникает в сердце Снегурочки, один-единственный луч солнца приносит гибель познавшей любовь красавице.
Островский изменил историю Снегурочки: из-под его пера вышла не аллегория смены времён года, а романтическая и трагическая история о любви. Современники, привыкшие к реалистическим пьесам Островского, не приняли «Снегурочку», не помогла даже музыка Петра Чайковского.
Не понравилась поначалу сказка и Николаю Римскому-Корсакову. Но через несколько лет композитор сумел её оценить. Он написал оперу, которая прошла с большим успехом и регулярно появляется в репертуаре оперных театров и сегодня.
Звезда детских елок
Взрослых читателей, зрителей и, конечно, поэтов и писателей увлек трагический персонаж Островского. Например, холодная красавица, чуждая любви и тепла, появляется в произведениях Александра Блока, а позже – Федора Сологуба.
В 1891 году Владимир Даль издал свою обработку сказки о маленькой Снегурочке. Его сказка со счастливым концом предназначалась для маленьких детей. Вскоре маленькая снежная девочка, когда дочка, а когда внучка Мороза, стала неотъемлемым спутником Деда Мороза в детской литературе.
Педагогам понравился набиравший популярность персонаж, и в начале XX века Снегурочка стала участницей детских рождественских праздников. Тогда же фигурки Снегурочки стали вешать на ёлку.
А потом Снегурочка исчезла на много лет. После 1917 года рождественские праздники ушли в прошлое, а светское празднование Нового года было введено только в конце 1935 года. Снова Снегурочка стала сопровождать Деда Мороза лишь спустя 20 лет. С тех пор она – его внучка и помощница, непременный участник новогоднего веселья.
Снегурочка в кино
Историю Снегурочки перенесли на экран ещё в 1914 году на киностудии Ханжонкова, но об этом фильме мало что известно. Зато вполне доступна кинопродукция второй половины XX и начала XXI веков.
В 1952 году вышел полнометражный мультфильм по пьесе Островского с музыкой Римского-Корсакова. Герои в нем порой переходят на оперное пение, но сценарий адаптирован для детского просмотра.
В 1957 году появился 10-минутный мультфильм «Сказка о Снегурочке», снятый не по пьесе Островского, а по той самой сказке, которую написал сто лет назад Афанасьев. Вот только конец решили сделать оптимистичным.
Первую цветную кинопостановку истории о Снегурочке сняли в 1968 году на студии «Ленфильм». Это самая близкая к тексту Островского экранизация, так что фильм будет понятнее взрослым, а не детям. На этот же «недетский» сюжет сняли мультфильм «Снегурка» (1969 год).
В 1971 году на экраны вышел фильм «Весенняя сказка» студии «Беларусьфильм». Авторы местами отступили от сюжета пьесы Островского, зато фильм получился ярким и весёлым. И это – несмотря на печальный финал. В 2006 году режиссёр Мария Муат поставила по пьесе кукольный мультфильм.
История таинственной внучки Деда Мороза – Снегурочки
У русского народа есть своя языческая (т.е. народная) новогодняя Троица – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. Хотя чаще всего в новогодние дни мы встречаем все-таки Деда Мороза и Снегурочку. Откуда взялась эта снежная внучка? В этом мы попробуем разобраться.
Кострома или Снегурочка?
Первоначально этот образ возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако, существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит, можно утверждать, что Кострома – не просто родина Снегурочки, она и есть та самая Снегурочка.
Существовал такой весенне-летний обряд «Похороны Костромы», связанный с прощанием с весной и окончанием Русалочьей недели. Ведь недаром Снегурочка состоит, все-таки, из воды.
Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит её с образом Снегурочки.
Кострома четырежды родина Снегурочки:
– первое рождение – возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу;
– второе рождение Снегурочки – в весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского, писателя и драматурга, создававшего свои творения на Костромской земле;
– третье рождение – съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке, лесопарке на территории Костромы.
– четвёртое – воплощение образа в живом человеке, играющем роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.
В Костроме у Снегурочки тоже есть и терем, и гостиная, где она радушно принимает и развлекает своих гостей любого возраста.
Однако существует и мнение, что Кострома никак не связана со Снегурочкой.
Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.
Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.
Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома — не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.
Морана (Марана, Кострома. ) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть — черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.
Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы).
Снегурочка и Галатея
С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов, иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).
Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.
Снегурочка – литературный персонаж
В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). Славянской Богиней Снегурочку сделал под влиянием исследований А.Н. Афанасьева в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.
Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.
В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра. Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах. Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».
Каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и даёт возможность отдохнуть от своих проблем.
Современный образ Снегурочки
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).
Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.
В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.
Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Вот такая она – история снежной внучки –Снегурочки. В какую версию верить, выбирать вам, уважаемые читатели.
С наступающим новым годом!
Источники:
https://www.liveinternet.ru/users/3447822/post117047076/
https://deti.mail.ru/article/udivitelnaya-istoriya-snegurochki/
https://oren.aif.ru/ny/116134