18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История собирания коллекции пермской деревянной скульптуры. Пермские боги

Пермская деревянная скульптура

Один из главных символов Пермского края – пермская деревянная скульптура («пермские боги»). Это поистине уникальная скульптура, не имеющая аналогов более нигде.

Один из главных символов Пермского края – пермская деревянная скульптура («пермские боги»). Это поистине уникальная скульптура, не имеющая аналогов более нигде.

Пермская деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII – XIX веках. Местные народы, издавна придерживавшиеся язычества, даже перейдя в православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и других святых, по сути продолжая традицию поклоняться деревянным идолам. Такие объемные изображения были им куда ближе.

Несмотря на запреты деревянных религиозных скульптур церковными властями (православная церковь считает, что объемные изображение святых каким-то образом оскверняет святой дух), «деревянные боги» на протяжении нескольких веков лишь множились в церквях Урала, в местностях, где жили коми-пермяки. Вопреки указам сверху местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянных Иисусов и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами.

Специалисты отмечают в пермской деревянной скульптуре монументальность художественных решений, яркую образность, высокую эмоциональность и недюжинное мастерство. Вырезавшие скульптуры мастера словно вложили в свое творение всю свою душу, создав настоящие шедевры.

Лица деревянных богов полны муки, жертвенности. При этом внешность вырезанных из дерева православных святых имеет явно выраженные коми-пермяцкие черты. Их отличают широкие скулы и азиатские глаза.

Самым распространенным образом Иисуса Христа в пермской деревянной скульптуре стал так называемый Спас в темнице (или Спас полуночный). Этот образ показывает сидящего Иисуса с терновым венком на голове незадолго до распятия на Голгофе. Обычно эту скульптуру помещали в церкви в некое подобие темниц, сколоченных из дерева. Некоторые скульптуры выполнены в натуральную величину.

Также, помимо Иисуса Христа, большим почетом среди пермяков пользовался Николай Чудотворец.

Коми-пермяки относились к скульптурам с трогательной любовью и трепетом. Они одевали и обували деревянных богов, как живых, приносили им угощения и дары. Пермяки верили, что по ночам скульптуры оживали и ходили по храму, поэтому регулярно меняли им обувь.

Богатой коллекции «пермских богов» мы должны быть обязаны Николаю Серебренникову. В 1920-е годы он организовал несколько экспедиций по старинным селам на севере Пермской области для сбора уникальных скульптур. Экспедиции были очень не простыми. Как вспоминал сам Серебренников, «во все поездки пришлось проехать 5083 версты, из них 2059 верст лошадьми, 2105 пароходом и 919 верст железной дорогой». Всего за шесть экспедиций было собрано 195 скульптур! И это не считая различных других старинных изделий.

Первая выставка собранных Серебренниковым деревянных скульптур открылась в Перми 27 апреля 1924 года, вызвав большой интерес.

Если бы не Серебренников, то «пермских богов», как и прочую церковную утварь, ждала бы печальная участь быть поглощенными в огне во времена борьбы с религией.

Самая большая в мире коллекция пермской деревянной скульптуры находится, как и положено, в Перми – в Пермской художественной галерее. В настоящее время в коллекции Пермской галереи около 370 резных изображений.

В 1928 году нарком просвещения А.В. Луначарский в рамках визита в Пермь посетил выставку пермской деревянной скульптуры, которая привела его в восторг. Вот что он написал об увиденном:

«Посетил художественную часть Пермского музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественной и культурно-исторический точки зрения и в то же время поражает своей художественной силой как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности».

В 2010 году часть уникальной коллекции экспонировалась во Франции. Выставка пользовалась огромным интересом среди французов. Однако многие известные пермяки высказывались категорически против такой поездки «пермских богов» заграницу, боясь их утраты и порчи в пути. Однако недавно все боги благополучно вернулись на свою родину.

Читать еще:  Экзюпери годы жизни и смерти. Антуан де сент-экзюпери краткая биография

Пермская художественная галерея была открыта в 1936 году. Безусловно, главная «фишка» музея – пермская деревянная скульптура. Но в картинной галерее есть и другие интересные экспонаты. Посетители увидят здесь множество образцов живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства как России, так и других стран мира. К слову, коллекция Пермской галереи составляет почти 43 тысячи единиц хранения.

Спасо-Преображенский собор с колокольней, в котором находится Пермская художественная галерея, – главный символ города Перми, памятник архитектуры XIX века. Отсюда открывается красивый вид на реку Каму и набережную.

Поездка в город Пермь — отличный познавательный маршрут выходного дня. Пермь называет себя главной культурной столицей России. Здесь проходит много интереснейших культурных событий и поездку сюда можно совместить с посещением одного из них. Описания и программу самых ярких событий можно найти на нашем сайте в разделе «Календарь событий».

Также рекомендуем посмотреть другие достопримечательности Перми, посетить музей истории Мотовилихинских заводов. Можно также побывать на Камской ГЭС, посмотреть Камское море и насладиться открывающимся видом на мысе Стрелка — на месте слияния рек Кама и Чусовая. Кстати, по мнению астролога Павла Глобы, именно здесь родился легендарный Заратустра…

По пути можно посетить архитектурно-этнографический музей «Хохловка», музей политических репрессий «Пермь-36» близ города Чусовой, Белогорский монастырь, Кунгурскую ледяную пещеру и водопад Плакун.

Пермские боги

С кульптуры в православии — явление необычное. Еще в 1722 году Святейший синод запретил использовать их в богослужении. Но жители северных регионов продолжали вырезать фигуры Спасов, ангелов и православных святых из дерева и размещать их в церквях. Самую обширную коллекцию деревянной православной скульптуры в России исследователи собрали и сохранили в Пермском крае.

Находки Николая Серебренникова

Пермские скульптуры первым обнаружил краевед Николай Серебренников в 1922 году. Изваяния высотой в человеческий рост стояли в заброшенной часовне на старом кладбище. Ученому они напомнили и языческих идолов, и православных святых одновременно — находки решено было переместить в Ильинский краеведческий музей.

За следующие три года Серебренников вместе с этнографом Александром Сыропятовым организовали несколько экспедиций в отдаленные села пермской земли и собрали там еще 280 подобных скульптур. Такое количество экспонатов могло вместить только крупное хранилище — собрание выставили в только что открывшемся Пермском художественном музее.

Больше всего православных фигур находили в церквях на севере Пермского края: в Усолье на берегу Камы и вверх по реке — в Соликамске, Чердыни. Среди них были отдельные скульптуры — фигуры Николая Можайского, Параскевы Пятницы, Иисуса Христа, а также скульптурные группы и целые резные иконостасы.

Жители отдаленных деревень относились к фигурам по-разному. Часть прихожан воспринимала их как украшение храма, остальные же почитали как идолов: одевали, подносили еду, задабривали дарами. Именно из-за такого, особого отношения к изваяниям исследователи стали называть скульптуры «богами».

Собирать их оказалось непросто: жители не всегда отдавали скульптуры добровольно. Изваяния провожали с плачем, в некоторых селениях фигурам сооружали гробы и устраивали им «похороны». Жители деревень были уверены: чужаки уничтожат их святых. Однако благодаря краеведам-собирателям «пермские боги» уцелели в советские годы, в отличие от другого церковного имущества.

Как ваяли пермских богов

Сюжеты

Чаще всего вырезали распятия и Иисуса, который ожидает казни в темнице. Его изображали сидящим, с палкой в руке и терновым венцом на голове. Пермские резчики были мастерами разного уровня: в коллекцию Серебренникова попали и примитивные фигуры, и истинные произведения искусства. Но, как правило, и те и другие старались запечатлеть выражение смирения и печали на лице страдающего Христа.

Материал

Мастера использовали сосну: она мягче, проще в обработке и лучше хранится. Мелкие детали вырезали из брусков липы. Иногда в ход шли более твердые породы: береза, ель. Дерево тщательно готовили к работе. Сначала его сушили, чтобы готовая скульптура не деформировалась, потом выравнивали заднюю часть бревна для барельефных фигур. Чаще всего резчики удаляли и сердцевину бревна: полое изваяние почти не трескалось со временем.

Читать еще:  Национальные интересы. Национальные интересы России в современном мире

Крепление деталей

Если блок для будущей скульптуры оказывался маленьким, его наращивали: приклеивали дерево так, чтобы были незаметны стыки. Выступающие части — руки, терновые венки с шипами, крылья ангелов — мастера всегда изготавливали отдельно, а затем крепили в специальное гнездо со штифтами и тоже фиксировали клеевым раствором.

Инструменты

Уже в XVIII веке деревенские ваятели использовали специальные инструменты. На деревянных фигурах сохранились следы не только топора и ножа, но и долота, стамески, пилок, буравы и других столярных приспособлений. С их помощью скульпторы вырезали сложные формы — локоны волос, складки ткани.

Покраска

Готовую фигуру вначале шлифовали. Затем мастера оклеивали основу холстом, который грунтовали. Но этот метод использовали не так часто. Обычно краску наносили прямо на дерево: это дешевле и быстрее. Но в этом случае красочный слой приходилось часто обновлять. Окрашивали фигуры в приглушенные цвета, которые подчеркивали рельеф. Иногда скульпторы имитировали его, сочетая светлые и темные мазки.

Авторы скульптур

Резные иконостасы с барельефными фигурами и скульптурные группы создавали послушники пермских монастырей — больше всего сохранилось фигур Пыскорской монастырской мастерской. Единичные статуи изготавливали сельские мастера. Их имена остались неизвестными, за редким исключением: например, сохранилась информация о скульпторе из пермской Лысьвы — крепостном Дмитрии Домнине. В середине XVIII века его вместе с другими крепостными из соседнего села отправили в Лысьву строить заводские цеха и здание управления. В свободное время Домнин вырезал фигуры православных святых и жертвовал их в местную церковь.

Экспонаты Пермской галереи

Одно из произведений Дмитрия Домнина — монументальная скульптура «Саваоф» — хранится в собрании Пермской художественной галереи, как сейчас называется бывший краевой художественный музей. Домнин изобразил Бога Отца — Саваофа, сидящего в облаках. В руках Господь Саваоф держит скипетр и державу. Скульптура в основном барельефная и крепится вплотную к стене. В Лысьве она венчала иконостас сельской церкви.

Также в Пермской галерее находятся необычные распятия, на которых Иисуса изображали с лицом монголоидного типа, как у местных народов. Одна из таких скульптур — распятие из Усолья первой половины XVIII века. Это крупное изваяние, фигура Иисуса в нем — почти в человеческий рост. Видно, что автор хорошо знал анатомию: соблюдены пропорции тела, проработаны пучки мышц и выступающие кости.

В отличие от усольского распятия у соликамского «Сидящего Иисуса» европейские черты лица. Резчик изобразил его без одежды, в терновом венке. Из-под шипов будто бы льется кровь, а на теле — следы избиений. Вырезаны даже самые мелкие детали: складки век, морщины, локоны волос и выступающие сухожилия на руках. «Сидящий Иисус» из Соликамска — самая реалистичная из пермских фигур.

Деревянная скульптура или миф о “пермских богах”

Сегодня стало уже общим местом называть деревянные скульптуры Пермского края “пермскими богами”, говорить об их уникальности и о том, что лица скульптурных изображений несут несомненные признаки принадлежности к местному коми-пермяцкому населению. Очень хорошо это передано в посте l_afinogentov : ” Пермская деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII – XIX веках. Местные народы, издавна придерживавшиеся язычества, даже перейдя в православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и других святых, по сути продолжая традицию поклоняться деревянным идолам. Такие объемные изображения были им куда ближе.

Несмотря на запреты деревянных религиозных скульптур церковными властями (православная церковь считает, что объемные изображение святых каким-то образом оскверняет святой дух. Стоглавый собор ещё в 1551 году, а Святейший синод в 1722 строго-настрого запретили резные или истесанные иконы, а тем более изображения святых в виде скульптур) , «деревянные боги» на протяжении нескольких веков лишь множились в церквях Урала, в местностях, где жили коми-пермяки. Вопреки указам сверху местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянных Иисусов и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами”. – взято здесь – https://l-afinogentov.livejournal.com/303811.html
Процитированный автор пересказал то, что воспринял из рассказов экскурсоводов и, очевидно, прочитанных материалов. Но вот действительность, похоже несколько иная.
Во-первых, деревянная скульптура была осень широко распространена в России. Но в 1920-х годах в Пермских краях нашелся человек, который организовал сбор деревянной скульптуры в разных селениях Прикамья и объяснить властям, что это не только предметы культа, но и произведения народного искусства. Он организовал несколько экспедиций по выявлению и сбору скульптуры. Именно эти материалы и составили основу коллекции, которая хранится сегодня в Перми. Николай Серебренников практически спас этот пласт культуры в Прикамье от уничтожения. Он же был первым популяризатором деревянной скульптуры и издал первый альбом с фотографиями этих произведений народного творчества. Увы, в других краях не нашлось человека, который бы сделал то же самое в отношении скульптуры Русского Севера, Владимирской земли и т.д. Поэтому, увы, в других областях осталось лишь небольшое количество произведений такого типа.
Во-вторых, признаки местного антропологического типа присутствуют, но далеко не всех скульптурах (даже не в большинстве), и это не является исключительной чертой пермских “богов” – я имею в виду, что широкие скулы и прочие признаки вроде как уральского антропологического типа встречаются на “лицах” скульптур, изготовленных гораздо западнее. Чуть дальше я попытаюсь подтвердить свои слова.
В третьих, язычники на территории России делали очень примитивные идолы. Практически идентичны деревянные идолы, найденные при раскопках Новгорода и те, что стояли (и стоят) на святилищах сибирских народов. То есть изготовление скульптуры все же не “почин” местных жителей (имею в виду коми-пермяков) поскольку в их культурной традиции не было изготовления реалистичной скульптуры. Эта культурная традиция заимствована с Запада (частью из Византии), но естественно, претерпела некоторые изменения, попав на местную почву. Развитие христианской скульптуры, это, в общем-то общая тенденция эпохи барокко, то есть XVII-XVIII веков. Сама скульптура возникает раньше, но широко распространяется именно в этот период.
Сейчас несколько фотографий из галереи в Перми, где выставлена часть коллекции пермской деревянной скульптуры:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Читать еще:  Преемственность в литературе 18 и 19 века. Преемственность в литературе

Я ничего не подтасовывал, а просто взял подряд фотографии из выборки (выборка более-менее приличных по качеству снимков). Можете убедиться, что значительное число образов, воплощенных в пермской скульптуре явно тяготеет к европейским “исходникам”. Снимал пару лет назад. Сама выборка на Яндекс-фотках.

А дальше приведу несколько кадров из музея в городе Плоцке, что в Польше. Извиняюсь за качество снимков – условия были не очень, а со вспышкой снимать постеснялся. Это было лет десять тому назад.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Разумеется, изображения в целом несколько отличаются – слишком отличается среда, в рамках которой возникали эти произведения. Но настолько ли сильно? Особенно, если посмотреть на изображения Христа?

Вот пара идолов из Западной Сибири:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Не имел цели “опровергнуть и доказать” – хотелось лишь, чтобы несколько шире воспринималась действительность. Да, и еще – я не претендую на бесспорную правоту, это всего лишь моя точка зрения:) Хотя то, что деревянная скульптура была характерна для большей части Европейской России, надеюсь, никто оспаривать не будет.

Источники:

https://nashural.ru/article/istoriya-urala/permskaya-derevyannaya-skulptura/
https://www.culture.ru/materials/254041/permskie-bogi
https://gayaz-samigulov.livejournal.com/33902.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]