История создания картины «Утро в сосновом лесу. Факты и заблуждения
История создания картины «Утро в сосновом лесу»
В моем далеком детстве картину « Утро в сосновом лесу» не просто знали, а горячо любили октябрята обоих полов. По той простой причине, что красовалась она на обертках чудесных вафельных конфет с шоколадной начинкой.
«Утро в сосновом лесу»
На вернисаже как-то раз…
И вот я стою в Государственной Третьяковской галерее лицом к лицу с шедевром многоуважаемого Ивана Ивановича Шишкина. Даже тени откровения, сродни тому, которое накатывает, говорят, при встрече с подлинником « Моны Лизы», и в помине нет. Но это не важно, зато на мишек любо-дорого смотреть. Как родные, м-м-м, милые-милые, так и съела бы! Слова экскурсовода убаюкивают: « Шишкин был классическим пейзажистом. Картина « Утро в сосновом лесу» появилась из-под его кисти в 1889 году. Считается, что художник написал ее под впечатлением от поездки по вологодским лесам. На ней изображен утренний сосновый бор…»
« Серьезно? – просыпается во мне ирония. – Никогда не догадалась бы! А я всегда думала, что южноамериканские пампасы!» И тут оказывается, что насмехаться над буквальностью речи сотрудницы галереи я поспешила.
Первоначально на картине « Утро в сосновом лесу» Шишкин написал именно пробуждающийся от ночного сна дремучий бор (так картину часто и величают ошибочно – « Утро в сосновом бору»), и все – никаких косолапых животных. А если быть точным, то семейство медведей наш прославленный пейзажист не рисовал никогда вообще! Именно потому что пейзажист. Листочки, веточки, дубы вековые – пожалуйста, с фотографической достоверностью, этим и прославился в веках. Лисички, зайчики и прочая живность – увольте! Не умею, не могу, не буду. Максимум – корову, а она здесь совершенно неуместна. Каждому свое, справедливо рассудил Иван Иванович и, успокоив сам себя, отправился в очередную пешую прогулку по лесным массивам, кои обожал всем сердцем.
Подарок друга
Однако на следующий день лесной пейзаж уже не показался художнику столь совершенным, как накануне. Долго стоял он перед картиной, придирчиво всматриваясь в детали. Посмотрим и мы: влажный утренний туман, первые ласковые лучи солнца, могучие стволы вековых сосен, запах хвои – и тот почти различим! Но… Чего-то не хватает. Слово еще такое есть современное… А, динамики! Жизни то бишь. Так Шишкин и сказал своему товарищу по художественной артели Савицкому, пожаловался даже: шедеврально, мол, да не то! Константин Аполлонович был рад помочь другу как художник художнику: краски есть, кисть имеется, и вот на свет появилась медведица с тремя медвежатами. Неожиданный поворот? Куда там Джоконде с ее невнятной улыбкой. Вот где смех да и только: представляете, если бы Достоевский пришел в гости к Тургеневу да и заявил: « Давай-ка, голубчик ты мой Ваня, помогу, что-то, я вижу, ты в творческом застое!» – и вписал бы собственноручно главу-другую в « Записки охотника». А мы, читатели, восхищались бы стилем Тургенева, не догадываясь, что перо-то скрипело Федора Михайловича…
Должен остаться только один!
Впрочем, наши герои как истинные друзья честно поставили на полотне « Утро в сосновом лесу» свои подписи. Автограф Савицкого чуть позже стер меценат, коллекционер и создатель будущей знаменитой галереи Павел Третьяков. Причина осталась загадкой, вроде как сам « отец» медведей попросил это сделать из пиетета к Шишкину, первоначальному творцу картины. Да и, логично рассудив, – зачем успешному художнику-жанристу, « Некрасову в живописи», представлявшему на выставках такие картины, как « Ремонтные работы на железной дороге» или « На войну», лавры анималиста? А может быть, вторую подпись убрали просто потому, что в живописи дуэты не приняты. Так или иначе, гонорар за работу выплатили только Шишкину, а дальше уже каждый проявил себя в силу своей природной сущности. Говоря художественным языком, развернулась картина « Как поссорились Иван Иванович с Константином Аполлоновичем»…
С годами история создания шедевра с конфетной обертки трансформировалась в куда более приличный вариант: дескать, Савицкий просто подсказал Шишкину идею « накидать» мишек на уже высохшее полотно, а тот ее гениально воплотил, не зря же учился в знаменитой мастерской анималистов в Мюнхене. Так пишут в официальных книгах по истории живописи. Мы же, простые зрители, с детской настойчивостью еще больше запутываем сами себя, восклицая: « Как же, знаем такую картину! « Три медведя» называется! Автора не помню, а вот конфеты были просто класс!»
Теория Элит
Реальная история создания картины «Утро в сосновом бору»
Почти 2 века назад, родился гениальный русский художник — Иван Шишкин. Самая известная его картина растиражирована на конфетных обертках: «Утро в сосновом лесу». О ней до сих пор придумывают много легенд: про обиды позабытого соавтора Савицкого, про места, с которых рисовался пейзаж.
По общеизвестному факту, с городом Вятка связано большое количество эпохальных событий в истории. В некоторых версиях, его называют Киров. Что стало тому причиной — неизвестно.
В 1885 году Шишкину пришла идея о написании полотна, которое бы вобрало в себя всю мощь и глубину российского соснового бора. Писал он ее в Брянских лесах. 3 месяца художник жил в шалаше, дабы почувствовать единение с природой. Итог его пребывания там — пейзаж «Сосновый бор. Утро». Жена Шишкина посчитала, что полотно без динамики, после чего было решено добавить туда лесных обитателей. Изначально это должны были быть зайцы, однако они бы не добавили картине «мощи» и «силы». Выбор встал между медведем, кабаном и лосем. Кабана не взяли — жена Шишкина не любила свинину. Лось на дереве — совсем неестественно. В поисках медведей Шишкин вновь отправился в Брянский лес, но все они были не живописными, по мнению художника.
В поисках подходящих медведей прошло 4 года: художник побывал в лесах Орловщины, Рязанщины и Псковщины, но так и не нашел экспонат, достойный шедевра. «Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет?», — писал из шалаша Шишкин жене. Софья Карловна и здесь помогла мужу – в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии.
Шишкину пришлось отправиться на Вятку, чтобы найти идеальное животное.На 6-ой день пребывания в лесу, ему встретились прекрасные представители бурых медведей. Полотно было готово в 1889 году.
Сейчас уже мало кто помнит, где художник нашел «персонаже» для своей картины. А жаль. И по сей день медведь в этих краях водится мощный и породистый. Общеизвестным является тот факт, что для эмблемы Олимпиады-80 позировал медведь Громыка из зверохозяйства «Зониха».
И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»: как картина стала знаменитой
Данное полотно – одно из самых узнаваемых произведений русских художников. Раскинувшуюся перед зрителем панораму соснового леса, на переднем плане которой резвятся смешные неуклюжие медвежата, невозможно спутать ни с каким другим пейзажем. Но, несмотря на свою популярность, работа таит в себе много загадок и сюрпризов. Как создавалась эта картина Шишкина? Почему она стала настолько известной? На эти вопросы ответит наша статья.
Иван Иванович Шишкин – каким был великий художник?
Знаменитый пейзажист, рисовальщик и гравёр-аквафортист родился в 1832 г. в семье купца, живущего в г. Елабуге вятской губернии. Рисовать он любил с самого детства, а позже даже оставил гимназию ради того, чтобы поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Свой поступок он объяснял так: «Не хочу становиться чиновником». Окончив училище, Шишкин отправился в Санкт-Петербург, где и стал одним из студентов Императорской Академии художеств.
Его интерес к изобразительному искусству всячески одобрял и поддерживал отец – Иван Васильевич Шишкин. Перед путешествием он даже осенил сына его любимой иконой – образом Спаса Нерукотворного. Сохранилось письмо будущего художника, в котором тот обращается к «любезным Тятеньке и Маменьке», прося по-родительски благословить его перед поступлением. Студент робел в присутствии знаменитых живописцев из Академии, которые казались ему величавыми, строгими и массивными. Это послание датировано 31 января 1856 г. – мог ли Шишкин тогда подумать, что через пятьдесят лет его самого назовут народным творцом, «царём леса» и сокровищем русской культуры?
В работе мастер руководствовался искренним восхищением природой, вниманием к мельчайшим нюансам флоры и фауны, любовью к деталям и тщательно выписанным подробностям. Его мастерство удивляло и восхищало коллег, как и обширные знания в областях ботаники, географии и геологии. Туманная дымка, мягко мерцающая в рассветных лучах, фигурно вырезанные листья берёзы, фактура и объёмность мшистой кочки, золотистый песок, кажущийся рассыпчатым и шероховатым, ряска на поверхности лесного болотца – все эти частности делают произведения художника живыми, динамичными и восхитительными.
Но настоящим шедевром и вершиной мастерства стала картина Утро в сосновом лесу Шишкина. Создавая это полотно, влюблённый в природу живописец в полной мере выразил своё восхищение и благоговение перед красотой мира. Произведение столь реалистично, что зрителю кажется, будто вот-вот стронется застывший между стволами клуб тумана, шевельнутся корни поваленной сосны, на которую взбирается медвежонок.
Неудивительно, что после презентации работы в 1889 г. (кстати, именно И. И Шишкин был основателем Товарищества передвижных художественных выставок) её сразу же пожелали приобрести несколько коллекционеров. В конце концов, картину купил П. М. Третьяков – меценат и предприниматель, положивший начало знаменитой Третьяковской галерее. Но на этом её история только началась.
Кто был автором полотна?
На самом деле к произведению приложили руку сразу два художника – сам Шишкин и его добрый друг, Константин Аполлонович Савицкий. Но, изучив музейное описание картины Утро в сосновом лесу, Вы увидите там только одного автора. В чём же причина такой несправедливости?
Савицкий – великолепный жанровый живописец. С Шишкиным его связывали не только профессиональные (они вместе состояли в Товариществе передвижных выставок), но и дружеские, и даже семейные узы – он крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в его честь Константином. Позже он поддерживал мастера, когда умерла его первая жена, а тот, в свою очередь, помог Савицкому пережить самоубийство его супруги. Позже Шишкин, описывая этот период жизни в своём дневнике, отметил, что провидение, заставляя художника страдать, воспитывает в нём Божий дар.
Однажды, встретившись с Савицким, Шишкин рассказал ему о задуманном масштабном полотне, на котором изображались бы медведи. Вероятно, к этому его подтолкнуло создание картин «Туман в сосновом лесу» или «Бурелом» (обе написаны в 1888 г.). А уже через несколько месяцев художник пригласил друга в свою мастерскую, отправив ему письмо с такими словами: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». «Штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу». А когда Константин Аполлонович выразил своё восхищение работой, Шишкин предложил ему вписать в пейзаж семейку диких зверей.
До сих пор неизвестно, почему мастер так поступил. Он был учеником художника-анималиста Р. Коллера (Швейцария), и на многих его картинах есть животные и птицы, изображенные вполне профессионально. Есть медведи и на эскизах к полотну. Но, так или иначе, кисть была уступлена Савицкому, и под завершенным произведением появилось две подписи вместо одной. А затем Шишкин поделился с Савицким и гонораром, отдав ему одну из четырёх тысяч рублей, полученных от продажи.
Но Константин Савицкий расписался на картине уже после того, как она была показана на выставке и продана Третьякову. Поэтому, когда покупку доставили, и коллекционер обнаружил на полотне два автографа, он очень возмутился. Как отметил в своих мемуарах Н. А. Мудрогель (старейший работник Третьяковской галереи), меценат сразу же приказал принести скипидару из Франции и стёр подпись.
Именно это событие и привело к путанице с авторами. Кроме того, возникли и другие слухи – например, что Шишкин просил нарисовать медведей, потому что просто не мог изобразить их самостоятельно, а ещё – что Савицкий очень разгневался из-за такого подлога и оборвал всякие связи с другом. На самом деле, ничего подобного не случилось – художники были приятелями на протяжении всей жизни, и поступок Третьякова на это никак не повлиял.
Менялось и название картины. Так, на выставке данный экспонат был подписан как «Медвежье семейство в лесу». Но в истории осталось другое наименование, известное сегодня всем – Иван Иванович Шишкин Утро в сосновом лесу.
Как картина стала обёрткой – создание фирменного бренда
Своей популярностью произведение обязано не только действиям коллекционера. Широчайшую известность среди жителей России картина заслужила благодаря кондитеру Теодору Фердинанду фон Эйнему и его компаньону Юлиусу Гейсу. Эти предприниматели немецкого происхождения создали паровую фабрику по выпуску конфет и печения. Они заботились не только о качестве продукции, но и о рекламе – довольно необычный подход для того времени.
В рамках такого движения компания «Эйнем» создавала самые разнообразные серии конфет – например, «Клады моря и Земли», «Типы народов земного шара», «Транспортные средства» и даже «Русские художники и их картины». А в 1896 г. в ассортименте появилась новинка – сладость «Мишка косолапый» из покрытых шоколадом вафель, между которыми была начинка из пралине – растёртого миндаля, какао-бобов и сахара. Её обёртку украшала работа Шишкина, сразу же получившая в народе название картина Три медведя. При этом никого не смущал тот факт, что животных на рисунке четыре.
Выпускать конфеты, полюбившиеся многим сладкоежкам, продолжили и после Октябрьской революции. Только делали их уже не работники компании «Эйнем», а пролетарии, трудившиеся на предприятии «Красный октябрь», которое принадлежало советской власти. Цена популярных сладостей была очень высокой – почти четыре рубля за килограмм. Поэтому поэт-пропагандист В. Маяковский создал для продукции смелый лозунг: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку».
Позже кондитерское изделие нарисовали на стене первого московского небоскрёба, расположенного в Калашном переулке. В здании располагался Моссельпром (советский трест, под чьим началом объединились все кондитерские, пищевые, алкогольные и табачные мануфактуры города), так что выбор был вполне обоснованным.
Источники:
https://stapravda.ru/20131213/istoriya_sozdaniya_kartiny_utro_v_sosnovom_lesu_73190.html
https://boeingisback.com/interesnoe/realnaya-istoriya-sozdaniya-kartinyi-utro-v-sosnovom-boru.html
https://ukrburshtyn.com/blog/i-i-shishkin-utro-v-sosnovom-lesu.html