4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Альберт камю биография. Альбер Камю: Жизнь – это сотворение души

Альбер Камю: Жизнь – это сотворение души

4 января 1960 года Париж потрясла страшная новость. Автомобиль, в котором ехал известный писатель Альбер Камю с семьёй своего друга Мишеля Галлимара, возвращаясь из Прованса, вылетел с дороги и врезался в платан неподалёку от городка Вильблёвен в ста километрах от Парижа. Камю погиб мгновенно. Галлимар, который был за рулём, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Знаменитый писатель, самый молодой лауреат Нобелевской премии 1957 года, погиб на месте, ему было всего 46 лет.

«Совесть Запада» – Альбер Камю

Альбер Камю – французский писатель, журналист, эссеист, философ, член французского движения Сопротивления. Одна из ключевых фигур мировой литературы. Он вместе с Сартром стоял у истоков экзистенциализма. Но позже отошел от него, став продолжателем традиции философской прозы. Камю – один из самых пламенных гуманистов в истории литературы. Его называли «совестью Запада». Этика его запрещает убийство, даже если оно совершено во имя великой идеи, Камю отвергает тех, кто строит из себя Прометеев и готов пожертвовать другими ради построения светлого будущего.

После аварии по Парижу поползли слухи, что это не просто авария, а заказное убийство. За свою короткую жизнь Камю нажил множество врагов. Он возглавлял движение сопротивления колониализму. Но был против развязанного на его родине террора против колонизаторов. Его не терпели ни правые французы, отстаивавшие колониальное господство Франции в Алжире, ни террористы, которые хотели уничтожить колонизаторов. Он хотел примирить непримиримых.

Родился Камю в Алжире 7 ноября 1913 года в бедной семье сельскохозяйственных рабочих. Отца призвали на фронт во время первой мировой войны, через две недели он был убит. Неграмотная полуглухая мать перебралась с детьми в бедняцкий район.

В 1923 году ее сын окончил начальную школу и должен был идти работать, чтобы помогать матери прокормить семью. Но учитель уговорил мать отдать мальчика в лицей. Учитель говорил, что когда-нибудь ее сын принесет семье славу. «У него несомненный талант, вы будете им гордиться», – твердил он и мать согласилась отдать сына в лицей, где он проявил себя с лучшей стороны. Тут обнаружилась его склонность к футболу, он подавал большие надежды как спортсмен.

После лицея Альбер поступил на философский факультет Алжирского университета. Играл в футбол. Ему прочили блестящее спортивное будущее. Но в 17 лет у него обнаружили туберкулез, и пришлось распрощаться с футболом. Будущее было туманно, но оно принадлежало только ему. «Я находился где-то на полпути между солнцем и нищетой. Нищета помешала мне уверовать, будто все благополучно в истории. А солнце научило меня, что история – это еще не все. Изменить жизнь – да, но только не мир, в котором я буду творить».

Учебу нужно было оплачивать и Альбер не гнушался никакой работы: частным учителем, продавцом запчастей, ассистентом в метеорологическом институте. Он пользовался успехом у женщин. Но Симона – его первая жена – оказалась морфинисткой. Брак распался.

В 1935 году Камю увлекся марксизмом и вступил в компартию Алжира. Мечтал об освобождении человека труда. Однако он быстро обнаружил, что политика компартии конъюнктурна, завязана на Москву. В 1937 году вышел из партии. Вместе со своей театральной труппой «Театр труда», которая была связана с коммунистическими ячейками, Камю объехала весь Алжир. Он был и постановщик, и актер. Писал для театра. Планировал учиться дальше. Но обострившийся туберкулез не позволил этого. Зато не мешал ему писать. Камю стал журналистом в нескольких газетах. Основная тема – ужасное положение коренного населения Алжира. «Я учился свободе не по Марксу, – пишет он в своих записных книжках, – меня научила ей нищета».

Одна за другой стали выходить его книги «Изнанка и лицо», «Бракосочетание», пьеса «Калигула».
Весной 1940 Камю перебрался во Францию. Возглавил газету «Пари Суар». Женился на своей однокласснице Франсин Фор. Ему так нужен был тихий дом и забота любящей женщины. Тихое семейное счастье длилось недолго. 25 июня 1940 года Франция капитулировала. Камю был уволен с поста редактора. Уехал в эвакуацию. Но через два года вернулся в Париж и активно включился в деятельность французского сопротивления. Он стал членом подпольной организации «Комба» и познакомился с актрисой Марией Казарез, к которой у него вспыхнула глубокая и страстная любовь. Это было опасное и тяжелое время. Он писал, а на глазах его происходило поражение Парижа коричневой чумой.

Коктейль из любви и риска – вот что такое жизнь Камю в это время. Любовная идиллия с Мари длилась год. А в 1944 году Франсин вернулась в Париж к мужу. Мари была потрясена, оказывается, ее возлюбленный женат. Она дала Камю неделю на размышление, чтобы он сделал окончательный выбор между нею и Франсин. Это было невыносимо. Альбер разрывался между любовью и долгом. По существу он женился на Франсин не по любви, а из-за своей болезни. Он поддался слабости. Но был благодарен ей за заботу и тепло. За то, что она была рядом в трудные минуты жизни. Теперь жена нуждалась в его защите. Она была беременна. Он не мог ее бросить. Решение приняла Мария. Узнав о двойняшках, она сама ушла от Альбера.

Камю очень страдал. Писал ей длинные письма. Внутри него не на жизнь, а на смерть сражались любовь и долг. Эта личная драма разворачивалась на фоне событий в Париже. В конце войны пришло время расплаты над теми, кто поддерживал нацистов. Началась волна самосудов и расправ. Камю был категорически против террора и мести, он был убежден, что нельзя становиться на сторону гильотины. Охота на ведьм, на тех, кто сотрудничал с фашистами, выбивала его из творческой колеи. Каждая статья о нем в газетах – это негодование: «С кем вы, господин писатель?»

А он единственный среди французских писателей, кто оказался против бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Камю был убежден – бомбардировка – это не окончательная победа, это начало новой более изнурительной войны. И ее нужно остановить.

В 1948 году, через три года после расставания Альбер однажды увидел Мари на улице. И все началось сначала. Они ничего не могли с этим поделать. Это был союз, заключенный на небесах. Счастье, упоительное и всепоглощающее, накрыло их, и ничто больше не могло их разлучить. Теперь он известный писатель. Его уже не воспринимают как любовника известной актрисы. Когда-то он сказал: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье». Ему посчастливилось испытать и то, и другое одновременно. И все же он был счастлив, потому что любил.

Уйти от Франсин он даже не помышлял. Но жена его раздражала. От семейных неурядиц и двойной жизни его спасало творчество. «Свободен тот, кто может не лгать», – писал Камю. В творчестве он был предельно честен перед читателем и самим собой.

В это время он написал свое знаменитое произведение «Бунтующий человек» – эссе о бунте и человеке. В нем Камю исследовал анатомию бунта и пришел к шокирующим выводам. Бунт против абсурда естественен, нормален. Но революция – это насилие, приводящее к тирании. Она направлена на подавление бунта человека против абсурда. А значит революция неприемлема. Так Камю развенчал марксистскую идею. И полностью разошелся с экзистенциалистами. Он стал гуманистом. «Я ненавижу только палачей, – писал он. – Остальные люди разные. Они действуют чаще всего по неведению. Не ведают, что творят, поэтому чаще всего совершают зло. Но они не палачи». Это была попытка просветить других.

«Бунтующий человек» рассорил Камю с Сартром, хотя до этого они 10 лет были неразлучны. Благодаря этой дружбе, творчество Камю до сих пор ошибочно причисляют к философии экзистенциализма. «У меня слишком мало точек соприкосновения с модным учением экзистенциализма, выводы которого ложны», – писал Камю.

Читать еще:  Русские и зарубежные драматурги. Театр- их стихия, знаменитые русские драматурги

Еще в 1945 году, опьяненные победой, они с Сартром ожесточенно спорили, можно ли поступиться своим внутренним чувством ради общего блага. Сартр утверждал: «Сделать революцию, не замарав рук, невозможно». Камю считал, что «в выборе того, что может вас обесчестить, случайного нет». В «Бунтующем человеке» Камю посягнул на святое. Он подверг критике идеологию марксизма.

Он разбирает в этом произведении, к чему бунт ведет. Да, он может вести к освобождению. Но побочным эффектом является то, что появляются Человеко-боги, Прометеи, которые потом загоняют в концлагеря людей. Скандал вышел немыслимый. Камю ругали и левые, и правые. Началась бешеная травля писателя. «Юманите» объявило Камю «поджигателем войны». Сартр опубликовал пьесу «Дьявол и господь Бог», которая заканчивалась словами: «Начинается царство человека, и я в нем буду палачом и мясником». Сартр окончательно перешел на сторону палача. То есть прямо назвал себя тем, кого Камю ненавидел. Дальнейшие отношения были невозможны.

Осенью 1957 года Альбера Камю номинировали на получение Нобелевской премии в литературе, формулировка была такой: «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Это был как гром среди ясного неба. Камю был в растерянности. Его «Бунтующего человека» не ругает разве только ленивый, его травят и высмеивают. А тут престижная премия. Камю смущен.

Номинированы Жан-Поль Сартр, Борис Пастернак, Сэмюель Беккет, Андре Мальро. «Премию получит Мальро», – твердит Камю как заклинание. Но в Стокгольм пришлось ехать ему – самому молодому из номинантов. Он считал себя недостойным такого признания. В какой-то момент даже хотел отказаться от премии, послать нобелевскую речь по почте. Друзья убедили, чтобы он прочел её лично.

«Каждое поколение убеждено, что его назначение состоит в том, чтобы переделать мир. Мое уже знает, что ему этот мир не переделать. Но его задача еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать этому миру погибнуть. Я слишком крепко привязан к галере нашего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже если буду уверен, что галера провоняла селедкой, и в ней слишком много надсмотрщиков, и взят неверный курс». Выступление было встречено овациями.

Один студент из Алжира спросил писателя: «Вы написали так много книг, но ничего не сделали для своей родной страны? Алжир будет свободным?» Камю ответил: «Я стою за справедливость. Но я против террора и, если мне доведется, буду защищать не Алжир, а свою мать».

На улицах его родного города, действительно, звучали выстрелы и проходили теракты, жертвами которых были ни в чем не повинные люди, могла стать и его мать.

Кроме маленького домика в Провансе, первого собственного жилья, никакой иной радости премия Камю не принесла. Как только стало известно, что он удостоился престижной награды, газеты запестрили издевательскими заголовками. «Какие такие выдающиеся идеи? Его творениям не хватает глубины и фантазии. Нобелевский комитет поощряет исписавшийся талант!» Начались издевательства. «Посмотрите, кому вручали нобелевку? Собственный покой и страдания матери ему дороже целой страны». Алжирские повстанцы кипели негодованием. «Он предал интересы родного народа». Наиболее негативно реагировала советская пресса. «Совершенно очевидно, – писала «Правда», – что он получил премию по политическим мотивам за нападки на СССР. А ведь когда-то был членом компартии».
Не удивительно, что после гибели Камю многие стали поговаривать, будто аварию подстроили агенты КГБ.

А может Камю решил сам свести счеты с жизнью? Семейная и любовная драма, разрыв с Сартром, травля в прессе. «В человеке всегда есть нечто, отвергающее любовь, та часть его существа, которая хочет умереть. Вся моя жизнь – история отложенного самоубийства», – писал он в «Мифе о Сизифе». Но хорошо знавшие его люди говорили, что он был далек от самоубийства и не стал бы рисковать жизнью близких друзей, сидевших с ним в одной машине.

Что же случилось по дроге из Прованса в Париж в 1960 году? Скорее всего, случайность. «Мое самое заветное желание – тихая смерть, которая не заставила бы слишком переживать дорогих мне людей», – писал он незадолго до смерти. Но тихой смерти не получилось. В дорожной сумке писателя обнаружили рукопись автобиографического романа «Первый человек». В набросках сохранилось замечание автора «Книга должна быть незаконченной». Его последняя книга осталась незавершенной, как и его семейная жизнь и любовь, как и вся жизнь, оборвавшаяся так внезапно. Но, видимо, душа его была к этому готова.

«Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь – не что иное, как эти долгие и мучительные роды. Когда сотворение души, которым человек обязан себе и страданию, завершается, приходит смерть» (А. Камю. Миф о Сизифе).

Альбер Камю

Философские взгляды Альбера Камю

Альбер Камю (1913 — 1960) в 50-е гг. был одним из “властителей дум” мировой интеллигенции. Первые публикации, открывшие первый период творчества, две небольшие книги коротких лирических эссе “Изнанка и лицо” (1937) и “Бракосочетания” (1939) были изданы в Алжире. В 1938 г. Камю написал пьесу “Калигула”.

Во время второй мировой войны он был активным участником сопротивления. В те годы им были опубликованы эссе “Миф о Сизифе” и повесть “Посторонний” (1942), заканчивающие первый период творчества.

Появившиеся в 1943 — 1944 гг. “Письма немецкому другу” открывают второй период творчества, продолжавшийся до конца жизни. Наиболее значительными произведениями этого периода являются: роман “Чума” (1947); театрализованная мистерия “Осадное положение” (1948); пьеса “Праведные” (1949); эссе “Бунтующий человек” (1951); повесть “Падение” (1956); сборник рассказов “Изгнание и царство” (1957) и др. Камю также выпустил в этот период три книги “Злободневных заметок” (1950, 1953, 1958). В 1957 г. Альберу Камю была присуждена Нобелевская премия. Посмертно были опубликованы его роман “Счастливая смерть” и “Записные книжки”.

Составить представление о философии Альбера Камю непросто, так как взгляды, изложенные в его литературных и философских произведениях, “предоставляют возможность для самых разнообразных трактовок”. При всем том характер этой философии, ее проблематика и направленность позволили историкам философии единодушно оценить ее как разновидность экзистенциализма. В мировоззрении А. Камю и в его творчестве нашли отражение особенности развития европейской философской традиции.

Камю не сомневался в реальности мира, отдавал он себе отчет и в важности движения в нем. Мир, по его мнению, не устроен разумно. Он враждебен человеку, и эта враждебность восходит к нам сквозь тысячелетия. Все, что мы о нем знаем, малодостоверно. Мир постоянно ускользает от нас. В своем представлении о бытии философ исходил из того, что “бытие может выявить себя только в становлении, становление же ничто без бытия”. Бытие отражается в сознании, но “до тех пор, пока разум безмолвствует в неподвижном мире своих надежд, все взаимно перекликается и упорядочивается в столь желанном ему единстве. Но при первом же движении весь этот мир трещит и разрушается: познанию предлагает себя бесконечное множество мерцающих осколков”. Познание Камю рассматривает как источник преобразования мира, но он предостерегает от неразумного использования знаний.

Философ соглашался с тем, что наука углубляет наши знания о мире и человеке, но он указывал на то, что эти знания всё еще остаются несовершенными. По его мнению, наука до сих пор не дает ответа на самый настоятельный вопрос — вопрос о цели существования и смысле всего сущего. Люди заброшены в этот мир, в эту историю. Они смертны, и жизнь предстает перед ними как абсурд в абсурдном мире. Что же делать человеку в таком мире? Камю предлагает в эссе “Миф о Сизифе” сконцентрироваться и с максимальной ясностью ума осознать выпавший удел и мужественно нести бремя жизни, не смиряясь с трудностями и бунтуя против них. При этом вопрос о смысле жизни приобретает особое значение, его мыслитель называет неотложнейшим. С самого начала человек должен “решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить”. Ответить на этот “фундаментальный вопрос философии” — значит решить серьезную философскую проблему. По мнению Камю, “все остальное…. второстепенно”. Стремление жить, полагает философ, диктуется привязанностью человека к миру, в ней “есть нечто более: сильное, чем все беды мира”. Эта привязанность дает человеку возможность преодолеть разлад между ним и жизнью. Ощущение этого разлада порождает чувство абсурдности мира. Человек, будучи разумным, стремится упорядочивать, “преобразовывать мир в соответствии со своими представлениями о добре и зле. Абсурд соединяет человека с миром”.

Читать еще:  Г скребицкий самые. Георгий скребицкий - краткая биография и книги

Альбер Камю считал, что жить означает исследовать абсурд, бунтовать против него. “Я извлекаю из абсурда, — писал философ, — три следствия — мой бунт, мою свободу и мою страсть. Посредством одной только работы ума я обращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, — и отвергаю самоубийство”.

По мнению А. Камю, человек имеет выбор: либо жить в своем времени, приспосабливаясь к нему, либо пытаться возвыситься над ним, но можно и вступить с ним в сделку: “жить в своем веке и веровать в вечное”. Последнее не импонирует мыслителю. Он считает, что от абсурда можно заслониться погружением в вечное, спастись бегством в иллюзии повседневности или следованием какой-то идее. Иными словами, снизить давление абсурда можно с помощью мышления.

Людей, пытающихся возвыситься над абсурдом, Камю называет завоевателями. Классические образцы людей-завоевателей Камю находил в произведениях французского писателя А. Мальро. Согласно Камю, завоеватель богоподобен, “он знает свое рабство и не скрывает этого”, путь его к свободе освещает знание. Завоеватель — это идеал человека для Камю, но быть таковым, по его мнению, — это удел немногих.

В абсурдном мире абсурдно и творчество. Согласно Камю, “творчество — наиболее эффективная школа терпения и ясности. Оно является и потрясающим свидетельством единственного достоинства человека: упорного бунта против своего удела, настойчивости в бесплодных усилиях. Творчество требует каждодневных усилий, владения самим собой, точной оценки границ истины, требует меры и силы. Творчество есть род аскезы (т. е. отрешенности от мира, от его радостей и благ — С. Н.). И все это “ни для чего”. Но может быть важно не само великое произведение искусства, а то испытание, которого оно требует от человека”. Творец подобен персонажу древнегреческой мифологии Сизифу, наказанному богами за ослушание на вкатывание огромного камня на высокую гору, который всякий раз скатывается с вершины к подножью горы. Сизиф обречен на вечную муку. И все же зрелище скатывания каменной глыбы с высокой горы олицетворяет величие подвига Сизифа, а его нескончаемые мучения служат вечным укором несправедливым богам.

В эссе “Бунтующий человек”, размышляя о своем времени как о времени торжества абсурда, Камю пишет: “Мы живем в эпоху мастерски выполненных преступных замыслов”. Предшествующая эпоха, по его мнению, отличается от нынешней тем, что “раньше злодеяние было одиноким, словно крик, а теперь оно столь же универсально, как наука. Еще вчера преследуемое по суду, сегодня преступление стало законом”. Философ отмечает: “В новые времена, когда злой умысел рядится в одеяния невинности, по страшному извращению, характерному для нашей эпохи, именно невинность вынуждена оправдываться”. При этом граница между ложным и истинным размыта, и правила диктует сила. В этих условиях люди делятся “не на праведников и грешников, а на господ и рабов”. Камю полагал, что в нашем мире господствует дух нигилизма. Осознание несовершенства мира порождает бунт, цель которого — преображение жизни. Время господства нигилизма формирует бунтующего человека.

Согласно Камю, бунт — это не противоестественное состояние, а вполне закономерное. По его мнению, “для того чтобы жить, человек должен бунтовать”, но делать это надо, не отвлекаясь от первоначально выдвинутых благородных целей. Мыслитель подчеркивает, что в опыте абсурда страдание имеет индивидуальный характер, в бунтарском же порыве оно становится коллективным. Причем “зло, испытанное одним человеком, становится чумой, заразившей всех”.

В несовершенном мире бунт выступает средством предотвращения упадка общества и его окостенения и увядания. “Я бунтую, следовательно, мы существуем”, — пишет философ. Он рассматривает здесь бунт как непременный атрибут человеческого существования, объединяющий личность с другими людьми. Итогом бунта выступает новый бунт. Угнетенные, превратившись в угнетателей, своим поведением подготавливают новый бунт тех, кого они превращают в угнетенных.

Согласно Камю “в этом мире действует, один закон — закон силы, и вдохновляется он волей к власти”, которая может реализовываться с помощью насилия.

Осмысливая возможности применения насилия в бунте, Камю не был сторонником ненасилия, так как, по его мнению, “абсолютное ненасилие пассивно оправдывает рабство и его ужасы”. Но в то же время он не был и сторонником чрезмерного насилия. Мыслитель полагал, что “эти два понятия нуждаются в самоограничении ради собственной плодотворности”.

У Камю от простого бунта отличается метафизический бунт, представляющий собой “восстание человека против всего мироздания”. Такой бунт метафизичен, поскольку оспаривает конечные цели людей и вселенной. В обычном бунте раб протестует против угнетения, “метафизический бунтарь бунтует против удела, уготованного ему как представителю рода человеческого”. В метафизическом бунте формула “Я бунтую, следовательно, мы существуем”, характерная для обычного бунта, меняется на формулу “Я бунтую, следовательно, мы одиноки”.

Логическое следствие метафизического бунта — революция. При этом отличие бунта от революции состоит в том, что “. бунт убивает только людей, тогда как революция уничтожает одновременно и людей, и принципы”. По мнению Камю, история человечества знала только бунты, революций же пока еще не было. Он считал, что “если бы один единственный раз свершилась подлинная революция, то истории уже не было бы. Было бы блаженное единство и угомонившаяся смерть”.

Пределом метафизического бунта является, по Камю, метафизическая революция, в ходе которой во главе мира становятся великие инквизиторы. Идея о возможности появления великого инквизитора была позаимствована А. Камю из романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы”. Великие инквизиторы устанавливают на земле царство небесное. Им по силам то, что оказалось не по силам Богу. Царство небесное на земле как воплощение всеобщего счастья возможно “не благодаря полной свободе выбора между добром и злом, а благодаря власти над миром и унификации его”.

Развивая эту мысль на основе анализа представленийФ. Ницше о природе свободы, А. Камю приходит к выводу о том, что “абсолютная власть закона не есть свобода, но не большей свободой является абсолютная неподвластность закону. Расширение возможностей не дает свободы, однако отсутствие возможностей есть рабство. Но и анархия тоже рабство. Свобода есть только в том мире, где четко определены как возможное, так и невозможное”. Однако “сегодняшний мир, по всей видимости, может быть только миром господ и рабов”. Камю был уверен в том, что “господство — это тупик. Поскольку господин никоим образом не может отказаться от господства и стать рабом, вечная участь господ жить неудовлетворенными или быть убитыми. Роль господина в истории сводится только к тому, чтобы возрождать рабское сознание, единственное, которое творит историю”. По мнению философа, “то, что именуют историей, является лишь чередой длительных усилий, предпринимаемых ради обретения подлинной свободы”. Иными словами, “. история — это история труда и бунта” людей, стремящихся к свободе и справедливости, которые, согласно Камю, связаны. Он считал, что выбирать одну без другой нельзя. Философ подчеркивает: “Если кто-то лишает вас хлеба, он тем самым лишает вас и свободы. Но если у вас отнимают свободу, то будьте уверены, что и хлеб ваш тоже под угрозой, потому что он зависит уже не от вас и вашей борьбы, а от прихоти хозяина”.

Он считает буржуазную свободу выдумкой. По мнению Альбера Камю, “свобода — дело угнетенных, и ее традиционными защитниками всегда были выходцы из притесняемого народа”.

Читать еще:  Не могу ужиться со своей матерью. Что делать, если не могу ужиться с соседкой

Анализируя перспективы человеческого существования в истории, Камю приходит к неутешительному выводу. По его мнению, в истории человеку ничего не остается, как “жить в ней. приноравливаясь ко злобе дня, т. е. либо лгать, либо молчать”.

В своих этических воззрениях Камю исходил из того, что реализация свободы должна опираться на реалистическую мораль, так как моральный нигилизм губителен.

Формулируя свою нравственную позицию, Альбер Камю писал в “Записных книжках”: “Мы должны служить справедливости, потому что существование наше устроено несправедливо, должны умножать взращивать счастье и радость, потому что мир наш несчастен”.

Философ полагал, что для достижения счастья богатство не обязательно. Он был против достижения индивидуального счастья путем принесения несчастья другим. Согласно Камю, “самая большая заслуга человека, чтобы жить в одиночестве и безвестности”.

Эстетическое в творчестве философа служит выражению этического. Искусство для него является средством обнаружения и описания тревожных явлений жизни. Оно, с его точки зрения, может послужить оздоровлению общества, так как способно вмешиваться в течение жизни.

Альбер Камю

Биография

Французский писатель, эссеист и драматург Альбер Камю был литературным представителем своего поколения. Одержимость философскими проблемами смысла жизни и поиск истинных ценностей обеспечили писателю культовый статус среди читателей и принесли Нобелевскую премию по литературе в 44 года.

Детство и юность

Альбер Камю появился на свет 7 ноября 1913 года в Мондови, Алжир, тогда являвшегося частью Франции. Его отец-француз был убит во время Первой мировой войны, когда Альберу исполнился один год. Мать мальчика, испанка по происхождению, смогла обеспечить небольшой доход и жилье в бедном районе Алжира благодаря неквалифицированному труду.

Альбер Камю в детстве

Детство Альбера было бедным и солнечным. Жизнь в Алжире заставила Камю чувствовать себя богатым из-за умеренного климата. Судя по высказыванию Камю, он “жил в нищете, но также и в чувственном восторге”. Его испанское наследие дало ему чувство собственного достоинства в бедности и страсть к чести. Камю начал писать в раннем возрасте.

В алжирском университете он блестяще изучал философию – ценность и смысл жизни, делая акценты на сравнении эллинизма и христианства. Еще будучи студентом, парень основал театр, одновременно руководил и играл в спектаклях. В 17 лет Альбер заболел туберкулезом, что не позволяло ему заниматься спортивной, военной и преподавательской деятельностью. Камю работал на различных должностях, прежде чем стать журналистом в 1938 году.

Альбер Камю в молодости

Его первыми опубликованными работами были “Изнанка и лицо” в 1937 году и “Брачный пир” в 1939-м – собрание эссе, посвященных значению жизни и ее радостям, а также бессмысленности. Стиль письма Альбера Камю знаменовал собой разрыв с традиционным буржуазным романом. Его меньше интересовал психологический анализ, нежели философские проблемы.

Камю развил идею абсурдизма, которая обеспечила тему для большей части его ранних работ. Абсурд – это пропасть между стремлением человека к счастью и миру, который он может понять рационально, и реальным миром, который запутан и иррационален. Вторая стадия мысли Камю возникла из первой: человек должен не просто принять абсурдную вселенную, но и “восстать” против нее. Это восстание не политическое, а во имя традиционных ценностей.

Книги

Первый роман Камю “Посторонний”, опубликованный в 1942 году, был посвящен негативному аспекту человека. Книга повествует о молодом клерке по имени Мерсо, являющемся рассказчиком и главным героем. Мерсо чужды всеми ожидаемые человеческие эмоции, он «лунатик» по жизни. Кризис романа разворачивается на пляже, когда герой, вовлеченный в ссору не по своей вине, стреляет в араба.

Писатель Альбер Камю

Вторая часть романа посвящена его суду за убийство и приговору к смертной казни, которую он понимает примерно так же, как и то, почему убил араба. Мерсо абсолютно честен в описании своих чувств, и именно эта честность делает его “чужим” в мире и обеспечивает обвинительный приговор. Общая ситуация символизирует абсурдный характер жизни, и этот эффект усиливается намеренно плоским и бесцветным стилем книги.

Камю вернулся в Алжир в 1941 году и закончил свою следующую книгу “Миф о Сизифе”, также опубликованную в 1942 году. Это философское эссе о природе бессмысленности жизни. Мифический персонаж Сизиф, приговоренный к вечности, поднимает тяжелый камень в гору только для того, чтобы он снова скатился вниз. Сизиф становится символом человечества и в своих постоянных усилиях добивается определенной печальной победы.

В 1942 году, вернувшись во Францию, Камю присоединился к группе “Сопротивления” и занимался подпольной журналистикой до “Освобождения” в 1944-го, когда стал редактором газеты “Бой” на 3 года. Также в этот период были поставлены его первые две пьесы: “Недоразумение” в 1944-м и “Калигула” в 1945-м.

Главную роль в первой пьесе сыграла актриса Мария Казарес. Работа с Камю перешла в более глубокие отношения длиною в 3 года. Мария оставалась в дружеских отношениях с Альбером до самой его гибели. Главной темой пьес стала бессмысленность жизни и окончательность смерти. Именно в драматургии Камю чувствовал себя наиболее успешным.

Альбер Камю и Мария Казарес

В 1947 году Альбер опубликовал свой второй роман “Чума”. В этот раз Камю сфокусировался на положительной стороне человека. Описывая вымышленную атаку бубонной чумы в алжирском городе Оран, он вновь рассмотрел тему абсурдизма, выраженную бессмысленными и полностью незаслуженными страданиями и смертью, вызванными чумой.

Рассказчик, доктор Риэ, объяснил свой идеал “честности” – это человек, сохранивший силу характера и изо всех сил старающийся, даже если и безуспешно, бороться против вспышки болезни.

Альбер Камю

На одном уровне роман может быть рассмотрен как вымышленное представление о немецкой оккупации во Франции. “Чума” получил наиболее широкую известность у читателей как символ борьбы со злом и страданиями – главными моральными проблемами человечества.

Следующей важной книгой Камю стал “Бунтующий человек”. В сборник вошли 3 важные философские работы писателя, без которых сложно понять до конца его концепцию экзистенциализма. В работе он задается вопросами: что такое свобода и истина, из чего состоит бытие действительно свободного человека. Жизнь по Камю – это бунт. И стоит устроить восстание ради того, чтобы жить по-настоящему.

Личная жизнь

16 июня 1934 года Камю женился на Симоне Хи, которая ранее была помолвлена с другом писателя Макс-Полем Фуше. Однако счастливая личная жизнь молодоженов продлилась недолго – пара рассталась к июлю 1936-го, а развод был завершен в сентябре 1940-го.

Альбер Камю и Франсина Форе с детьми

3 декабря 1940-го Камю женился на Франсине Форе, пианистке и учительнице математики, с которой познакомился в 1937 году. Хотя Альбер любил свою жену, он не верил в институт брак. Несмотря на это, у пары были дочери-близнецы Кэтрин и Жан, родившиеся 5 сентября 1945 года.

Смерть

В 1957 году Камю получил Нобелевскую премию по литературе за свои произведения. В том же году Альбер начал работать над четвертым важным романом, а также собирался стать директором крупного парижского театра.

4 января 1960 года он погиб в автомобильной катастрофе в небольшом городке Вильблевен. Писателю было 46 лет. Хотя многие предположили, что причиной смерти писателя стала организованная Советами авария, нет никаких доказательств этого. Камю пережили его жена и дети.

Могила Альбера Камю

Две его работы были опубликованы посмертно: “Счастливая смерть”, написанная в конце 1930-х годов, а опубликованная в 1971-м, и “Первый человек” (1994), которого Камю писал на период своей смерти. Кончина писателя стала трагической потерей для литературы, так как ему еще предстояло написать произведения в более зрелом и осознанном возрасте и расширить свою творческую биографию.

После смерти Альбера Камю многие мировые режиссеры взялись за произведения француза, чтобы экранизировать их. Вышли уже 6 фильмов, основанных на книгах философа, и одна художественная биография, в которой приводятся оригинальные цитаты писателя и показываются его настоящие фото.

Источники:

https://omiliya.org/article/alber-kamyu-zhizn-eto-sotvorenie-dushi
https://www.grandars.ru/college/filosofiya/alber-kamyu.html
https://24smi.org/celebrity/24586-alber-kamiu.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]