13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Из чего сделан тадж махал в индии. Тадж-Махал: История архитектурной жемчужины

Миратерра

Удивительная Земля — Интернет-журнал о путешествиях

Тадж Махал – архитектурная жемчужина Индии

Тадж Махал – один из великих памятников Индии, созданный во имя любви и верности женщине необыкновенной красоты, не имеющий аналогов своего величия. В нем отражено богатство целой эпохи в истории страны. Здание, построенное из белого мрамора, явилось последним благодеянием императора Великих Монголов Шаха Джахана для своей покойной жены Мумтаз Махал.

Для того, чтобы построить мавзолей, красота которого не имела ничего подобного в мире, по приказу императора были собраны самые лучшие мастера. В настоящее время Тадж Махал входит в перечень семи самых величественных памятников в мире. Декорированный золотом и полудрагоценными камнями он превратился в одно из самых великолепных сооружений в архитектуре. Это мгновенно узнаваемое и наиболее часто фотографируемое здание.

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал (также «Тадж») находится в Индии, в Агре, на берегу реки Джамна. Потомок Тамерлана – падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан приказал построить здание в память о жене Мумтаз-Махал, умершей во время родов четырнадцатого ребенка (здесь же покоится и сам Шах-Джахан).

Сооружение, сочетающее в себе элементы арабского, индийского и персидского архитектурных стилей, считают лучшим образцом архитектуры стиля моголов. Тадж-Махал в 1983 году был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Несмотря на то, что мраморный белый купол мавзолея – наиболее известный компонент, Тадж-Махал является структурно интегрированным комплексом. Здание начали сооружать около 1632 года и завершили к 1653 году. В строительных работах было задействовано двадцать тысяч мастеров и ремесленников. Руководил строительством Тадж-Махала Совет архитекторов под контролем императора, включая Устад Ахмад Лахаури, Макрамат Хана, Дешенов-Ану. Главным автором проекта считается Лахаури. Другая версия, что главным архитектором был турок Иса Мухаммед Эфенди, наиболее распространена среди гидов Тадж-Махала.

Внутри мавзолея располагаются две гробницы – шаха Джахана и его жены Мумтаз Махал. Однако само место захоронения располагается ниже под землей, строго под гробницами. Период строительства относят приблизительно к 1630-1652 годам. Тадж представляет из себя пятикупольное сооружение 74-метровой высоты на платформе, с четырьмя минаретами по углам (имеющие легкий наклон в сторону от усыпальницы, чтобы не повредить ее в случае разрушения), к которому примыкает сад с бассейном и фонтанами.

Натуральный камень для строительства привозили за триста километров. Стены выкладывали из отполированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Использовались бирюза, сердолик, малахит, агат. У мрамора есть особенность – он выглядит белым при ярком дневном свете, розовым на заре, серебристым в лунную ночь.

Более двадцати двух тысяч мастеров на строительство комплекса были приглашены со всех уголков империи, а также из Ближнего Востока, Средней Азии, Персии.

Тадж-Махал был возведен на участке земли к югу от Агры, окруженной крепостной стеной. Участок, который принадлежал махарадже Джай Сингху, Шах-Джахан обменял на большой дворец в центре столицы империи Моголов. Площадь размером примерно в три акра была перекопана. Для уменьшения инфильтрации произведена замена грунта, уровень участка подняли на пятьдесят метров над уровнем речного берега.

На площадке расположения мавзолея были вырыты колодцы. После заполнения их бутовым камнем, они образовали фундамент сооружения. Леса из перевязанного бамбука заменили на масштабные кирпичные леса, окружившие гробницу. Они имели такие внушительные размеры, что заведующие строительством мастера опасались, что их разборка может растянуться на годы. По легенде, Шах-Джахан разрешил любому взять и оставить себе столько кирпичей, кто сколько пожелает. После чего крестьяне разобрали леса практически за ночь.

К месту строительства построили из утрамбованной земли пятнадцатикилометровый пологий подъем – пандус, служивший для транспортировки мрамора и других материалов. На специальных запроектированных повозках тридцать быков тащили на стройку блок за блоком. Для поднятия груза на нужный уровень использовалась досконально исполненная объемно-рамная конструкция с блоками.

С помощью канатно-ведерной системы, используя животную силу, из реки добывалась вода для нужд строительства. Затем ее сливали в большой резервуар и оттуда поднимали в распределительный резервуар. Вода распределялась по вспомогательным емкостям, далее по трубам подавалась к строительному комплексу.

Возведение платформы и гробницы занимало около двенадцати лет. Еще десять лет строили остальные части комплекса. Последовательно завершались минареты, мечеть, джаваб и Большие ворота. Так как строительство проводилось этапами, возникли разные точки зрения, какой момент считать окончательным в строительстве Тадж-Махала. Например, мавзолей закончили в 1643 году, затем работы проводились на остальной части комплекса.

По тому времени приблизительная стоимость строительства составила до тридцати двух миллионов рупий.

Строительные материалы для Тадж-Махала привозились со всей Индии, из разных мест Азии. Более тысячи слонов использовали для транспортировки полупрозрачного белого мрамора из Макраны, Раджастхана; яшму доставляли из Пенджаба; кристаллы и жад из Китая. Ляпис-лазурь транспортировалась из Афганистана, бирюза из Тибета, с острова Шри-Ланка привозили сапфиры, из Аравии карнеол. В белый мрамор были инкрустированы двадцать восемь видов драгоценных и полудрагоценных камней.

На строительстве трудились мастера и рабочие, собранные со всей северной Индии. В группу из тридцати семи человек, отвечающую за художественный образ комплекса, вошли каллиграфы из Персии и Сирии, скульпторы из Бухары, каменотесы из Белуджистана, мастера инкрустации из южной Индии, мастер по резке мраморных орнаментов и специалист по возведению башен.

В мавзолее имеются многочисленные символы, спрятанные в его планировке и архитектуре. Например, на воротах, пропускающих посетителей Тадж-Махала в парковый комплекс вокруг мавзолея, высечены четыре завершающих аята из 89-й суры Корана, обращенные к душе праведника.

Мечеть из красного песчаника находится слева от усыпальницы. С правой стороны точная копия мечети. Весь комплекс создан по осевой симметрии. Относительно гробницы Мумтаз-Махал усыпальница имеет центральную симметрию. Эту симметрию нарушает только гробница Шах-Джахана, сооруженная там после его смерти.

Инкрустированные полудрагоценными и драгоценными камнями стены при луне и солнце отражают их свет. Тадж-Махал со всех сторон окружен водой. Обширный мраморный бассейн расположен прямо перед зданием. При определенном ракурсе в водах отражается все сооружение.

В стенах Тадж-Махала в настоящее время были обнаружены трещины. Ученые высказали мнение, что появление трещин связано с обмелением реки Джамна, протекающей рядом. Исчезновение реки может привести к изменениям в структуре почвы, далее оседанию мавзолея и возможно к его разрушению. Из-за загрязненного воздуха стены начали терять свою легендарную белизну. Вокруг Тадж-Махала расширяется парковая зона, в Агре закрыт ряд особенно грязных производств, однако мавзолей продолжает желтеть. Поэтому его регулярно чистят с помощью особой белой глины.

Тадж-Махал ежедневно посещают десятки тысяч туристов. «Индийская жемчужина» за счет туристов приносит государственной казне немалый доход. За год мавзолей посещает более двухсот тысяч зарубежных гостей. Большинство которых приезжает в более прохладные месяцы – октябрь, ноябрь, февраль.

Вблизи комплекса запрещено движение любого транспорта с двигателями внутреннего сгорания. От автостоянки туристы могут приехать на электрическом автобусе или прийти пешком. На сегодняшний день восстановлен Хавасспурас (северный двор), его используют как новый центр для посетителей. Южнее, в небольшом городке Тадж-Ганджи или Мумтазабад для удовлетворения потребностей работников и посетителей были построены базары, рынки, караван-сараи.

Тадж-Махал включен в несколько списков семи чудес современного мира, в том числе в список Новых семи чудес света, составленном в 2007 году.

Экспозиции работают в будние дни с шести часов утра до семи часов вечера. Исключение составляет пятница: с двенадцати часов вечера до двух часов комплекс открыт для молитвы в мечети. Также комплекс доступен в день полнолуния для ночного просмотра, за два дня до и после полнолуния, исключаются месяц Рамазан и пятница.

Читать еще:  Рельсовая сталь. Сталь - это самый распространенный сплав в промышленности

В безопасных целях внутрь комплекса Тадж-Махал можно проносить воду только в прозрачных бутылочках, также разрешены небольшие дамские сумочки, мобильные телефоны, небольшие фотоаппараты и видеокамеры.

С начала существования Тадж-Махал служил источником восхищения, невзирая на все географические и культурные преграды. Во многих сердцах сооружение находило эмоциональный отклик, превзошедший сухую статистическую оценку сооружения.

Наиболее интересный и живучий миф о Тадж-Махале рассказывает о том, что в планах Шаха-Джахана было возвести напротив, через реку еще один мавзолей из черного мрамора. Этот миф относится к фантастическим запискам европейского путешественника Жана-Батиста Тавернье, посетившего Агру в 1665 году. Существует предположение, что мавзолей из черного мрамора Шах-Джахан не построил, так как был свергнут собственным сыном Аурангзебом.

Казалось, что подтверждением этой легенды служат мраморные руины в «Лунном саду» на противоположной стороне реки. Однако, проведенные раскопки в 1990-х годах показали, что на самом деле камни «черного мрамора» – это почерневший белый мрамор. В 2006 году археологи подвели более основательную базу под источник мифа про мавзолей из черного мрамора, когда в Лунном саду была реконструирована часть пруда. Ученые обнаружили, что в воде пруда отчетливо просматривается черное отражение Тадж-Махала. Это еще раз подтверждает одержимость Шах-Джахана симметрией.

Не существует доказательств, подтверждающих легенду, часто рассказываемую с кровавыми подробностями, что якобы многие архитекторы и мастера, строившие мавзолей, по приказу Шах-Джахана были жестоко уничтожены и расчленены. Рассказывают, что строителей заставляли подписывать специальный договор, по которому они обязывались никогда не принимать участия в строительстве чего-либо похожего на Тадж-Махал. Похожие легенды существуют относительно многих знаменитых сооружений.

Не существует никаких свидетельств относительно того, что генерал-губернатор в Индии лорд Уильям Бентинк в 1830-х годах планировал разобрать Тадж-Махал, а затем с аукциона распродать его мрамор. Джон Россели – биограф Бентинка утверждает, что история появилась из-за реального случая распродажи Бентинком мрамора из конструкции форта Агры.

С таким знаменитым сооружением как Тадж-Махал связано много интересных фактов. С персидского имя Шах-Джахан переводится как «Правитель Мира» (шах – правитель, джахан – вселенная, мир); Мумтаз-Махал означает «Избранница Двора» (мумтаз – лучший, махал – двор, дворец). С персидского название «Тадж-Махал» переводится как «Величайший Дворец» (тадж – венец, махал – дворец). Похожие значения сохранились в хинди, арабском языках.

В некоторых туристических путеводителях сказано, что многие годы после свержения до самой смерти Шах-Джахан из окон темницы печально любовался Тадж-Махалом. В этих историях часто упоминают дворец Шах-Джахана – Красный форт, построенный правителем в зените правления. Аурангзеб – сын Джахана и Мумтаз-Махал часть покоев дворца превратил в роскошное место заключения для отца.

На Тадж-Махал очень похожа и по внешнему виду, и по могольскому происхождению гробница Хумаюна в Дели. Усыпальница могольского императора также создана как знак огромной любви – только жены к мужу. Гробница Хумаюна возведена раньше, при строительстве своего шедевра Джахан ориентировался на архитектуру усыпальницы Хумаюна. Но по сравнению с Тадж-Махалом она малоизвестна.

В городе Агра находится гробница Итимад-Уд-Даула, имеющая другое название – Мини Тадж. Архитектура мавзолея очень похожа на уменьшенный Тадж-Махал.

Мавзолей имеет оптический фокус. При движении лицом к Тадж-Махалу, спиной к выходу, возникает ощущение, что храм по сравнению с окружающей средой огромный.

Над Тадж-Махалом запрещено летать самолетам.

Когда-то большие двери – символ входа в рай, состояли из серебра, тысячами серебряных гвоздиков был выложен тонкий рисунок. Ныне двери из меди, так как прежние украдены. На фасаде и изнутри стало меньше драгоценных камней. Нет золотого парапета, жемчужного покрывала…

Однако Тадж-Махал – популярное место среди местных жителей и зарубежных туристов, так как является общепризнанным мировым шедевром и жемчужиной мусульманской культуры в Индии. На протяжении веков сооружение служило вдохновением для поэтов, музыкантов и художников, воспевающих великую силу любви.

Последняя редакция: 06.07.2016

Тадж-Махал. История чуда (25 фото)

Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом . Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.

Внутри мавзолея находятся две гробницы — шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание

Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер

Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Читать еще:  Афоризмы марии фон эбнер-эшенбах. Мария фон Эбнер-Эшенбах (1830–1916)

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал — идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами
На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: “Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года.”

Сады Тадж-Махала

Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения

Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году

История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса — настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света, в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Тадж-Махал: история любви, воспетая в камне

История Тадж-Махала – это история любви и разлуки, страданий и счастья: она о том, что любви покорны все – старик и юноша, сильный и слабый, богач и бедняк. Испытывая чувство всепоглощающей любви, мы получаем возможность прикоснуться к вечности; и некоторые такие истории – истории любви – остаются в человеческой памяти на многие сотни лет.

Читать еще:  Возникновение героического былинного эпоса егэ. Русский героический эпос

Эта прекрасная история, похожая на восточную сказку, произошла давным-давно в удивительной стране – Индии. Иногда, когда я читаю о истории любви императора Джахана и его жены Мумтаз, мне кажется, что я становлюсь непосредственным участником тех давних событий. И каждый раз я надеюсь на то, что эта история завершится как-то иначе. А вы знаете эту историю? Тогда садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте.

Начало семнадцатого века, весеннее утро; солнце встает из-за крыш, озаряя ровным розовым светом оживающую рыночную площадь. Несмотря на ранний час, базар уже вовсю гомонит, на разные голоса предлагая ткани, кур, горячие лепешки и разные другие товары – хорошее литературное начало?

Со всех переулков на площадь спешат хозяйки – кто-то хочет успеть купить свежую зелень и фрукты, а другим не терпится обсудить последние новости. И, если шумные женские стайки перебегают от прилавка к прилавку, оживленно болтая, то мужчины, напротив, неторопливы и солидны: по двое-трое они степенно передвигаются по рынку, и, кажется, их мало волнует происходящее. Их лица по большей части знакомы: вот торговец специями, а это владелец пекарни; а эти двое – оружейники. А кто же этот юноша с благородным и таким печальным лицом.

Принца Джахана интересовали отнюдь не цены на зелень: базар был одним из мест, куда будущий император приходил слушать, о чем говорят в народе. И в этот день он, как всегда, шел в благородной задумчивости и так дошел бы до городских ворот, – если бы его не остановило вдруг возникшее на пути препятствие.
Споткнувшись о разложенные на земле корзины, принц поднял глаза и оцепенел. Рядом с продавцом плетенок стояла девушка, за спиной которой поднималось красное и горячее солнце, – отчего ее волосы отливали мягким бронзовым цветом. Она держала в руках простые деревянные бусы и будто улыбалась чему-то внутри нее, как будто в ее сердце шел какой-то спокойный и радостный диалог.

Девушка подняла на принца глаза, и тут Джахан отчетливо понял, что вот она – его судьба.

Ее звали Арджумананд Бегам; девушка происходила из небогатой семьи, но, как в хороших индийских фильмах, приходилась дальней родственницей матери принца. На тот момент ей было уже 19 лет, что в Индии считается достаточно взрослым возрастом, – в брак вступают гораздо раньше. Но ничего не остановило принца, и очень скоро он взял ее в жены.

Невеста пришлась по душе отцу Джахана, хану Джангиру; хан вообще имел довольно грозный, крутой характер – его боялись и придворная аристократия, и слуги, – но Арджумананд он принял сразу, очаровавшись ее добротой. Кстати, это именно он дал ей прозвище Мумтаз-Махал, что означало «Украшение дворца».

Шаху Джахану, как высокому правителю, в соответствии с древними индийскими традициями полагалось завести гарем. Но он так любил Мумтаз, что не замечал других женщин. Об этом писал в своих записках Франсуа Бернье – французский путешественник, филосов и врач, проживший в Индии много лет и принятый ко двору шаха Джахана.

Мумтаз всегда была рядом с мужем: она сопровождала его на дипломатические встречи, присутствовала на совещаниях и даже делила с ним тяготы военных походов. Говорят, что она была не просто его верной спутницей, но и правой рукой, умной советницей, давшей правителю дельные рекомендации по многим политическим вопросам.

Так прошло семнадцать лет. За годы брака у наших героев родилось 13 детей. Рождение 14-го ребенка застигло супругов в военном лагере. Врачей поблизости не было, ближайший город был далеко, и помочь Мумтаз было некому…

В эту страшную ночь хан потерял любимую жену. Полгода он безутешно горевал; к жизни его вернула идея о строительстве мавзолея, который бы увековечил их с Мумтаз любовь.

С этого момента начинается история одного из самых удивительных зданий в мире, которое по правилу называют «Жемчужиной Индии» – Тадж-Махала. Возведение храмового комплекса продолжалось двадцать лет и было закончено в 1648 году. Многие думают, что Тадж-Махал – это только мавзолей, который изображен на большинстве туристических проспектов; на самом деле, в храмовый комплекс еще входят главные ворота, гостевой дом, мечеть и ландшафтный парк с озером и оросительным каналом.

Автором мавзолейного комплекса был Устад-Иса, считавшийся лучшим архитектором Агры. К «стройке века» привлекали мастеров со всех уголков страны. За все годы строительства к «Жемчужине Индии» приложило руку более двадцати тысяч рабочих. Есть версия, что шах Джахан пользовался услугами европейских архитекторов, – но в облике Тадж-Махала не прослеживаются популярные в Европе архитектурные или художественные мотивы, напротив, в нем четко заметно сочетание монументального индийского зодчества и элементов средневекового среднеазиатского искусства.

А вот следующая «легенда», скорее всего, имеет правдивую основу: говорят, что шах Джахан так был увлечен идеей строительства мавзолея для любимой жены, что захотел и сам приложить руку к его возведению. Не уверен, что шах приходил на стройку и самолично руководил работами, но сама концепция Тадж-Махала – точно его заслуга: Джахан не только прекрасно разбирался в искусстве, но и был хорошим художником.

Мавзолей Мумтаз несколько напоминает мечеть: сходство подтверждают минареты, стрельчатые арки, купола, а также традиционные для этой культуры орнаменты – арабская вязь и растительные узоры. Площадка под мавзолеем квадратной формы, 186х186 футов; здание имеет форму неправильного 8-угольника с усеченными углами.

Главный купол мавзолея огромен – эта «шапка» имеет в диаметре 58 футов и поднимается возвышается на 74 метра. Четыре минарета окружают купол словно часовые, замершие по стойке смирно. Интересно, что все они отклонены назад, что заметно даже невооруженным взглядом: и это вовсе не ошибка проектировщика, а тщательно продуманное положение, позволяющие защитить конструкцию от разрушения вследствие подземных толчков. Данная зона является имеет индекс высокой сейсмоактивности, и исключительно благодаря такому решению землетрясение ни разу не нанесло Тадж-Махалу повреждений.

Для возведения храмового комплекса использовался белый мрамор, который доставляли из отдаленного от Агры месторождения. Все поверхности Тадж-Махала инкрустированы яшмой, агатом, малахитом и другими полудрагоценными камнями; внутренние стены также украшены изящным орнаментом.

Интересный факт: до сих пор для реставрации белых мраморных поверхностей Тадж-Махала используется древнее индийское средство, косметическая маска, которая изготавливалась из молока и извести. Состав, нанесенный на стены, отбеливает их и убирает въевшиеся загрязнения.

Шах Джахан превыше всего в архитектуре ценил симметрию, – этим объясняется четкость планировки ландшафтного парка, окружающего Тадж-Махал. Есть легенда, что на берегу озера, разделяющего парк на четыре части, шах строил еще один мавзолей, но черного цвета – для себя: он должен был быть расположен ровно напротив усыпальницы Мумтаз. Эту легенду подтверждают найденные в результате раскопок обломки мрамора черного цвета; но история не сохранила никаких свидетельств того, что строительство черного мавзолея велось.

В 1666 году усыпальница Мумтаз стала последним пристанищем и для ее мужа, шаха Джахана. Так закончилась великая история любви, подарившая миру «жемчужину Индии» – Тадж-Махал. И даже если когда-нибудь будут преданы забвению имена любящих супругов, – прекрасный беломраморный мавзолей будет продолжать напоминать нам о силе искренней любви.

Еще несколько очень интересных историй и архитектурных путешествий:

Подписывайтесь на обновления моего блога в жж, в твиттере и в вк.

Источники:

https://www.miraterra.ru/tadzh-makhal-arkhitekturnaya-zhemchuzhina-indii/
https://fishki.net/1975075-tadzh-mahal-istorija-chuda.html
https://lifestroi.livejournal.com/39238.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]