Изображение старого мира в романе что делать. «Новые люди!» в романе Н
Изображение старого мира в романе что делать. «Новые люди!» в романе Н
ПРИГОВОР СТАРОМУ МИРУ.
Первые две главы романа посвящены преимущественно изображению мира, который должен быть сметен историей. В изображении этого мира проявился незаурядный талант Чернышевского-сатирика. Читатель видит, что в среде стяжателей и мещан все измеряется выгодой, что здесь дозволено все: можно на пари оскорбить женщину (так именно хотел поступить Мишель Сторешников по отношению к Вере Павловне), продать дочь, мошенничать, наживать миллионы, обворовывая казну. Эти люди, черствые и ограниченные, обо всем и обо всех судят по себе.
Замечательный прием нашел Чернышевский, чтобы выразить эту мысль: он заставляет Марью Алексеевну, грубую и невежественную женщину, переводить на свой язык непонятные ей слова Лопу-хова. Бедная Марья Алексеевна! – восклицает Чернышевский.- Она слышала слова: Моя невеста – ваша невеста – я ее очень люблю – она красавица,- и успокоилась насчет волокитства со стороны учителя. Ей и на ум не может прийти истинный смысл слова невеста, употребленного Лопуховым, а ведь он говорит о революции (в дальнейшем называемой: Невеста своих женихов, Сестра своих сестер или Любовь к людям). Марью Алексеевну интересует, богата ли невеста и скоро ли будет свадьба, на что Лопухов отвечает: Скоро.
Чернышевский нашел слово, художнически точно характеризующее беспросветный старый мир. Он представляется писателю иод-валом, наглухо заколоченным, отгороженным от широких просторов жизни. Грязь, пошлость, цинизм всякого рода – вот что ощутила Вера Павловна, когда через полгода после ухода из дома вновь пришла в подвал.
Опираясь на своих предшественников – Пушкина, Гоголя, Герцена, Чернышевский стремится убедить читателей, что злое и негодное в людях порождают дурные обстоятельства. Но автор Что делать? подчеркивает, что эти обстоятельства могут быть изменены только насильственным, т. е. революционным, путем. Стремление Чернышевского направить мысль читателя именно по такому руслу объясняет столь неожиданную форму обращения автора к Марье Алексеевне с похвальным словом. Люди, подобные ей, поступают скверно не со зла, а потому, что при господствующих порядках выгодно поступать дурно. Если же обстоятельства будут иными, люди не могут не измениться. Это вовсе не значит, что пышевский снимал ответственность с отдельного человека, оенося ее исключительно на среду, порождающую дурных юден. Доказательство тому – образы новых людей, тех, кто, преодолевая обстоятельства, сам определял свой жизненный путь.
Чернышевский-художник показал, что самое страшное для человека- это паразитизм. Жизнь имеет главным своим элементом труд,- провозглашает писатель. Там, где нет труда, возникает разлагающая человека праздность, утрачивается ощущение добра и зла. Такова в романе среда Сторешниковых, проматывающих свое состояние, а вместе с ним и жизнь. Даже неплохие по природе люди, например Серж, под влиянием праздности утрачивают подлинно человеческие качества.
Мысль о труде как источнике не только материальной, но и духовной жизни дорога Чернышевскому, и потому он уделяет ей много места в романе. Отсюда обстоятельный рассказ о швейных мастерских, где люди почувствовали себя людьми благодаря разумно организованному труду, отсюда же второй сон Веры Павловны.
Здесь мы находим интересное рассуждение о грязи реальной и фантастической, здоровой и гнилой. В реальной грязи есть движение, т. е. есть жизнь, имеющая главным своим элементом труд. Труд может стать источником возрождения человека. Достаточно прогреть эту почву, переместить в ней некоторые элементы, и на ней вырастут здоровые колосья. Совсем не то фантастическая грязь: здесь нет движения, нет труда. Паразитизм обесценивает все; это та гнилость, которая требует только дренажа, т. е. революции.
«Новые люди» в романе Г.Н. Чернышевского «Что делать?»
В романе Г.Н. Чернышевского особое место принадлежит так называемым «новым людям». Они находятся между обычными людьми, погружёнными в свои эгоистические интересы (Марья Алексеевна), и особенным человеком нового времени – Рахметовым.
«Новые люди» Чернышевского уже не принадлежат тёмному старому миру, но они еще не вошли в другой. На этой промежуточной ступени оказались Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, Мерцаловы. Эти герои уже по-иному решают проблемы семейной и общественной жизни. Они постепенно отбрасывают условности старого мира, выбирают свой путь развития. Для того чтобы решиться на такой путь развития, который заключается в чтении, наблюдении над жизнью, «жертв не требуется, лишений не спрашивается. » «Промежуточные» герои предпочитают мирный путь интеллектуального развития, пробуждения рядовой личности, доступный большинству. На той высоте, на которой стоят Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, «должны стоять, могут стоять все люди». И этого можно достичь без жертв и лишений.
Однако Чернышевский знает, что, кроме развития, чтения и наблюдения над жизнью, нужна героическая борьба с тиранией и деспотизмом, социальным неравенством и эксплуатацией. «Исторический путь, — считает Г.Н. Чернышевский, – не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри. Кто боится быть покрыт пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность».
По мнению автора, к такой борьбе еще не все готовы. Поэтому Чернышевский делит «новых людей» на «обыкновенных» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Мерцаловы, Полозова) и «особенных» (Рахметов, «дама в трауре», «мужчина лет тридцати»).
Выделение двух этих типов среди положительных персонажей романа имеет свои философские и общественно-исторические причины. Но писатель не противопоставляет «особенных» людей «обыкновенным», руководителей революционного движения рядовым деятелям, а намечает связь между ними. Так, Лопухов спасает Веру Павловну от неравного брака, создаёт с ней семью, основанную на свободе, взаимопонимании, доверии. Сама героиня не желает идти по жизни, подобно своей матери Марье Алексеевне. Она не хочет жить в постоянной лжи, эгоизме, борьбе за существование любыми способами. Поэтому в Лопухове она находит свое спасение.
Герои совершают фиктивный брак. Они по-новому организуют свою хозяйственную деятельность. Вера Павловна заводит швейную мастерскую, нанимает портних, которые живут вместе. Подробно описывая деятельность Веры Павловны в мастерской, Г.Н. Чернышевский подчёркивает новый характер отношений работниц с хозяйкой. Они носят не столько экономический характер, сколько основаны на достижении общей цели, взаимовыручки, доброго отношения друг к другу.
Атмосфера в мастерской напоминает семейную. Писатель подчёркивает, что Вера Павловна таким образом спасла от гибели и нищеты многих своих подопечных (например, Машу, которая впоследствии стала её горничной). Здесь мы видим, какое огромное значение Г.Н. Чернышевский отводит роли труда. По мысли писателя, труд облагораживает человека, поэтому «новые люди» должны стремиться направить свою работу на благо других, этим самым уберечь их от пагубного влияния разрушительных страстей. В сферу деятельности «обыкновенных» людей Чернышевский включил просветительскую работу в воскресных школах (преподавание Кирсанова и Мерцалова в коллективе работниц швейной мастерской), среди передовой части студенчества (Лопухов мог часами вести беседы со студентами), на заводских предприятиях (занятия Лопухова в заводской конторе).
С именем Кирсанова связаны сюжет столкновения врача-разночинца с «тузами» петербургской частной практики — в эпизоде лечения Кати Полозовой, а также тема научной деятельности. Его опыты над искусственным производством белковины приветствует Лопухов как «полный переворот всего вопроса о пище, всей жизни человечества».
В этих сценах нашли своё отражение социалистические взгляды писателя. Хотя время показало, что во многом они оказались утопичными, наивными. Сам же автор романа глубоко верил в их прогрессивную роль. В тот период среди прогрессивной молодёжи было распространено открытие воскресных школ, читален, больниц для малоимущих.
Таким образом, Г.Н. Чернышевский точно подметил и отразил новые положительные тенденции эпохи на примере мастерской Веры Павловны. «Новые люди» в его романе иначе решают свои личные, внутрисемейные конфликты. Хотя внешне их семья кажется благополучной, дружной, вполне успешной, в действительности всё обстоит по-другому. Вера Павловна очень уважала своего мужа, но никогда не испытывала к нему ничего большего. Неожиданно для себя героиня поняла это, когда встретила лучшего друга своего мужа – Кирсанова. Вместе они заботились о Лопухове во время его болезни.
К Кирсанову Вера Павловна испытывает совершенно иные чувства. К ней приходит настоящая любовь, которая повергает её в абсолютную растерянность. Но в этом эпизоде ключевую роль играет не любовная история между Кирсановым и Верой Павловной, а поступок Лопухова. Он не желает препятствовать счастью жены, не может строить семью на лжи. Поэтому он, как истинный человек нового времени, самоустраняется, инсценирует самоубийство.
Лопухов совершает столь смелый поступок, потому что не хочет причинять жене несчастье, быть причиной её нравственных терзаний. Вера Павловна долго была неутешна. К жизни её возродить удалось лишь Рахметову. Препятствий на пути развитию любви к Кирсанову не осталось. В итоге, герои Чернышевского создают настоящую семью, основанную не только на взаимном уважении, но и на глубоком чувстве.
Жизнь нового человека, по утверждению Г.Н. Чернышевского, должна быть гармонична в социальном и личном плане. Поэтому Лопухов тоже не остаётся в одиночестве. Он спасает от гибели Мерцалову, женится на ней. И в этом браке обретает заслуженное счастье. Более того, Г.Н. Чернышевский идёт дальше, изображая идеальные отношения между людьми, без взаимной вражды, злости, ненависти. В конце романа мы видим две счастливые семьи: Кирсановых и Лопуховых, которые дружат между собой.
Описывая жизнь «новых людей», писатель акцентирует наше внимание на экономической и личной стороне жизни героев. С их помощью он доказывает, что несправедливые, бесчеловечные принципы жизни старого мира устарели, и в обществе возникло желание обновления, новых отношений между людьми.
«Новые» и «старые» люди по роману Что делать?
Чернышевский написал свой роман «Что делать?» в довольно сложное время. Это был 1863 год, когда за любое неправильное слово могли осудить и приговорить к длительному заключению. Так что в первую очередь стоить отметить мастерство писателя.
Он так оформил произведение, что оно пошло проверку, но каждый читатель смог увидеть истинное послание автора.
Одной из главных особенностей романа является критический реализм и революционный романтизм.
Они соединились и представили совершенно новый стиль. Чернышевский показал реальную
Кроме утопических мечтаний о будущем, в романе присутствует и довольно серьезный анализ настоящего.
Роман по большей части посвящен «новым людям». Так как автор заботится именно о них. На противоположной стороне стоят «старые люди». На протяжении всех страниц писатель сталкивает их между собой, сравнивает их цели, видение, жизненные позиции.
Есть и выводы автора. Но важно то, что и мы сами можем сделать свои собственные выводы.
В чем главный конфликт?
Анализируя эти две группы людей, мы начнем с вопроса счастья. Поколение отцов заботится только о себе. Им не свойственно беспокоиться об окружающих. Чужие поражения не затрагивают их сердца.
Счастье нового поколения совсем в другом. Они понимают суть общества, понимают, насколько важно быть вместе, помогать другим. В этом их сила.
Прежние уставы не дают им нормально раскрыться.
Чернышевский полностью согласен с новыми людьми.
Второй вопрос, на который стоит обратить внимание, это эгоизм. Он присутствует и у «старых» людей, и у «новых». Но различия огромные. Так эгоизм «пошлых» людей, то есть «старых», — это вечный поиск собственного блага. Их жизнь представлена в романе, как жизнь паразитов.
Они цепляются за все возможности и думают лишь о себе.
Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле.
В пример можем привести мать Веры Павловны. Женщина не готова меняться и не хочет принимать новую реальность. Поэтому она всячески старается силой выдать замуж свою дочь за жалкого и недостойного человека.
Вторым примером можно показалась этого самого жениха. Сторешников богат и это его единственная ценность. Он такой же паразит, как и все его родственники. Высокомерность и наглость позволяют ему с легкостью смотреть в будущее.
Но корыстолюбие не может привести к успеху.
«Разумный эгоизм» героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, своекорыстием, индивидуализмом. Его цель — благо всего общества. Яркими примерами людей, который двигаются по этому принципу, можно назвать Мерцаловых, Кирсанова, Лопухова и т. д.
Но больше все мне нравится то, что они не утрачивают свою уникальность. Они яркие личности, несмотря на то, что двигаются идеями на благо общества. Они трудятся над тем, чтобы преодолевать свои недостатки.
И чем сложнее эта работа, тем потом они счастливее. «Разумный эгоизм» — это тоже забота о себе, но она не причиняет никому вреда, а только помогает людям становиться лучше.
Нельзя упустить женский вопрос. Его суть здесь в понимании роли женщины в обществе и семье. Чернышевский подчеркивает силу женщины, ее ум.
Она может быть успешной не только в семье, но и на работе.
Теперь она имеет право на индивидуальность, образование, мечты и успех. Чернышевский пересматривает место женщины и в обществе, и в семье.
«Что делать?» — это вечный вопрос для многих людей. Чернышевский преподнес нам не просто художественную историю со смыслом. Это серьезное философское, психологическое и социальное произведение. В нем открывается внутренний мир людей.
Я думаю, что не каждый великий психолог или философ смог бы так ярко и правдиво показать реалии наших дней.
Дайджест:
Образ Рахметова и все «новые люди» Огромно значение Рахметовых для жизни. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы: мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди. .
Н. Г. Чернышевский и роман «Что делать?» В романе «Что делать?», во всей его образной системе Чернышевский пытался представить в живых героях, в жизненных ситуациях те нормативы, которые, как он полагал, должны явиться главным мерилом общественной морали. .
Время собирать и спасать старые легенды В 1806 году Якоб и Вильгельм начали путешествовать гессенским краем, чтобы услышать сказки непосредственно от людей из народа, записать их, собрать, чтобы не дать им возможности навсегда исчезнуть. Большинство произведений. .
Основная тема романа Чернышевского «Что делать?» Роман «Что делать?» имеет подзаголовок: «Из рассказов о новых людях с общею пользою…». Этим автор определил основную тему романа. «Новые люди» — Дмитрий Сергеевич Лопухов, Александр Матвеевич Кирсанов и их. .
Твір роздум: Люди як люди Для мене М. О. Булгаков є однієї з найбільших загадок людського генія. Усе без винятку його утвору виділяються з величезної маси добутків XX століття. Вони занадто несхожі на інші, оригінальні. .
По картине Н. П. Богданова-Бельского «Новые хозяева» Николай Петрович Богданов-Бельский — талантливый русский художник. Он родился 8 декабря 1868 года, был внебрачным сыном батрачки. Он получил прекрасное образование, учился живописи в Императорской Академии художеств. Значительное место в. .
Какие новые идеалы отстаивает Маяковский в своем творчестве? Каким хотел бы видеть новый мир поэт? Какие новые идеалы отстаивает поэт в своем творчестве? В 1920-е годы Маяковский серьезно пересмотрел формы и содержание своего творчества. Эволюция прослеживается в изменении. .
Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Считается, что произведение Чернышевского «Что делать?» принадлежит к типу утопических романов. Однако это слишком условная характеристика, поскольку авантюрная завязка сюжета придает ему черты детективной повести, подробное жизнеописание Веры Павловны вносит. .
Анализ сборника стихотворений «Новые стихотворения» Мережковского Д. С Семантические контрасты сборника Мережковского «Новые стихотворения», вобравшего стихи первой половины 1890-х годов, расширяли ту систему контрастов, которая была намечена в «Символах», предыдущем его сборнике. Окрепшее увлечение самодостаточной, не связанной путами. .
Откуда берутся воспитанные люди? По тесту 1 сборника И. П. Цыбулько 2014 года Откуда берутся воспитанные люди? Вот проблема, над которой размышляет С. Л. Львов. Автор считает: основное воспитание человек получает в дружной семье. Именно родители являются для ребенка примером: от них он. .
Новые игры для азартных Советы психологического характера для достижения вашей победы. 1). Начиная игру, вы должны постановить бюджет, который пойдет на весь процесс увлечения, а так же назначить для себя предельную победную сумму, при. .
Сравненительнаях характеристика Печорина и Грушницкого по роману Герой нашего времени Печорин и Грушницкий из романа «Герой нашего времени» — два молодых дворянина, познакомившихся во время службы на Кавказе. Они оба были недурны собой, но вели себя по-разному. От этого и. .
Зачем в литературе постоянно появляются персонажи, имеющие новые взгляды? Зачем в литературе постоянно появляются персонажи, имеющие новые взгляды? Думаю, для того, чтобы отразить веяния времени, рассказать о том, как живут люди, о чем они мечтают и думают. Из поколения. .
Назначение человека в том, чтобы делать добро Каждый человек наделен тягой к любви и доброте от рождения в равной степени. Одни люди, идя по жизни, развивают в себе эти качества, другие же, напротив, считают добродетели неприменимыми к. .
Онегин и Печорин: передовые люди своего времени Сходства между Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой — «лишние люди» своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая. .
Фамусовское общество и люди фамусовского круга Срывая все и всяческие маски, с огромной обличительной силой Грибоедов рисует действительный облик дворянско-крепост-нического общества, в котором люди ценились по числу принадлежащих им крепостных рабов. В этом обществе, лишенном чести. .
План сочинения — Своеобразие композиции романа Чернышевского «Что делать?» Своеобразие композиции романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» I. Вступление Композиция — состав и организация элементов и частей художественного произведения. II. Главная часть 1. Соотношение сюжетных и внесюжетных элементов в. .
Хорошие люди в жизни главного героя Алеши Пешкова по повести Детство «Что такое хорошо и что такое плохо» — знакомое с детства стихотворение В. Маяковского. Добрый, отзывчивый, бескорыстный, строгий, настойчивый, целеустремленный… Кто из них хороший, а кто плохой? Как дать определение. .
Что делать характеристика образа Розальской Марьи Алексеевны ЧТО ДЕЛАТЬ? Из рассказов о новых людях Розальская Марья Алексевна — мать Веры Павловны. Худощавая, крепкая, высокого роста дама. Дает деньги под залог и всячески озабочена приобретением капитала, жаждет выдать. .
Характеристика героя Вера Павловна, Что делать, Чернышевский Вера Павловна Вера Павловна Розальская — главная героиня романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Это красивая, стройная девушка с южным типом лица. У нее черные волосы и смуглая кожа. До. .
Как люди относятся к музыке? Музыка… И только сказав это слово, твои мысли начинают переполнять мелодии, звуки, слова. Ты начинаешь чувствовать себя счастливее, одухотвореннее, вспоминаешь о лучших моментах твой жизни, а может, грустишь, вспоминая о. .
Что такое красота — дар или проклятие? (по статье Петрановской «Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны…» В чем заключается подлинная красота человека и как она влияет на взаимоотношения людей? Настоящую сущность красоты и ее влияние на внутренний и внешний мир человека люди пытаются объяснить с древнейших. .
Личность и тоталитаризм по роману Мы Роман написан в жанре антиутопии, и главной темой является драматическая судьба личности в тоталитарном обществе. Автор показал, что общество не может существовать построенным по схемам, расчетам и планам, что человек. .
Боги и люди в мифах «То, что мы меньше всего знаем, лучше всего годится для обожествления», — писал М. Монтень. И действительно, с самых давних времен люди создавали себе богов из всего непонятного и необъяснимого. .
Речевой строй пьесы «Свои люди сочтемся» В еще большей мере интерес драматурга к комической характерности изображаемой жизни выражается в речевом строе его пьесы. Продолжая традицию Фонвизина и Гоголя, Островский сделал новый шаг в организации комедийного диалога. .
Как раньше люди жили без математики Есть множество вещей, без которых человек мог бы прожить. Вот, например, смогли бы вы прожить без чайника? Не совсем удобно, конечно, но воду можно закипятить и в кастрюле. Можно даже. .
Образ и характеристика Ильиничны по роману Тихий Дон Ильинична — донская казачка, мать Григория Мелехова. В ее образе воплощен национальный характер русской женщины. В своем возрасте она имеет «дородный стан», ее походка величава — словно гусыня, плывет она. .
Чернышевский Н. Г. В 1842-1845 годах Чернышевский Чернышевский Н. Г. В 1842-1845 годах Чернышевский учился в Саратовской семинарии, где ему прочили блестящую духовную карьеру. В 1846 году поступил на отделение общей словесности Петербургского университета. 1851-1853 гг. Служил. .
Какие люди являются обитателями ночлежки по пьесе На дне В пьесе М. Горького «На дне» поднимается тема социального-нравственного характера взаимоотношений между людьми, оказавшимися отвергнутыми обществом. обитателями ночлежки относятся к друг другу с проявлением грубости, нежелании помогать, безразличии и угнетении. .
На тему: ЛЮДИ ВОКРУГ ТЕБЯ ЛЮДИ ВОКРУГ ТЕБЯ Однажды Гете спросил: » Что труднее всего увидеть? « На первый взгляд, труднее всего «увидеть» человека, которого встретил недавно, при случайных обстоятельствах. Труден для понимания и тот. .
Какими люди и животные должны быть в цивилизованном обществе? Издавна человек и животные живут рядом. Человек как общественное существо, которое имеет сознание, владеет речью, вырабатывает и использует орудие работы, приручил первых животных для домашнего хозяйства. С тех пор существует. .
По роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир» В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» ясно выражено чередование картин войны и картин мирной жизни общества на протяжении 15 лет. Одна из самых красивых сцен романа — это. .
Русские люди — Russian people In my composition I would like to write about Russian people. Russia is a very rich country. It is rich in forests and mountains, rivers and lakes. There are many. .
На морально-этическую тему: Люди говорите хорошие слова Как много различных смыслов, значений, эмоций может вмещать одно-единственное слово! Какой неисчерпаемой, непостижимой силой оно обладает! Но только от нас зависит, в какое русло направить эту силу. Ведь словом можно. .
Должны ли люди помогать друг другу? Должны ли люди помогать друг другу? Вот проблема, над которой рассуждает К. Г. Паустовский. В данном тексте автор рассказывает о том, как однажды у него заболел сын и нигде не. .
Как должны относиться люди к своим служебным обязанностям? Как должны относиться люди к своим служебным обязанностям — вот вопрос, над которым задумывается А. Г. Алексин. Рассуждая над этой проблемой, автор повествует о конкретной жизненной ситуации, когда один геолог. .
Женские характеры: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына по роману Обломов Роман И. А. Гончарова «Обломов» — вершина творчества писателя. Это произведение, в котором удалось воплотить многочисленные женских типы с выразительными подробностями их облика, характера, поведения. Недаром критики обратили внимание на. .
Люди в белых халатах. Сочинение на тему будущая профессия Профессия врача — это одна из самых древних и уважаемых профессий. В давние времена люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, знал средства лечения болезней. В русской литературе. .
Образ Наташи Ростовой по роману эпопее Война и мир Л. Н. Толстой в произведении «Война и мир» изобразил Наташу Ростову некрасивой, «с большим ртом и черными глазами» девушкой, но живой, веселой и позитивной. Она была жизнерадостной, искренней натурой, что. .
Почему люди перестают мыслить, когда перестают читать? Книга расширяет наш кругозор. Из нее мы получаем знания, учимся здраво мыслить, рассуждать. Увы, в наше время далеко не все люди предпочитают читать книгу, они считают, что могут это заменить. .
Источники:
https://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/35-chernyshevskij-n-g-biografiya/117-chto-delat-prigovor-staromu-miru-.html
https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/chernyshevskij-n-g/9492-novye-lyudi-v-romane-g-n-chernyshevskogo-chto-delat
https://essay.englishtopic.ru/novye-i-starye-lyudi-po-romanu-chto-delat/