Изучение творческого процесса писателя истории. Задачи теории литературы
Основные задачи истории литературы. (совп.)
Литература – процесс собственных исторических закономерностей.
Задачи истории литературы:
1) Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения;
2) Поиски внутренней логики развития литературы.
Изучение одного произведения:
– собрать все факты, связанные с одним произведением, и систематизировать их (для этого необходимо знание эпохи). Принцип историзма. Умение отстраняться от современности, широкая эрудиция, умение «вживаться» в эпоху.
– изучение биографии писателя
Летопись жизни и творчества (несколько томов), по сути – большая таблица (дата-событие-источник). Только факты.
Критико-биографический очерк – сочетание биографии с анализом творчества (биография прерывается анализом произведений).
– изучение самого произведения
Творческая история произведения – это изучение его постепенного формирования от авторского замысла до окончательного текста (далее – см. 2 билет).
История литературы как процесса:
Изучает все произведения, их возникновение и функционирование.
– изучить определенный период творчества писателя;
– описать творческий путь писателя в целом;
– история определенного периода в развитии национальной литературы;
– построить историю национальной литературы (Например, «История литературы» в 10 т. – 1950е гг., в 4 т. – 1980е гг.), но такие попытки быстро устаревают. Написание истории литературы – коллективный труд;
– построение истории всемирной литературы; фольклористы обнаружили повторяющиеся у разных народов мотивы и сюжеты => появился вопрос – нет ли общих закономерностей в развитии литературы и фольклора (ведь есть народы, не контактирующие друг с другом);
– сравнительное литературоведение (компаративистика);
– литература понимается как отражение социальных процессов.
Часто историю литературы описывают как историю литературных направлений. Литературные направления начинаются с XVII в.
1) Барокко. Симеон Полоцкий.
2) Классицизм. В Европе – XVII в., в России – XVIII в. Самое четкое направление (строгие каноны и т.п.). Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин.
3) Сентиментализм. В Европе – 2я половина XVIII в. (Жан Жак Руссо), в России – конец XVIII в. (Карамзин).
4) Романтизм. В России – начало XIX в. (Жуковский, молодой Пушкин, Лермонтов, Батюшков).
5) Реализм. 40е гг. XIX в. – одновременно. В Европе – Флобер, Бальзак, Диккенс, в России – Толстой, Достоевский, Гончаров, Чехов, Тургенев.
6) Символизм. Нач. XX в. Европа – Рэмбо (Франция), Россия – Блок, Белый, Бальмонт, Гиппиус, Брюсов
7) Авангард (постсимволизм). Множество отдельных литературных групп. Футуризм: Маяковский, Хлебников, Бурлюк. Акмеизм: Ахматова, Гумилев, Мандельштам.
8) Социалистический реализм. «Второй классицизм» (также строгие нормы). Шолохов, Горький, Н. Островский, К. Симонов.
9) Постмодернизм. В Европе – 60е гг. XX в., в России – 80е гг. XX в. (Пелевин, Сорокин, Рубинштейн).
Внутренние причины, закономерности развития литературы.
Сравнение и сопоставление различных культур (явление ускоренного развития). Последовательность направлений не случайна. Подчиняется внутренним законам. Также существует внешнее взаимодействие.
Писатель зависит от многих факторов: жанр, стиль, язык, социальные факторы, внешнее влияние.
1я половина XIX в. – биографический метод (произведение анализируется через биографию писателя). Готовые модели, заимствованные из других наук.
Биологический метод – литература развивается как живой организм (рождение…смерть) (так была охарактеризована греческая литература).
2я половина XIX в. – теория Дарвина (теория естественного отбора). Литература развивается от однородности к неоднородности. Сначала – единство слова, танца, музыки… Затем искусства начинают развиваться по отдельности. Литературы, например, «борются» за превосходство одних над другими. Формалисты – принцип лит. эволюции – борьба. Ориентируется на западную литературу.
«Теория качелей». Нет непрерывного прогресса. Литературные направления чередуются (реализм напоминает классицизм, символизм – романтизм), первичные и вторичные литературные стили. Аналогия с поколениями. Литературная эпоха стремится быть похожей на «дедушку», а не на «отца».
XX в. – социологический метод. Заимствует свои метафоры и модели в социологии. В основе каждой формации – экономика. Искусство – «надстройка» (определяет уровень развития общества). Социологический метод стремится показать убеждения писателя (менее важно КАК написано произведение). Линия последовательностей представлена как прогресс. По Марксу – каждый новый этап – шаг к коммунизму, каждый шаг – это прогресс.
Социалистический реализм дал нового положительного героя. Литературу делили на прогрессивную (т.е. социалистическую) и реакционную.
От мифологии и фольклора – к психологическим романам реализма.
Со временем человек лучше познает мир. Гегель: человек науки редко бывает художником. Творчество – процесс интуитивный. Позднее выше становится философия.
В XVIII в. считали, что фольклор – плод невежества. В XIX в. писатели обращаются к архаическим пластам народной культуры (Жуковский, Пушкин, Гоголь, сб. сказок Афанасьева).
Всякое приобретение сопровождается потерями. Новые приемы в литературном направлении – своеобразный «технический прогресс». В Средневековой литературе отношение к слову было другим (каждое написанное слово считалось сакральным). После появления массовой литературы роль писателя падает.
Любое произведение прошлого неповторимо, уникально. Его невозможно подделать и повторить даже самому автору.
77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Задачи теории литературы. (совп)
Теория литературы – академическая дисциплина. Связана с историей. История литературы предлагает интерпретацию текста. Интерпретировать произведение можно, опираясь на теорию литературы.
2 пути исследований:
1) Индуктивный (большая часть);
Там, где невозможно все проверить на конкретном материале, наука приближается к философии.
Теория близка к научному идеалу объективности (исключает оценочные суждения). Стремится к открытию объективных законов.
Задачи теории литературы разнообразны.
Автор (есть у каждого произведения)
МИР Текст (конкретное авт. пр-ние, фольклорный текст, целый жанр с одинак. внутр. строением)
(вещи, предметы;
социум, психология человека)
Читатель (обычный человек, целевая групп, обобщ. образ читателя)
Объективные (формальные) теории. Как построено худ. пр-ние. Аристотель: построение античной трагедии и эпической поэмы. Русский формализм (1916 г., СПб), Московский лингвистический кружок (Шкловский, Тынянов, Томашевский). В сталинскую эпоху запрещено. В 60е гг. идеи формалистов => структурализм (Лотман, Успенский, Иванов, Топоров…). Литературоведение ХХ в. базировалось на лингвистических методах.
Аффективные теории. Как воздействует художественное произведение (реакция читателя). Психология. Аристотель – «катарсис» воздействие трагедии.
Далее – по пути нормативности (писателю предписывают, как он должен писать и как воздействовать).
Поэтика => риторика (искусство убеждать).
XIX-XX вв. – стали изучать реальную реакцию реального читателя. Каждый ли человек читает по-своему или есть общее? Есть ли единое значение текста, которое воспринимает любой читатель? Эмоциональная реакция или интеллектуальная? Существует ли единственно верная интерпретация текста?
Психология восприятия (когнитивные науки).
ЧТО отражает худ. пр-ние? (отражение, воспроизведение явлений мира, с элементами вымысла, выдумки)
В любом пр-нии отражаются объективные законы действительности. С позиции социолога – на 1м месте социальные процессы, эстетские теории – на 1м месте вымысел, мысли автора.
КАК отражает мир худ. пр-ние?
При помощи языка. Существует языковая картина мира. Мир делится языком. Слово неоднозначно. Насколько объективно можно выразить? Философия языка.
Экспрессивные теории. Что выражает худ. пр-ние?
В античности поэзия – прямое выражение воли богов. Поэт – посредник. Уже в древности это представление изменяется (представление о личном мастерстве автора). Т.е. нужно исследовать психологию автора.
С XIX в. – биографический подход (факты из жизни могут помочь в понимании текста).
Теория возникает, когда личность писателя начинает изучаться всесторонне (психология творчества).
Психоанализ. Традиционная психология. Творческий импульс писателя исследуется со всех сторон (культурные влияния, язык, литературные влияния). Все эти области не отделены друг от друга.
Каждый вопрос можно задать в исторической форме (как изменяется…?).
1) Как изменяются законы построения худ. пр-ния? (Историческая поэтика, Веселовский)
2) Как изменяется воздействие худ. пр-ния? (напр., жанры средневек. лит-ры не предназначены для чтения про себя; сакральность, торжественность)
3) Как меняются представления о мире? (мифологическая картина мира => современная наука)
4) Как меняется фигура и психология автора? Напр., раньше монахи писали летопись для потомков. Потом – в угоду кому-л. (придворные поэты). Социальная роль поэта и писателя меняется даже в течение одного века.
На такие вопросы может быть два ответа:
1. Все случайно, никаких закономерностей нет.
2. Существуют определенные объективные законы.
Каковы эти законы?
– присущи самой литературе
– литература зависит от общества.
Внутренний (теория лит-ры, поэтика) и внешний (социология, психология, история) подход к лит-ре.
77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Творческая история произведения
Творческая история произведения это процесс создания литературного произведения от замысла к воплощению, к окончательному тексту, а также научное описание этого процесса. В современном литературоведении творческая история произведения называют также генезисом текста, динамической поэтикой. Знание творческой истории произведения является важнейшим критерием объективности прочтения и ориентиром во множестве толкований, которыми произведение «обрастает» в процессе своего функционирования. Чем древнее памятник литературы, чем меньше достоверных свидетельств о нем и о его авторе, тем более гипотетична творческая история произведения. При изучении произведений средневековых литератур, в частности, древнерусской, в большинстве случаев анонимных и создававшихся в соответствии со сложившимися жанрово-стилистическими канонами, неоценимым подспорьем являются данные текстологии; отсюда важность тщательного изучения рукописи, списков, вариантов,редакций памятников.
Как тип научного исследования творческая история произведения была обоснована в 1920-е Н.К.Пиксановым, считавшим необходимым рассматривать такие относящиеся к произведению материалы, как письменные и устные автосвидетельства, зафиксированные в письмах, дневниках, мемуарах современников, а также планы, наброски, черновые и беловые автографы, списки, корректурные листы, прижизненные и печатные издания. Сравнивая первоначальные и последующие списки, отражающие ход работы над произведением, можно воссоздать эволюцию основного замысла, «общую конструктивную преднамеренность». Возможность и необходимость учета всех факторов в творческой истории произведения зависит от конкретных особенностей изучаемого текста. Здесь есть ряд трудностей, связанных с терминологической нечеткостью понятий «влияние», «сходство». Вопрос, связанный с прототипами и прото сюжетам и, как указывал Пиксанов, решается однозначно: если отсутствуют прямые авторские свидетельства о прототипах, этот вопрос исключается из творческой истории произведения. В то же время он может быть главным для исследований, стремящихся установить прототипы известных литературных героев, используя косвенные данные. По разным причинам творческая история произведения не всегда устанавливается методом прямой документации. Бывает, что замысел художника вынашивается в голове и выливается на бумагу сразу в окончательном варианте. Так, по утверждению П.Н.Медведева, «Незнакомка» (1906) А.Блока, черновик которой остался почти без переработок, «не имеет истории» («Драмы и поэмы Блока: Из истории их создания»).
Изучение творческой истории произведения тесто связано с текстологией и опирается на ее данные, поэтому возникает вопрос об их соотношении и разграничении. Текстология, прослеживая историю формирования текста, обосновывая основной текст и сопровождая его необходимым реально-историческим комментарием, представляет его как образец, эталон для тиражирования. Творческая история произведения, опираясь на историю текста, в идеале дает историю создания всего произведения в целом. Порою трудно определить, что относится к творческой истории произведения, а что к текстологии, атрибуции, лингвистической стилистике. Решающим здесь Пиксанов считал присутствие в труде, претендующем на творческую историю произведения, элементов анализа и обобщения. Текстологические данные и описание рукописей не включаются в нее, а служат для нее исходным материалом. «Телеогенетический метод» Пиксанова предполагал изучение прежде всего ближайших, современных произведению факторов, повлиявших на него. Но творческую историю произведения можно рассматривать и в более широком контексте исторической поэтики. В этом случае основой для реконструкции авторского замысла оказывается бесконечно протяженная родословная произведения, речь идет уже не столько о прототипах (в жизни и в литературе), сколько об архетипах. Такой подход не может не опираться на достижения как научных школ 19 века, так и направлений 20 века, сфокусированных на генетической проблематике, вопросах межтекстовых связей, или интертекстуальности, и др.
Источники:
https://studopedia.ru/10_305462_osnovnie-zadachi-istorii-literaturi-sovp.html
https://studopedia.ru/10_305464_zadachi-teorii-literaturi-sovp.html
https://www.litdic.ru/tvorcheskaya-istoriya-proizvedeniya/