1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как автор ведет повествование. Как доказать, что это повествование

Повествование как функционально-смысловой тип речи

Повествование – основа произведения, кровеносная система романа. Автор может писать, как ему вздумается, но он так или иначе повествует о чем-то.

В зависимости от характера текста, выделяют изобразительное и событийное повествование.

Задача изобразительного повествования – изобразить последовательность физических действий, смену физических состояний природы или персонажа.

Строится на однородных сказуемых, выраженных глаголами совершенного вида:

«Бегемот отрезал кусок ананаса, посолил его, поперчил и после этого так залихватски тяпнул вторую стопку спирта, что все зааплодировали» М.Булгаков «Мастер и Маргарита».

Здесь выделенные однородные сказуемые передают последовательную смену действий персонажа. В этом фрагменте преобладает лексика с предметным значением, задача которой создать у читателя эффект присутствия при описываемых действиях.

Последовательность действий может выражаться не только однородными сказуемыми, но и рядом самостоятельных предложений. В этом случае изобразительная сила увеличивается, поскольку самостоятельное предложение дает читателю большее количество дополнительных деталей.

«До этого момента Буш сидел неподвижно. Затем он встал. Широко улыбаясь, приблизился к Зое Семеновне. Внезапно провел какое-то стремительное футбольное движение. Затем – могучим ударом лакированного ботинка вышиб поднос из рук ошеломленной женщины. Помещение наполнилось звоном». С.Довлатов «Компромисс».

В этом фрагменте большее значение имеет не фиксация конкретных действий, а их значение применительно к ситуации. Значимость действий подчеркивается и замедлением ритма повествования: однородные сказуемые, относящиеся к одному субъекту – Бушу – располагаются в разных самостоятельных предложениях. Неадекватность действий персонажа подчеркивается обстоятельствами образа действия (широко улыбаясь, внезапно), что являет собой описание внутреннего мира персонажа.

Цель событийного повествования – дать представление о последовательности событий, поступков, изменений в жизни лица, группы лиц, государства и т.д., Основу событийного повествования составляет последовательность предложений, обозначающих события и действия.

Если в изобразительном повествовании главным содержанием текста является фиксация конкретных физических действия, явлений чувственно воспринимаемого мира, то в событийном повествовании внимание читателя обращено на элементы мира событий: собственно события, поступки, решения.

«Намерения своего относительно заграницы Персиков не осуществи, и 20-й год вышел еще хуже 19-го. Произошли события, и притом одно за другим. Большую Никитскую переименовали в улицу Герцена. Затем часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой остановились на одиннадцати с четвертью, наконец, в террариях зоологического института, не вынеся всех пертурбаций знаменитого года, издохли первоначально восемь великолепных экземпляров квакшей, затем пятнадцать обыкновенных жаб, и наконец, исключительнейший экземпляр жабы Суринамской» М.Булгаков «Роковые яйца».

В этом примере предложения со сказуемыми в форме глаголов совершенного вида передают последовательность событий за довольно большой период времени. Предложения автономны, то есть ярко выраженной логической связи между ними нет. Порядок следования их определен хронологией развития событий. Акцент сделан на сообщении о последовательных событиях, а не на их фиксации органами чувств человека.

Повествование всегда динамично, поскольку фиксирует переход от одного действия или состояния к другому, то есть изображает действительность в процессе изменения и развития.

Динамичность повествования достигается с помощью:

— Глаголов совершенного вида: пришел, увидел, победил.

— Наречий и наречных слов со значением времени: сперва, вдруг, затем, изредка и т.д.

— Союзов: разделительный союз «то -‑ то», сопоставительный союз «чем ‑ тем», союзы со значением времени «лишь только», «как только» и т.д.

Роль повествования в тексте

Удельный вес повествования в текстах различен. Но чаще всего повествование чередуется с описанием в композиционных целях. Например, у Пушкина, писателя с ярко выраженной склонностью к повествовательности, даже описание интерьера содержит повествовательные черты: «Герман вошел в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампадка» (А.С.Пушкин «Пиковая Дама»).

У Тургенева тоже часто можно встретить соединение повествование и описания, хотя описательные фрагменты в его прозе по сравнению с прозой Пушкина более обширны и легко вычленимы в тексте: «Вот вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село… В лесу все темней и темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы» И.С.Тургенев «Ермолай и мельничиха».

Вывод прост: несмотря на то, что все тексты можно разделить на разные речевые действия, трудно обнаружить стерильно чистые формы описания или повествования. Писатель делает акцент на различных гранях действительности, используя вперемешку повествование с описанием, и в результате они создают у читателя нужное автору разнообразие восприятия.

В статье использованы материалы работы: А.В. Валл, В.И. Коньков, О.В.Неупокоева «Функциональные типы речи».

Читать еще:  Основные движения итальянского народного танца. Итальянские танцы

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Анализ композиции повествования непосредственно связан с одной из самых сложных проблем литературоведения – проблемой автора. Проблеме автора, соотношению речи автора и героя в общей структуре повествования посвящено довольно много статей и монографий, среди которых наиболее интересные и существенные принадлежат М.М.Бахтину, В.В.Виноградову, Г.А Гуковскому и др. В дальнейшем их идеи получили развитие, например, в работах Б.О.Кормана и Б.Успенского.

В речевой структуре следует, прежде всего, разграничивать объект и субъект речи. Объект речи – то, что изображается в произведении, о чём повествуется в нём. Субъект речи – тот, кто ведёт повествование. Следовательно, само повествование – это организация текста вокруг субъекта речи.

Сложности с разграничением субъекта и объекта речи сразу возникают в лирике, где очень часто субъект и объект совпадают, и драме, где повествование, как правило, редуцируется до ремарок. Однако и в эпическом произведении возникают свои сложности.

Во-первых, субъектов речи может быть несколько (особенно часто в таких произведениях, где центральное место занимает исключительно сложная проблема или образ, который автор показывает с разных точек зрения, как это сделал М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени»).

Во-вторых, субъект речи может совершенно не совпадать с автором (в этом смысле одними из самых ярких примеров являются «Повести Белкина» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина).

В-третьих, когда функции субъекта речи выполняет образ автора, сам этот образ может совершенно не совпадать с реальным автором или существенно меняться от начала к концу произведения (как это произошло с образом автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: образ юноши, столкнувшегося с первыми разочарованиями, превращается в последних главах в образ зрелого человека, сумевшего, вопреки тяжёлым утратам и испытаниям, сохранить веру в жизнь и высокое сознание ценности своей внутренней сущности, своего дара).

В-четвертых, автор может сознательно «стирать» следы своего присутствия в тексте или присутствия какого бы то ни было субъекта речи вообще, создавая у читателя иллюзию, что картинка сама разворачивается перед его глазами, «история сама себя рассказывает» (поисками способов создания такой иллюзии занят был не только Ф.М.Достоевский, но и А.П.Чехов, И.А.Бунин, большое количество авторов 20 века). Автор может выстраивать эпическое повествование (всё или частично) по законам лирики, где объектом речи становится внутренний мир, сознание самого субъекта речи (это бесфабульные рассказы И.А.Бунина – «Антоновские яблоки», «Поздний час» и др., лирическая проза К.Г.Паустовского, литература «потока сознания»; подобное повествование (или хотя бы элементы его) можно обнаружить не только в романе Б.Пастернака или Саши Соколова (поэтов, обратившихся к прозе как к своеобразному итогу), не только у Ф.М.Достоевского, который в своих поздних произведениях стремился показать самосознание человека, т.е. не объективный мир и человека в нём, а внутренний мир человека и отразившийся в его сознании внешний мир, но даже у таких признанных «объективных» реалистов, как Л.Н.Толстой или И.С.Тургенев, хотя формально повествование в большей части их произведений – это авторское повествование от 3 или 1 лица, от вымышленного повествователя или рассказчика). Может быть и противоположный способ создания иллюзии самостоятельно разворачивающегося повествования, в котором используются приёмы уже не лирики, а драмы. Повествование превращается в почти сплошной диалог героев, а сам процесс рассказывания как будто не изображается вовсе (подобного рода произведения можно найти не только у самых современных, особенно молодых, авторов, но, например, и у В.Распутина). Оба способа нацелены на то, чтобы убрать посредника (автора, повествователя и т.п.) между читателем и изображаемым миром, создать впечатление полной объективности изображения, в котором как будто исключается всякая посторонняя оценка того, что служит предметом изображения в произведении.

Список проблем, которые могут обнаружиться при углублении в особенности композиции повествования в конкретном произведении, не является полным. Исключительное многообразие повествовательных особенностей – одно из самых ярких отличительных качеств литературы Нового времени. Однако следует иметь в виду, что анализ повествовательной композиции, его последовательность и методика, должен быть построен так, чтобы выводы позволяли читателю или исследователю судить об оригинальности и художественном достоинстве произведения, а не сводились лишь к определению той или иной формы повествования. Более того, нужно всегда помнить, что даже в самом нейтральном, «объективном», повествовании, в повествовании, превращённом в диалог героев или внутренний монолог одного из героев, всегда отражается образ автора. Он-то, этот образ автора, и является главным объектом внимания при изучении композиции повествования. Главная фигура в любом произведении – автор. Его волей формируется весь текст; его целями, особенностями, уровнем мастерства, эстетическими пристрастиями и т.п. определяется повествовательная структура произведения; его образ отражается в повествовании даже тогда, когда он не выделен в сюжете в качестве одного из героев.

Рассуждая о повествовании, следует очень точно разграничивать понятия «автор» и «образ автора». Они не являются тождественными, хотя тесно связаны между собой. Автор – реальное лицо, человек со своей собственной биографией и характером. Образ автора создаётся по тем же законам, что и любой другой художественный образ, и совпадает с реальным автором лишь в той степени, в какой художественный мир является отражением реального. Собственный характер и биография могут стать предметом творческой переработки для создания самостоятельного художественного образа, такого, например, как образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Пушкин использует все известные европейской романистике 18-19 веков способы включения образа автора в художественную ткань произведения: его «автор» пишет предисловие и вступление, прямо обращается к читателю-другу, комментирует происходящее, знакомится с героем, рассуждает о своей собственной жизни и стремится к глубоким обобщениям по поводу человеческой жизни вообще. (Все эти способы формирования образа автора можно найти в большом количестве английских романов 18 века.) Как в своё время Л.Стерн в романе «Жизнь и мнения Тристама Шенди, джентельмена», Пушкин играет с образом автора, по-разному определяя его положение относительно художественного мира своего романа. «Автор» рассказывает историю Онегина то с внутренней точки зрения участника событий («Онегин – добрый мой приятель…»), то с внешней точки зрения творца, придумавшего и историю и самих героев (начинает рассуждать о выборе имени для героини, о выборе места для вступления, о писательской технике в целом и т.п.).

Читать еще:  Легкие но эффектные фокусы. Как научиться делать простые фокусы – открываем секреты

Дистанция между автором и его образом особенно заметна в некоторых лирических произведениях. Когда А.Ахматова писала, что «стихи – это лучшая броня», она имела в виду именно эту особенность своих произведений. Если в лирике М.Цветаевой «Я» лирического героя – это и есть образ автора, призванный предельно точно отразить внутренний мир автора реального, то в ранней «ролевой» лирике А.Ахматовой исповедальная тенденция отступает на второй план. Ещё очевидней дистанция между автором и его образом в ранней лирике М.Ю.Лермонтова, с её мотивами одиночества, изгнания, смерти, печальными интонациями умудрённого опытом и разочарованного жизнью старца, и в светлой «юношеской» лирике А.И.Фета, который на протяжении всей своей долгой жизни писал о любви и красоте как основах бытия.

Следует также очень точно понимать значение понятия «авторская позиция». «Образ автора (как повествователя) начинается в тот же момент, как начинается рассказ, и завершается только с окончанием последнего», — пишет Ю.В.Манн в одной из статей, посвящённых проблеме автора. В данном случае исследователь в понятие «образ автора» вкладывает тот смысл, который традиционно связывается с понятием «авторская позиция». Совершенно устраниться из произведения автор не может, его позиция всегда ощутима, от первой до последней строчки. Авторская позиция (его воля и оценка) проявляется в отборе жизненного материала, его переосмыслении, в последовательности сюжетных событий, в особенностях стиля, лексики и т.д. Наличие авторской позиции (явной или скрытой в тексте) – это именно та особенность повествования, которая позволяет читателю сформировать в своём сознании образ автора даже в том случае, если он не выведен в произведении в качестве самостоятельного героя. (Для того чтобы яснее представить себе разницу в способах выражения авторской позиции в повествовании, можно сравнить роман Л.Н.Толстого «Война и мир» или поэму Н.В.Гоголя «Мёртвые души», где прямо выражается субъективная авторская оценка в пространных отступлениях, с поздними романами Ф.М.Достоевского или рассказами А.П.Чехова, где стремящийся к объективности автор выдвигает на первый план позицию героя, не отказываясь при этом от своей собственной, спрятанной в общем повествовательном плане или вплетённой в речь героев.)

Прежде чем приступить к анализу композиции повествования в конкретном произведении, следует вспомнить основные формы повествования. Структура повествования образуется сложными взаимоотношениями речевых планов основного субъекта речи (автора, повествователя, рассказчика …) и героев. В зависимости от того, какой речевой план преобладает в повествовании, разграничивают три формы повествования:

· прямая речь (организованная как монолог или диалог героев).

В средневековой литературе особенности повествования определялись жанром, формировался даже особый жанровый образ автора. В Новое время вместе с всё возрастающим интересом к личности на первый план выходит авторское повествование, меняется и образ автора, способы его создания и функции в произведении.

Повествование «от автора» обладает большим количеством разновидностей: повествование от 1-го, 2-го, 3-го лица, от вымышленного повествователя или рассказчика, повествование в форме дневника, эпистолярное повествование, сказовое повествование. Последняя разновидность отличается наибольшей сложностью.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речи это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение .

Устал от домашек и рефератов?

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Читать еще:  Хана кто такая. Ханна (певица) - биография, информация, личная жизнь

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  1. когда случилось? – летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  1. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста-рассуждения:

“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  1. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. 😉 Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Источники:

http://pikabu.ru/story/povestvovanie_kak_funktsionalnosmyislovoy_tip_rechi_6154485
http://studopedia.ru/11_248856_povestvovanie.html
http://school-of-inspiration.ru/tipy-rechi-povestvovanie-opisanie-rassuzhdenie

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector