0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как баня русская европу покорила. Как мылись в средневековой европе

uCrazy.ru

  • Taiana
  • 27 октября 2014 18:00
  • 8399

В умах многих людей есть стереотипы относительно гигиены европейского Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: «Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси…» — далее следует пространное описание культуры русских бань.

Фрагмент картины британского художника Лоуренса Альма-Тадема «Любимая привычка», 1909 год

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала — известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна.

Даем слово Фернану Броделю («Структуры повседневности: возможное и невозможное»):

— Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно — поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой *бли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани. Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века — мы видим весьма роскошное заведение «для благородных»:

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте — 10, Вене — 29, Бреслау/Вроцлаве — 12. Рейнмар фон Беляу из «Башни Шутов» Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы.

Но это, так сказать, «позднятина», а что же раньше? При самом что ни на есть «варварстве»? Вот Эйнгард, «Жизнеописание Карла Великого»:

— Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.

Про мыло.
Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы. Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции — из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты — около 1200 года. В 1371 некий Crescans Davin (Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.

Вот современная реконструкция стандартной публичной «мыльни» XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:

Отдельно заметим, что в «Имени Розы» Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни — отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: «В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий.»

А вот из «Валенсийского кодекса» XIII века: «Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить.»

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Читать еще:  Что называют жемчужиной мусульманского искусства. Тадж Махал — символ любви

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. «Малый ледниковый период» длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива — заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация — если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само — есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще — не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Обратим внимание на кран для воды — подвернись нам какой-нибудь Фоменко, он живо бы заключил, что Дюрер жил в 19 веке.

Прощай, немытая Россия? Действительно ли Русь была чище “вшивой” Европы

В последние годы большую популярность набирают рассуждения об исторических различиях между Россией и Западом. Одна из самых популярных тем — личная гигиена и отношение к чистоте. “Французы изобрели духи, а русские — баню”. Но так ли это на самом деле?

“Умный журнал” разбирается, насколько правдивы истории о европейской знати, маскирующей телесную вонь духами и русских крестьянах, регулярно посещающих баню.

Помыться и пустить кровь

Истории о том, что в Средние века вся Европа утопала в грязи, вшах и зловонии, поскольку “они там вообще не мылись”, несколько преувеличены.

Западная Европа как наследница Римской империи переняла традицию посещения бань как общественных — для простых горожан, так и частных — для представителей знатных сословий.

В XIII-XVI веках культура бань и купален в Европе процветала. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней рисунки, картины и гравюры, изображающие сцены купания и принятия ванн.

Лицензированные банщики осуществляли не только “помывочную”, но и медицинскую деятельность: вправляли суставы, вырывали зубы, ставили пиявки, занимались кровопусканием. Поначалу их деятельность ассоциировалась с чем-то “нечистым”, но к концу позднего Средневековья авторитет банщиков существенно вырос.

Состоятельные граждане могли позволить себе мыться дома, в отсутствие водопровода, приплачивая водоносам за доставку воды.

В качестве умывальника использовался таз или каменная чаша, где отстаивалась вода для мытья рук до и после приема пищи.

Уже тогда важным атрибутом купания стало мыло, пусть пока и невысокого качества. Продукт был дорог для простолюдинов, так что они научились обходиться уксусом и золой.

Конечно, поход в баню был не частым событием в жизни тогдашнего человека, но крайне желательным, например, перед большими религиозными праздниками.

Банные помещения строго делились на мужские и женские — за этим следила католическая церковь, хотя за отдельную плату можно было арендовать чан для приватного общения или деловых переговоров.

Герб был дарован Бадену вместе со статусом города в 1480 году. Обратите внимание, что пара сидит в деревянном чане, поскольку он, в отличие от каменного, куда лучше удерживает тепло.

Церковь против бани

Миф о “вшивой Европе” так бы и не возник, но к XVI веку количество общественных купален стало уменьшаться в количестве и терять популярность у населения.

Причин на то было несколько. Во-первых, в связи с активной вырубкой лесов цены на дрова резко возросли. Сильно повлияла на спад в Европе “банного дела” и церковь, которой сборище обнаженных людей обоих полов казалось не слишком пристойным.

Окончательно добила помывочную культуру Средневековья чума и прочие заболевания, которые, как считалось, распространяются именно через совместные купания в банях.

В 1526 году Эразм Роттердамский писал:

“Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них”.

С наступлением Нового времени дела с гигиеной в России действительно обстояли несколько лучше. Данных о чистоплотности населения того времени сохранилось не так много, но известно, что представители всех сословий мылись по субботам в бане, дабы на следующий день предстать в церкви чистыми. Тогдашнее устройство городов позволяло иметь баню прямо во дворе и топить ее хотя бы раз в неделю.

В южных регионах России существовала также привычка мыться в печи.

После протопки все тщательно убиралось и мылось от золы, затем застилалось соломой. Для мытья внутрь ставили чугунок с водой. Также в печи мыли детей и немощных стариков, которых “доставляли” внутрь на широкой доске.

Гарем девственниц

Однако уменьшение числа общественных бань не значит, что в XVI-XVII веках население Европы моментально поросло грязью, хотя тогдашняя медицина не рекомендовала частых водных процедур, настаивая, что вода “размягчает” тело, а вместе с ней в поры кожи попадают различные яды. И все же находились те, кто советами докторов пренебрегал, с удовольствием совершая гигиенические омовения, о чем свидетельствуют картины художников, живших в тот якобы завшивленный и зловонный период.

Скажем, некто Martin, описывающий в своем дневнике за 1637 год быт страсбургских торговцев, упоминает, что они посещают городскую “парилку” при зубной боли и простуде.

Те, кто не мог позволить себе этого, старались мыть лицо, руки и ноги холодной водой.

Рот также ополаскивали водой, а зубы чистили деревянными палочками. Уже в 1728 году французский врач Пьер Фошар, которого считают отцом современной стоматологии, упоминал в руководстве по врачеванию зубную щетку из щетины. Конечно, ни о каких зубных пастах речи тогда не шло, а для усиления очищающего эффекта в ход шли, например, пепел и поваренная соль.

В XVII веке также было изобретено биде, которое и по сей день используется достаточно широко.

Еще одним критерием чистоты тела в XVI-XVIII веках становится нижнее белье и степень его белизны. Оттуда и взялась традиция готовить для состоятельных невест приданое в виде сорочек, рубашек и ткани для пошива исподнего, ведь его предписывали менять ежедневно, поскольку считалось, что оно как губка впитывает все выделения тела, которыми кормятся вши, блохи и прочая “нечисть”.

Читать еще:  7 и 49 архив тиражей. Почему распределяется половина призового фонда

Чистое белье нещадно парфюмировали, чтобы устранить оставшиеся после его смены запахи.

Возможно, отсюда и пошло убеждение, будто бы даже обитатели Версаля ужасающе смердели, а потому пытались замаскировать запахи тела духами.

Любой сильный парфюмерный аромат “бьет” в нос, но если представить, что вокруг вас с десяток дам в крепко надушенном белье и в закрытом помещении, то становится понятно, откуда к нам пришел этот миф.

Со времен правления Людовика XV (начало XVIII века) вновь возникает мода на ванны и прочие процедуры. Король боялся венерических болезней и содержал целый гарем из девственниц, которых нередко приводили собственные матери в надежде, что дочь сможет сделать “карьеру” при дворце и поправить материальное положение.

Людовик не переносил запаха немытого тела, потому каждая девушка перед встречей была обязана посетить ванну.

Люди низших сословий обходились бадьями, ушатами и тазами, омывая отдельные части тела.

“Пешеходы теряли в грязи калоши”

Бесспорно, крупные европейские города выглядели грязными в отсутствие канализации. Особенно, если говорить о кварталах, где проживали бедняки и ремесленники.

При этом крупные российские города по уровню зловония и грязи точно не могли уступить столицам Европы.

Юрист и общественный деятель Николай Давыдов в середине XIX века писал:

“Грязи и навозу на улицах, особенно весною и осенью, было весьма достаточно, так что пешеходы теряли в грязи калоши, а иной раз нанимали извозчика специально для переправы на другую сторону площади. зловоние разных оттенков всецело господствовало над Москвой”.

В тот период в городе применялась выгребная и вывозная система удаления нечистот. Это означало, что ямы, устраиваемые при жилых помещениях, по мере заполнения выгребались черпаками, а отходы сливались в Москву-реку и Неглинную.

При таком уровне антисанитарии на город периодически охватывали различные “моры” — массовые эпидемии. Например, в 1771 году эпидемия чумы унесла в могилу более трети населения города.

Сбор воды осуществлялся из “фанталов” — фонтанов, например, на Театральной площади, откуда водовозы доставляли ее в дома.

Смотреть на Средневековье “свысока” стало модно примерно в XVIII-XIX веке, когда благодаря научному прогрессу стал повышаться средний уровень жизни и, конечно, отношение к гигиене.

В целом, если наблюдать на уровнем гигиены в Европе, России, да и во всем мире, то картина складывается примерно одинаковая: знать и богатые слои населения могли позволить себе платить за доставку воды, возможность принять ванну, либо отправиться в общественную баню, в то время как низам приходилось обходиться более редким мытьем. При этом чистюли, как и грязнули существовали во все времена, независимо от условий, в которых они вынуждены жить.

Мылись ли люди в средневековье?

Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.

-Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

-Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.

-Папа Климент V погибает от дизентерии.

-Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» — «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

Русские послы писали про Людовика XIV, что он «смердит аки дикий зверь»

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Читать еще:  Международный день рока. Отметим Всемирный день рок-н-ролла! Рок-н-ролл в Украине

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла… диарея. При соответствующем качестве средневековой пищи она была перманентной. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней «по-белому» или «по-черному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-черному».

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак.

Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.

Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью», — писал один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.

Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани, Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.

От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из мало-мальски крупных городов были свои «Сандуны».

Источники:

http://ucrazy.ru/interesting/1414400737-kak-mylis-v-srednevekovoy-evrope.html
http://www.anews.com/p/83726903-proshhaj-nemytaya-rossiya-dejstvitelno-li-rus-byla-chishhe-vshivoj-evropy/
http://pikabu.ru/story/myilis_li_lyudi_v_srednevekove_5742844

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector