1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как бороться с манипуляторами в отношениях. Ну а теперь о способах борьбы

Методы борьбы с манипуляторами

  • Станислава Стариковская
  • 10.02.2017
  • 15507
  • 0 Комментариев

Каждому случалось бывать как манипулятором, так и жертвой манипуляций. И первая и вторая роли негативно влияют на личность, но быть жертвой намного более вредно для психического и физического здоровья, поэтому каждому нужно знать методы борьбы с манипуляторами.

О манипуляторах и жертвах

Чтобы быть счастливым, человек должен уметь осознавать свои истинные потребности и желания, ставить важные и значимые для себя цели и самостоятельно достигать их. Но есть личности, которые предпочитают использовать других людей в качестве средства достижения личных целей. Это манипуляторы .

Когда человек чувствует, что живет не своей жизнью и стремится не к своим целям, скорее всего, он стал жертвой манипуляции. Манипуляция — нечестный, но легкий и очень распространенный способ управления людьми.

Чтобы обнаружить в собеседнике манипулятора , нужно во время общения с ним прислушиваться к возникающим в душе и теле ощущениям. В ответ на слова и действия манипулятора всегда рождаются негативные эмоции (страх, тревога, отвращение, вина, злость, стыд и так далее), а в теле ощущается дискомфорт (боль в желудке, головная боль, прочее).

То, станет ли тот или иной человек жертвой манипулятора, зависит от его личности : от мировоззрения, направленности, манеры общения, стиля поведения, прочего. Манипулятор ищет и, как правило, находит подходящего для себя субъекта, того, кто наверняка поддастся на его манипуляцию.

Стратегии поведения манипуляторов бывают разными, поэтому и их самих принято различать по типам. Один будет давить на жалость, другой шантажирует, третий чрезмерно заботится и опекает, четвертый применяет физическую силу и так далее. Подробно типы манипуляторов описаны в статье “Как противостоять манипулятору”.

Борьба с манипуляциями должна быть разной, исходя из того, с каким типом манипулятора пришлось столкнуться. Но есть то, что объединяет всех манипуляторов — они все воздействуют на эмоции и чувства своей жертвы с целью добиться собственной выгоды.

“Чувствительной точкой”, на которую может давить манипулятор может быть как положительная, так и отрицательная черта характера, привычка, интерес, принцип, отношения с другим человеком — все что угодно.

Жертве манипуляций прежде всего нужно выяснить и понять какую именно эмоциональную реакцию (эмоцию, чувство) ожидает от него манипулятор.

Вторым шагом будет коррекция этой самой реакции, часто предполагающая и коррекцию той или иной черты характера, либо же компенсацию этой черты за счет другой.

К примеру, если манипулятор давит на беспомощность жертвы, придется научиться быть более самостоятельным человеком. Но если манипулятор пользуется отзывчивостью (хорошее качество, которое не нужно в себе менять) нужно просто научиться говорить ему “нет” и проявлять больше разумного эгоизма.

Таким образом, если “болевая точка”, которой пользуется манипулятор не нравится самой жертве в себе, нужно поработать над собой и действительно измениться, чтобы манипулятору не на что было воздействовать.

Если же манипулятор пользуется хорошими качествами и положительными особенностями личности, достаточно будет освоить техники и методы борьбы с манипуляторами.

7 лучших методов борьбы с манипуляторами

В основе всех методов борьбы с манипуляторами — правильный настрой , а именно настой на разум и логику, а не на чувства. Чувства в идеале нужно вообще “отключить” во время общения с манипулятором, главным образом то чувство, на которое он обычно “давит”.

Общаться с манипуляторами нужно вежливо, но хладнокровно, по-деловому. Реплики свои выстраивать довольно четко и лаконично. Ответы должны быть короткими и предельно точными. Естественно, говорить о чувствах нельзя. Более того, лучше не употреблять прилагательных, так как в них выражается чувственная характеристика того, о чем говорит человек, его личное отношение к теме.

Методы борьбы с манипуляторами:

  1. Прямой отказ. Пожалуй, лучший метод борьбы с манипуляторами, но он требует настойчивости, твердости и уверенности в себе. Заключается в том, что нужно просто отвечать короткое, четкое и спокойное “нет” на все просьбы и уговоры манипулятора. При этом не нужно оправдываться или говорить что-либо, просто вежливое и с чувством собственного достоинства “нет”. Метод кажется слишком простым, но на практике оказывается, что трех “нет” для манипуляторов бывает достаточно, они уходят искать себе другую жертву.
  2. Автоответчик. Что бы ни говорил и ни делал манипулятор, ему нужно отвечать одну и ту же фразу, никак не меняя предложение, не переставляя в нем слова и не изменяя свою интонацию (она должна быть ровной и спокойной как у автоответчика). Во фразе должен содержаться четкий и лаконичный, логичный ответ.
  3. Соглашательство. Этот метод предполагает выражение согласия с манипулятором его же словами и фразами, но абсолютно монотонным голосом и со скучающим видом. Более всего подходит для борьбы с манипуляторами-критиками или когда начальник манипулятор.
  4. Игнорирование. Простой уход от общения, резкое прерывание разговора. Лучше при этом еще и физически отдалиться от манипулятора, уйти “по-английски”.
  5. “Не понимаю” . Метод заключается в том, что нужно старательно изображать из себя ничего не понимающего человека, просить рассказать подробнее, еще раз объяснить, привести примеры и каждый раз отвечать: “Все равно не пойму что ты от меня хочешь?!”.
  6. Вторая линия. В то время, когда манипулятор говорит об одном, завести разговор о чем-то другом и на все его реплики, вопросы, просьбы отвечать что-то свое, абсолютно постороннее.
  7. Прямой метод. Это самая жесткая тактика борьбы с манипуляторами. Очень важно здесь не перейти на грубость. Нужно прямо сказать человеку о том, что его разоблачили в попытке манипуляции.
Читать еще:  Рисование «Узоры на перчатках. Рисуем варежки: декоративное рисование

Примеры: “Я тебе не верю! Ты обманываешь.”, “ Я понял, ты хочешь чтобы я выполнил за тебя твою же работу”, “Ты меня обвиняешь и хочешь чтобы я почувствовал вину, но моей вины здесь нет” или просто “Ты манипулируешь мной, но я не поддамся на эту манипуляцию”.

Выбирать методы борьбы с манипулятором нужно, отталкиваясь от взаимоотношений с ним. Если это близкий человек (а родные и любящие люди нередко манипулируют друг другом), противостоять нужно предельно мягко и деликатно, стараясь понять точку зрения и причины, вынудившие близкого человека пойти на манипуляцию. В идеале, если близкий человек манипулирует, нужно постараться вывести его на доверительную беседу , в ходе которой предельно искренне и честно высказать свое нежелание становиться жертвой манипуляций.

Если же манипулятор человек чужой или человек, отношениями с которым дорожить нету особого смысла, можно подбирать более жесткие методы противостояния.

10 психологических приемов, которые помогут вам дать отпор манипулятору

«Да, кажется, я вновь погорячилась и вышла из себя. Извини, что вспылила из-за несчастного опоздания на 40 минут. Я сама виновата: не напомнила. А сумки были не такими и тяжелыми». Знакомая история? Надеемся, нет. За подобными диалогами стоит тонкая и умелая, как паутина коварного паука, манипуляция, сотканная из лести, шантажа, угроз и чувства вины.

AdMe.ru знает, что делать, если вы продолжаете попадаться на удочку обидчика, заставляющего вас сомневаться в своих решениях и неожиданно для себя принимать его сторону.

1. Избавляемся от причины инцидента

В качестве неоспоримого козыря манипулятор чаще всего использует конкретную ситуацию. Заваливать подарками и упорно намекать на замужество, помочь с трудоустройством и диктовать свои условия, которые не совпадают с вашими планами.

Лишите манипулятора мотива — того фактора, на котором он пытается сыграть. Верните подарок. Решите свои трудности с работой самостоятельно. Наслаждайтесь, вы никому ничего не должны.

2. Переносим фокус внимания на манипулятора

Меньше всего манипулятор, концентрирующий внимание на жертве, ожидает от собеседника молниеносного реванша, причем по его же методам.

Задавайте ответные вопросы, простота которых выбьет агрессора из колеи. Вы можете, к примеру, спросить:

  • «Тебе на самом деле важно мое мнение? Мне кажется, ты ставишь меня перед фактом».
  • «Ты готов поддержать мое решение, даже если оно не совпадает с твоим?»
  • «Ты действительно ожидаешь, что я это сделаю? Тебе известно, что это не в моих интересах».

Коллега любит делегировать свои обязанности другим, заводя душевные разговоры и втираясь в доверие? Уточните, готов ли он выполнить в следующий раз вашу часть задания. Подобные вопросы позволяют вскрыть абсурдность требований (или капризов?) манипулятора. В них он увидит сущность своих претензий и, вероятно, отступит.

3. Абстрагируемся с помощью простых детских методов

В психологии нередко самые простые приемы дают потрясающий результат. Помните, как в детстве мы за спиной крутили фиги задирам из соседнего двора?

Время идет, а традиции остаются. Изобразите вышеназванную фигуру одной рукой, прикрыв ее ладонью другой руки. Мысленно направьте ее на манипулятора. Вы удивитесь, но это на самом деле работает. Не смейтесь и попробуйте.

4. Обращаемся по имени

Это не только приятно для собеседника, но и полезно для вас самих. Идея не нова: о том, как важно называть человека по имени, еще в 1936 году писал Дейл Карнеги в книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

Подобное обращение налаживает взаимопонимание. Важный момент: к собеседнику лучше обращаться в той производной форме имени, которая ему наиболее приятна. Попросите его представиться. Как он себя назовет: Сергей, Сережа или Серега? Именно эту форму и стоит использовать.

Читать еще:  Смешные и прикольные короткие истории. Самые короткие в мире рассказы

Люди, к которым мы обращаемся по имени, настроены к нам более дружелюбно. Используйте этот метод по отношению к манипулятору, и вполне вероятно, что ему не захочется больше вас эксплуатировать.

5. Пристально смотрим в глаза

Как и в предыдущих случаях, цель этого приема — вывести манипулятора из равновесия. Первый шаг — ответить отказом на просьбу, которая вам неинтересна. Однако для опытного манипулятора это не станет преградой. Смотрите пристально в глаза собеседнику, отказывая ему в просьбе.

Партнер почувствует себя загнанным в угол. Зрительный контакт потребует ответной реакции, например объяснений. Или же подобное действие будет выглядеть немым упреком, что тоже может сработать.

6. Не позволяем обобщать

Стандартная тактика манипулятора — вырвать из контекста некую конкретную ситуацию и преподнести ее в качестве типичного поведения собеседника, вызывая у него чувство вины и стыда.

К примеру, жена разозлилась из-за того, что муж забыл вынести мусор. Она упрекает супруга в регулярном уклонении от домашних дел, хотя очевидно, что это единичный случай.

Не позволяйте манипулятору подобных обобщений. Спокойно попросите привести в пример ситуации, позволившие ему сделать такой вывод.

  • «Возможно, ты права. Давай вспомним, поступал ли я подобным образом ранее».

7. Повторяем до тех пор, пока наша мысль не дойдет до манипулятора

Заевшая пластинка раздражает. И не только меломана. Манипуляторы тоже не любят слушать «на репите» одну и ту же фразу, особенно если она им неприятна.

Чувствуете, что собеседник не прекращает давление, принуждая принять удобное ему решение? Придумываем универсальный ответ и повторяем с ровной интонацией человека, напрочь лишенного каких-либо эмоций, столько раз, сколько ему понадобится для понимания.

Универсальные ответы: «Я не буду этого делать», «Мне неприятен диалог», «Давай закроем тему», главное — не меняйте интонацию и не подключайте эмоции. Это не должно звучать подчеркнуто равнодушно или ядовито. Пример диалога:

— Мне казалось, ты меня понимаешь.
— Я готова еще раз выслушать тебя.
— Какой смысл с тобой говорить, если ты неспособна слышать?
— Я готова еще раз выслушать тебя.
— Ты не понимаешь элементарных вещей. Может, просто не хочешь меня понять?
— Я готова еще раз выслушать тебя.

8. Отвлекаемся и расслабляемся

Еще один игровой прием, помогающий отнестись к ситуации с легкостью и юмором. Представьте, что между вами и манипулятором стоит огромный аквариум с толстыми стеклянными стенками. Сквозь них не проходит звук. Вы видите лишь шевеление губ собеседника и даже не представляете, о чем он в данный момент говорит.

9. Соблюдаем дистанцию

Манипуляторы любят вторгаться в личное пространство, подключая телесный контакт: поближе придвинуться, коснуться руки, похлопать по плечу. Чтобы остановить процесс манипуляции, сделайте несколько шагов назад. Это позволит дистанцироваться и прервать контакт.

Многим из нас непросто сохранять самообладание или ответить отказом в личном общении. В таком случае можно попросить собеседника обсудить вопрос в переписке. Подобное решение идеально подходит для рабочих отношений.

10. Применяем аутоанализ

Манипуляторы хотят внушить жертве чувство вины. К примеру, приболевшие родители жалуются на здоровье, чтобы дети бежали к ним по первому зову, бросая семью, работу и важные дела.

Мучаетесь чувством вины? Согласны с навязанным мнением о собственной никчемности, эгоизме, неблагодарности? Задайте себе вопросы:

  • «Действительно ли я эгоистичен? Ведь я много сделал для нее в прошлом. На прошлой неделе мы виделись 3 раза, я убрал квартиру, сходил за лекарствами и оставил деньги».
  • «Правда ли я так плох? Есть вещи, которые говорят об обратном».

Попадались ли вы на уловки манипуляторов? Какие методы помогали вам выбраться из неприятных ситуаций? Делитесь своим опытом: он может быть полезен другим.

Простой метод борьбы с манипулятором — вы поразитесь результату!

Экология сознания. Психология: Многократно предъявляя родителям, учителям, начальству свою реакцию на наказания и поощрения, человек постепенно вынуждает их пользоваться только эффективным средством. А грамотные учителя и начальники даже в состоянии быстро сообразить, какой способ воздействия годится для этого конкретного человека, и пользоваться им уже осознанно.

Немного о мотивации и манипуляции

— Мы решили отказаться от принципа «морковка спереди, кнут сзади».

— У нас не будет кнута сзади.

— А как? Только одна морковка?

— Нет. Будет морковка спереди и морковка сзади.

Психологам известна мотивация «от» и мотивация «к», они же негативная и позитивная. В первом случае человек (а хоть бы и животное) мотивируется наказанием, во втором – поощрением. Разные животные по-разному мотивируются.

Скажем, наказывать кошек достаточно неэффективно – нужны очень серьезные методы, зато они прекрасно ведутся на пожрать. Разные люди тоже по-разному мотивируются: кто-то реагирует на наказание или даже на страх его, а для кого-то эффективны только награды, на наказания он плевал. Не знаю, от чего это зависит, предположим, что от генетики. Или от воспитания. Неважно.

Читать еще:  Чистый понедельник проблема неразделенной любви. Сочинение «Тема любви в творчестве И

Важно, что многократно предъявляя родителям, учителям, начальству свою реакцию на наказания и поощрения, человек постепенно вынуждает их пользоваться только эффективным средством. А грамотные учителя и начальники даже в состоянии быстро сообразить, какой способ воздействия годится для этого конкретного человека, и пользоваться им уже осознанно.

От этого возникают интересные эффекты: иногда можно наблюдать двух работников одинакового примерно качества, работающих на одинаковых должностях, выполняющих одну и ту же работу примерно одинаково успешно, но на одного сыплются премии, отгулы, удобные отпуска и всяческие бонусы и конфетки, а на второго – выговоры, штрафы, замечания и прочие неприятности. И это не потому, что второй чем-то хуже, он просто приучил начальство управлять собой именно так.

Понятно, что ему это неудобно. Но пока он ведет себя естественным для него образом, ситуация не изменится. Для того, чтобы изменить ситуацию, надо повести себя не так, как хочется, а так, как надо.

Если вы хотите, чтобы на вас валилось добро, демонстрируйте позитивную мотивацию, мотивацию «к». Радостно активизируйтесь после поощрения и старательно, пусть и скрежеща зубами, игнорируйте наказания. С течением времени вас перестанут наказывать, потому что бесполезно, зато начнут поощрять, потому что метод работает.

Это не то, чтобы очень просто, потому что человек обычно реагирует на происходящее с ним инстинктивно эмоционально, но и не то, чтобы очень сложно – достаточно следить за собой в тех нечастых случаях, когда вас каким-нибудь образом мотивируют.

Пройдет не очень долгое время, и вы поразитесь результату.

Всем известно такое слово, как «манипуляция». Это когда от вас чего-то хотят, но не выражают это прямо, а пытаются управлять вашим поведением при помощи различных стимулов. Временами в разных компаниях даже возникают споры, а что же делать с манипуляциями и манипуляторами.

Да, для того, чтобы с ними что-то делать, надо научиться замечать манипуляцию, но, если вы этому научились, то ответ примерно такой же: если вас пытаются запугать – не пугайтесь. Если вас пытаются подкупить – подкупайтесь.

Если вам предлагают неинтересный, нейтральный для вас стимул – торгуйтесь, пока вам не предложат что-нибудь хорошее. И постепенно манипулятор привыкнет, что для того, чтобы вы были отзывчивы и доброжелательны, вас надо кормить конфетами. Шоколадными. И пусть себе манипулирует.

Важно понимать, что если манипулятор чего-то от вас хочет, то это означает, что это ЕМУ что-то нужно от ВАС, и его задача – добиться этого чего-то.

А вам ничего не нужно, вы можете кочевряжиться и крутить носом, поднимая ставку.

То есть, он сам дал вам в руки удочку, сам насадил на крючок приманку, сам крючок проглотил, и сам подергал за леску. Вам надо только аккуратно подсекать, давая ему понять, что вы вот-вот сдадитесь, нужно лишь еще чуть-чуть поднять ставку.

Причем чем больше сил манипулятор вложил в управление вами, тем большую ценность приобретает для него требуемый результат, и тем больше (парадокс, да) он готов накинуть сверху. Хотя, конечно, везде надо знать меру.

А теперь чуть-чуть о конфликтах.

Если вы не любите конфликтовать, то это не значит, что ваши предпочтения будут учтены теми, кто любит. Есть определенные люди, которым конфликт необходим. Если вы поддаетесь на провокацию и вступаете в нелюбимый вами конфликт, то это его устраивает. Если вы сдерживаетесь и уступаете – это тоже для него хорошо. И что делать?

А очень просто: вместо положительного подкрепления (того или другого) надо дать ему отрицательное. То есть, среагировать неприятным, неожиданным для него образом. Повести конфликт не в той форме, к какой он привык, не в той, какая ему нужна. Подумайте, чего он не любит, к какому поведению не готов. Приучите его к тому, что конфликт с вами ему не нравится.

— Ирина Семеновна, вы опять форточку открыли?
— Не хочу долго препираться. Давай я сразу тебе в чай наплюю.

Да, возможно поначалу будут скандалы, но они быстро утихнут, если будут проводиться в неудобном для агрессора режиме.

В общем, Бёрн с Литваком, конечно, хороши, но Павлов с Дуровым – проще и эффективнее.

Постскриптум.

Не думайте, что такое поведение дает вам какую-то власть над окружающими. Взаимодействие — всегда ВЗАИМОдействие.

Моя жена хотела, чтобы кошка сама приходила к ней и ложилась рядом. Я предложил взять жестянку, в которую насыпать любимого кошкиного корма, и всякий раз, когда кошка окажется рядом, выдавать ей штучку-другую. Все получилось.

Кошка приходит и ложится рядом. И всякий раз, когда это происходит, рука жены непроизвольно тянется к банке с кормом. И кто кого выдрессировал? Вообще-то неважно. Важно, что обеим хорошо.опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источники:

http://ourmind.ru/metody-borby-s-manipulyatorami
http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/10-psihologicheskih-priemov-kotorye-pomogut-vam-dat-otpor-manipulyatoru-2154565/
http://econet.ru/articles/173829-prostoy-metod-borby-s-manipulyatorom-vy-porazites-rezultatu

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector