7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как быстро разобраться в искусстве. Кто они такие – любители живописи

Как быстро разобраться в искусстве. Кто они такие – любители живописи

Как научиться читать язык картин и стать ценителем живописи

Кто они такие — любители живописи

Бывая на художественных выставках, многие из нас видели людей, застывших, будто в ожидании, перед какой-нибудь картиной. С первого взгляда это кажется смешным. Что, действительно, можно так долго разглядывать? И вообще, как говорится в известном анекдоте, зачем смотреть на то, как люди « в древности» без « Полароида» мучились? Да, темп жизни постоянно возрастает, и люди, для того чтобы успеть за временем, все больше становятся прагматиками, оценивающими все, что их окружает, с точки зрения вложений и прибыли. Конечно, любуясь картиной, никакой материальной выгоды Вы не получите. Однако если внимательно приглядеться, можно заметить поразительную связь между зрителями и самой картиной: их лица озаряются идущим от полотна неведомым светом, как будто они попадают под действие загадочной ауры картины.

Живопись — это особый мир, дверь в который всегда открыта, но войти туда может не каждый. Знания, которые несут картины, это не та информация, к которой мы все привыкли, не те сведения, которые мы получаем в школе, и не тот поток фактических данных, который обрушивается на нас каждый день из средств массовой информации. Это духовные знания. Осознание их приходит постепенно — по мере того, как зритель, шаг за шагом, обретает готовность приобщиться к духовному опыту. Поэтому выдвинутый когда-то большевиками лозунг: «Искусство — в массы» в корне неверен. Искусство ничего не может дать массам, если массы не готовы дать искусству что-то взамен. И в этом смысле искусство — элитарно. Однако оно не закрыто для пытливых и страждущих, и всегда готово встретить вновь прибывшего, чтобы, взяв его тихонечко за руку, провести затем по тропе познания в мир простых истин. Нельзя сказать об этом лучше, чем когда-то сказал Ю. Визбор о мире музыки: «Какая музыка была, какая музыка звучала. Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала. Звала добро считать добром, и хлеб считать благодеяньем, страданье вылечить страданьем, а душу греть вином или огнем.».

Как художник воплощает в картине свои идеи

Глаза нас частенько подводят. Вот и в живописи изображенное на картине далеко не всегда равнозначно тому, что хотел сказать автор. Да, любителям телевизионных программ, обожающим смотреть красивые картинки, лежа на диване, это не понравится. Прибегая к использованию техники живописи, художник передает свои мысли и чувства через некий информационный код.

Во-первых, автор ( будь то автор художественного произведения или какого-либо еще) всегда выступает « заложником» своего времени. Поэтому идея картины обязательно имеет « привязку» к исторической эпохе, в которой творил художник. Так, например, в средневековой живописи изображение человеческого тела и всего, что с ним связано, считалось греховным. Поэтому неподготовленный человек, глядя на эти полотна в свете сегодняшних представлений, решит, что это какой-то « детский рисунок» и, не затронутый увиденным, пройдет мимо.

Во-вторых, — это код самого послания автора. Формулируя свою идею, художник старается излагать ее на языке живописи, пользуясь законами изобразительного искусства, главным из которых является закон композиции. Кроме языка законов построения изображения, у живописи есть еще и другой язык. Со Средних веков — когда живопись тяготела к иносказательной интерпретации предметов — в изобразительном искусстве выработался язык символов, используя который автор мог уложить свою идею в строгие рамки разрешенных сюжетов. Этот язык получил свое дальнейшее развитие в 17−18 веках, когда для создания картин часто использовались сцены из древних мифов.

В-третьих, сознательный выбор разнообразных художественных приемов формирует у художника неповторимый « почерк», зная который, легко можно установить авторство неизвестных произведений.

Зачем же нужны все эти « коды», неужели нельзя просто взять и нарисовать то, что больше всего понравилось, чтобы все поняли, как это действительно красиво. К сожалению, наука пока не может ответить на этот вопрос. Дело в том, что эта проблема напрямую связана с проблемой происхождения языка. Мы не знаем, почему люди постепенно перешли на условный язык общения, отказавшись от языка жестов и животных криков. Можно только предположить, что это было как-то связано с развитием культуры. И хотя дух реализма в современной культуре, как видно, возобладал, мне кажется, что, так или иначе, авторы реалистичных картин всегда переходят на язык « тайнописи» или же уходят в примитивизм.

Основные законы живописи

Можно облегчить себе восприятие картины, обратившись к основным законам живописи, посредством которых художник общается с нами, переводя на холст свои мысли и чувства. Главный закон живописи — создание правильной композиции, т. е. уравновешение различных частей картины. Основная функция композиции — привлечение внимания зрителей к главному объекту, передача игрой форм, линий и красок определенного душевного настроя.

Так, например, строгие прямые линии хорошо передают вес и объем, придают формам законченность и совершенство, рождают ощущение гармонии, душевного спокойствия. Совершенство форм подразумевает использование чистых насыщенных цветов. Картина становится « звучной». Так, например, очень « звучные» картины у Н.Рериха. Хорошо знали этот прием иконописцы; прекрасно удавалось передать « звучание» красок Феофану Греку.

Читать еще:  Стрессовые вопросы на собеседовании. Как пройти стрессовое интервью

Напротив, изогнутые линии рождают в душе ощущение движения, изменчивости. Так, например, петляющая дорога в голубой дымке на заднем плане картины Леонардо да Винчи « Мона Лиза» создает ощущение зыбкости, мимолетности, легкой невесомости самого портрета. Очень часто художники использовали задний план для того, чтобы подчеркнуть умонастроение персонажа картины и сообщить зрителю определенную эмоцию. Распространен был подобный прием в написании парадных портретов.

Далее, у картины всегда есть точка зрения — то положение, с которого автор показывает нам объект. Она напрямую связана с законами построения перспективы, т.к. является точкой схода параллельных линий изображенных предметов. Существует несколько видов перспективы. Наиболее распространенные — это обычная прямая перспектива ( с точкой схода, расположенной за объектом), показывающая уменьшение размеров предметов по мере удаления от глаз наблюдателя, и обратная перспектива ( точка схода находится впереди объекта), предметы в которой по мере удаления от наблюдателя увеличиваются. В иконописи художники часто прибегали к использованию обратной перспективы для того, чтобы подобным образом воплотить идею о приближении далеких идеалов. Точка схода позволяет художникам, как бы играя пространством, привлекать внимание зрителя к наиболее значащим объектам и планам картины. Например, в картине Леонардо да Винчи « Тайная вечеря», мы легко можем определить композиционный центр, благодаря точке схода перспективы изображения, расположенной сразу за Христом.

Большое значение в восприятии картины имеет линия горизонта. Линия горизонта позволяет передавать масштаб изображаемых событий в соответствии с умозрительным восприятием художника. Например, линия горизонта, расположенная в нижней части картины, может рождать ощущение причастности к действию, тогда как, напротив, находясь в верхней части полотна, она заставляет нас оценивать изображенное на картине с «высоты птичьего полета».

Кроме гармонии линий и форм в картине еще должна присутствовать гармония света и цвета. Световые пятна применяются для придания картине эмоционального напряжения, перерастающего в определенный мысленный настрой. Действие этого эффекта объясняется концентрацией внимания зрителей на наиболее важных, значимых деталях картины. Прекрасно умели работать со светом Тициан, Рембрандт, К. Брюллов, И.Куинджи. Например, на картине И. Куинджи « Лунная ночь на Днепре» мы видим только два ярких световых пятна посреди непроглядной ночи — луну и узкую полоску воды под ней. Такой световой контраст рождает в душе чувство спокойствия и умиротворения. Подобные световые контрасты широко используются и в портретах. Прекрасный пример тому — «Портрет мужчины в красном» кисти Рембрандта или « Портрет Ф. М. Достоевского» В. Перова. В них световые акценты на лице и на кистях рук рождают ощущение погруженности в размышления, внутренней силы персонажа.

Цветопередача картины преследует ту же цель, что и световые акценты, — привлекать внимание зрителя к наиболее значимым деталям произведения. Контраст цветов руководит избирательностью восприятия. В первую очередь взгляд выхватывает наиболее яркие цвета картины, а затем невольно переходит на фрагменты, контрастирующие этому цвету. Если внимательно посмотреть на картину, можно заметить, что цветовые контрасты располагаются вокруг композиционного центра, таким образом, создавая на нем дополнительный акцент. Кроме этого, они рождают ощущение внутреннего движения, картина как бы оживает, перестает быть статичной.

Композиционные законы живописи являются хорошей иллюстрацией закона диалектики о борьбе и единстве противоположностей. Вся композиция картины строится на единстве и контрасте объекта и фона, линий и форм, света и цвета. Объединяя эти разные элементы, противопоставляя их другим группам композиции, автор делает картину более емкой и многозначной.

Зорко одно лишь сердце

Картина — это книга, но не старайтесь сразу найти в ней последний лист с содержанием. Картина — это та же пещера Али-Бабы, откуда можно взять лишь столько золота, сколько можно унести за один раз. Но к картине можно всегда вернуться, когда духовные силы вновь потребуют насыщения. Ведь даже приходя на выставку в разном настроении, можно получить разное восприятие картины.

Одну и ту же картину люди могут воспринимать по-разному. Достаточно только вспомнить неутихающие дискуссии на тему « Моны Лизы», чтобы понять это. Одной из восхитительных особенностей живописи является то, что она способна породить бесчисленное число многослойных реакций восприятия, и, одновременно, выявить « общий знаменатель», — тот важный смысл, заложенный в основу картины, — который понимают и видят все.

Живопись всегда будет напоминать нам о том, что, как говорил Лис в романе А. Сент-Экзюпри « Маленький принц»: «…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И, может, действительно, только благодаря искусству, в один прекрасный момент мир будет спасен.

Искусство для чайников: разбираемся в стилях живописи за 5 минут

Если некий Серега ведет вас на выставку Ван Гога, не стоит концентрировать внимание на туфлях и штанах. Лучше изучите наши лайфхаки по главным стилям изобразительного искусства и покорите его интеллектом.

Поделиться:

Готика (Средневековье)

С 1180 по 1420 годы. Период доминирования церковной жизни над светской. Художники работают только с библейскими сюжетами – никаких древнегреческих мифов и сцен из реальной жизни. Изображение чаще всего яркое, вычурное, нет перспективы, смотрится как мозаика.

Читать еще:  Ветер шумит в тополях театр вахтангова содержание. Спектакль ветер шумит в тополях

Как отличить: неестественные позы, яркие краски, все скорбят и молятся, у котов человеческие лица – интереснее всего стиль представлен в книге «Страдающее Средневековье».

Яркие представители: В этой культуре в чести была скромность, поэтому большинство художников остались безымянными. Пожалуй, лучшее в этом стиле осталось жить в архитектуре готических соборов. В России редкими примерами являются Грановитая палата, звонница Софийского собора Великого Новгорода и элементы стен и башен Московского кремля.

Возрождение/Ренессанс

14 век. Общественная жизнь стала помягче и художники вернулись к эстетике античности – культу человеческого тела и гуманистическим идеям. Всех интересует уже не религиозная, а светская жизнь. Расцвет скульптуры, чаще всего обнаженного человеческого тела во всех подробностях.

Как отличить: в картинах появляется перспектива, много героев, все красивые, голые и выглядят, как культуристы, художников зовут, как черепашек-ниндзя.

Яркие представители: Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Тициан, Донателло.

Барокко

16-17 век. Переводится как «неоднозначный». Мир начал развиваться в сторону технического прогресса, совершил грандиозные естественно-научные и географические открытия. Художники решили, что человек не так всемогущ и совершенен, как уверяли их предшественники из Возрождения.

Как отличить: драматично, пышно, телесно, толстые дети и нагие дамы с целлюлитом.

Яркие представители. Караваджо, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Вермеер.

Классицизм (Эпоха Просвещения)

17-19 век. Возврат к традициям античности и Ренессанса и выполнение строгих правил стиля. Пришло время рационализма, художники начинают выделять законы и каноны, по которым нужно создавать произведение.

Как отличить: логичные планы, героические и мифологические сюжеты, постановочность поз, патриотичные резкие и дерзкие парни и преувеличенно-женственные дамы.

Яркие представители: Карл Брюллов, Никола Пуссен, Жан Батист Грез.

Романтизм

19 век. Героика сходит на нет, появляется стремление к индивидуальности, пусть и несовершенной. Возникает культ природы, естественности, интерес к фольклору и национальной истории.

Как отличить: мир фантазий, все в тумане, природа добрая, зло – милое.

Яркие представители: Франсиско Гойя, Эжен Делакруа, Уильям Тернер, Орест Кипренский, Карл Брюллов, Михаил Врубель.

Реализм

19-20 век. На первый план выходит правдивость сюжетов, форм и оттенков. Очень популярный, прогрессивный и понятный даже неподготовленному зрителю стиль, который сдвинул искусство от элитарности к всеобщей доступности.

Как отличить: простые люди, быт, натурализм, детали, правдивое отображение жизни до изобретения фотоаппарата.

Яркие представители: Иван Шишкин, Илья Репин, Жюль Бретон, Густав Курбе.

Импрессионизм

19-20 век. Воплощение на холсте магии первого впечатления. Короткий миг передавался при помощи мазков. Такие картины нужно воспринимать с далекого расстояния.

Как отличить: Мане – люди, Моне – пятна, Дега – балерины, Ван Гог – подсолнухи.

Яркие представители: Огюст Ренуар, Поль Сезан, Винсент Ван Гог, Моне.

Авангардные стили

20 век. Футуризм, фовизм, абстракционизм, экспрессионизм, супрематизм и другие стили сложны для неподготовленного зрителя. В этот период художники, как люди, обладающие сверхинтуицией, осознали, что технический прогресс завел куда-то не туда, и начали отходить от традиционных форм и идей, искать новые средства и в конце-концов пришли к крайней точке несуществования – «Черному квадрату».

Как отличить: упрощение, поиск новых форм изобразительного искусства, игра с цветом, недоумение от ценников в десятки миллионов долларов на картины из трех разноцветных кривых прямоугольников.

Яркие представители: Винсент Ван Гог, Эдвард Мунк, Марк Ротко, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Марк Шагал.

Сюрреализм

1920-30 годы. На двух авангардных направлениях остановимся подробнее. Если вам кажется, что вы перебрали с бесплатным шампанским, не пугайтесь: скорее всего, вы забрели в зал сюрреализма. Его основоположники стремились освободить творческий потенциал человеческого бессознательного и очень любили на досуге почитывать Зигмунда Фрейда.

Как отличить: все работы похожи на кадры из ваших ночных кошмаров, но вслух лучше сказать «экспрессия, крайняя степень фантазийности».

Яркие представители: Сальвадор Дали, Рене Магритт.

Кубизм

Тот случай, когда многие люди говорят: «Мой ребенок точно так же рисует». И, знаете, они отчасти правы. Пабло Пикассо говорил: «Я могу рисовать, как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок». Кубисты стремились показать объекты со всех сторон в двумерном пространстве холста, чтобы открыть свойства предметов, скрытые при классическом изображении.

Как отличить: аппликация, лоскутное письмо, геометрия, первая мысль: «Она вверх ногами висит, что ли?»

Яркие представители: Пабло Пикассо, Фернан Леже, Казимир Малевич.

Как разбираться в живописи

Вопрос:

Меня зовут Мухиддин. Я из Узбекистана. Читаю статьи на вашем сайте. Очень нравятся. Весьма интересные и креативные.

Хотя я много читаю, но все равно не могу понять некоторые ситуации. Можно ли я вам задам вопрос?

Как мы все знаем, в мире много музеев и дворцов. Каждый из них уникален и неповторим. Я посещал музеи в России, Франции, Бельгии, Голландии, Германии, США и т.д. Когда я смотрю картины Средневековья, стараюсь понять, что вообще там изображено. К сожалению, не всегда получается: очень разная тематика. Говорят, что для понимания картин нужно очень хорошо знать Библию. С этим я согласен.

Пожалуйста, если у вас есть очень умные люди, которые осознают важность этого вопроса, напишите статью об этом. Как вообще нужно посещать музеи мира, как знать без Google, что там ценного (например Часы Павлин в Эрмитаже) и как понять сюжет и историю картины? Как вообще человек должен смотреть и толковать живопись? Какие легкие способы существуют?

Читать еще:  Во сколько лет можно стать балериной. Балет без ограничения по возрасту

С надеждой увидеть ответы на мои вопросы в скором будущем и с уважением, Мухиддин.

Ответ

Конечно же нам можно задавать вопросы, разве не за этим ты нам написал? Кстати, огромная тебе благодарность: одно удовольствие — отвечать на такое. Хотя некоторые моменты нам кажутся чересчур наивными. Все гораздо проще, чем ты думаешь. Кто-то очень умный придумал аудиогиды и экскурсоводов, которые все объясняют. А чтобы разбираться глубже, нужно проявить заинтересованность. А легко это или нет — решай сам.

Некоторые считают, что черпать знания из интернета, тем более когда речь идет о таких высоких материях, — моветон. Для них это все равно что променять ночь музеев на концерт «Пошлой Молли» в «Ионотеке»: вроде бы тоже культурное мероприятие, но с едким привкусом дерьма. Потому что культура бывает разная.

Для таких людей вот уже сотню лет издаются книги, энциклопедии классического искусства, в которых представлены репродукции картин с краткой информацией о них. Чаще всего такие сборники разделяются по определенной тематике, например, на шедевры русского изобразительного искусства, лучшие работы конкретного художника, или коллекции определенного музея.

Я вот полюбил русское изобразительное искусство благодаря картинам Карла Брюллова. А в творчество Карла Павловича я влюбился благодаря шикарной книге с репродукциями, изданной в еще лохматые советские времена. Тут была и биография художника, и комментарии о том, как он писал свои гениальные итальянские пейзажи, и что обозначают жесты людей на картине «Последний день Помпеи».

Чудо как хороша книга почившего ныне искусствоведа Даниэля Арасса «Истории картин». Она состоит из небольших рассказов, посвященных проблемам перспективного изображения. Проще говоря, объясняет, что обозначают жесты архангелов, пейзаж за спиной Джоконды, огромные улитки на картинах Франческо дель Косса.

Обязательно почитай книгу «Живопись и социальный опыт в Италии XV века». Уже из названия ясно, что она про Италию и взгляды людей разных сословий на искусство. Элементарно, у купца и ремесленника глазомер был разный, и потому их видение полотен отличалось. Художники, само собой, учитывали этот факт при написании.

Молодые авторы в своих новых книгах пытаются докопаться до истины, приписывают картинам полудетективные истории, пытаются взглянуть на известные шедевры новым взглядом, хотя все уже давно известно. Так что не смотри на дату выпуска книги.

Найти хорошие книги не составляет труда. Они не просто расширяют кругозор, но и учат воспринимать хорошо известные полотна иначе. Думаю, как-нибудь мы сделаем подборку книг по искусствоведению.

Чтобы разбираться в искусстве еще лучше, необходимо интересоваться биографией мастеров. Например, картины Караваджо становятся понятнее, когда понимаешь, что он нечаянный убийца, который почти всю жизнь провел в бегах. Картины и выходки Сальвадора Дали видятся несколько иначе, когда узнаешь про его окружение и нюансы семейной жизни.

Ну и конечно же искусство не может идти вразрез с историей. Именно она, голубушка, дает понять, какой общественно-политический заказ выполняли монахи, оставшиеся в истории под звучными именами Фра Анджелико, Фра Бартоломео и т.п. Появление авангардизма, кубизма и импрессионизма неразрывно связано с безумствами ненормального и революционного ХХ века. Когда вспоминаешь, что в те времена наркотики были лекарствами, технологии пошли вперед семимильными шагами, а нравы сильно поменялись, то находишь оправдание провозглашенной популярности и величию Модильяни. Ведь по сути, когда ты смотришь на фрески или полотна, ты читаешь исторический документ.

Читай книги, смотри документальные фильмы, они научат тебя видеть больше, чем просто красоту. Ну и заодно узнаешь, в каком музее что находится. Кстати, истории самих музеев порой интереснее их коллекций, так что если будет интересно, то изучи их.

Но это не все. Если хочешь стать искусствоведческим монстром, тренируйся. Например, учись отличать школы не глядя на авторов. Просто открой книгу с репродукциями и назови временной период, школу автора и в каком направлении он писал. Высший балл — имя художника. И старайся сам объяснить, что изображено на холсте, без подсказок. Даже если это абстрактная картина, хотя в них много смыслов. Ну а глубже разбираются только критики и культурологи.

Ну и наконец любое дело воспринимается иначе, если ты сам им занимаешься. Так же и с живописью: если ты сам рисуешь, то смотришь на холст другим глазом, как профессионал. Замечаешь такие нюансы, как линия, объем, цвет. Мы, простые смертные, видим что-то интересное, а художник — собранный пазл. Прими это к сведению, даже если не собираешься тратить время на курсы по рисованию. Тонкости художественной кухни, терминология и процесс создания значительно меняют восприятие. Это все равно что смотреть футбол и учить футболистов бить и давать пас, ведь коллегами вас не назовешь.

Источники:

https://www.inpearls.ru/722767
https://zolotoy.ru/lifestyle/9836-iskusstvo-dlja-chajnikov-razbiraemsja-v-stiljah-zhivopisi-za-5-minut/
https://brodude.ru/kak-razbiratsya-v-zhivopisi/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]