Как люди становятся актерами. Подготовка к поступлению в театральный
Заказать звонок
Как лучше подготовиться к поступлению в театральный ВУЗ
Начинать готовиться надо не накануне и не за месяц, а уж точно за год, если не за два до предполагаемой попытки. Торопливо выученный текст не является тем, что нужно комиссии. Вас просят не память демонстрировать, а умение присваивать текст, делать его своим, анализировать и визуализировать проанализированное. По актерской (профессиональной) примете на усадку разобранного текста в голове требуется не меньше 2 недель. Это после всех репетиций, разборок и проч. 2 недели чистого времени существования в этом тексте для профессионала. А ведь вы еще не профессионал?
Готовиться лучше всего с репетитором, т.е. с человеком, который знает что это такое – театр. Лучше всего в качестве репетитора попытаться найти педагога театрального вуза. Просто потому, что они умеют объяснять, что требуется, ибо каждый день делают это со своими студентами. Стоимость таких занятий в Москве от 20 до 40 долларов за 2 часа. По отзывам тех, кто пользовался услугами репетиторов, частные уроки действительно дают очень много нового, доходящего до буквальных откровений. Только помните: НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАЙТЕСЬ НА КОМИССИИ, ЧТО ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕАТРОМ где-либо или с кем-либо.
Готовиться можно и на подготовительных курсах, которые обычно есть почти в каждом городе. В Красноярске они есть точно! Обычно курсы длятся от месяца до трех, занятия один-два раза в неделю. Опять же по отзывам пробовавших, лучшие подготовительные курсы в Москве – это курсы при Щукинском училище. Они продолжаются 3 месяца, занятия идут по выходным, по две пары в день. Изучаются принципы сценической речи, азы актерского мастерства, ритмика, а также читаются лекции по истории театра. Последнего не встречается нигде в Москве, а кафедра истории театра в Щуке – самая сильная среди прочих вузов (ИМХО, конечно).
Напрмер, в школе-студии МХАТ курсы продолжаются месяц. На курсы надо поступать, т.е. проходить нечто вроде прослушивания. Однако отбор туда гораздо менее строгий, отсеивают уж совсем неподходящих товарищей. Занятия на курсах идут в группе, поэтому уступают по качеству и насыщенности занятиям с частным педагогом. Хотя полезно совмещать педагога и курсы. На курсах вы имеете возможность узнать общий уровень тех, кто будет поступать в этом году (как говорится, на других посмотреть и себя показать), познакомиться с преподавателями конкретного училища и с требованиями, которые предъявляются к абитуриентам.
Самообразование обязательно. Надо читать много и упорно. Тут знанием школьной программы не обходится. Тут надо ее осмысление. Кроме того, требуется знание трудов К.С. Станиславского, М.Ю.Чехова и выработанное собственное мнение по ним. Необходимо почитать побольше по истории театра и литературы. Вы ж все-таки в творческий вуз поступаете, а не на машинный завод. Актер не может быть тупым и необразованным.
Если у вас нет возможности пользоваться услугами репетиторов и курсов. Тяжело, конечно. Но, в конце концов, статистика говорит, что самые большие наши звезды – жители как раз провинции. Обычно также они, достигнув зенита славы, все-таки признаются, что участвовали в самодеятельности или посещали театральную студию. Что касается моего личного мнения, представляется весьма сомнительным, что можно поступить в театральный вуз никогда не имея дела со сценой ранее. Возможно, педагоги театральных вузов в чем-то правы, опасаясь выпускников театральных самодеятельных студий. Ибо, конечно, велик шанс того, что вы там получите хороший штамп. Но ведь и вам дана голова на то, чтобы не штамповаться, а работать над собой.
Ни один из нормальных руководителей театральных студий не терпит и не любит штампы. Ровно так же, как и маститые театральные деятели. По моим наблюдениям, наличие или отсутствие штампа зависит только от личности актера. Одни покупаются на первые аплодисменты, которые получают, прочитав стих на новогодней елке в 5 классе, – и вот продолжают и дальше читать так же, как и перед Дедом Морозом, типа – я уже умный, как играть знаю. Другие и награды на фестивалях и конкурсах не воспринимают как предел своих возможностей, а внимательно анализируют свои видеозаписи, читают, думают, шлифуют технику и речь.
О совсем самостоятельной работе (она же и самая главная). Помните, заниматься театром нельзя по расписанию. Этим либо занимаются всегда, либо не занимаются вовсе. Т.е. у вас в голове должна идти непрерывная работа над отрывками, над накоплением фактического материала, наблюдение за окружающими. Все-все тащите в “свою копилку” актерского опыта.
Прежде, чем решиться выбрать себе профессию, связанную с театром, кино, изобразительным искусством, хореографией и т.д., сто раз подумайте, для чего вам это надо.
- Что вы умеете делать на настоящий момент?
- Вы хоть раз выходили на сцену не перед своими родственниками?
- Вы хоть раз ставили спектакль?
- Вы хоть раз заходили на съемочную или репетиционную площадку?
- Вы представляет себе практически, чем вам предстоит заниматься?
Конкурс в театральные ВУЗы составляет более 200 человек на место. Если вы считаете, что у вас все-таки есть о чем сказать со сцены, то теперь трезво взгляните на самого себя. И если трезво взглянули, начинайте работу над собой и над программой поступления.
Как поступить в театральный ВУЗ? 5 главных ошибок и как их избежать
Поступить в театральный вуз непросто — конкурс в них превышает 600 человек на место. На прослушивании все абитуриенты стараются запомниться: прочесть стих никому неизвестного поэта, поставить особенный танец, надеть сумасшедший наряд. Стоит ли это делать? Специально для редакции Алексей Марков, преподаватель ГИТИСа, поделился советами, как поступить в театральный вуз и при этом избежать основные ошибки.
Алексей Марков. Актер, преподаватель ГИТИСа, подготовил больше 50 человек к поступлению
Творческие институты овеяны тайнами и мифами: «читать с выражением», «берут только блатных», «только за деньги», «глубоко погружаемся в образ», «из провинции не поступить» и так далее. К действительности это имеет мало отношения. Ведь каждый институт и мастер курса заинтересованы получить самых талантливых, вне зависимости от места рождения, прописки и наличия денег.
Начну с аргумента для родителей: актёр – это профессия! Хорошие артисты за одну 12-ти часовую смену зарабатывают месячную зарплату обычного «офисника» или продавца, а звезды отечественного кино за один съемочный день в несколько раз больше годовой среднестатистической зарплаты по стране.
Творческий конкурс
Итак, экзамены. Самое главное испытание — творческий конкурс. Основные требования найдете на сайте института. Там же есть список литературы, на который редко обращают внимание, а зря. Рекомендую его освоить — это станет вашим конкурентным преимуществом.
Структура конкурса следующая: прослушивание, три тура, коллоквиум (собеседование). В программе должны быть: басня, проза, стихотворение, песня, танец. Иногда мастер курса смотрит всех с самого начала, иногда присоединяется к педагогам со второго тура. Коллоквиум выявляет общий уровень знаний абитуриента по разным вопросам: литература, физика, философия, история театра и искусств и так далее. Мои самые любимые вопросы «с подвохом», например, «Как звали жен Немировича и Данченко?» (Это один человек с двойной фамилией) или «Сколько симфоний композитора Маяковского вы знаете?» (Маяковский, как известно, поэт).
Ошибка №1: «…мастер Х любит высокие каблуки и розовые блузки…»
В коридорах часто слышится: « Говорят , что…». Мол, говорят , надо заходить в аудиторию первым, нет — последним. Стоп. Дело в другом , чтобы понравиться комиссии, нужно читать такого-то автора… Или совсем про другое : «…мастер Х любит высокие каблуки и розовые блузки …». Это все слухи ! Никогда , пожалуйста, никогда не слушайте подобные бредни и уж тем более не ориентируйтесь на них при подготовке. Задачи понравиться мастеру или комиссии нет. Факультет так же заинтересован в поступлении, как и вы. Цель — показать то, что нравится вам, так, как вы считаете правильным! Представьте себя на месте мастера.
Что нужно делать на самом деле: как одеться
Одежда должна быть нейтральной. Это не свидание, поэтому короткие юбки и глубоко декольтированные или прозрачные варианты приберегите для другого случая . Аккуратнее с яркими цветами, никаких надписей и пайеток, одежду oversize лучше оставить дома: вашу фигуру должны видеть.
Ошибка №2: «Надо страдать и быть пооригинальнее»
В комнате мальчик 7 лет, смотрит в пол и на полном серьезе цитирует: «Как же я устал от жизни, мудрость сострадания состоит в осознании бренности всего сущего и кривотолки бытия разбивают мою душу о скалы непонимания. Сегвер Фуратилор». Странно, правда? Желание так рассуждать в 7 лет вызывает много вопросов , ведь « репертуар не по возрасту ». Автор — вообще загадка уровня «это еще кто?». Часто подобные ошибки совершают абитуриенты, выбирая несоответствующий репертуар : чужой , чуждый , слишком банальный или слишком оригинальный .
Что нужно делать на самом деле: как выбрать героя для программы
Герой должен быть близок вашему игровому возрасту с поправкой на то, как вы выглядите. Например, по паспорту вам 22, а на вид 18 или наоборот. Это необходимо учитывать. Идеально, если пол героя истории совпадает с вашим. Если вы чувствуете себя девочкой, берите истории , где главный герой женского рода: Светлана, кошка, береза , пылинка… И наоборот: Пьер, пес, дуб, электрон, если вы чувствуете себя парнем. Не выбирайте «странных авторов», которые мало кому известны. Не рискуйте! Толстой, Чехов, Достоевский, Шукшин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Вознесенский, Пришвин — не враги, а ваши помощники. С классиками не прогадаете — будь то отрывок из школьной программы или из «списка для летнего чтения».
Ошибка №3: «Войди в персонажа »
Профессия актера сильно мистифицирована и окружена огромным количеством формулировок, которые сбивают с толку и не помогают. «Входить в персонажа », «отыгрывать эмоцию» — вам точно делать этого не нужно. Хорошие артисты ничем таким не занимаются. Да и вообще, требования к профессиональному актеру и абитуриенту разные. Актер умеет создавать образ, он владеет всеми элементами актерской техники, поэтому в состоянии сконструировать персонажа. У нас с вами совершенно другая задача. Какая же?
Что нужно делать на самом деле: как изобразить персонажа
Поступающим необходимо представить себя на месте героя и попытаться действовать так, как «если бы» в их собственной жизни происходили описываемые события. Это необходимо продемонстрировать на поступлении, признаки именно такой способности комиссия пытается в вас отыскать. У Станиславского это называется магическим «если бы», в институте мы называем это — «я в предлагаемых обстоятельствах (персонажа)».
Наблюдайте! Вы ежедневно проделываете этот трюк с «если бы». Когда вы рассказываете другу о встрече с грубияном, ваши брови сдвигаются, голос становится жестче, у слов появляется несвойственная вам интонация… Сделать 100% как «тот человек» у вас не получится, и вы показываете его так, как «если бы» были на его месте. Видите, это совсем не сложно!
Ошибка №4: «Я хочу в ГИТИС»
Поступать «в здание» абсолютно неверно. Я в свое время совершил эту ошибку , и мне повезло с педагогами, а к кому-то удача не была так благосклонна.
Что нужно делать на самом деле: как правильно поставить цель
Каждым курсом руководит определенный мастер, поступать нужно к нему. Есть очень разные преподаватели и вам необходимо их подробно изучить : фильмы, спектакли, интервью обязательны к просмотру, чтобы понять будущего педагога . Человек может вас научить только тому , что хорошо умеет делать сам. Узнать больше о курсе и педагогах помогут социальные сети: найдите бывших студентов, расспросите их подробно, большинство с удовольствием откликнется.
Ошибка №5: Отказ от поступления
Страх провала останавливает многих. Испытывать страх — абсолютно естественно, так же, как и радость, и воодушевление, тревогу или любовь, а вот отказ от попытки чреват угрызениями совести.
Что нужно делать на самом деле: почему не стоит бояться
Нужно сделать все, чтобы доехать хотя бы до первого тура. Ваши внутренние оценки себя имеют мало общего с тем, на что обращают внимание окружающие. Уверяю, приемная комиссия будет смотреть совсем на другое (см. пункт 3). Заранее готовить себя к провалу или предугадывать, за что именно вас «не взяли » — это неблагодарное и утомительное занятие. Помните, причин «почему не взяли » может быть сотня: мастер уже выбрал несколько человек вашего типажа или, например, вы внешне похожи на его бывшую тещу. Предугадать это невозможно. Поэтому просто отпустите ситуацию.
Итог: главное — выбрать мастера, выучить репертуар, который соответствует вашему игровому возрасту и темпераменту, одеться так, чтобы ничего не отвлекало, доехать до института, записаться, дождаться своей очереди, зайти вместе с очередной десяткой в аудиторию и показать себя на все 100 со всеми вашими тонкостями, страстями, болью и счастьем. Это удивительное приключение. Принесите свою личность мастеру, скажите вот я здесь, и я такой/такая, возьмите меня и научите быть лучше! И вас обязательно возьмут.
Как поступить в театральный вуз: что нужно для поступления на актера
Для поступления в большинство вузов России достаточно сдать ЕГЭ по определенным предметам и подать в приемную комиссию университета документы. С творческими профессиями дело обстоит иначе.
Мы расскажем, что нужно для поступления в театральный университет или техникум и стоит ли вообще туда идти. А еще советуем ознакомиться со списком лучших профильных вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов РФ.
Ждем всех, кого интересуют темы поступления, учебы в вузе и трудоустройства в нашем телеграм-канале. С вас — подписка, с нас — крутые лайфхаки от опытных студентов.
Что нужно для поступления в театральный институт
Процедура поступления в театральный вуз отличается от поступления в инженерный или педагогический универ. Чтобы стать актером, нужно показать себя комиссии с лучшей стороны, а для этого недостаточно сертификатов ЕГЭ.
В комиссию, которая решает судьбу поступающих, входит мастер курса и несколько преподавателей. Они могут «забраковать» абитуриента на любом этапе поступления. Чтобы поступить на бюджет, будущий артист должен много знать и уметь.
Какие предметы нужны для поступления в театральный
При поступлении в театральный институт необходимо предоставить приемной комиссии только 2 сертификата ЕГЭ:
Вы приносите в приемную копии сертификатов, пишете заявление, потом начинается следующий этап.
Экзамены для поступления в театральный вуз
После подачи заявления абитуриенты приходят в определенные дни и читают комиссии программу. В нее входят:
Затем следуют еще 2 творческих испытания:
- Актерское мастерство (этюд).
- Хореография и вокал (танец и песня).
Прервать поступающего словами «Вы нам не подходите» могут в любой момент, даже посреди чтения стиха или исполнения танца. Иногда комиссия даже не дает абитуриенту начать читать программу: например, если они считают, что внешность поступающего их не устраивает.
Тем, кому повезло прочитать программу, исполнить этюды и номера и при этом не разочаровать педагогов, предстоит пройти еще один этап отбора — коллоквиум. Это собеседование, на котором поступающего могут спросить о чем угодно: любимом блюде или отношении к смертной казни.
Есть учебные заведения, где на коллоквиумах задают вопросы, которые касаются только истории и теории театрального искусства. Однако в большинстве институтов это превращается в собеседование, цель которого — понять характер будущего артиста, увидеть, насколько он уверен в себе, способен не растеряться от неожиданного вопроса или замечания.
Что нужно, чтобы поступить в театральный
Кроме знания программы и ответов на коллоквиуме, мастер и преподаватели также учитывают:
- возраст (предпочтение отдают молодым);
- внешность (соответствие определенным типажам);
- сценический талант (способность к перевоплощению);
- пластичность (пригодится физическая подготовка);
- наличие харизмы (личное обаяние).
Внешние данные — один из самых главных параметров. Абитуриенты рассказывают, что при поступлении в театральный преподаватели оценивали их параметры, одежду, прически и даже прикус. Так происходит потому, что каждый мастер ищет типажи, которые подходят его театру.
Что нужно, чтобы поступить в театральный институт? Желание и умение перевоплощаться
Как подготовиться к поступлению в театральный
Если вас не пугают экзамены для поступления в театральный и вы твердо решили связать свою жизнь с искусством, дадим несколько советов.
1. Выберите конкретного мастера или вуз, где хотите заниматься. Желательно при этом трезво оценить свои внешние данные и не пытаться штурмовать те институты, где ваш типаж не востребован.
2. Подбирайте произведения для программы, учитывая вашу внешность и внутренний мир. Педагогам нравится, когда абитуриент говорит о том, что волнует его самого, находит отклик в его душе.
При этом лучше не пытаться сразить всех оригинальностью и взять неизвестного автора. Обычно члены комиссии предпочитают классиков: Пушкина, Лермонтова, Цветаеву, Блока.
Постарайтесь выучить несколько произведений «про запас», если первоначальный вариант программы комиссии не понравится.
3. Запаситесь терпением: в большинстве театральных вузов очень высокий конкурс (до нескольких сот человек на место), а значит, на первых турах экзамена придется выстоять большую очередь. С каждым следующим туром будет оставаться все меньше абитуриентов.
4. Не нервничайте и не теряйтесь. Будьте готовы к любым поворотам. Преподаватели могут потребовать не просто прочитать программу, а, например, прокричать ее из окна.
5. Не расстраивайтесь, если не вышло поступить в театральный с первого раза. Вы можете попробовать силы в следующем году или выбрать другой вуз. Помните, что многие артисты попадали в вожделенный институт только с 5 попытки.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Как поступить в театральный вуз на другие направления
Перечисленные этапы и советы касались тех, кто хочет поступить в театральный вуз на актера. Если вас привлекает профессия режиссера, готовьтесь к следующим испытаниям:
- актерское мастерство (выразительное чтение отрывков);
- практическая режиссура (постановка этюдов);
- письменная работа (план постановки);
- коллоквиум (вопросы из сферы режиссуры, театральной критики и пр.).
Хотите поступить на сценарный факультет? Предоставьте комиссии свои литературные работы с критическими рецензиями на них. Если они заинтересуют педагогов, вас пригласят на собеседование.
Как поступить в театральное училище
Если вы давно определились с будущей профессией и не хотите получать полное среднее образование, расскажем, что нужно для поступления в театральный колледж.
- Пройти собеседование (вопросы о театре, кинематографе, музыке и на любую другую тему).
- Прочитать стихотворение, басню и прозаический отрывок.
- Исполнить вокальный или хореографический номер.
Программа экзаменов почти такая же, как и в театральном вузе, но желающих поступить после 9-го класса школы обычно меньше, чем после 11-го.
Стоит ли поступать в театральный вуз
Перед тем, как отправляться в приемную комиссию театрального института или колледжа, хорошо подумайте, точно ли вы готовы к сценической профессии. Работа актера — это не только слава, цветы и поклонники. Это огромный моральный и физический труд, тяжелые условия работы, раннее эмоциональное выгорание.
Поступать в театральный стоит тем, кто не представляет своей жизни без перевоплощений, кто любит взаимодействовать с публикой и кто готов примерить на себя любой образ. Именно таким людям будет интересно овладевать профессией артиста.
Кроме интересных предметов по специальности (пластика, сценическая речь, актерское мастерство), у студентов театральных вузов есть и дисциплины общего профиля: социология, экология, иностранный язык и пр. Если требуется помощь с любой учебной работой, обращайтесь в студенческий сервис. Его эксперты легко справятся с любым предметом.
Источники:
https://www.sibkursy.ru/stati/akterskoe-masterstvo1/kak-luchshe-podgotovitsya-k-postupleniyu-v-teatralnyj-vuz.html
https://downtown.ru/voronezh/tastes/10232
https://zaochnik-com.ru/blog/kak-postupit-v-teatralnyj-vuz-chto-nuzhno-dlja-postuplenija-na-aktera/