Как описывает истории одного города. Поклонение мамоне и покаяние
Поклонение мамоне и покаяние
Эта глава открывается большим вступлением, в котором подводятся некоторые итоги. Здесь речь идет уже не о градоначальниках, а о самих глуповцах, о «так называемой черни, которая и доселе, — пишет Щедрин, — считается стоящею как бы вне пределов истории». Иначе говоря, речь идет о русском народе, выносящем на себе весь гнет самодержавного режима. Размышления Щедрина о судьбах и поведении этого народа невеселые. Глуповцы, говорит он, «беспрекословно подчиняются капризам истории и не представляют никаких данных, по которым можно было бы судить о степени их зрелости, в смысле самоуправления. напротив того, они мечутся из стороны в сторону, без всякого плана, как бы гонимые безотчетным страхом. Никто не станет отрицать, что эта картина не лестная, но иною она не может быть, потому что материалом для нее служит человек, которому с изумительным постоянством долбят голову и который, разумеется, не может прийти к другому результату кроме ошеломления». Это, в сущности, то самое, о чем Щедрин писал в своем «Письме в редакцию», говоря о двух понятиях слова «народ» (см. в комментарии к главе «Органчик»). Как бы предвидя упреки критиков в «глумлении» над народом, Щедрин говорит о летописце: «Никакого преднамеренного глумления в рассказе его не замечается; напротив того, во многих местах заметно даже сочувствие к бедным ошелом-
ляемым. Уже один тот факт, что, несмотря на смертный бой, глуповцы все-таки продолжают жить, достаточно свидетельствует в пользу их устойчивости и заслуживает серьезного внимания со стороны историка».
Защищая летописца, Щедрин указывает на сложные отношения между организованной и окрепшей «силой» (то есть самодержавной властью) , и «рассыпавшимися по углам. людишками и сиротами». Побеждает, конечно, сила. Щедрин говорит дальше о целой «исторической школе», которая выросла на основе учения об этой силе. Здесь он имеет в виду «великодержавное» направление русской исторической науки, во главе с С. М. Соловьевым (см. комментарий к главе «О корени»).
Затем возобновляется портретная галерея градоначальников: Иванов, дю Шарио, Грустилов. Первые два до сих пор не объяснены, но есть основания думать, что Иванов и дю Шарио скрывают в себе намеки на Александра I и его эпоху. Так, например, при градоначальнике Иванове «страсть к законодательству приняла в нашем отечестве размеры чуть-чуть не опасные», сообщает Щедрин. Этой страстью отличалась именно эпоха Александра I.
Другое сообщение («о двух. вариантах» погибели Иванова) тоже ведет к Александру I: существовала легенда о том, что на самом деле Александр I не умер в 1825 году, а удалился и сделался старцем-отшельником.
В «Описи» имя Иванова — Никодим, что значит «победитель народов», — так называли Александра I после победы над французами.
Что касается дю Шарио, то следует тоже обратить внимание на его имя и отчество: Ангел Дорофеич. В придворных и великосветских кругах Александра I называли «ангел», «наш ангел». Имя «Дорофей» — значит «богоданный, благословенный»; так тоже называли Александра I.
Но есть и другие указания на то, что в лице Иванова и дю Шарио Щедрин изобразил Александра I. Недаром Щедрин говорит о взятии Парижа, о водворении «врага человечества» (то есть Наполеона) на остров св. Елены — все эти события произошли в царствование Александра Г.
Дю Шарио, как сообщает Щедрин, начал объяснять глуповцам права человека, а кончил тем, что объяснил права Бурбонов. Бурбоны — династия французских королей, низвергнутая Великой французской революцией 1789 года (казнь Людовика XVI). После падения Напо-
леона I эта династия заявила о своих «правах» на престол и ненадолго вернула себе власть, не без содействия Александра I.
Щедрин сообщает, что искусству петь гривуазные (то есть скабрезные) песенки дю Шарио научился у графа д’Артуа, который стал впоследствии французским королем Карлом X. Этот Карл X, брат Людовика XVI, и был последним из династии Бурбонов: в 1824 году он, при помощи Александра I, вступил на престол, а в 1830 году принужден был отречься.
Впоследствии слово «бурбон» стало употребляться в России как ругательное: бурбонами называли грубых офицеров, жандармов, чиновников и т. д. Щедрин, говоря о «правах бурбонов», имеет в виду, вероятно, оба значения этого слова.
Во время градоначальничества дю Шарио глуповцы впали в «бесстыжее неистовство»; стали поклоняться древнеславянским языческим богам: Перуну — богу грома, Яриле — богу солнца и Волосу — богу скота.
Иронизируя над увлечением славянскими древностями, характерным для славянофилов, Щедрин рассказывает, что некий расстрига Кузьма выкрикивал что-то непонятное стихами Аверкиева из оперы «Рогнеда». Л. В. Аверкиев — славянофильствующий драматург 60-х годов, написавший либретто к опере Серова «Рогнеда».
Затем начинается характеристика Эраста Грустилова, в лице которого выведен, несомненно, Александр I. Имя «Эраст» взято Щедриным из повести Карамзина «Бедная Лиза» (см. в «Описи» указание — «друг Карамзина»). Сочетание этого имени (по-гречески оно значит «любовник») с фамилией Грустилов дает общую характеристику Александра I, подробно развитую в этой главе и сформулированную вначале: «Меланхолический вид (предтеча будущего мистицизма) прикрывал в нем много наклонностей несомненно порочных».
Затаенное сластолюбие, изнеженность, «милая непристойность» языка, «поклонение Киприде» (то есть богине любви Венере), тунеядство — все это характеризует придворные нравы в начале царствования Александра I. Иллюстрируя эти нравы, Щедрин говорит, что Грустилов написал мифологическую повесть о Сатурне и Венере. (Согласно мифологическому преданию, Сатурн пожирал своих собственных детей.) Глуповские критики сравнивали эту
повесть с произведениями Апулея и Парни. Апулей — древнеримский эротический писатель; Парни (1753 — 1814) — французский поэт, автор чувствительных стихотворений, которыми увлекались в России в начале XIX века.
Очень прозрачным намеком на Александра I является также упоминание об «известной тогда красавице Наталье Кирилловне де Помпадур». Наталья Кирилловна — имя последней жены царя Алексея Михайловича, Нарышкиной, матери Петра I. Маркиза де Помпадур — любовница французского короля Людовика XV (XVIII век). Придуманное Щедриным сочетание — «Наталья Кирилловна де Помпадур» — расшифровывается: речь идет о любовнице Александра I — Марье Антоновне Нарышкиной.
Затем появляется Пфейферша — и начинается подробный рассказ о внезапном «обновлении» Грустилова и его повороте к аскетизму и мистицизму. Все это — карикатура на вторую половину царствования Александра I, отличавшуюся страшным мракобесием и борьбой с малейшим проявлением свободного духа.
В лице Пфейферши изображены знаменитые «мистические дамы» — баронесса Крюденер и Татаринова. В эпилоге «Войны и мира» Л. Толстого Денисов с возмущением рассказывает о, том, что делается в Петербурге: «Прежде немцем надо было быть, теперь надо плясать с Татариновой и m-me Крюднер. Ох! спустил бы опять молодца нашего Бонапарта. Он бы всю дурь повыбил». Пьер прибавляет: «Положение в Петербурге вот какое: государь ни во что не входит. Он весь предан этому мистицизму. Он ищет только спокойствия, и спокойствие ему могут дать только те люди sans foi ni loi 1 , которые рубят и душат все сплеча: Магницкий, Аракчеев. ».
Парамоша Щедрина и есть этот самый ханжа Магницкий, начавший свою карьеру около Сперанского, а затем снискавший себе расположение Аракчеева. В 1819 году Магницкий был назначен членом главного правления училищ, а потом — попечителем Казанского округа. Он настаивал на уничтожении преподавания философских наук, развращающих юношество, и в конце концов совершенно разгромил Казанский университет.
Но, как всегда у Щедрина, Парамоша — лицо собирательное.
1 Без совести и чести (франц.)
Появление разных «юродивых», «блаженных» и «пророков», добиравшихся иногда до самых высших сфер, — факт, характерный для всей истории царской России, вплоть до ее конца (Распутин). Парамоша — не только Магницкий, но и знаменитый архимандрит Фотий, пользовавшийся большим влиянием при дворе Александра I. Он выставлял себя каким-то воинствующим орудием промысла, посланным для борьбы с духами злобы, изрекал загадочные пророчества, говорил о своих видениях и пр. Главным его делом была борьба с представителями мистических, антицерковных партий.
Но и этого мало. В лице Парамоши изображен очень популярный в Москве юродивый и прорицатель Иван Яковлевич Корейша (умер в 1861 году). Долгое время он провел в больнице умалишенных, куда к нему приходили за советами. В конце концов он приобрел такую известность, что к нему стали обращаться многие представители высшей власти, светские дамы и пр. Он бормотал несвязные фразы, часто повторяя: «Без працы не бенды кололацы» — искаженную польскую поговорку, означающую: «Без труда не будет калачей».
Парамоша Щедрина ведет себя с Грустиловым очень развязно — корчится, икает, а Грустилов, по совету Пфейферши, низко ему кланяется. Это тоже напоминает Корейшу, который, по рассказам, позволял себе грубые и циничные выходки, а над входом повесил объявление, что он принимает только тех, кто соглашается вползти к нему на коленях.
Сам Щедрин заявил в письме к А. Н. Пыпину, что «Парамоша совсем не Магницкий только, но вместе с тем и граф Д. А. Толстой, и даже не граф Д. А. Толстой, а все вообще люди известной партии, и ныне не утратившей своей силы» (15, 234). Д. А. Толстой — министр народного просвещения в 60-х годах, прославившийся насаждением «классического образования» как метода борьбы с распространением вольных идей. Щедрин изобразил его в карикатурном виде (под фамилией Твэрдоонто) в книге «За рубежом» (1800).
Партия, во главе которой стояли Аксиньюшка и Парамоша, имея за собой целую толпу нищих и калек, — это и есть «известная партия» мракобесов, особенно развернувшая свою деятельность в последние годы царствования Александра I. К этим годам и относится борьба этой «фо-
тиевско-аракчеевской» партии не только с проявлениями вольного духа, но и с теми антицерковными учениями религиозно-философского характера, которые распространились в аристократической среде («Библейское общество»).
Щедрин рассказывает характерную историю учителя каллиграфии Линкина, который стал проповедовать, что мир не мог быть сотворен в шесть дней, что у лягушки имеется душа и т. п. Линкин — это академик А. Ф. Лабзин, известный автор мистических сочинений, подвергшийся преследованиям со стороны архимандрита Фотия и сосланный в 1821 году. Об этом Лабзине Щедрин сам упоминает, говоря о сношениях Пфейферши «со всеми знаменитейшими мистиками и пиетистами того времени».
Глава кончается описанием мистических «радений» и «восхищений», которым предавался «глуповский бомонд», глуповская аристократия. На этих собраниях читаются, между прочим, критические статьи Н. Страхова: новый «анахронизм», намекающий на то, что здесь имеется в виду эпоха не только Александра I, но и Александра II. Н. Н. Страхов — современный Щедрину философ, критик и публицист, выступавший против материалистических теорий и развивавший религиозно-философские и мистические учения славянофилов.
Краткий пересказ романа “История одного города” по главам (краткое содержание)
“История одного города” – выдающееся произведения великого русского писателя Салтыкова-Щедрина.
В этой статье представлен краткий пересказ романа “История одного города” по главам (краткое содержание): изложение основных фактов и событий из каждой главы произведения.
Роман состоит из 15 глав. В самом тексте главы не пронумерованы, но в данном пересказе мы пронумеровали их для удобства.
Смотрите:
Краткое содержание романа (более сжатое)
Все материалы по “Истории одного города”
Краткий пересказ романа “История одного города” по главам (краткое содержание)
В этой главе издатель поясняет читателю, что “История одного города” – это летопись небольшого провинциального городка Глупов. Данная летопись создавалась 4 летописцами, жившими в Глупове в разное время. Описанные в летописи события охватывают период с 1731 г. по 1825 г.
2. Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца
4. Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731–1826)
В этой главе представлен список 21 градоначальника города Глупова с их кратким описанием (судя по всему, 22-ым градоначальником является сам “глупый князь”, основатель города Глупов). В следующих главах приводится подробный рассказ о некоторых из градоначальников.
5. Органчик
В этой главе речь идет о градоначальнике Брудастом. Угрюмый, молчаливый и суровый Брудастый усердно работает и все время говорит одну фразу: “Не потерплю!”. Вскоре глуповцы обнаруживают, что у Брудастого вместо головы орган (музыкальный инструмент). В городе начинается переполох, появляется двойник Брудастого. В конце концов обоих самозванцев снимают с должности.
6. Сказание о шести градоначальницах. Картина Глуповского междоусобия
После Брудастого в Глупове начинается анархия, которая длится 7 дней. В этот период за место градоначальницы борются 6 самозванок, простых жительниц Глупова. Они строят козни друг против друга и т.д., но ни одна из них не добивается успеха. Наконец в Глупов присылают Двоекурова, который наводит порядок.
7. Известие о Двоекурове
Двоекуров оказывается деятельным градоначальником. Он заставляет глуповцев выращивать и есть горчицу, лавровый лист. Двоекуров пытается основать в Глупове академию, но безуспешно. Он заводит в городе медоварение и пивоварение. Двоекуров усердно сечет жителей розгами, чтобы усмирять их. Умирает Двоекуров своей смертью в 1770 году.
8. Голодный город
В 1772 году (после правления маркиза де Санглота) к власти приходит Фердыщенко. Под его начальством город Глупов 6 лет живет хорошо. На 7-ом году правления Фердыщенко влюбляется в замужнюю женщину Аленку. Он делает ее своей сожительницей, а ее мужа ссылает в Сибирь. Вскоре в городе начинается засуха и голод. Жители винят в этом Аленку, которую считают ведьмой. Они сбрасывают ее с колокольни, и та погибает. По просьбе Фердыщенко начальство присылает в Глупов войска и те усмиряют граждан.
9. Соломенный город
Город приходит в себя. Фердыщенко влюбляется в стрельчиху Домашку и поселяет ее у себя. Внезапно в городе начинаются пожары и глуповцы винят в этих бедах Домашку. Тогда Фердыщенко возвращает девушку в ее дом. По просьбе Фердышенко в город снова приезжают войска и усмиряют бунтующих глуповцев.
10. Фантастический пушетественник
Однажды Фердыщенко отправляется в путешествие по окрестностям Глупова. Путешествие проходит скучно. Фердыщенко общается с местными жителями, угощается их обедами. Во время одного из застольев Фердыщенко внезапно умирает.
11. Войны за просвещение
К власти приходит градоначальник Бородавкин. Он ведет в Глупове войны за просвещение, насаждая производство горчицы, персидской ромашки и т.д. Вскоре город производят так много ромашки и горчицы, что это вызывает экономический кризис. Жители бедствуют. В это время во Франции разгорается революция. Бородавкин опасается, что в Глупове тоже вспыхнет революция. Поэтому Бородавкин начинает войны против просвещения. Он сжигает и разоряет часть домов и собирается сжечь весь город, но внезапно умирает.
12. Эпоха увольнения от войн
После этого Глуповым 4 года правит градоначальник Негодяев. При Негодяеве город разоряется, а население дичает и обрастает шерстью.
Следом к власти приходит князь Микаладзе, кроткий и незаметный градоначальник. При нем город приходит в себя, жители веселеют. Главной слабостью Микаладзе являются женщины. Микаладзе умирает от истощения сил.
Далее к власти приходит Беневоленский. Его страстью является составление законов. По должности он не имеет права создавать законы, но он не в силах сдерживать эту страсть. Он пишет законы и тайно распространяет их в Глухове. В 1811 году он вступает в переписку с Наполеоном. Власти узнают обо всех его проделках и арестовывают его.
На смену Беневоленскому приходит офицер Прыщ. Он дает глуповцам полную свободу и совсем не занимается службой. Вместо этого он устраивает балы и ездит на охоту. При Прыще глуповцы богатеют в 4 раза. В конце концов оказывается, что у Прыща фаршированная голова. Он погибает от рук предводителя дворянства.
13. Поклонение Мамоне и покаяние
После Прыща городом правит Иванов. Иванов не пользуется своими мозгами, и при нем глуповцы по-прежнему живут хорошо. По первой версии, Иванов умирает от испуга, когда получает большой указ сверху. По второй версии, Иванова увольняют за то, что у него усыхает голова, потому что он ей не пользуется.
Далее городом правит виконт Дю-Шарио, глупый и веселый человек. При нем глуповцы живут настолько весело и как будто сходят с ума. Они поклоняются языческим богам, носят странную одежду, изобретают свой язык и перестают работать на полях. В конце концов виконт Дю-Шарио оказывается женщиной и его прогоняют.
Затем градоначальником становится Грустилов. Он застает город в разврате. Вместе с жителями он сам пускается в разврат и не занимается делами. Когда случается неурожай, Грустилов берется за ум и возвращает глуповцев к вере. Однако глуповцы, вернувшись к вере, по-прежнему не хотят работать. Тем временем Грустилов и элита города собираются на тайных собраниях, читая статьи Страхова и развлекаясь. Начальство арестовывает их.
14. Подтверждение покаяния. Заключение
После Грустилова городом правит Угрюм-Бурчеев, угрюмый прохвост и идиот. При нем глуповцы живут как в армии: носят униформу, работают по расписанию и т.д. Угрюм-Бурчеев разрушает Глупов и основывает новый город – Непреклонск. Глуповцы устают от жестокости начальника и готовят бунт. Внезапно на город находит смерчь с ливнем и Угрюм-Бурчеев бесследно исчезает.
15. Оправдательные документы
Эта глава представляет собой приложение к роману. В приложении собраны 3 сочинения, написанные градоначальниками Бородавкиным, Миналадзе и Беневоленским.
Таков краткий пересказ романа “История одного города” Салтыкова-Щедрина по главам: краткое содержание произведения.
Смотрите: Все материалы по “Истории одного города”
История одного города. Краткое содержание по главам
От издателя
Автор-издатель сообщает о своем желании опубликовать историю какого-нибудь города и о случайной находке им «Глуповского Летописца». Автор дает понять читателю, что в своей книге представляет историю России с древнейших времен, якобы отображенную в лицах градоначальников.
Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца «Летописец» обращается к читателю, выражая надежду, что сумел найти в истории родного города своих Неронов и Кадигул, овеянных сомнительной славой.
О корени происхождения глуповцев
Автор пересказывает норманнскую теорию появления Киевской Руси. «Летописец» возводит глуповцев к головотяпам, обитавшим по берегам северного Гиперборейского моря. Головотяпы не смог ли навести порядок на своих землях и задумали пригласить заморского князя. Два князя от них отказались, назвав не головотяпами, а глуповцами.
Третий князь согласился владеть головотяпами и поставил их в столь суровые условия, что они эакручинились, построили себе город Глупов и стали там с тех пор жить. Сам князь сначала отказался переехать в Глупов.
Здесь замещал его вор, а затем одоевец, который «на грош постных яиц купил», и другие мошенники. Народ поднимал против них восстания, а князь все думал, кого бы еще во главу города поставить. Наконец решил править в городе сам и открыл новый период в истории Глупова угрозой «Запорю!»
Опись градоначальникам
Дается полный перечень градоначальников Глупова с кратким указанием их заслуг. В сжатом и карикатурном виде отображается хроника Российской империи,в XVIII в.
Некоторые из упомянутых градоначальников в дальнейшем не рассматриваются автором, как непримечательные: их исчерпывающая характеристика помещается в одном предложении.
Таков, например, Богдан Богданович Пфейфер, гвардии сержант, голштинский выходец. Он, «ничего не свершив, сменен в 1762 г. за невежество» (прототипом послужил процарствовавший 186 дней Петр Ш, свергнутый Екатериной Щ.
Органчик
Описывается правление градоначальника Брудастого, прозванного Органчиком. Брудастый вместо посещения пиров заперся в кабинете и только «скрипел пером». Внутри головы градоначальника, как впоследствии оказалось, находилось устройство — органчик, который исполнял «две несложные пьесы»: «Разорю» и «Не потерплю».
Это были единственные фразы из лексикона Брудастого. Когда голова сломалась, в народе началась смута и появились атаманы-бунтари и самозванцы.
Сказание о шести градоначальницах
Глава рисует «картину глуповского междоусобия», иносказательно изображая различные события из эпохи дворцовых переворотов в России. В центре повествования — борьба за власть шестерых женщин: «злоехидной Ираидки», «авантюристки Клемантинки», «шельмы Амальки», «Нельки Лядоховской», «Дуньки-толстопятой» и «Матренки-ноздри».
Известие о Двоекурове
Глава рисует правление «передового человека» Семена Константиновича Двоекурова, чье правление якобы полно « слишком явного либерализма». Известно, что он всю жизнь грустил, об
остальной его деятельности за неимением фактических сведений приходится строить догадки. В частности, автор предполагает у Двоекурова «тайную наклонность к конституционализму».
Голодный город
В главе рассказывается, как закончился шестилетний период благополучия во время правления бригадира Петра Петровича Фердыщенко, который был очень прост.
На седьмом году главенствования «простого Фердыщенко» « смутил бес», после чего тот превратил ходить по кабакам в замасленном халате. Он сделался «деятелен и настойчив», а именно увел у «вора и разбойника» Митьки его жену Аленку. После этого сама природа перестала благоволить глуповцам, отчего в городе случился голод.
Соломенный город
В главе рассказывается о борьбе глуповских стрельцов и пушкарей, в которую оказалась замешана стрельчиха Домашка.
В наказание за то, что Фердыщенко увел и стрельчиху, позабыв об Аленке, на город обрушился пожар. Спасти город удалось лишь после того, как бригадир всенародно дал «аспидово» покаяние.
Фантастический путешественник
Неугомонный Фердыщенко после всех приключений «вздумал путешествовать», повторяя деяния князя Потемкина. Во время этого путешествия вокруг навозных куч градоначальник скончался от чрезмерного употребления водки и переедания.
Войны за просвещение
Бригадира сменил Василиск Семенович Бородавкин, поразивший глуповцев «какой-то неслыханной административной въедчивостью» и тем, что «кричал необыкновенно».
Политика Бородавкина, направленная на возвращение « древней Византии под сень Российския державы», описывается как пародия на балканский проект Екатерины П. В дальнейшем Бородавкин успешно провел четыре войны за просвещение, чем отвадил население от бунтов.
Эпоха увольнения от войн
Войны за просвещение превратились в войны против просвещения при гатчинском демократе Негедяеве (во многом образ списан с Павла I), который был низложен и сменен на посту градоначальника миролюбивым и либеральным Микаладве (списан с Лагарпа).
Правление Микаладве было ознаменовано мирными подвигами: отменой просвещения и прекращением законодательной деятельности. После смерти этого градоначальника город возглавил Беневоленекий (Сперанский), обожавший сочинять законы и писать проповеди.
После того как Беневоленский вступил в тайные сношения с Наполеоном, его сменили на Прыща, обладавшего фаршированной головой.
Поклонение мамоне и покаяние
Глава повествует о правлении нескольких градоначальников: Иванова, легендарного прародителя микрокефалов («корогкоголовых» ), у которого усохли мозги ввиду неупотребления; дю Шарио, призывавшего глуповцев уверовать в богиню Разума; Грустилова, намеревавшегося сечь кокоток.
Подтверждение покаяния. Заключение
Грустилова сменил Угрюм- Бурчеев (Аракчеев), «чистейший тип идиота». Он разрушил город в стремлении спрямить все улицы, сделал всех глуповцев равными перед шпицрутеном, признал разум врагом человечества и запугал всех горожан.
Оправдательные документы
Заключительная глава содержит извлечения из «летописи» и прочих «исторических документов», которые позволили Щедрину составить историю города Глупова.
Источники:
https://studopedia.ru/12_16250_poklonenie-mamone-i-pokayanie.html
https://literaturus.ru/2016/11/kratkoe-soderzhanie-istorija-odnogo-goroda-po-glavam.html
https://info-shkola.ru/istoriya-odnogo-goroda-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/