Как определить абсолютный слух у ребенка. Абсолютный музыкальный слух
Что такое абсолютный слух? Как развить абсолютный слух?
Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.
Загадочный феномен
Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.
Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого – нет?
Статистика
За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того – именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.
Определение
Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:
- Пассивный – способность сопоставлять высоту слышимого звука.
- Активный – способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).
Также существует понятие относительного слуха – не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).
Развитие абсолютного слуха: за и против
Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.
В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.
Моральный аспект
И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.
Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.
Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.
Научный подход
Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).
Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух – это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.
Как развить абсолютный слух
Можно ли развить 100%-й слух тренировками – вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора – это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.
Модели развития абсолютного слуха
В России практикуют несколько моделей развития. В их основе – два принципа управления интонацией и слухом:
- устный (по тексту);
- ассоциативный (по нотам).
Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.
Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.
Уроки истории
На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).
Физическая глухота не помешала другому оперному композитору – Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.
Вывод
Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку – это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле – это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.
Абсолютный слух
Трудно себе представить хорошего спортсмена без крепкой мускулатуры и отличной физической подготовки, хорошего оратора без умения красиво говорить и свободно выступать перед публикой. Так и хороший музыкант немыслим без развитого музыкального слуха, который включает в себя целый комплекс способностей, необходимых для успешного сочинения, выразительного исполнения и активного восприятия музыки.
В зависимости от музыкальных характеристик существуют разные виды музыкального слуха. Например, звуковысотный, тембровый, ладовый, внутренний, гармонический, мелодический, интервальный, ритмический и т.д. Но одним из самых необъяснимых по-прежнему остается абсолютный слух. Давайте же разберемся, что собой представляет это загадочное явление.
Название этой разновидности слуха происходит от латинского слова absolutus, что в переводе означет «безусловный, независимый, неограниченный, совершенный» . Под абсолютным слухом понимается «способность определять точную высоту звука без соотнесения его с другим звуком, высота которого известна» (словарь Гроува). То есть, абсолютный слух позволяет без настройки, без сравнения с каким бы то ни было «эталоном» высоты мгновенно, а главное безошибочно узнавать и называть высоту слышимых звуков.
Интересно, что понятие абсолютного слуха появилось лишь во второй половине 19 века. И с того времени ученые умы пытаются найти ответ на вопрос: «откуда у человека появляется такая уникальная способность?». Исследователями выдвигаются самые различные гипотезы по поводу происхождения абсолютного слуха. Однако однозначного ответа на этот вопрос до сегодняшнего дня так и нет. Одни ученые считают его врожденной (и к тому же наследуемой) акустико-физиологической способностью, которая зависит от анатомических особенностей слухового аппарата (точнее строения внутреннего уха). Другие связывают абсолютный слух с особыми механизмами головного мозга, в коре которого имеются специальные формантные детекторы. Третьи предполагают, что абсолютный слух формируется благодаря сильным звуковым впечатлениям в очень раннем детстве и хорошо развитой особенно в детский период «фотографической» образно-слуховой памяти.
Абсолютный слух – довольно редкое явление даже среди профессиональных музыкантов, не говоря уже о простых ценителях музыкального искусства, которые даже могут и не знать, что природа их наградила этим редким даром. Определить есть у вас абсолютный слух или нет довольно просто. Для «диагностики» этой способности специалисты используют фортепиано, на котором вам предложат определить и назвать тот или иной звук. Но, чтобы справиться с этой задачей необходимо как минимум знать названия самих нот и то, как они звучат. Поэтому, как правило, абсолютный слух обнаруживается в раннем детстве: у детей примерно на 3-5 году жизни, обычно после знакомства с названиями музыкальных звуков.
Особенно важен абсолютный слух для таких музыкальных профессий, как дирижер, композитор, исполнитель на инструментах с нефиксированным строем (например, струнные инструменты), поскольку он позволяет более тонко воспринимать высоту звука, более точно контролировать строй. Да и музыканту-любителю наличие абсолютного слуха не навредит: настройка гитары, подбор аккордов к знакомым мелодиям, безусловно, гораздо легче даётся обладателям абсолютного слуха.
Но наряду с неоспоримыми плюсами (прежде всего для музыкантов-профессионалов) у этой уникальной способности есть и свои минусы. В определенных случаях абсолютный слух может стать и сущим испытанием, в особенности для тех, кто знаком с азами музыкальной грамоты. Сидите, вы, к примеру, в ресторане во время романтического свидания. А вместо того, чтобы наслаждать беседой или ароматом вкусных блюд под тихий фон звучащей музыки в вашем сознании периодически «проплывают» заветные нотки: «ля, фа, ми, ре, ми, соль, до…». Далеко не каждый в такой ситуации способен «отключиться» и сосредоточить свое внимание на собеседнике.
Кроме того, трудно найти хуже пытки для абсолютника, чем слушать пускай и вдохновенное исполнение произведения теми, кто «абсолютно глух». Ведь при таких способностях человек не только слышит точную высоту звука, но и абсолютно точно определяет фальшь, малейшие отклонения от правильного эталонного звучания. Можно только искренне посочувствовать абсолютнику во время концертного звучания совместной игры плохо настроенных инструментов (особенно струнных) или неслаженного «грязного» ансамблевого пения.
По большому счету не так уж и важно есть у вас абсолютный слух или нет. Но если вы решили посвятить себя музыке, а может даже и стать первоклассным профессиональным музыкантм, то хороший музыкальный слух вам жизненно необходим. Его развитие впредь должно стать для вас действием целенаправленным и регулярным. Помочь в этом непростом деле могут занятия по специальной дисциплине – сольфеджио. Но особенно активно музыкальный слух развивается в процессе музыкальной деятельности: во время пения, игры на инструменте, подбора по слуху, импровизации, сочинения музыки.
А главное, друзья, учитесь слушать и понимать музыку! С любовью и благоговением вслушивайтесь в каждый звук, искренне наслаждайтесь красотой каждого созвучия, для того, чтобы в дальнейшем дарить счастье и радость от общения с музыкой своим благодарным слушателям.
Абсолютный слух и как он работает
Если речь о музыкантах и вокалистах, понятие «абсолютный слух» — завидная способность, о которой мечтают многие. Однако такое врожденное понимание тонов не просто удивительное достоинство, это ценный навык для музыкантов. В этой статье мы изучим явление абсолютного слуха, как он проявляется, его связь с относительным слухом и почему благодаря ему можно добиться успеха на музыкальной сцене.
Что такое абсолютный слух?
Абсолютный, или совершенный, слух — это способность распознавать тона без эталонной ноты. Люди с абсолютным слухом способны воссоздавать эти тона и обычно владеют этим в совершенстве. Они избавлены от необходимости долго подбирать звуки на слух, пока не будет достигнуто должное звучание, и им не нужно прослушивать его предварительно. Если вы попросите их пропеть или взять определенную ноту, они с легкостью сделают это.
Также они могут определить ключевую тональность конкретной мелодии и определить, какие ноты были сыграны. Людей с абсолютным слухом зачастую отличает способность схватывать мелодии на слух, при этом некоторые из этих людей никогда не изучали нотной грамоты. Точное количество людей с абсолютным слухом неизвестно, но вы можете определить такого человека по способностям:
- назвать ключевую тональность неизвестного ранее музыкального отрывка;
- пропеть любой тон по требованию;
- определить высоту звуков автомобильных гудков и некоторых сигнализаций;
- определить высоту звуков, извлекаемых посредством того или иного инструмента.
Абсолютный слух — редкая способность, и большинство людей с этим умением рождаются. В то время как некоторые пытаются доказать, что абсолютному слуху можно каким-то образом научиться во взрослом состоянии, другие утверждают, что абсолютный слух — способность врожденная или приобретаемая в раннем возрасте. Конкретные случаи, когда абсолютный слух был приобретен взрослым человеком, отсутствуют, хотя благодаря тренировкам и практике можно научиться прекрасно различать тоны.
Некоторые группы людей больше предрасположены к абсолютному слуху, чем другие. Например, в одном из исследований было выявлено, что дети с аутизмом или синдромом Уильямса имели более высокий уровень предрасположенности к абсолютному слуху по сравнению с другими участниками. Люди, родившиеся с гипоплазией зрительного нерва, которая вызывает слепоту, также имели более высокие уровни предрасположенности к абсолютному слуху. Аналогичная высокая предрасположенность наблюдается также у людей с синестезией, поскольку они часто идентифицируют определенные тона с чувствами, цветами, эмоциями, текстурами и т. д.
Было выдвинуто множество теорий о связи между обработкой слуховой информации и абсолютным слухом, и некоторые из них проясняют, какие именно факторы обуславливают абсолютный слух.
Среди выросших в Восточной Азии вероятность обладания абсолютным слухом выше. Однако выходцы из Восточной Азии, которые росли где-то еще, не демонстрируют тех же уровней предрасположенности к абсолютному слуху. Причина, скорее всего, в тональной природе языков, на которых говорят в этом регионе: большинство диалектов китайского и вьетнамского языков требуют использования перемены тона для различения слов с несколькими значениями.
Как добиться абсолютного слуха?
Как упоминалось выше, случаи, что взрослый приобрел бы абсолютный слух, неизвестны. Если дети, тренирующиеся с раннего возраста, в редких случаях могут приобрести эту способность, то взрослые, тренирующие абсолютный слух, никогда не достигают того же уровня, что у людей с врожденной способностью.
Тем не менее это не должно останавливать вас в оттачивании навыков определения и воспроизведения тональности. Даже люди без абсолютного слуха могут научиться слушать и идентифицировать ключевые тональности, высоту звуков и аккорды. Также важно помнить, что абсолютный слух — редкое умение, поэтому не является обязательным требованием для занятий музыкой.
Люди с абсолютным слухом тоже не всегда владеют им в совершенстве. Например, некоторые люди, обладающие абсолютным слухом, воспринимают определенные тона чуть более резко или более плоско. И, несмотря на то, что они могут с легкостью спонтанно менять тональности и копировать их, их внутреннее восприятие выключено. Из-за этого реальный тон звучит для них фальшиво. Также люди с абсолютным слухом могут испытывать проблемы, связанные со своей редкой способностью. Слегка нестройные мелодии (например, со сменой тональности или в стиле барокко) будут звучать для них «неправильно», создавая трудности в их исполнении или подпевании им.
Абсолютный и относительный слух
В то время как абсолютный слух — это способность идентифицировать и воспроизводить тональности, относительный слух — это способность идентифицировать интервалы между определенными тональностями. В отличие от абсолютного слуха, относительный слух более распространен и, пожалуй, более «полезен» на практике. Люди с относительным слухом способны:
- перескакивать с эталонной ноты на требуемую (услышав ноту си, они могут идентифицировать интервал между си и фа и пропеть ноту фа);
- точно определять интервалы между двумя тонами;
- пропеть мелодии и идентифицировать их в соответствии с тональностями.
Относительному слуху можно научить при помощи сольфеджио, и учителя будут часто использовать популярные песни и мелодии, чтобы обучить учеников интервалам между определенными нотами. Например, для обучения интервалам можно использовать мелодии Twinkle, Twinkle, Little Star и Here Comes the Bride.
Не все люди с абсолютным слухом имеют относительный слух, и лишь некоторые люди с относительным слухом имеют абсолютный слух. Тем не менее небольшое число людей одарено обеими способностями.
Знаменитости с абсолютным слухом
Чтобы стать успешным в музыке, требуется много упорного труда, талант, обучение и удача. Однако некоторые знаменитости утверждают, что в карьере им помог их абсолютный слух. Ниже мы расскажем о некоторых знаменитостях с абсолютным слухом.
- Мэрайя Кэри. Эта вокалистка с необыкновенным певческим талантом с диапазоном в пять октав также обладает потрясающим абсолютным слухом.
- Бинг Кросби. Знаменитый певец и актер Бинг Кросби был известен своим абсолютным слухом — он даже храпел в тон с паровозными гудками.
- Моцарт.Известно, что Вольфганг Амадей Моцарт, даже будучи ребенком, был способен воспроизводить и идентифицировать ноты, извлеченные на любом инструменте в любое время.
- Джимми Хендрикс. Один из наиболее влиятельных гитаристов в истории — Хендрикс — в молодости не мог позволить себе тюнер. Вместо этого он настраивал свой инструмент на слух благодаря своему абсолютному слуху.
- Элла Фицджеральд. У Эллы, первой леди эстрады, слух был настолько совершенен и чист, что ее группа могла настраиваться по звучанию ее голоса. Неудивительно, что она легенда!
Если вы предполагаете, что обладаете абсолютным слухом, можете проверить себя, пройдя соответствующий тест. Хотя абсолютный слух не является решающим фактором в музыкальных способностях, многие люди с абсолютным слухом добились успешной карьеры в музыке.
Если вам понравилась эта статья, то ознакомьтесь с другими полезными материалами на страницах сайта компании Signia Hearing. Здесь мы размещаем статьи на всевозможные темы, связанные со слухом: от потери слуха и слуховых аппаратов до общей информации о здоровье ушей. Если вы хотите быть в курсе обновлений, подпишитесь на нашу рассылку! А пока вы можете воспользоваться нашей богатой библиотекой материалов для чтения.
Источники:
https://www.syl.ru/article/206043/new_chto-takoe-absolyutnyiy-sluh-kak-razvit-absolyutnyiy-sluh
https://queenguitar.by/content/absolyutnyy-sluh
https://zen.yandex.ru/media/id/5cdacdbbd3406000b2de4103/5df785629ca51200afa8702a