Как танцуют танец березка двигаются. Плывущая походка, которая заворожила мир
Танец березка как происходят движения. Плывущая походка, которая заворожила мир
«Березка» стала популярной еще полвека назад, объездив весь Советский Союз, и даже завоевала поклонников за границей. И все это время многие пытались разгадать секрет знаменитой плывущей походки.
В 2018 году Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» отмечает двойной праздник: помимо 70-летия коллектива это еще и 110-летие со дня рождения основательницы ансамбля, хореографа и балетмейстера Надежды Сергеевны Надеждиной, бывшей его бессменным руководителем три с лишним десятилетия, почти до последних дней своей жизни.
Однажды Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках веточки берёзы. В этом изображении она нашла не просто интересную идею для танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю её жизнь.
Первыми исполнительницами хоровода с веточками берёзы в руках стали молодые колхозницы Калининской области, участницы фестиваля сельских талантов.
Сразу же он полюбился и профессиональным танцовщицам. В июне 1948 года они в первый раз показали хоровод на площадке летнего эстрадного театра «Эрмитаж».
Московские зрители и пресса называли этот танец «Берёзкой», что и дало имя хороводу, а впоследствии и ансамблю.
И вот уже почти 80 лет этот чудесный девичий хоровод завораживает зрителей неким диковинным, неслышным, «плывущим» ходом.
Русский девичий хоровод «Берёзка» явился родоначальником не только ансамбля, но и нового стиля в русской сценической хореографии. Он неизменно вот уже более шестидесяти лет открывает программу всех концертов ансамбля и стал «визитной карточкой» коллектива.
Сущность нового стиля, созданного в ансамбле «Берёзка», заключается в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца. Такой сплав дал возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту русского народного танца. Однако, Надежда Сергеевна Надеждина никогда не занималась обработкой конкретных фольклорных подлинников.
Основой её творчества служит рождённый в народе художественный образ, независимо, где она его находит – в песне, частушке, поэтическом сравнении, в фигуре танца или в простой поговорке.
В хороводе «Берёзка» двадцать девушек (в настоящее время шестнадцать исполнительниц) в длинных сарафанах неслышно идут по сцене, «плывут» – говорят зрители.
Все статные, с горделивой осанкой, с каким-то особым ореолом внутреннего озарения. Льётся мелодия русской песни «Во поле берёзка стояла…» и зрители ощущает волнующую поэзию России с её безбрежными далями, берёзовыми рощами, с её красотой.
Необычность хороводу «Берёзка» придаёт совершенно своеобразная манера держаться, едва уловимая изменчивость мягких, женственных линий пластики танцовщиц, особая лёгкость и плавность поступи, удивительная певучесть, непрерывность движений. Заиграет музыка – и девушки, подобно статуэточкам, начнут передвигаться по сцене, выстраивать замысловатые фигуры. Но основным положением в этом танце является круг – это самая распространённая на Руси фигура хоровода, олицетворяющая солнце.
Удивителен до сих пор тот момент, когда девушки из угловых четверок и троек выстраиваются в единый круг, он и сегодня вызывает шквал аплодисментов. Ход «Березки» является некой тайной, которая бережно передается от старшего поколения к молодым артистам, но в строжайшем секрете держится от посторонних глаз.
Несомненно, одну из важнейших ролей в создании образа «Березки» играет сценический костюм.
Весенний хоровод (Spring a round dance) – Русский девичий хоровод
“>
Особый стиль хореографии, созданный Надеждой Надеждиной, требует создания и особого стиля костюма. Так же, как Надежда Сергеевна не переносила на сцену конкретные фольклорные танцы, так и художник по костюмам должен был создать совершенно новый образ, соответствующий задумке балетмейстера. Для хоровода «Берёзка» были изготовлены широкие красные сарафаны из тяжёлой ткани (ведь особый «плывущий» шаг должен был быть скрыт под специальной нижней юбкой и складками сарафана). Использование же лёгкой ткани могло помешать балетмейстеру добиться необходимого результата в техническом исполнении артистками особого шага и перестроений, смене танцевальных фигур, эффекта движущегося диска сцены. Под сарафаны надевалась белая блузка с кружевами и элегантным неброским орнаментом на рукавах. Раскрытию образа трогательной нежности и чистоты способствует бело-красная цветовая гамма, что издревле на Руси считалось воплощением радости, солнца, света, а на сцене становится своеобразным символом славянской старины, не нарушая при этом современности восприятия.
Образ девушек в этом хороводе ассоциируется с образом русской природы. На голове у девушек был надет жёлтый платочек, который олицетворял солнце (впоследствии головной убор сменялся на белый или красный небольшой кокошник). В правой руке – голубой платочек, как символ голубого неба, бескрайних рек и озёр.
Он будто оживает в процессе развития танца и танцует вместе с девушками. И, наконец, самый главный аксессуар в костюме хоровода «Берёзка» – это веточка берёзки. Тонкая и нежная, с трепещущими молодыми листочками. Тогда, в 1948 году, веточки в руках у девушек были натуральными. По прошествии лет веточки для этого хоровода изготавливались из искусственных материалов, что даёт некую мобильность, облегчает транспортировку реквизита при большом количестве гастролей ансамбля.
В наши дни костюм остался практически не изменённым: тяжёлый красный сарафан из шерсти, длина которого такова, что ноги артисток абсолютно не видны, и в этом заключается весь секрет; белая блузка с орнаментом и кружевным «окошечком» на рукаве; красный кокошник; голубой платочек в правой руке и зелёная веточка берёзки в левой. И, конечно, неповторимый взгляд исполнительниц хоровода.
Этот номер до сих пор не потерял своей актуальности, именно он вызывает множество эмоций. Плывут девушки по сцене в хороводе, как будто огибают весь Земной шар и рассказывают языком танца о русской природе, о широте русской души и о женской нежной красоте.
За более чем 30 летнюю творческую жизнь Н.Надеждина создала целое созвездие шедевров – это хороводы «Цепочка», » Лебедушка», «Прялица», «Сударушка», «Вальс «Березка» и другие постановки. С приходом мужской группы и созданием оркестра berezkamusic.ru русских народных инструментов в 1959 г. творческая палитра ансамбля обогатилась новыми красками, появились как мужские, так и парные танцы – «Топотуха», «Узоры», «Холостяки», «Праздничная плясовая», «Ямщики», «Балагуры», «Карусель», «Сибирская сюита», триптих «Русский фарфор», хореографический цикл «Времена года». Творческое наследие Н. Надеждиной включает более 40 постановок.
В 1979 году, после кончины Н.С.Надеждиной, художественным руководителем стала Народная артистка СССР М.М. Кольцова, солистка «Березки», ученица и последовательница Н.Надеждиной. М.М.Кольцова не только сохранила творческое наследие Надеждиной, но и обогатила репертуар ансамбля, создав хороводы «Кружевницы», «Осенний хоровод», «Радуга», «Реченька», «Колокольцы», хореграфическую сюиту «Защитникам Отечества посвящяется», хореграфическую картину «Петрушка», кадриль «Хохломская скамейка» и другие постановки.
«Хохломская скамейка» и другие постановки.
Каждое выступление ансамбля имеет огромное значение. Сочетая в себе высокий профессионализм с безграничной любовью к Родине, его творчество тонко передает быт и натуру русского человека, наполняет сознание молодого поколения глубокой духовностью, неувядаемой красотой русской природы, формирует чувства любви и благодарности к старшему поколению, приобщает молодежь к великим истокам, сокровищнице отечественной культуры и искусства.
Надеждинские шедевры и сегодня занимают центральное место в репертуаре, а ансамбль с гордостью носит имя своего создателя – Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» имени Н.С. Надеждиной.
Плывущая походка, которая заворожила мир
На сцене БКЗ выступал ансамбль, который не нуждается в представлении. «Березка» стала популярной еще полвека назад, объездив весь Советский Союз, и даже завоевала поклонников за границей. И все это время многие пытались разгадать секрет знаменитой плывущей походки.
Корреспондент НТВ Константин Борошнев уверен, что ему это удалось.
Без костюмов увидеть легендарный плывущий хоровод случай редчайший. Худрук «Березки» Мира Кольцова журналистов на подобные прогоны обычно не пускает. То, что происходит на концерте под юбками солисток, тайна с 60-летней историей.
Плывущий шаг прославил «Березку» в день первого выступления в далеком 1948-м . С тех пор на репетициях девушки танцуют в полсилы, а на концертах прячут ноги под красные народные сарафаны «в пол».
Ольга Решетникова, зав. постановочной частью ансамбля «Березка»: «Эти костюмы наша визитная карточка. Как вы могли заметить, на всех на афишах, на всех буклетах присутствует именно этот костюм. Потому что с него все начиналось».
Коллектив, который так боится плагиата, сам начинал с копирования. Фирменный хоровод это почти слепок танца колхозниц Калининской области. Повторить его пытались еще многие отечественные ансамбли. Но «Березка» за авторское право держится крепко.
Мира Кольцова, худрук ансамбля «Березка»: «Если плагиатом занимаются коллеги, которые претендуют на название академических или знаменитых, это печально. Они говорят: „Мы имеем право подражать, копировать, взять цитату из мастера“ Нет! Это неправильно, надо это все перенести через себя, через свой коллектив».
Это проникновенное отношение к танцу коллективу прививают регулярно. Не глядя на стаж и регалии. Даже Ксения с Натальей (в «Березке» каждая больше десяти лет) ежедневно получают профессиональные Ц.У. от художественного руководителя.
Наталья Просикова, солистка ансамбля «Березка»: «Осанка, походка это все дает о себе знать. И девушки выделяются. Взгляд может быть какой-то , жесты, еще что-то… даже в общении. У нас в ансамбле этому воспитанию уделяется большое внимание. Мира Михайловна над этим работает очень серьезно».
Демонстрировать фирменный шаг барышни отказались даже без камеры. Сославшись на высокие каблуки и недопустимые для образа джинсы. Все, говорят, надо смотреть непосредственно из зрительно зала, иначе эффект будет не тот.
Секрет, над которым бьется уже не одно поколение хореографов, говорят, очень прост. Все дело в том, что солистки «Березки» в хороводе через каждый шаг делают особенное движение, аккуратно подталкивая подол сарафанов. Таким образом добиваются их плавного покачивания. И соответственно, легендарного плывущего шага.
Тайна ансамбля «Берёзка»: в чем секрет плавающего шага
В 1948 году конферансье московского летнего эстрадного театра «Эрмитаж» объявил о выходе на сцену никому не известного девичьего ансамбля народного танца, который должен был исполнить хореографическую композицию «Берёзка».
Сразу в яблочко
Спустя несколько минут после дебютного профессионального выступления 16 артисток из калининского (ныне тверского) самодеятельного ансамбля превратились в объект всеобщего восхищения.
Стройные красавицы, кружившиеся в хороводе под мелодию русской народной песни «Во поле берёзка стояла…» покорили публику своим изяществом, красотой, душевностью и удивительным плавающим шагом, ставшим символом этого ансамбля.
Плывут или стоят на месте?
Создательницей этого уникального танцевального па, секрет которого до сих пор не разглашается, является легендарная основательница коллектива «Берёзка» Надежда Надеждина, руководившая своим детищем до последних дней жизни.
Когда танцовщицы грациозно и степенно водят свои хороводы, у зрителей создается впечатление, будто артистки стоят на месте, а под ними вращается сцена. Длинные в пол сарафаны, закрывающие ноги девушек и не колышущиеся при ходьбе, хранят тайну этого удивительного движения, разгадать которое тщетно пытаются хореографы со всего света.[С-BLOCK]
Ходят слухи, что при поступлении в ансамбль девушки дают клятву о неразглашении тайны плывущего шага. Хотя его нынешний руководитель Мира Кольцова опровергает эту информацию. Причину молчания артистов коллектива она видит в их высоком профессионализме, преданности «Берёзке» и желании сохранить его самобытность.
Никогда не исполняемый на открытых репетициях скользящий шаг, по мнению некоторых хореографов, получается в результате того, что солистки через каждое движение делают особое па, незаметно подталкивая подол сарафанов и создавая эффект плавного покачивания. Однако их теоретические догадки остаются пока без практических доказательств. А тем временем солистки «Берёзки» за всю историю этого танца прошли своим загадочным шагом более 47 тысяч километров, что превышает длину экватора Земли.[С-BLOCK]
Судьбоносная литография
Наряду с таинственным шагом визитной карточкой танца «Берёзка», с которого начинается каждое выступление ансамбля, стал удивительно простой, но гениально точно отражающий русскую природу и культуру костюм. Надеждина создала его по мотивам, увиденной в детстве литографии, на которой были запечатлены резвящиеся в хороводе девушки. Одеты они были в сарафаны, а в руках держали зеленые березовые веточки, которые придавали их образу народность и торжественность.
Надо отметить, что костюмеры постарались на славу, поскольку в точности воплотили в жизнь идею Надеждиной и облачили излучающих неповторимое сияние солисток-народниц в длинный красный сарафан, белую блузу с кружевным узором на рукаве и голубой, как кусочек неба, платочек, довершив образ нежным берёзовым «букетом».
Несмотря на то что сегодня артисты ансамбля «Березка» в течение двухчасового концерта меняют более 20 костюмов и головных уборов, на всех афишах во всех уголках планеты они красуются в сценическом облачении, предназначенном для того танца, с которого начиналась их феерическая история.
Триумфальные гастроли
К слову, гастроли ансамбля русского народного танца проходили в более чем 80 странах мира. И каждый раз это был триумф, они всегда удостаивались восторженных комментариев критиков и зрителей.
Уровень мастерства советского коллектива заставлял иностранцев забывать о холодной войне, наслаждаясь одухотворённым искусством, которое взращивает веру в братство между людьми и рождает добрые чувства. Олицетворяя собой Россию, знакомя заграничную публику с русскими характером, душевностью и красотой, «Берёзка» способствовала разрушению барьеров, возводимых политиками.
Заслуги ансамбля на этом поприще были настолько значимыми, что 1959 году после парижского концерта он удостоился золотой медали Всемирного совета сторонников мира.
Поражённые волшебным плывущим шагом и смысловой нагрузкой хоровода «Берёзка» иностранцы, стоя, рукоплескали танцовщицам, воплощающим красавиц из русских народных сказок.
Хореографические новеллы
Помимо танца, подарившего название коллективу, в ходе зарубежных гастролей восхищённой аудитории демонстрировались иные хореографические новеллы, в которых самобытным языком пластики раскрывалось богатство русской культуры.
Композиции «Лебедушка» и «Карусель», «Тройка» и «Прялица», «На осенней ярмарке» и «Сибирская сюита», «Сударушка» и «Узоры», как и многие другие номера ансамбля «Берёзка», открывали для иностранцев невраждебную Россию с человеческим лицом.
Источники:
https://maratakm.ru/and-drugs/tanec-berezka-kak-proishodyat-dvizheniya-plyvushchaya-pohodka.html
https://www.ntv.ru/video/193722/
https://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5cc6d7615b121f00ae33c2c1