Как живут современные цыгане. Как живут цыганские бароны (фото)
Без табора, но с традиционным гаданием. Как живут современные белорусские цыгане в деревне под Лидой
6 августа 2018 в 14:07
Ольга Комягина / TUT.BY / Фото: Катерина Гордеева
В деревне Ходоровцы, что недалеко от Лиды, живут несколько семей цыган. Есть здесь свой самый настоящий барон и известная на всю округу гадалка — баба Катя. В семье говорят, что ей 119 лет, но добавляют, что в паспорте все-таки написано другое число — 98. Внук Тахир объясняет: скостили годы сначала после революции, потом — после войны. TUT.BY посмотрел, как живут современные цыгане в белорусской глубинке, и узнал секрет долголетия.
Они уже давно не кочуют по городам и весям. Да и лошадей почти не держат. Но свадьбы играют такие же пышные, а замуж дочерей отдают в очень раннем возрасте.
Двери в доме Екатерины Райсоновны Маковецкой не закрываются. Почти каждый день сюда приезжают желающие узнать свою судьбу или избавиться от сглаза. В округе пожилую цыганку знают и к ее дару относятся уважительно. Местные рассказывают о том, что она избавляет от заикания, снимает испуги, лечит разные недуги и видит, «если кто-то для вас землю насыпал, а вы прошлись по ней», — то есть порчу.
Туда-сюда снуют дети. Полуденный зной, от которого все деревенские попрятались, им нипочем. Бабушка Катя сидит на открытой веранде. Нарядная блузка, золотые серьги, массивные янтарные бусы и кольца почти на всех пальцах. Как будто ждала именно нас. Она, конечно, нам погадала, как-то легко рассказав о судьбах и жизненных перипетиях.
Погадала и закурила. Говорит, это единственная ее вредная привычка. Раньше курила «Беломор-канал», потом перешла на более легкие сигареты.
Катерина родилась в Ростове-на-Дону. Говорит: «Казачка я». Вздыхает, что пришлось кочевую жизнь бросить и осесть здесь, в Ходоровцах, куда переехали ее дети.
Немного путано вспоминает события своей жизни. К примеру, говорит о Первой мировой войне — якобы ее тогда ранили, а лечили и ставили на ноги немцы, а потом сразу же переключается на события Второй мировой — Катерина встретила ее под Брестом.
Бабушка вспоминает, что было тогда страшно. Цыган, как и евреев, немцы уничтожали. Таборы прятались по лесам. Не всегда успешно. Очень много родственников Катерины были жестоко убиты.
Жена внука Рубина добавляет, что младенцам, чтобы те не плакали, сильно зажимали рты. Иногда дети от этого умирали — дышать было нечем.
— Знаете, чем она лечится? Голова болит — протрет одеколоном лоб или тем же лимоном. Вот и все лечение. Да и не болела она почти никогда. Каждый год ездила в Киево-Печерскую лавру. Там она причащалась, исповедовалась. В этом году только не поехала — слабее все-таки стала, — говорит Рубина. — Бабушка прожила тяжелую жизнь, но сохранила ясный ум и прекрасное чувство юмора. Секрет долголетия? Ее мама прожила 115 лет. Может, в этом весь фокус? Но вообще, как она сама говорит, ей помогает рюмочка коньяка перед едой и чай с лимоном.
Вот и весь секрет. Бабушка лишь хитро улыбается и пьет, как в старину, свой кислый чай из блюдечка.
В цыганских семьях дети — это богатство
Внуков, правнуков и праправнуков у бабушки — 90 человек. В цыганских семьях дети — это главное богатство. Двое в семье — самый минимум. У молодой Рубины, например, их шестеро. Дети с удовольствием слушают рассказы прабабушки и мамы, то и дело крутятся рядом.
— Иногда здесь столько людей бывает, что не протолкнуться, — говорит Рубина, приглашая в дом.
— Полна хата, — добавляет бабушка.
На стене висят несколько лошадиных сбруй. Их сразу же показывают гостям. Одна из них — раритет, который передают в семье из поколения в поколение, — была сделана в позапрошлом веке.
Внук с гордостью показывает серебряные детали, почерневшие от времени. Хоть сейчас цыгане уже редко держат коней, да и таборами не собираются, сбруя осталась тем предметом, который связывает поколения.
Бабушка тем временем рассказывает, что похоронила уже несколько своих сыновей. Вот, говорит, обратная сторона долголетия. Детей в живых осталось только трое. Муж умер лет 30 назад, с тех пор она одна.
— А любовь была?
— А как же! 12 детей родили — это ли не любовь? — смеется она и вспоминает, что замуж вышла в 16 лет. Мужу было намного больше. Но молодую девушку разница в возрасте не смущала. Говорит, это совсем неважно. Важно, какой человек рядом. Хороший муж свою жену уважает и никогда в обиду не даст. И руку, тем более, не поднимет. Хотя так иногда в других семьях бывает. Но только не у них.
Какой свадьба была — уже и не помнит, но знает, что собралось много людей и по традиции праздновали несколько дней.
— Это же надо много денег…
— Вот скажите, у какого цыгана на свадьбу не будет денег? — смеется Рубина.
И сейчас такая традиция сохранилась. Есть два обычая праздновать. Один — когда собираются все-все родственники (а это 300−400 человек). Отцы жениха и невесты объезжают родных и приглашают их. Тогда свадьба затягивается на несколько дней. Она проходит со всеми традиционными атрибутами — дорогими подарками, выкупом, танцами. Дарят и ковры, и деньги, и бытовую технику. Такая свадьба окупается в два-три раза. Такие свадьбы называются «дарственными». А есть «вечерок». Ну в шалаше скромный вечерок такой.
Этот вариант попроще. Собираются самые близкие друзья и родственники. Человек 50. Свадьбу молодым оплачивает семья жениха.
«Я в 15 лет замуж вышла. Училась в седьмом классе».
Цыганские девочки замуж выходят рано.
— Я в 15 лет замуж вышла. Училась тогда в седьмом классе. Сбежала с мужем, — говорит Рубина и уверяет, что о таком решении не жалеет и очень счастлива.
Традицию отдавать девочек замуж в раннем возрасте цыгане чтут и всячески оберегают своих дочерей от посягательств мужчин. А еще говорят, что сохранился обычай, когда пару подбирают родители. Все как положено — присылают сватов и договариваются друг с другом. Но важно, чтобы и молодые друг другу понравились. Хотя сейчас и эта традиция постепенно уходит. Появляются смешанные семьи, когда цыгане женятся или выходят замуж за представителей других национальностей. Это не запрещено.
Вот, например, Рада. Ей 17 лет. У нее двое детей. Третий — на подходе. Замуж вышла в 14. Родители говорят, что все были согласны. Пока молодые живут с родителями, но как внуки подрастут, придется начинать самостоятельную жизнь. Рада — невестка местного барона Дмитрия. Его жена Нона быстро накрывает на стол, угощает нас горячим чаем, говорит, в такую жару только им здесь и спасаются. В доме многолюдно — дети, соседи, родственники.
— Барон — это неофициальный статус. Он ничего мне не дает. Но да, если молодежь например, поссорилась, едем разбираться. Если что-то решить надо, спросить совета, — все идут ко мне, — говорит Дмитрий. Но конфликтов в последнее время в местечке не было: местные к цыганам уже давно привыкли.
Барон с семьей живет в простом деревенском доме. Работает заготовителем, сам чинит свой грузовик и приучает к труду своих детей.
Цыгане говорят, что к разным попрошайкам, с которыми так часто связывают их народ, они относятся крайне отрицательно.
— Есть же какие-то правила, которые мы соблюдаем, — говорит Рубина и отмечает, что все в их семье верующие.
— Тогда как с религией совмещается ворожба бабушки?
— Нормально. Священник видит, что она помогает людям. Значит, это благое дело, — считает Рубина и добавляет, что по традиции за гадание надо платить, но люди приезжают к Катерине не только с деньгами, но и с гостинцами. Бабушка не отказывает никому.
«Для нас родина — весь земной шар».
В это время во дворе у барона собирается молодежь. Прибегают дети. Барон рассказывает, что раньше в поле организовывали многолюдные цыганские базары, где можно было что-то купить, обменять, поговорить, а вечером были танцы и песни около костра.
Сначала таборы приезжали на конях, потом — на машинах. Сейчас таких больших встреч уже нет. Лишь родственники собираются на праздники.
— У нас они такие же, как и у белорусов. Мы — католики, поэтому отмечаем и Рождество, и Пасху. Готовим большие столы. Из традиционного делаем цепелины, борщ варим. Все, как у всех, — говорит Дмитрий.
Когда на Лидчине появились цыгане, никто уже и не помнит. Бабушка Катя здесь живет, например, уже лет 20. Себя они уже давно считают местными (говорят, что они белорусские цыгане). Но между собой разговаривают на своем языке.
— Вернее на 15 диалектах. И все друг друга понимаем. Но и русский выучили, и белорусский.
Ходоровские цыгане, кажется, к оседлой жизни уже привыкли. Только вот бабушка Катя иногда вздохнет, вспоминая то, как жили раньше. Когда в таборе было по 200 человек, когда ночевали в шатрах в поле под звездами. Махнет рукой — дескать, дети и внуки такой жизни не застали.
— Не кочевали они, когда мы кочевали. Их и на свете не было, — говорит.
— Да, ладно, — улыбается молодежь, — надо будет — соберемся и поедем. Для нас родина — весь земной шар, а дом — там, где семья и где хорошо, хоть под открытым небом.
Позолоти ручку! Как устроены жизнь и бизнес цыган (30 ФОТО)
Знаменитый цыганский актёр и певец, народный артист СССР, худрук театра «Ромэн» Николай Сличенко, который объездил с гастролями весь мир, как-то сказал, что встречал цыган везде, кроме Японии. Только в России, по его словам, живут больше миллиона представителей этой нации – в 5 раз больше, чем выявляет перепись населения.
Этнографы рассказывают, что большинство нынешних русских цыган – это потомки выходцев из Польши, которые появились на русских землях ещё при Петре I, в первой половине XVIII века. Вторая большая группа – котляры , прибывшие уже в конце XIX века. Отдельная группа – крымские цыгане , они единственные из цыган на территории России исповедуют ислам (остальные – христианство).
Мнение о цыганах сложилось противоречивое. Большинство россиян восхищаются их свободолюбием, богатыми традициями и яркой культурой, считают, что среди них много талантов. В то же время многие опасаются и презирают цыган. Социологи заключили, что люди знают о них очень мало – в основном мифы и легенды, не связанные с современной реальностью. Anews решил восполнить пробелы, чтобы понять, как же всё-таки относиться к этой загадочной нации.
1. Табор
Цветные шатры, удалые кибитки, песни под гитару, звон монисто, гулянья до утра – всё это киношная романтика, мало похожая на будни современного табора. Как правило, это клан из нескольких семей, которым проще жить и обеспечивать себя сообща. Но, в принципе, у цыган давно нет общинного строя, так что немало семей живут самостоятельно и отдельно.
Несмотря на легендарное гостеприимство, цыгане – люди закрытые и подпускают к себе далеко не всех. Они чётко делят мир на «своих» и «чужих», то есть цыган (рома́) и нецыган (гадже́). Последние могут заслужить их доверие и уважение, а могут и не заслужить. К тому же цыгане далеко не всегда имеют документы и официальную прописку, поэтому в любом незнакомце поначалу подозревают недоброжелателя, готового выдать их как нелегалов.
2. Кочевая жизнь
Сегодня это скорее миф, чем реальность. По некоторым данным, лишь 1% российских цыган кочует, и то в тёплое время года, а на зиму они снимают жильё. Перемещаются они не бесцельно, а по продуманному маршруту, на котором точно смогут заработать. Так было со времён Средневековья, когда рома прокладывали путь через населённые пункты, рынки и ярмарки, где сбывали свою продукцию. Теперь же цыгане в основном оседлые и снимаются с места, только если заставляет нужда, например, если против них ожесточилось местное население.
Во многих странах есть постоянные цыганские посёлки или кварталы, чаще бедные, но в Восточной Европе, например, немало зажиточных семей, которые строят себе вычурные дворцы.
3. Цыганский барон
На самом деле никаких баронов и прочей «знати» у цыган нет, как и нет предводителя в таборе. У каждой семьи свой глава – муж и отец, в таборе есть уважаемые старейшины, да и вообще цыгане свято почитают старших.
Понятие «цыганский барон» распространилось после выхода одноимённой фантазийной оперетты Штрауса, завоевавшей в конце XIX века огромную популярность. Титул был выбран благодаря созвучию с цыганским словом «баро» («старший»). В реальности классическому образу «цыганского барона» скорее соответствует переговорщик – представительный, богато одетый цыган, который отвечает за связь табора с внешним миром. Но он не является вожаком, хотя и обладает определённым авторитетом.
4. Серьга в ухе
Многие в России и за рубежом убеждены, что мужчины-цыгане носят в ухе золотую серьгу. Википедия пишет, что серьгу продевали мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребёнка, а также единственному сыну в семье. А в одном иностранном источнике встречается версия, что цыганёнку при рождении вставляют золотые серьги в оба уха, а когда он вырастает и женится, то одну серьгу отдаёт жене.
Однако российский цыгановед, научный сотрудник РАН Кирилл Кожанов заявляет, что это ещё один миф: «Какие-то цыгане мне рассказывали, что у них старики будто бы носили большие серьги на счастье, будто это называлось „цыганская подкова“. Но я сам ни разу не видел в России цыгана с серьгой. Для них, как и для многих непродвинутых русских, серьга – это часть женского образа. Мужчина не может это носить – и всё! Просто неприлично» .
5. Кража детей
У цыган существует культ материнства и детства: статус женщины низок, пока она не обзаведётся мужем и детьми. Тогда её начинают ценить как мать, а если она вырастила сыновей, то пользуется особым уважением, практически наравне со старейшинами. Поэтому бездетные или потерявшие ребёнка цыганские пары берут детей из неблагополучных и неполных семей, нередко отдают за них деньги. А цыганки, у которых рождаются только дочери, стараются усыновить мальчиков.
Однако это породило дремучую «страшилку», будто цыгане крадут чужих детей. Причём в неё верят органы опеки. Так, в 2013 году они отняли у цыганской пары в Греции светловолосую приёмную дочку, заподозрив, что та была похищена. Хотя в ходе расследования подтвердилось, что биологическая мать – цыганка из Болгарии – отдала её добровольно, суд не вернул ребёнка приёмным родителям, поместив вместо этого в приют.
И потом, цыганские дети не всегда рождаются черноволосыми, встречаются блондины, шатены и рыжие. Ниже на фото – трое других родных детей той самой болгарской цыганки, отдавшей дочь соплеменникам-грекам.
6. Криминал
Во многих странах цыган воспринимают как воров и мошенников, неспособных на честный заработок, а в России главным цыганским бизнесом считают наркоторговлю. Но этнографы и правозащитники оспаривают резко-негативный имидж, обвиняя силовиков и журналистов в преувеличении и искажении фактов. Например, утверждают, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, а в статистике МВД – на последнем. Также, по их словам, реальное число «цыганских наркобаронов» сильно раздуто.
В 2006 году сообщалось, что почти 90% цыган в той или иной форме занимаются наркобизнесом. Сегодня исследователи говорят, что зло обернулось против самих цыган, чья молодёжь неизбежно стала подсаживаться на иглу, так что в ряде общин теперь существует табу на наркотики и прочую криминальную деятельность.
«Честный бизнес» цыган – это традиционные ремёсла на современный лад: русские рома когда-то торговали лошадьми, а теперь торгуют машинами, котляры были кузнецами и лудильщиками, а сейчас скупают-перепродают металл, собирают металлолом.
Конечно, одной из главных статей заработка для русских цыган остаётся фольклор: ярчайший тому пример – знаменитый во всём мире московский театр «Ромэн».
7. «Нищая мафия»
Просить милостыню было историческим занятием цыганок: когда кочевой табор разбивал лагерь, мужчины отправлялись на ярмарку, а женщины ходили по ближайшим селениям, выпрашивая еду. А сегодня вместо кибитки цыганка может выйти из пятиэтажного особняка с „лексусом“ у ворот и пойти босой на базар попрошайничать, говорит этнограф, создатель Музея кочевой культуры, член Русского географического общества Константин Куксин . «Ох, как они попрошайничают! Вообще, это же очень по-христиански, это смирение: упасть на колени, заплакать, подёргать за одежду, разжалобить» .
В свою очередь «Новая газета» выяснила, что цыгане, преимущественно на Украине и в Молдавии, занимаются вербовкой «рабов»-попрошаек, которых обманом отправляют в Москву, якобы для нормальной работы. Здешние хозяева отбирают у этих людей документы и заставляют клянчить деньги на улицах и в транспорте. С каждого «рабовладельцы» получают до 15 тысяч рублей в день, а самые разнесчастные приносят до 50 тысяч.
8. Цыганки-гадалки
Многие искренне верят в мистический пророческий дар цыганок. Но вот вам факт: своим они не гадают, потому что цыганам нельзя обманывать друг друга. А облапошить нецыган – совсем не грех. Гадание – это заработок, и чем эффектнее товар, тем больше выручка.
«Цыганки – суперпсихологи, они впитывают это с молоком матери. Они в толпе людей сразу видят, кто даст, кто нет, к кому подойти, к кому не нужно , – рассказывает Константин Куксин. – Они смотрят в глаза. У них особая частота речи, тембр. Это как удары в шаманский бубен. И постепенно таким образом они вводят в транс. Есть метод вопросов: ты всё и выкладываешь о своей жизни, потом она выводит из транса, хлопнув в ладоши, и говорит: „Всё о тебе знаю!“ И рассказывает всё о твоей жизни. Это производит неизгладимое впечатление, и ты начинаешь верить» .
9. Цыганская грамота
Даже в XXI веке мало кто из цыган заканчивает школу, максимум – начальную, чтобы научиться считать и писать. В России цыганские дети, в основном только мальчики, учатся в отдельных классах либо отдельных цыганских школах, но часто не попадают и туда, получая базовые навыки от грамотных взрослых на дому.
Цыгане не видят большого смысла в том, чтобы их дети пошли учиться дальше, для них важнее иметь дом, чем бороться с администрацией школы и местными жителями за права своих детей на общее образование, объясняет цыгановед Кирилл Кожанов.
Случаев, когда цыгане учатся в вузе, – вообще единицы. Хотя это не редкость среди «цивилизованных» русских, украинских и европейских цыган. У них даже появилась прослойка интеллигенции.
10. Цыганская свадьба
Пожалуй, ни у кого не распространены такие ранние браки, как у цыган. В некоторых этнических группах невесту спешат сосватать ещё в раннем детстве, чтобы выдать замуж уже в 11-12 лет. Жених может быть даже младше. Как поясняют исследователи, цыгане повёрнуты на целомудрии, а «детский брак» – гарантия того, что невеста не опорочила себя до свадьбы. Неудивительно, что именно цыганка стала самой молодой в мире бабушкой – она обзавелась внуком в 23 года.
Свадьба – один из важнейших праздников цыган. У котляров она считается внутренним событием, официально брак не регистрируют. В целом цыгане женятся внутри своей этногруппы (но не табора), «чужим» цыганам своих женщин не отдают. Также запрещено создавать семью с нецыганами, хотя у русских рома этот запрет всё чаще нарушается.
За невесту платится выкуп – живыми деньгами или традиционными цыганскими золотыми монетами (одна примерно равна тысяче долларов). Котляры обычно отдают 12 монет, но семья жениха также оплачивает праздничный стол и покупает подарки, так что в сумме выходит на 2-3 монеты больше.
Впрочем, этот обычай чисто символический: родня невесты потом возвращает монеты «в знак уважения» одному из членов семьи жениха. А вот если выкуп реальный, то за невестой отдают приданое, равное ему по стоимости.
В России ранние браки (в 14-15 лет) также встречаются у кавказских народов, причём, в отличие от цыган, совсем юную невесту могут выдать за мужчину на десятки лет старше. Смотрите дальше: Чечня, Грузия и другие места, шокирующие свадебными обычаями
Как живут современные цыгане
Как правило, цыган видели все народности мира. Эта кочующая нация расселилась практически повсеместно, вливаясь и перенимая многое у тех, с кем она бок о бок соседствует. Во время Второй мировой войны, геноцид цыган был таким же ужасающим, как и «решение еврейского вопроса», однако достоверных данных, ввиду того, что у цыган не было паспортов или еще каких-то документов, удостоверяющих личность, по-прежнему нет.
Историками называются лишь приблизительные цифры в районе 200 тысяч человек. Сейчас цыгане, благодаря огромной плодовитости восстановили свою мировую численность и увеличивают ее год от года. У них появились свои развитые и просвещенные бароны, они освоили последние достижения техники, однако большинство, так и остались верны своей средневековой культуре.
Итак, что мы знаем о современных цыганах?
Большинство цыганских народностей давно утратили свой родной язык, только 20% цыган по всему миру сохранили верность родному наречию, остальные же переняли языки той страны, в которой они остановились. Только в России цыгане говорят по-цыгански, и здесь количество носителей одного языка необычайно велико. Алфавит у цыган также отсутствует, однако по всему миру они пишут либо русскими, либо румынскими, либо венгерскими буквами, в зависимости от места рождения. Также именно эти три вышеперечисленные страны считаются у цыган нечто вроде «родины».
Обычаи
Хоть и лошадей в промышленных масштабах цыгане красть перестали, однако подкова – главный символ удачи. Найти на дороге подкову, что с наступлением прогресса стало делом невероятно сложным, у цыгана – главное событие жизни, однако если он нашел ее концами к себе – то она считается испорченной – из нее расплескается счастье. Если же подкова обращена к цыгану выпуклой стороной, значит, ее скорее надо подбирать и тогда удача никогда не покинет цыгана.
У каждого цыгана в ходу два или три имени. Одно для паспорта, второе, короткое, для повседневного обращения в таборе. Третье имя – удачливое, имеет звучание сходное с драгоценностями или цветком: Лилия, Роза, Рубинчик, Валюта.
Свадьба – не менее главное обрядовое событие
Женятся обычно в 16-18 лет, хотя можно и раньше, по согласию родителей. Сначала происходит сватовство, потом родители невесты оценивают, хорош ли жених или нет, если все гладко – устраивают пышную свадьбу, которая все чаще проходит в кафе или ресторане. Диджеев, тамаду и прочих свадебных персонажей приглашать считается дурным тоном.
Старший или влиятельнейший родственник берет на себя обязанности распорядителя и объявляет – танцует семья такая-то, и все от мала до велика обязаны танцевать. Под утро жениха с невестой отправляют в опочивальню, а родственники стерегут дверь, им обязаны показать простынь с доказательствами того, что свадьба была «честная».
Свадьба неизменно записывает на видео, и данный видеоматериал – богатство и своеобразная валюта у цыган. Дальние таборы приходят специально «купить свадебное видео», а посиделки с просмотром и пересмотром «своей свадьбы, чужой свадьбы и свадьбы родственников» заменяют наши привычные сериалы и походы в кино.
Внешний вид
Цыганки в цветастых широких юбках – это не только дань прошлому, но и дань цыганской моде, которая неизменна из века в век – чем шире, блестящее и богаче выглядит юбка – тем красивее цыганка. В брюках ходить нельзя, так как брюки слишком выделяют все то, «нечистое», что находится ниже пояса. По той же причине цыганской женщине необходимо уметь ловко управляться со своей широкой юбкой, ей нельзя задевать ей мужчин – это оскорбление.
Ношение большого количества золота, цыгане современности объясняют просто
Во-первых, это фамильные драгоценности, память о родителях. Во-вторых, ведя непрерывную кочевую жизнь сложно брать с собой и перевозить нажитое имущество, а если все переведено в золотые украшения – задача упрощается. На каждого ребенка покупаются браслеты, цепочки, серьги, еще с рождения. Невесту должны обеспечит солидным золотым приданным, а цыганские бароны нередко носят большой золотой крест еще и как символ своего высокого положения.
Заработок
Цыгане работать не любят – это общепризнанный факт. Однако мужчинам, которые в основном проводят свое время за игрой в карты и дружескими посиделками, хочется есть, поэтому у цыган заработок происходит следующим образом. Самые младшие, под присмотром одной-двух «мамок» идут попрошайничать, молодняк постарше предоставлен сам себе – они собирают железный лом, бутылки, но так или иначе тоже должны поставлять деньги.
Старшие, как правило, занимаются торговлей. Торгуют цыгане в основном одеждой или предметами домашнего обихода (ковры, куртки, тапочки) либо, поддавшись веяниям времени, перепродают китайские мобильники и планшеты. Мужчины в этом случае обеспечивают охрану и надзор.
Воровство или сбыт наркотиков, вопреки распространенному мнению, редкость для цыган. В среднестатистическом таборе, попавшийся на таком сородич изгоняется из сообщества, человеку перестают помогать и приглашать в гости. Переезд в другой город ничего не даст – цыганская почта работает как часы, и весть о «плохом ромале» передастся очень далеко.
Очень узкий сегмент, те самые просвещенные и окультуренные цыганские семьи занимаются недвижимостью – сдают в аренду помещения или держат свои кафе и рестораны. Именно их называют баронами, и именно у них отстроены большие особняки, рядом с которыми стоят внедорожники последних моделей.
Образование и медицина
Вот в чем цыгане безнадежно отстали и вовсе не горят желанием сокращать разрыв. В школы отдают детей неохотно, так как учеба мешает заработку. Даже поступивший туда цыган вряд ли сможет полноценно закончить ее, так как к получению любых документов, аттестатов, паспортов и прочее – цыгане относятся с неприязнью.
Свидетельство о рождении – даже этот документ считается у цыган вовсе необязательным и его же отсутствие первое препятствие для поступления в школу. Только с наступлением неумолимого прогресса, когда для социальных льгот, проживания и пересечения границ стал обязательно требоваться паспорт, цыгане стали получать его, зачастую ставя в графе «прописка» первый попавшийся город.
Лечатся цыгане исключительно травами и заговорами
В аптеках, по их мнению, нет ничего кроме химии, а настойки трав, ягод и испытанный секретный заговор – лучшее средство от болезни. Если же цыган все-таки умирает, значит просто подошел его жизненный путь к концу, надо обязательно выбросить все его вещи, кроме золота, и по возможности сломать его дом.
Источники:
https://news.tut.by/society/603416.html
https://www.anews.com/p/82161828-pozoloti-ruchku-kak-ustroeny-zhizn-i-biznes-cygan-30-foto/
https://xage.ru/kak-zhivut-sovremennye-tsygane/