31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая скульптура находилась в центре парфенона. Фронтоны Парфенона

Парфенон – храм афинского акрополя с богатой многовековой историей

Храм Парфенон в Афинах

Парфенон – главный храм в древних Афинах, которому 2,5 тысячи лет. Памятник античной архитектуры расположен на территории Акрополя в центре греческой столицы. Греки посвятили его любимой богине Афине, так они отблагодарили могучую дочь Зевса за покровительство городу и спасение во время персидской войны.

Покровительница Афин

Древние греки почитали богов, живших на священной горе Олимп. Древнегреческий миф гласит о том, что могущественному Зевсу предсказали смерть от рук сына. Боясь предсказания, громовержец проглотил беременную супругу Метиду.

Вскоре у Зевса нестерпимо заболела голова, и небесный владыка приказал рассечь ее. Из головы грозного Зевса появилась дочь Афина в воинском облачении. В глазах богини светилась мудрость и доброта, за что ее нарекли Богиней справедливости, мудрости и воинской стратегии.

Афина спустилась с Олимпа и подарила людям ремесла, научила женщин ткать, развила науки, показала искусство составления законов и ведения государственных дел. Афина – покровительница войн, пресекала несправедливость в спорах и битвах. Благодарный народ Греции чтил мудрую и великодушную Афину и возвел в ее честь храм.

Возведение храма

Строить Парфенон начали в эпоху Перикла – величайшего политического деятеля Древней Греции. В 447 году правитель на строительство храма выделил 450 талантов. Народ роптал: в то время эти деньги требовались для строительства кораблей. Перикл убедил людей, что Парфенон в честь Афины мощью и красотой прославит Акрополь.

Архитектором здания стал Калликрат, проект разработал зодчий Иктин. Отделкой занимался великий скульптор Фидий. Строили храм прославленные мастера Греции, контролировал строительство сам Перикл. Правитель оставил империю без флота, но подарил миру Парфенон.

Храм выстроен из мрамора, отделанного золотом. Добывали камень на горе Пентеликон в 20 км от Афин. Белый пентеликонский мрамор под лучами солнца приобретает желтоватый цвет, поэтому у Парфенона золотистый оттенок. Мраморные блоки скрепляли железными штырями, залитыми свинцом. Освятили храм в 438 году на ежегодных Панафинейских играх.

Особенности архитектуры храма

Храм богини-воительницы разместили на вершине Акрополя и строили 10 лет. Акрополь – возвышенная укрепленная часть древнегреческого города, каменистый холм с пологой вершиной длиной 200 и высотой 156 метров. В переводе с греческого языка слово обозначает «верхний город, крепость», убежище на случай войны.

Парфенон – храм богини Афины на языке древних эллинов обозначает «пречистая». Так древние греки называли любимую богиню. Основа храма – стилобат, трехступенчатый мраморный подъем высотой полтора метра. Парфенон – прямоугольное здание с колоннадой по четырем сторонам.

Размеры прямоугольной основы – 69,5 на 30,9 метра. На фасадах здания по 8 колонн, по бокам – по 17. Высота возведенного храма 14 метров. Первоначально Парфенон был раскрашен, нижняя поверхность красным цветом, кессоны колоннады – синим и золотистым.

Создатели Парфенона рассчитывали на созерцание храма снаружи. Наружные гранитные блоки тщательно шлифовали и старательно подгоняли по размеру друг к другу, а внутренние оставались необработанными.

Сверху храм покрывала черепичная кровля. Здание смотрится гармонично и воздушно, хотя прямых линий в очертании храма нет. Колонны, карнизы, кровля слегка изогнуты, чтобы создать оптическую иллюзию прямоты сооружения.

По мере приближения к святилищу человек зрительно ощущает, что здание «вырастает». Древние зодчие построили изящный храм: сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые наклонили к центру, добившись визуальной стройности. Угол наклона угловых колонн намного меньше прочих.

На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колонн зрительно кажутся одинаковыми. Внешний фасад храма украшают рельефные изображения богов Зевса, Аполлона, крылатой Ники.

Статуя Афины

Западную часть Парфенона занимал опистодом – помещение для хранения подношений Афине и государственной казны. В центральном зале храма в окружении колонн стояла 12-метровая статуя богини Афины-Девы, выполненная архитектором Фидием из золота и слоновой кости.

Богиня в гребенчатом шлеме гордо возвышается в полный рост и держит в одной руке копье, в другой – двухметровую фигуру богини победы Ники. Голова богини с невысоким лбом и округлым подбородком чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Глаза из драгоценных камней смотрят внимательно и испытующе. Голова и руки, изваянные из слоновой кости, на фоне блистающего одеяния из золота выглядят нежно.

Читать еще:  Почему люди до сих пор работают в офисах. Люди живут в виртуальной реальности

У ног Афины лежит щит с чеканкой битвы греков с амазонками. На груди – эгида, панцирь с головой медузы Горгоны. Шлем, волосы и щит – из золотых пластинок. На изготовление скульптуры Афины потрачена тонна золота.

Скульптуры и фризы храма

Внутри храм над колоннадой опоясывает 160-метровый барельефный фриз, изображающий торжественное шествие в честь рождения богини Афины. Ежегодно в течение 5 дней с 24 по 29 июля народ славил Афину. В начале праздника читали поэтические произведения, проводили театральные представления и спортивные состязания.

Потом люди выстраивались в колонну, и процессия торжественно и неторопливо двигалась на Акрополь, чтобы поднести Афине пеплос – торжественный дар, шерстяную верхнюю женскую одежду без рукавов.

На мраморном фризе Парфенона изображены юноши с конями, они показали умение доблестно выступать на неоседланных лошадях. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения. Важно шествуют спокойные и благородные старцы. Музыканты, всадники, колесницы, женщины с пальмовыми ветвями идут поклониться богине.

В шествии участвуют 378 афинян и богов и 200 животных. Все движутся в храм, где над входом рельеф – пир 12 главных богов, почитаемых в Древней Греции. Над фризом – рельефное изображение: битва богов с гигантами, сражение эллинов с амазонками, битва лапифонов с кентаврами, сюжеты о Троянской войне.

Обогнув Парфенон, процессия подходила к фронтону, где на троне торжественно восседал Зевс. Около громовержца – кузнец Гефест, который только что рассек череп Владыке Богов. Из него появилась богиня Афина в доспехах и шлеме с атрибутом мудрости – змеёй.

В углах фронтона – головы храпящих коней, которые влекут колесницы Гелиоса – бога Солнца и Селены – богини Луны. Лица богов спокойны и сдержанны. На западном фронтоне барельеф – «Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой».

Остатки роскоши

Храм богини Афины почитался во всей Греции. Пожертвования Афине приносил Александр Македонский. После победы над персами на фронтон храма полководец подарил 300 доспехов и 14 щитов побежденных им воинов.

Со временем античное сооружение пришло в упадок. Парфенон был греческим храмом, казной, церковью, мечетью, крепостью. В 298 году до н. э. по приказу правителя Лахара сняли золотые части со статуи Афины.

Парфенон горел, но здание восстановили. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она и погибла при пожаре. В 1460 году завоевавшие Афины турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, повредили росписи внутри храма и украли скульптуры.

Во время осады Афин в 1687 году взрывом снесло крышу и повредило колоннаду. В XIX веке посол Англии лорд Эльджин увез много скульптур на родину. Местные жители растащили мраморные блоки. О здании забыли вплоть до обретения Грецией независимости. В 20-е годы XX века началась реставрация храма и создан Фонд сохранения Парфенона. ЮНЕСКО выбрала Парфенон своей эмблемой и занесла Акрополь в список Всемирного наследия.

Парфенон – наиболее копируемое здание в мире. Полноразмерная копия здания находится в США в Наивилле, штат Теннессии. У подножия холма Акрополь расположен афинский музей, в котором демонстрируют скульптуры, найденные при раскопках Акрополя.

После открытия музея в 2003 году за первых два месяца Парфенон посетили полмиллиона человек. В дни местных праздников около Парфенона проводится фестиваль: Парад, праздничный салют и шествие в народных костюмах.

От Парфенона веет вековой мудростью, болью и надеждой множества поколений эллинов. Утрачено так много, что нет надежды увидеть храм в первозданном виде, хотя за 42 года реконструкции Парфенон становится красивее год от года.

Однако и нынешний Парфенон – свидетельство гениальности возводивших святилище зодчих и строителей. Античный храм волнует умы археологов и архитекторов. Вы не увидели Афин, если при поездке туда не побывали в Акрополе и не любовались древним Парфеноном.

Видео: тайны Афинского Акрополя

Архитектурное и художественное оформление Парфенона древней Греции

На афинском Акрополе возвышается храм Девы Афины Парфенос, посвященный покровительнице города Афин (дочери верховного бога Зевса) во времена правления Перикла.

Работы по его возведению начались 447 году до нашей эры, закончились в основном в 438 г д. н. э., а отделочные и скульптурные работы выполнялись еще до 434 г д. н. э.

Читать еще:  И весел звучный лес, и ветер меж берёз Уж веет ласково, а белые берёзы.

Архитектор Парфенона Иктин, его помощник – Калликрат. Создатель Парфенона – знаменитый древнегреческий скульптор Фидий по эскизам и под общим руководством которого проводились работы по созданию скульптур: Девы Афины Парфенос, мраморного фриза, метоп, франтов Парфенона лучшими мастерами 5 века до нашей эры.

Парфенон в Афинах был построен в честь победы греков над персами, которая была выражена в торжественности форм дорических колонн храма, в стройности и гармоничности, в его пропорции.

Интерьер у храма придавала величественный вид двухэтажная колоннада. При этом, Парфенон внутри был разделен на восточную часть (большее помещение), где стояла статуя Афины Парфенос, выполненная в хрисоэлефантинной технике и западную, называемую, собственно, Парфеноном, в котором хранилась афинская казна.

Архитекрурно-конструктивное решение Парфенона

Парфенон в древней Греции – храм дорического ордена, архитектура Парфенона такова, что в плане он имеет форму прямоугольника, высота его – 24 м. Основанием ему служит плоская вершина огромной скалы акрополя, которая как бы выполняет функцию естественного постамента.

Оптимальные размеры Парфенона, который должен был стоять на скале, были определены по принципу «золотого сечения», а именно: соотношение массива храма и скалы должно соответствовать пропорциям храма – это соотношение, кстати, считалось гармоничным во времена древней Греции.

Парфенон в Афинах окружен со всех сторон колоннами: архитектура Парфенона предполагала 8 колонн по коротким сторонам и 14 – по длинным. Колонны Парфенона поставили чаще, чем в самых ранних дорических храмах.

Антаблемент не так массивен, поэтому кажется, что колонны легко держат перекрытие. Колонны Парфенона не строго вертикальны, а немного наклонены внутрь здания. И не все они одинаковой толщины. Угловые выполнены более толстыми, чем остальные, но на светлом фоне кажутся тоньше.

Слегка наклоняя колонны, выполняя их разной толщины, создатели храма этим исправляли оптические искажения, нарушающие гармоничность и пластичность здания, придавали ему стройность.

Колонна Парфенона разделена вертикальными желобками – каннелюрами, которые делают почти незаметными горизонтальные швы между частями колонны и как бы исключают ее замкнутость.

Художественно-декоративное оформление Парфенона

Значительную ценность имеют для нас структуры, которые украшали Парфенон: мраморный фриз, 92 метопы расположены по четырем сторонам храма, два фронтона.

Фриз Парфенона. На верхней части стены храма за внешней колоннадой виден фриз – зофор. Он представляет собой непрерывную многофигурную 160-и метровую барельефную мраморную ленту, на которой изображены 350 людей и 250 животных в различных ракурсах.

Фриз Парфенона посвящался празднику Больших Панафиней, который проводился в Афинах каждых 4 года в честь покровительницы города – богини Афины.

В начале фриза показано состязание всадников, затем идут закланные животные, их сменяют шествие празднично одетых людей Афин, несущих к Парфенону праздничное одеяние Афине (пеплос), сотканный афинскими девушками.

В завершении шествия, в торцевой части фриза показано пиршество 12-и богов Олимпа. По размерам группы фриза небольшие, но выразительны, ни разу не повторяющиеся многих сотен фигур людей и животных.

Метопы Парфенона. Архитектура Парфенона предполагала размещение метоп над колоннадой, с внешней стороны храма, сюжеты которых были построены на мифологических историях Аттики, отображающие незначительные подвиги Афины.

Всего было 92 метопы – по 14 на фасадных сторонах и по 32 – на боковых – стенах. Вырезаны они были в высоком рельефе – горельефе. На метофах восточного фронтона изображена сцена битвы богов с великанами. На западном — сцена борьбы греков с амазонками.

На метопах северной стороны храма – падение Трои, на южной – борьба лапифов с кентаврами. Но главным и важнейшим событиям в жизни богини посвящены фронтонные группы.

Фронтоны Парфенона – восточные и западные. На восточном фронтоне, который лучше сохранился, изображена сцена рождения Афины из головы Зевса согласно древнегреческому мифу.

В правом углу восточного фронтона помещены три женские фигуры, возможно, это три Мойры (богини судьбы). Интересно передана плавная мягкость и теплота светотени в складке одежды женских фигур.

На западном фронтоне изображен спор Афины с Посейдоном о господстве над Аттикой.

Окраска Парфенона, облицовка. Парфенон был полностью выстроен из квадров белого пентелийского мрамора, выложенных насухо. Свойства этого мрамора токовы, что из-за наличия в нем железа, со временем он приобретал золотистую патину, которая придавала плитам теплый, желтоватый оттенок.

Однако, некоторые плиты Парфенона раскрашивались, когда нужно было выделить какие то отдельные элементы. Так, триглифы, которые были затенены карнизом, покрывали синей краской. Для фона метоп и фронтонов также использовали синюю краску.

Читать еще:  Редкие женские имена в америке. Самые «горячие» американские имена и фамилии

Для окраски вертикальных плит фронтонов использовалась позолота. Верхние части храма были окрашены в темно-красный цвет, иногда изредка оттенены были узкими полосками позолоты.

Парфенон в Афинах в своем первоначальном виде просуществовал около двух тысячелетий. До наших дней сохранились: на территории акрополя – разрушенные колонны храма, не многочисленные фрагменты метоп, фриза, фронтонов – хранятся в различных музеях мира.

Скульптура Парфенона в Британском музее. Часть вторая: фронтоны

Сначала напомню известные факты. Сошлюсь на Новую историю искусства /Л.И.Акимова. Искусство Древней Греции. Классика. СПб., 2007. С. 195-204/
Фронтонные композиции были созданы под руководством Фидия в 438 – 431 гг. до н.э.. За 13 лет до разрушения Парфенона, в котором был устроен пороховой склад, скульптуры были зарисованы путешественником Ж.Карреем. И по этим рисункам XVII века сейчас можно хотя бы приблизительно реконструировать фронтонные композиции.
На западном фронтоне был изображен миф о споре Афины и Посейдона за господство над Аттикой. Кроме фигуры Ириды, вестницы богов, сохранилась группа Кекропса и Пандросы (в Музее Акрополя), часть торса Посейдона и мужская фигура, которая, как считают исследователи, олицетворяет реку Илисс:

В музее можно увидеть эту фигуру, как и другие, сзади. Оказывается, что они проработаны как круглая скульптура – со всех сторон. Для чего? Кто мог видеть эти статуи таким образом?

А вот спина другого мужского изваяния, уже с восточного фронтона Парфенона. Чаще всего в этом персонаже видят изображение Диониса:

И этот ракурс был совершенно недоступен тем, кто приходил на Акрополь. Но статуи создавались не только для людей. Их создавали и для богов:

С земли Дионис был виден только так:

Кстати, копия этой статуи сейчас находится на «своем» месте. В самом углу видны головы коней Гелиоса, колесница которого восходит на небеса:

А с другой стороны фронтона – голова коня Селены, колесница которой опускается в Океан:

На восточном фронтоне изображено рождение Афины, свидетелями которого были олимпийские боги. Определить по остаткам фигур, кого они представляют, можно сейчас лишь приблизительно. Никаких атрибутов не сохранилось, поэтому имена, которые сейчас даются персонажам, гипотетичны.
Мужчины на фронтонных композициях обнажены, женщины одеты. Но за изумительными драпировками чувствуется живое тело:

«Тела, вера в богов, любовь к рациональным пропорциям – именно синтезирующая способность греческого воображения свела все это воедино. И нагота приобрела свою непреходящую ценность потому, что примиряла несколько противоположных позиций. Она берет наиболее чувственный и непосредственно волнующий объект – человеческое тело – и помещает его вне досягаемости времени и желания; она берет самую чистую рационалистическую концепцию из всех, на которые способно человечество, – математический порядок – и заставляет ее услаждать чувства; она берет смутные страхи перед неизвестным и смягчает их, показывая, что боги похожи на людей и им можно поклоняться скорее за их животворную красоту, чем за их смертоносные силы», – пишет К.Кларк в своей книге «Нагота в искусстве» /СПб., 2004. С. 35/

В этих двух женщинах чаще всего видят Деметру и Персефону:

В глубоких складках сохранились следы раскраски. Это в свое время поразило современников лорда Элджина. Мы к этому знанию о полихромии греческой скульптуры уже привыкли, хотя добиться убедительных реконструкций, пока не удалось. Так чем же мы восхищаемся? Явно не тем, чем восхищались современники Перикла и Фидия. Обломки своих статуй греки, скорее всего бы, «похоронили», как они засыпали землей архаические статуи Акрополя, поврежденные во время греко-персидских войн.
Наш взгляд на мраморы Парфенона воспитан художественными открытиями Микеланджело: культом чистой пластики и незаконченностью.

Самая поразительная группа – три женские фигуры. Мойры? Афродита, Пейто и Диона? Благодаря прошедшим векам, это уже не столь важно:

Важна лишь поразительная свобода пластики, изумительно живое тело, истинная женственность. Нельзя не согласиться с Л.Акимовой, которая пишет, что боги восточного фронтона «предстают в состоянии акме, высочайшего расцвета духовных и физических сил. У них полные гармоничные формы, плавные и уверенные жесты, полное доверие к миру и открытость навстречу ему». /С.199/

Источники:

https://architectureguru.ru/parthenon-temple/
https://mastery-of-building.org/arxitekturnoe-i-xudozhestvennoe-oformlenie-parfenona-drevnej-grecii/
https://cicerone2007.livejournal.com/29008.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]