Какие есть симфонические оркестры. Смотреть что такое “Оркестр” в других словарях
Виды оркестров, исполняющих инструментальную и симфоническую музыку
Музыка – это, прежде всего, звуки. Они могут быть громкими и тихими, быстрыми и медленными, ритмичными и не очень…
Но каждый из них, каждая звучащая нота каким-то определенным образом влияет на сознание человека, слушающего музыку, на его душевное состояние. А если это оркестровая музыка, то оставить равнодушными кого-либо она уж точно не сможет!
Оркестр. Виды оркестров
Оркестром называют объединенных в коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах произведения, которые предназначены специально для этих инструментов.
И от того, каков этот состав, оркестр имеет различные музыкальные возможности: по тембру, динамике, выразительности.
Какие виды оркестров существуют? Главные из них – это:
- симфонический;
- инструментальный;
- оркестр народных инструментов;
- духовой;
- джазовый;
- эстрадный.
Еще бывает военный оркестр (исполняющий военные песни), школьный (в составе которого школьники) и так далее.
Симфонический оркестр
Эта разновидность оркестра в своем составе содержит струнные, духовые и ударные инструменты.
Есть малый симфонический оркестр и большой.
Малый – это тот, который играет музыку композиторов конца XVIII – начала XIX столетий. В его репертуаре могут быть и современные вариации. Большой симфонический оркестр отличается от малого добавлением в его состав большего количества инструментов.
В составе малого обязательно присутствуют:
- скрипки;
- альт;
- виолончели;
- контрабасы;
- фаготы;
- валторны;
- трубы;
- литавры;
- флейты;
- кларнета;
- гобой.
В большой включены следующие инструменты:
Кстати, в его составе может быть аж до 5 инструментов каждого семейства. А также в большом оркестре присутствуют:
- валторны;
- трубы (басовая, малая, альтовая);
- тромбоны (теноровые, тенорбасовые);
- туба.
И, конечно же, ударные инструменты:
- литавры;
- колокольчики;
- малый и большой барабан;
- треугольник;
- тарелка;
- индийский тамтам;
- арфа;
- рояль;
- клавесин.
Особенностью малого оркестра есть то, что струнных инструментов в нем около 20, в то время как в большом – около 60.
Руководит симфоническим оркестром дирижер. Он художественно трактует произведение, исполняющееся оркестром при помощи партитуры – полной нотной записи всех партий каждого инструмента оркестра.
Инструментальный оркестр
Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).
Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.
Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.
Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.
Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века – это оркестр Поля Мориа.
Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.
Народный оркестр
В таком оркестре основными инструментами являются народные.
Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.
Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.
Духовой оркестр
Данный вид оркестра предполагает, что в его состав входят различные духовые и ударные инструменты. Он бывает: малый, средний и большой.
Джазовый оркестр
Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.
В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.
Вообще, джаз – это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.
Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.
Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.
Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.
В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию – заученную или по нотам.
Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.
В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».
И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.
Симфонический оркестр
Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки преимущественно западноевропейской традиции. Сложился (количество участников, состав инструментов) в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава — в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.
Содержание
Характеристика
Cимфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей музыки Западной Европы. Музыка, которая пишется в расчёте на симфонический оркестр (также называемая «симфонической»), как правило, принимает во внимание стиль (жанровую специфику, музыкальный язык, вплоть до ограничений, налагаемых конструктивными особенностями данного инструмента [1] ), сложившийся в рамках европейской музыкальной культуры.
Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные [2] . В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин).
Оркестр полной величины, требуемый некоторыми масштабными произведениями XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей: такие коллективы или работают в малых городах, где существование полномасштабного оркестра экономически нецелесообразно, — или специализируются на исполнении более ранней музыки, рассчитанной на небольшие составы, и сочинений, предназначенных композиторами для более камерного музицирования, и могут называться камерными оркестрами. Иногда для обозначения размеров оркестра используется количество представленных в нём инструментов каждого семейства деревянных духовых: оркестр, в котором играют два флейтиста, два гобоиста и т. д., называют па́рным, оркестр с тремя флейтистами и т. д. — тройным.
Исторический очерк
Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI века, связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина, нередко в состав входили лютня, мандолины. Йозеф Гайдн своим творчеством ввёл классический состав симфонического оркестра. Это — духовые парного состава, литавры и струнный квинтет.
В начале XIX века в большом симфоническом оркестре было увеличено количество струнных, расширен качественный состав духовых и ударных, во многих случаях вводилась арфа, реже фортепиано и орган. Большое значение для формирования современного симфонического оркестра принадлежит Бетховену.
До начала XIX века дирижер во время исполнения сам играл — например, на скрипке. Однако постепенно дирижеры отказались от подобного совмещения.
Как разобраться в симфоническом оркестре?
Симфонический оркестр похож на сложный производственный цех, в котором с первого взгляда ничего не понятно. Ну, скрипку-то каждый опознает, а вот как называется такое же, только побольше, на котором играют, поставив его на пол – уже большие сомнения. И что там дальше – во вторых, в третьих. в пятых рядах? Это уже выглядит как большая профессиональная тайна, потому что кого ни спроси – никто толком не знает, как называются все эти дудочки и блестящие трубы, одна другой больше, мелькающие иногда на заднем плане.
Но если разобраться в этом один раз, всё окажется не таким уж сложным.
Симфонический оркестр – это комбинация из четырёх групп инструментов.
На сцене эти группы расположены одна за другой. Прямо перед нашими глазами располагается группа струнных смычковых . Она в оркестре самая главная. Это такой оркестровый пролетариат, который трудится, не покладая рук со смычками, и отвечает вообще за всё: за главные высказывания, за яркие эмоции и вообще за создание звукового “климата” в коллективе. По этой причине им полагаются первые ряды. Кроме того, скрипки – не тромбоны, они слабее по звуку, и должны быть ближе к публике.
Струнные – как матрёшки, они существуют в четырёх размерах. Чем больше инструмент – тем ниже звук. Скрипка – альт – виолончель – контрабас . Вот их размеры относительно друг друга:
Слева от дирижёра сидят скрипки, их много. Справа – виолончели:
За ними ещё правей – контрабасы. В отличие от джазовых, на симфонических контрабасах играют смычком. Контрабасисты обычно не мелкие ребята (или девушки)
Самый невидимый инструмент среди скрипкоподобных – альт. Он чуть побольше скрипки (из зала отличить невозможно, и не пытайтесь). Группа альтов сидит на втором плане.
Дальше на сцене расположены группы духовых инструментов : поближе – деревянные , за ними – медные .
Самый большой из деревянных духовых – фагот . Его раструб обычно виден на заднем плане.
Кроме фагота в группе деревянных духовых есть ещё кларнеты, гобои и флейты. Флейту узнает любой (хочется надеяться). Хотя, всё же – вот фото:
Обратите внимание, что флейта чисто условно называется деревянным инструментом. На самом деле она делается из разных металлов – из никеля, серебра, золота или платины.
Самая большая путаница с кларнетами и гобоями . По звуку они отличаются резко, а на вид – не очень.
Вот гобоисты с гобоями :
А вот кларнетисты с кларнетами :
Найдите два отличия) Они, конечно, налицо.
Медная духовая группа сидит в последних рядах, потому что их и оттуда хорошо будет слышно. Инструменты в ней следующие: труба, валторна, тромбон и туба.
По трубе обычно вопросов нет, а валторна – это то, что закручено как улитка:
Тромбон – это как раз тот инструмент, у которого такая двигающаяся взад-вперед штука (кулиса, если правильно):
Ну и туба – бас, тяжелая артиллерия.
На самом отшибе расположена четвёртая группа оркестра: ударная.
В ней может быть много всяких инструментов (например, у Вагнера – наковальни, у Сати – печатная машинка), но не бывает ударной группы без литавр. Слева от литавр на фото – большой барабан.
Всё то же самое, только в урезанном виде можно наблюдать в оперном оркестре. Если выберетесь в театр, подойдите в антракте к оркестровой яме и рассмотрите все эти инструменты поближе. Каждый из них – это чудо музыкального дизайна, отшлифованного веками, со своей летописью, родословной и уникальным звуком.
В Культшпаргалке будут статьи на эту тему. Подписывайтесь!
Источники:
https://www.syl.ru/article/329871/vidyi-orkestrov-ispolnyayuschih-instrumentalnuyu-i-simfonicheskuyu-muzyiku
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/336470
https://zen.yandex.ru/media/id/5a7f384057906a312275b6ab/5aeb32a1c3321b1f23ef5374