Какие картины мазуровского хранятся в русском музее. Государственный русский музей
Русский музей в Санкт-Петербурге, Россия
- Страна:Россия
- Город:Санкт-Петербург
- Адрес: улица Инженерная, 4
Сдержанное и элегантное здание Михайловского дворца, созданное неистощимым на фантазии Росси, музеем стало не сразу. Изначально дворец был призван стать резиденцией младшего сына Павла I, для чего из казны ежегодно “откладывались” четыреста тысяч рублей. К совершеннолетию царевича набралась приличная сумма, позволившая построить роскошную резиденцию с обширным садом.
Все смертны, даже царские дети. Дворец переходил в руки наследников, потом детей наследников, потом внуков. Внуки уже все были гражданами Германии, что никак не могло понравиться императору Александру III, отличавшемуся сильными патриотическими чувствами. Дворец был куплен в казну.
Тот же Александр III первым озвучил идею о создании музея, в котором будут собраны лучшие образцы русского искусства за тысячу лет. Идея русского музея витала в обществе уже с середины 19-го столетия, поэтому чаяния монарха и народа совпали, а в 1898 году Русский музей был открыт для публики.
Современный Государственный Русский музей предлагает посетителям коллекции отечественной живописи и скульптуры с 12-го до 20-го века. Вся экспозиция расположена на двух этажах Михайловского дворца и корпуса Бенуа, построенного специально для нужд нового музея. Кроме основного здания, Русский музей приглашает посетителей в Строгановский, Мраморный и Инженерный дворцы. Но главные свои сокровища музей хранит в бывшей резиденции царевича Михаила Павловича.
На первом этаже музея расположены:
– экспозиции русского народного искусства (17-21 века), большая коллекция живописи и скульптуры 19 века. Представлена резьба по дереву, керамика, ткачество, художественная роспись. От яркости и разнообразия коллекции голова идет кругом;
– обширная и богатая коллекция живописи и скульптуры русских мастеров 19 века.
Второй этаж музея приглашает осмотреть:
– продолжение экспозиции шедевров 19 века;
– коллекцию русского искусства 18 века.
В двухэтажном корпусе Бенуа, в основном, проходят временные выставки музея, а также располагаются залы, где размещены произведения современных русских художников и скульпторов.
Музей располагает великолепным собранием древних икон, среди которых есть произведения Рублева, Ушакова и Дионисия.
Трудно назвать фамилию хотя бы одного известного русского художника, творчество которого не было бы представлено в Русском музее. 15 тысяч экспонатов коллекции живописи музея включают в себя все то лучшее, что было создано русскими мастерами за 800 лет.
Расположен музей недалеко от Невского проспекта, что делает его непременным объектом для посещения многочисленных туристов. Сами петербуржцы, к слову сказать, больше любят бывать именно в русском музее, предпочитая его пышному и огромному Эрмитажу.
В музее действует лекторий, программа которого разнообразна и интересна.
Временные выставки музея давно уже снискали себе славу самых посещаемых в городе на Неве. Чаще всего это собрание шедевров из запасников музея, объединенных общей темой или временем создания. Частыми гостями музея становятся лучшие произведения, хранящиеся в других музеях России, а также и в частных коллекциях.
Посещение Русского музея стоит недешево: 350 рублей (для жителей России и Беларуси – 250 рублей).
Можно приобрести билет, дающий право на посещение всех филиалов Русского музея, который действителен три дня. Такой билет обойдется в 600 и 400 рублей соответственно. Комплексный билет позволяет несколько сэкономить.
Открыт Русский музей с 10 утра до 6 вечера. В четверг экспозицию можно осмотреть с часа дня до 9 ч. вечера. Выходной день только один – вторник.
Ориентир для тех, кто незнаком с Петербургом – метро “Невский проспект”.
Какие картины мазуровского хранятся в русском музее. Государственный русский музей
Ярошенко Н.А. Портрет художника Николая Ге.
1890. Холст, масло.
Среди живописных работ, переданных в Русский музей в момент его основания, заметную и значимую в художественном отношении часть составили произведения ведущих мастеров второй половины XIX в. (И.К.Айвазовский, В.М.Васнецов, К.Е.Маковский, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков). Несмотря на то, что отбор картин для музея в первые два десятилетия его существования был несколько ограничен консервативными вкусами Совета Академии художеств, диапазон представленной в коллекции живописи постоянно расширялся. В этом огромная заслуга сотрудников музея, таких как Альберт Бенуа и Александр Бенуа, И.Э.Грабаръ, П.И.Нерадовский и др. Важные шаги были предприняты для комплектования собрания картин современных художников. Отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок И.И.Левитана (в 1901 г. — посмертная), В.В.Верещагина (в 1905 г. — посмертная), Я.Ф.Ционглинского (в 1914 г. — посмертная), Товарищества передвижных художественных выставок (С.Ю.Жуковского, Н.А.Касаткина, И.И.Левитана, В.Е.Маковского), Нового общества художников (Б.М.Кустодиева, Н.М.Фокина), от авторов (А.Я.Головин, В.А.Серов, М.В.Нестеров), от случайных владельцев («Трапеза» В.Г.Перова, «Портрет О.К.Орловой» В.А.Серова и др.).
Заметным вкладом в собрание живописи стали переданные музею в 1918 г. эскизы М.А.Врубеля и картины К.А.Сомова из обширной коллекции В.Н.Аргутинского-Долгорукова. Вскоре на хранение в музей поступили собрание Н.И. и Е.М.Терещенко, состоявшее главным образом из произведений художников конца XIX — начала XX в. (в том числе «Богатырь» и «Шестикрылый серафим» М.А.Врубеля), собрание А.А.Коровина, где были полотна кисти В.А.Серова, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, К.А.Коровина, а также представителей художественных объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет».
Пополнение коллекции живописи второй половины XIX — начала XX вв. не прекращалось и в 1930-е гг. В это время из Музея революции среди других работ было передано «Торжественное заседание Государственного совета» кисти И.Е.Репина. Из Государственной Третьяковской галереи в Русский музей поступили полотна мастеров, слабо представленных в собрании последнего («Гитарист-бобыль» и «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева» В.Г.Перова, «Автопортрет» Н.В.Неврева, «Курсистка» Н.А.Ярошенко, «Летящий демон» М.А.Врубеля и «Бабы» Ф.А.Малявина).
За последние двадцать лет в музей поступило около двухсот произведений живописи второй половины XIX — начала XX в. Большая часть их этих работ была подарена в 1998 г. братьями И.А. и Я.А.Ржевскими. Обширное собрание картин русских художников, включающее полотна И.К.Айвазовского, И.И.Шишкина, Н.Н.Дубовского, Б.Н.Кустодиева, К.Я.Крыжицкого м многих других мастеров, сейчас представляет постоянную экспозицию музея в здании Мраморного дворца. Также необходимо отметить несколько этюдов и картин отечественных художников конца XIX — XX в. (С.Ю.Жуковский, Е.И.Столица, А.Б.Лаховский и др.), переданных в дар в 2009 г. от Н.П.Ивашкевич. Заметным приобретением последних лет стала картина И.Е.Репина «Портрет военного», ранее принадлежащая одной из североамериканских компаний.
В 1926 г. в дополнение к Художественному отделу Русского музея было создано Отделение новейших течений. Его фонды начали целенаправленно пополняться произведениями авангардных художественных направлений и творческих объединений первой четверти ХХ в., в том числе работами Н.С.Гончаровой, В.В.Кандинского, П.П.Кончаловского, П.В.Кузнецова, М.Ф.Ларионова, А.В.Лентулова, К.С.Малевича, Л.С.Поповой, В.Е.Татлина, Р.Р.Фалька, П.Н.Филонова, М.З.Шагала и многих других.
К 1927 г. в экспозиции Русского музея были последовательно представлены многочисленные новейшие течения от постимпрессионизма до беспредметничества. Отделение новейших течений просуществовало всего три года, однако оно, по существу, положило начало Отделу советской живописи ГРМ (1932-1991гг.), который на данный момент (в составе Отдела живописи 2-й половины XIX-XXI вв.) обладает постоянно пополняющимися фондами. Эти фонды, превышающие 6000 единиц хранения, охватывают практически все направления, школы, тенденции, основные виды и жанры развития русского искусства ХХ — начала XXI вв.
Русский музей располагает одной из крупнейших коллекций произведений раннего русского авангарда и его ведущих мастеров. В живописном собрании представлены основные новаторские течения середины 1910-х гг.: абстракционизм (В.В.Кандинский) и его сугубо русская ветвь — лучизм (М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова), неопримитивизм (М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, А.В.Шевченко, К.С.Малевич), кубофутуризм (Д.Д.Бурлюк, К.С.Малевич, И.А.Пуни, Л.С.Попова, Н.А.Удальцова, А.А.Экстер и др.), супрематизм (К.С.Малевич, И.А.Пуни, О.В.Розанова, И.В.Клюн), конструктивизм (В.Е.Татлин, А.М.Родченко, А.А.Экстер, Л.В.Попова), аналитическое искусство (П.Н.Филонов). Уникальны по своей полноте коллекции произведений мастеров, создавших новаторские художественные системы (К.С.Малевич, П.Н.Филонов, К.С.Петров-Водкин), а также отдельных крупных живописцев, в том числе тех, чей творческий путь начинался уже в советское время (С.В.Герасимов, П.П.Кончаловский, П.В.Кузнецов, Б.М.Кустодиев, В.В.Лебедев, А.А.Рылов, А.В.Шевченко, Н.М.Ромадин). Также в коллекции музея представлены работы художников — представителей значительных школ, существовавших в советское время (например, ленинградская школа пейзажной живописи 1930-х — 1950-х гг.).
Искусство социалистического реализма, демонстрирующее высокие художественные достоинства, сюжетную ясность, программную склонность к «большому стилю», отражено в полотнах А.А.Дейнеки, А.Н.Самохвалова, А.А.Пластова, Ю.И.Пименова и многих других советских художников, продолжавших работать в годы Великой Отечественной войны, и во второй половине ХХ в. В золотой фонд советского искусства вошли также находящиеся в собрании Русского музея произведения представителей «сурового стиля» и соприкасавшихся с ним направлений поисков советских живописи 1960-х-1970-х гг. В собрании музея находятся работы таких мастеров послевоенного искусства, как Н.И.Андронов, В.В.Ватенин, Д.Д.Жилинский, В.И.Иванов, Г.М.Коржев, Е.Е.Моисеенко, П.Ф.Никонов, П.П.Оссовский, В.Е.Попков, В.М.Сидоров, В.Ф.Стожаров, братья А.П. и С.П.Ткачевы, Б.С.Угаров, П.Т.Фомин и другие, созданные в широком жанровом диапазоне — от исторической картины до натюрморта.
Имевшая место в 1970–1980-е гг. актуализация отвергавшегося ранее художественного опыта породила в недрах официального искусства плеяду мастеров, работавших в русле «картины идей», связанной с метафорическим, многоплановым осмыслением окружающего мира и человеческой жизни (О.В.Булгакова, Т.Г.Назаренко, Н.И.Нестерова, И.В.Правдин, А.А.Сундуков и др.). В период «перестройки» (1985-1991гг.) собрание Русского музея пополнил ряд имен художников, работавших в рамках андеграунда. Ныне коллекция современной живописи — весьма мобильная и быстрорастущая часть фондов ХХ — начала ХХI вв., но продолжается и всестороннее формирование всего живописного собрания.
Какие картины посмотреть в Русском музее
В этой статье я расскажу про самые интересные шедевры Русского музея, про все картины, стоимостью более 1 000 000 $, а также дам советы, как получить максимум удовольствия посещения.
Самые знаменитые шедевры Русского музея
Помимо указанных мастеров живописи, в стенах музея хранятся шедевры, впечатление от экспозиций без которых будет неполным. Эти картины всегда на слуху и ярко характеризуют периоды становления русской живописи.
Последний день Помпеи
Шедевр на все времена писался Карлом Брюлловым около шести лет, включая наброски и эскизы. Художник лично посетил Неаполь и присутствовал при раскопках города Помпеи около Везувия. Для полной исторической достоверности полотна, живописец консультировался с археологами и историками, а многие лица нарисованы с реальных гипсовых слепков погибших при извержении вулкана жителей Помпеи.
Полотно, после громкого успеха на выставках в Милане и Париже, было подарено императору Николаю I. Сам Брюллов был удостоен золотой медали от французской академии художеств.
Последний день Помпеи просто огромен
Очередь
Яркой фигурой советского авангарда является живописец Алексей Сундуков. Мастера ставят наравне с Малевичем по способу передачи эмоций простыми формами. Его картина «Очередь» — самая поздняя из рассматриваемых шедевров, — она датирована 1986 годом. Огромная, возникшая ниоткуда и непонятно за каким товаром стоящая очередь буквально гипнотически действует на зрителя. Это самое безжалостное изображение эпохи дефицита, наступившей в уже разваливающемся Советском союзе, которое стало знаковым для конца 20 века.
Переход Суворова через Альпы
Василий Суриков запланировал свой шедевр к 100-летию альпийского похода Суворова. Ради достоверности в изображении пейзажа и особенностей рельефа Альп, художник лично ездил в Швейцарию. Движение, катящихся как лавина со спуска солдат, выписано невероятно достоверно. Говорят, именно передача скольжения по льду людей особенно долго не давалась мастеру. Детально прорисовано каждое лицо персонажей полотна, солдаты и казаки имеют свою индивидуальность: выражения страха, смеха, серьезности и сосредоточенности заставляют долго вглядываться в полотно. Спокойное лицо полководца Суворова, маленького и худого старика, – Суриков взял по легенде или у отставного офицера, или у учителя гимназии.
Император Николай II был настолько восхищен получившейся картиной, что сразу выкупил ее для Русского музея.
Оборона Севастополя
Шедевр Александра Дейнеки создавался в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны.
Справка: мастер работал военным журналистом и сам неоднократно побывал на линии фронта. Однако, свою главную работу он рисовал по фотографии.
Замысел полотна, передающего ужас войны, появился у автора после попавшегося ему на глаза снимка разрушенного Севастополя. Детали и образ города, уничтоженного войной, оставили глубокое впечатление у художника.
Огромное героическое полотно, выполненное в характерном для советского искусства экспрессивном стиле, создает очень мощное впечатление. Особенность шедевра – в непропорциональности фигур – защитники Родины выглядят гигантами по сравнению с захватчиками.
Витязь на распутье
«Сказочная тема» представлена в Русском музее самым известным художником подобных сюжетов – Виктором Васнецовым. Его «Витязь на распутье», в отличие от «Богатыря» Врубеля, написан в традиционном стиле, без искажения пропорций.
Перед своим шедевром Васнецов создал пробную картину. «Воин в шлеме с кольчужкой», находящийся на данный момент в Серпухове, практически идентичен окончательному варианту, но имеет ряд фундаментальных отличий. В окончательной версии Васнецов повернул богатыря спиной к зрителю (фигура стала монументальнее, а на первый план в композиции вышла надпись на камне), убрал дорогу (демонстрирующую наличие хоть какого-то пути) и стер часть надписи, показав неумолимый ход времени.
В итоге, шедевр приобрел большую суровость и навевает на зрителя чувство безысходности, конца всех дорог. Картина была куплена и долго находилась в коллекции у знаменитого мецената Саввы Мамонтова.
Смерть комиссара
Для ознакомления с советским периодом живописи следует в первую очередь обратить внимание на ключевую фигуру эпохи: Кузьму Сергеевича Петрова-Водкина. В отличие от тяги к гигантизму и пафосу советской идеологической культуры, мастер в своих работах предельно честен. В этом уникальность его «Смерти комиссара», которая писалась ровно год. В ней гибель на поле боя показана как страшная обыденность: атака продолжается, солдаты не выражают скорбь или печаль, а просто бегут дальше. И сам комиссар, так же как и поддерживающий его боец, равнодушен к своей судьбе. Усталые от Гражданской войны, герои апатично следуют навстречу своей судьбе.
Ангел Златые власы
Российская иконопись славится по всему миру. А самый ценный и древний ее памятник хранится в Русском музее. Икона «Ангел Златые власы» предположительно датируется 12 веком, принято считать, что родом она из Новгорода, а автор остался неизвестен. Особенность иконы – в редком, византийском стиле ее написания. В мире существует всего двадцать творений подобного стиля.
Волосы вестника Бога вышиты сусальным золотом, отчего шедевр получил свое название.
Икона «Ангел Златые власы» XII века
Картины Айвазовского
Невозможно пройти мимо полотен знаменитого художника-мариниста. Английский живописец Уильям Тернер, преклоняясь перед его талантом, посвятил ему стихотворение.
Его «Девятый вал» известен во всем мире; это первое, что приходит на ум при упоминании Ивана Айвазовского. Сам царь Николай I приобрел картину для своей коллекции.
Интересно то, что, ранее живописец никогда не переделывал небо на своих картинах, но в «Девятом вале» оно буквально было переписано заново. В итоге Айвазовский смог добиться невероятного эффекта в изображении пробивающегося сквозь тучи солнца.
В 2005 году на аукционе картина была оценена в 1,704 млн $.
Еще шедевр, хранящийся в Русском музее и написанный незадолго до смерти живописца – «Волна». Это полотно считается наравне с «Девятым валом» одним из сильнейших у Айвазовского.
Когда мы были в Русском музее «девятый вал» был убран, а вместо него висела «Волна»
Источники:
https://muzei-mira.com/muzei_rossii/13-russkiy-muzey-v-sankt-peterburge.html
https://www.rusmuseum.ru/collections/painting-of-the-second-half-of-the-xix-century-beginning-of-xxi-century/
https://site2max.ru/saint-petersburg/kakie-kartiny-posmotret-v-russkom-muzee/