7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классицизм в архитектуре определение. Определение термина «классицизм»

Что такое Классицизм

Классицизм (от лат. «classicus» — образцовый) — это художественный стиль воплощённый в литературе, искусстве и архитектуре (XVII — начало XIX вв.) с использованием простоты, сдержанности и пропорциональности.

Классицизм существует в разных областях.

Классицизм в литературе

Классицизмом в литературе считается стиль в европейской литературе 17–18 веков. Главной особенностью этого стиля является концентрирование внимания на образцах античной литературы и искусства. Писатели принимают их и как совершенный эстетический идеал, и как фундамент традиций высокого Возрождения.

Также писатели-классицисты придерживались строгих языковых норм и правил, у них не было ни малейшей возможности от них отступить.

Представители классицизма в литературе:

  • Никола Буало-Депрео (поэт и писатель, законодатель и теоретик классицизма);
  • Пьер Корнель (поэт и драматург);
  • Жан Расин (драматург);
  • Жан-Батист Поклен (псевдоним Мольер, комедиограф);
  • Жан де Лафонтен (баснописец);
  • Франсуа VI де Ларошфуко (прозаик-моралист);
  • Александр Петрович Сумароков (русский поэт и драматург).

Классицизм в архитектуре

Примером классицизма в архитектуре можно считать Камеронову галерею в Царском Селе. Этот образец «екатерининского классицизма» был построен в 1787 году шотландским архитектором Чарлзом Камероном.

Временем классицизма в архитектуре принято считать конец XVII — начало XIX вв. (в каждой стране по-разному).

Классицизм в архитектуре Франции XVII века стал отражением становления абсолютизма (абсолютная монархия). Из этого вышли оттенки регулярности и порядка. А примером логичности для современных архитекторов являлась структура фасадов и планов античных возведений.

Места, которые были наиболее предрасположены к классицизму в архитектуре — это Германия, Италия, Франция, Великобритания (вообще страны Европы и их колонии), Российская империя и США.

Архитекторы-классицисты отторгали сложность барокко, они предпочитали использовать идеалы гармонии, серьёзности, последовательной чёткости, монументальности и грандиозности.

Архитекторы также часто прибегали к ордерной системе, симметрии и регулярности планировки.

Архитектурный ордер (от лат. ordo — строй, порядок) — это тип архитектурной композиции, в него входят определённые элементы, зависит от некой архитектурно-стилевой обработки. Это выражение стоечно-балочной системы.

Самой знаменитой характеристикой греческого стиля считается ордерная система и её разновидности (разница между ними заключается в пропорциях и декоре):

  • дорический ордер;
  • ионический ордер;
  • коринфский ордер.

Направления классицизма

Неоклассицизм XVIII века (палладианство)

Палладианство возникло в XVII веке в Европе на основе идей венецианского архитектора Андреа Палладио (1508–1580). Для этого стиля характерна симметрия и перспектива, просматриваются тенденции классического храма времён Древней Греции и Рима.

Ампир

Ещё он называется «поздний классицизм». Этот художественный стиль зародился во Франции в начале XIX века с помощью Наполеона Бонапарта.

Это триумфальные арки (арочные конструкции изобрели в Риме) и триумфальные колонны (например, Вандомская колонна).

Во Франции мебель в этом стиле в основном мастерили из красного дерева, а в отделке часто появлялись бронза или мрамор.

Русский ампир несколько отличался от французского. В русском, например, мастера совмещали дерево, окрашенное в белый, с позолоченной резьбой.

А начиная с 1797 года в европейском ампире начали появляться египетские мотивы. В русском ампире эти элементы присутствовали уже в русском стиле: сфинкс, например, превратился в птицу сирин.

Ещё одна специфика ампира — звериные мотивы (присутствие львов, змей или орлов, на которые часто возносился вес всего изделия).

Во французском ампире часто также присутствовала пчела, вокруг которой был лавровый венок (символика Наполеона) или лебедь (императрица Жозефина, первая жена Наполеона).

«Барочный классицизм»

Одним из примеров барочного классицизма можно считать восточный фасад Лувра.

В этом стиле обработка углов зданий делается рустом (облицовка камнем с грубой поверхностью). Также часто встречаются мотивы сдвоенных колонн и плоские вертикальные выступы, визуально симулирующие колонны. Нередко были использованы и высокие «французские» окна с мелкой расстекловкой, которые начинались от самого пола.

Архитекторы — представители классицизма

Многие архитекторы зарекомендовали себя как любители классицизма:

  • Анж-Жак Габриэль (классицизм);
  • Клод-Никола Леду (классицизм);
  • Клод Перро (классицизм);
  • Иниго Джонс (классицизм);
  • Шарль Персье (ампир);
  • Пьер Франсуа Леонар Фонтен (классицизм);
  • Джон Нэш (британский ампир);
  • Кристофер Рен (реновский классицизм);
  • Василий Иванович Баженов (классицизм);
  • Андрей Никифорович Воронихин (русский ампир);
  • Андреян Дмитриевич Захаров (ампир);
  • Карл Иванович Росси (или Карло ди Джованни Росси, ампир и классицизм).
Читать еще:  Лион фейхтвангер. Лион фейхтвангер - биография, информация, личная жизнь

Архитектурные стили

Существует целое множество архитектурных стилей, которые были придуманы золотыми умами архитекторов начиная с доисторических времён. Здесь мы приведём только несколько примеров произведений этого массивного искусства.

Распространённые архитектурные стили:

Ар-Деко

Постройки 1920–1940 годов. Чаще всего встречаются в странах Западной и Центральной Европы, в США, Австралии, Китае и Японии.

Это будто буржуазная разновидность модернизма. Формальный ар-деко был сотворён путём смешения умиротворённого неоклассицизма (чёткость и иерархичность структур) и кружевного модерна (орнамент, новая техника и её потенциал).

Барокко

Направление появилось в XVII–XVIII вв. Дух барокко противоположен духу ренессанса: он противится рационализму во всём, а классицисты будут отстаивать эту позицию. Барокко играет с пространственными и пластическими иллюзиями, заставляя наблюдателя думать о сверхъестественном и напоминая о виртуозности архитектора.

Готический стиль

Готический стиль делится на два типа: Готика континентальной Европы и Английская готика. Стиль возник в XIII–XV вв.

Главное его отличие — была убрана несущая стена. А для устойчивости сооружения был сделан каркас таким образом, что его устои (опоры) переходили в «рёбра» (нервюры) сводов. Таким образом, строение теряло громоздкость, которая была характерна его романскому коллеге (более ранний, XI–XII вв., романский стиль).

Деконструктивизм

Этот стиль был развит в 1980–1990 гг. Идея этого стиля кроется в творении нового посредством переосмысления и изменения стереотипов, что неизбежно приводит к некоторой провокации. Однако этот стиль уже стирал те приёмы и противоречия, которыми были скованы предшествующие поколения архитекторов.

В деконструктивизме многие архитекторы смогли воплотить в жизнь множество своих смелых пространственных идей за счёт увеличения мощностей компьютеров того времени (в конце 1980-х).

Конструктивизм

Одно из направлений стиля Авангард, зародилось в 1920 — середине 1930 гг. Конструктивизм чаще всего встречался в СССР. Постройки этого стиля выделяются яркими индустриальными чертами. Возможно даже при этом теряя свою удобность в использовании.

Модерн

Этот стиль появился в 1890–1910 гг. В основном архитекторы-модернисты прибегают к помощи всевозможной красноречивости возможностей новейших конструкций и материалов.

Тяга к красоте, но при этом и отречение от академических стереотипов заставили модернистов прибегнуть к самым оригинальным деталям (текучие формы построек, избыток орнамента, растительные мотивы и др.).

Постмодернизм

Ещё в 1960-х годах этот стиль полюбился многим художникам-архитекторам по всему миру. Постмодернизм стал попыткой избежать рациональности стереотипов модернистской архитектуры.

Архитекторы стремились к уникальности и оригинальности, возвращаясь к практике исторических стилизаций, декорируя, подражая определённым первообразам. Но не забывая при этом про игру и иронию в своих произведениях.

Рококо

Стиль рококо зародился в начале XVIII века во Франции. Чаще всего строения рококо встречаются во Франции и других странах Европы.

Замысловатые формы рококо нашли своё начало в также сложном барокко. Но последний говорил со своим слушателем о религии, а то и о власти. А рококо будто насмехалось над этой серьёзностью и мчалось в игру весёлых красок, беспрецедентного удобства (создавая комфорт), избытка декора с завитками и природными мотивами.

Хай-тек

Хай-тек — одно из направлений модернизма, появилось в 1970–90 годы и распространилось по всему миру. В этом стиле природные материалы отходят на второй план, выигрывает высокотехнологичное производство, которое стремится в будущее, в научную фантастику.

Классицизм в музыке

Примерами классицизма в музыке считаются лишь композиторы 17–18 веков. Из них можно назвать таких великих композиторов, как:

  • Франц Йозеф Гайдн (австриец, 1732–1809);
  • Франц Шуберт (австриец, 1797–1828);
  • Вольфганг Амадей Моцарт (австриец, 1756–1791);
  • Людвиг ван Бетховен (немец, 1770–1827).

А в качестве звукового примера можете насладиться этим великолепным произведением Моцарта:

Струнный Квартет № 17 Си Бемоль Мажор «Охотничий», KV 458 Моцарта в исполнении струнного квартета под названием «Амадеус-квартет»

В противоположность бытующему мнению классическая музыка — это не любая музыка классических инструментов, а лишь отдельной эпохи развития музыкального творчества, а именно 1750–1825 гг.

Знаменитая эпоха барокко, со своим трагизмом, роскошью, витиеватостью и помпезностью, начала свой спад. И как свежий воздух слушателям является музыкальный классицизм. Начинает преобладать оптимистичный и радостный тон вместо угрюмого и мрачного барокко.

Классицизм уже основывается на естественных красках жизни, на свободе, на простоте и природе.

Литовский пианист Вадим Хаймович исполняет Бетховена, Моцарта, Шуберта, Розетти и других известных композиторов.

Классицизм принимается публикой как что-то понятное и гармоничное, что слышится в плавно льющихся нотах произведений. Самыми яркими представителями этой эпохи по праву считаются композиторы Венской классической школы: Гайдн, Бетховен и Моцарт.

Читать еще:  Пение в хоре. Как попасть в церковный хор и начать петь на клиросе

Классицизм в живописи

А как пример классицизма в живописи, можно обратить внимание на картину французского художника Николы Пуссена «Танец под музыку времени». Как и многие художники классицизма, в данном случае он тоже прибегнул к образам античной мифологии.

Классицизм — это… Идеи и черты классицизма, классицизм в литературе, русский классицизм

Что такое классицизм?

Классицизм — это большой стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, который опирается на принципы древнегреческого и древнеримского искусства. Искусство эпохи классицизма подвержено четким канонам, а иногда и иерархии, оно призвано воспитывать нравы и просвещать общество. Классицизм обращается к вечному, к идеальному, отбрасывая все случайное и временное.

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Слово «классицизм» происходит от латинского classicus — образцовое. Считается, что стиль появился в Западной Европе XVII века — в первую очередь, во Франции и Италии. Вторая волна — или «неоклассицизм» — приходится на вторую половину XVIII — начало XIX веков. В это же время стиль приходит и в Россию — у нас его называют просто «русский классицизм».

Классицизм в Европе и России

Важно не забыть, что в Европе и России под периодами классицизма и неоклассицизма подразумевается разное время. Русский классицизм совпадает по времени с европейским неоклассицизмом, европейский классицизм был на век раньше, а период неоклассицизма россии — на век позже.

Конец XVIII — начало XIX века

Конец XVIII — середина XIX века

Конец XIX- начало XX века

Идеи классицизма

Рене Декарт Источник: Wikimedia

Классицизм развивался под сильным влиянием идей эпохи просвещения, и в частности — философии рационализма Декарта. В традиции классицизма во главе угла стоит разум, а не чувства, он же является единственным возможным источником гармонии и красоты. Произведения искусства обязаны быть стройными и ясными, они должны быть подчинены четким законам логики, а их главная цель — «увеселяя научать».

Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

В русском классицизме иерархию жанров зафиксировал Михаил Ломоносов в теории «трех штилей»: высоким стилем считались оды, героические поэмы и трагедии, средним — элегии, драмы и сатира, а низким — комедии и басни.

Признаки классицизма

Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784) Источник: Wikimedia

В театре

В театре каноном стало правило единства времени, места и действия, позаимствованное у древних греков. Пьеса должна была рассказывать об одном конфликте, который происходит в течение одних суток в одном месте. В таком формате писали Корнель, Расин и Мольер. Целью творчества становится поучение, а излюбленной темой — конфликт долга и чувств, героя и рока.

В поэзии

Михаил Ломоносов Источник: Wikimedia

В искусстве классицизма разум стоит превыше всего, именно разуму должна подчиняться форма и содержание любого произведения искусства. Поэзию эти идеи тоже не обошли стороной: стихотворения классицизма должны были быть достаточно понятны, легки и строги, и при этом не жертвовать изяществом, не превратиться в пошлость. Самые известные поэты классицизма, Никола Буало во Франции и Михаил Ломоносов в России, писали трактаты о том, как правильно писать стихи, внедряли четкую структуру, высокий слог и патетику. Например, в «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов представил «силлабо-тоническую реформу» — первую систему «метров» русского стихосложения.

Читать еще:  Полное имя да винчи. Жизненный путь Леонардо да Винчи (биография и творчество)

В архитектуре

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы. Источник: Wikimedia

В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Архитектурный классицизм множество раз менялся, принимал разные формы — его частью является как, например, наполеоновский ампир, который черпал вдохновение из имперского Рима, так и весь Санкт-Петербург, который почти целиком можно считать памятником классицизма.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

За сентиментализмом пришел романтизм, который по сути был открытым бунтом против идеологии классицизма. Тем не менее, мода на классицизм и его элементы время от времени возвращалась: в России конец XIX века иногда даже называют периодом «неоклассицизма», а архитектура заимствовала элементы классицизма вплоть до середины XX века. Наиболее яркий пример такого заимствования — это «сталинский ампир» в Москве.

Классицизм

Стиль в европейском искусстве XVII — начала XIX в., основанный на эстетике, связанной с античным искусством, принятым за эталон. В архитектуре классицизма использовался язык «классических», т. е. античных форм, возрожденный в эпоху Ренессанса.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

(нем. Klassizismus) течение в европейской художественной культуре XVII — начала XIX вв. Классицизм возник во Франции в период формирования абсолютной монархии, он нес в себе прогрессивные общенациональные тенденции, утверждал идеальное представление о рационально организованном государстве, основанном на подчинении интересов сословий и отдельных личностей интересам нации. Рационалистический подход к явлениям общественной жизни классицизм переносил и в область искусства, считая его основной темой торжество гражданского долга и разума над стихийными индивидуалистическими тенденциями. Как архитектурному стилю классицизму присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанный декор. В русской архитектуре и изобразительном искусстве классицизм возник в середине XVIII века. Патриотические и просветительные идеи нашли замечательное воплощение в русской классической архитектуре второй половины XVIII — начала XIX вв. Ее отличают яркое национальное своеобразие, конкретный реалистический характер, чуждый абстракции и слепого копирования античных форм; творческая разработка классического наследия сочеталась с развитием традиций национального зодчества. Русские архитекторы классицизма решали важнейшие задачи градостроительства, осуществляли систематическую регулярную планировку старых городов и застройку новых, сооружали общественные здания, дворцы, жилые дома, строили усадьбы. Ранний этап русской архитектуры классицизма связан с деятельностью крупнейших русских зодчих В. И. Баженова (1737-1799), М. Ф. Казакова (1738-1812) и И. Е. Старова (1745-1808), создавших шедевры мирового значения, а также выдающихся архитекторов А.-Ф. Кокоринова (1726-1772), А. Ринальди (1710-1794), Ж.-Б. Валлен-Деламота (1729-1800), Ю. М. Фельтена (1730-1801), Ч. Камерона (1730-е — 1812), Н. А. Львова (1751-1803), Дж. Кваренги (1744-1817). Постройки этих архитекторов отличаются свободой, ясностью и логичностью замысла. К вершинам русского зодчества принадлежит и архитектура начала XIX в. (высокий, или зрелый классицизм, неправильное название ампир). В ее лучших, передовых проявлениях отразились мощный подъём национального самосознания (достигший особенной силы в период Отечественной войны 1812 года) и освободительные гуманистические идеалы прогрессивной части дворянской интеллигенции. Патриотической гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты достигающие особого величия, монументальности и торжественности ансамбли и общественные здания Петербурга, созданные А. Н. Воронихиным (1759-1814), А. Д. Захаровым (1761-1811), Т. де Томоном (1760-1813), К. И. Росси (1775-1849), В. П. Стасовым (1769-1848). Возникновение и развитие классицизма в русском изобразительном искусстве тесно связано с учреждённой в 1757 г. Петербургской Академией художеств, где система преподавания основывалась на принципах классицизма. В лучших произведениях русской скульптуры пропагандировались идеи патриотизма, гражданского служения, преданности общественному долгу. Среди скульпторов русского классицизма выделяются крупнейшие мастера, внесшие в свои творения большое жизненное содержание, — И. П. Мартос (1754-1835), М. И. Козловский (1753-1802), Ф. Г. Гордеев (1744-1810), Ф. Ф. Щедрин (1751-1825), И. П. Прокофьев (1758-1828), В. И. Демут-Малиновский (1779-1846), Ф. П. Толстой (1783-1873), С. С. Пименов (1784-1833), Б. И. Орловский (1796-1837), И. П. Витали (1794-1855).

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Источники:

http://www.uznaychtotakoe.ru/klassicizm/
http://www.anews.com/p/119181573-klassicizm-ehto-idei-i-cherty-klassicizma-klassicizm-v-literature-russkij-klassicizm/
http://gufo.me/dict/architecture/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector