Какой образ петра в поэме медный всадник. Образ Петра в поэме «Медный всадник
Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник Пушкина сочинение
Одним из основных персонажей произведения является образ Петра Первого в олицетворении горделивого истукана – памятника Медному всаднику.
Поэт представляет Петра Первого в качестве некоего мифологизированного божества в виде его земного воплощения – изображающей государя статуе. Петр описывается как символом государственной власти, способной и к созиданию, и к разрушению. Тогда как второй герой поэмы, Евгений умеет и страстно любить даже погибшую Парашу, и может раствориться в мрачном городе среди толпы, превратившись в часть серой и ничтожной людской массы.
Этой характеристикой автор подчеркивает непреложную истину о том, что государство не может существовать без человека, но и реализовать интересы каждого гражданина государство не в состоянии.
Петр Первый изображается в произведении двойственно в образе великого реформатора, основателя Петербурга, создателя русского флота, но и как самодура, деспота и грозного правителя.
Государь раскрывается поэтом в описании властелина, задумавшего превратить пустынный край в полноценную страну, создав среди болот и топей прекрасный город, открывающий прорубленное окно в европейскую часть материка. Историческое значение фигуры Петра Первого заменяется поэтом его каменным изваянием с целью показать чистое воплощение самодержавной мощи правителя.
Величественной изваяние памятника изображает взлетевшего на высокий скалистый холм Петра Первого, сидящего на коне из бронзы и возвышающего над созданным им пышным город, Петровым творением.
Автор, преувеличивая сверхчеловеческую мощь государя, властелина судьбы, держателя полумира, противопоставляет ему заурядного представителя народной толпы в образе Евгения, показывая иссушающую силу чуждого для людей города.
В произведении слышны ноты сочувствия столичному жителю, который поражен силой и мощью государя, ставшему твердой ногой у моря, смирившегося перед властным самодержцем, создавшем великую державу.
Евгений оказывается потерянным в чужом для него городе, потеряв единственным смысл своей жизни – любимого человека, а в финале произведения спасаясь от погони своего медного кумира, который в потерявшем рассудке человеке пытается покорить его своей воле.
Сочинение Петр I (Медный всадник)
Поэма “Медный всадник” была создана А.С.Пушкиным в период второй болдинской осени, в 1833 году. Основным конфликтом в поэме является конфликт личности и государства, личности и истории. Образ Пётра I в произведении связан темой государства и истории. В прославлении града, созданного Пётром, утверждается общее начало, противопоставляемое интересам частного.
Поэма начинается с хвалебной оды Петербургу – творению Пётра. Повествование о его деяниях носит торжественный характер. Под гром фанфар Петр выступает в нем не просто как человек, который вносит свой вклад в историю: Пушкин изображает его как государя, который творит себе памятник.
Жанровые возможности поэмы Пушкин использует для построения философского плана поэмы. Второй план – сугубо бытовой – на него работает жанр петербургской повести – такое жанровое определение также даёт своему произведению Пушкин. Неправильно считать, что главы, посвящённый бедному Евгению, необходимы Пушкину, чтобы показать, как история в лице Пётра преодолевает единичного человека.
Несмотря на то, что все, связанное с Пётром, глобально и масштабно, а с Евгением – носит частный характер, можно считать, что образы обоих персонажей уточняются именно через сопоставление, а в некоторых случаях даже через сближение друг с другом. Петр и Евгений сближаются через идею созидания, хотя один творит свою частную жизнь, трудом добиваясь независимости и чести, а второй вершит деяние, отвечающее историческому вызову.
Конечно, в глазах Евгения Петр – виновник его трагедии: во время последней встречи, потеряв все надежды, он видит в Медном всаднике только горделивого истукана. Но Пушкин показывает, что построение Петербурга именно в этом месте, исторически оправдано. В поэме он рассматривает Петра с общечеловеческой и позиции. Он, рисуя образ государя, не делает его виновным в тех последствиях, которые влекут его деяния для отдельных людей. Пушкин показывает жестокость истории, но Петра показывает великим государем, обладающим творческой энергией и имеющим свою безусловную правду.
С поэмы “Медный всадник” начнётся создание петербургского мифа, в котором найдут развитие зловещие черты образа Пётра-Антихриста – того Пётра, который предстал в воображении уже больного Евгения. У Пушкина эти черты в образе Пётра сглажены прекрасными картинами города, им построенного: в поэме он не выглядит бездушным и враждебным человеку.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник
Популярные сегодня темы
Замечательное сказочное произведение под названием «Рике с Хохолком» написано известным сказочником по имени Шарль Перро.
Один из самых известных маринистов Иван Константинович Айвазовский является неповторимым и уникальным художником в области изображения водных стихий. Одной из лучших его работ считается картина «Буря», которая была написана в 1872
Многочисленные персонажи произведения разделяются на несколько разрядов, состоящих из ключевых героев, к которым относятся Чацкий, Фамусов, Софья и Молчалин, второстепенных героев
Тема любви в русской литературе освещена довольно подробно. Многие писатели часто обращаются к созданию сюжетов, связанных с этим чувством в самых разных его проявлениях.
Произведение является сказочной пьесой, изложенной в стихотворной форме, и предназначено для детской читательской аудитории.
Петр Первый в поэме “Медный всадник”
Образ Петра I – поэма “Медный всадник” А.С.Пушкина – очень своеобразен, совершенно не похож на типичные авторские работы. Пушкин раскрывает образ правителя очень спорно, разнопланово. В тексте переплетаются два основных образа: один представляет собою мощь, силу, всевластие (Пётр I). Другой – ничтожность, незначительность, безликость (Евгений). Эти два образа совершенно необходимы, ведь Медный Всадник – кумир самого автора должен быть оттенён представителем человеческих масс, воплощением бессильной, слабой части Петербурга – простого человека из низов.
- Значение образа Петра I в поэме “Медный всадник”
- Личность царя в поэме
- Отношение автора к исторической личности
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Значение образа Петра I в поэме “Медный всадник”
С одной стороны, Пётр 1 – великий деятель: он перевернул русскую историю, ускорил развитие всех областей науки, культуры. Просветительство, реформы, стремление поднять свою страну на новый уровень – это безусловные заслуги , значение которых огромно. С другой стороны, Пётр – самодержавец, он тиран и самодур. Его сложный характер, горячая натура, минутные прихоти погубили множество человеческих судеб. Его деспотичное правление, о котором ходят легенды нельзя рассматривать, как всеобщее благо. Интересы народа – не то, на что ориентировался монарх, ему чужды судьбы мелких простых людей.
Образ Петра символичен и многосторонен: и во времена царствования монарха едва ли волновали судьбы простых людей, а век спустя – плоды деятельности Петра продолжают рушить жизни жителей города.
Личность царя в поэме
Решив построить новый город там, где были болота и топи, этот человек бросил вызов самой природе. Его идея удалась, но жертвами её пали невинные люди. Эпизод о гибели любимой Евгения – доказательство того, что вмешательство в жизнь стихии, чревато бедами и трагедиями. Но пьедестал монарха слишком высок и непоколебим, ему нет дела до «маленьких людей».
Отношение автора к исторической личности
В художественном тексте нет явного отношения автора к Петру 1, скорее – к его заслугам. Несомненно, для Пушкина монарх был кумиром, как величайшая историческая личность, как деятель и просветитель. Однако, автором не затрагивается характеристика человеческих качеств Петра I. Как личность историческая – он велик, но сугубо человеческая составляющая образа – холодна, пуста, сурова. Здесь чувствуется философия автора: такой великий гениальный человек не может быть близок народу – эта жертва, которая необходима.
В любом масштабном деле невозможно обойтись без ущемления чьих-то интересов. Медный всадник – олицетворение тирании, абсолютной монархии, самодержавия – но это цена величия и славы. «Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!». Пушкин искренне восторгается правителем, но показывает его истинное лицо. Он подобен стихии: невозможно представить, что придёт на ум этому человеку, он непредсказуем, жесток, груб и милостив одновременно.
Образ Петра 1 в поэме «Медный всадник»
«Медный всадник» — произведение, проникнутое символизмом. В своем творении А. С. Пушкин заключил глубокий смысл. Поэму пытаются расшифровать не только историки и литературоведы, но и обычные читатели. Неоднозначен и образ Петра 1.
Поэма «Медный всадник» была написана А.С. Пушкиным в 1833 году. При жизни поэта она так и не была опубликована. Николай Первый противостоял выходу произведения в печать, поскольку посчитал, что Петр Первый неправомерно представлен в виде тирана и самодержца. Существует версия, что Пушкин противопоставил образ реформатора Петра правлению Николая Первого. Но и в самом образе Петра автор видит противоречивость, он отмечает в нем и деспота и великого человека, сыгравшего значительную роль в истории Отечества.
С самых первых строк произведения перед читателями предстает образ великого реформатора, который повелевает «заложить град назло надменному соседу» среди сурового края болот и озер. Петербург, построенный Петром Первым, противопоставляется Москве. Новый город был призван внести изменение в устоявшийся и устаревший образ жизни, который задавала на тот момент Москва. Пушкин воспевает построенный город: «Красуйся град Петра и стой неколебимо», по его словам, пред ним «померкла даже старая Москва».
Образ Петра 1 заключен в величественном изваянии Медного Всадника, который взлетев на высокую скалу на своем бронзовом коне, возвышается над своим грандиозным творением. Пушкин смело называет его «властелином Судьбы», «державцем полумира». Сверхчеловеческая мощь явно преувеличена, на ее фоне появляется скромная личность второго героя – Евгения, в котором представлен собирательный образ столичных граждан. Покоритель стихий и заурядный представитель общества встретились на берегу Невы, олицетворяя собой две крайности: непомерную человеческую мощь и сведенный до ничтожества образ столичной безликой толпы. Город, который был создан по воле Петра, стал чуждым для людей, он иссушает их души.
Пушкин сочувствует бедному Евгению, пораженному мощью Петра Великого, но и цель деяний Петра ему понятна, его желание «стать твердой ногой при море», стихия смирилась под властью самодержца, столица утверждена, есть защита с моря, Россия становится великой державой. Но какой ценой все это достигнуто?
В этом противостоянии видится несоответствие интересов одного человека целям и задачам всего государства. Должна ли воля одного, отдельного взятого человека из толпы покорится воле всего государства, действительно ли счастье каждого человека связано с благополучием всей страны? Такой вопрос был поставлен автором. Сам Пушкин не дает на него точного ответа, он предлагает читателю сделать выводы самостоятельно. Истина, как это часто бывает, находится посередине, без человека государства нет, но и учесть интересы каждой отдельно взятой личности не представляется возможным. Возможно, в этом заключена дилемма произведения.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/harakteristika-i-obraz-petra-1-v-poehme-mednyj-vsadnik
https://obrazovaka.ru/sochinenie/mednyy-vsadnik/petr-pervyy-v-poeme-obraz.html
https://poetpushkin.ru/poemy/obraz-petra-1-v-poeme-mednyj-vsadnik.html