4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой предстает природа в лирике С.Есенина? Литература выпрямляет душу.

Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Природа у Есенина может отражать внутреннее состояние самого поэта. В стихотворении «Клен ты мой опавший. » поэт напрямую связывает себя с окружающим миром. Он обращается к клену, словно к давнему товарищу, рассказывает о своей жизни, делится проблемами. Есенин и сам себя сравнивает с кленом, но с молодым деревом, которое в самом расцвете жизненных сил.

В стихотворении «Черемуха душистая. » черемуха предстает в образе молодой девушки, которая к весне принарядилась и завила кудри. Здесь снова нет явного лирического героя. Читателю предлагается вместе с поэтом наблюдать за тем, как мир природы живет своей жизнью, которая так похожа на нашу. Вот стоит молодая девушка, ее кудри золотятся и переливаются на солнце, а рядом звенит ручей, который словно юноша играет и резвится под теплыми лучами, стряхивая с себя зимнее оцепенение. Еще сильнее мотив олицетворения проявляется в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы. ». В нем проселочная дорога спит и мечтает о зиме, а месяц сравнивается с рыжим жеребенком, который запрягается в сани.

Русская природа — источник неисчерпаемого вдохновения для Есенина. В стихотворении «Русь» он описывает бескрайние поля и леса, голубой купол неба над ними, деревянные хатки. Не обошлось здесь и без мистических мотивов. Ведь крестьянская природа для поэта наполнена мифами, легендами, преданиями. Это стихотворение написано в 1914 году, после начала Первой мировой войны. Есенин был далек от политики, но он смог показать, как природа реагирует на все происходящее. Словно предчувствуя беду сгущаются тучи, гремит гром, вокруг разносится карканье ворон. Это еще раз подтверждает, что крестьяне для Есенина живут в неразрывной связи с природой. Она реагирует на всеобщую беду и скорбит со всей Россией.

Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

2 вариант

Есенин писал о любви, себе и природе. Наверное, таковы основные векторы концентрации его поэтического внимания. При этом тема природы является основополагающей не только как содержательная часть и просто предмет, о котором следует сочинять, Сергей Александрович использует природу, как часть собственного мировоззрения и идеологии.

К примеру, в стихах близких к началу 20-х годов, когда он окончательно порвал с деревне, появляются образы разрушения природы и печали о природе. Поэт видит, как наступают новые времена, когда больше не будут простые руки собирать хлеба, теперь наступает эра комбайнов, период, когда жать будут железные кони и многое канет в Лету. Конечно, речь не просто об индустриализации, но об уходе старого уклада и с этим люди в каком-то смысле теряют часть собственной души.

Не сказать, чтобы Есенин был благосклонен к революции, он не вступал в открытые конфликты, но мог себе позволить откровенно высказываться и не подстраивать свою позицию под требования времени. Он видел смену эпохи комплексно, как тотальный переход и утрата природы в том смысле, в котором ее видел простой русский человек, в котором созидал природное пространство, являлась частью общего перехода, который совершала Россия. Если раньше и эти детали часто прослеживаются в есенинской лирике, природа была живой и насыщенной, то наступали времена узурпации и использования, обезличивания.

Безусловно, даже поверхностное наблюдение позволяет выделить основные ассоциативные ряды, которые использует поэт, работая с лирикой на тему природы: природа как храм, природные процессы как служба в храме, природа как живое существо, частое использование антропоморфных сравнений для различных феноменов, восприятие сходное пантеистическому или чем-то подобному, обращение к древней, вероятно, во многом языческой, коренной деревенской символики и верованиями, которые с течением эпох прочно интегрировались в православное мировидение, которое и давало ассоциацию природа – храм и вечное богослужение, которое совершается в мире, внешние выглядящее как природные процессы.

Все эти образы, водоем-купель или кадящие облака, ну и даже банальные купола небес, на мой взгляд, являются удивительно красивыми и нежными. Тот, для кого природа – храм не станет относиться к этому потребительски, как минимум, он высадит там красивый вишневый сад. Тем не менее, под завершение своего творчества образы русской природы уходят из лирики Есенина и, вероятно, по причине ухода самой природы, остаются метафоры и персидские мотивы, впрочем, тоже в основном метафорические.

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Золотая и прелестная роща – «отговорила», береза-березонька, словно девица «принакрылась» снегом, тополи невольно шепчут, а вербы плачут.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир – здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Образец 4

В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.

Читать еще:  А скрипач не нужен родной. Павел Басинский Скрипач не нужен (сборник)

Рассматривая раннюю лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. В более поздних текстах человек становится главным образом. Привлекательно то, что в каждом его четверостишии есть упоминания о привычных всем животных, растениях, явлениях окружающего мира. Но в каждом из них Есенин видит необыкновенный источник радости. Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.

Наиболее часто встречаются описания небесных явлений («Месяц рогом облако бодает», «Загорелась зорька красная», «Гляну в поле, гляну в небо…» и др.). Таким образом, Есенин передает свои переживания на фоне небесного свода, заставляя читателя беспрестанно восхищаться их участием в жизни человека.

Очень гармонично вплетаются в строки образы животных, растений, символизируя те или иные качества, сопровождая человека повсюду («Бредет мой конь», «На раздробленной ноге приковыляла», «Рву я по грядкам зардевшийся мак»). Каждая травинка, любой ручеек живут, дышат, принимают участие во всех эпизодах наравне с человеком, они отражают настроение Есенина (например, «Зашумели над затоном тростники» – фраза, в которой сосредоточена душевная тоска; «крапива…шепчет шаловливо» – слова, которые передают бодрость духа, хорошее начало дня поэта). В лирике Есенина природа соткана из богатой палитры красок, многообразия звуков, внутренним ритмом и музыкальностью.

Таким образом, любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

Популярные сегодня темы

Каникулы – прекрасное время, за летний период у меня было много прекрасных дней, но конкретно хочу описать один из них. Я такой человек, что не люблю сидеть на месте, мне всегда надо быть в движении. Я за активный образ жизни.

Жизненные ценности являются таким наполнением, которое формирует поведение человека и его личность. Можно сколько угодно говорить про свою личность, но настоящие жизненные ценности довольно часто выдают человека.

Хотя рассказ Бунина Цифры имеет довольно простое содержание и композицию, он говорит о по-настоящему значимых аспектах человеческого существования. Перед нами конфликт между отцами и детьми

Как бы то ни было, человеческая жизнь наполнена множеством различных вещей, понятий и законов, которые взаимодействуя между собой, создают полную картину мироздания

Аустерлицкое сражение имело большие надежды на победу над Наполеоном. Но оказалось всё наоборот. Наполеон показал себя талантливым полководцем, разбил две армии – русскую и австрийскую.

Какой предстаёт природа в лирике С. Есенина?

Каждый поэт входит в храм природы со

своей «молитвой» и своей палитрой.
В. Базанов

Наверное, у каждого человека, родившегося в России, ощущение и восприятие природы всегда были такими трепетными, как, может быть, ни у кого в мире. Весна, лето, осень и особенно русская «зимушка-зима», как любовно говаривали о ней в нашем простом, но великом русском народе, брали и берут за живое душу, заставляя испытывать глубокие чувства, схожие с волнительными любовными переживаниями. Да и как не любить всю окружающую нас красоту и прелесть переполненную бурлящими эмоциями, взволнованное сердце любого человека, но особенно поэта и творца слова. Такого, как замечательный поэт Сергей Александрович Есенин, который в своем многоликом творчестве, в своей задушевной лирике оставил особое место иногда суровой, но всегда прекрасной российской матушке-природе. И это не мудрено.
Родившись в центре России, Есенин видел и созерцал вокруг себя такую неописуемую красоту и прелесть, которые можно найти только на Родине, чьи необъятно широкие просторы, чье торжественное величие навеяли уже в детстве те думы и размышления, которые он передал нам позже в своей вдохновенной и волнующей лирике.
Куда бы поэт ни кинул взгляд, всюду на него как бы накатывали полны творческого воодушевления, подчас пронизанные грустью и тихой тоской, как и сама природа:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный
Лес да монастырь.

Когда читаешь стихи Есенина о природе, вся полнота мощи великого и могучего русского слова обрушивается на твое сознание, заставляя его взывать к подлинным жизненным образам, может быть, никогда по-настоящему еще не увиденным, но таким удивительно реальным.
Есенин утверждал, что он, «последний поэт деревни» в России. В его стихах любовно выписаны мелкие подробности деревенского быта.
Природа у Сергея Есенина многоцветная, красочная. Любимые же цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде»),
И всегда описание природы у Сергея Есенина соотносятся с выражением настроений поэта. Как ни тесно связанно его имя с представлением о поэтических картинах русской природы, его лирика не является пейзажной в соответственном смысле слова. Клен, черемуха, осень в стихах поэта – не просто приметы родной русской природы, это цепочка метафор, с помощью которых поэт рассказывает о себе, о своих настроениях, о своей судьбе. Поэзия Сергея Есенина и нас учит видеть, чувствовать, размышлять, то есть жить.

Слова.

50. Любить – значит жертвовать собой (по произведениям А.Куприна, И.Бунина)

Но ежели для истинной любви

Страдание всегда необходимо,

То, видно, уж таков закон судьбы.

Научимся сносить его с терпеньем…

Л. Н. Толстой говорил, что сколько сердец, столько и родов любви. Это очень верно.

По-своему, сильно и страстно, с восторгом и горечью, взаимно или безнадежно, любят и в книгах Куприна и Бунина. Многие произведения этих авторов о любви — настоящие шедевры, их невозможно забыть.

Вот прекрасная повесть Куприна “Гранатовый брас­лет». Мелкий служащий, “маленький человечек» Г, С. Желтков вот уже много лет влюблен в светскую даму, княгиню Веру Николаевну. Любовь эта — источник и высшего наслаждения, и одновременно глубокого стра­дания, ведь она безответна и безнадежна. Его письма становятся предметом насмешек мужа Веры Николаев­ны, а подарок — гранатовый браслет — вызывает гнев мужа и брата.

В другой повести — “Олеся» — Куприн рисует, как ра­стет взаимное чувство двух молодых людей. Они очень разные: Иван Тимофеевич — “барин», городской интел­лигент, и Олеся — “дочь природы», которую селяне счи­тают колдуньей. Все произведение — это гимн чистым отношениям между мужчиной и женщиной, перед нами почти поэма о целом месяце “наивной, очаровательной сказки любви». И опять, как и в “Гранатовом браслете», между влюбленными встали общественные барьеры, разница в положении и образовании. И все же читатель вместе с грустью чувствует, что словно очи­стился душой, что и у него, как у Олеси от слов любимо­го, “отогрелось сердце». Такова сила любви…

В “Гранатовом браслете» есть слова о том, что “лю­бовь должна быть трагедией». Не знаю, считал ли так Иван Алексеевич Бунин, однако эта мысль очень под­ходит к его творчеству. Почти все его произведения о любви кончаются разлукой, смертью, предательством, изменой. Больше всего мне запомнились его рассказы из книги “Темные аллеи». В одноименном рассказе ба­рин Николай Алексеевич встречает через тридцать лет Надежду, женщину, которую он бросил. А она не вышла замуж при ее красоте и все эти годы любила его, берег­ла свое чувство.

У Бунина немало героев, которые соприкоснулись с высокой, прекрасной любовью и вынуждены разлучить­ся. Но воспоминания о ней согревают их постоянно. Таких мы встретим в рассказах “Солнечный удар», “Чи­стый понедельник» и других.

Читать еще:  Когда был написан роман белые одежды. Человек в эпоху сталинизма (По роману В

Произведения Куприна и Бунина о любви — это дей­ствительно поэзия и “сказка любви», даже если она тра­гична. Ведь воспевается одно из самых сильных и кра­сивых человеческих чувств. Это как у Пушкина: “Печаль моя светла, печаль моя полна тобою…» Еще Александр Сергеевич писал: “Над вымыслом слезами обольюсь». Я тоже не раз вытирала слезы, читая Куприна и Буни­на. Но все же я совсем не хочу считать, что любовь “дол­жна быть трагедией». Нет, я верю, что она должна быть взаимным счастьем двух людей, готовых сделать мно­гое друг для друга. Пусть это и нелегко

Слов.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Какой предстает природа в лирике С.Есенина?

Булаевская средняя школа №3

Район Магжана Жумабаева

Современное человечество близко подошло к экологической катастрофе. Варварское отношение к природе привело к необратимым изменениям, которые могут стать причиной гибели человечества. Мы должны задуматься над тем, как мы относимся к своей природе и как спасти ее и самих себя. И в этом нам помогут стихи замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Его стихи проникнуты искренней любовью к русской природе, к своей Родине. Уже в самом раннем творчестве Есенина появляются картины родной природы: лес, поле, река, русское раздолье. Все они нарисованы с большой любовью автора, восхищением и преклонением. Есенин мастерски рисует родную природу: мы видим деревья и цветы, слышим звуки, чувствуем запахи. В пейзажах всегда присутствует человек — сам поэт, который не скрывает своей любви к природе. Мир природы окружает его с самого рождения.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Конечно, природа для него всегда родная и близкая: и русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и девушка- крестьянка — все живое вызывает у него глубокую нежность. В своих стихах поэт показывает нам народное восприятие природы: и пусть дом старый, но он родимый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые, но они выращены своими руками. Все это согрето горячей любовью поэта. Есенин учит нас любить свою малую Родину, место, где мы родились и живем, а из этого уже вырастает любовь ко всей стране.

Очень часто в лирике Есенина встречаются образы дерева: березка, клен, яблоня. Дерево у поэта живое, оно так же чувствует и страдает, как человек.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» .

Поэт объединяет в одно целое людей, природу, животных. Животный мир у Есенина также часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пес», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «прячутся совы с пугливыми криками», «стрекуньи-сороки» накликали дождь. Есенинские птицы и звери ведут себя естественно и достоверно. Поэт знает их голоса, повадки, привычки. Коростели свищут, кычет сова, тенькает синица, квохчут куры, «машет тощим хвостом лошаденка, заглядевшись в неласковый пруд», лисица тревожно поднимает голову, слыша «звонистую дробь», собака еле плетется, «слизывая пот с боков», корова видит коровьи сны – «снится ей белая роща и травяные луга». И в то же время это не бездушные твари. Да, они бессловесны, но небесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку.

Есенин мечтал, что наступит время, когда люди не будут уничтожать деревья, цветы, животных. Это очень близко нашим мыслям о мире, о том, что человек — это только часть природы.

Я считаю, стихи С.Есенина близки каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своей лирике поэт сумел показать и передать те светлые, прекрасные чувства, вызываемые у нас картинами родной природы. Эти чувства должны помочь нам сохранить нашу природу, а значит, и нашу Землю.

Рецензия

Данная работа соответствует теме. Тема раскрыта полно и целенаправленно. Автор умело использует художественные средства выразительности речи, цитаты. Наблюдается личностное отношение автора. Работа выполнена грамотно.

Литература выпрямляет душу?

КГУ «Пескинская средняя школа»

Район им. Г. Мусрепова

В современном мире очень немногие читают книги, считая, что их можно попросту заменить просмотром кинофильма. Даже ведутся споры, насколько важна книга в жизни человека. Но наша жизнь связана с познанием чего-либо, потому что мы изо дня в день учимся и совершенствуемся. Думаю, что литература всегда занимала и будет занимать важное место в жизни общества.

Прежде всего, хочу заметить, что в последнее время с внедрением новых технологий и развитием кинематографа резко сократилось количество людей, интересующихся литературой. Считаю, что литература формирует внутренний мир человека с самого раннего детства. Родители читают детям сказки, и у них формируется понятие о добре и зле, о том, что хорошо или плохо, о правильности поступков героев сказок. Ребёнок выбирает своего героя и хочет быть на него похожим.

Во-вторых, литература помогает нам помнить об общечеловеческих ценностях всю нашу сознательную жизнь. Я советую всем читать как можно больше. В ритме современной жизни человек забывает о том, что такое истинная любовь, преданность, забота о ближнем. Именно об этом нам рассказывают авторы литературных произведений. Именно этому они хотят нас научить: любить, сострадать, спешить на помощь нуждающимся. И, наконец, многие согласятся с тем, что нет ничего прекраснее, чем, удобно устроившись в кресле, держа чашечку горячего ароматного чая, читать любимое произведение. Возникают собственные представления о героях, об эпохе, в которой они живут. Чтение рождает чувство умиротворения и спокойствия. А сколько испытываешь удивления, когда находишь в героях читаемого произведения самого себя. Происходящее в книге так явно напоминает о настоящем и невольно заставляет задуматься о том, как сделать нашу жизнь лучше.

Подводя итог, хочется сказать, что книга – это могущественный учитель. Её роль трудно переоценить. Бывают моменты, когда испытываешь чувство одиночества, тоски. Книга как лучший друг поможет тебе пережить трудности и достойно выйти из любой ситуации. Таким образом, литература – это всё же жизнь души человеческой, а не просто отвлечённая идея. В результате анализа данного вопроса полагаю, что каждому из нас надо как можно больше читать, потому что литература делает нас чище, добрее, формирует взгляд на жизнь, отношение к злободневным проблемам современности. Отсюда очевидно, что литература занимала и будет занимать важное место в жизни человека, воздействуя непосредственно на его духовную жизнь.

Рецензия

Автором выбрано эссе – мнение, в котором чётко обозначен тезис и приведены обоснования и доказательства роли литературы в жизни человека, эссе начинается с общего утверждения, выдвигается тезис о важности литературы в жизни человека и обозначается масштаб эссе, где чётко изложено, о чём пойдёт речь.

Прослеживается композиционная соотнесённость частей эссе.

Присутствует личностное отношение к роли литературы в формировании нравственно-духовной личности. Показано важное место литературы в жизни человеческой души. В качестве аргументов приводит собственное мнение, основанное на личном опыте. В конце эссе обращается к тезису, заявленному в начале, чтобы дать свою оценку тому, как относятся к литературе. Соблюдается такая особенность эссе как кольцевая композиция. Орфографических ошибок нет.

Читать еще:  А волков 7 подземных королей. Книга семь подземных королей читать онлайн

Классика устарела?

Я не сильно люблю классику, мне больше нравится приключенческая литература. Но для меня классика будет всегда актуальной, пока она говорит о том же, о чем думают современные люди.

Изучая классические произведения в школе, понимаешь, что такая возможность – это огромный подарок для каждого человека. Ведь, становясь взрослыми и солидными людьми, редко кому удается вернуться к этим шедеврам и перечитать их. А если в детстве думать о том, что это творчество свое уже отжило, теряется смысл гуманитарного образования. Так может быть упущена связь с прошлыми веками, их опыт и знания, многое, чему придется учиться на своих ошибках, вместо того, чтобы не тратить зря время на набивание шишек, читать поучительные и нередко забавные книги прошлых лет.

Взрослые постоянно твердят, что классика вечна, что это шедевры, которые должен знать каждый уважающий себя человек. Но вот вопрос: почему классика – это шедевры, что она дает человеку и актуальна ли она сейчас?

Честно говоря, читая Шекспира или Карамзина, трудно в этом разобраться. Продираясь сквозь дебри их, уже во многом непонятного современному человеку, языка, думаешь: «Какой-то простой сюжет, сказочно-фантастическая история. Разве она имеет отношение к сегодняшней жизни, к моей жизни?»

Однако, если преодолеть этот «языковой барьер», внимательно прочитать и подумать над произведениями классиков (Пушкина, Гоголя, Толстого, Тургенева, Чехова, Булгакова), то становится понятно, что классика не устарела. Больше того, она не может устареть, потому что говорит о тех проблемах, которые волнуют человека во все времена. А люди, как известно, в самом главном не меняются. Об этом сказал еще булгаковский Воланд: «…Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»

Добро и зло, любовь и ненависть, смысл жизни, тайна смерти, законы устройства Вселенной, место человека в этом мире – обо всем этом размышляют писатели-классики и помогают своим читателям (независимо от века, в котором те живут) найти ответы на важнейшие вопросы бытия. Нужно лишь уметь за ворохом кринолинов или звоном шпаг, за антуражем убогой деревенской избы увидеть характеры и ситуации, которые вечны.

Больше того, я думаю, в одном из этих «классических» характеров читатель обязательно найдет себя или своих знакомых, встретит жизненную драму, схожую с его. И это, возможно, поможет современному человеку ответить на мучающий его вопрос, разрешить какой-то конфликт или просто посмеяться над жизнью.

В этом – «практическая», но и высшая польза классики. И именно поэтому взрослые настаивают на ее знании. Классическая литература – это «учебник жизни», сеанс высококлассной психотерапии, который доступен всем, кто умеет читать. Классики литературы размышляют о добре и зле, любви и ненависти, смысле жизни и тайне смерти, об устройстве Вселенной и предназначении человека в мире. Независимо от века они помогают читателю найти ответы на многие вопросы бытия. Просто необходимо уметь извлекать вечные истины из окруженных антуражем сюжетов .В характерах классических героев читатель нередко узнает себя или знакомых, находит похожую ситуацию или жизненную драму. Возможно, автор поможет современнику ответить на мучивший его вопрос, разрешить сложный конфликт или просто посмеяться над жизнью.

Классическая литература приносит практическую пользу, она дает советы и предостерегает от ошибок. Именно поэтому мудрые люди настаивают на знании гениальных произведений. Эти «учебники жизни» сродни высококлассной психотерапии, которая доступна любому, умеющему читать и думать.

Классика устарела?

учитель русского языка и литературы

КГУ «Петерфельдская средняя школа»

ученица 11 «Б» класса Танабаева Дария

Вот он и пришёл – новый век. Век, открывающий новое тысячелетие. Век ожидания и надежд. Стоишь ты на пороге новой эры и вопрошаешь: что будет со мной, люди? Кто подскажет нам, вступающим в самостоятельную взрослую жизнь, как правильно поступить? Кто преподаст нам уроки совести, уроки чести, уроки нравственности, человечности, уроки памяти? Отвечу прямо: классика.

«Жил на свете маленький цветок…Он рос один на пустыре… Нечем ему было питаться…, а цветок всё жил и рос помаленьку выше», – читаю я у Андрея Платонова. Вот он – урок мужества, жизнелюбия.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берез.

Это М.Ю.Лермонтов учит любви к моей земле. Это его урок мне…

А другой урок, урок доброты, красоты, жизни дали мне Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, У.Шекспир и многие-многие другие писатели и поэты. Каждая строка, написанная их талантливой рукою, должна быть сохранена для каждого из нас.

Классика устарела? Признаюсь честно: меня смутила такая постановка вопроса.

Хочу процитировать слова известного русского критика В.Г.Белинского: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Всем известны его замечательные сказки, в которых столько житейской мудрости: знай меру («Сказка о рыбаке и рыбке»), не жадничай («Сказка о попе и работнике его Балде»), не будь спесивой и завистливой («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»). Разве могут они, т.е. сказки, устареть? А его стихи о любви? Ведь в них женщина – мадонна, богиня, «гений чистой красоты». Восхищаюсь благородством поэта, который писал:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Нет, никогда не устареют любовь, нежность, благородство, гуманизм. Да, бесспорно, во все времена классическая литература была учителем, другом, воспитателем. Все произведения русской классики учат нас жизни, заставляют думать, рождают ассоциации. Хочется и писать, и размышлять, чтобы всем доказать: нет, не устарела русская классика. Она по-прежнему будоражит умы и сердца людей, проповедует вечные ценности: добро, честность, человечность. Классика не устарела, так как в ней рассматриваются актуальные во все времена проблемы: добра и зла, любви и ненависти, эгоизма и самопожертвования. В классических произведениях можно найти ответы на многие вопросы, она сеет «разумное, доброе, вечное».

«Проблема поиска жизненного пути в литературе и жизни»

КГУ «Бескольская средняя школа-гимназия»

«Быть или не быть», «быть или казаться» – эти гамлетовские вопросы встают перед каждым человеком в юности. Они связаны с выбором активной или пассивной жизненной позиции, честного взгляда на самого себя и взаимоотношения с миром. Страшна мечтательная обломовщина с её привлекательным прекраснодушием, потому что ведёт в пустоту.

Каждый человек сам строит свою судьбу, осознанно выбирая тот путь, на котором он может самореализоваться. Родители, педагоги и среда, конечно, опосредованно влияют на этот выбор, потому что он обусловлен проблемой интеграции в общество, социальной адаптацией.

Мастер у Булгакова выбирает путь творчества, обусловленный литературным талантом и философскими склонностями, но не имеет сил защитить свои труды и самого себя от неприятия обществом. Маргарита вырывается из болота повседневности, встав на защиту своего любимого человека и его творений, бросая вызов не только окружению, но и сверхъестественным силам.

Поиски жизненного пути сопровождаются метаниями и сомнениями. Молодой учёный-естествоиспытатель Евгений Базаров сталкивается с тем, что жизнь не укладывается в схемы научных и идеологических теорий. Любовь к Одинцовой нарушает стройность нигилистических воззрений. И герой оказывается на распутье, в поисках нового места в жизни, которые дадут успокоение истерзанному сердцу.

У каждого человека есть своё небо Аустерлица, когда очень важно сделать свой выбор. И тогда, как Андрей Болконский, ты замираешь среди суеты и всматриваешься в нечто вечное и непреходящее, чтобы сверить свои ориентиры: «Правильно ли то, что я делаю? Туда ли я иду, куда надо?»

Комментарий

Нет четкой последовательности в рассуждении, взаимосвязи между частями текста. Какие-то обрывки мыслей.

Источники:

https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/esenin/tema-prirody-v-lirike-sergeya-esenina
https://cyberpedia.su/5x2c.html
https://megaobuchalka.ru/12/155.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]