2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Калигула»: спектакль без слов по мотивам пьесы Альбера Камю. Спектакль калигула

«Калигула»: спектакль без слов по мотивам пьесы Альбера Камю

Казалось, совсем недавно артисту надо было проявить себя в театре, прежде чем им заинтересуется кинематограф. Сейчас же все чаще артисты, завоевав популярность своими ролями в кино или телесериалах, начинают осваивать театральные подмостки. Спектакль «Калигула» по мотивам пьесы Альбера Камю — еще одно тому подтверждение. В нем в новом для себя амплуа появятся Катерина Шпица, ставшая по версии THR актрисой года, и Равшана Куркова, до недавних пор больше известная как «просто очень красивая актриса». Помимо этих известных персон в спектакле участвует еще и прима Большого театра Мария Александрова, а также артисты Московского губернского театра, на сцене которого он и идет. «Сергей Землянский — талантливый режиссер со своим необычным театральным языком, — уверен художественный руководитель театра Сергей Безруков. — Думаю, для наших актеров поработать с ним, попробовать себя в новом жанре — очень полезный опыт». Видимо, исходя из этих соображений, Сергей Безруков вложил еще и средства своего Фонда в реализацию этого проекта.

«Калигула» в постановке популярного хореографа Сергея Землянского, по сути, пластическая драма, которую сам режиссер предпочитает называть wordless, «спектакль без слов». Он поставил уже несколько спектаклей в этом стиле, создавая художественные образы не только с помощью пластики тела и музыкальных акцентов, но и танцевальных элементов. Этот синтез позволяет приглашать артистов с именем из разных сфер — от драматического театра и кино, до балета.

В пьесе Камю действие разворачивается во дворце Римского императора Гая Цезаря Германика, больше известного как Калигула, что в переводе означает «сапожок». Это прозвище прилепилось к будущему императору еще в детстве, поскольку мальчик вырос в военном лагере в Германии. Но если в пьесе все события происходят в бытность Калигулы императором, то Сергей Землянский в спектакль вводит воспоминания Калигулы о своем детстве. Когда предшествующий император, двоюродный дядя Тиберий, жестоко убил его родителей. А самого юного Калигулу склонил к любовной связи с сестрой Друзиллой. И это многое дает для раскрытия образа кровожадного тирана, не останавливающегося ни перед чем. Все людские комплексы, равно как и пороки, родом из детства. В итоге Калигула убивает Тиберия и сам становится императором. Казалось бы, теперь только и можно наслаждаться жизнью, но его любимая сестра внезапно умирает.

Спектакль начинается с прощания Калигулы с умершей сестрой Друзиллой. На сцене минимум декораций — трон и постамент, на котором лежит сестра императора. Может вызвать недоумение, когда, казалось бы,уже отошедшая в мир иной Друзилла подает руками какие-то знаки. Но, оказывается, эти жесты адресованы глухонемым зрителям. И этот язык используется на протяжении всего спектакля, так как он имеет еще и гуманитарный аспект — Губернский театр продолжает свою политику «быть доступным для всех»: даже среди артистов в спектакле есть слабослышащие. Раздавленный внезапной кончиной возлюбленной сестры, юный император покидает дворец. А вернувшись спустя несколько дней, провозглашает себя равным Богу и обещает установить царство, в котором будет править невозможное. Всех несогласных казнит. Огромные шары с нарисованными лицами перекатываются по сцене, олицетворяя отрубленные головы. Римская знать живет в страхе и покорности. И даже когда император при всех насилует и уродует жену одного из знатных римских мужей, тот не осмеливается за нее вступиться. Единственным союзником обезумевшего императора остается его жена, Цезония. Но и ее убьет обезумевший император, прежде чем римская знать, объединившись с группой заговорщиков, убивает его самого.

Содержание так ярко выражено языком пластики, пантомимы и танца, что все становится понятным, даже если кто-то подзабыл биографию Калигулы, написанную Светонием, или вовсе не знаком с пьесой Камю. Изумительные по красоте костюмы и сценография Максима Обрезкова, а также музыка композитора Павла Акимкина делают этот спектакль невероятно зрелищным. Сценография продумана до мелочей. Когда по ходу действия сверху опускается прозрачный занавес, не остается сомнений, что это уже терзающие Калигулу воспоминания.

Катерина Шпица выходит на сцену в роли Друзиллы, сестры императора. Роль, в которой есть и драматургия, и пластика, и танец, явно ей удалась. Сказывается и нынешний опыт работы в кино, где она сейчас очень востребована, и давний опыт танцовщицы go-go в клубах. В этой же роли в спектакле занята и профессиональная балерина Большого театра Марина Богданович.

Читать еще:  Тема нации и межнациональные отношения. Межнациональные отношения и конфликты

А вот удастся ли соперничать Равшане Курковой в роли жены императора, Цезонии, с балериной Марией Александровой — вопрос. Именно она, прима Большого театра, выходила на сцену в премьерных спектаклях в этой роли. Будет непросто повторить и царственную осанку, и отточенные движения профессиональной балерины. В роли Калигулы заняты драматические артисты Илья Малаков и Станислав Бондаренко. Илья Малаков, артист труппы Губернского театра, когда-то работал педагогом-хореографом, так что для него роль с обилием пластики и танца никакого труда, явно, не представляла. Да и драматическую составляющую роли ему удается передать блестяще.

Еще одна актриса из мира кино, точнее, телевизионных сериалов, это Зоя Бербер (молодежный сериал «Реальные пацаны») — в роли жены знатного римлянина Муция, над которой на глазах у мужа надругался император. Она невероятно привлекательна, недаром некогда по версии журнала Maxim вошла в первую пятерку самых сексуальных женщин страны. Уже этот список имен способен завлечь зрителей на «Калигулу». Проект этот явно коммерческий. И нельзя не признать, что коммерческий театр в России находит все новые формы и развивается довольно успешно.

Калигула

Владимир Моташнёв
Либретто по мотивам пьесы
Альбера Камю «Калигула»

Место действия: Рим. Дворец Калигулы.

Раздавленный внезапной кончиной сестры и любовницы Друзиллы юный император Гай Юлий Цезарь Август Германик (Калигула) тайно покидает дворец. Обеспокоенные его состоянием и долгим отсутствием приближенные императора повсюду ищут его. Заручившись поддержкой своего друга Геликона и обещанием «помогать императору в невозможном», Гай возвращается спустя несколько дней во дворец. Представ пред патрициями и римской знатью, – император холодно приветствует своего друга – Сципиона. Оскверняя святыни, Калигула провозглашает себя равным Богу, обещая установить царство, в котором будет править невозможное. Несогласных казнят без церемоний. Жена Калигулы, Цезония, просит мужа образумиться, но тот неумолим. Единственный способ сравниться с Богом, – стать таким же жестоким, как он. Цезония принимает выбор мужа и готова дойти с ним до конца. Доносы, пытки, казни накрывают Рим кровавой волной.

Калигулу терзают воспоминания о прабабке Ливии, которая наказала юноше не выдавать своих истинных чувств по отношению к его двоюродному деду Тиберию, – предшествующему императору, жестоко убившему родителей Гая. Изображать полнейшее равнодушие к судьбе родных – единственный способ выжить.

После трех лет кровавого безрассудства императора-тирана, который отрицает людей и мир, обезумевшая от гнева и страха, униженная и раздавленная, римская знать готовит заговор. Херея Кассий, офицер преторианской гвардии, готов возглавить его. В компании Цезонии и Геликона собрание заговорщиков посещает Калигула, явно демонстрируя, что знает о заговоре. Трусость, раболепство собравшихся приводит Калигулу в еще большую ярость, он убеждается в том, что страх лишает человека всякого благородства. Калигула при всех насилует и уродует жену одного из знатных римских мужей – Муция. Но ни Муций, и никто из присутствующих не решаются возразить, выказывая любовь и преданность императору.

На требование своего друга Сципиона остановиться, Калигула отвечает, что выполнять работу Бога не сложно, нужно лишь ожесточить сердце, и он, Гай Юлий Цезарь Август Германик, посмел сделать это и готов принять расплату. Сципион жалеет Калигулу, прощается с ним и покидает друга навсегда.

Воспоминания о юности при императоре Тиберии, о том, как в особых постельных комнатах Тиберий собирал девочек и мальчиков самого нежного возраста и заставлял совокупляться перед ним, возбуждая его угасающую похоть, продолжают мучить Гая. К любострастию такого рода Тиберий склонил и самого юного Калигулу с его сестрой Друзиллой. Калигула убивает Тиберия и занимает его место императора. Теперь им с Друзиллой ничто не угрожает, но внезапная болезнь сестры-любовницы и ее ранняя смерть переворачивают сознание Калигулы.

Херея просит Сципиона примкнуть к заговорщикам, но тот отказывается участвовать в убийстве императора.

Цезония возвещает об открытии игр. Дабы подчеркнуть свое божественное величие, Калигула является изумленной публике в облачении Венеры. Воздвигнув свое изваяние, он глумится над богами, выставляя их глупыми марионетками в этом спектакле. Предчувствие смерти не покидает безумца, он готов к ней. Жестокость императора во время гладиаторских поединков подталкивает заговорщиков к решительным действиям. Геликон пытается предупредить Гая, но Херея Кассий убивает его и открыто говорит императору, что и он, Калигула, всем мешает и должен исчезнуть. Калигула просит Херею довести задуманное до конца. Обезумевший Калигула убивает верную Цезонию и с готовностью принимает смерть.

Читать еще:  Братья карамазовы о чем роман. Роман "Братья Карамазовы": анализ произведения

«Калигула»: спектакль без слов по мотивам пьесы Альбера Камю. Спектакль калигула

Отзывы на спектакль от 18 мая. Как хорошо, что в Ночь Музеев, в Год Театра я попала именно сюда, в Его Величество Театральный подвал на Шкулева!

(С меня чуть попозже — подробный обзор спектакля)

Ирина Красильникова
Калигула. Этот мир, такой, как он есть, невыносим. Следовательно, мне нужна луна, или счастье, или бессмертие, что угодно, пусть даже безумие – но не от мира сего.
(Альбер Камю. «Калигула»)

***
Пьеса Альбера Камю «Калигула» к разряду лёгких для восприятия не относится. Но это лишь подстегнуло мой интерес к тому, как поставил ее на сцене театра «Своё Время» Микаэль Штерн и сыграли мои любимые молодые талантливые артисты. Правда, из всех трёх составов мне посчастливилось увидеть лишь один, но уверена, что в будущем я эту оплошность исправлю. Тем более, что постановка эта имеет необычайный успех у зрителей, а стало быть, ей предстоит долгая и счастливая жизнь.

Теперь, когда «на одном дыхании» просмотрен трёхчасовой спектакль, можно перевести дух и подвести итоги. Ну что ж, дорогие мои, сегодня вы выступили на большую красную «пятерку» с жирным «плюсом»!

Но — обо всем по порядку. Калигула (Владимир Каменский) предстал перед зрителями не столько жестоким самодуром, как требует «ярлычок», на него навешанный, сколько человеком думающим, страдающим, пытающимся найти ответы на мучающие его вопросы. Да, с точки зрения здравомыслящего человека его поступки кажутся злыми и абсурдными, но в том-то и дело, что никакого удовольствия «тиран» от них не получает. Он был и остаётся несчастным в своей попытке совершить «метафизический бунт» — восстание против собственного удела, своей смертной природы и всего мироздания. «Верховное самоубийство», или добровольное согласие умереть — логичный результат действий человека, пытающегося достичь невозможного.
Необыкновенная тонкость, лиричность и мастерство мгновенного перехода от философских размышлений к безудержному гневу свойственные артисту Владимиру Каменскому, делают образ Калигулы незабываемым.

Геликон (Грант Туманов) — преданный слуга и защитник Калигулы. Нет, он, будучи человеком здравомыслящим, не может не понимать абсурдности поступков и требований своего господина, приказывающего во что бы то ни стало «достать ему Луну». Гранту удалось показать сильную, смелую личность, человека, много повидавшего в жизни. Рождённый рабом, Геликон с презрением относится к «зажравшимся» патрициям и с восторгом встречает все новые и новые выдумки Калигулы, направленные на их унижение и разоблачение. А также не предаёт цезаря до самой смерти, что дорогого стоит.

Цезония (Надежда Рыжкова) — тоже женщина не простая. Вначале она просто ужасается, увидев, в каком настроении вернулся из странствий ее господин. Пытается образумить его, уговорить. Но безумно любя Калигулу, она все же становится верной проводницей его идей. Как говорится, «если насилия невозможно избежать — закрой глаза и наслаждайся».
Какие-то несколько минут — и вот уже Надежда мастерски преображается из нежной любящей женщины в этакую «фурию», с огромным удовольствием оглашающую приказы Калигулы. Ей бы ещё хлыст Геликона в руку — и самое оно!
Цезонии суждено стать самой собой только в конце спектакля, услышав из уст своего господина, что она, как и все в этом мире — «тоже виновна».

Юный поэт Сципион (Вениамин Латерман) — личность многогранная. Лишившись отца с нелегкой руки Калигулы, он разрывается между ненавистью к императору и любовью к нему. Ну и как, скажите на милость, испытывать жгучую ненависть к человеку, мысли которого так часто совпадают с твоими собственными?
«Знаешь, я ненавижу его еще больше за то, что он сделал с тобой», — так говорит Сципиону Керея, главный оппонент цезаря. Вениамин прекрасно показал все те терзания, которые испытывает его персонаж.

Ирина Красильникова. Продолжение.
Георгий Мохов в роли Кереи также очень меня порадовал. С длинными седыми волосами, «постарев» лет на 20, этот талантливый молодой актёр играет человека мудрого, «семь раз отмеряющего». Керея не боится сказать в глаза Калигуле, что тот должен умереть хотя бы потому, что своими «причудами» не даёт людям чувствовать себя в безопасности. А ведь безопасность — это то, что большинство нормальных людей ценит превыше всего.
«Мною движет не честолюбие, но разумный страх: страх перед этим бесчеловечным лиризмом, согласно которому моя жизнь – ничто», — вот фраза, прекрасно характеризующая Керею. Если проанализировать его речи философски, то он — идеолог «отжившего старого», а Калигула — этого самого «старого» разрушитель.

Читать еще:  Женщины на картинах стива хэнкса. Чувственные акварели стива хэнкса

При таких раскладах вполне естественно, что в светлой голове Кереи созревает план избавления от «неправильного» императора. И тут ему на помощь приходят патриции и знатные граждане Рима.
При всей общности целей у них — весьма разные характеры и жизненные принципы. Так, старший патриций Сенект (Владимир Адров), на словах призывая к бунту и свержению императора, на деле в страхе «приползает» к Калигуле, чтобы доложить ему о готовящемся мятеже.
Патриций Лепид (Иван Щеголев), потеряв по воле императора старшего сына, тем не менее, не решается озвучить Калигуле причину своей грусти и лживо восхищается «Танцем богини Венеры», исполненном цезарем. (А танец-то, imho, действительно прекрасен! 😀)

Муций ( Михаил Машкилейсон), хоть и бросается защищать свою жену, уведённую императором для «любовных утех», но когда Цезония объявляет о болезни Калигулы, он тут же клятвенно обещает отдать свою жизнь, если тот выздоровеет. И — отдаёт, ибо это был очередной розыгрыш цезаря с целью проверить своих подчиненных.

Пострадал от императора даже сам управитель Патрициан (Артемий Астахов): его, в результате того же розыгрыша, лишили всего имущества. А знатный горожанин Мерейя (Павел Белокуров), мало того, что вынужден «навещать» собственную жену в публичном доме, куда ее «засунули» по приказу Калигулы, так ещё и обвиняется в «приеме противоядия» (на самом деле — лекарства от астмы). А раз пьёшь противоядие, значит — подозреваешь самого императора!
И Мерейя вместе с Муцием пополняют растущую с каждым днём толпу «очаровательных мертвецов». И даже «имеют наглость» явиться на конкурс поэтов и читать стихи о смерти! (А, собственно, кому, как не им, лучше всего о ней знать? 😀)

«Вы не знаете истинного своего врага, вы приписываете ему мелкие цели. А у него цели только великие! Вы идете навстречу собственной гибели. Сумейте вначале увидеть его таким, какой он есть. И тогда вы сможете с ним бороться», — поучает своих союзников проницательный Керея. Но лично мне кажется, что напрасно поучает. Не в коня корм. Римская знать настолько обленилась, прогнила, настолько привыкла льстить, обманывать и предавать, что даже методы борьбы с ней «а-ля Калигула» уже не кажутся зрителям такими жестокими.

Ирина Красильникова В этом спектакле хороши абсолютно все артисты, даже исполняющие небольшие роли. Очаровательные мертвецы (Полина Бенимана и Николай Полуэктов), отсутствующие в пьесе у Камю, вместе с Муцием и Мерейей являются на конкурс поэтов — как напоминание императору о совершенных злодеяниях. А настоящим поэтам (Анна Трушкова-Васильева и Яна Мартынова), волей Калигулы вынужденным ещё и переодевать его, цезарь не даёт и двух строчек прочесть из стихов о смерти. Ведь это он, только он один знает о «предмете исследования» куда больше всех их, вместе взятых!
Зато уж соблазнительная Поэтесса (Лидия Варюшина) «отрывается», как говорится, по полной, так что Геликону приходится буквально отрывать ее от императора. Поэтесса — из тех редких женщин, что совершенно не боятся возбудить гнев Калигулы, ибо привыкли возбуждать в мужчинах совершенно противоположные чувства.

***
Спектакль сей, ранее игравшийся на сцене бОльших размеров, ныне пришлось адаптировать для малой. И режиссёр справился с этим отлично. Игра света разных цветов; система ширм на колесиках, за которыми можно прятаться, подслушивая, исчезать и вновь появляться, — все это то расширяет, то сужает поле действия актёров, а то и создаёт на маленькой сцене эффект «многоплановости».

Постановка эта, несмотря на серьезность поднятых в ней тем, «тяжёлой» мне не показалась. Только в самом конце, во время сцен гибели Цезонии и убийства Калигулы, просто мурашки пошли по коже. Сначала — последняя речь Калигулы и объятия, превращенные в удушение. Потом — постепенно бледнеющее лицо умирающей Цезонии, ее расширенные от ужаса глаза (Надежда Рыжкова, Владимир Каменский, браво!) А потом — кроваво-красный свет, последняя попытка Геликона спасти своего императора, — и полный веры в свою правоту крик Владимира Каменского «Я ещё жив!» Все это сработало на яркое восприятие финала.

Спасибо вам, дорогие режиссёр и артисты, и вообще все, причастные к выходу этого замечательного спектакля. Нисколько не жалею, что среди многочисленных вариантов проведения «Ночи музеев» выбрала посещение театра «Свое время».

(Фото Ирины Кузнецовой. За приглашение благодарю ее и Анну Трушкову-Васильеву)

Источники:

http://thr.ru/theatre/kaligula-spektakl-bez-slov-po-motivam-pesy-albera-kamu/
http://moscowshow.com/%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B0/
http://vk.com/topic-35964429_39747026

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×