5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Канон (музыкальная форма). Строки текстарифмы стиха и строки музыки функции строк

Понятие «стихотворная строка». Строфика. Твердые формы строфики. Рифма

Особенностью родо-жанровой формы лирики явл. Стих – определенным образом организованный звуковой ряд, стихотворная строка. Это единица членения худ.речи в лирических произведениях, а также в произведениях, написанных в стихотворной форме.

Строфа – это группа стихов, объединенных формальным признаком, и этот признак повторяется. Основные виды строф: европейской поэзии включают в себя четное число строк – дистих, катрен, октава, одическая строфа. Терцет – это строфа, состоящая из 3 строк. Эта строфа входит в сонет.

Твердой стихотворной формой обладает жанр сонета (14 строк). Сонет состоит из 2 катренов (с двумя рифмами) и 2 терцетов (с двумя или тремя рифмами). Исторически образовалось 2 вида – итальянский и французский, которые отличаются рифмовками. Хотя вариантов сонета достаточно много: английский (4+4+4+2), хвостатый – имеент дополнительные терцеты, безголовый – лишен первого катрена, сонет с кодой – дополнительная строка, опрокинутый – сначала терцеты,потом катрены. Вершиной мастерства явл.венок сонетов – цикл из 14 сонетов, в котором последний стих каждого предыдущего стихотворения повторяется как первый стих последующего.

Рифма – звуковая согласованность конца стихов. Классификация рифмы в силлабо-тонической системе стихосложения основана на принципе ударного слога в последней группе слогов. Рифмы бывают:

  1. мужская – ударение падает на последний слог.
  2. женская – на предыдущий слог.
  3. дактилическая – на третий от конца стиха слог.
  4. гипердактилическая – на четвертый от конца стиха слог.

Также различают точные рифмы (совпадение всех звуков – от последнего ударного гласного и до конца стиха) и неточные (отличаются несовпадением гласных).

Богатые рифмы – рифмы с одинаковыми опорными гласными и согласными звуками. Это рифмы с однородным грамматическим рядом. Богатыми считаются омонимичные рифмы, когда при одинаковом звучании и одинаковом (близком) написании значение слов различно. Возникают тавтологические рифмы, когда повторяется одно слово или его вариант. Составленные рифмы – предполагают фонетические совпадения одного слова и другого слова как части первого. Бывают замещенные рифмы, приблизительные, усеченные.

Различают несколько видов рифмовки:

Встречаются и смешанные рифмовки. Со времен средневековья известен стих, не имеющий метра и рифмы – свободный стих. В русской культуре это чаще вид вольного белого стиха – нерифмованного акцентного стиха. Очевидно, что свободный стих близок стихотворению в прозе. Белый стих – это явление новоевропейской культуры; рифмованный стих в силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении.

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Канон (музыкальная форма). Строки текстарифмы стиха и строки музыки функции строк

История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке . Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком (например, «Sumer Is Icumen In» – «Летний канон»); каноны в большом количестве писали в Италии в XIV веке , используя для них термин caccia , а также использовали их во французских шансонах . В эпоху Франко-фламандской школы (1430-1550) форма канона развилась дальше, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре, Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias ), Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как «Музыкальное приношение » И. С. Баха). В XX веке Шёнберг возродил интерес к канону, используя двенадцатитоновую технику.

До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.

Типы канонов

Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временна́я разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.

Простой

В простом каноне мелодии-спутники в точности повторяют основную мелодию в первом голосе, возможно, на октаву выше или ниже основного голоса. Пример такого канона – Frère Jacques.

Интервальный

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным , если нет, то диатоническим .

Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

Обращение

В обращённом каноне мелодии-спутники являются обращениями мелодии-вождя. Это значит, что, если основная мелодия делает скачок, например, на квинту вверх, спутник в том же месте делает скачок на квинту вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным .

Возвратное движение

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается задом наперёд. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem ) или вдвое быстрее (канон per diminutionem ). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения , в особенности в конце – начале XVI веков; Окегем написал целую мессу (Missa Prolationum ), каждая часть которой является мензуральным каноном.

Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus ) называется канон, конец которого плавно переходит в начало, то есть такой, который можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности , в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos ) – в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.

Читать еще:  Рисование во 2 младшей. Рисование с детьми второй младшей группы «Осенний пейзаж

Двойной и тройной

Если в каноне присутствуют две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон – такая запись называется закрытой . Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным .

Аудиофрагмент

Ссылки

  • Анатомия канона (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Канон (музыкальная форма)” в других словарях:

– (лат. forma вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима … Википедия

Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера

Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный хор к очередному пионерскому празднику разучивает новые песни … Музыкальный словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Бар (значения). Бар, бар форма (нем. das Bar, возможно, сокращение от средневерхненем. barat или parat искусный выпад в фехтовании), текстомузыкальная форма, в которой сочинялись песни… … Википедия

– (греч. kanon правило). 1) установления апостолов, вселенских соборов и поместных, относящиеся к вере и церковным обрядам. 2) церковная песнь в похвалу праздника или святого. 3) шрифт употребляемый ныне только в заглавиях книги. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

– (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия

Не следует путать с термином «канун». Канон (греч. κανών) неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят… … Википедия

Опера (итал. opera «дело, труд, работа; опера», из лат. opera «труд, изделие, произведение») жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее… … Википедия

Музыкальная форма (лат. forma вид, облик) композиционная схема, принцип построения и следования музыкального материала (например, бар, фуга, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.). В некоторых случаях понятие музыкальной формы… … Википедия

Полифоническая форма, один из видов имитации. В нем продолжительная мелодия после своего появления в одном голосе и задолго до своего окончания совершенно точно повторяется в другом голосе, начиная с той же ступени или с другой, вследствие чего К … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Канон — одна из тех великих форм, которыми может гордиться музыка Западной Европы. В своих наиболее значительных образцах форма канона сочетает художественно-эмоциональную полноту и насыщенность с рационалистически строго рассчитанной (и подчас невероятно сложной) конструкцией звукового целого. Зародившись еще в ранние эпохи европейского многоголосия, канон (с большей или меньшей распространенностью в те или иные исторические периоды) развивается на протяжении семи столетий, притом современная музыка отнюдь не обнаруживает тенденции к умалению художественной роли канона.

За столь длительное время канон, естественно, не мог не претерпеть существенной эволюции. И если история канона Нового времени более или менее у нас известна , то начало ее исследовано мало (прежде всего из-за труднодоступности источников, особенно в нашей стране). Настоящая статья ставит своей целью очертить контуры зарождения и начальных этапов развития формы канона.

1. Канон. Понятие и термин

Слово «канон» — одно из наиболее многозначных среди слов, вошедших в музыкальную терминологию.
. Каноном был назван «инструмент мудрецов» — монохорд . По имени этого инструмента сторонники математико-философского объяснения музыки назывались «канониками».

В позднегреческой (византийской) музыке термин «канон» был закреплен за определенной формой церковной музыки. Византийский канон (с конца VII века) состоит из девяти (или меньшего числа) частей — од. Из Византии канон перешел на русскую почву и сохранил то же строение (девять песен, вторая из которых большей частью отсутствует; в некоторых случаях пропускаются и другие — восьмая, девятая).

В католической мессе каноном (canon missae) называется часть после Sanctus от слов «Те igitur» (молитвенные тексты этой части мессы не подлежат изменению, отсюда и название «канон»).

Все перечисленные значения слова «канон», однако, не имеют отношения к полифонической форме канона, развившейся в европейской многоголосной музыке. Источник ее возникновения — мощный подъем исторически нового многоголосного полифонического мышления, интенсивно развивающего открывшиеся возможности повторения тематического материала при передаче его от одного голоса к другому и достигающего при этом неслыханных эффектов углубления музыкальной мысли, как бы погружения ее во внутреннее измерение музыки. Возведение непрерывной имитации в центр художественного интереса композиции формирует новый аспект музыкального времени и не поддающийся словесному описанию эстетический эффект взаимодействия двух одинаковых, но неодновременных голосов.

Изучение этапов становления европейских канонических форм осложняется различием путей развития термина и понятия канона. То, что с нашей точки зрения есть действительный канон (то есть непрерывная имитация), первоначально существовало под другими жанровыми наименованиями, а то, что носило название «канон», не во всем совпадает с каноном в нынешнем понимании этого термина. Так как подобного рода расхождения приходятся именно на ранние эпохи развития канона, данный вопрос — один из важнейших в настоящей работе.

2. Генезис канона. Имитация в метризованном органуме школы «Notre Dame». Обмен голосов

Канонические формы XIII—XIV веков возникли непосредственно на основе принципа имитации и хронологически, по-видимому, одновременно с ним. По технике письма канон и имитация, в сущности, однородны и могут рассматриваться как две разные степени проявления одного и того же общего принципа (передачи материала от одного голоса к другому). Перерастание зародившейся имитации в канон как имитацию последовательную, состоящую из нескольких отделов, происходит уже около 1200 года, у Перотина. Примером может служить его рождественский органум Viderunt (приводится фрагмент):

Читать еще:  Прикольные выражения для общения на любой случай. Прикольные фразы для разговора

На ранних этапах своего развития имитация и канон проявили себя в рамках определенного приема организации музыкального материала, который получил в литературе специфическое наименование — «обмен голосов» (нем . Stimmtausch). Сущность этого «гласообмена» состоит в том, что данное сочетание двух (или более) голосов точно повторяется , а составляющие его мелодии передаются из голоса в голос с таким расчетом, чтобы каждая мелодия побывала во всех голосах. По совершении круга проведений каждой мелодии во всех голосах всё возвращается к исходному соотношению.

Обмен голосов объединяет в себе несколько явлений: (1) остинато , (2) имитацию и (3) канон (бесконечный — canon: infinitus, или «непрерывный», круговой — canon perpetuus, в позднейших терминах).

Обмен голосов имеет также отношение к технике двойного и тройного контрапункта . Кроме того, абсолютная «готическая» разграниченность мелодических отрезков — так же, как и геометрическая правильность их порядка, — в простейшей форме, но с полной определенностью оперирует мелодиями, как темами, — мелодиями, подвергающимися развитию посредством пермутации.

Техника обмена голосов зародилась, вероятно, в Англии (вторая половина XII века) и у мастеров школы «Notre Dame» (конец XII — начало XIII века) — как один из методов композиции трех- и четырехголосного органума (в последней стадии его эволюции — так называемом метризованном органуме ).

В терминах XIII (?) века техника обмена голосов была обозначена как «повторение в разных голосах» . Термин «повторение » многозначительно указывает на основное свойство соотношения между участвующими в этом обмене голосами и по смыслу связывает представления того времени с нынешними (определение как имитации, так и канона через «повторение»). У Йоханнеса де Гарландиа (Гарландии) в систематике повторений «повторение в различных голосах» (обмен голосов) стоит в паре с «повторением в том же голосе», то есть с остинато. Тот и другой виды повторений рассматриваются как кóлор, украшение звуковой структуры (не без связи со способами украшения ораторской речи) .

3. Рондель. Каталанские каноны

Рондель («Ave mater domini») из трактата Одингтона (в расшифровке):

Круговое «колесообразное» движение ронделя (cantus rotundellus) объясняет и название rondellus. Одингтон пишет: «Дискант имеет много видов. Если то, что один спел, все по очереди повторяют (recitent — произносят), такое пение называется рондель , то есть колесообразное или круговое»

banyaplus.ru

По-гречески канон значит правило, образец. В жизни нам довольно часто встречается это слово. Мы говорим: «По строгим канонам. ». Или употребляем понятие канонический в смысле образцовый, подчиняющийся самым строгим правилам. В музыке значение этого термина значительно уже. Так называется многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же звука, иногда – от разных. Собственно говоря, канон – это музыкальная пьеса или ее эпизод, построенный на непрерывно проводимой имитации. Пример такого эпизода – дуэт Ленского и Онегина в сцене дуэли в опере Чайковского «Евгений Онегин». Еще недавно неразлучные друзья, они стоят один против другого с пистолетами в руках. Мысли их одинаковы («Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?»), поэтому мелодия одна и та же; но они уже не вместе, они противники – и поэтому их мелодии не совпадают по времени, звучат каждая сама по себе. Так тонко, психологически обоснованно использовал композитор старинную полифоническую форму, Особая разновидность канона – бесконечный канон. Мелодия в нем может повторяться сколько угодно раз, переходя от окончания вновь к началу.

Смотреть значение Канон в других словарях

Канон — м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого.
Толковый словарь Даля

Канон — канона, м. (греч. kanon). 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной.
Толковый словарь Ушакова

Канон М. — 1. Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п. // То, что твердо установлено, принято за образец. // То, что является традиционной общепринятой нормой.
Толковый словарь Ефремовой

Канон — -а; м. [греч. kanōn – правило, предписание]
1. Правило, непреложное положение какого-л. направления, учения. Каноны классицизма. Каноны академической школы живописи.
2.
Толковый словарь Кузнецова

Канон — 1) Церковное установление, правило, догмат в области вероучения или религиозных обрядов. 2) Совокупность правил, положений какого-либо направления в литературе и искусстве.
Политический словарь

Канон — правило, традиция, то, что приняло форму закона, стало общепринятым.
Экономический словарь

Канон — в изобразительном искусстве – система стилистических ииконографических норм – господствующая в искусстве какого-либо периода илинаправления; произведение, служащее нормативным образцом.
Большой энциклопедический словарь

Канон — – свод положений, имеющих догматический характер. Совокупность книг Библии, признаваемых церковью «богодухновенными», применяемых в качестве священного писания.
Исторический словарь

Канон — (греч. kanon – правило) – 1) Принятое христ. церковью, в отличие от гражд. закона, постановление, касающееся внутр. распорядка, морали (особенно служителей церкви), семейных.
Советская историческая энциклопедия

Бесконечный канон — (лат. canon infinitus, canon perpetuus) – форма имитационного изложения, в к-рой нет заключит. цезуры (см. Имитация), и развитие мелодии приводит к её началу. Это позволяет исполнять Б.
Музыкальная энциклопедия

Двойной канон — полифонич. соединение двух канонов на разные темы. Нередко применяется в репризах или кульминациях двойных фуг и др. полифонич. форм, венчая линию интенсивного развития.
Музыкальная энциклопедия

Загадочный канон — канон, в к-ром записывается только мелодия пропосты, причём моменты и интервалы вступления риспост указываются лишь частично или вообще не указываются. Эти отсутствующие.
Музыкальная энциклопедия

Канон — (от греч. kanon – норма, правило).
1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило.
Музыкальная энциклопедия

Канон (инструмент) — струнный щипковый муз. инструмент Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, где он известен под назв. канун (перс. – ганун), в СССР встречается в Армении. Плоский.
Музыкальная энциклопедия

Читать еще:  Екатерина гришина взвешенные люди 3. Официальные инстаграмы взвешенные люди

Телесный Канон — характерная для данной культуры нормативная система установок и представлений относительно тела и его отправлений.
Сексологический словарь

Телесный Канон — характерная для данной культуры нормативная система установок и представлений относительно тела и его отправлений.(

Канон — одна из тех великих форм, которыми может гордиться музыка Западной Европы. В своих наиболее значительных образцах форма канона сочетает художественно-эмоциональную полноту и насыщенность с рационалистически строго рассчитанной (и подчас невероятно сложной) конструкцией звукового целого. Зародившись еще в ранние эпохи европейского многоголосия, канон (с большей или меньшей распространенностью в те или иные исторические периоды) развивается на протяжении семи столетий, притом современная музыка отнюдь не обнаруживает тенденции к умалению художественной роли канона.

За столь длительное время канон, естественно, не мог не претерпеть существенной эволюции. И если история канона Нового времени более или менее у нас известна , то начало ее исследовано мало (прежде всего из-за труднодоступности источников, особенно в нашей стране). Настоящая статья ставит своей целью очертить контуры зарождения и начальных этапов развития формы канона.

1. Канон. Понятие и термин

Слово «канон» — одно из наиболее многозначных среди слов, вошедших в музыкальную терминологию.
. Каноном был назван «инструмент мудрецов» — монохорд . По имени этого инструмента сторонники математико-философского объяснения музыки назывались «канониками».

В позднегреческой (византийской) музыке термин «канон» был закреплен за определенной формой церковной музыки. Византийский канон (с конца VII века) состоит из девяти (или меньшего числа) частей — од. Из Византии канон перешел на русскую почву и сохранил то же строение (девять песен, вторая из которых большей частью отсутствует; в некоторых случаях пропускаются и другие — восьмая, девятая).

В католической мессе каноном (canon missae) называется часть после Sanctus от слов «Те igitur» (молитвенные тексты этой части мессы не подлежат изменению, отсюда и название «канон»).

Все перечисленные значения слова «канон», однако, не имеют отношения к полифонической форме канона, развившейся в европейской многоголосной музыке. Источник ее возникновения — мощный подъем исторически нового многоголосного полифонического мышления, интенсивно развивающего открывшиеся возможности повторения тематического материала при передаче его от одного голоса к другому и достигающего при этом неслыханных эффектов углубления музыкальной мысли, как бы погружения ее во внутреннее измерение музыки. Возведение непрерывной имитации в центр художественного интереса композиции формирует новый аспект музыкального времени и не поддающийся словесному описанию эстетический эффект взаимодействия двух одинаковых, но неодновременных голосов.

Изучение этапов становления европейских канонических форм осложняется различием путей развития термина и понятия канона. То, что с нашей точки зрения есть действительный канон (то есть непрерывная имитация), первоначально существовало под другими жанровыми наименованиями, а то, что носило название «канон», не во всем совпадает с каноном в нынешнем понимании этого термина. Так как подобного рода расхождения приходятся именно на ранние эпохи развития канона, данный вопрос — один из важнейших в настоящей работе.

2. Генезис канона. Имитация в метризованном органуме школы «Notre Dame». Обмен голосов

Канонические формы XIII—XIV веков возникли непосредственно на основе принципа имитации и хронологически, по-видимому, одновременно с ним. По технике письма канон и имитация, в сущности, однородны и могут рассматриваться как две разные степени проявления одного и того же общего принципа (передачи материала от одного голоса к другому). Перерастание зародившейся имитации в канон как имитацию последовательную, состоящую из нескольких отделов, происходит уже около 1200 года, у Перотина. Примером может служить его рождественский органум Viderunt (приводится фрагмент):

На ранних этапах своего развития имитация и канон проявили себя в рамках определенного приема организации музыкального материала, который получил в литературе специфическое наименование — «обмен голосов» (нем . Stimmtausch). Сущность этого «гласообмена» состоит в том, что данное сочетание двух (или более) голосов точно повторяется , а составляющие его мелодии передаются из голоса в голос с таким расчетом, чтобы каждая мелодия побывала во всех голосах. По совершении круга проведений каждой мелодии во всех голосах всё возвращается к исходному соотношению.

Обмен голосов объединяет в себе несколько явлений: (1) остинато , (2) имитацию и (3) канон (бесконечный — canon: infinitus, или «непрерывный», круговой — canon perpetuus, в позднейших терминах).

Обмен голосов имеет также отношение к технике двойного и тройного контрапункта . Кроме того, абсолютная «готическая» разграниченность мелодических отрезков — так же, как и геометрическая правильность их порядка, — в простейшей форме, но с полной определенностью оперирует мелодиями, как темами, — мелодиями, подвергающимися развитию посредством пермутации.

Техника обмена голосов зародилась, вероятно, в Англии (вторая половина XII века) и у мастеров школы «Notre Dame» (конец XII — начало XIII века) — как один из методов композиции трех- и четырехголосного органума (в последней стадии его эволюции — так называемом метризованном органуме ).

В терминах XIII (?) века техника обмена голосов была обозначена как «повторение в разных голосах» . Термин «повторение » многозначительно указывает на основное свойство соотношения между участвующими в этом обмене голосами и по смыслу связывает представления того времени с нынешними (определение как имитации, так и канона через «повторение»). У Йоханнеса де Гарландиа (Гарландии) в систематике повторений «повторение в различных голосах» (обмен голосов) стоит в паре с «повторением в том же голосе», то есть с остинато. Тот и другой виды повторений рассматриваются как кóлор, украшение звуковой структуры (не без связи со способами украшения ораторской речи) .

3. Рондель. Каталанские каноны

Рондель («Ave mater domini») из трактата Одингтона (в расшифровке):

Круговое «колесообразное» движение ронделя (cantus rotundellus) объясняет и название rondellus. Одингтон пишет: «Дискант имеет много видов. Если то, что один спел, все по очереди повторяют (recitent — произносят), такое пение называется рондель , то есть колесообразное или круговое»

Источники:

https://studopedia.ru/10_307227_ponyatie-stihotvornaya-stroka-strofika-tverdie-formi-strofiki-rifma.html
https://dvoris.ru/letnyaya-obuv/kanon-muzykalnaya-forma-stroki-tekstarifmy-stiha-i-stroki/
https://www.banyaplus.ru/men/kanon-muzykalnyi-termin-stroki-tekstarifmy-stiha-i-stroki.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]