Картины бэнкси с названиями. Даже если мы увидим его лицо — это ничего не изменит
Топ-10 Интересных историй о Бэнкси
Бэнкси (Banksy) с момента своего появления на сцене в начале 2000-х годов стал одним из самых обсуждаемых художников нашего поколения, и его своеобразный бренд творчества получил как признание критиков, так и осуждение. Люди со всего мира видели его работы – если не по телевизору, то на улицах или даже здании, в котором они живут. Вот всего несколько интересных историй, которые рассказывают об этом загадочном человеке.
10. Израильский разделительный барьер
Фотография: Университет Дьюка (Duke University)
Израильский разделительный барьер (West Bank Barrier) – это монолитная стена, отделяющая Израиль от Палестины. Длина её составляет 684 километра и барьер в три раза превышает размеры Берлинской стены. Из-за проблем на Среднем Востоке и самой разделительной природы израильского разделительного барьера, он является одним из самых опасных в мире мест. В 2005 году Бэнкси его разрисовал.
Как израильтяне, так и палестинцы, проснувшись утром, увидели огромные фрески, нанесённые на обеих сторонах стены. Несмотря на холст, на котором творил Бэнкси, большинство картин не были слишком политическими, как можно было бы ожидать. Некоторые из них изображали панорамные окна, показывающие пышные зелёные луга. Другие были игривыми, например два ребёнка, перебирающихся через стену при помощи шаров и лестниц. Как ему удалось сделать это в месте, где регулярно застреливают людей, остаётся тайной, но представительница Бэнкси утверждает, что за то время, пока он работал, его чуть не пристрели несколько раз войска охраны.
9. Война граффити
Фотография: Мэтт Браун (Matt Brown)
Граффити надолго опережает общественное признание Бэнкси и одним из старейших и самых известных художников граффити в Лондоне был мужчина по имени Роббо (Robbo). По неизвестным причинам однажды в Лондоне обнаружилось, что Бэнкси закрасил один из тэгов Роббо, нарисованный примерно в 1985 году. Теперь вместо «ROBBO» на стене появилось изображение муниципального рабочего, держащего в руках кисть и закрашивающего стену в чёрный цвет.
Это событие побудило изначального художника, которому теперь было около сорока лет, вернуться к творчеству. Роббо «отомстил» изменив картину таким образом, что муниципальный рабочий теперь наносил на стену слова «КОРОЛЬ РОББО». Бэнкси не успокоился и добавил буквы «FU» («ПНХ») перед «КОРОЛЁМ РОББО». Этот обмен любезностями продолжался почти два года пока Роббо не получил серьёзную травму головы, которая не позволила ему продолжать соревнование дальше. Бэнкси отдал победу и заменил свою версию оригинальным тэгом Роббо.
8. «Слон в комнате» (идиома, означающая в английском языке проблему, очевидную для всех, но которую старательно избегают)
Фотография: Бит Бой (Bit Boy)
Первая выставка Бэнкси в Лос-Анджелесе была сверхуспешной, и посетили её самые яркие знаменитости. Одной из его выставочных работ была названа «Слон в комнате». В работе был применён настоящий индийский слон, который был полностью раскрашен неядовитой краской в цвета окружающих обоев. Слон должен был символизировать всю бедность в мире или что-то вроде.
Каким-то странным образом Бэнкси смог получить разрешение на это у лос-анджелесского департамента надзора за животными, представители которого проконсультировались по этому поводу с прокурором города. После непосредственного открытия выставки большинство организаций защиты прав животных выразили протест такому легкомысленному отношению к слону, волнуясь о том, что животное страдало и могло получить долгосрочные проблемы со здоровьем. Однако было слишком поздно отменять выставку, так как она уже подходила к концу.
7. Хэнкси
Фотография: Нехрамс2020
Бэнкси был хорошо принят мейнстримом. Его работы выставляются в художественных галереях и он даже иногда снимается в телевизионных рекламах. Именно эта известность вызвала появление подражателей, самым смешным из которых является Хэнкси.
Хэнкси (Hanksy) – уличный художник, живущий и действующий в Нью-Йорке, рисует в стиле Бэнкси с одним тонким отличием – все его работы связаны с актёром Томом Хэнксом. Если Хэнкси рисует одну из известных крыс Бэнкси, у неё будет лицо Тома Хэнкса. Если Хэнкси имитирует известную картину протестующего, бросающего букет цветов, на самом деле это будет Том Хэнкс, бросающий Уилсона – волейбольный мяч из «Изгоя». Хэнкси однако, не ограничивается Томом Хэнксом. Он также использует изображения других широко известных актёров и поп-икон, которые можно увидеть на его вебсайте.
6. Добавление своих работ в художественные галереи тайком
Незадолго до того, как Бэнкси начали приглашать в картинные галереи, как настоящего художника, он представлял свои работы общественности другим способом – помимо рисования на стенах – и это бы заставило Джокера задаться вопросом: «Как я об этом не подумал?». В 2003 году Бэнкси посетил художественную галерею Тейт Британия в Лондоне. Будучи замаскированным, он приклеил одну из своих картин на стену, где она оставалась незамеченной несколько часов до тех пор, пока клей не засох, и картина не упала на пол. Это была масляная картина загородного дома, окружённого полицейской лентой, с сопровождающей запиской, объясняющей, что страна потеряла чувствительность к преступлениям из-за того, что их так часто освещают в прессе.
Затем Бэнкси повторил трюк в Британском музее, повесив фальшивую пещерную живопись, изображающую пещерного человека толкающего магазинную тележку, с фальшивым знаком «Это отлично сохранившийся пример примитивного творчества, датированный посткататонической эрой». На этот раз его творчество было выставлено на протяжении двух дней, пока кто-то не заметил и камень не убрали. Несколько лет спустя Бэнкси применил тот же трюк в Нью-Йорке, тайком выставив свои работы в Метрополитен-музее, Нью-Йоркском музее современного искусства, Американском музее естественной истории и Бруклинском музее.
5. Розыгрыш Пэрис Хилтон
Фотография: Роджер Касас-Алатрист (Roger Casas-Alatriste)
В 2006 году дебютный альбом Пэрис Хилтон начал продаваться в Великобритании, но люди, которые по известной одной им причине захотели купить диск, оказались в шоке. Бэнкси подбросил 500 изменённых им версий по всей стране. Он сделал фактически обратное магазинной краже – разместил свой неофициальный товар в магазинах, который покупали ничего не подозревающие посетители магазина. В версии Бэнкси музыка была заменена примитивным ритмом и повторяющимся отрывком Пэрис Хилтон, говорящей «Это круто!». Названия песен на обложке диска были заменены вопросом «Почему я известна?» и «Зачем я нужна?»
4. Продажа картин, оценивающихся в 30 000 долларов, по 60 долларов
В октябре этого года престарелый мужчина установил прилавок в Центральном Парке и начал продавать картины Бэнкси по 60 долларов. Большинство людей игнорировало прилавок, пока мужчина пил кофе и кушал сэндвичи. Они, скорее всего, предположили, что это попытка нажиться на доверчивых туристах, которые знали, что в тот момент в городе проходила выставка Бэнкси.
Однако, тысячи людей, проходящих мимо престарелого мужчины, продававшего картины, в тот день и не подозревали, что каждая из них была настоящей картиной Бэнкси, стоящей 30 тысяч долларов. В конце дня старик заработал всего 500 долларов. К всеобщему сожалению Бэнкси сказал, что больше прилавков, дешево продающих оригинальные произведения, не будет, поэтому в следующий раз, когда вы увидите старика, продающего картины, это, скорее всего не будут бесценные произведения искусства.
3. Похищенные работы Бэнкси
Большая часть творчества Бэнкси выставлена в местах общего пользования – на стенах зданий, тротуарах, под мостами и так далее. Это означает, что из-за ценности каждого предмета творчества, они подвержены попыткам кражи. Одна такая кража случилась недавно в Нью-Йорке, когда репродукция Египетского Сфинкса, созданная из разбитых блоков из шлакобетона, была погружена на грузовик местным населением Куинс и с тех пор её не видели. Один из местных затем получил щедрое предложение от большой картинной галереи за эту работу.
Другое произведение было похищено со стены магазина на севере Лондона. Воры смогли отрезать кусок стены, на которой была изображена картина. В следующий раз картина оказалась на аукционе, организованном частным коллекционером в США.
Вандализм и похищение работ Бэнкси стало настолько распространено, что бизнесмен из Нью-Йорка нанял вооружённого охранника, чтобы тот охранял работу Бэнкси, которая была нанесена на стене его здания. Тем временем в Великобритании картины Бэнкси обычно сохраняют под органическим стеклом, чтобы защитить их от воров и вандалов. По иронии, люди, перед которыми ставят задачу защиты работ Бэнкси, являются теми же, кто обычно закрашивают данные работы – команды по удалению граффити.
2. Рональд МакДональд и Чистильщик сапог
В одной из последних работ Бэнкси он решил подвергнуть критике сеть ресторанов МакДональдс. Крупная скульптура Рональда МакДональда с хмурым выражением лица и огромными ботинками путешествовала по Нью-Йорку, переезжая каждый день к следующему ресторану МакДональдс вместе с лохматым чистильщиком сапог (настоящим человеком). Мужчина, который постоянно начищал обувь скульптуры клоуна, на все вопросы отвечал «Извините, не говорю на английском!»
К счастью, для людей, которые не понимают, почему по Нью-Йорку путешествует гигантский Рональд МакДональд с чистильщиком сапог, не говорящем на английском языке, Бэнкси организовал автоматический номер телефона, который объясняет смысл его работы. Согласно записи, которую слышали звонящие «Рональд является самой часто встречающейся скульптурой после Христа», а эта статуя является «критикой сложной работы, необходимой для поддержания отполированного имиджа мега-корпорации».
1. Личность Бэнкси
Фотография: ЛупЗилла (LoopZilla)
Несмотря на известность Бэнкси, никто не знает с точностью кем он на самом деле является – и если это вообще «он». Он проводил интервью, будучи в маске, и утверждал, что он является безработным, бросившим творческую школу маляром-декоратором. Другие утверждают, что Бэнкси как такового не существует и на самом деле это целый творческий коллектив. В то же время, другие утверждают, что Бэнкси это альтер-эго противоречивого художника Дэмьена Херста (Damien Hirst).
Однако стоит отметить, что существует более вероятный кандидат. Многие новостные источники указывали на Робина Каннигэма (Robin Cunningham), 39-летнего художника, которого достаточно часто замечали неподалёку от творчества Бэнкси. Это не было бы чем-то примечательно, однако его обычно замечают прямо перед тем, как появляется новая работа Бэнкси и он обычно носит с собой краскораспылитель или помогает устанавливать леса. Команда Бэнкси не подтверждает, но и не опровергает эти предположения, поэтому остаётся только догадываться.
Кто такой Бэнкси? Почему его картина самоуничтожилась?
6 октября стало известно, что картина британского уличного художника Бэнкси “Девочка с шаром” самоуничтожилась прямо во время аукциона Sotheby’s в Лондоне. После последнего удара молотка проданная за 1,4 млн долларов картина поползла вниз из рамы.
Оказалось, что в ее нижней части был спрятан шредер. Он и разрезал большую часть полотна. Как заявили организаторы торгов, присутствовавшие на них “были свидетелями искусства Бэнкси”.
Мистер X
Скрывающийся под именем Бэнкси уличный художник сознательно избегает того, чтобы публика узнала его настоящее имя. По разным данным, его зовут Роберт или Робин Бэнкс, Робин Каннингем или Роберт Дель Ная.
Он начинал с того, что оставлял граффити на улицах Бристоля и других британских городов. Изображения содержали социальную критику, вскрывали пороки общества.
Бэнкси одним из первых стал использовать трафарет, чтобы быстрее нанести рисунок на стену, пока не приехали полицейские.
Мировое признание
Соединение таинственности и социальной подоплеки сделали художника всемирно популярным. Он стал рисовать по обе стороны океана и даже в горячих точках, например, на границе Палестины и Израиля.
СМИ регулярно сообщают о том, что личность Бэнкси установлена, что он попался полиции при создании очередной своей картины. На самом деле, пока что все эти данные не соответствуют действительности.
Скандальная выставка в Москве
Выставки Бэнкси проходят во многих мировых столицах и неизменно привлекают к себе внимание. Однако по-особому оскандалился именно его московский вернисаж.
Летом 2018 года в Центральном доме художника (ЦДХ) на Крымском валу прошла большая выставка работ Бэнкси, которую посетили более 300 тыс. человек. После этого выставка переехала в Санкт-Петербург.
Один из интернет-пользователей сфотографировал фасад ЦДХ и отправил снимок самому художнику, пожаловавшись на дорогие входные билеты – до 1400 рублей. Как напомнил автор снимка, Бэнкси не раз заявлял, что не берет денег за свое искусство.
Оказалось, что британский художник ничего не знал о московской выставке своих работ. “Вообще эта выставка не имеет ко мне никакого отношения. Я не беру с людей деньги, чтобы они смогли увидеть мои работы”, – ответил Бэнкси.
Организаторы выставки парировали, что уличный художник продает свои авторизованные картины коллекционерам, не запрещая выставлять их в галереях. Именно это и они и сделали.
Картины бэнкси с названиями. Даже если мы увидим его лицо — это ничего не изменит
«Бэнкси – гений или вандал? Решаешь ты!» — именно под таким лозунгом в Москве прошла выставка, представившая работы британского художника стрит-арта. Своими впечатлениями о посещении делится наш московский колумнист Алена Лиас.
Что нужно знать о личности художника? Во-первых, он анонимен. Изначально это связано с тем, что граффити считалось вандализмом. Однако сегодня это уже часть пиар-кампании Бэнкси. Загадка личности художника, безусловно, привлекает дополнительное внимание к его творчеству. В интернете можно найти множество информации о Бэнкси или даже группе художников, работающих под этим псевдонимом, однако достоверность ее под большим вопросом.
Далеко не каждый увидит в творчестве Бэнски настоящее искусство, однако его работы давно и дорого продаются, их коллекционируют. Безусловно, «феномен Бэнкси» – результат грамотного маркетинга, тем не менее, его работы отражают дух времени.
Произведения художника часто имеют политический и социальный подтекст. Бэнкси порой грубо высмеивает пороки нашего времени, протестуя против догм и уклада современного общества. Его произведения заставляют задуматься о проблемах нашего мира.
В своей книге «Биться головой о кирпичную стену» художник пишет: «Граффити является одним из немногих средств выражения, если у вас ничего нет. И даже если вы не напишете что-то, что излечит мир от бедности, вы можете заставить кого-то улыбнуться, пока он мочится…»
Граффити Бэнкси часто изображают крысу как символ андеграунда и подпольной борьбы за независимость. Именно крысы сумели выжить, несмотря на все попытки человека их уничтожить. Еще они олицетворяют то серое и отвратительное, что есть в человеческом обществе.
Интересный факт – картины Бэнкси висели в Лувре, Нью-Йоркском музее Метрополитен, Лондонском Тейт и даже в музее Естественной истории рядом со скелетом динозавра. Это все оригинальный план художника. В 2004 году Бэнкси, нарядившись в шпионский плащ, прошел в Лувр и повесил картину с Моной Лизой, у которой вместо лица улыбающийся смайл, рядом с настоящими экспонатами. То же самое он проделал в других музеях. Это были картины-пародии на классическое и современное искусство: парадный портрет дамы в противогазе, банка уцененного томатного супа (был повешен рядом с Campbells Уорхола). Обманки художника так хорошо вписывались в музейное окружение, что смотрители не сразу обнаруживали подвох. Например, одна картина провисела в музее 8 дней. А Лондонский музей Естественной истории даже решил оставить себе пародию художника на первобытное искусство.
Бэнкси начинал свое творчество еще в 1990 –е. В 2007 году его работы стали скупать знаменитости (Анжелина Джоли, Бред Питт, Кейт Мосс, Джуд Лоу). Так Бэнкси из хулигана превратился в главного художника современности. За это время создано довольно много произведений. Я расскажу о наиболее ярких.
Девочка с шариком
Одна из самых значимых и узнаваемых работ Бэнкси. Это произведение, по результатам опросов, стало любимым художественным образом у британцев. Каждый трактует смысл изображения по-своему: кто-то в улетающем шарике видит потерю, кто-то — освобождение.
Граффити появилось на мосту через Темзу в 2002 году. Это девочка – символ невинности и нежности, она вызывает желание защищать ее и беречь. Чуть позже неизвестный приписал к изображению слова: «Надежда есть всегда…». Это реакция на искусство, которое находит отклик в наших душах.
Позже Бэнкси повторил эту работу в нескольких других местах, а также стал делать принты для продажи. А в 2014 году была запущена акция под хэштегом #WithSyria, в рамках которой именно эта работа была использована как символ протеста против войны в Сирии.
Стив Джобс
Граффити с изображением Стива Джобса художник разместил на стене во французском городе Кале, в котором находится лагерь беженцев. Именно из этого города многие мигранты пытаются попасть в Великобританию.
На своём сайте художник подписал граффити «Сын мигранта из Сирии».
Своей работой Бэнкси высказался относительно текущего кризиса с мигрантами в Европе. Стив Джобс — сын сирийского мигранта, который перебрался в США после Второй Мировой войны.
«Нас часто заставляют верить, что миграция истощает ресурсы страны. Но Стив Джобс был сыном сирийского мигранта! Apple является самой прибыльной компанией в мире, она платит более 7 млрд долларов в год налогов и она существует только потому, что когда-то молодого человека из Хомса пустили в страну,» — именно так прокомментировал Бэнкси это граффити.
Мона Лиза с базукой
Первый вариант граффити в Сохо был закрашен уже через несколько дней после своего появления.
Мона Лиза — идеал женственности и безмятежности. Возможно, художник хотел подчеркнуть диссонанс между нежной улыбкой Джоконды и мощным оружием уничтожения… Но есть и другая трактовка: спокойствие Моны Лизы отражает пресыщенность благополучного общества новостями о войнах, происходящих где-то далеко…
Какую выберете? Решать вам…
Любовь в воздухе
«Любовь в воздухе» — граффити, на котором участник уличного протеста собирается метнуть цветы вместо коктейля Молотова. Один из опросов 2017 года показал, что это одно из наиболее узнаваемых произведений Бэнкси.
Первая такая работа была сделана художником в 2003 году в Палестине.
Бэнкси хотел показать, что любые вопросы должны решаться мирным путём. Иначе одно насилие порождает другое. А может быть, художник хотел сказать этим граффити, что протест против капиталистических или военных режимов также бесполезен, как метание цветов во время беспорядков?
Улыбающийся коп
Художник не очень любит полицейских, это мягко говоря. Так как граффити считается вандализмом, Бэнкси становился объектом преследования. Поэтому у художника есть целая серия работ, высмеивающих сотрудников полиции.
Одна из таких граффити – «Улыбающийся коп», точнее, полицейский со смайлом вместо лица. Бэнкси сделал эту работу достаточно большой, чтобы зритель смог увидеть полицейского в полный рост. Никогда еще лицо копа в граффити художника не было таким дружелюбным. Бэнкси предлагает воспринимать эту работу как некую утопию. Вопрос в том, что скрывается за этой улыбкой, что реально у него на уме?
Если бы граффити могло что-то изменить
Если бы граффити могло изменить что-либо, оно было бы незаконно! Этой работой Бэнкси отдал дань уважения анархистке и активистке за права женщин Эмми Гольдман, которая сказала: «Если бы голосование могло изменить что-либо, оно было бы незаконно».
Граффити было создано в 2011 году на Оксфорд-стрит в Лондоне. Под надписью расположилась черно-белая крыса Бэнкси, своеобразный символ его творчества.
Кейт Мосс
Эта работа — своеобразный ответ на безумие арт-рынка, а также дань уважения Энди Уорхолу, который в свое время сумел показать потребительскую суть рынка искусства. Сегодня, как и во времена Уорхола, бренд важнее истинного мастерства.
На момент создания этого принта Кейт Мосс была на пике своей популярности. Художник решил выбрать именно ее и не прогадал. Работы сразу начали скупать.
С этой работой связан интересный случай. В 2011 году Бэнкси сделал уникальную версию этого принта. Пока Кейт была в свадебном путешествии, художник проник к ней в дом и подложил туда работу. Как это ему удалось — до сих пор загадка.
Летящий покупатель
У Бэнкси есть серия работ с изображением тележек из супермаркета. Художник высмеивает потребительскую суть современного человека. На граффити «Летящий покупатель» женщина так крепко держится за тележку, что готова разбиться вместе с ней, но не отпустить.
Работа появилась на заброшенном здании Лондона в 2011 году. Это место тут же стало популярным. Однако здание давно пустует, и его собираются снести. Символично, согласитесь, ведь граффити так недолговечны.
Мобильные любовники
В 2014 году на двери юношеского центра, который работает с молодежью Бристоля, появилось граффити «Мобильные любовники». Тема работы – социальные сети, в которые люди погружаются с головой и не могут отвлечься порой даже во время свидания.
Интересный факт: это произведение спасло молодежный центр от банкротства. Сотрудники сняли дверь и взимали плату за возможность посмотреть на произведение известного художника. Бэнкси был не против. Однако вмешались городские власти. Они забрали работу и выставили ее в Бристонском музее. Тогда Бэнкси вмешался. Закончилось все тем, что произведение было продано на аукционе, а все вырученные деньги пошли на спасение юношеского центра.
Ангел и Криминальное чтиво
С этими произведениями связана одна трогательная история из жизни и творчества Бэнкси. В 2007 году в Лондоне рабочими была закрашена одна из известных работ художника «Криминальное чтиво». Тогда Бэнкси написал на том же месте новую интерпретацию этой сцены. Теперь герои известного фильма держали настоящие пистолеты, а сами были одеты в костюмы бананов.
Буквально через несколько дней и новая работа была закрашена. Но на этот раз не рабочими, а молодым граффитистом под псевдонимом Озон. Внизу он оставил подпись: «Если в следующий раз работа будет лучше, я оставлю ее». Однако, оценить новую работу молодой художник не успел, он погиб под колесами поезда, пытаясь нарисовать очередное граффити в Лондонском метро.
Бэнкси не остался равнодушным к гибели Озона. И на месте «Криминального чтива» появилось одно из лучших его граффити – ангел в бронежилете с черепом в руках.
«Когда мы потеряли Озона, мы потеряли бесстрашного художника граффити и, как выясняется, довольно проницательного арт-критика,» — написал Бэнкси на своем сайте после трагедии.
Выставка, посвященная творчеству Бэнкси, закончилась в Москве, и до конца осени будет проходить в Санкт-Петербурге. Не обошлось и без скандалов. В своем аккаунте Бэнкси разместил переписку с другом, который сообщил ему о его персональной выставке, проходящей в Москве. То есть получается, художник был не в курсе о крупнейшей выставке своих работ. Эта ситуация, безусловно, добавила ажиотажа. Социальные сети пестрели возмущенными комментариями, организаторы оправдывались, что все законно, так как экспонаты представлены частными коллекционерами. Мы вряд ли узнаем точно, был ли это пиар ход или нет. Тут уж каждый решит для себя сам…
Кстати, Минск также не отстает от российских столиц. В галерее классического и современного искусства DK Gallery открыта и будет проходить до середины октября выставка по мотивам творчества Бэнкси. Поэтому минчане также имеют возможность прикоснуться к уличному искусству, не уезжая из Минска.
Источники:
https://bugaga.ru/interesting/1146741874-top-10-interesnyh-istoriy-o-benksi.html
https://www.anews.com/p/98751065-kto-takoj-behnksi-pochemu-ego-kartina-samounichtozhilas/
https://pret-a-portal.by/10-rabot-bjenksi-o-kotoryh-vam-nado-znat/